Правила приема в российские школы детей, прибывших с территории украины. Кто может обучаться в российских образовательных учреждениях
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 10, ст. 835; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 27, ст. 3215; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6070, ст. 6074; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 7, ст. 786, ст. 787; № 46, ст. 5419; 2011, № 6, ст. 793; № 27, ст. 3871; № 46, ст. 6408; № 47, ст. 6608), и пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; № 28, ст. 4214; № 37, ст. 5257; № 47, ст. 6650, ст. 6662), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения.
Министр | А.А. Фурсенко |
Регистрационный № 23859
Приложение
Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107)
1. Настоящий Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения (далее - Порядок) регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, дети) в федеральные государственные общеобразовательные учреждения, государственные общеобразовательные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные общеобразовательные учреждения, негосударственные общеобразовательные учреждения (далее соответственно - государственные, муниципальные, негосударственные учреждения, вместе - учреждения) для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - основные общеобразовательные программы).
2. Действие настоящего Порядка распространяется на образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы.
3. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, в учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и международными договорами Российской Федерации.
4. Правила приема граждан в учреждения определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее - закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее - закрепленные лица)*.
6. Закрепленным лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении**.
В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа.
7. Прием закрепленных лиц в учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).
Государственные учреждения, негосударственные учреждения, реализующие на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования общеобразовательные программы углубленного и/или профильного изучения отдельных предметов, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приема граждан в учреждения на соответствующие ступени механизмы выявления склонностей детей к углубленной и/или профильной подготовке по соответствующим учебным предметам.
Государственные учреждения, негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приема граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей.
8. Прием граждан в учреждение с наличием интерната проводится при отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания детей в таком учреждении.
9. Прием граждан для обучения в филиале учреждения осуществляется в соответствии с правилами приема граждан в учреждение.
10. С целью ознакомления родителей (законных представителей) обучающихся с уставом учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации учреждения, распорядительным актом органов местного самоуправления муниципального района, городского округа о закрепленной территории (далее - распорядительный акт), издаваемым не позднее 1 марта текущего года и гарантирующим прием всех закрепленных лиц и соблюдение санитарных норм и правил, другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, учреждение размещает копии указанных документов на информационном стенде и в сети Интернет на официальном сайте учреждения.
11. С целью проведения организованного приема в первый класс закрепленных лиц учреждение не позднее 10 дней с момента издания распорядительного акта размещает на информационном стенде, на официальном сайте учреждения, в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о количестве мест в первых классах; не позднее 1 августа - информацию о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории.
12. Прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Учреждение может осуществлять прием указанных заявлений в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения о ребенке:
а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
б) дата и место рождения;
в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.
Родители (законные представители) ребенка предъявляют оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка, оригинал и ксерокопию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной территории.
Родители (законные представители) ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, дополнительно предъявляют заверенные в установленном порядке копии документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося), и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе соотечественники за рубежом, все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
13. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
14. При приеме в первый класс в течение учебного года или во второй и последующий классы родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют личное дело обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.
При приеме в учреждение на ступень среднего (полного) общего образования родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют выданный ему документ государственного образца об основном общем образовании.
15. Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.
16. Прием заявлений в первый класс учреждений для закрепленных лиц начинается не позднее 10 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года.
Зачисление в учреждение оформляется приказом руководителя учреждения в течение 7 рабочих дней после приема документов.
Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, но зарегистрированных на территории муниципалитета (субъекта для Москвы и Санкт-Петербурга), прием заявлений в первый класс начинается с 1 августа текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Приказ о зачислении в первый класс издается не ранее 1 августа текущего года.
Учреждения, закончившие прием в первый класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории, вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 августа.
17. Для удобства родителей (законных представителей) детей учреждение вправе установить график приема документов в зависимости от адреса регистрации.
18. При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
19. Дети, зачисленные в учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, для освоения программы дошкольного образования продолжают обучение на ступени начального общего образования в том же учреждении.
20. Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка, в том числе через информационные системы общего пользования, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации учреждения, уставом учреждения фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.
Подписью родителей (законных представителей) обучающегося фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации***.
21. Документы, представленные родителями (законными представителями) детей, регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления родителям (законным представителям) детей выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в учреждение, о перечне представленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица учреждения, ответственного за прием документов, и печатью учреждения.
22. Приказы размещаются на информационном стенде в день их издания.
23. На каждого ребенка, зачисленного в учреждение, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные при приеме и иные документы.
_____________________________
* Для закрепленных лиц, не достигших четырнадцати лет, или находящихся под опекой, местом жительства признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301)).
При раздельном проживании родителей место жительства закрепленных лиц устанавливается соглашением родителей, при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом (пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 2011, № 19, ст. 2715)).
Регистрация по месту жительства закрепленных лиц, не достигших четырнадцати лет и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (пункт 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2939; 1996, № 18, ст. 2144; 1997, № 8, ст. 952; 2000, № 13, ст. 1370; 2002, № 34, ст. 3294; 2004, № 52, ст. 5493; 2008, № 14, ст. 1412; 2010, № 37, ст. 4701; № 46, ст. 6024; 2011, № 44, ст. 6282)).
** Пункт 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1252; 2007, № 31, ст. 4082).
*** Статья 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 31, ст. 4701).
Обзор документа
Закреплен порядок приема детей в школы. Он распространяется на все общеобразовательные учреждения независимо от их формы собственности.
Правила приема учеников определяются школой самостоятельно. При этом муниципальные школы обязаны принимать детей, проживающих на закрепленной за ними территории. Вступительные испытания для них не допускаются. Отказать могут только по причине отсутствия свободных мест.
Разрешено проводить отбор детей на программы углубленного и/или профильного изучения отдельных предметов, а также по определенным видам искусства или спорта.
В школы с интернатом дети принимаются только при отсутствии медицинских противопоказаний для их пребывания в таком учреждении.
Школа обязана разместить копии документов, регламентирующих организацию образовательного процесса, на информационном стенде и своем официальном сайте. Это, в частности, устав, лицензия, свидетельство о госаккредитации, акт местного органа власти о закрепленной территории. Последний принимается не позднее 1 марта текущего года. В течение 10 дней после его издания школа должна сообщить число мест в первых классах. До 1 августа доводится информация о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории.
Для приема в школу родители ребенка подают заявление. Приведены требования к его содержанию. К нему прилагают свидетельства о рождении ребенка и регистрации его по месту жительства на закрепленной территории (оригиналы и ксерокопии). Также родители предъявляют удостоверение личности. Школа может принимать заявления в электронном виде. Родители вправе по своему усмотрению представить медзаключение о состоянии здоровья ребенка.
Если поступающий является иностранным гражданином или не имеет гражданства вообще, родители дополнительно подают заверенные копии документа о родстве (или законности представления его интересов) и своем праве на пребывание в России.
При переводе ребенка из другой школы родители представляют его личное дело. При приеме на ступень полного общего образования необходим документ об основном общем образовании.
Заявления о приеме в 1 класс начинают принимать не позже 10 марта и заканчивают не позднее 31 июля текущего года (для незарегистрированных на закрепленной территории - с 1 августа до заполнения свободных мест, но максимум до 5 сентября). Для удобства родителей школа вправе установить график приема документов в зависимости от адреса регистрации.
Если ребенок посещал детский сад при школе, он принимается в 1 класс в том же учреждении.
