Виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям. Межбюджетные трансферты Иной межбюджетный трансферт в форме
Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления .
Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые , другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом , которую приносят эти ресурсы.
Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг., сопровождавшегося падением производства почти на 50%, неравномерность развития конкретных регионов значительно усилилась.
Финансовая помощь
Субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:- предоставлять бюджетные кредиты в размере, превышающем 3% расходов его бюджета;
- предоставлять государственные гарантии в размере, превышающем 5% расходов его бюджета.
Размер финансовой помощи субъекту Федерации определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.
Эти нормативы должны разрабатываться с учетом государственных социальных стандартов, т. е. гарантированного государством объема услуг.
Субвенции бюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в частности:- расходов, передаваемых из бюджетов других уровней ;
- расходов по федеральным целевым программам;
- капитальных расходов.
Субъекты Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.
РФ и РФ имеют право провести ревизию бюджета субъекта Российской Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета.
Если субъект Федерации получает финансовую помощь в размере более 50% расходов его консолидированного бюджета, то ревизия его бюджета осуществляется в обязательном порядке.
Бюджетам муниципальных образований финансовая помощь оказывается из бюджетов субъектов Федерации.
Эта помощь предоставляется в следующих формах:- ассигнований для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
- субвенций на финансирование целевых расходов;
- бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.
Ревизионные органы субъекта Федерации, оказывающего финансовую помощь, имеют право осуществить проверку исполнения бюджета муниципального образования — получателя этой помощи.
Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.
Обычно такая помощь предоставляется на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными программами или законами. Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.
Межбюджетные трансферты
Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.
Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:
- нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- целевые трансферты;
- компенсационные выплаты.
- Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
- Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
- Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.
Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Так в отношениях между центральным (федеральным) правительством и правительствами штатов или муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции :
- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
- компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;
- стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
- поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;
- снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.
Правительство любого государства часто использует такой инструмент, как межбюджетные трансферты. Они представляют собой суммы которые переходят из одного бюджета в другой и, как правило, предназначены для реализации определенных целей.
Выделяют следующие формы межбюджетных трансфертов:
- субсидии;
- субвенции;
- дотации.
Под субсидиями понимается долевое участие в финансовом обеспечении конкретного проекта. Их сумма и направление расходования строго определены сметой, могут предоставляться не только бюджетам других уровней, но и хозяйствующим субъектам и даже физическим лицам.
Субвенции - это межбюджетные трансферты, которые переходят из одного бюджета в другой либо на нужды юридического лица. Характерной особенностью этой формы является безвозвратная и безвозмездная основа, а также строго целевое расходование средств.
Дотациями являются средства, которые предоставляются в бюджеты других уровней на безвозмездной основе, не требующей возврата в дальнейшем, кроме того, отсутствует необходимость целевого использования.
Главным отличием субвенций и дотаций считается тот факт, что в первом случае средства из бюджетной системы предназначены для конкретных целей. При несоблюдении определенной направленности получатель денег обязан вернуть их в полном объеме. А субсидии и субвенции отличаются друг от друга масштабностью инвестирования, ведь первое понятие предполагает лишь долевое участие, а не полное финансирование. Объединяет все вышеперечисленные формы тот факт, что все межбюджетные трансферты перечисляются на безвозмездной основе.
Если говорить о законодательстве, то можно выделить главную тенденцию, которая раскрывает направление Например, из федерального бюджета отчисляются суммы на государственное поддержание стабильности отдельных субъектов системы бюджетирования в виде дотаций, а также перечисляются средства в бюджеты других уровней и в виде субвенций и субсидий.
Зачастую правительство формирует Федеральный фонд, обеспечивающий совместное финансирование расходов местного назначения в форме субсидий в случае, когда бюджеты других уровней не могут справиться самостоятельно. А совокупность субвенций бюджета федерального относится к Федеральному фонду компенсаций.
