Смоленская икона божией матери, именуемая "одигитрия". Одигитрия
Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.
Свт. Григорий Палама
Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.
Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…
Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.
Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.
Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.
После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия",
в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска – первообраз
(фото С. М. Прокудина-Горского, 1912)
В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.
Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.
В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.
В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.
Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.
Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.
Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).
…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться - подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.
Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.
Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.
Ин кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.
Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, именуемой "Одигитрия"
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, госпоже Владычице Богородице, Царице небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным?
Приклони, о пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Свято-Успенский кафедральный собор Смоленска
Собор Смоленских Святых
Акафист Иконе Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница) Смоленская
Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали ее, как считает большинство исследователей, арией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .
Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой . Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея...» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.
Здесь уместно вспомнить слова Н.П.Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .
В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.
В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Ее собственно Одигитрией, т. е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:
«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному... Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных...» (тропари 7-й песни канона) .
В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для ее будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец . Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .
Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Ее чревом.
«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вой». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом » . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.
В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Ее покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены... ограждала город, облекала его» .
Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.
Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля.
Еще одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле. Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).
Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П.Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (X1V-XV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в XIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный еще в древности с греческого оригинала» .
Бытование Одигитрии Смоленской и множества ее списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.
С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства); это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.
Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»). Богоматерь с Младенцем Христом (Ил. 5) представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .
Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее. Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).
С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии. Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.
Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре . Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А.Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .
Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева . Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы).
Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова . Ее уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .
Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.
В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе...»
Протоиерей Николай Погребняк
Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 7-8, 2013 г.
На Руси давно известна икона святой Божией матери «Одигитрия» Смоленская. Необычное название, непривычное русскому уху греческое «Одигитрия» означает «Путеводительница».
Смоленская икона Божией Матери и вправду является путеводительницей для любого православного человека, которая приведет его к истинному Господу, стоит только помолиться ей от чистого сердца. «Одигитрия» имеет богатую историю и очень известна в кругах православной церкви.
Образ и композиционные особенности святого образа
Основной богословской идеей для образа стала тема пришествия Христа, который стал воплощением самого Господа на Земле, ради спасения каждой человеческой души. На доске изображена Божия Матерь, которая держит в своих руках Христа-ребёнка. Хрупкий малыш - это воплощение Небесного Царя, который грядет судить этот мир и каждого человека.
Характерной особенностью этого изображения является уникальное расположение руки Божией Матери - она подняла свою правую руку как б указывает людям на Христа, говоря Кому им следует поклоняться и молиться. Так же его можно трактовать как личное обращение Богоматери к Иисусу.
Исследователь Кондаков утверждал, что данный образ является самым древним из всех, что дошли до современной церкви. Изначально он был известен в Палестине, а после VI века широко расходиться и становится известным по всей Византии и Востоку.
Композиция иконографии весьма занимательна:
- Все персонажи изображены фронтально так, что их лица не касаются друг друга. Они как бы отстранены;
- Молящийся может четко рассмотреть лицо Иисуса и Его Матери;
- Лицо Богородицы слегка склонено к ребенку;
- Правая рука поднята на уровень груди, где замерла, в молитвенном жесте;
- Иисус располагается на руках;
- Правая рука Христа благословляет, а в левой находится пергамент (в некоторых вариациях он держит вместо свистка книгу);
- Царица Небесная изображена по пояс, однако в мире есть варианты доски, где она изображена в полный рост или же наоборот только по плечи;
- На некоторых подобных иконах Младенец располагается с правой стороны.
Точных сведений как именно Смоленская икона Божией Матери попала на территорию Руси нет, однако со времен ее появления доску чтили и считали драгоценной святыней все члены православной церкви. Мало кто из православных не знал это изображение и не молился ему.
История образа
Автором доски, по церковному преданию, является апостол Лука, чье евангелие можно найти в Новом Завете. Доска была обнаружена и перевезена в Константинополь из Палестины в 5 веке в составе иных святынь императрицей Евдокией, чей муж был император Феодосий Младший.
По сохранившимся источникам можно вычислить, что доска изначально хранилась в женском монастыре Одигон, а на пасхальные дни перемещалась в императорский дворец. Монастырь уже в то время славился чудесами и был назван Одигоном или «Путеводителем», а позже и святыня, хранившаяся в нем, стала называться «Одигитрией».
Важно! Название «Одигитрия» прекрасно подходит доске не только по месту ее первоначального хранения, но и в духовном смысле, ведь Богоматерь - это путеводительница всех людей к Господу, которая наставляет на истинный пусть и сохраняет от врагов. Этот портрет стал одним из главных в Константинополе - именно его поднимали на городские стены при осаде, защищая город от врагов.
