Законодательная власть реализуется. Органы законодательной власти
Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формиро ваться не могут . В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации
Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.
Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мнения и интересы. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в целом, т. е. всей России.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
Следует заметить, что в нашем обществе существовало определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие являлось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкивались на ряд противодействующих факторов.
Многие представители политических кругов страны отдавали отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии.
Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.
Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.
Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.
Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).
Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации - в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты - федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный орган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.
Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:
1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;
2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в
основном, разные вопросы;
3. различный порядок формирования палат.
Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.
Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами Госдумы. Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зависят от воли других государственных органов.
К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные выборы) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.
К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;
Она дает согласие Президенту на назначение Председателя
Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;
Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;
Назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве - Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по
назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или
нет предложений Президента по этому вопросу;
Назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);
Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это полное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;
Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его
от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к
ее ведению Государственная Дума принимает постановления.
Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.
Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент. Латинское слово parliamentum означало послеобеденную беседу монахов. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. Французское слово parlement используется для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».
Первый парламент в Западной Европе - это Кортесы Кастилии, а в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 г.). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этой дефиниции появился в Англии в 1265 г. Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.
Парламент - высший представительный и законодательный орган государства. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, сто эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед государством.
Современный парламент - это государственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти.
На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы:
- соотношение политических и социальных сил в обществе,
- уровень правовой культуры,
- традиции,
- зарубежный опыт,
- различные субъективные факторы.
Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.
Структура парламента
Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако могут быть и исключения. Так, в Южно-Африканской Республике парламент был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу - палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. В 1970-х гг. в союзной скупщине Югославии число палат доходило до шести.
Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой была представлена буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества.
Как правило, государства с федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.
В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил.
Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т. д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.
Основными элементами внутренней организации парламентов являются:
- руководящие органы;
- парламентские комиссии (комитеты);
- парламентские объединения депутатов.
Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и членом партии (от фракционного большинства). В руководящие органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).
Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения ка - ких-либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.
Выборы (назначение) председателя комиссии (комитета) могут осуществляться: самими членами комиссии (комитета), исходя из принципа старшинства, председателем палаты.
Члены парламента (парламентарии) называются они в разных странах по-разному. Например, в Великобритании членами парламента называются только члены Палаты общин. В США конгрессменами называются только члены Палаты представителей. Во многих странах депутатами называются только члены низших палат. Членов верхних палат чаще называют сенаторами.
Правовой статус парламентариев большинства стран мира определяется конституциями государств и специальными законами, регламентом парламента и правовыми обычаями. Важнейшая обязанность каждого парламентария - представлять в главном представительном и законодательном органе интересы своих избирателей, встречаться с ними, выслушивать их наказы, содействовать их реализации.
Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность. Довольно распространенной является практика, когда депутаты после выхода на заслуженный отдых получают повышенную пенсию. Срок полномочий депутата определяется Конституцией.
Депутаты всех парламентов имеют ряд прав:
- право решающего голоса по всем вопросам, которые рассматриваются на заседаниях парламента и ее органов, в состав которых они входят;
- выбирать и быть избранным в парламентские органы,
- предлагать вопросы для их рассмотрения, вносить проекты законов, постановлений, других актов, поправки к ним;
- обращаться с запросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос докладчикам,
- выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки и т. д.
Каждый депутат практически всех современных парламентов имеет две важнейшие привилегии:
1. Депутатский иммунитет или парламентская неприкосновенность - запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности. Депутат пользуется неприкосновенностью только во время действия депутатского мандата. Он может быть лишен неприкосновенности только парламентом, членом которого является. Исключение, как правило, делается в том случае, если депутат был арестован на месте преступления.
2. Депутатский индемнитет - запрещение преследования депутатов за все действия, совершенные ими при исполнении депутатских обязанностей. Никто не имеет права привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.
Депутат парламента имеет определенные обязанности:
- участвовать в законотворческом процессе;
- выражать и защищать законные интересы государства, общества и избирателей;
- присутствовать и принимать участие в заседаниях парламента и его органов, выполнять их поручения;
- соблюдать Регламент парламента и иные нормативные акты, которые определяют порядок его деятельности.
В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Члены парламента не могут быть одновременно членом правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года. Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и закапчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва. Их срок полномочий может быть продлен только в случае войны. Депутаты могут быть отозваны по основаниям, предусмотренным законодательством.
