Сертификат соответствия требованиям охраны труда. Iii
Можно ли получить сертификат, не проводя
специальную оценку условий труда
?
К сожалению, нет. Мы не сможем принять положительное решение о проведении сертификации по заявке организации, к которой не будут приложены сведения о ещё действующих результатах аттестации рабочих мест (проведенной до 1 января 2014 года)
или специальной оценки условий труда
. Поэтому порядок проведения этих работ четкий: сначала
специальная оценка условий труда
, а за тем уже сертификация.
Каков на практике алгоритм действий при проведении сертификации?
Шаг 1.
После заключения соответствующего договора (то есть фактически после принятия положительного решения по Вашей заявке) мы (орган по сертификации), исходя из первоначальных сведений о Вашей организации, формируем перечень вопросов к Вам (заявителю) и документов Вашей организации, которые нам понадобятся при проведении сертификации, и передаем его Вам.
Шаг 2. Вы готовите ответы на заданные вопросы и копии запрошенных документов и передаете все в орган по сертификации.
Шаг 3. После анализа полученной от Вас информации мы составляем план корректирующих мероприятий (из опыта: нужны почти всегда, поскольку нарушения и недоработки обнаруживаются почти в каждой организации) и передаем его Вам вместе с подробными комментариями и советами наших специалистов, образцами документов и прочими наработками, материалами методической поддержки. На этом этапе наша задача максимально облегчить Вам работу по приведению работ по охране труда в Вашей организации в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Шаг 4. По результатам корректирующих мероприятий Вы представляете нам сведения в виде копий своих новых и/или обновленных документов.
Шаг 5. Орган по сертификации составляет акт проверок и оценок соответствия организации работ по охране труда, принимает решение о выдаче сертификата соответствия и назначает график инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда.
Если в организации охрана труда поставлена на высоком уровне, то шаги 3 и 4 могут оказаться не нужны.
Можно ли провести сертификацию дистанционно - без выезда комиссии органа по сертифкации на объекты заявителя?
Да, это возможно. К примеру, если относительно небольшие объекты заявителя расположены в отдаленных регионах и командировочные расходы делают сертификацию излишне обременительной и затратной для заявителя, то комиссия может ограничиться камеральным рассмотрением документации по охране труда заявителя и общением с его представителями по телефону и электронной почте.
Нужны ли при сертификации выборочные контрольные измерения уровней вредных производственных факторов?
Нет, не нужны. В связи с тем, что в силу Приказа Минздравсоцразвития №205н от 1 апреля 2010 года в настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда проводится только аккредитованными аттестующими организациями, подтверждение результатов аттестации при сертификации не требуется.
Сколько времени может продлиться сертификация? И какова мера участия в этой работе самого заявителя?
Обычно сертификация длится от 1-го до 3-х месяцев. Скоростью проведения сертификации можно управлять: во-первых, мы можем варьировать темп проверок и оценок в зависимости от Ваших потребностей (жесткие сроки в предписании и т.п.) без ущерба качеству и полноте выполняемых работ, а во-вторых, темп работ часто зависит от Вас - от оперативности предоставления Вами необходимых сведений, выполнения рекомендуемых нами в процессе работы корректирующих мероприятий и т. д.
Что касается затрат времени на отдельные этапы/шаги сертификации, то они примерно таковы:
Шаг 1
- всего 1 - 3 дня с момента заключения договора;
Шаг 2
- подготовка Вами всех необходимых сведений может быть как очень быстрой и беспроблемной (2-3 дня) так и долгой и болезненной (в нашей практике были организации, у которых на представление запрошенных сведений ушли месяцы и это при нашей готовности оказать любую методическую помощь в этом вопросе!!!). Причем это зависит часто не от состояния системы охраны труда в организации, а исключительно от эффективности работника, которому поручено эти данные собирать и "политической воли" руководства организации.
Шаг 3 - анализируем полученные от Вас сведения и готовим план корректирующих мероприятий вместе с необходимыми Вам для их выполнения образцами и методическими материалами мы обычно от недели до месяца.
