Страницы истории. Система социальных норм Право в системе социальных норм рф
Это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи
- нормативность,
- формальная определенность в официальных источниках и
- обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Право в системе социальных норм
В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы (граница между которыми проходит главным образом по предмету регулирования):
- социальные (регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь);
- технические (регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой).
Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые .
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие - возникают, видоизменяются; третьи - навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм - фактор субъективный . Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.
Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом".
Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.
Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.
Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее".
Соотношение норм права и морали
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего , но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль .
Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества . Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного , которая представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей к окружающей действительности (друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу).
Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты - эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле .
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский "категорический императив", ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законодательство"), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.
Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. "Человек есть ряд его поступков... Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне" (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:
- единство,
- различие,
- взаимодействие,
- противоречия.
Единство права и морали:
- представляют собой разновидности социальных норм , образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
- преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
- имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
- в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов , служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
- в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
- выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей , показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Цель права - "установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.
Отличительные особенности права и морали (на основе определения нормы права) :
- Право и мораль различаются по способам их установления, формирования . Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Нормы морали создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
- Право и мораль различаются по методам их обеспечения . Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
- Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации . Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
- Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей . Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
- Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность , причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
- Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека . Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции (например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления).
- Право и мораль различаются по сферам действия . Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
- У права и морали различные исторические судьбы . Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.
Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права , поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества , социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть). Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом — государством . Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти . Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно. Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.
Взаимодействие норм права с религиозными нормами
Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали , которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.
Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:
- они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;
- документально зафиксированы и оформлены (нормы права — в законах , религиозные нормы — в религиозных книгах).
Существуют и отличия религиозных норм от правовых:
- сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;
- правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным — добровольно и осознанно;
- различен механизм действия этих норм. Религиозные нормы неизменны, непреложны и всегда ссылаются на «высший авторитет».
Взаимодействие норм права с корпоративными нормами
Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:
- их тексты всегда закрепляются в соответствующих документах (правовых — в законах и подзаконных актах, корпоративных — в локальных актах руководителя предприятия , организации);
- всегда принимаются по определенной процедуре;
- всегда систематизированы.
Различия правовых и корпоративных норм.
Место права в системе социальных норм, его роль в системе нормативного регулирования определяются свойствами, отличающими право от иных социальных норм.
С этой точки зрения значимы следующие признаки права:
- связь права с государством - от государства исходит формальное закрепление норм права, государство обеспечивает выполнение норм;
- общеобязательность правовых норм - никакие другие социальные нормы не обладают этим свойством, распространенность и степень императивности всех иных норм значительно меньше;
- формальная определенность - нормы права четко описывают поведение человека, они строго разграничивают права и обязанности лиц, все их предписания закреплены в официальных источниках. Всех этих свойств лишены иные виды социальных норм;
- системность права - нормы права регулируют поведение комплексно; все социально значимые сферы охватываются правовым регулированием. Право - единственная нормативная система, стремящаяся преодолеть противоречивость отдельных предписаний. Все иные социальные нормы, несмотря на их очевидную взаимосвязь, часто носят противоречивый характер, не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений.
Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.
Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых мы говорили выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества.
Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.
Различия социальных норм многоплановы. Они определяются прежде всего свойствами правовых норм, указанных выше. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения, о чем уже говорилось. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм по:
- форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;
- сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами.
Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы. Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают.
Взаимодействие права и иных социальных норм определяется прежде всего вышеназванными различиями между ними и, кроме этого, зависит от содержания норм.
Взаимодействие права и других норм - обоюдный процесс, оно не является односторонним воздействием одного явления на другое. Учитывая это, можно выделить следующие формы взаимодействия права и иных социальных норм.
Влияние права на иные социальные нормы
Во-первых, нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм.
Во-вторых, нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы. Например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на те случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т. д.
В-третьих, нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы. Например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты, многоженства.
Влияние на право иных социальных норм
Во-первых, некоторые социальные нормы могут поддерживать право.
Во-вторых, некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права. Например, закон в ряде случаев ссылается на обычаи как источники права.
