Сертификация по охране труда является ли обязательной. Iii
Можно ли получить сертификат, не проводя
специальную оценку условий труда
?
К сожалению, нет. Мы не сможем принять положительное решение о проведении сертификации по заявке организации, к которой не будут приложены сведения о ещё действующих результатах аттестации рабочих мест (проведенной до 1 января 2014 года)
или специальной оценки условий труда
. Поэтому порядок проведения этих работ четкий: сначала
специальная оценка условий труда
, а за тем уже сертификация.
Каков на практике алгоритм действий при проведении сертификации?
Шаг 1.
После заключения соответствующего договора (то есть фактически после принятия положительного решения по Вашей заявке) мы (орган по сертификации), исходя из первоначальных сведений о Вашей организации, формируем перечень вопросов к Вам (заявителю) и документов Вашей организации, которые нам понадобятся при проведении сертификации, и передаем его Вам.
Шаг 2. Вы готовите ответы на заданные вопросы и копии запрошенных документов и передаете все в орган по сертификации.
Шаг 3. После анализа полученной от Вас информации мы составляем план корректирующих мероприятий (из опыта: нужны почти всегда, поскольку нарушения и недоработки обнаруживаются почти в каждой организации) и передаем его Вам вместе с подробными комментариями и советами наших специалистов, образцами документов и прочими наработками, материалами методической поддержки. На этом этапе наша задача максимально облегчить Вам работу по приведению работ по охране труда в Вашей организации в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Шаг 4. По результатам корректирующих мероприятий Вы представляете нам сведения в виде копий своих новых и/или обновленных документов.
Шаг 5. Орган по сертификации составляет акт проверок и оценок соответствия организации работ по охране труда, принимает решение о выдаче сертификата соответствия и назначает график инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда.
Если в организации охрана труда поставлена на высоком уровне, то шаги 3 и 4 могут оказаться не нужны.
Можно ли провести сертификацию дистанционно - без выезда комиссии органа по сертифкации на объекты заявителя?
Да, это возможно. К примеру, если относительно небольшие объекты заявителя расположены в отдаленных регионах и командировочные расходы делают сертификацию излишне обременительной и затратной для заявителя, то комиссия может ограничиться камеральным рассмотрением документации по охране труда заявителя и общением с его представителями по телефону и электронной почте.
Нужны ли при сертификации выборочные контрольные измерения уровней вредных производственных факторов?
Нет, не нужны. В связи с тем, что в силу Приказа Минздравсоцразвития №205н от 1 апреля 2010 года в настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда проводится только аккредитованными аттестующими организациями, подтверждение результатов аттестации при сертификации не требуется.
Сколько времени может продлиться сертификация? И какова мера участия в этой работе самого заявителя?
Обычно сертификация длится от 1-го до 3-х месяцев. Скоростью проведения сертификации можно управлять: во-первых, мы можем варьировать темп проверок и оценок в зависимости от Ваших потребностей (жесткие сроки в предписании и т.п.) без ущерба качеству и полноте выполняемых работ, а во-вторых, темп работ часто зависит от Вас - от оперативности предоставления Вами необходимых сведений, выполнения рекомендуемых нами в процессе работы корректирующих мероприятий и т. д.
Что касается затрат времени на отдельные этапы/шаги сертификации, то они примерно таковы:
Шаг 1
- всего 1 - 3 дня с момента заключения договора;
Шаг 2
- подготовка Вами всех необходимых сведений может быть как очень быстрой и беспроблемной (2-3 дня) так и долгой и болезненной (в нашей практике были организации, у которых на представление запрошенных сведений ушли месяцы и это при нашей готовности оказать любую методическую помощь в этом вопросе!!!). Причем это зависит часто не от состояния системы охраны труда в организации, а исключительно от эффективности работника, которому поручено эти данные собирать и "политической воли" руководства организации.
Шаг 3 - анализируем полученные от Вас сведения и готовим план корректирующих мероприятий вместе с необходимыми Вам для их выполнения образцами и методическими материалами мы обычно от недели до месяца.
Шаг 4 - в отношение выполнения Вами корректирующих мероприятий справедливо всё, что сказано по шагу 2. Обычно эта работа укладывается в интервал от недели до месяца.
Шаги 5 - оформление материалов сертификации (в том числе и сертификата соответствия) обычно занимает около недели.
Что делать, если плохо организована охрана труда? К примеру, не проводится обучение и/или инструктаж по охране труда, работники не направляются на медосмотры, не должным образом обеспечиваются СИЗ и т.п.?