У многих людей осень ассоциируется со школой, университетом. Первое сентября, день учителя, первая четверть. На этот раз мы постарались обратить внимание на одну из важных проблем, с которой встречается большинство семей с детьми из других стран в России. Как устроить детей в школу или дошкольные образовательные учреждения. По словам Ибраимовой Жаныл, гражданки КР, отдать ребенка в детский сад в России намного труднее, чем устроить в школу. «Для того, чтобы отдать ребёнка в государственный сад нужно вставать в очередь и очень долго ждать», — рассказывает Жаныл. На вопрос, когда же нужно начать собирать документы и вставать в очередь, она с улыбкой отвечает: «С самого рождения ребёнка». И это факт, многие семьи ждут очереди в государственные садики годами. Жаныл повезло, так как на тот момент, когда нужно было устраивать ребенка в сад, Жаныл работала в садике г. Мытищи. Это дало ей право устроить своих детей в садик без очереди. Но совершенно не освободило от других условий. «Я оплачиваю 2500 рублей в месяц за питание, а также приблизительно 1500 рублей за дополнительные занятия и другие расходы. В месяц получается 5000-6000 рублей. Мне не жалко таких денег. Я вижу какое питание, как здесь все чисто и аккуратно, какие занятия проводятся. Для ребёнка же хочется все самое хорошее. И воспитатели здесь очень грамотные, доверяю им»,- рассказывает Жаныл. Ещё один трудовой мигрант, гражданка Узбекистана Нигора Исламова, каждое утро привозит своего ребёнка в частный детский сад. «Как приехала в Москву с детьми, сразу обратилась в ОСИП (Окружные службы информационной поддержки). Именно там ставят ребенка на очередь в дошкольное образовательное учреждение. Мне сказали, что придется ждать 2 года своей очереди. А мы не можем ждать, нам нужно работать, чтобы прокормить семью. Мы с мужем начали искать другие варианты. Поблизости к дому нашли частный детский сад. Несмотря на стоимость, (хотя, это самая минимальная стоимость среди других частных детских садиков) мы решили отдать ребенка в этот сад. Теперь мы каждый месяц платим 30 000 рублей за садик. Наша дочка в садике с 08:00 утра до 20:00 вечера. Кормят очень хорошо, с каждым ребёнком работает логопед, проводятся развивающие игры, проходят уроки математики, а также с трёх лет в программе есть английский язык. Конечно, хотелось бы платить меньше. Но другого выхода я не вижу». Чтобы устроить ребёнка необходимо собрать определённый перечень документов. Во всех детских садах список документов одинаковый: 1. Заявление-анкета; 2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (родителя); (+ Документ, подтверждающий статус законного представителя при обращении опекуна, попечителя); 3. Свидетельство о рождении ребенка + документ подтверждающий родство заявителя, если свидетельство о рождении не указывает на это; 4. Документ, удостоверяющий личность ребенка, являющегося иностранным гражданином, лицом без гражданства; (если он есть); 5. Документ, подтверждающий законность пребывания (проживания) в Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, лицом без гражданства (миграционный учет или разрешение на временное проживание или вид на жительство); 6. Документ, подтверждающий законность пребывания (проживания) в Российской Федерации заявителя (родителя), являющегося иностранным гражданином, лицом без гражданства (миграционный учет (регистрация по месту пребывания) + миграционная карта + патент (разрешение на работу) или разрешение на временное проживание или вид на жительство). 7. Страховой полис; 8. Медицинская карта. Ваш ребёнок должен пройти осмотр: — ЛОР-врача; — Офтальмолога; — Хирурга; — Невролога; — Кардиолога; — Лабораторные исследования; — Педиатра; — Окулиста; — Дантиста. Примечание. На каждый документ необходимо предоставить копию. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке, если документ составлен на иностранном языке, то вместе с заверенным нотариальным переводом на русский язык. Оформление страхового полиса может стоить примерно от 2000 до 3000 рублей. Все зависит от условий страхового полиса. «Я оформила страховой полис для моего ребёнка и осмотр врачей мы прошли бесплатно. Таким образом, я потратила деньги только на страховой полис», — отмечает Нигора. «Старшую дочку устроить в школу удалось быстрее и легче. Для поступления в школу требуются такие же документы, как в детский сад, добавляется лишь СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счёта). Ждать своей очереди не придётся так долго. Важно успеть обратиться в ОСИП в апреле или в мае, чтобы попасть в список. Сотрудники ОСИП на карте выбирают три ближайшие школы к вашему месту проживания и отправляют им запрос. Администрация