Срок давности по административным правонарушениям: правила применения. Каков срок давности привлечения по административным правонарушениям? Срок давности для административной ответственности
Устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:
1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:
Речь идет о календарных месяцах;
Отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);
2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5 .
Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.
Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.
Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5 :
2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК .
В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:
Об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
О прекращении уголовного дела, уголовного преследования;
О прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.
а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;
б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см.
Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.
Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.
Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.
Ответственность рассматривается как принудительная обязанность поступать так, как предписано действующими законами, либо воздержаться от определённых действий в интересах общества и сохранения установленного общественного порядка.
В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).
Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).
Административная ответственность
Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.
Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:
- сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
- издержки имущественного и материального толка;
- принижение достоинства;
- урон репутации и ограничение деятельности.
Административное наказание
Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».
Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).
При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.
Административные санкции могут выражаться в следующем:
- порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
- наложение штрафа;
- лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
- арест и принудительные работы (до 30 суток);
- выдворение из страны (не-граждане РФ);
- дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.
Дважды за одно правонарушение привлечь к административной ответственности невозможно (КоАП ст.4.1 п.5).
При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).
Срок исковой давности по административным правонарушениям
Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?
Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.
В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:
- 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
- 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.
По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.
Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».
Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.
Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).
Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).
В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5 , 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.
При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.
Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.
Длящееся правонарушение
Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).
С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).
В случае длящегося административного нарушения давность начинает отсчитываться по факту обнаружения, а не по факту начала совершения (обычное нарушение).
При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).
Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД
Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.
Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).
Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.
При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).
Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:
- 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
- 60 дней – в суде.
Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.
Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.
Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.
Упоминание о сроках давности встречается во многих отраслях российского права. И хотя для каждого из видов ответственности этот срок индивидуален и строго определен действующим законодательство м, понятие давности является общим и представляет собой временной промежуток, на протяжении которого лицо подлежит ответственности за совершенное им противоправное деяние. Основанием для установления давностных сроков называют следующие причины:
запоздалое применение санкций нецелесообразно;
общественная опасность лица, подлежащего наказанию, исчезает по прошествии длительного временного промежутка;
собственно правонарушение утрачивает общественную опасность с течением времени.
В рамках данной статьи будут рассмотрены сроки давности привлечения к следующим видам ответственности:
административной;
налоговой;
гражданско-право вой;
уголовной.
Срок давности привлечения к административной ответственности
Согласно статье 4.5 КоАП РФ, для различных видов административных правонарушений предусмотрены разные сроки, по истечении которых постановление по делу не может быть вынесено. По общему правилу, постановление выносится в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения. В случае если дело рассматривается судьей, срок увеличивается до трех месяцев.
Отдельная группа, охватывающая широкий ряд нарушений, полный перечень которых приведен в пункте первом вышеупомянутой статьи, допускает вынесение постановления об административном правонарушении на протяжении года. В течение двух лет может быть вынесено постановление за нарушение правовых норм Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Самый продолжительный срок привлечения к данному виду ответственности предусмотрен для правонарушения в сфере противодействия коррупции - он составляет 6 лет.
Стоит также упомянуть о таком виде административног о правонарушения, как длящееся: началом исчисления срока давности в подобном случае считается момент обнаружения правонарушения.
Кроме того, в пунктах 3-7 статьи 4.5 КоАП закреплены некоторые особые положения, касающиеся данной темы.
Срок давности привлечения к налоговой ответственности
Для налоговых правонарушений, также как и для гражданских, срок, на протяжении которого лицо может быть привлечено к ответственности не может превышать 3 года (статья 113 НК РФ). Началом течения срока в большинстве случаев считается момент совершения правонарушения, однако существуют исключения, для которых за дату начала течения срока давности принимается день, следующий после заключительного дня налогового периода. Упомянутое исключение действует в случае грубых нарушений правил учета расходов и доходов, а также при неуплате либо неполной уплате налога.
Приостановление течения срока давности возможно при условии активного противодействия выявлению нарушения.
Срок давности привлечения к уголовной ответственности
Освобождение от данного вида ответственности по причине истечения сроков давности регламентируется статьей 78 УК РФ. Началом исчисления срока считается день совершения преступления, окончанием - момент вступления приговора суда в силу.