Чтож, либо мы общими усилиями подтянем в процессе сертификации отстающие работы по охране труда (по большому счёту с Вашей стороны для этого необходимы только воля и решимость) и сертификат соответствия будет справедливо выдан Вашей организации (но не забывайте про инспекционный контроль - Вам нужно будет и дальше организованную работу по охране труда вести), либо теоретически может быть принято решение об отказе в выдаче сертификата, но это крайний случай - при полном игнорировании заявителем корректирующих мероприятий.
Нужно ли информировать ГИТ или ещё какие-то государственные контролирующие структуры о проведении сертификации?
Если Вы проводите сертификацию по предписанию, то конечно, следует поставить в известность о результатах сертификации ведомство, выдавшее предписание. В других случаях такой необходимости нет, так как орган по сертификации регистрирует сертификат соответствия в реестре системы сертификации и периодически отчитывается о своей работе перед государством.
Сертификация организации работ по охране труда представляет собой механизм определения соответствия проводимых в организации работ по охране труда требованиям действующего законодательства и является итоговым актом выполнения всей системы мер охраны труда, осуществляемых работодателями и направленной на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В этой связи естественным выглядит то, что Трудовой кодекс РФ в обязательном порядке требуют от работодателя проведения сертификации организации работ по охране труда на ее соответствие государственным требованиям охраны труда.
По своей сути сертификация работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда. Именно так! Подтверждает качество намерений (работ), но не результат самой охраны труда. Парадоксально для многих, но сертификат соответствия вручается не столько тем, у кого нет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сколько тем, кто правильно выполняет все требования охраны труда.
Это связано с тем, что при сегодняшнем уровне техники и технологий принципиально невозможно обеспечить абсолютную безопасность, а отдельные исключения только подтверждают это печальное, но реальное правило. Проведение сертификации организации работ по охране труда должно стимулировать проведение таких работ и тем самым способствовать снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до социально приемлемого уровня.
Итак, сертификация организации работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда в той или иной организации, у того или иного работодателя. Если подтверждает, то хорошо. А если нет? Ведь это значит, что сложившаяся ситуация является грубым нарушением законодательства, подлежит ответственности, в принципе, вплоть до уголовной. Но самое страшное для нарушителя (если он вообще хоть чего-то или кого-то боится) это публичность. Ведь Сертификат соответствия либо есть, либо его нет! Это не келейное штрафование государственным инспектором – неприятно, конечно, но почти никто не знает и никто не узнает. А потому многие работодатели далеко не рады всеобщей сертификации организации работ по охране труда, и в чем-то внутренне ей сопротивляются.
А ведь сертификация – прекрасный формализованный единообразный способ проверки соответствия выполнения работодателем работ по охране труда государственным требованиям.
Организация работ по сертификации достаточно детально прописана в рамках действующего законодательства. Вместе с тем, не вступая в противоречие требованиям законодательства, отдельные аспекты сертификации работ по охране труда в организациях приходится формулировать впервые.
Нам хотелось бы подчеркнуть два момента. Первый момент связан с перенесением многолетнего опыта проведения сертификации систем управления на сертификацию работ по охране труда. Чтобы не отказывать предприятию в сертификации, но и не «смотреть сквозь пальцы» на недостатки и недоработки, следует наибольшее внимание уделить предсертификационной подготовке учреждения к сертификации. Смысл ее в том, что пока учреждение не готово к сертификации, непосредственно процесс сертификации не начинается. Процесс сертификации начнется только при условии готовности учреждения к нему, точнее готовности к положительному решению – выдаче Сертификата соответствия.
Второй момент связан с системным (комплексным) характером оценок при сертификации. Подчеркнем, что требуемым уровнем системности обладают только выполненные по современным требованиям ряда стандартов системы управления охраной труда (СУОТ) или выполненные по требованиям Трудового кодекса РФ системы организации работ по охране труда (СОРОТ). К сожалению, пока в действующей нормативной документации по сертификации работ по охране труда в организациях однозначно не сказано ни о СУОТ, ни о СОРОТ, хотя практический опыт в сфере охраны труда показывает, что обеспечение безопасных условий труда наиболее эффективно в их рамках.
По нашему мнению, практика обязательной сертификации по системе ССОТ (в будущем скорее всего СОРОТ) неизбежно должна слиться с добровольной сертификацией СУОТ. В этом мы видим перспективу и той и другой, ибо тогда обе эти системы будут работать на благо учреждения и его устойчивого развития.
Система сертификации работ по охране труда в организациях была установлена постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28.
Для введения в действие Системы сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) были утверждены:
- Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;
- Правила сертификации работ по охране труда в организациях;
- Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях.
Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно правовых форм, в том числе:
- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда;
- деятельность службы охраны труда;
- работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
ССОТ обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке.
В работе комиссий органов по сертификации участвуют эксперты, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в этой области.
Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с областью аккредитации, и на них возлагаются следующие основные функции:
- формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;
- проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;
- оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности), далее – сертификат безопасности;
инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях; - приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;
- представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
- ведение банка данных организаций – обладателей сертификатов безопасности;
- ведение реестра независимых организаций и экспертов по сертификации, привлекаемых для целей сертификации работ по охране труда в организациях;
- подготовка и представление в ЦО ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях.
Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке:
- осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров опасных и вредных производственных факторов для целей сертификации работ по охране труда в организациях по программам, разработанным органом по сертификации;
- выдают протоколы измерений (оценок) для целей сертификации работ по охране труда в организациях.
Заявители реализуют свои функции и права в соответствии с Правилами сертификации работ по охране труда.
При этом заявители:
СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА – это выдача специального свидетельства (сертификата) после проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям ОТ с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по ОТ в отраслях экономики.
С. р. по ОТ в организациях (далее – ССОТ) создана для реализации норм ТК РФ, Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации».
ССОТ введена в РФ постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 26 июля 2002 г. № 3622). ССОТ внесена Госстандартом России в государственный реестр обязательных систем сертификации, ей присвоен регистрационный номер – № РОСС RU.001.3.01ОТ00. Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 утверждены: Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ по охране труда в организациях и Положение о знаке соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.
В Положении о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480, было определено, что Минтруда России организует и проводит С. р. по ОТ во взаимодействии с Госстандартом России, др. федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ организуют и осуществляют С. р. по ОТ в организациях. ССОТ является открытой для участия в ней всех федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, признающих и выполняющих ее правила. В этой связи в ССОТ могут входить отраслевые подсистемы С. р. по ОТ.
Цель ССОТ – это содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении УТ. направлена на создание работодателями эффективной ОТ (для деятельности организаций на едином рынке труда РФ) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные УТ в соответствии с действующим законодательством.
Структура ССОТ. Структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:
Минздравсоцразвития России;
центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;
аккредитованные органы по сертификации;
аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
Для С. р. по ОТ Минтруда России было поручено следующее:
устанавливать правила и процедуры проведения сертификации;
формировать и реализовывать научно-техническую и экономическую политику в области С. р. по ОТ;
устанавливать способы подтверждения соответствия работ по ОТ в организациях государственным нормативным требованиям ОТ (схемы сертификации);
определять ЦО ССОТ и центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;
устанавливать правила аккредитации и аккредитовать органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры);
вести государственный реестр участников и объектов С. р. по ОТ в организациях;
устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия С. р. по ОТ в организациях и результатов испытаний;
взаимодействовать с Госстандартом России по методическим вопросам;
готовить предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, взаимном признании результатов сертификации, участвовать в установленном порядке в деятельности международных и региональных организаций по сертификации и стандартизации в области ОТ;
осуществлять государственный контроль и надзор и устанавливать порядок инспекционного контроля за соблюдением правил С. р. по ОТ в организациях и за сертифицированными работами по ОТ в организациях;
рассматривать апелляции в связи с С. р. по ОТ в организациях;
формировать Совет ССОТ.
Организационное и материальное обеспечение деятельности Совета ССОТ осуществляет ЦО ССОТ. В ССОТ может быть создан научно-методический центр С. р. по ОТ в организациях, в функции которого входит проведение специальной подготовки экспертов по сертификации, осуществление координации деятельности центров по подготовке экспертов по сертификации, оказание участникам сертификации методической помощи в проведении С. р. по ОТ в организациях, а также обеспечение необходимой информацией. При центральном органе отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях создается научно-методический центр отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях (из числа компетентных в данной области организаций). Организации, претендующие на проведение С. р. по ОТ, т. е. заявители, реализуют свои функции и права в соответствии с действующими правилами.
Объектами сертификации в ССОТ являются работы по ОТ, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т. ч.:
деятельность работодателя по обеспечению безопасных УТ в организации;
деятельность службы охраны труда в организации;
работы по проведению аттестации рабочих мест по УТ;
И проведение инструктажа по ОТ работников и проверки их знания требований ОТ.
Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение С. р. по ОТ в организациях в соответствии с областью аккредитации, оформляют и выдают сертификаты соответствия работ по ОТ (сертификаты безопасности), проводят инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ в организациях, приостанавливают либо отменяют действия выданных ими сертификатов безопасности. Непосредственную работу в органе по сертификации ведут специалисты с обязательным участием экспертов по сертификации, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров вредных и опасных производственных факторов с целью С. р. по ОТ в организациях по программам, разработанным органом по сертификации, а также выдают протоколы измерений (оценок).