Шаг 4 - в отношение выполнения Вами корректирующих мероприятий справедливо всё, что сказано по шагу 2. Обычно эта работа укладывается в интервал от недели до месяца.
Шаги 5 - оформление материалов сертификации (в том числе и сертификата соответствия) обычно занимает около недели.
Что делать, если плохо организована охрана труда? К примеру, не проводится обучение и/или инструктаж по охране труда, работники не направляются на медосмотры, не должным образом обеспечиваются СИЗ и т.п.?
Чтож, либо мы общими усилиями подтянем в процессе сертификации отстающие работы по охране труда (по большому счёту с Вашей стороны для этого необходимы только воля и решимость) и сертификат соответствия будет справедливо выдан Вашей организации (но не забывайте про инспекционный контроль - Вам нужно будет и дальше организованную работу по охране труда вести), либо теоретически может быть принято решение об отказе в выдаче сертификата, но это крайний случай - при полном игнорировании заявителем корректирующих мероприятий.
Нужно ли информировать ГИТ или ещё какие-то государственные контролирующие структуры о проведении сертификации?
Если Вы проводите сертификацию по предписанию, то конечно, следует поставить в известность о результатах сертификации ведомство, выдавшее предписание. В других случаях такой необходимости нет, так как орган по сертификации регистрирует сертификат соответствия в реестре системы сертификации и периодически отчитывается о своей работе перед государством.
Цели проведения сертификации организации работ по охране труда
Система сертификации организации работ по охране труда (ССОТ) направлена на создание работодателями условий по охране труда (для деятельности организаций на едином рынке труда Российской Федерации) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные условия труда в соответствии с действующим методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.
Функционирование ССОТ ставит двуединую цель:
- средствами и методами сертификации организации работ по охране труда способствовать улучшению условий труда;
- создать механизм экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда.
При этом решается задача обеспечения социальной защищенности работника и экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда.
ССОТ взаимодействует с системой социального страхования, которая обеспечивает социальную защиту работников и возмещение ущерба жизни и здоровью работников при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Страховые тарифы в фонд социального страхования при страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска. К страховым тарифам могут устанавливаться скидки и надбавки, которые напрямую зависят от состояния организации работ по охране труда. Предполагается, что установление надбавок к страховому тарифу будет жестко зависеть от наличия сертификата соответствия.
Политика государства в области охраны труда заключается в том, чтобы от системы компенсаций перейти к системе экономического стимулирования работодателя в создании здоровых и безопасных условий труда. Вкладывать деньги в охрану труда должно стать более выгодным, чем нести расходы на ликвидацию последствий, связанных с нарушениями требований охраны труда, и компенсации работникам за работу во вредных и опасных условиях труда.
Принципы проведения сертификации организации работ по охране труда
Сертификация организации работ по охране труда (СРОТ) является обязательной процедурой для работодателей (ст.212 Трудового кодекса РФ).
Система сертификации организации работ по охране труда обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке (п.7 раздела 2 Положения о системе сертификации работ по охране труда в организациях).
Для осуществления СРОТ формируется сеть органов по сертификации (один в субъекте РФ) и испытательных лабораторий, которые должны быть аккредитованы в установленном порядке (из Правил аккредитации органов по сертификации, аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда от 10.12.2002 № 77).
Все финансово-экономические отношения строятся на договорной основе. Заявитель оплачивает расходы независимо от результатов СРОТ.
Участники ССОТ обязаны соблюдать конфиденциальность при проведении СРОТ.
Нормативная база проведения СРОТ – нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда. Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23. 05. 2000 № 399.
Стуктура системы сертификации организации работ по охране труда
Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Система сертификации организации работ по охране труда (ССОТ) введена постановлением Минтруда РФ “О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях”.
Организационную структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:
1. Всероссийский центр охраны труда.
2. Центральный орган ССОТ (Центральные органы отраслевых подсистем).
