Заключение контрактов без лимитов бюджетных обязательств. О заключении государственных (муниципальных) контрактов в случае доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств на срок более одного года
Вопрос:
Образовательное учреждение заключает договор на поставку теплоэнергии в 2015 году на сумму 100 тыс. руб., а годовой лимит по бюджетной росписи составляет 90 тыс. руб. Заключение договора сверх утвержденного лимита недопустимо. Можно ли полагать, что превышение отсутствует, поскольку бюджет доведен не на календарный 2015 г., а на текущий 2015 и плановые 2016-2017 года и считать что договор заключен не сверх лимита? Договор планируется заключить сроком до конца 2015г. Часть оплаты будет произведена в начале 2016г.
Ответ:
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
ст. 219, "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) {КонсультантПлюс}
В соответствии с п. 5 ст. 219 БК РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Пунктом 11 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что положения, установленные данной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Исходя из п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 данной статьи.
Как разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2011 N 27314-АС/Д28, в соответствии со ст. 169 БК РФ проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период, проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона (решения) о бюджете.
Таким образом, государственные заказчики заключают государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд сроком до трех лет в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, п. 3 ст. 72 БК РФ определено, что, в случае если предметами государственного контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет (одного года - в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год), такие государственные контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами).
Данная норма позволяет расширить срок заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Порядок принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, определен Правилами принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 978 (далее - Правила).
Учитывая приведенные положения БК РФ, а также разъяснения Минэкономразвития России о том, что заказчики заключают контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг сроком до трех лет в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств (данный вывод возможно по аналогии применять и к муниципальному заказчику в рассматриваемой ситуации), следует сделать вывод, что заключение и исполнение указанного муниципального контракта правомерны, это не повлечет нарушение ст. 219 БК РФ в части исполнения бюджета по расходам в 2012 г.
{Вопрос: Вправе ли администрация муниципального образования в 2012 г. провести торги и заключить муниципальный контракт на выполнение проектных работ, срок действия которого - ноябрь 2012 г. - март 2013 г., при этом предусмотрен срок выполнения работ до 30.12.2012, срок оплаты работ - до 30.03.2013? Бюджет муниципального образования утвержден на срок 3 года, соответственно, в сводной бюджетной росписи утверждены бюджетные ассигнования по расходам на текущий финансовый год и плановый период. В случае заключения и исполнения указанного муниципального контракта не повлечет ли это нарушение ст. 219 БК РФ в части исполнения бюджета по расходам в 2012 г.? (Консультация эксперта, 2012) {КонсультантПлюс}}
Подборка документов :
Вопрос: О сроках заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; о праве государственных заказчиков заключать с авиатранспортными компаниями долгосрочные государственные контракты на выполнение работ по авиационной охране лесов и тушению лесных пожаров на срок и в пределах средств, установленных решением соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и согласованных с соответствующим финансовым органом; о проекте федерального закона, предусматривающего создание системы прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд. (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.12.2011 N 27314-АС/Д28) {КонсультантПлюс}
Вопрос: Казенное учреждение планирует заключение контракта на поставку тепловой энергии на декабрь 2013 г. Счет за оказанные в декабре 2013 г. коммунальные услуги придет только в январе 2014 г., соответственно, оплата будет произведена в следующем году. Можно ли принять бюджетные обязательства по данному контракту за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год? ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1) {КонсультантПлюс}
Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, август 2015 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.сайт).
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.
Контракт на следующий год можно заключить, если ГРБС довел лимиты на очередной финансовый год, а также если закупка включена в план-график.
ГРБС доводит лимиты до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Так сказано в пункте 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ.
Государственные и муниципальные заказчики проводят закупки в соответствии с планом-графиком. Процедуры, которые не предусмотрены в плане-графике, проводить нельзя. Следовательно, контракты, которые заключите в текущем году, а исполните в следующем, включите в план-график текущего года. Например, до заказчика довели лимиты бюджетных обязательств на 2018 год в декабре 2017 года. Заказчик вправе заключить в 2017 году контракты на 2018 год, но прежде чем провести закупку, процедуру включите в план закупок и план-график.