Многие историки подтверждают, что именно данная доска стала главной в крестном ходе. Известно и чудо, произошедшее во время этого хода: по записям Стефана Новгородского, который был паломником в Константинополе, картину Богоматери носили по улицам и площадям, но чудо было в том, что тяжелое изображение в красивой деревянной раме, весившей не менее 10-20 кг носил всего один человек на протяжении всего хода, длившегося около 4-6 часов. Это ли не чудо?
Еще о чудесах в православии:
В 11 веке Богоматерь Одигитрия попадает на территорию Руси в составе приданного, которое император Константин дал за свою дочь Анну во время венчания с князем Всеволодом. Когда Всеволод умер, его сын Владимир Мономах, наказал заложить в Смоленске храм Успения Богородицы, где и расположили святое наследство. После этого, лик стал защитником города. Первое знаменательное чудо произошло в 1239 году во время осады его воинством хана Батыя. Воин Меркурий долго молился Одигитрии и получил откровение - сразиться с врагом в одиночку. По свидетельству многих монголов, во время боя Меркурия с ним были ангелы и сама Богоматерь, которые сражались вместе с ним. Монголы бежали, в ужасе от увиденного, а Меркурий погиб там и стал одним из святых православной Церкви.
Где можно увидеть икону
В начале XV века икона Богоматери Одигитрии была перемещена в Москв у. Точной причины неизвестно, но существует три версии этого события:
- Династический брак литовской княжны и князя Московского;
- Наследство последнего князя Юрия Святославовича, который был изгнан Витовтом и забрал все с собой;
- В составе награбленного Юргой, когда тот покинул князя Свидригайла и поехал служить московскому князю Василию Васильевичу.
Во время пребывания в Москве со святого лика были написаны несколько копий. В 1456 году оригинальное изображение вернулось в Смоленск, после того как московский князь Василий Темный вернул ее в качестве будущего воссоединения двух городов. При этом копия была написана и оставлена в Москве в Благовещенском соборе. На копии младенец Христос располагается вертикально, причем исследователи склонны думать, что так изображали Иисус и на оригинальном византийском образе. Позже Смоленскую Божью Матерь привозили в Москву несколько раз для совершения молитвы.
Особо знаменателен был день Бородинской битвы, когда в крестном ходе москвичей были собраны множество святых ликов, в том числе и Смоленский. На время войны с французами лик был передан на хранение в город Ярославль, для сбережения и защиты.
Важно! В 1941 году Одигитрия, которую привезли из Византии, была утрачена, подозревается, что она была украдена. Копия изображения сейчас хранится в Оружейной палате, куда оно попало из построенного в 1523 году Новодевичьего монастыря. Сделали это из соображений безопасности, ведь рама доски отделана богатым золотым окладом и ризой из жемчуга.
В чем помогает Одигитрия
Смоленская Богоматерь часто переезжала, размещаясь то в храмах Москвы, то в соборах Ярославля, и только в 1655 году ее вернули в Смоленск, где и сегодня можно поклониться, и помолится ей, права уже не оригинальному изображению, а копии. Изначально святое изображение размещалось в Константинополе, который был много раз спасен именно ею. Ведь именно перед Одигитрией множество верующих молилось о мире в городе и о прекращении военных действий. Она хранила сначала Византию, а теперь и Россию, защищая ее от военных действий, разрушительных природных явлений и страшных эпидемий.
О чем молятся православные христиане перед этим образом? Они верят, что лик:
- защитит родную землю от военных действий и кровопролития;
- защитит тех, кто находится в армии и на фронте;
- убережет от болезней и эпидемий;
- защитит каждую семью;
- будет покровительствовать семейным людям.
О чем еще можно молиться Богородице:
- Молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» о примирении
- Молитва перед иконой «Всецарица» для избавления от онкологии
Этот образ олицетворяет символ защиты от бед и символ здравия. Иконе молятся о спасении семьи, о защите близких и родных, о тех, кто находится вдалеке от родного дома. Просят защиты Богоматери и те, кто отправляются в путешествие или командировку. Матеря просят о защите детей, а
Но самая главная задача иконы Смоленской Богоматери - это направить к спасению человечество и отдельные души. Все, жаждущие Бога, найдут Его тут. Больные могут просить у Божьей Матери исцеления, и они его получат, могут просить здравия своей душе, и оно прибудет с ними.