С. р. по ОТ в организациях проводят по схемам, основанным на схеме 2 Правил сертификации работ и услуг в РФ, утвержденных постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17. При С. р. по ОТ в организациях по схеме 2.1 осуществляется оценка выполнения работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ, включая оценку достоверности полученных результатов аттестации рабочих мест по УТ, посредством проведения выборочных контрольных измерений и оценок аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.
При С. р. по ОТ в организациях по этой схеме для определения количества рабочих мест, на которых следует провести необходимые выборочные контрольные измерения и оценки, комиссия органа по сертификации делает отбор.
Для проведения контрольных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов следует отбирать рабочие места, характеризуемые всеми классами УТ и степенями вредности и опасности. На таких рабочих местах должен быть максимальный набор измеряемых и оцениваемых производственных факторов.
По схеме 2.2 осуществляется оценка выполнения работодателем работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ без проведения выборочных контрольных измерений и оценок в случаях, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.
С. р. по ОТ в организациях включает следующие этапы:
подача заявки на проведение сертификации вместе с материалами об аттестации рабочих мест по УТ; должны представляться ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в подразделениях организации, сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в организации, план мероприятий по улучшению и оздоровлению УТ в организации и сведения о ходе его выполнения, др. материалы по усмотрению органа по сертификации;
рассмотрение заявки и принятие по ней решения;
проведение проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ;
анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ, принятие решения о возможности выдачи (об отказе в выдаче) сертификата безопасности;
выдача сертификата безопасности;
инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ.
Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации. Орган по сертификации регистрирует и в 2-недельный срок рассматривает заявку на С. р. по ОТ в организации. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации. При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения С. р. по ОТ в организации. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения С. р. по ОТ с указанием причин такого решения.
Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности и доводит его до сведения заявителя с указанием причин отказа.
Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов С. р. по ОТ, сроков действия государственных нормативных требований ОТ и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по УТ. В случае невыполнения условий выдачи сертификата безопасности он аннулируется органом по сертификации (выдавшим его) или Минтруда России.
Орган по сертификации, выдавший , проводит инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ для установления соответствия текущих работ по ОТ требованиям, подтвержденным при С. р. по ОТ в организации. Результаты инспекционного контроля оформляются актом произвольной формы, в котором дается заключение о возможности сохранения действия ранее выданного сертификата безопасности. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по ОТ действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.
Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по ОТ от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами ОТ (государственных экспертиз УТ), общественных объединений.
Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (испытательных центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по др. вопросам С. р. по ОТ в организациях в ССОТ действует Комиссия по апелляциям.
Сертификация работ по охране труда в организациях - деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда.
Порядок и процедуры сертификации организации работ по охране труда.
Сертификация организации работ по охране труда включает следующие этапы:
- Подача заявки на проведение сертификации организации работ по охране труда
Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации в организации по форме приложения 3 к Правилам по сертификации. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку и принимает решение на проведение сертификации. Орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации. В случае принятия отрицательного решения заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации с указанием причин такого решения.
- Проведение проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда
Сертификацию организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям охраны труда осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. В период проведения проверки и оценки соответствия организации работ возможны корректирующие мероприятия, которые позволят привести проверяемую организацию работ по охране труда к нормативным требованиям. Процедуру сертификации осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.
- Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям
Комиссия органа по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда составляет акт проверки организации работ по охране труда, в котором комиссия дает рекомендацию о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия. При отрицательных результатах анализа комиссия указывает причины отказа и доводит их до сведения заявителя.
- Выдача сертификата безопасности
При положительных результатах проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение о выдаче и оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением 5 к Правилам проведения сертификации. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.
- Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда
Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при проведении сертификации. По результатам проверки действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.
Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем организации работ по охране труда. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя и заинтересованных участников сертификации организации работ по охране труда.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных организаций работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.
Публикации
16.08.2019 Утвержден перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин 14.08.2019 Определен порядок предоставления ФСС России госуслуги по принятию решения о возмещении расходов на мероприятия по охране труда 13.08.2019 Определены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2020 год, которые должны использоваться для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на травматизм 09.08.2019 В ГосДуму РФ внесен законопроект, изменяющий Закон о спецоценке условий труда 09.08.2019 Определен порядок предоставления ФСС России госуслуги по назначению единовременной и ежемесячной страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве 30.07.2019 До 1 августа работодатели могут направить в ФСС России заявление о возмещении затрат на мероприятия по охране труда 19.07.2019 В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на улучшение социальной защиты родителей погибшего в результате несчастного случая на производстве 18.07.2019 все публикацииПолучить консультацию
Вопросы
Почему специальная оценка условий труда выгодна работодателю?
