Тема:. Рассказ «Тоска»
Конспект урока
Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П. Чехова «Тоска»).
Предмет: литература
Класс: 9
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь
ближнему в трудную минуту.
Оборудование урока:
Проектор, экран, компьютерная презентация.
Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.
Карточки для работы в группах.
Ход урока
I . Организационный момент.
Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.
Здравствуйте, ребята!
Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:
"Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".
Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.
Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».
Откройте тетради, запишите тему урока.
Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).
II . Слово о писателе. Сообщение учащихся.
Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.
Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).
Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.
III . Работа над содержанием рассказа.
Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.
Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.
Составление кластера.
Вопросы классу:
Что значит быть одиноким?
Может ли человек быть одиноким среди людей?
Ощущаете ли вы себя одинокими?
Каково лексическое значение этого слова?
Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
Тоска ж
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.
В каком значении использовано это слово в рассказе?
Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние ).
Почему же писатель предпочёл слово тоска ? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).
Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.
Фронтальная беседа по вопросам:
Каково начало рассказа? Зачитайте.
(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).
Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?
(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).
Какова роль данного описания?
(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).
А как чувствует себя главный герой Иона?
(Ему тоскливо, плохо).
А почему ему плохо? (У него умер сын.)
Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один . Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?
(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).
А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)
Кому?
(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)
Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.
Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.
1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.
2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.
3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.
4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.
Итак, сделаем вывод:
Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.
Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?
Выполним это задание в группах.
1 группа:
Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.
2 группа:
Метафоры : распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.
Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.
3 группа:
Градация : вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.
Сделаем выводы о роли этих художественных средств:
Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.
Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)
Почему Иона решил рассказать ей всё?
(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)
Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)
Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)
(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)
Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.
Как вы объясните многоточие?
Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…
Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
Как вы понимаете смысл эпиграфа?
(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).
Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)
Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.
Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:
Где жизнь? Хоть шелестом листа
Проговорилась бы она.
Но за спиною - пустота,
Но за спиною – тишина.
И страшно мне шагнуть вперёд,
Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,
Где память за руку берёт
И - нет небес.
Варлам Шаламов 1938 год
Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?
(Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)
IV . Подведение итогов. Выставление оценок.
Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.
Тоска
Зелёная, громадная
Накрывает, поглощает, гнетёт
Некому рассказать о своём горе
Одиночество
Выставление оценок за урок.
Всем спасибо за урок.
V . Задание на дом (групповое)
1 группа:
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
3 группа:
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
2 группа:
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
Мини сочинение-рассуждение по рассказу Чехова «Тоска» на тему: Одиночество, боль и тоска главного героя. Эссе по литературе
Рассказ «Тоска»: аудиокнига
Рассказ «Тоска» по праву считается вершиной, покоренной мастерством Чехова. Тонкий лиризм и гнетущее ощущение печали переданы им в совершенстве, поэтому читать это произведении физически больно. Хочется пролезть сквозь строки, прийти и выслушать Иону, ведь любому человеку становится его жалко. Кажется, что, по сравнению с ним, я счастлив, хотя до прочтения у меня были свои невзгоды и заботы. Я восхищаюсь Чеховым, ведь вызвать такие эмоции может далеко не каждый автор. Мне кажется, что секрет его успеха в том, что он нашел, как описать одиночество, самое безотрадное человеческое чувство. Его все изведали и все понимают, что оно собой представляет, и в то же время автор умудрился показать его по-новому.
Боль и тоска в изображении Чехова сопоставимы с мощным потоком, который мог бы залить все, но помещается в «ничтожной скорлупе» в виде жалкой фигуры извозчика. Именно эти ощущения характеризуют тоску Ионы, которую может утолить только искреннее участие. Однако извозчик нигде не может его найти, хотя и колесит по всему городу. Проблема, поставленная Чеховым в рассказе «Тоска», даже не в том, что герой тоскует по сыну, а в том, что никто не хочет его выслушать и разорвать порочный круг его одиночества. То есть, горе другого человека никого не касается, большой город живет своей жизнью, а Иона – своей, и это порок большого города, в котором мельчают люди.
Внутренний мир героя рассказа «Тоска» полностью затоплен одиночеством. Иона раскрывается только с этой трагической стороны. Его душа по-христиански богата. Он не ропщет на судьбу за смерть сына, он смирился, хотя и был готов умереть вместо него. Он открыт для добра, не озлобился на равнодушный мир и прощает людям их грубость. Он даже не хочет надоедать им своими излияниями и замолкает, когда видит, что слушателю не до него. Как ни удивительно, именно духовные богатства делают его одиноким. Пошлых и пустых людей объединяет вместе их примитивность, а вот Иона обречен нести бремя своей духовности. Это неочевидная причина его одиночества, но ее Чехов всеми средствами выносит на первый план, раскрывая характер своего героя.
Иона представляет собой тип маленького человека. У него очень скромные запросы, живется ему чуть ли не впроголодь, а все его достояние – тощая лошаденка. В город он приехал на заработки, в деревне у него осталась дочка, которую нужно содержать. Поэтому жалкий и бессловесный извозчик усвоил одно правило: господам не перечить. Чтобы они не делали с ним, свободным, по идее, человеком, не крепостным, он терпит и господ еще и нахваливает. Может, в этом бесконечном унижении Иона и утвердился в своем одиночестве. Он считает себя недостойным общения, считает, что грубость в его адрес оправдана, поэтому не делает попыток найти равного себе и подружиться. Он всегда как бы просит о милости, рассказывая о тоске. Иона сам себя унижает до такого уровня, чтобы молить о должном и сносить непереносимое. В потере достоинства его одиночество приобретает чудовищный размах.