3. Аккредитованные органы по сертификации. Аккредитация проводится в соответствии с Правилами аккредитации органов по сертификации. Постановление Минтруда от 10.12.2002 № 77.
4. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Аккредитация проводится в соответствии с Правилами аккредитации испытательных лабораторий. Постановление Минтруда от 10.12.2002 № 77.
5. Научно-методический центр сертификации организации работ по охране труда (НМЦ).
6. Комиссия по апелляциям.
7. Заявитель (организация).
Направления организации работ по охране труда, которые оцениваются при сертификации организации работ по охране труда
В соответствии с п. 6 Положения о системе сертификации работ по охране труда у работодателя объектами сертификации в ССОТ является организация работ по охране труда, в том числе:
- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- деятельность службы охраны труда;
- работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
Процедура подтверждения соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:
- оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- оценку деятельности службы охраны труда;
- оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Сертификат соответствия организации работ по охране труда (Сертификат безопасности) (Приложение № 5 к Правилам сертификации работ по охране труда) устанавливает, что сертификат безопасности выдан на основании акта проверки и оценки организации работ по охране труда.
Правила сертификации работ по охране труда не предусмотрели формы акта проверки и оценки организации работ по охране труда. Но в общем случае акт должен включать: обеспечение охраны труда работодателем и работником, деятельность службы охраны труда, деятельность совместных комитетов (комиссий) по охране труда, деятельность уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, планирование и реализация мероприятий по охране труда, деятельность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, организация функционирования объектов повышенной опасности.
Деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации
Ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Деятельность работодателя оценивается на соответствие требованиям к работодателю, содержащимся в ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 212 ТК РФ по отношению к своим работникам работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
В этой статье содержится 22 позиции. Работодатель через локальные нормативные акты: приказы о распределении должностных обязанностей, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях передает свои права и полномочия в сфере охраны труда должностным лицам (руководителям и специалистам) организации.
Деятельность службы охраны труда
Организацию работ по охране труда в организации осуществляет служба охраны труда (далее - Служба). При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо на договорной основе эту деятельность могут осуществлять привлеченные организации или специалисты, имеющие право оказывать услуги подобного рода, зарегистрированные в органах государственной экспертизы условий труда и включенные в реестр организаций (специалистов) Департамента труда Кемеровской области.
Деятельность службы охраны труда оценивается на основании требований, содержащихся в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации (постановление Минтруда от 08.02.2000 № 14). Численность Службы рассчитывается на основании Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (постановление Минтруда от 22.01.2001 № 10) с учетом последних изменений в ТК.
Служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля. Планирование деятельности службы охраны труда осуществляется, в том числе, и на основании Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда от 27.02.1995 № 11) и других нормативных правовых актов.
Работники службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.
Работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится согласно Положению о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 №12, Методическим указаниям по оценке травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда от 10.06.1999 МУ ОТ РМ 02-99 и нормативным документам, устанавливающим обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
При аттестации рабочих мест дается фактическая оценка состояния условий труда на рабочих местах:
- определяется класс условий труда;
- оценивается травмобезопасность;
- оценивается обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является необходимым этапом и предваряет сертификацию работ по охране труда. Орган по сертификации оценивает аттестацию рабочих мест по условиям труда на основании заключения государственной экспертизы условий труда по результатам аттестации. В орган по сертификации представляются: заключение государственной экспертизы условий труда; ведомости аттестации рабочих мест; карты аттестации рабочих мест, протоколы инструментальных замеров, план мероприятий по улучшению условий труда.
При необходимости, если при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда инструментальные замеры проводились испытательной лабораторией (центром), не аккредитованным в Минтруде, данные инструментальных замеров частично перепроверяются лабораторией, имеющей аккредитацию в Минтруде. Орган по сертификации оценивает аттестацию рабочих мест по условиям труда, проведенной организацией, с точки зрения качества проведения аттестации, соблюдения процедуры. Количество аттестованных рабочих мест (условно аттестованных) для целей сертификации не имеет значения.
Организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда
Данное направление оценивается в рамках оценки травмобезопасности при аттестации рабочих мест по условиям труда на основании анализа локальных нормативных актов (инструкций, положений, приказов, распоряжений, графиков, протоколов экзаменационных комиссий и т. п.) и соответствия их установленным нормативным требованиям охраны труда.
Организация деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда
Орган по сертификации проверяет наличие комитета (комиссии) по охране труда, план работы, обученность членов комиссии, эффективность работы.
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа (ст. 218 ТК РФ).
Планирование и реализация мероприятий по охране труда
Орган по сертификации анализирует план мероприятий по охране труда, каким образом учитываются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, реалистичность выполнения мероприятий по срокам, обеспечение финансированием (включение в финансовый план организации, фактическую оплату мероприятий).
Организация функционирования объектов повышенной опасности
Орган по сертификации проверяет наличие разрешительных документов, наличие нормативных правовых актов, нормативных документов и локальных нормативных актов, содержащих требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности.
Порядок и процедуры сертификации организации работ по охране труда
Сертификация организации работ по охране труда включает следующие этапы:
Подача заявки на проведение сертификации организации работ по охране труда
Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение СРОТ в организации по форме приложения 3 к Правилам по сертификации. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку и принимает решение на проведение СРОТ. Орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения СРОТ. В случае принятия отрицательного решения заявителю направляют уведомление о невозможности проведения СРОТ с указанием причин такого решения.
Проведение проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда
Сертификацию организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям охраны труда осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. В период проведения проверки и оценки соответствия организации работ возможны корректирующие мероприятия, которые позволят привести проверяемую организацию работ по охране труда к нормативным требованиям.
Процедуру СРОТ осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.
Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям
Комиссия органа по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда составляет акт проверки организации работ по охране труда, в котором комиссия дает рекомендацию о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия. При отрицательных результатах анализа комиссия указывает причины отказа и доводит их до сведения заявителя.
Выдача сертификата безопасности
При положительных результатах проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение о выдаче и оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением 5 к Правилам проведения СРОТ. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов СРОТ, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.
Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда
Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при проведении СРОТ. По результатам проверки действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.
Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем организации работ по охране труда. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя и заинтересованных участников сертификации организации работ по охране труда.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных организаций работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.
Рассмотрение апелляций
Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по другим вопросам сертификации организации работ по охране труда, в системе сертификации организации работ по охране труда формируется комиссия по апелляциям.
При возникновении спорных вопросов по сертификации организации работ по охране труда участник сертификации первоначально подает апелляцию в комиссию по апелляциям. В случае несогласия участника сертификации организации работ по охране труда с решением комиссии по апелляциям и при недостигнутом соглашении между членами самой комиссии по апелляциям жалоба подается в центральный орган отраслевой подсистемы ССОТ, ЦО ССОТ либо, при невозможности разрешения спорного вопроса, в Департамент трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития.
Добровольная сертификация
Сертификация – одна из форм подтверждения соответствия. Кроме сертификации, оценка соответствия может проводиться в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, декларирования, лицензирования, аудита и в иной форме.
Формы подтверждения соответствия могут быть обязательными - государственный контроль (надзор), приемка и ввод в эксплуатацию строительного объекта, регистрация; только добровольными – внутренний аудит, мониторинг. Но в большинстве случаев формы подтверждения соответствия – смешанные. В дополнение к обязательной форме, по выбору субъекта, могут применяться и добровольные. К таким, например, относятся: аудит, декларирование, сертификация.
Выше была рассмотрена обязательная сертификация организации работ по охране труда, проводимая на основе национальных стандартов, положения и правил, введенных постановлением Минтруда РФ от 24.04.2002 № 702-Р «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях». Кроме обязательной сертификации, организация может проводить добровольную сертификацию работ, обеспечивающих безопасность труда: системы управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, являющихся частью системы управления качеством и системы управления деятельностью организации.