Продолжительност ь срока давности определяется категорией совершенного преступления и составляет:
для преступлений небольшой тяжести - два года;
для преступлений средней тяжести - шесть лет;
для тяжкого преступления - десять лет;
для особо тяжкого преступления - пятнадцать лет.
Для преступлений, предусматривающи х в качестве наказания пожизненное заключение либо смертную казнь, срок давности может не применяться согласно решению суда, однако в случае если лицо, совершившее такое преступление не будет освобождено от уголовной ответственности, подобные виды наказаний не назначаются.
Особым пунктом законодатель выделяет преступления против безопасности человечества и мира- на такие преступления действие сроков исковой давности не распространяется.
Срок давности привлечения к гражданско-право вой ответственности
В ГК РФ, а именно в главе 12 фигурирует понятие исковой давности - срока для подачи иска в целях защиты нарушенных прав лица. Соответственно, удовлетворение требований истца является основанием для наступления рассматриваемого вида ответственности другой стороны данного иска. Применение исковой давности может быть реализовано только по заявлению стороны, участвующей в споре, до вынесения судом окончательного решения.
По общему правилу (согласно статье 196 Гражданского кодекса) срок исковой давности равняется трем годам. Законом также могут быть определены специальные сроки. Началом течения срока в данном случае является момент, когда лицо узнало, что произошло нарушение его права. Если речь идет об обязательствах, для исполнения которых предусмотрены определенные временные рамки, началом течения срока давности считается дата исполнения обязательств. Кроме того, существуют обстоятельства, которые служат основанием для приостановления сроков исковой давности - они приведены в статье 202 ГК РФ. Статьей же 208 определены требования, к которым понятие исковой давности не может быть применено.
В заключение стоит отметить, что перед использованием любой правовой информации, необходимо проверять ее на предмет внесения изменений.
Либо же могут принимать участие другие данные которые напрямую касаются того или иного правонарушения. Об этом «гласит» КоАП, а именно статья №4.5 .
Но само начало срока давности которое влечет за собой ответственность (административную) берет начало с того момента когда установлен сам факт наличия преступления , которое доказывают свидетельства, либо наличие составленного протокола.
Сроки привлечения за нарушение ПДД
Законодательство нашей страны на сегодняшний день предусматривает непосредственную давность совершенных проступков носящих административный характер к ответственности (административной).
Отталкиваясь от статьи КоАП РФ вынесение наказания должно быть произведено не более чем в период двух месяцев отсчет которого начинается с того момента как о данном проступке стало известно.
Хотя стоит отметить, что такой процесс обладает рядом определенных исключений, о которых мы сейчас поговорим.
Какой срок давности по административным правонарушениям? Приговор касающийся правонарушения административного характера безоговорочно должен быть определен соответствующими органами не позже одного года с того момента как о преступлении стало известно .
Это относится к такого рода проступкам:
Если говорить о длящемся правонарушении (административном) то его сроки начинают процесс исчисления непосредственно после того как стало известно о преступлении.
К такого рода проступкам относятся:
- произведение трудоустройства россиян на территории других стран незаконным путем;
- несоответствие сроков, за которые должно было быть произведено возвращение средств (бюджетных), которые были получены на основе (возвратной);
- не исполнение обязанностей предусмотренных в воинском учете;
- несоответствие сроков перерегистрации и регистрации, какого либо вида оружия, либо так же относится к нарушениям сроков поставки его на учет.
Если имеет место отказ относительно возбуждения дела (уголовного) либо его прекращения, но факт преступления совершенного тем или иным человеком «на лицо» в таком случае для того чтобы определить непосредственную давность привлечения к ответственности (административной) срок давности берет начало исчисления с того дня когда было принято решение касающиеся отказа возбуждения дела (уголовного), либо его остановки.
К тому же длящиеся проступки представляют собой нарушение закона, проводимое в период достаточно долгого времени. Это могут быть нарушения определенных установленных правил санкционирования (публичного) которые относятся непосредственно к экономической сфере.
Это может быть как условия лицензирования лицензиатом, так и деятельность без соответствующего лицензирования.
Истечение сроков давности
Есть ли срок давности по административным правонарушениям? Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности регулируется КоАП РФ.