Таким образом, тема одиночества в рассказе «Тоска» раскрыта Чеховым с разных сторон: это и порок большого города, и элемент тонкой душевной организации Ионы, и следствие его униженности. Это разностороннее одиночество вгоняет героя в безысходную тоску, которую автор и вынес в название рассказа. В этом емком слове в полной мере выражается трагизм судьбы героя.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь ближнему в трудную минуту.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Педагог: Бекяшева Раиса Борисовна
Предмет: литература
Класс: 9 Б
Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Цели урока:
- Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
- Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь
Ближнему в трудную минуту.
Оборудование урока:
- Проектор, экран, компьютерная презентация.
- Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.
- Карточки для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.
Здравствуйте, ребята!
Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:
"Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".
Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.
Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».
Откройте тетради, запишите тему урока.
Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).
II. Слово о писателе. Сообщение учащихся.
Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.
Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).
Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.
III. Работа над содержанием рассказа.
Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.
Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.
Составление кластера.
Вопросы классу:
Что значит быть одиноким?
Может ли человек быть одиноким среди людей?
Ощущаете ли вы себя одинокими?
Каково лексическое значение этого слова?
Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
Тоска
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.
В каком значении использовано это слово в рассказе?
Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние ).
Почему же писатель предпочёл слово тоска ? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).
Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.
Фронтальная беседа по вопросам:
Каково начало рассказа? Зачитайте.
(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).
Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?
(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).
Какова роль данного описания?
(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).
А как чувствует себя главный герой Иона?
(Ему тоскливо, плохо).
А почему ему плохо? (У него умер сын.)
Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один . Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?
(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).
А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)
Кому?
(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)
Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.
Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.
1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.
2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.
3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.
4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.
Итак, сделаем вывод:
Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.
Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?
Выполним это задание в группах.
1 группа:
Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.
2 группа:
Метафоры : распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.
Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.
3 группа:
Градация : вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.
Сделаем выводы о роли этих художественных средств:
Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.
Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)
Почему Иона решил рассказать ей всё?
(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)
Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)
Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)
(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)
Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.
Как вы объясните многоточие?
Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…
Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
Как вы понимаете смысл эпиграфа?
(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).
Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)
Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.
Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:
Где жизнь? Хоть шелестом листа
Проговорилась бы она.
Но за спиною - пустота,
Но за спиною – тишина.
И страшно мне шагнуть вперёд,
Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,
Где память за руку берёт
И - нет небес.
Варлам Шаламов 1938 год
Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?
(Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.
Тоска
Зелёная, громадная
Накрывает, поглощает, гнетёт
Некому рассказать о своём горе
Одиночество
Выставление оценок за урок.
Всем спасибо за урок.
V. Задание на дом.
Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.
На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.П. Чехова. Прочитать рассказ «Смерть чиновника».
1 группа:
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
3 группа:
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
2 группа:
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
1 группа:
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
3 группа:
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
2 группа:
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
Нужны ли людям поддержка, внимание и забота, чтобы не чувствовать себя одиноко? Это один из вопросов, возникающих при чтении текста Антона Павловича Чехова, классика отечественной литературы.
Раскрывая проблему одиночества, автор повествует нам об извозчике Ионе Потапове. Меньше недели назад умер его сын, а извозчик "путём не говорил ни с кем". пассажирам нет дела до Ионы, они даже не пытаются его выслушать. Позже извозчик рассказывает о своей беде лошади. Он чувствует, что только ей он может поведать о своей горестной утрате.
В произведении Максима Горького "Старуха Изергиль" в легенде о Ларре повествуется о сыне орла и женщины.
Ларра горд, считает себя избранником, ставит себя выше остальных. Убив невинную девушку, он подвергается страшному наказанию - его обрекают на вечное изгнание. Будучи одиноким, герой теряет смысл жизни. Однажды он специально подходит слишком близко к людям, надеясь, что соплеменники его убьют, тем самым освободив его от этого невыносимого изгнания. Но люди сторонятся Ларры, выполняя наказ старейшин рода. Ларра ходит по земле, будто тень, не находя себе покоя. Одиночеством он наказан за гордость, эгоизм, жестокость, себялюбие.
А теперь обратимся к примерам из романа - эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир". Пьер Безухов очень одинок. В начале произведения мы видим Пьера в салоне Анны Павловны Шерер, где отношение светского общества к молодому человеку как к незаконному сыну петербургского богатого сановника пренебрежительное, а революционные речи "якобинца", только что приехавшего из Парижа и оправдывающего Наполеона, "изверга рода человеческого", вызывают у хозяйки салона и большинства её гостей и страх, и негодование.
Но как только Пьер становится самым богатым человеком России, получив внезапно обрушившееся на него наследство, отношение к нему меняется. Общество начинает Безухову льстить, князь Василий женит богатого наследника на своей дочери Элен, а одиночество всё-таки не покидает героя. Нет рядом близкого человека, друга, такого, как князь Андрей, ушедший на войну, который помог бы разобраться в душевной смуте. Пьер проходит долгий путь, пока не обретает смысл жизни и счастье. Во многом преодолеть трудности ему помогает Наташа Ростова. В её обществе ему становится лучше, а душа вновь и вновь возрождалась к жизни.
Подведём итоги. Мы убедились в том, что человеку нужны сострадание, внимание или хотя бы чьё-то присутствие, чтобы не чувствовать себя одиноко и справляться со своими бедами.
Обновлено: 2017-09-22
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.
Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.
По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.
В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.
Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.
Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.
Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова