Венчание - это что за обряд? В чем состоит таинство венчания? Правила венчания в православной церкви.
Советы для тех, кто собрался венчаться.
В первую очередь, необходимо согласовать место и время совершения таинства венчания. Сейчас во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания.
Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб. В тех же церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться с конкретным священником, если к этому есть потребность.
В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания. При возникновении препятствий, перечисленных выше, желающим повенчаться, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея. Владыка рассмотрит все обстоятельства. При положительном решении, поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме. В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому… Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне - с двенадцати часов ночи. И если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений.
В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого, обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Есть и другие моменты, на которые лучше обратить внимание: лучше всего, если невеста наденет удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд; присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания; делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства; обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол; возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять; у невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве; обязательны нательные крестики для обоих супругов; по русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир.
Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными. Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но, как показывает практика - бывает и такое. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания -45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.
Дни, когда не совершается венчание
1. Вторник
2. Четверг
3. Суббота
4. Великий пост (семь недель до Пасхи)
5. Петров пост (второй понедельник после Троицы)
6. Успенский пост (14-27 августа)
7. Рождественский пост (28 ноября - 7 января)
8. Святки (7-20 января)
9. Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)
10. Пасхальная неделя (светлая седмица)
11. 14 февраля (канун Сретения Господня)
12. 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы)
13. Канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи)
14. Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи)
15. День Святой Троицы
16. 10,11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи)
17. 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы)
18. 26,27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня)
19. 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)
Даты даны по новому стилю.
Еще век назад обряд венчания был обязательным, сегодня мужчины и женщины вступают в церковный брак исключительно по желанию. Вы тоже решились на венчание в церкви в Москве или области? Это серьезный шаг, к которому следует тщательно подготовиться – я расскажу вам обо всем необходимом.
Благоприятные дни для венчания, Красная горка
В отличие от обычных свадеб, обряд венчания проводится в определенные дни и время суток. Наиболее благоприятные дни для венчания – воскресенья, также церковные браки заключаются по нечетным дням (понедельникам, средам и пятницам). И, напротив, по четным дням обвенчаться невозможно.
В 2018 году есть особенная дата для проведения венчания в церкви в Москве – праздник Красная горка, выпадающий на 15 апреля. Этот день издревле считался лучим для свадьбы, заключенный в этот праздник брак будет долгим, крепким и счастливым.
Обряд проводится в середине дня, он занимает не менее двух часов, что обязательно нужно учитывать при подготовке.
![](https://i2.wp.com/svadba-expert.ru/wp-content/uploads/2015/12/venchanie.jpg)
Однако есть не только благоприятные дни для венчания, но и «запрещенные» даты:
- Святки (с вечера 6 по 19 января 2018 г.);
- В канун Сретения Господня (14 февраля);
- На Сырной неделе (семь дней до начала Великого поста, более известна, как Масленица, в 2018 году с 12 по 18 февраля);
- В канун Благовещенья Пресвятой Богородицы (6 апреля);
- В Великий пост (семь недель до Пасхи, в 2018 году с 19 февраля по 7 апреля);
- В Пасхальную неделю (в 2018 году — с 9 по 15 апреля);
- В канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи, в 2018 году – 16 мая);
- В канун и день Святой Троицы (49-й и 50-й день после Пасхи, в 2018 году – 26 и 27 мая);
- В Петров пост (начинается во второй понедельник после Троицы, в 2018 году с 04 июня по 11 июля);
- В Успенский пост (с 14 по 27 августа);
- В канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября);
- В канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября);
- В канун и день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября);
- В канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября);
- В Рождественский (или Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Если вы решили заключить союз на небесах, то мы рекомендуем уже сейчас выбрать дату, в противном случае вам просто-напросто не удастся реализовать задуманное.