Порядок формирования парламента во многом зависит от его структуры. Если главный представительный и законодательный орган страны - однопалатный, то он избирается, как правило, прямым и тайным голосованием всего населения государства. Если парламент двухпалатный, то одна его палата, чаще всего - нижняя - также избирается всем населением. Верхние палаты могут избираться всеми гражданами страны. Но чаще всего непрямыми многоступенчатыми или косвенными выборами.
Порядок роспуска парламентов определяется Конституцией и представляет собой прекращение полномочий депутатского корпуса парламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых и каким органом возможен роспуск парламента. Основные случаи, предусмотренные законами многих государств: невозможность формирования правительства или избрания президента страны, выражения парламентом вотума недоверия правительству, не утверждение программы правительства, непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета и др.
Функции парламента
Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ:
Правотворческая, законодательная функция - это основная функция парламента. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп, отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом;
Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства. Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. Задача представительной власти - выражение мнения и интересов избравшего ее народа. Парламент - это единственный официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом;
Идеологическая функция - идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов;
Властная функция - принятие конкретных политических и управленческих решений, осуществление выбора альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем;
Функция участия в формировании органов государственной власти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причем в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется;
Финансово-бюджетная функция парламента - парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. От него зависят практически вес стороны жизни современного государства;
Функция контроля за деятельностью исполнительной власти осуществляется при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц.
Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля,
Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (выражение недоверия правительству), в третьих - специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т. д.) полномочиями.
Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, где представители различных слоев общества, политических партий, правительство, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их. Если этого не происходит, то принятие любого законопроекта оказывается под угрозой. Он требует открытой политической дискуссии;
Функция легитимации. Парламент выступает как важнейший институт легитимации политической власти. Современный парламент как организация и система институтов осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует;
Вынесение импичмента президенту и некоторым должностным лицам. Согласно Конституции, Парламенту или одной из его палат предоставлено право выдвигать против президента обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. После проведения соответствующего расследования и при наличии оснований Парламент двумя третями голосов от его полного состава может принять решение о смещении президента с должности.
Законодательная деятельность парламента следует рассматривать через стадии законодательного процесса, который можно представить следующим образом:
- законодательная инициатива,
- обсуждение законопроекта,
- принятие законопроекта,
- промульгация - утверждение и опубликование закона.
Законодательная инициатива - это право внесения законопроектов.
в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение.
Право законодательной инициативы может принадлежать Президенту, депутатам, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве определенным Конституцией. Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами одновременно. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта.
Прежде чем быть окончательно принятым, законопроект может пройти несколько стадий обсуждения, каждая из которых именуется чтением. После его принятия нижней палатой, он поступает в верхнюю. Законопроект в первом чтении принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава депутатов. После принятия законопроекта в первом чтении он передается на доработку и устанавливаются сроки для представления проекта ко второму чтению. Между первым и вторым чтением законопроект может быть вынесен на народное обсуждение.
При рассмотрении проекта закона во втором чтении голосование может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям законопроекта. Если по нему не имеется замечаний и предложений, то он может быть принят в целом и отправлен на обсуждение в верхнюю палату.
В случае его принятия обеими палатами законопроект поступает на подпись главе государства. Если Президент его не возвращает на протяжении двух недель, закон считается подписанным. Наступает стадия промульгации.
Президент может подписать его в десятидневный срок или наложить вето, т. с. отвергнуть. В случае своего несогласия с текстом будущего закона он возвращает его со своими возражениями в парламент. Однако палаты парламента могут преодолеть вето президента, если в каждой из них законопроект будет повторно одобрен квалифицированным большинством голосов. Голосование проводится по закону в целом. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов обеих палат.
Закон после преодоления парламентом возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации.
Федеральное собрание- парламент РФ,является представительным и законодательным органом РФ,состоит из двух палат:
Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.
Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.
Функции законодательной власти:
1)законодательная функция;
2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;
3)учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т. п.;
4)функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.
К основным полномочиям законодательной власти относятся следующие:
1. Принятие, изменение и отмена законов.
2. Утверждение бюджета.
3. Определение налоговой политики.
4. Формирование и упразднение государственных органов.
5. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
66.Право собственности: понятие, юридическое содержание; формы собственности в Российской Федерации.
Собственность – это прежде всего экономическая категория, правоспособность – это юр выражение и форма закрепления экономических отношений собственности.
Правоспособность рассматривается в объективном и субъективном смысле
В объективном смысле – это система правовых норм, закрепляющих и охраняющих отношения по владению, пользованию и распоряжению принадлежащих собственнику имуществом.
В субъективном смысле – это возможность собственника владеть, пользоваться, распоряжаться тем имуществом, которое у них имеется.
Правомочия владения означает фактическое обладание вещью, возможность господствовать над вещью. Правомочия пользования – это возможность извлекать из вещи полезные ее свойства в процессе потребления вещи. Это правомочие тесно связано с правомочием владения. Правомочия распоряжения – это возможность устанавливать, изменять, прекращать в отношении вещи правоотношения с помощью определенных юр фактов (отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.)
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Гражданское законодательство подразумевают следующее деление форм собственности:
1. Частная собственность подразделяется на собственность граждан и собственность юридических лиц.
2. Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и автономным округам.
3. Муниципальная собственность подразделяется на собственность городов, поселков и других муниципальных образований.
В зависимости от формы собственности мы можем выделить следующие виды:
1) право частной собственности, которое включает право собственности граждан и право собственности юридических лиц. В свою очередь, право собственности юридических лиц охватывает собственность хозяйственных обществ и товариществ; собственность производственных и потребительских кооперативов; собственность общественных, религиозных и других некоммерческих организаций;
2) право государственной собственности, которое состоит из права федеральной собственности; право собственности субъектов Федерации; собственность республики; собственность автономного округа;
3) право муниципальной собственности, которое включает право собственности города и право собственности прочих муниципальных образований.
По критерию количества владельцев право собственности подразделяется на:
1) право собственности, принадлежащее одному лицу;
2) право собственности, принадлежащее двум или более лицам, включая долевую собственность и совместную собственность. При этом общая долевая собственность может принадлежать нескольким лицам независимо от того, какую форму собственности каждый из них представляет.Общая совместная собственность возможна только между гражданами. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В зависимости от вида имущества право собственности можно раздеть на:
1) право собственности на движимое имущество;
2) право собственности на недвижимое имущество.
67. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Юридическое лицо – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает им по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Признаки юридического лица – это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны, для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.
организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом с целью решения поставленных перед ним задач. Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных документах системе органов юридического лица, их компетенции, взаимоотношениях, целях деятельности юридического лица;
Имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету;
Самостоятельная имущественная ответственность предполагает, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица, только к нему самому, взыскания по этим требованиям могут быть обращены лишь на его обособленное имущество. В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;
Выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
Государственная регистрация юридического лица.
Правосубъектность юридического лица . Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качества субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособностью. Она возникает с момента государственной регистрации и прекращается в момент регистрации прекращения юридического лица.
Индивидуализация юридического лица . Индивидуализация юридического лица, т.е. его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоение ему наименования.
Виды юридических лиц .
По целям деятельности юридические лица делятся на:
Коммерческие;
Некоммерческие.
В зависимости от характера прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники) имеют:
Вещные права (унитарные предприятия и учреждения);
Обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);
Не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).
По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на:
Корпорации, создаваемые несколькими лицами и имеющие членство;
Учреждения - организации, не имеющие членства.
В зависимости от формы собственности:
Государственные;
Муниципальные;
Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:
Необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;
Необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;
Возможность на основе разделения властей диалектического объединения в единое целое таких, казалось бы, не совместимых важнейших сфер жизни, как закон и свобода, власть и право, государство и гражданское общество.
Еще известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т. д.
По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга по своим функциям, эти власти должны быть разделены и переданы в различные сферы, так как правители в противном случае получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.
Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.
В настоящее время законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.
Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.
Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.
2 ПАРЛАМЕНТ. Структура парламента
Высшим представительным и законодательным органом в структуре власти является парламент. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный - это означает, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов.
Представительные и законодательные органы имеют давние традиции. Первыми законотворческими органами, известными во всемирной истории, были «совет четырехсот» (по законам древнегреческого правителя Солона) и «совет пятисот» (по реформе его преемника Клисфена). В Римской республике (510 - 27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое избирало руководителей, принимало или отклоняло предложенные управленческие акты. Эти органы стали прообразами современных парламентов.
Латинское слово parliamentum в тот период означало послеобеденную беседу монахов. Этим же термином в ХII-ХIII веков пользовались для обозначения совещания священнослужителей. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. При План-тагенетах этим словом называли «великие советы». Вестминстерский статус 1275 года впервые использует французское слово parlement для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».
