Закон о гаражной амнистии. Гаражам пропишут вольную
Автолюбители в последние годы высказывают серьезные опасения по поводу владения собственными гаражами. У них нет возможности официально подтвердить свое право собственности. Закон о гаражной амнистии в 2019 году призван установить юридический статус построек.
Владельцы гаражей сталкиваются со следующими проблемами из-за невозможности оформить право собственности на постройку:
- сложности с подводом коммуникаций;
- нельзя застраховать помещение;
- нельзя продать или купить гараж.
Также владельцы построек опасаются, что из-за отсутствия разрешающих документов их могут снести. С проблемами сталкиваются и чиновники. Гаражи не облагаются налогом, и владельца нельзя привлечь к ответственности за неправомерные действия на территории.
В связи с этим государство решило принять законопроект, устанавливающий имущественный статус гаражей. В середине 2017 г. был разработан правовой документ, который поступил на рассмотрение депутатов Госдумы. Закон предусматривает внесение изменений в ФЗ 218 «О государственной регистрации недвижимости». Последние поправки касаются гаражной амнистии, которая призвана установить следующие положения:
- вводится раздел о государственном кадастровом учете нежилых построек;
- дополняется статья, регламентирующая процедуру регистрации нежилых построек в составе комплекса гаражей.
Чтобы человек мог воспользоваться своим правом, требуется предоставить документ, в котором будет содержаться информация об оплате паевого взноса за помещение, относящееся к комплексу гаражей. Также необходим документ, фиксирующий факт выделения земельного участка гаражному кооперативу.
Что предлагают разработчики
В настоящее время законопроект находится на стадии обсуждения. Если его одобрят, владельцы построек смогут оформлять их в собственность. Официальный текст предложенного документа содержит пункт о признании гаража полноценным нежилым помещением. После принятия закона постройки можно будет продавать, страховать и даже оформлять в ипотеку. Для владельцев это упростит подвод коммуникаций и избавит от опасений по поводу возможного сноса.
Сегодня собственники могут доказать свои права только через суд. Однако и в этом случае существует большая вероятность отказа. Гаражная амнистия позволит оформлять право собственности без привлечения судебной инстанции. Для постановки помещения на учет потребуется собрать и предоставить все необходимые документы. Гараж будет поставлен на кадастровый учет, его занесут в систему налогообложения.
Предполагается, что оформление постройки в собственность обойдется владельцу в 15 – 20 тыс. руб. Исключение предлагают сделать для ветеранов, позволив им регистрировать гаражи бесплатно. Процедура оформления будет производиться в несколько последовательных этапов:
- владелец собирает необходимые документы, которые могут подтвердить его право на владение объектом недвижимости;
- специалисты проводят кадастровую оценку и оформляют технический план помещения, затем вносят его в систему налогообложения;
- окончательная регистрация происходит в отделении Росреестра (либо МФЦ).
Процедура оформления должна занять до 12 рабочих дней. К сумме, которую владельцу придется затратить на проведение всех необходимых действий, добавится оплата госпошлины за регистрацию. Она составит 2 тыс. руб.
Скачать закон о гаражной и дачной амнистии
Закон о гаражной амнистии предполагает внесение изменений в уже существующий правовой документ «О государственной регистрации недвижимости». Официально он действует с начала 2017 г. Проект, хоть и был принят недавно, уже неоднократно дорабатывался парламентариями.
Поправки в него вносят раз в несколько месяцев. Предлагаем скачать текст закона по следующей ссылке. В нем содержится последняя редакция документа, в которой приведены изменения, касающиеся создания положений об упрощенной регистрации права собственности.
Изменения и дополнения в 2019 году
В случае принятия законопроекта о гаражной амнистии текст федерального закона № 218 будет дополнен новыми положениями, определяющими юридический статус гаражных построек. Вы можете также скачать предложенный разработчиками документ, чтобы понять, как изменится существующее законодательство в сфере постановки на учет объектов недвижимости.