Система управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью в большей степени рассматривает вопросы профессиональной безопасности и здоровья. Задачи, связанные с обеспечением безопасности продукции и услуг, решаются в рамках системы управления качеством и системы управления деятельностью организации.
Обязательная сертификация ставит своей целью реализацию государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством. Иначе говоря, обязательная сертификация может подтвердить соответствие объекта (работ по охране труда) минимально установленным в нормативных правовых актах требованиям.
Добровольная сертификация в международных сертифицирующих органах «ТЮФ Рейнланд/Берлин-Бранденбург», «Прайсуотерхауз Куперс» и др. предполагает достижение цели более высокого уровня: имея базой реализацию минимальных требований, организация вырабатывает собственную политику в области охраны труда. Исходя из целей, определенных в политике, организация разрабатывает систему управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, основополагающим принципом которой является постоянное, последовательное улучшение условий труда, минимизация и исключение рисков, связанных с трудовой деятельностью.
Важнейшим этапом в реализации политики в области охраны труда является идентификация опасностей или рисков. Приступить к идентификации опасностей можно только при наличии налаженных процедур получения информации об опасностях, вовлечения в этом процесс максимального числа работников организации; нормативной базы, содержащей критерии (нормативы) опасностей (вредных факторов рабочей среды и опасных производственных факторов и, так называемого, «человеческого фактора»).
Продолжение идентификации - определение характеристик опасностей (абсолютных значений) по соответствующим методикам, сравнение с критериями (нормативами) и, по возможности, численное определение опасности (класс условий труда, по факторам рабочей среды, факторам трудового процесса, по опасным производственным факторам и др.).
Другими важными этапами в реализации политики в области охраны труда являются создание и поддержание (актуализация) нормативной базы документов.
Здесь были приведены только некоторые наиболее важные элементы системы управления охраной труда, но, в действительности, как количество элементов системы, так и их ранжирование определяет сама организация. Можно напомнить, что в систему, как правило, входят, кроме названных элементов: распределение обязанностей (назначение ответственных); внедрение и обеспечение функционирования выбранных направлений; обучение и уведомление персонала; мониторинг функционирования системы; внутренний и внешний аудит; документирование процедур; аттестация рабочих мест по условиям труда и т.д.
Предполагается, что для каждого направления (элемента) системы будет разработан стандарт организации, который содержит набор и описание операций (алгоритм действий) для обеспечения функционирования как отдельного элемента, так и системы в целом. Например, стандарт организации «актуализация нормативной базы» должен включать направления: создание и поддержание перечня нормативных правовых актов (НПА), регистрация отмененных НПА, изменения в действующих НПА, поступление новых НПА, издание пресс-релизов, доведение информации до заинтересованных сторон и лиц, пополнение нормативной базы (прием заявок, пожеланий от должностных лиц и структурных подразделений), анализ работы с НПА и т. п.
Наличие стандартов позволит формализовать функционирование системы и тем самым облегчить ввод в действие направлений, их функционирование, документирование процедур и элементов системы, контроль за выполнением процедур, проведение анализа функционирования, выработку рекомендаций - иначе говоря, обеспечить работу системы управления охраной труда и добиваться целей, определенных в политике организации в области охраны труда.
Очень важным обстоятельством является то, что для выхода предприятия на международный рынок целесообразна его сертификация на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9000 (Система управления качеством), ISO 14000 (Система управления окружающей средой), OHSAS 18000 (Система управления профессиональной безопасностью и здоровьем). Сертификация позволяет предприятию обеспечить высокое качество продукции с одновременным решением проблем промышленной и экологической безопасности, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность предприятия.
Для стран, членов Всемирной торговой организации, существует неписаное правило, которое предписывает иметь международные сертификаты. Организациям (предприятия), не имеющим международных сертификатов указанных выше серий, очень трудно продвигать свою продукцию на международных рынках товаров и услуг.
Для международных сертифицирующих органов установлено правило, в соответствии с которым сертифицировать организацию на соответствие требованиям международных стандартов в области охраны труда можно только при наличии национального сертификата безопасности (соответствия). Действует общий принцип: добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Таким образом, обязательная сертификация организации работ по охране труда становится необходимым этапом для получения международного сертификата на основе стандартов серии OHSAS 18000.