Каждый субъект РФ организует собственный фонд, который также может предоставлять межбюджетные трансферты. Как правило, они предназначены для финансирования стабильной работы муниципальных единиц в форме дотаций, а субвенции и субсидии, предоставляемые местным бюджетам и автономным округам, базируются на конкретных договорах и соглашениях с вышестоящими бюджетами. Сумма средств в виде дотаций рассчитывается на основе показателей численности населения конкретного субъекта. Для их перечисления был создан специальный фонд финансирования поселений или муниципальных районов регионального уровня.
Анализ действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов (на примере публично-правового образования)
Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ.
Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:
- 1) дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
- 2) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда регионального развития;
- 3) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
- 4) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций;
- 5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;
- 6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
- 7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.
Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.
Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. На наш взгляд, такая позиция законодателя вполне обоснована, поскольку повышает ответственность органов власти, исполняющих бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, за возврат бюджетного кредита.
Следующее понятие, которое названо при перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Данное понятие используется в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует. Это тоже, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей БК РФ, в которых употребляется термин "финансовая помощь", можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий. Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ. До введения в действие Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо дотаций и субсидий являлись субвенции, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Как выше было сказано, в настоящее время вообще не используется такая форма, как бюджетные ссуды, а что касается субвенций и бюджетных кредитов, то они выведены за рамки понятия финансовой помощи. Это связано с тем, что бюджетные кредиты и субвенции из федерального и региональных фондов компенсаций не относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ).
Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления". Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.
Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Далее сравним формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, с формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных и местных бюджетов. Согласно ст. 135 БК РФ формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются:
- 1) дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки поселений;
- 2) дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- 3) субсидии местным бюджетам из фондов муниципального развития;
- 4) субсидии местным бюджетам из региональных фондов софинансирования социальных расходов;
- 5) субвенции местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;
- 6) иные субвенции, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;
- 7) средства, перечисляемые в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;
- 8) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
- 9) бюджетные кредиты местным бюджетам.
Из приведенного перечня межбюджетных трансфертов видно, что межбюджетные трансферты из региональных бюджетов могут предоставляться не только местным бюджетам, но и федеральному бюджету и бюджетам автономных округов, относящимся к региональным бюджетам. Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Это дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов; субсидии из фондов муниципального развития; субсидии из региональных фондов софинансирования социальных расходов; субвенции из региональных фондов компенсаций; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления; бюджетные кредиты.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, перечислены в ст. 142 БК РФ. К ним относятся:
1) дотации из бюджета муниципального района бюджетам поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений. Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
Поселение - это городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- 2) иные дотации и субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района;
- 3) субвенции из местных бюджетов бюджету субъекта Российской Федерации, зачисляемые в региональные фонды финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов;
- 4) субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
- 5) средства, перечисляемые в федеральный или региональный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти или органами власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнением иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной власти;
- 6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.
Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, являются только безвозмездные и безвозвратные перечисления; такая форма, как бюджетные кредиты, не предусмотрена. Во-вторых, межбюджетные трансферты могут предоставляться из местных бюджетов как нижестоящим местным бюджетам (например, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов), так и бюджетам вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации - региональным и федеральному бюджетам. В-третьих, сами формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и региональных бюджетов: дотации, субвенции и субсидии.
Таким образом, межбюджетные трансферты передаются как из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы бюджетам нижестоящего уровня (например, из федерального бюджета региональным бюджетам), так и в обратном порядке (например, из региональных и местных бюджетов федеральному бюджету), а также могут предоставляться в рамках одного уровня бюджетной системы (например, из бюджета муниципального района бюджету поселений или из краевого (областного) бюджета бюджету автономного округа). Такой подход регулирования межбюджетных отношений в целом оправдан, поскольку позволяет более эффективно выравнивать социально-экономическое положение муниципальных образований, образованных на территории субъекта Российской Федерации, и между самими субъектами Российской Федерации.
Современному этапу развития межбюджетных отношений в Российской Федерации свойственен ряд тенденций, которые свидетельствуют о незавершенности реформы межбюджетных отношений. Суть данных тенденций состоит в следующем.
Во-первых, "рамочное" закрепление формальных признаков бюджетно-налоговой автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов (табл. 1), формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе.
Таблица 1. Соотношение расходных обязательств, налогов и доходов федерального, региональных и местных бюджетов в Российской Федерации в 2009 г.