Сколько стоит венчание, подготовка к обряду
К таинству следует подходить обдуманно и серьезно. Рекомендуется посетить церковь для разговора со священнослужителем. Вы заранее договоритесь о дате и получите все необходимые наставления. И, конечно же, узнаете, сколько стоит венчание в церкви – да, даже заключение церковного брака не происходит бесплатно!
![](https://i2.wp.com/svadba-expert.ru/wp-content/uploads/2015/12/podgotovka-k-venchaniiu.jpg)
Следует знать, что нужно для венчания, и заблаговременно подготовиться. Список довольно широк:
- Молодожены и свидетели должны быть крещеным православными;
- Наличие свидетельства о браке;
- Соблюдение церковных традиций. Перед обрядом молодожены должны исповедаться, причаститься и поговорить со своим духовником, некоторое время поститься. А за день запрещены интимные отношения;
- Необходимо приобрести венчальные предметы – обручальные кольца вместе с рушником (специальным белым полотенцем), коны Богородицы и Иисуса Христа, венчальные свечи;
- Благословение от священнослужителя на фото и видеосъемку. Кстати, свидетелями не обязательно выбирать мужчину и женщину – это могут быть двое мужчин. Напомним, что венчание в церкви в Москве занимает несколько часов, в течение которых свидетели держат венцы над невестой и женихом – обычно мужчинам справиться с этой задачей проще, чем женщинам.
Церковь не только регламентирует подготовку и проведение венчания, но и ставит запреты:
Запреты для венчания
- Запрещено венчаться некрещеным или людям иной веры;
- Обряд невозможен без предварительного посещения ЗАГСа;
- Запрещено венчаться кровным родственникам до 4-го колена;
- Запрещено венчаться людям со слишком большой разницей в возрасте, а также если они не достигли установленного законом возраста;
- Запрещено венчаться людям с наличием психических заболеваний. Наконец, в число запретов для венчания входит и женитьба без благословления родителей.
Наряды молодоженов для венчания
Церковь довольно лояльно относится к одежде и виду молодоженов, однако есть несколько простых требований.
Невесте лучше прийти в скромном белом платье скромного покроя, обязательно наличие фаты либо платка. Макияж не возбраняется, но он не должен быть скромным. Для жениха все проще – он должен прийти в нарядном костюме.
Поэтому решая, что нужно для венчания, подумайте и о подобающих нарядах.
Организация венчания
Задумавшись о венчании, нужно позаботиться о множестве мелочей, они легко могут быть упущены из виду, что подпортит впечатление от таинства. Решить эту проблему помогут услуги свадебного организатора. Я сделаю все необходимое для качественной подготовки венчания – ваш союз будет заключен на небесах, а обряд оставит только лучшие воспоминания!
Таинство венчания – это очень важный и ответственный шаг в жизни семьи. Приняв решение обвенчаться и скрепить свой союз перед Богом, супругам необходимо выбрать оптимальную дату для совершения таинства. Православный венчальный календарь на 2019 год поможет им в этом.
Лучшие дни для совершения венчания
Венчание совершается священником в православном храме. К венчанию допускаются исключительно крещенные православные семьи, оформившие свои отношения в ЗАГС.
Существуют особые дни, которые любят выбирать для венчания верующие семейные пары:
- Период между Крещением Господнем и Масленицей – с 20 января по 20 февраля;
- Лучшим временем для венчания считается «Красная горка» — начиная с воскресенья после Пасхи. Главный церковный праздник всегда выпадает на разные числа, поэтому оптимальный день для венчания также не имеет конкретной даты. В 2018 году он приходится на 23 апреля;
- День памяти Николая Чудотворца – 22 мая;
- День Изверской иконы Божьей матери - 26 октября;
- Дни Казанской иконы Божьей матери – 4 и 21 ноября.
Дни, подходящие для венчания
Для совершения таинства венчания подходят и другие даты в 2019 году. По традиции выбирают воскресенье. По понедельникам, средам и пятницам также проводят церемонию.