Некоторые авторы считают, что первый парламент в Западной Европе - это Кортесы Кастилии, а в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 год). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании появился в Англии в 1265 году. Образование английского парламента стало компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими социальными группами населения. В самом начале парламент лишь давал советы королю, но постепенно стал выполнять законодательные и представительные функции. Особенно после того, как в XVII - XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к выводу, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен быть народ.
На роль родины самого древнего парламента претендует и Исландия, жители которой показывают несколько огромных валунов, лежащих возле Рейкьявика. Исландцы утверждают, что это и есть самый древний парламент под открытым небом, который до сих пор носит прежнее название - Альтинг. Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали управленческие решения.
Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, после введения всеобщего избирательного права.
В историческом аспекте парламенты имели огромное значение для западноевропейских стран и США. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции, феодальной идеологии, ценностей и идеалов уходящих классов, за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.
Современный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Парламенты также принимают государственные бюджеты и контролируют их исполнение. В значительной мере от формы правления зависят методы и степень контроля парламента за исполнительной властью.
Парламенту принадлежит ведущая роль в процессах формирования политической культуры. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти. На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы: соотношение политических и социальных сил в обществе, уровень правовой культуры, традиции, зарубежный опыт, различные субъективные факторы. Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени.
Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.
Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако практика государственного строительства в отдельных зарубежных странах свидетельствует и об отходе от этих традиций. Так, например, в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия парламент в Южно-Африканской Республике фактически был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу - палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. Хотя подлинным органом государственной власти была палата белого населения страны. В 1970-х годах того же столетия в союзной скупщине (парламенте) Югославии на основе Конституции Югославии число палат доходило до шести. В настоящее время в некоторых странах Африки и Океании при законодательных органах имеются палаты вождей, но они наделены правом совещательного голоса, и то по узкому кругу вопросов (обычаи, культура).
Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Как правило, государствах федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.
В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил, так как первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой были представлены буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества. Многие исследователи считают, что вторая палата - это интегрирующая часть парламента. Сторонники противоположного мнения убеждены, что вторая палата в унитарных государствах не имеет достаточных оснований для своего существования.
В Республике Беларусь Парламент - Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных законодательством случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая на паритетной основе для преодоления разногласий по законопроекту, отклоненному Советом Республики.
Палата представителей представляет интересы всех жителей Республики Беларусь. Она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Деятельность Палаты представителей основывается на принципах: демократичности; разделения властей; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства всех граждан перед законом; свободного обсуждения и принятия решений; многообразия мнений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни. Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, парламентских слушаний, деятельности постоянных: комиссий Палаты представителей, депутатов в избирательных округах. Совет Республики является палатой территориального представительства. Его деятельность направлена на обеспечение принятия качественных законов страны.
Совет Республики состоит из 64 членов. В него избирается от каждой области и города Минска на собрании депутатов местных Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет.
Основными элементами внутренней организации парламентов являются:
Руководящие органы;
Парламентские комиссии (комитеты);
Парламентские объединения депутатов;
Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. В Беларуси руководят деятельностью парламента председатели палат. Они ведут заседания палат, представляют парламент в отношениях с другими органами и организациями как внутри страны, так и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств.
В руководящие Органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).
В Национальном собрании Республике Беларусь имеются специальные руководящие органы - Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики. Они создаются для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению парламента, организации работы постоянных комиссий и иных органов.
В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей, а также шесть депутатов, избираемых Палатой представителей.
Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения каких-либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.
В некоторых парламентах состав комиссий (комитетов) пропорционален партийному составу палат. При этом во многих законодательных органах руководители комиссий, как правило, работают на профессиональной основе, а остальные депутаты - на временной. Так работали депутаты Верховного Совета Республики Беларусь ХIII созыва.
Выборы председателя комиссии (комитета) могут осуществляться:
Самими членами комиссии (комитета);
Исходя из принципа старшинства;
Назначаться председателем палаты.
Основным выражением парламентской системы власти является парламентская республика, которая характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента.
Основополагающий принцип парламентской республики состоит в том, что правительство формируется не главой государства - президентом или монархом, а лидерами партий парламентского большинства и, как правило, из числа депутатов политических партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом, а парламент правомочен выражать ему доверие или недоверие. Если парламент отказывает правительству в доверии, происходит одно из двух: либо правительство уходит в отставку и парламент начинает формировать новое правительство; либо парламент распускается, назначаются его новые выборы, затем новый парламент формирует новое правительство. Решение о том, что именно произойдет, формально принимает глава государства, а фактически-действующий премьер-министр. Таким образом, при парламентской системе правительство находится у власти только до тех пор, пока оно имеет поддержку парламентского большинства. Такая форма правления существует в таких странах, как Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль.