В-третьих, некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права. Например, такие оценочные понятия законодательства, как «аморальный поступок», соблюдение профессиональной этики и т. п., могут быть поняты только с учетом содержания других социальных норм.
Особую сложность представляет собой вопрос о возможных коллизиях между правовыми и иными социальными нормами. При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права. Однако не все так просто. Всегда нужно помнить о том, что нормы права должны исходить из тех же социальных предпосылок, что и иные социальные нормы. При помощи правовых запретов можно воздействовать на негативные отклонения от нормального состояния общественных отношений. Однако возможности правового воздействия на иные социальные нормы ограниченны. Отнюдь не все социальные нормы можно вытеснить с помощью норм правовых.
Неприятие юридических нововведений большей частью общества приводит к массовым уклонениям от соблюдения предписаний правовых норм, и даже к массовому противоправному поведению. Общеизвестно, что любой массовидный процесс сам по себе уже становится нормой. Воздействовать на нарушителей юридических норм можно только в том случае, если они составляют незначительную часть общества, состоящего в целом из законопослушных граждан, в противном случае не помогут ни правовые предписания, ни государственное принуждение. Управление, основанное на принуждении, недолговечно и потенциально конфликтно. Оптимальным вариантом является взаимодополняемость права и иных социальных норм. Вот почему так важно для юристов уяснить место права в социальном регулировании и его взаимодействие с другими нормами - все это должно быть учтено в процессе правотворчества и отражено в правовых нормах. В противном случае правовые нормы будут недолговечны, а, следовательно, и неэффективны. Законодатель может пойти на явный конфликт правовой и иной регуляции только в исключительных случаях, когда для этого существуют действительно веские социальные причины. В таких редких случаях (и при соблюдении условий эффективности правовых норм) авторитет права и сила его особых средств воздействия позволят добиться приоритета правовых норм.
Соотношение права и морали. Общее между правом и моралью:
- 1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
- 2) у них единый объект регулирования - общественные отношения;
- 3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:
- 1) по происхождению: если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством;
- 2) по форме выражения: если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму;
- 3) по сфере действия: если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить;
- 4) по времени введения в действие: если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установленный срок;
- 5) по способу обеспечения: если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права - мерами государственного воздействия;
- 6) по критериям оценки: если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия, предусмотренные уставом организации.
Взаимодействие права и обычаев. Обычаем является правило, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам (привычка соблюдать закон). В некоторых случаях санкционированный обычай является источником права.
Взаимодействие норм права с религиозными нормами. Назначение религии - определение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения.
Сходство:
- 1. Религиозные нормы в определенной мере формализованы и содержат определения.
- 2. Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т. д.).
Различие:
- 1. Сфера действия религиозных норм гораздо уже, чем правовых.
- 2. Различный механизм действия, религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на «высший авторитет».
Взаимодействие норм права с корпоративными нормами
Сходство:
- 1. Текст нормы закрепляется в соответствующем документе.
- 2. Корпоративные нормы так же, как и правовые, принимаются по определенной процедуре.
- 3. Они систематизированы.
Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.
Особенности корпоративных норм:
- 1. Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации.
- 2. Это нормы локального действия.
- 3. Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах.
- 4. Подлежат проверке в виде регистрации со стороны государства - соответствие законодательству.
- 5. Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т. д.
Взаимодействие:
- 1. Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом проявляется поддержка правом корпоративных норм.
- 2. Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).
- 3. Наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).
Контрольные вопросы
- 1. Что такое система социального регулирования?
- 2. Что такое социальная норма?
- 3. Какие виды социальных норм вы знаете?
- 4. Что такое корпоративные нормы?
- 5. Каково соотношение норм морали и правовых норм?
В этой связи используется понятие нормативного, или социального регулирования. Нормативное (социальное) регулирование — это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.
Нормативное регулирование включает следующие моменты: 1) выработку социальных норм (образцов поведения); 2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций; 3) использование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.
В рамках общего понятия нормативного регулирования выделяются несколько подвидов. В их числе — регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и др.
Следовательно, социальное (нормативное) регулирование предстает перед нами в многообразии форм выражения. Оно не замыкается на каком-то одном регуляторе. Напротив, социальное регулирование отражает (опосредует) всю многогранность, сложность человеческого бытия.