Примечание: Без субвенций из фондов компенсаций.
Во-вторых, формирование единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации при наличии регионализации методических подходов к оказанию финансовой помощи муниципалитетам из бюджетов субъектов Федерации.
В бюджетной системе региона происходит концентрация нормативных функций и финансового обеспечения на уровне субъектов Федерации, а муниципалитеты выполняют преимущественно квазигосударственные функции. При формальном исключении из бюджетной практики регулирующих доходов, на уровне "субъект Федерации - муниципальное образование" они активно используются. В тоже время выявлено сокращение количества субъектов Федерации, применяющих регулирующие налоги, а также снижение нормативов отчислений от регулирующих налогов для целей дополнительного пополнения местных бюджетов (табл. 2).
Таблица 2. Использование регулирующих доходов в практике межбюджетных отношений на региональном уровне в 2008-2009 годах
Средний норматив отчислений в местные бюджеты, % |
Количество субъектов, использующих данный налог |
Пример максимальных и минимальных значений в 2006 году, % |
||||
Налог на прибыль |
Магаданская обл., Еврейская авт. обл. (50 %) |
Республика Дагестан (0,3 %) |
||||
Республика Сев. Осетия-Алания (23,1 %) |
Вологодская обл. (0,1 %) |
|||||
Налог на имущество организаций |
Коми-Пермяцкий АО (100 %) |
Ненецкий АО |
||||
Транспортный налог |
|
Амурская обл. |
||||
Налог на игорный бизнес |
|
Вологодская обл. (7,7 %) |
||||
|
Удмуртия |
В-третьих, несмотря на процесс формализации распределения финансовой помощи , значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур. В соответствии с действующей редакцией БК РФ понятие "межбюджетные трансферты" определяется как перечисление средств одного бюджета другому. Здесь особое внимание уделено изменившемуся подходу к перечню форм межбюджетных трансфертов: перечень является открытым, поскольку допускается наличие "иных безвозмездных и безвозвратных перечислений". К межбюджетным трансфертам относятся: финансовая помощь нижестоящим бюджетам, в том числе дотации из фонда финансовой поддержки бюджета; субвенции из фонда компенсации; бюджетные кредиты; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований и т.д.
Сейчас поднимается проблематика "мягких" бюджетных ограничений, а также исследуются вопросы, связанные с действием дотаций на сбалансированность нижестоящих бюджетов, их влиянием на поведение субнациональных властей. При этом подчеркивается, что, с одной стороны, этот вид финансовой помощи обладает рядом свойств, дестимулирующих качество и самостоятельность управления субнациональными финансами, а, с другой стороны, - становится все более значимым в структуре межбюджетных трансфертов.
Проблемы формализации распределения финансовой помощи проявляются и в построении унифицированных межбюджетных отношений на региональном уровне, что связано с особенностями организации межбюджетного регулирования в ходе реализации муниципальной реформы в каждом отдельном субъекте Российской Федерации. При этом очевидно возрастание значимости межбюджетных трансфертов для муниципалитетов, что требует дальнейшего совершенствования их законодательного обеспечения, администрирования и мониторинга.
В-четвертых, вопросы повышения качества управления региональными и муниципальными финансами в настоящее время становятся базовыми в процессе повышения эффективности межбюджетных отношений. Формирующийся инструментарий повышения качества управления субнациональными финансами основывается на "дополнительных" и "жестких" бюджетных ограничениях, которые призваны повысить ответственность региональных и местных властей за результаты собственной деятельности.
Межбюджетные трансферты представляют собой один из методов распределения средств между бюджетами, наряду с методом процентных отчислений.
Важность межбюджетных трансфертов в России обусловлена значительной концентрацией бюджетных доходов на федеральном уровне, а также неравномерностью экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время межбюджетные трансферты характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью их предоставления.
Основы правового регулирования межбюджетных трансфертов определяются в гл. 16 БК РФ.
Основными формами межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции.
Дотация представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый па безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субсидия представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции публично-правового образования, которому предоставляется субсидия.