Когда заказчик вправе заключать контракты на будущий год в текущем
Чтобы обеспечить организацию первоочередными товарами, работами и услугами в начале будущего года, заказчики заключают контракты заранее. В то же время заключить в текущем году контракт на будущий год можно, только если выполнено несколько условий. Разберем, какие условия соблюсти заказчику, чтобы в декабре 2017 года заключать контракты на 2018 год.
Ограничения к сроку заключения контракта установлены в отношении получателей бюджетных средств и не распространяются на бюджетные учреждения (ст. 6, п. 2 ст. 72, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
При каких условиях заключить контракт
Контракт на следующий год заключите, если одновременно соблюдены два условия.
Условие 1. ГРБС довел лимиты на очередной финансовый год.
Заказчики заключают и оплачивают контракты только в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которые довел вышестоящий орган. Если ГРБС лимиты не довел, а вы заключили контракт, готовьтесь заплатить штраф – от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).
ГРБС доводит лимиты до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.
Условие 2. Заказчик включил закупку в план-график.
Государственные и муниципальные заказчики проводят закупки в соответствии с планом-графиком. Процедуры, которые не предусмотрели в плане-графике, проводить нельзя. Следовательно, контракты, которые заключите в текущем году, а исполните в следующем, включите в план-график текущего года. Например, до заказчика довели лимиты бюджетных обязательств на 2018 год в декабре 2017 года. Заказчик вправе заключить в 2017 году контракты на 2018 год, но прежде чем провести закупку, процедуру включите в план закупок и план-график.
Контрактного управляющего или работника контрактной службы, который разместит в ЕИС извещение о закупке и не включит процедуру в план-график, контролеры оштрафуют на 30 000 руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Одновременно выполнены перечисленные выше условия – заключайте контракт на следующий год. Вывод следует из пункта 2 статьи 72, пунктов 3 и 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтвердил Минфин в письме от 14 апреля 2011 года № 02-06-10/1371.
Когда заказчик вправе заключить контракт сверх ЛБО
Заказчик вправе нарушить условия и заключить контракт сверх выделенных лимитов, но в исключительных случаях, которые перечислены в таблице (п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).
Предмет контракта | Срок и пределы средств | Основание |
Товары по госпрограмме вооружения | В пределах средств, которые выделили на госпрограмму, на срок реализации программы | Программа вооружения, которую утверждает Президент РФ |
Товары, работы или услуги, длительность производственного цикла которых превышает срок утвержденных лимитов | В пределах средств и на срок, который установили решением или актом | Решения о бюджетных инвестициях в объекты государственной и муниципальной собственности |
Товары по госконтракту со встречными обязательствами, когда обязательства не связаны с предметом их исполнения | В пределах средств, которые выделили по госпрограммам РФ или субъектов РФ, на срок, который превышает доведенные ЛБО | Решения Правительства РФ или высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ |
Энергосервисные контракты, в которых заказчик определил цену как процент от сэкономленных энергоресурсов | В пределах расходов, которые запланировали на оплату энергоресурсов и услуг на их доставку, на срок, который превышает доведенные ЛБО | Абзац 5 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ |
Минфин также считает, что заказчик вправе заключить контракт с превышением доведенных лимитов только в перечисленных в таблице случаях (письмо Минфина от 12 декабря 2014 года № 02-10-09/64499).
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 апреля 2015 г. N ОГ-Д28-5318 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает. В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за отдельными исключениями, указанными в части 3 статьи 72 БК РФ, когда заказчики имеют право заключать контракты на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. При этом согласно действующему бюджетному законодательству Российской Федерации проекты бюджетов могут составляться и утверждаться как сроком на один год, так и на три года (очередной финансовый год и плановый период). Учитывая вышеизложенное, заказчик в случае доведения до него лимитов бюджетных обязательств на срок более одного года вправе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заключать контракты на срок, выходящий за пределы финансового года, но не более трех лет, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 72 БК РФ. При этом положениями Закона N 44-ФЗ ограничения срока заключения контрактов не предусмотрены. Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
О заключении государственных (муниципальных) контрактов в случае доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств на срок более одного года
Бюджетные обязательства - это деньги, которые ежегодно выделяются главным распорядителем бюджетных средств подведомственным учреждениям для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В том числе и для госзакупок. Разбираемся, может ли госзаказчик заключить контракты в случае отзыва и уменьшения установленных лимитов, и как правильно это провести.