Снижение тарифов на страховые взносы в Пенсионный фонд:
От результатов специальной оценки условий труда будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки №1 и №2 ; в список № 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 - с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке условий труда будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016г.). Согласно новому законодательству работодателей освободят от уплаты взносов по дополнительным тарифам, если в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Для подтверждения безопасных условий труда необходимо провести специальную оценку условий труда. Только в этом случае можно снять дополнительный тариф.
Кем проводится специальная оценка условий труда?
Специальная оценка условий труда проводится организацией, основным видом деятельности которой является специальная оценка условий труда (наличие в Уставе этого вида деятельности). В организации должно быть не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющими сертификат эксперта. В организации в качестве структурного подразделения должна быть аккредитованная лаборатория для проведения измерений и исследований вредных и (или) опасных производственных факторов (к примеру, наша организация имеет право проведения специальной оценки условий труда).
Нужно ли при назначении доплаты за работу во вредных условиях труда учитывать время фактической занятости на такой работе?
Нет, не нужно. Доплату за работу во вредных условиях труда проводят без учета времени занятости сотрудника на этой работе (ст. 147 ТК), так как в законе нет нормативных указаний по учету фактической занятости. Работодатель обязан выплачивать повышенную оплату труда за вредность в размере не менее четырех процентов от оклада вне зависимости от того, сколько часов сотрудник проработал во вредных условиях. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливает работодатель с учетом мнения профсоюза. Время, отработанное во вредных условиях, учитывают при предоставлении молока, дополнительного отпуска и досрочной пенсии.
Электобезопасность и нормы освещения
Можно ли использовать светильник ЛПП10 с открытыми лампами в помещении изготовление окон ПВХ. Потолок деревянный стены и пол бетонный.
Как учитываются результаты специальной оценки условий труда?
Результаты специальной оценки условий труда учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организации медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
С какой целью был разработан Закон "О специальной оценке условий труда"?
Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" был разработан в рамках проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. Специальная оценка условий труда предполагает переход от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса
размер шрифта
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 24-04-2002 28 О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (2019) Актуально в 2018 году
III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
11. Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:
подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;
проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;
выдачу сертификата безопасности;
инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.
12. Подача заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения
12.1. Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 3 к настоящим Правилам).
Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации.
12.2. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку на сертификацию работ по охране труда в организации.
12.3. По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с заявкой на проведение сертификации работ по охране труда в организации, орган по сертификации принимает решение по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 4 к настоящим Правилам).
12.4. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации.
При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации работ по охране труда в организации.
В программе сертификации работ по охране труда в организации устанавливается перечень работ по охране труда, подлежащих проверке, при использовании схемы сертификации 2.1, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам, перечень и объем контрольных выборочных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.
12.5. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации работ по охране труда с указанием причин такого решения.
13. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда
13.1. Сертификацию работ по охране труда в организации осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
13.2. Проверку соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.
13.3. Процедура подтверждения соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:
Оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
Оценку деятельности службы охраны труда;
Оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
14. Анализ результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности
14.1. Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности.
14.2. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
15. Выдача сертификата безопасности
15.1. При положительных результатах проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением N 5 к настоящим Правилам, регистрирует его и выдает заявителю.
15.2. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда в организациях, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.
15.3. При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации работ по охране труда в организациях, держатель сертификата безопасности должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.
15.4. Знак соответствия работ по охране труда в организациях наносится на сертификат безопасности. Использование знака соответствия работ по охране труда в организациях в рекламных и печатных изданиях осуществляется согласно положению о знаке соответствия работ по охране труда в организациях.
15.5. Сертификаты безопасности вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации.
16. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда
16.1. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации.
16.2. Результаты инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда оформляются актом, в котором орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, делает заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата безопасности.
16.3. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено. Решение о приостановке, отмене или возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.
16.4. В случае несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, отказа держателя сертификата безопасности от проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата безопасности.
16.5. Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
16.6. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
приостанавливает действие сертификата безопасности;
информирует об этом соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда (государственную экспертизу условий труда), на территории которого находится организация;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет ход выполнения корректирующих мероприятий.
16.7. После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата безопасности. Информация о возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.
16.8. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя, Минтруд России и заинтересованных участников сертификации работ по охране труда в организациях.
16.9. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.
16.10. При проведении инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях орган по сертификации действует в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.