Сертификация работ по охране труда до определенного момента была обязательной, но уже с 2010 года отменена. Ей на смену пришла добровольная система. Из нашей статьи вы узнаете о процедуре и периодичности проведения, а также о существующих на сегодняшний момент системах добровольной сертификации по охране труда.
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое сертификация работ по охране труда в организациях и какими нормативными актами регламентируется
Сертификация работ по охране труда в организации в первую очередь направлена на оптимизацию условий труда для коллектива на предприятии, а также на соблюдение гарантий государства на безопасные условия для трудящихся при выполнении ими работ.
Такая система обеспечивает заинтересованность в ней не только со стороны коллективов, но и со стороны работодателя. Интерес к ней со стороны государства и рабочих коллективов очевиден. Она помогает добиться большего уровня безопасности при производстве работ, снизить производственный травматизм.
Тогда как интерес к системе добровольной сертификации со стороны компаний на первый взгляд не столь очевиден. При первом приближении кажется, что для организаций есть только дополнительные расходы. Однако изучив хорошенько вопрос, можно обнаружить и достаточно существенные плюсы.
Основным законом, регулирующим добровольную сертификацию в РФ, является федеральный закон от 27.12.2002 . В нем приводится понятие добровольной сертификации, а также описывается, кто ее может проводить (ст. 21 № 184-ФЗ). При этом ст. 212 ТК РФ устанавливает обязанность руководителя обеспечивать безопасные условия труда для коллектива.
Для чего проводится сертификация в области охраны труда
Конечно, после отмены обязательной сертификации число работодателей, которые перешли на добровольную систему, значительно уменьшилось. Хотя она позволяет обеспечить стабильную работу предприятия без сбоев.
Добровольная сертификация обеспечивает:
- , исключение затрат на привлечение новых сотрудников при травматизме постоянных;
- минимизация несчастных случаев и, как следствие, проверок контролирующих органов;
- довольный, стабильный коллектив;
- возможность выхода на международные рынки (при проведении международной сертификации).
К тому же даже инспекторы проверяющих органов относятся к таким предприятиям более лояльно, закрывая глаза на мелкие “шероховатости” в работе.
внимание
В случае наличия сертификата наниматель может рассчитывать на снижение тарифов при страховании работников в фонде и профзаболеваний.
К тарифам могут быть установлены скидки или, наоборот, повышение ставок, в зависимости от условий труда на предприятии.
Такими мерами государство пытается организовать систему, при которой компании тратили бы меньше средств на процедуры сертификации, чем на ликвидацию последствий несчастных случаев.
Объекты сертификации
Объектом сертификации охраны труда выступают не условия труда на конкретном производстве, а меры и этих условий. Надо отметить, что независимо от размеров компании, от ее организационно-правовой формы и формы собственности, сертификация будет производиться аналогично.
Итак, объектом сертификации являются:
- меры нанимателя по обеспечению безопасных условий труда;
- мероприятия, проводимые специалистом по охране труда (далее – ОТ);
- проведение спецоценки рабочих мест по условиям труда;
- предварительный и периодические , а также экзаменирование работников по требованиям ОТ.
Текущее состояние условий труда определяется органами сертификации на предмет наличия или отсутствия средств индивидуальной защиты, степени вредности (опасности) работы в текущих условиях, а также индексу производственного травматизма.
Периодичность сертификации
Установленный срок действия сертификата составляет 5 лет. Соответственно, из этого вытекает и периодичность.
Нельзя получить сертификат один раз и до конца существования организации.
Такой срок устанавливается Приказом ДС-06/11 от 25.01.2011 г. “Об утверждении Положения о Системе добровольной сертификации в области охраны труда (ДССОТ)”.