При выборе даты необходимо ориентироваться на православный календарь. Венчание не совершается в дни важных церковных праздников и во время постов. Обвенчаться можно в один из следующих дней:
- 20-23, 25, 27, 29 и 30 января;
- 1, 3, 13 и 17 февраля;
- 23, 24, 26, 28 и 30 апреля;
- 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 17, 19-22, 26, 28, 29 и 31 мая;
- 2 июня
- 14, 16, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28, 30 и 31 июля;
- 2, 4, 6, 7, 9, 11 и 30 августа;
- 1, 3, 4, 6, 8, 13, 15, 17, 18, 22, 24, 25 и 29 сентября;
- 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 16, 18, 20-23, 25, 27, 29, 30 октября;
- 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26 ноября.
В марте и декабре обвенчаться не получится.
Важные церковные праздники и посты (когда венчание не совершается)
Церковный праздник – это день, когда необходимо прийти в храм для совершения торжественной службы, а не думать о собственных делах. Венчание в такие дни не проводят.
Запрещенными для венчания считаются:
- 14 января – Обрезание Господне;
- 16 апреля – Пасха
- 12 июля – День памяти апостолов Петра и Павла;
- 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи;
- 11 сентября – день Усекновения головы Иоанна Предтечи;
- 14 октября – день Покрова Богородицы.
Венчание запрещено и в период не однодневных церковных постов — Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского, а также накануне их.
Венчание не совершается по вторникам, четвергам и субботам, а также в престольные праздники (в каждой церкви свои).
Даты, не благоприятные для обряда
Перед Двунадесятыми праздниками не принято совершать церемонию венчания, однако, это не запрещено. По предварительному согласованию со священником, можно обвенчаться в один из таких дней.
Даты Двунадесятых праздников:
- 7 января – Рождество Христово;
- 19 января – Богоявление;
- 15 февраля – Сретение;
- 7 апреля Благовещение;
- 9 апреля – Вербное Воскресенье;
- 25 мая – Вознесение Господне;
- 4 июля – день Святой Троицы;
- 19 августа – Преображение Господне;
- 28 августа – Успение Богородицы;
- 21 сентября – Рождество Богородицы;
- 27 сентября – Воздвижение Креста Господня
- 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
Венчальный календарь включает в себя не мало дней, благоприятных и разрешенных для совершения таинства венчания. Для того, чтобы знать о существующих запретах, необходимо регулярно посещать церковь, соблюдать православные посты.
А также обязательно посоветоваться с батюшкой – он поможет выбрать подходящую дату для совершения церемонии венчания.
Лунный календарь
Для тех, кто привык ориентироваться в своей жизни на фазы луны, существует лунный календарь. Он не соответствует православному, но подходит для планирования важных событий, среди которых и таинство венчания.
- Новолуние подходит для различных начинаний. Однако, в эти дни у человека наиболее слабая энергетика, и ему не рекомендуются физические нагрузки;
- В период растущей луны активность человека возрастает;
- Полнолуние характеризуется обострением чувств. Такие дни не подходят для принятия важных решений, где нужен расчет и холодный рассудок;
- Фаза убывающей луны подходит для завершения дел.
Для венчания не подходят дни полнолуний, новолуний, периоды смены фаз Луны, а также периоды солнечного и лунного затмения – 3, 4, 5, 8, 9, 13, 14 и 19 лунные сутки. В то время как 10, 11, 16, 17, 21, 26 и 27 лунные сутки станут лучшими для совершения церемонии и начала нового этапа в жизни семьи.
Посмотреть, как происходит подготовка и совершение таинства венчания, можно посмотреть в видео подборке.
Венчание
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Таинство Венчания: как к нему готовиться?
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.
Как выбрать день для венчания?
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.
Желательно пригласить двух свидетелей.
- Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
- Икону Спасителя.
- Икону Божией Матери.
- Обручальные кольца.
- Венчальные свечи (продаются в храме).
- Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
Что надо знать свидетелям?
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
О поведении в храме во время Таинства Венчания
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.
Как происходит обручение?