Это происходит трижды в год:
- 10 августа - эта дата соблюдается ежегодно с 1525 года, когда в этот день лик был перемещен из Кремля в Новодевичий монастырь;
- 18 ноября - после победы над Наполеоном в 1812 году эта дата также ежегодно празднуется православными верующими;
- 7 декабря - жители Смоленска решили отмечать этот праздник как день освобождения от татаро-монгольского ига.
Посмотрите видео о Смоленской иконе Божьей Матери
Одигитрия – один из самых почитаемых в Православии иконописных образов. Это изображение Богоматери с младенцем, которое получило широкое распространение в русской иконографии. Само слово «Одигитрия» переводится с греческого как «Указывающая путь» или просто – «Путеводительница».
Икона Божией Матери Одигитрии была известна христианам еще в самые первые века. Первоначально она встречалась на территории Палестины, затем получила известность в Византии, Древней Руси и в других православных странах.
Сегодня существует множество разновидностей этой иконы, но в России особо почитается Смоленская Одигитрия. Также икона послужила источником вдохновения для других известных образов Богоматери, например, «Неопалимая купина».
Описание иконы
Известно несколько вариантов Одигитрии , однако, у них всех есть характерные черты, которые всегда остаются неизменными.
Традиционно на этой иконе изображен отрок Христос на руках Богородицы. Правая рука Христа обязательно запечатлена в благословляющем жесте, а в другой руке он чаще всего держит книгу или свиток. Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль.
В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери . Но также встречаются и оплечные варианты (например, ), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне.
Голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!». Главное же значение иконы – это поклонение царственному Младенцу, а также приход на Землю небесного Царя и Судии.
Появление Одигитрии
По преданию, автором самой первой иконы был евангелист Лука – ученик и сподвижник апостола Павла. Этот образ он написал еще при жизни Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила. Также в этой иконе первоначально хранилась частица мафория (ризы) Божией Матери.
В дальнейшем икона Божией Матери Одигитрии попала из Антиохии в Иерусалим, а оттуда византийская императрица Евдокия перевезла ее в Константинополь. Одигитрия была размещена во Влахернском храме, откуда и возникло ее второе название – Влахернская икона.
Что же касается происхождения самого слова «Одигитрия» , то здесь существуют сразу три версии:
- После Влахернского храма икона долгое время хранилась в византийском монастыре Одигон, от которого и образовалось ее название.
- Согласно преданию, однажды перед двумя слепыми предстала Божия Матерь и чудесным образом провела их в храм во Влахернах. Представ перед ее иконой, они сразу же прозрели, а образ с той поры стали называть Одигитрия, то есть «Путеводительница».
- Списком этой иконы император Константин благословил свою дочь Анну, которая выходила замуж за русского князя и должна была отправиться в русские земли. Ее путешествие было долгим и трудным, и лишь благодаря чудотворному образу, царевна смогла добраться до своего будущего мужа.
Долгие годы икона (самая первая) была охранительницей Константинополя . Во время осады города ее выносили на стены и совершали с ней крестные ходы. Однако в 1453 году турки смогли все-таки захватить византийскую столицу и уничтожили Одигитрию. Википедия рассказывает, что османские солдаты разрубили чудотворный образ на части, чтобы добраться до оклада и драгоценных камней.
На территорию Руси икона впервые была привезена в XI столетии царевной Анной , которая вышла замуж за Великого князя Всеволода Черниговского. Образ с самого начала стал почитаться русскими христианами как чудотворный.
После смерти Всеволода, его старший сын, Владимир Мономах, перевез образ в Смоленск, где его разместили в Успенском соборе. С той поры образ стал называться «Одигитрия Смоленская».
С иконой было связано множество чудес . Например, огромную известность получил подвиг смоленского воина Меркурия. По гласу, исходящему от Одигитрии, он ночью напал на монгольский лагерь и перебил множество врагов. Сам же Меркурий принял мученическую смерть и был позднее причислен к лику святых.
В XIV столетии Смоленск перешел к Литовскому княжеству. София, дочь литовского князя Витовта, была выдана замуж за московского князя Василия. В качестве преданного она забрала с собой Одигитрию, которую разместили в Благовещенском соборе Кремля. Однако уже в XV веке, по прошению смолян, образ Богоматери снова вернули в родной город.
Во время войны с Наполеоном , когда солдаты оставляли Смоленск, они захватили с собой Одигитрию. С этой иконой священнослужители обходили русский стан накануне Бородинской битвы, чтобы испросить у Богородицы благословения и ободрить войска.
К сожалению, в годы Великой Отечественной войны икона была вывезена немцами и с тех пор о ней ничего не известно. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится очень древний список с Одигитрии, который также почитается как чудотворный.
Некоторые другие древние копии иконы хранятся в музеях и храмах Москвы, Владимира и Костромы. Кроме того, в каждом храме сегодня есть свой вариант Одигитрии, а сотни церквей в России были освещены в честь этого образа Богородицы с младенцем.
Некоторые известные варианты Одигитрии
С Одигитрии неоднократно делались списки . А поскольку первоначально никакого иконописного канона еще не существовало, то стали появляться многочисленные вариации образа, которые сохранили лишь общие с Одигитрией черты.
Из них огромную известность получили следующие иконы Богоматери с младенцем:
- Тихвинская,
- Казанская,
- Грузинская,
- Иверская,
Также есть греческие варианты этого образа – «Психосострия» и константинопольская «Перивлепта».
Наряду со Смоленской Одигитрией на Руси очень почитается и Тихвинская Божия Матерь . По преданию, она первоначально находилась в Константинополе, а после его падения чудесным образом оказалась в городе Тихвине. Во времена СССР, когда закрывались храмы, этот образ вывезли в США. И только в наше время его снова вернули в Тихвинский монастырь.
Другая икона с непростой судьбой – Грузинская . Долгие годы она находилась в Грузии, но в 1622 году, после завоевания страны, ее увезли в Персию. Спустя годы, образ оказался в Архангельске, где и хранился долгое время. Сегодня он считается утраченным, но существует множество его списков. Считается, что этот образ помогает во время эпидемий.
История еще одной почитаемой иконы, Иверской Божией матери , началась в IX веке в Византии. В то время как раз шла эпоха иконоборчества, и одна женщина, чтобы спасти этот образ, опустила его в море. Икона чудесным образом доплыла до знаменитой горы Афон, где ее увидели монахи. Этот образ Богородицы до сих пор хранится на Афоне в Иверском монастыре.
Праздник Смоленской Одигитрии отмечается 10 августа (по старому стилю – 28 июля). Он был установлен после того, как Смоленск в 1525 году вернулся в состав России. Но существуют и другие праздники Одигитрии, установленные в честь известных ее списков.
Значение иконы Божией Матери Одигитрии для православных людей трудно переоценить. Традиционно Богородица почитается выше всех святых и ангелов, а выше нее только сам Христос. Православные христиане любят ее словно родную Мать, и для них она всегда остается источником любви и понимания.
Именно поэтому Одигитрия стала одной из наиболее почитаемых православных святынь, покровительницей и заступницей Русской земли . К образу «Путеводительницы» часто обращаются за помощью христиане. Считается, что искренняя молитва перед Богородицей помогает отвести любую беду и напасть.
Первый раскол христианства произошел в эпоху раннего . Точной датой окончательного разделения Единой Христианской Церкви на Западную и Восточную принято считать 1054 год. Расхождения коснулось не только догматов, но и обрядов, и, разумеется, иконописных сюжетов. Конечно, и у католиков изображают Пресвятую Деву с Младенцем на руках, но западная даже на религиозные сюжеты внешне более светской. Православная должна следовать более жестким канонам, а названия для некоторых сюжетов приняты греческие. Из греческого языка пришло и слово «Одигитрия», «указующая». Согласно легенде, автором самой первой с таким сюжетом был евангелист Лука.
В католической терминологии более принято именовать Марию не Богоматерью, а Мадонной.
Как она выглядит?
Из группы икон, изображающих Богоматерь с Иисусом на руках, выберите те, где уже подрос, он сидит на коленях у матери, а она ему что-то рассказывает. Мать одной рукой придерживает ребенка. Ладонь второй руки раскрыта и направлена вверх, как будто Мария что-то рассказывает своему малышу, наставляя его на путь истинный. Это и есть Богоматерь Одигитрия. Надо сказать, тело Иисуса всегда имеет одни и те же пропорции, вне зависимости от того, в каком возрасте он изображен. Это особенность канона. В католической иконе пропорции человеческого тела соответствуют возрасту, и Младенец-Иисус ничем не отличается от любого другого ребенка. На православной иконе «Одигитрия» Богородицу обычно изображают по пояс. Но, например, на иконе Казанской Божьей Матери изображены только плечи.Икона, на которой Иисус прижимается своей щекой к материнской, называется Богоматерь умиление.