Уменьшение и отзыв ЛБО
За счет выделяемых и утверждаемых на каждый финансовый год БО учреждения ведут свою закупочную деятельность. Бюджетные, казенные и автономные учреждения не имеют права использовать БО сверх установленных для них ГРБС лимитов.
Другими словами, бюджетные данные — это ассигнования, предельный объем установленного финансирования, или ЛБО. Если до начала нового отчетного (финансового) периода Министерство финансов не составило роспись бюджета, то подведомственные учреждения получают информацию о том, что будет осуществлена отсрочка, уменьшение ЛБО, а также сведения о периоде, на который данное уменьшение осуществляется.
ЛБО могут быть уменьшены и в связи с низким уровнем финансовых поступлений от налогоплательщиков в казну, причем уменьшить их могут как на государственном, так и на муниципальном уровне. Также ЛБО подлежат блокировке 31 декабря по причине окончания финансового года.
Отзыв лимитов бюджетных обязательств и приостановка операций на лицевых счетах учреждений происходит в том случае, если у организации-заказчика, являющейся получателем средств бюджета, есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятые обязательства), и она не освоила выделенные лимиты обязательств.
С 30.07.2018 доступна новая функция — бюджетное обязательство в ЕИС формируется согласно сведениям ПБС, возникшим на основании извещения о проведении госзакупки (Письмо Минфина РФ № 07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами ФК (ТОФК).
Действия заказчика
Согласно действующему законодательству, в процессе исполнения контракта не допускается изменение его основных условий. Но в случае, если бюджетные обязательства по 44-ФЗ уменьшатся, то договорные положения можно изменить по соглашению сторон (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК РФ). Однако пункт статьи 161 действует только в отношении казенных учреждений, а заказчики, принадлежащие к другим типам бюджетных учреждений, не могут воспользоваться данным допущением. При применении п. 6 ст 161 БК РФ пострадавшая сторона может требовать у казенного учреждения удовлетворения, возмещения фактически произведенных расходов, наступивших непосредственно из-за преобразований существенных контрактных условий.
Учреждения, осуществляющие свою закупочную деятельность на основании субсидий на государственное, муниципальное задание, должны в обязательном порядке включать в договоры условия о возможности изменения по соглашению сторон размера и сроков оплаты, а также объема товаров, работ, услуг в случае, если у ПБС произойдет сокращение лимитов бюджетных обязательств (п. 1, 5 ст. 78.1 БК РФ).
Уменьшение в контракте количественных и ценовых параметров в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ регламентируется Методикой, закрепленной ПП РФ № 1090 от 28.11.2013.
Если в случае уменьшения ЛБО стороны не достигли договоренности по поводу изменений цены или количества поставляемых на основании контракта товаров, работ или услуг, применяется пункт 2 Методики.
Пункты 4-7 Методики указывают, что организация-заказчик принимает решение об изменении госконтракта из-за сокращения ЛБО, базируясь на эквивалентности изменения количественных и ценовых критериев ТРУ. Внесение таковых преобразований осуществляется только в том случае, если контрактные отношения уже вступили в силу — когда контракт заключен и подписан обеими сторонами.
Все изменения оформляются в виде дополнительного соглашения сторон (п. 1 ст. 452 ГК РФ), а также в обязательном порядке вносятся в реестр контрактов, который заказчик ведет в ЕИС (п. 8 ч. 2, части 3, 7 ст. 103 44-ФЗ). Данные в реестр вносятся в течение трех рабочих дней. Изменения в контракте, в свою очередь, публикуются в ЕИС в течение одного рабочего дня после даты утверждения данных изменений (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
Можно ли заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств
С 01.01.2018 на основании изменений, внесенных 178-ФЗ в статью 72 БК РФ, у заказчиков появилась возможность заключать контракты в момент отзыва ЛБО.
На основании п. 2 ст. 72 БК РФ, организация-заказчик заключает госконтракты в соответствии с утвержденными планами-графиками закупок товаров, работ, услуг, не превышая доведенные ЛБО (исключение — п. 3). Если отзыв лимитов был произведен в целях их приведения в соответствие с ассигнованиями, то у заказчика появляется возможность заключить необходимые контракты в объемах, не превышающих обязательства, поставленные на учет в определенном финансовом году.