Другим важнейшим принципом парламентской системы является то, что главой высшей исполнительной власти по конституции считается премьер-министр, а не глава государства (президент или монарх). Однако премьер-министр - это только «первый среди равных», который принимает политические решения совместно с кабинетом, т.е. на коллегиальной основе. Возглавляя правительство, Премьер-министр не является одновременно и главой государства, а поэтому не располагает такими широкими властными полномочиями, как президент при президентской системе. В то же время глава государства (например, президент) не имеет особых властных полномочий. Он обычно избирается не населением, а парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.
Глава государства не руководит правительством, не может давать членам правительства прямых указаний. В парламентской республике президент выступает в качестве своего рода высшего арбитра во взаимоотношениях между различными политическими институтами. В отличие от премьер-министра он воспринимается как внепартийный высший государственный деятель, символизирующий общенациональное единство и гарантию законности действий государственной власти. Кроме того, глава государства представляет свою страну в различного рода протокольных мероприятиях и церемониях. Однако в условиях парламентской системы он не обладает существенными полномочиями при формировании государственной политики. Но при определенных обстоятельствах глава государства может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. В некоторых странах с парламентской формой правления именно глава государства поручает тому или иному политическому лидеру сформировать правительство. Однако при парламентской системе глава государства фактически не может отменить какое-либо решение парламента и правительства. Единственное, что он может сделать, если не согласен с каким-либо законом или решением правительства, - это не подписать закон и вернуть его на дополнительное рассмотрение парламента или же обратиться в высшие судебные инстанции с просьбой определить конституционность акции кабинета министров.
При парламентской системе правительство находится у власти или уходит в отставку в зависимости от результатов парламентских выборов. Выборы в большинстве стран с парламентской системой проводятся по пропорциональной или смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательным системам. Эти системы предполагают, что депутаты парламента полностью или частично выбираются избирателями в соответствии со списками кандидатов, сформированными партиями.
При однопартийном правительстве премьер-министром, как правило, становится лидер победившей на выборах партии. При коалиционном правительстве Премьер-министром становится обычно лидер наиболее влиятельной партии из тех, которые образовали блок парламентского большинства.
Если правительство сформировано только из представителей одной партии, которая имеет твердое большинство в парламенте, то она при парламентской системе становится поистине правящей, так как контролирует законодательную и исполнительную власти. По сравнению с однопартийным правительством позиции коалиционного более неустойчивы.
При парламентской системе многие депутаты, занимающие видное положение в своих партиях, становятся одновременно членами кабинета министров. Как правило, премьер-министр остается членом парламента и сохраняет депутатский мандат. Если же на парламентских выборах кто-то из членов кабинета, являющийся одновременно депутатом, проиграл, то он (в том числе и премьер-министр) уходит в отставку и с правительственной должности.
Именно так устроены все классические парламентские республики (в частности - ФРГ, Италия). Наглядным примером того, что реальным руководителем в этих государствах является вовсе не глава государства - президент, а руководитель правительства.
3 полномочия парламента
Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.
Конституционная компетенция парламента может быть трех видов: неограниченная, относительно ограниченная и абсолютно ограниченная. Пример абсолютно ограниченной компетенции дает французская Конституция 1958 года, определившая точный перечень вопросов, по которым парламент только может принимать законы и другие решения. Круг этих вопросов затрагивает фундаментальные основы жизни Франции: гражданские права и публичные свободы; уголовное судопроизводство; налоги и эмиссию денег; национализацию и денационализацию предприятий; организацию национальной обороны; образование; трудовое право, профсоюзное право, социальное обеспечение; объявление войны; доверие правительству. И все же, несмотря на абсолютную ограниченность компетенции, французский парламент обладает самостоятельностью и независимостью во взаимоотношениях с другими властями.
В соответствии со статьей 97 Конституции Палата представителей: Национального собрания Республики Беларусь:
Рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
Рассматривает проекты законов;
Назначает выборы Президента;
Дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
Заслушивает доклад Премьер - министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;
Рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
По инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;
Принимает отставку Президента;
Выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности.
В соответствии со статьей 98 Конституции страны Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь:
Одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
Дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
Избирает шесть судей Конституционного Суда;
Избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
Отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
Рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;
Рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ.