Закон о гаражной амнистии позволит владельцам нежилых построек узаконить свой правовой статус и более свободно распоряжаться собственным имуществом. Специалисты считают, что после принятия законопроекта увеличится стоимость земельных участков и владельцы смогут более выгодно продавать гаражи. В дальнейшем это может привести к более интенсивной застройке гаражных кооперативов и развитию районов, где они располагаются.
В Совете Федерации разрабатывают законопроект о «гаражной амнистии», который даст возможность при предъявлении нескольких документов оформить на себя место в ГСК. Как сообщил «Известиям» сенатор от Республики Коми Дмитрий Шатохин, документ будет внесен в 2017 году.
Уже несколько десятилетий сотни тысяч гаражей по всей России существуют в неопределенном статусе. Люди получили их в гаражно-строительных кооперативах еще в советские времена, однако формально эти гаражи им не принадлежат. В начале 1990-х, когда массово приватизировались квартиры, вопрос с оформлением собственности на гаражи оказался на втором плане. В результате многие россияне уже лишились их, а остальным это может грозить в любой момент.
Только в одной Республике Коми, по данным регионального управления Росреестра, из 116 тыс. гаражей в собственность оформлены только 9,6 тыс.
По словам Дмитрия Шатохина, регионы столкнулись с проблемой гаражных кооперативов, когда начали проводить инвентаризацию объектов недвижимости. С одной стороны, определенные правоустанавливающие документы на эти гаражи имеются. Обычно это бумага, выданная председателем местного совета в 1960–1970-е годы прошлого века. Но при этом именно как объект собственности такой гараж нигде не зарегистрирован.
У такого гаража непонятный статус, - рассказал сенатор «Известиям». - Простой вопрос: на основании чего они подключены к электросетям? Для этого должен быть заключен договор с собственником. По этой же причине никто не гарантирует и сохранность гаражей: при желании местные власти могут снести их в любой момент. Кроме того, гараж может, например, сгореть, а без зарегистрированного права собственности его нельзя застраховать.
У проблемы отсутствия права собственности на гаражи есть и обратная сторона - если законного владельца нет, то местным властям не с кого спросить за состояние постройки и прилегающей территории. Например, за неубранный снег. Кроме того, в бюджет не поступают доходы в виде налогов на собственность.
Проект закона предполагает внесение поправок в федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 года. Документ вводит ст. 49.1 «Особенности госрегистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражно-строительного кооператива». В ней перечислены бумаги, которые нужно предоставить для регистрации гаража как объекта собственности. Это документы, подтверждающие членство в ГСК и оплату паевого взноса, техническая документация на нежилое помещение. А также - документ о предоставлении кооперативу земельного участка, изданный органом госвласти или местного самоуправления.
По оценкам Дмитрия Шатохина, общие расходы на то, чтобы узаконить гараж, составят 15–20 тыс. рублей. Для ветеранов эта процедура, по замыслу законодателей, должна быть бесплатной.
Вопрос о необходимости гаражной амнистии в последние десятилетия поднимался неоднократно. Некоторые регионы пытаются решить проблему самостоятельно. Например, в Ульяновской области амнистия была объявлена в прошлом году. Но там речь идет о собственности на земельные участки под гаражами.
Когда мы даем право на земельный участок, мы не даем право на сам объект. А потом человеку всё равно придется идти в суд и доказывать право собственности на гараж, - пояснил сенатор.
Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров поддержал идею, однако подчеркнул при этом, что под «гаражную амнистию» не должны попасть самовольно возводимые во дворах «ракушки».
Нет никаких сомнений в том, что этот вопрос требует проработки и решения, - пояснил Дмитрий Азаров «Известиям». - Но крайне важно, чтобы речь шла именно о кооперативах, где не урегулировано право собственности. Решая эту проблему, мы не должны создавать другую: нельзя допустить, чтобы наши дворы заполнили незаконные гаражи, портящие внешний вид городов.
Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев рассказал «Известиям», что проблема назрела давно: по его мнению, пора наконец легализовать гаражи в ГСК «и прекратить этот кошмар».
К нам регулярно поступают жалобы на то, что в том или ином районе сносят гаражные комплексы, - рассказал общественник. - Они занимают много места, и, конечно, выгоднее застроить эти территории жилыми домами. Я уже лет пять пытаюсь купить гараж в Москве и не видел еще ни одного места, где владелец гаража может быть спокоен за сохранность этого имущества. Много раз меня уверяли, что в том или ином ГСК всё хорошо, а потом местные власти там всё сносили.
Заслуженный юрист России, бывший судья Мосгорсуда и член СПЧ Сергей Пашин в раговоре с «Известиями» отметил, что законопроект о «гаражной амнистии» необходим, однако чиновники на местах в нем не заинтересованы.
Местные власти не очень поощряют приватизацию, - сказал Сергей Пашин. - У них всегда есть козырная карта: «вас тут не было, вы не имеете права». Чиновники заинтересованы в том, чтобы держать людей на привязи.
Юрист напомнил, что в советские времена за человеком не признавали права собственности на недвижимость, в том числе и на гаражи. ГСК и его члены не были собственниками. Юридические права давало не приобретение гаража, а вступление в кооператив - то есть, право собственности фактически подменялось членством в социалистической организации.
Внесла в Государственную Думу группа членов Совета Федерации.
Фактически разработчики документа предложили провести так называемую "гаражную амнистию". Речь идет об упрощении порядка государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на недвижимое имущество, которая находится в составе гаражно-строительных кооперативов.
Почему документ так важен? Сегодня зарегистрировать право собственности на гаражный бокс невероятно сложно. Делается это только через суды, и подобные тяжбы могут идти годами.
Владельцы авто и гаражевладельцы во всех инстанциях, куда обращаются с просьбой получить бокс в собственность, получают похожие как под копирку ответы. Им пишут, что земля под гаражами не ваша. Заявляют, что гаражный кооператив не регистрируется целиком, значит, и вам, отдельно взятым хозяевам бокса, иметь его в собственности не положено.
Около 70 процентов общего количества гаражей не имеют государственной регистрации права собственности
Отдельные судебные победы владельцев гаражных помещений в разных концах страны только добавляют хаоса в сложившейся непростой ситуации. Так что этот законопроект ждут, как принято выражаться у юристов, "неопределенное количество граждан".
Им, в случае принятия законопроекта, поставить гаражный бокс на кадастровый учет будет возможно даже в отсутствие постановки на учет всего здания гаража в целом - для этого не нужно будет получать техническую документацию на все здание.
Что же конкретно намечают авторы законопроекта? Предлагают в действующий Закон "О государственной регистрации недвижимости" (от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) в качестве основания для государственной регистрации права собственности на гараж в составе ГСК включить наличие всего двух документов.
Первый документ - подтверждающий оплату паевого взноса гаражному кооперативу. И второй - о предоставлении гаражному кооперативу земельного участка. Правда, такой возможностью смогут воспользоваться не все, а только владельцы гаражей, построенных до 1 января 2013 года. Для того чтобы поправки заработали, в законопроекте предлагается просто дописать статью 40 закона о государственной регистрации недвижимости.
По их оценке, до 70 процентов от общего количества гаражей не имеют государственной регистрации права собственности. При этом нередко у владельцев гаражных боксов есть на руках только книжки членов гаражно-строительных кооперативов. Но эти книжки не дают людям никаких прав собственности на нежилые помещения. Вот и получается, что десятилетиями владея гаражом, его хозяин не имеет возможности законным образом распорядиться помещением. То есть продать, сдать в аренду. В конце концов завещать детям и внукам.