Этот период достаточно длительный, и на предприятии могут измениться условия труда. Для отслеживания ситуации сертифицирующий орган проводит ежегодный инспекционный контроль. В результате него могут быть выявлены нарушения, которые потребуется устранить в кратчайшие сроки. В противном случае сертификат может быть отозван.
Системы добровольной сертификации в сфере охраны труда
Обязательная государственная сертификация работ по охране труда в организации отменена в 2010 году. И к настоящему времени появился уже ряд систем сертификации добровольной. Помимо национальных систем, также широко применяются и международные. Они, в основном, используются компаниями, ориентированными на экспорт своей продукции. Какую из систем выбрать – остается на откуп компаний в зависимости от их потребностей.
Каждая из систем имеет свой регистрационный номер в специальном реестре и знак соответствия. Найти его возможно в свободном доступе на сайте Росстандарта (http://www.gost.ru/wps/portal/).
Система ДС “Профессиональная безопасность”
Регистрационный номер: РОСС RU.М982.04ФЖП0.
Сертифицирующая организация: Межрегиональная Ассоциация содействия обеспечению безопасных условий труда "ЭТАЛОН", г. Москва (ОГРН 1047796296536).
Производят сертификацию всего комплекса для ОТ предприятия, а также для компаний, оказывающих услуги по ОТ.
СДСОТ
Регистрационный номер: РОСС RU.И493.04ЕЛ00.
Сертифицирующая организация: СНО «Национальная ассоциация центров охраны труда», г. Москва (ОГРН 1057746566558).
К ним можно обратиться как в случае необходимости общей сертификации ОТ, так и для проведения аттестации рабочих мест. Также проверяют на соответствие различные программы обучения в области ОТ.
ССОТ
Регистрационный номер: РОСС RU.В516.04ЛГ00.
Сертифицирующая организация: ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Росздрава, г. Москва (ОГРН 1027739708358).
Специализируются, в основном, на сертификации отдельных специалистов, а также организаций, оказывающих услуги по ОТ.
ДСОТ
Регистрационный номер: РОСС RU.З1011.04ЖЗН0.
Сертифицирующая организация: ЧОУ "Санкт-Петербургский институт промышленной безопасности и охраны труда", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1127800005497).
Объекты сертификации организации те же, что и у ССОТ.
СДС-ОТ
Регистрационный номер: РОСС RU.О1311.04ВЮ03.
Сертифицирующая организация: ЧОУ ДПО "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1027810244087).
Объекты сертификации организации: системы управления охраной труда в организациях.
Порядок проведения добровольной сертификации по ОТ
Последовательность процедур при получении сертификата по охране труда и техники безопасности может отличаться в зависимости от выбранной вами компании. Однако, эти отличия не принципиальны.
Прежде всего, необходимо внимательно отнестись к выбору сертификатора. Не стоит в первую очередь обращать внимание на цену. Она еще не гарантия качества и добросовестности компании.
После выбора компании обязательно должен быть заключен договор. В нем подробно прописываются все меры по сертификации, а также их стоимость.
Необходимо сформировать пакет уже имеющихся документов и подготовить те, которых не хватает. Такой список формируется сертифицирующей организацией.
По завершении анализа положения дел в области охраны труда работодателю направляется перечень . Как правило, предоставляются образцы недостающих документов и пр.
После завершения мероприятий по коррекции собирается новый пакет документов (исправленных, дополненных, недостающих), и подается заявка на проведение сертификации.
Проводится проверка соответствия нормам законодательства, анализ предоставленных документов и возможности выдачи сертификата.
При отсутствии замечаний организация получает сертификат.
Раз в год проходит инспекционный контроль для выявления возможных нарушений в процессе деятельности.
Сертификат по охране труда
По результатам проведенных мероприятий выдается соответствующий сертификат. Данный документ обязательно должен быть зарегистрирован в органе по сертификации. Вступает в силу он как раз в день регистрации, а не в день положительного решения.
размер шрифта
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 24-04-2002 28 О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (2019) Актуально в 2018 году
III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
11. Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:
подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;
проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;
выдачу сертификата безопасности;
инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.