Основная функция парламента - правотворческая, законодательная. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, регулируют все общественные отношения в стране и на международной арене. Они направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп; отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента - обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом.
В парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных групп и территориальных общностей, на высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды. Право представительства - важнейший признак современного парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства.
Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. В истории человечества существуют две основные формы демократии. Исторический приоритет принадлежит прямой форме демократии. На начальном этапе развития общества все важнейшие вопросы решались на общих собраниях родов и племен. По мере роста численности населения все чаще возникала потребность в избрании наиболее уважаемых членов рода или племени, которые принимали бы решения по поручению всех людей. Так возникла представительная форма власти. Она получила отражение в трудах древних мыслителей Платона, Эпикура, Поли-бия, Аристотеля, Цицерона и др.
Задача представительной власти - выражение мнений и интересов избравшего ее народа. Коллегиальные органы (народные собрания, вече и т. д.) были исторически вызревшей формой представительной власти, которая все более утверждалась в жизни общества. Однако не все правители и философы соглашались с такой формой представительства народных интересов. И все же взяло верх мнение, что обществу необходимо относительно немногочисленное, но достаточно представительное и правомочное собрание, которое бы в спокойной обстановке вырабатывало и принимало устраивающие всех решения. Таким органом и стал парламент.
Парламент - это официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом. Парламентарии призваны выражать те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение законодательной функции парламента, принимать законы, выражающие в идеале волю, интересы всего народа.
Важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.
Другой реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное создание необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.
Властная функция. Парламент - это орган власти, принимающий конкретные политические решения. Он осуществляет выбор альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание. В современных политических системах социально-политические альтернативы формулируются конкретными политическими деятелями или парламентскими партиями. Избиратели отдают свои голоса в соответствии с оценкой политических альтернатив, выраженных в их предвыборных программах. После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партии (партий) или суммарная предвыборная программа депутатов трансформируются в парламентские решения. Эта трансформация происходит в рамках специфической процедуры принятия законов. Повседневное функционирование и реализация парламентской власти обусловлены этой процедурой, при которой одновременно сочетаются профессионализм депутатов, разумность принимаемых решений и требования парламентской этики и демократии.
Функция участия в формировании органов государственной власти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причём в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется. В Республике Беларусь парламент принимает участие в формировании Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, дает согласие на назначение Премьер-министра страны. Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка, других высших должностных лиц.
Финансово-бюджетная функция парламента. В основных законах большинства стран мира записано, что парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. Законодательство в бюджетно-финансовой сфере является важнейшим, системообразующим. От него зависят практически все стороны жизни современного государства. Недаром день принятия бюджета - праздничный для британских парламентариев. В этот день, единственный в году, в барах Палаты представителей подают виски, а в другие дни это категорически запрещено.
Парламенты не ограничиваются принятием бюджета на тот или иной период. Постоянно идет формирование налогового, банковского законодательства, практикуется финансовое обоснование для любого «затратного» закона. Парламенты всех государств мира имеют надежные рычаги влияния на финансово-экономическую политику государства.
Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается прежде всего при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначение тех или иных руководящих лиц. Причем деятельность законодательных органов, хотя по форме она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неправильному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля
Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (выражение недоверия правительству), в третьих - специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т.д.) полномочиями.
Контрольная функция парламента проявляется в разных странах далеко не одинаково, что отражает специфику их государственного устройства.
Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, политический институт, где представители различных слоев общества, политических партий, правительства, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их.
Парламент как форум политической гласности требует от политических партий и депутатов, правительства и министерств открытой политической дискуссии. По Конституции Республики Беларусь один раз в месяц правительство отчитывается перед депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики. Ограничение парламентской гласности приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными нормативными актами.
Функция легитимации. Демократически избранный парламент - важнейший институт легитимизации политической власти. Современный парламент осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует.
Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляет парламентариев объединяться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin - размалывание, раздробление) - организованная группа депутатов, принадлежащих к какой-то общественной структуре или политической партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую линию. Депутатские фракции имеют право по всем обсуждаемым вопросам высказывать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предлагать свои выходы из сложившегося положения, решение имеющихся проблем, высказывать свои аргументы и доводы. Они претендуют на представительство в руководящих органах парламента. Фракции являются главным проводником различных идей, ценностей, идеалов. Фракционная деятельность позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок.
В Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Депутатские группы самостоятельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы.
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.