Необходимым элементом нормативного (социального) регулирования является социальная норма. Социальная норма — это правило общежития людей, правило социально значимого поведения. Можно сказать так: социальная норма — это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.
Социальным нормам присущи следующие общие признаки.
- Они отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества.
- В них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.
- Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
- Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.
- Эти правила поведения характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении нарушителя правила. Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.
Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.
Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное — безнравственное, правомерное — неправомерное).
Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.
Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.
1. Обычаи — это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики, вошедшие в привычку.
Обычаи — исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бытующие предрассудки, пережитки прошлого.
Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, в условиях которой они сложились.
Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.
Обычаи нередко имеют формализованное содержание (организация свадьбы и др.)- По своему смыслу они близки к понятию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке».
В нравах находит отражение психология жителей определенной местности, социальной группы. В этой связи говорят об укладе общественной жизни (старинные, современные нравы).
На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, рассматриваемые в литературе как разновидность обычаев. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий)2.
Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру. В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции — в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.
2. Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы , политические партии , кооперативы и др.
Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, — это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общеобязательности подобно праву, закону . Возможности поведения, основанные на корпоративных нормах, в частности, включают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воздействия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфическая природа корпоративных норм наиболее отчетливо проявляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.
По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов определенной организации.
3. Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем.
Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств , в программных документах политических партий, движений.
Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения определенных целей в политике.
В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи.
В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности , ее активности в сфере политической жизни.
В-пятых, они могут отличаться общим декларативным характером либо быть формализованными, предусматривать конкретные права и обязанности субъктов политических объединений.
В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).
В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.).
4. Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.
Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю , ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм нравственности входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей. Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, справедливо — несправедливо). Действие этих норм состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.
Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения. Заметим, система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали. В этой связи мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества.
Мораль как форма общественного сознания зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Если подвести некоторые итоги, то следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж , разбой и иные преступления . Однако руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений , нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.
Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.
К числу спорных относится следующий вопрос: «Надо ли разграничивать понятия «мораль», «нравственность»? По мнению В.С. Нерсесянца, между этими понятиями линию разграничения провести можно. В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни.
Нравственные нормы — это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов — морального и нравственного».
Заметим, что в одном ряду с понятиями «мораль», «нравственность» используется слово «этика». Что оно означает? По этому поводу в Большом энциклопедическом словаре сказано следующее: «Этика — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность». Соответственно, слово «этикет» означает установленный, принятый порядок поведения, форму обхождения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).
Итак, нормы морали предопределяются историческим развитием человечества, по своему происхождению не связаны с государственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.
5. Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).
Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы.
Во-первых, такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.
Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии.
В-третьих, такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано».
В-четвертых, любая религия и, следовательно ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Превращение религиозного предписания норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или неисповедующими религию. Субъекты религиозных отношений — это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы.
Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах священного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, запрещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.
Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы общечеловеческого общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди. В Моисеевых законах, например, установлена необходимость трудиться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей , запрещается убийство , прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.
В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.
Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством разных средств, в том числе религиозных норм, утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.
Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д. Всем социальным нормам свойственны два момента: 1) предмет регулирования здесь сугубо социальный — общественные отношения; 2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, организации).
Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).
Соотношение права и морали
Статья 125 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии. Как видно, помощь обязаны оказывать: по закону — родители несовершеннолетним детям , в силу договора — сиделка, приглашенная для ухода за тяжело больным, и др.
Назовем в этой связи и ст. 270 УК РФ, содержащую норму о безусловной необходимости оказать помощь людям, гибнущим на море или ином водном пути. Речь идет о любом судне, капитан которого или лицо, исполняющее его обязанности, имел возможность оказать помощь гибнущим людям, но не сделал этого.
Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более прогрессивным.
Соотношение права и иных социальных норм
Корпоративные нормы, со своей стороны, оказывают определенное содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты, а также назначения своих представителей в избирательные комиссии (Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.).
Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать членов избирательных комиссий.
Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, позволяет глубже понять систему правовых и неправовых средств, воздействующих на поведение индивидов и организаций.
В. Право и политические нормы
Политика — это область взаимоотношений и различных видов деятельности по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, в том числе политических норм. Поскольку основным политическим институтом в обществе является государство, постольку политические и правовые нормы органически связаны, нередко решают одни задачи.
Политические нормы могут отражать различные структурные уровни. Один уровень — это нормы организации политических институтов, политических процедур, процессов и др. Такие нормы, как правило, функционируют исключительно в сфере политики. Другое дело — область государственной власти , ее формы, устройства, функционирования субъектов государства и т.д. На таком уровне политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Предметное поле таких норм многообразно.
Нормы такого плана могут регламентировать деятельность государства и других политических институтов как в пределах страны, так и при осуществлении своих интересов на международной арене, во взаимоотношениях с другими суверенными государствами.
Как видно, политическая организация общества всегда опирается и на политические, и на правовые нормы, что позволяет говорить об их политико-правовой целостности, едином политико-правовом пространстве их деятельности. Проведенный анализ подтверждает, что такие нормы прежде всего содержатся в конституционном законодательстве. Это объясняется следующими факторами.
В-третьих, показателем развитости политики и права в нашем обществе можно считать осуществление прав и свобод в реальном, практическом измерении (проведения выборов федерального и иного уровней).
В-четвертых, Конституция России в главе второй «Права и свободы человека и гражданина » раскрывает основополагающие принципы гражданского, в том числе политического статуса человека. "
В-пятых, гражданский, политический и другие статусы человека и гражданина гарантируются и охраняются государством. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В-шестых, порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти , других государственных должностных лиц регулируется политическими нормами, которые выражены в юридической форме. Нормы такого содержания в основном регулируют отношения законодательной, исполнительной и судебной власти .
В-седьмых, цолитико-правовые нормы допускают существование и деятельность политической оппозиции (парламентской и иной). Наличие оппозиции свидетельствует о том, что в обществе и государстве есть иные, не только официальные взгляды, суждения, позиции, с которыми надо считаться.
Надо видеть и то, что на основе политико-правовых норм граждане могут оказывать существенное влияние на деятельность государства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифестации, пикеты, выбор представительных органов власти и др. Поскольку расширяется сектор гражданских самодеятельных организаций, постольку будет более значимо их воздействие на политико-правовую жизнь страны.
Г. Право и религиозные нормы
Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем. Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения , отвечающего требованиям права и законности . В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность. Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история , такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного, согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность , разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.
Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Их следует отличать от технических норм, определяющих правила пользования приборами и механизмами (пылесосом, автомобилем), веществами (прием лекарств) и осуществления технологических процессов (приготовление пищи).
Первоначально поведение людей регулировалось мононормами - едиными, нерасчлененными социальными нормами, которые содержали в себе и религиозные нормы, и запреты (табу), и мифологические представления первобытного человека.
Виды социальных норм:
1. Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Могут быть полезными для общества (обычай воспитывать ребенка матерью) и вредными (обычай кровной мести).
2. Нормы морали - правила поведения, регулирующие поведение человека, исходя из представлений о добре и зле, справедливости, понятий «хорошо» и «плохо» (уважение старших, защита слабых).
3. Религиозные нормы - регулируют поведение верующих исходя из догм религии (отправление религиозных таинств - крещения, причащения, венчания; соблюдение поста).
4. Корпоративные нормы - нормы, принятые внутри организации и распространяющиеся только на ее членов (устав партии, обязанность носить униформу).
5. Традиции - исторически сложившиеся правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения (застолье по поводу заключения брака, празднование Нового года).
6. Обряды - правила поведения, имеющие символическое значение и особый смысл (обряд похорон).
7. Нормы права - исходящие от государства общеобязательные, неперсонифицированные (обращенные ко всем), формально-определенные правила поведения.
С появлением государства на первое место в системе социального регулирования вышли нормы права как самые эффективные и обеспеченные силой государственного принуждения.
Еще по теме 29. Право в системе социальных норм:
- § 2. Правовое сознание в реализации норм орава нправоотношениях