Слухи о том, что гаражная амнистия позволит всем желающим стать собственником кооперативного бокса, оказались реальностью. Дело остается за проработкой и принятием закона, который уточнит механизм легальной регистрации прав собственности на гаражи в кооперативах.
Даешь добро!
Не один десяток лет тысячи гаражей по всей стране не имеют четко закрепленного статуса. У большинства из них есть владельцы, получившие машино-место еще в советские времена, но легально их оформить закон не разрешает.
Из-за отсутствия четкого статуса возникает масса проблем:
самовольное подключение «коробок» к электросетям без заключения договора на электропотребление;
невозможность застраховать имущество;
за используемую землю не платится налог;
территория убирается фрагментарно;
«имущество» нельзя официально продать или купить.
На заметку! Снести такие гаражи власти могут в любой момент.
Новые песни о старом
В конце марта «Известия» рассказали, что в Совете Федерации приступили к разработке нового законопроекта, который в народе уже успели окрестить «гаражная амнистия 2017». Автором инициативы, которая позволит разъяснить механизм регистрации прав собственности на кооперативные гаражные боксы, является сенатор от республики Коми Дмитрий Шатохин.
Если законопроект примут, то будут внесены поправки в новый закон о регистрации недвижимости, вступивший в силу с 1 января 2017 г., а владельцы наконец-то смогут превратиться в собственников, если:
соберут полный пакет техдокументов на нежилые помещения;
предоставят справки о выплате паев и членстве в кооперативе;
найдут выданное ранее местными властями разрешение о предоставлении кооперативу участков с неоформленными гаражами.
Правда, сенатор не уточнил, чем гаражная амнистия 2017 года отличается от действующей легализации гаражей в кооперативах. Зато он рассказал, что на всю процедуру потребуется не более 20 тыс.руб., а ветеранам вообще ничего платить не придется.
Важно! В законе о недвижимости может появиться новая статья – 49.1, в которой будут изложены особенности регистрации собственности на нежилые помещения в составе гаражно-строительного кооператива.
Во время обсуждения законопроекта депутаты обратили внимание, что нововведения не должны амнистировать «ракушки»-самострои, которыми и так забиты многие дворы.
Как сейчас оформляется гараж?
По новым правилам оформить машино-места в отдельно стоящих ГК и на подземных паркингах домов могут все желающие, ведь теперь в законе они выделены как самостоятельные объекты недвижимости (ранее относились к нежилым помещениям).
На заметку! Парковочные места во дворах или надземных стоянках по-прежнему регистрируются исключительно при согласии всех собственников, которые живут в многоэтажке.
Для регистрации потребуется:
найти/оформить документы, подтверждающие право на гараж или парковочное место (договор долевого участия, договор купли-продажи, дарственная и пр.);
пригласить кадастрового оценщика для составления техплана и постановки гаража на кадастровый учет;
принести/отправить по почте/подать онлайн правоустанавливающий документ и техплан в Росреестр (МФЦ).
Регистрация занимает от 5 до 12 дней. Госпошлина за нее составляет 2 тысячи рублей.
Гараж, расположенный за городом, оформить пока можно в упрощенной форме в рамках действующей «дачной амнистии ». К слову, планируется внести на рассмотрение законопроект, который предлагает увеличить вдвое земельный налог с участков, где расположены незарегистрированные бани и гаражи площадью более 50 кв.м.
Несмотря на то что в России готовят гаражную амнистию уже не первый год, и речь о ней заходит снова и снова, хочется надеяться, что обещание проработать законопроект до конца 2017 г. все же будет реализовано.
Первые "ласточки"
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов решил не дожидаться, пока будет одобрен законопроект о гаражной амнистии в Государственной думе. По его инициативе в регионе был принят схожий региональный закон, и в конце марта 2017 г. там начали выдавать собственникам документы.
Первые тридцать человек оформили землю под гаражами в ульяновском строительном кооперативе «Мотор», основные боксы которого построили в далеком 1975 г. До июля 2016 земля находилась в аренде, и незадолго до окончания срока на общем собрании владельцев было единогласно решено оформить ее в собственность.