Дотации и субсидии являются финансовой помощью соответствующему бюджету. При этом дотации представляют собой средства, предоставляемые без указания цели их использования, а субсидии предоставляются на определенные цели.
Субвенция представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении публично-правовым образованием, получающим субвенцию, полномочий публично-правового образования, предоставляющего субвенцию.
Фактически субвенции используются для компенсации дополнительных расходов, которые возникают у публичноправовых образований в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной системы на другой.
Бюджетный кодекс РФ закрепляет формы межбюджетных трансфертов, которые могут передаваться с того или иного уровня бюджетной системы (ст. 129, 135, 142 БК РФ), а также определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов. Общим условием является соблюдение получающими субъектами бюджетного и налогового законодательства. Остальные условия зависят от размера получаемых трансфертов и заключаются в определенных ограничениях для получающего субъекта самостоятельности при исполнении его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Несоблюдение условий предоставления межбюджстных трансфертов влечет приостановление или сокращение их предоставления (в основном это касается дотаций и субсидий) .
Несмотря на то, что БК РФ определяет особенности предоставления межбюджетных трансфертов в отношении каждого уровня бюджетной системы, могут быть выделены определенные общие черты, характерные для всех межбюджетных трансфертов.
1. Дотации по общему правилу предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета. В этом случае они составляют фонд финансовой поддержки нижестоящего публично-правового образования.
Российская Федерация предоставляет дотации субъектам РФ. Субъекты РФ предоставляют дотации как муниципальным районам (городским округам), так и городским и сельским поселениям. Муниципальные районы предоставляют дотации городским и сельским поселениям.
Общий размер дотаций и нормативы их распределения между бюджетами на федеральном уровне определяется методикой, утвержденной Правительством РФ . Субъекты РФ принимают свои законы о межбюджетных отношениях в субъекте Федерации. Муниципальные районы также принимают нормативные акты представительных органов, регулирующие межбюджетные отношения.
Конкретный размер дотаций определяется в законе (решении) о бюджете.
Особенностью дотаций, предоставляемых субъектами РФ муниципальным образованиям, является возможность их замены на дополнительные отчисления от налога на доходы физических лиц.
Бюджетное законодательство предусматривает возможность выделения некоторых особых видов дотаций. Применительно к федеральному бюджету предусмотрена возможность выделения дотаций, отражающих отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема дотаций па выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (п. 7 ст. 131 БК РФ).
Субъекты РФ могут предоставлять дотации, не связанные с выравниванием бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета (ст. 139.1 БК РФ).
2. Субсидии выделяются в целях софинансирования расходов бюджетов.
Бюджетный кодекс РФ выделяет субсидии, передаваемые в бюджеты нижестоящих публично-правовых образований, и субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований.
Совокупность субсидий, передаваемых в бюджеты нижестоящих образований, составляет соответствующий фонд софинансирования расходов. Такие субсидии предоставляются из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) и в бюджеты городских и сельских поселений.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора получателей субсидий и их распределения между ними устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов.
Конкретное распределение субсидий устанавливается законами (решением) о бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов.
Субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований, могут предусматриваться в составе региональных и местных бюджетов.
Субсидии федеральному бюджету из регионального бюджета предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Цели и условия предоставления и расходования таких субсидий устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 138.1 БК РФ).
Применительно к муниципальным образованиям предусмотрено два вида субсидий в региональные бюджеты:
- а) законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта РФ субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя ;
- б) поселения перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования таких субсидий устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района.
- 3. Субвенции выделяются соответствующим бюджетам в целях компенсации дополнительных расходов, возникших в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной систем на другой.
Совокупность субвенций образует соответствующий фонд компенсаций.
Субвенции предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из региональных бюджетов местным бюджетам.
Субвенции бюджетам субъектов РФ распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ.
Субвенции местным бюджетам распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ.
Бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов (ст. 132.1, 139.1, 142.4, 142.5 БК РФ). Основания их предоставления определяются в нормативных актах законодательных (представительных) и исполнительных органов па основании положений БК РФ.
- Приказ Минфина РФ от 12.11.2007 № 105н "Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федеральною бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления".
- Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
- См.: Приказ Минфина РФ от 31.10.2007 № 97н "Об Общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов".
В соответствии с Бюджетным кодексом, которым введено расширенное понимание межбюджетных отношений как взаимоотношений между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса, под межбюджетными трансфертами понимаются средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету.
В соответствии с Бюджетным кодексом муниципальные образования могут получать следующие виды межбюджетных трансфертов:
- из бюджетов субъектов Российской Федерации:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки;
- субвенции из региональных фондов компенсации;
- субсидии из регионального фонда муниципального развития;
- субсидии из регионального фонда софинансирования социальных расходов;
- иные дотации и субсидии из регионального бюджета в пределах 10% общего объема финансовой помощи местным бюджетам из регионального бюджета;
- бюджетные кредиты;
- из местных бюджетов:
- дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений;
- субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на выполнение межмуниципальных функций;
- субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов в рамках передачи полномочий с уровня поселений на уровень муниципального района;
- средства на погашение и (или) обслуживание муниципального долга;
- бюджетные кредиты.
Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.
В случае если предоставленные бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам поселений из бюджета муниципального района (в случае передачи муниципальному району полномочия субъекта РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений.
Кроме того, из бюджетов высокообеспеченных муниципальных образований могут изыматься так называемые «отрицательные трансферты» - субвенции, поступающие соответственно в региональные фонды финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов).
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутри городских муниципальных образований из бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами Москвы и Санкт-Петербурга.
К числу специальных инструментов межбюджетного регулирования можно также отнести трансферты, выделяемые на основе программно-целевого метода. Например, субсидии на стимулирование мер по повышению качества управления муниципальными финансами по аналогии с федеральными трансфертами на реформирование региональных и муниципальных финансов, основной целью которых является стимулирование эффективного управления муниципальными финансами по установленным регионом направлениям.
Наиболее актуальными направлениями в настоящее время являются:
- совершенствование бюджета и бюджетного процесса путем повышения обоснованности и точности бюджетного планирования, перехода к среднесрочному планированию и БОР, обеспечения прозрачности бюджетного процесса;
- разработка и осуществление мер по сокращению налоговой недоимки, в том числе за счет банкротства должников бюджета;
- повышение доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- учет доходов (прибыли) муниципальных унитарных предприятий;
- поддержка развития малого предпринимательства;
- формализация и конкурсность процедур распределения бюджетных средств (субсидий, субвенций, кредитов, гарантий, налоговых льгот и т.д.) предприятиям;
- совершенствование управления муниципальным долгом: организация учета совокупного муниципального долга, соблюдение параметров дефицита бюджета, долговой нагрузки, предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга, установленных федеральным законодательством;
- повышение качества управления бюджетными расходами за счет формирования и применения социальных и финансовых норм и нормативов, проведения паспортизации муниципальных услуг, учета соотношения "цена - качество" бюджетных услуг;
- реструктуризации бюджетной сети, развития системы муниципального заказа и закупок на конкурсной основе;
- повышение эффективности преобразований в жилищно-коммунальной сфере путем соблюдения региональных стандартов стоимости жилищнокоммунальных услуг и их оплаты населением, улучшения работы жилищных организаций, использования экономически обоснованных нормативов, учитывающих затраты и рентабельность, повышения эффективности тарифной политики, проводимой в муниципальном образовании, и деятельности его ресурсоснабжающих предприятий с точки зрения поддержания муниципального жилищного фонда и муниципальной инженерной инфраструктуры в надлежащем техническом состоянии и их дальнейшего развития;
- повышение качества управления муниципальной собственностью за счет разработки и реализации среднесрочной стратегии управления муниципальной собственностью, разработки и применения критериев оценки эффективности управления и использования муниципальной собственности, инвентаризации и ведения учета (кадастров) земельных участков, объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, внедрения системы оценки имущества физических лиц на рыночной основе;
- прозрачность, формализованность и предсказуемость принимаемых решений, включая четкое распределение прав и обязанностей по реализации реформ не только между уровнями публичной власти, но даже между конкретными министерствами, ведомствами, исполнителями.