Венчанию предшествует обручение.
Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.
Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.
То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.
Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.
Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).
Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).
Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.
Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Как совершается венчание?
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)
И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).
Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.
Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.
После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.
Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.
Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
Возложение венцов и слова священника:
“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.
Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).
Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.
В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.
При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.
Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:
“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.
“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.
Венчание издавна считалось важным и очень ответственным шагом для семейной пары. С помощью него супруги становятся духовно еще ближе друг другу. Кроме того, считается, что после этого таинства любовь обретает бессмертие. Портал Свадебка.ws расскажет, когда лучше венчаться в 2018 году.
Можно ли венчаться в пост
Таким вопросом задаются многие супружеские пары. Чтобы знать, в какие дни можно венчаться, проще иметь в виду, когда этого делать нельзя. Так, не получится совершить таинство во время постов: Великого (19 февраля - 7 апреля), Петрова (4 июня - 11 июля), Успенского (14 - 27 августа) и Рождественского (28 ноября - 6 января). Кроме того, в соответствии с особенностями венчания в православной церкви , пары не смогут это сделать в:
![](https://i1.wp.com/svadebka.ws/images/article/15365.750x552.1516353280.jpg)
Также в церкви не венчают накануне дней храмовых праздников, какие приходы устанавливают в зависимости от собственных нужд. При этом список того, что необходимо для венчания , единый, независимо от места совершения таинства.
Считается, что во время таких дней людям нужно соблюдать воздержание, как в мыслях, так и в поведении. Поэтому по церковной традиции венчание в пост запрещено, потому что оно затем может перейти в пиршество и нарушение целомудрия.
Можно ли венчаться в субботу
Каноны дают однозначный ответ на этот вопрос: в субботу, как и во вторник и четверг, венчание запрещено. Это связано с тем, что ночь на воскресенье должна быть посвящена Богу. Ночь же накануне среды и пятницы - постная, поэтому здесь тоже не обойдется без ограничений.
Хорошие дни для венчания
Самыми подходящими днями для совершения таинства считаются понедельник, среда, пятница. Многие думают, можно ли венчаться в воскресенье, как и можно ли венчаться в пятницу. Церковь не возражает против этого дня. Более того, именно в воскресенье насчитывается больше всего желающих осуществить обряд. Также можно провести венчание в день свадьбы.
Если брать в расчет конкретные даты, то церковь говорит, что наиболее крепкими получаются семьи, обвенчавшиеся в первое воскресенье после Пасхи. Также этот период называется Красной горкой, и в 2018 году он будет приходиться на 15 апреля. Свое название он получил благодаря тому, что к этому времени земля начинала освобождаться от снега. В первую очередь он сходил с пригорков и возвышенностей, где сразу же начинались молодежные гуляния, хороводы и так далее. Такие горки называли «красными» - то есть «красивыми». Этот день считался исконно девичьим праздником, потому что на него приходилось наибольшее количество свадеб. Традиция сохранилась спустя многие столетия, и сегодня она все так же почитается молодоженами.
Хорошими днями считаются недели между Крещением и Масленицей: с 20 января по 12 февраля. Сюда же подходит период от Петрова до Успенского поста (с 12 июля по 13 августа), а также все богородичные дни, особенно день Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября). Она считается покровительницей и защитницей земли русской. Еще она чудотворная, ей принято молиться о семейном счастье, благословении молодоженов и появлении детей.
Церковь дает однозначный ответ, в какие дни недели можно венчаться, и они же могут стать благоприятными днями для свадьбы .
Кому нельзя венчаться
Вот список людей, для кого обряд запрещен:
- Некрещеным.
- Тем, кто уже обвенчан или расписан с другим человеком.
- Кровным близким родственникам вплоть до четвертого колена.
- Однополым и трансгендерам.
- Несовершеннолетним.
- Крестным родителям и детям.
- Монашествующим.
- Состоящим в духовном сане, начиная с иподиакона.
- Усыновителям и усыновленным.
Также нужно знать, что