12. Подача заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения
12.1. Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 3 к настоящим Правилам).
Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации.
12.2. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку на сертификацию работ по охране труда в организации.
12.3. По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с заявкой на проведение сертификации работ по охране труда в организации, орган по сертификации принимает решение по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 4 к настоящим Правилам).
12.4. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации.
При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации работ по охране труда в организации.
В программе сертификации работ по охране труда в организации устанавливается перечень работ по охране труда, подлежащих проверке, при использовании схемы сертификации 2.1, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам, перечень и объем контрольных выборочных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.
12.5. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации работ по охране труда с указанием причин такого решения.
13. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда
13.1. Сертификацию работ по охране труда в организации осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
13.2. Проверку соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.
13.3. Процедура подтверждения соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:
Оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
Оценку деятельности службы охраны труда;
Оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
14. Анализ результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности
14.1. Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности.
14.2. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
15. Выдача сертификата безопасности
15.1. При положительных результатах проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением N 5 к настоящим Правилам, регистрирует его и выдает заявителю.
15.2. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда в организациях, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.
15.3. При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации работ по охране труда в организациях, держатель сертификата безопасности должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.
15.4. Знак соответствия работ по охране труда в организациях наносится на сертификат безопасности. Использование знака соответствия работ по охране труда в организациях в рекламных и печатных изданиях осуществляется согласно положению о знаке соответствия работ по охране труда в организациях.
15.5. Сертификаты безопасности вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации.
16. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда
16.1. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации.
16.2. Результаты инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда оформляются актом, в котором орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, делает заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата безопасности.
16.3. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено. Решение о приостановке, отмене или возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.
16.4. В случае несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, отказа держателя сертификата безопасности от проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата безопасности.
16.5. Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
16.6. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
приостанавливает действие сертификата безопасности;
информирует об этом соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда (государственную экспертизу условий труда), на территории которого находится организация;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет ход выполнения корректирующих мероприятий.
16.7. После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата безопасности. Информация о возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.
16.8. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя, Минтруд России и заинтересованных участников сертификации работ по охране труда в организациях.
16.9. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.
16.10. При проведении инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях орган по сертификации действует в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирует, что обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
– создание и функционирование системы управления охраной труда;
– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (смотрите статьи 24 и 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании");
– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами";
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Ознакомьтесь с положениями постановления Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";
– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (смотрите Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");
– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
– расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 229.2 ТК РФ);
– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
– беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законом сроки;
– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");
– ознакомление работников с требованиями охраны труда;
– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Сертификация работ по охране труда в организациях ранее проводилась в соответствии с Положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (утратило силу, как мы указали ранее).
Свою деятельность орган по сертификации ранее осуществлял в соответствии с Положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий" (утратило силу).
Данные документы утратили силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 779н "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда Российской Федерации и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям" (далее – Приказ № 779н).
При этом установлено, что аттестаты аккредитации, выданные испытательным лабораториям до вступления в силу Приказа № 779н, действуют до окончания их срока действия.
Анализируя данные изменения законодательства, следует сказать, что после издания Приказа № 779н в нашей стране осталась только добровольная система сертификации работ по охране труда.
Конечно, как представляется большинству населения, такие изменения приведут к тому, что работодатели просто не будут прибегать к этой сертификации. Однако это ошибочное мнение, ведь исходя из целей такой сертификации можно говорить, что работодателям "выгодно" обладать достаточной информацией о качестве и законности своих действий по созданию безопасных условий труда во избежание ответственности в данной области.
Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые включают в себя:
– деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
– деятельность службы охраны труда;
– работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
– организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:
– степени вредности и опасности;
– степени травмобезопасности;
– обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.
Сертификация работ по охране труда в организациях включает, как правило, следующие этапы:
1) подача заявки на проведение сертификации по охране труда в организациях;
2) проведение проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации;
3) анализ результатов проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;
4) выдача сертификата безопасности (при условии положительного решения).