школы, где есть свободное место, приглашает вас на собеседование. Проходите собеседование, приносите необходимые документы и все, ваш ребёнок принят в школу»,- рассказывает Нигора. В государственных школах в России не надо платить за обучение, но за питание и развивающие кружки необходимо платить каждый месяц. «Мы оплачиваем 2000 рублей в месяц за питание. Помимо этого, мы платим 1200 рублей за дополнительные курсы. Я не жалуюсь, это нормально. Зато я знаю, чем занимается мой ребёнок и как развивается». Двери учебных заведений России открыты для всех детей. Собирайте информацию, вставайте в очередь, оформляйте требуемые документы и делайте все возможное, чтобы дать возможность своему ребёнку получить хорошее образование. Право на образование есть у каждого ребёнка. (
Если прием в общеобразовательные учреждения детей, слабо владеющих русским языком , осуществляется при наличии документов и сравнимости программ, то после предварительного собеседования они направляются в соответствующий класс.
При отсутствии документов для обучающихся 5 -7 классов определяется уровень их знаний по русскому языку и математике, а 8 -10 классов - по русскому языку , математике, физике, химии, с тем, чтобы определить возможность их обучения в соответствующем классе.
К государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся-мигранты 9 и 10 (12) классов, освоившие образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную отметку по одному предмету учебного плана с обязательной сдачей экзамена по этому предмету.
В качестве итогового экзамена по русскому языку в 9 классе для таких детей проводится изложение без грамматических заданий, как для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения.
В 11 классе для таких детей итоговым экзаменом по русскому языку является сочинение. Для детей-мигрантов могут использоваться темы сочинений, предусмотренные для школ с родным (нерусским) языком обучения.
Дети-мигранты могут получить аттестат об основном и среднем (полном) общем образовании и в форме экстерната . Желающие должны подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения, в котором организован экстернат, не позднее чем за три месяца до аттестации, а также представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации.
- в соответствии с международными договорами ;
- в пределах контрольных цифр приема по направлениям Федерального агентства по образованию Российской Федерации;
- в соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах численности, установленной лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, определяемых правилами приема.
Лица, проживающие в государствах, находящихся на территории бывшего СССР , могут приниматься в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета , в порядке, определяемом правилами приема в конкретное высшее учебное заведение . При этом высшим учебным заведениям следует руководствоваться принципами социальной поддержки лиц, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование.
Минобрнауки России ежегодно информирует высшие учебные заведения о заключенных международных договорах , устанавливающих права иностранных граждан по приему в высшие учебные заведения.
Прием иностранных граждан на обучение в высшие учебные заведения по открытым наименованиям закрытых специальностей допускается только с разрешения Минобрнауки России после положительных решений внутривузовской и ведомственной комиссией экспортного контроля.
В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Сообщества Беларуси и России от 11 апреля 1996 года N 1 гражданам Республики Беларусь обеспечиваются равные права с гражданами Российской Федерации при приеме в образовательные учреждения .
Диплом о получении высшего образования, выдаваемый в Беларуси и свидетельствующий о присвоении квалификации специалиста или специалиста с углубленной подготовкой, диплом о высшем образовании, выдаваемый в Казахстане и свидетельствующий о присвоении соответствующей квалификации специалиста, диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по специальности с нормативным сроком обучения не менее 5 лет, выдаваемый в Киргизии, и диплом о высшем профессиональном образовании , выдаваемый в России и свидетельствующий о присвоении соответствующей квалификации специалиста , должны признаваться в Беларуси, Казахстане, Киргизии, России. Эти документы равноценны при продолжении образования, в т.ч. в аспирантуре , при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании.
Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных российских учреждениях , равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам , заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.