По мнению Сергей Мишина, закон о гаражной амнистии – это не только благо для народа. Он поможет пополнить местные бюджеты за счет земельного и имущественного налогов, поэтому неудивительно, что на практику Ульяновска с таким интересом и легкой завистью взирает вся страна.
Будет ли гаражная амнистия в Москве и других российских городах запущена хотя бы в следующем году, покажет время.
В России грядет «гаражная амнистия». До конца года в Госдуму будет внесен законопроект, который поможет упростить владельцам кооперативного гаража регистрацию права собственности на него.
Автором законопроекта о «гаражной амнистии» является член Совета Федерации от Республики Коми Дмитрий Шатохин. Собственно он и признался в разработке этого документа и сроках его передачи на рассмотрение депутатами нижней палаты российского парламента.
На самом деле желание регистрировать гаражи в собственность появилась у членов гаражно-строительных кооперативов и кооперативных автостоянок после того, как власти российских городов стали повсеместно сносить ГСК и КАС. До сих пор статус гаражей в России не определен. Железная коробка на кооперативной стоянке является собственностью автовладельца, машина в ней – тоже его, а вот земля под гаражами и раньше и теперь находится в государственной собственности. Таким образом региональные власти в любой момент могли попросить «гаражников» пойти вон. В некоторых городах чиновники соизволили выплатить членам гаражных кооперативов компенсацию, в большинстве случаев гаражи сносили без каких-либо условий. Просто вывешивали на доске объявлений сообщение о необходимости освободить территорию к указанному сроку и в назначенное время приезжали на место с тяжелой техникой. Кто не успел, мы не виноваты! Под снос шли каменные строения, электрические столбы, железные гаражи — в некоторых случаях вместе с машинами внутри.
В начале 1990-х годов прошлого столетия федеральные власти придумали приватизацию жилья, однако гаражей она не коснулась. 20 лет назад строительство нового жилья, торговых, развлекательных и бизнес-центров в крупных городах еще не было таким активным, как сегодня. Гаражи, расположенные, как правило, на окраинах городов, никому не мешали и местные власти не интересовали. Но прошло время, земля стала дороже и огромные участки земли под гаражами приглянулись местным чиновникам. В Москве и Санкт-Петербурге большая часть кооперативных гаражей уже снесена, а тем, что еще остались, грозит эта участь в любой момент.
Как мы уже выяснили, гараж автовладельцу, который держит в нем свою машину, не принадлежит. Определенные правоустанавливающие документы на эти гаражи, выданные еще 40-50 лет назад, имеются. Однако, как объект собственности такой гараж нигде не зарегистрирован.
По словам сенатора Шатохина, у гаража сегодня какой-то непонятный статус. Из-за этого возникают юридические коллизии и вопросы, касающиеся прав собственности. Никто не гарантирует сохранность гаражей, непонятно, на каких основаниях они подключены к электросетям, гараж нельзя застраховать, например, от пожара. Непонятно даже, кто будет отвечать в случае, если из него угонят авто…
У проблемы отсутствия права собственности на гаражи есть и другая сторона: если у него нет законного владельца, значит не с кого спросить за состояние постройки и прилегающей территории. Наконец, в бюджет не поступают доходы в виде налогов на собственность.
Законопроект, о котором идет речь, предполагает внесение поправок в федеральный закон N218 «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу 1 января 2017 года. В нем появится статья под названием «Особенности госрегистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражно-строительного кооператива». В свою очередь, в ней будут указываться документы, которые необходимо будет представить для регистрации гаража в собственность.
Шатохин предполагает, что расходы на приватизацию гаража составят 15-20 тыс. рублей. Для льготных категорий эта процедура может быть бесплатной. Кроме того, далеко не все гаражи попадут под «гаражную амнистию». Например, самовольно установленным во дворах «ракушкам» это не грозит.