Отталкиваясь от статьи КоАП можно выявить тот факт что наказание (административное) может не применяться относительно человека который совершил проступок только в той ситуации когда его не ввели в исполнение в течение одного года, стоит отметить что этот срок начался с того дня когда такого рода решение стало законным.
Так же период срока давности в административном праве может вообще быть прерванным в том случае, когда человек, которому назначили наказание (административное) отказывается выполнять решение суда и производит неповиновение относительно этого вопроса.
Так же стоит отметить, что решение судебного органа относительно временного лишения человека права водить автомобиль должно быть выполнено непосредственно органами внутренних дел.
Такого рода процесс предусматривает изъятие (временное) у человека который должен понести наказание водительского удостоверения.
Срок исковой давности по правонарушениям
Какие сроки исковой давности в административном праве? В прошлом году в КоАП имели место определенного рода изменения, касающиеся именно сроков давности ответственности (административной). А именно было установлен новый период такого рода наказания, а именно два года.
Этот срок обретает законный характер только с того момента, когда непосредственно судебные органы примут соответствующее решение.
Стандартный период, за который решение судебных органов должно набрать правового характера это десять дней. Но если обвиняемый водитель, против которого велось дело, обжаловал решение судебных органов, то начало срока припадает на тот момент, когда вынесено новое решение инстанциями (вышестоящими).
Какой срок давности штрафов ГИБДД? Если говорить о сроках давности по административным правонарушениям ГИБДД, за неуплату штрафов.
То такого рода правонарушения, которые влекут за собой уплату назначенных штрафов, их размер колеблется от степени тяжкости проступка, являются самыми проблематичными.
Такого рода период составляет около одного года. Извещают правонарушителя непосредственно о наличие штрафа посредством своеобразной квитанции, которую обвиняемый может обжаловать в течение десяти дней.
Но если он не собирается оспаривать такого рода штраф, то он обязан оплатить его в течение тридцати дней, а саму квитанцию, свидетельствующую об оплате отправить непосредственно в орган, который вынес такое постановление относительно действий этого человека.
И если правонарушитель в данный период не выплатит назначенное ему наказание, то этот орган имеет полнейшее право на то чтобы перенаправить эту квитанцию непосредственно в судебные органы, тогда суд может назначить нарушителю наказание в виде значительного увеличения штрафа или даже арестовать его на срок, состоящий из пятнадцати суток.
Когда истекает срок давности по административным правонарушениям? Специальных норм, позволяющих определить порядок исчисления сроков давности, в КоАП РФ не содержится, поэтому руководствуются общим правилом, согласно которому срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Срок давности рассмотрения дела
Такого рода дело должно быть рассмотрено в течение пятнадцати дней с того момента когда лицо (должностное), судебный орган получил его получил.
Он должен в этот срок рассмотреть все данные касающиеся того или иного преступления, а также сам протокол.
Если дело предусматривает нарушение (административное) наказанием которого может быть выдворение или арест, должно быть рассмотрено непосредственно в тот же день или не позднее сорока восьми часов с того момента когда судебный орган его получил.
Срок давности постановления
Об такого рода сроке говорится непосредственно в статье №31.1 . Отталкиваясь от которой можно утверждать что постановление должно вступить в силу законодательства только после того как истечет срок давности по делам об административных правонарушениях, который был установлен относительно обжалования такого рода постановления касающегося дела правонарушения (административного).
А также в том случае, когда такое постановление не подлежало опротестованию и обжалованию .
Так же в тех ситуациях, когда истек непосредственный срок, который был установлен для прямого обжалования самого решения относительно протеста, жалобы, либо такого рода решение не подвергалось опротестованию и обжалованию, за исключением тех моментов, когда такого рода решением было отменено вынесенное постановление.
Итоги
Несомненно, ответственность (административная) носит важный характер, так как в первую очередь оберегает мирных граждан, не нарушающих закон.
Конечно же, нельзя быть уверенными в том, что наказанный правонарушитель вновь не совершит противозаконный проступок, но, по крайней мере, можно надеяться на то, что количество правонарушителей хоть в минимальной степени, но уменьшится.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.
При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.
При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.
Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».