Добровольная подготовка граждан к военной службе. Как происходит добровольная подготовка граждан к воинской службе Добровольная подготовка граждан к военной службе кратко
Цель: Изучить цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе.
Ход урока:
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Вы знаете, что с весеннего призыва 2008 г. установлен новый срок службы для военнослужащих по призыву - 12 месяцев. Все вы пойдете служить именно на этот срок. Российская общественность в целом одобрила сокращение сроков службы и приближение их к стандарту, принятому в развитых странах Европы. У руководства Вооруженными силами и другими войсками эти изменения в военном законодательстве вызвали определенную озабоченность. Дело в том, что в армии и на флоте осталось совсем немного специальностей, по которым среднестатистического призывника можно за год подготовить до приемлемого в войсках уровня. Остальные специальности требуют срока подготовки, превышающего срок службы. Воинские должности по этим специальностям необходимо комплектовать военнослужащими по контракту. Кстати, именно так поступают в вооруженных силах европейских стран, в которых предусмотрен смешанный принцип комплектования - призыв плюс контракт. Кроме того, много времени отнимает психологическая адаптация молодых людей к условиям военной службы - иногда до полугода. До завершения психологической адаптации личности обучение новобранца идет крайне неэффективно.
Для разрешения этого противоречия и предназначена обязательная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий, которые она и себя включает, происходит первичная адаптация молодого человека к военной службе, формируется мотивация на военное обучение, вырабатываются необходимые морально-психологические качества. Обязательная подготовка к военной службе и будет темой сегодняшнего занятия.
Вопросы для активизации знаний.
1. Для чего организуется обязательная подготовка к военной службе?
2. Почему этот вид подготовки называется обязательным?
3. Каково содержание обязательной подготовки к военной службе?
4. Какие органы занимаются обязательной подготовкой граждан к военной службе?
5. Как вы думаете, существовала ли в нашей стране ранее система обязательной подготовки к военной службе?
6. Существует ли такая система за рубежом?
Беседа. В дополнение к параграфу 2,3 (с. 40-46).
«Вневойсковая подготовка граждан к военной службе существует практически во всех странах Западной Европы и США. Например, в ФРГ, Великобритании и Франции такая подготовка проводится в школах штатными офицерами по делам молодежи, организующими и координирующими деятельность различных органов управления и общественных организаций по военно-профессиональной ориентации молодежи.
В настоящее время НВП проходят 230 тыс. школьников США, которым вменено обязательное ношение соответствующей военной формы в период занятий.
В 1999 г., в целях улучшения качественного комплектования сухопутных войск США и усиления военно-патриотического воспитания молодежи, министерством обороны США было принято решение об организации при средних школах страны дополнительно еще 250 курсов начальной военной подготовки. Эта программа расширения НВП оценивается сегодня в 100 млн долларов США и рассчитана на 5 лет при ежегодном открытии 50 новых курсов.
В 2005 г. в США данной подготовкой предполагается охватить 1620 средних школ. В качестве преподавателей на вновь открываемые курсы планируется привлекать офицеров в отставке, при этом учебные заведения будут выплачивать заработную плату, представляющую собой разницу между размером пенсии и денежным содержанием офицера, находящегося на действительной военной службе.
В Российской Федерации обязательная подготовка граждан к военной службе организуется в соответствии с федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и предусматривает:
- получение юношами начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
Проведение
лечебно-оздоровительных мероприятий.
Сегодня стало очевидным, что отмена обязательной допризывной подготовки в 1991
г., предусматривавшей кроме начальной военной подготовки граждан проведение с
ними лечебно-оздоровительных мероприятий и физической подготовки, стала одной
из причин снижения престижа военной службы среди молодежи, девальвации в
ee
сознании понятия защитника Отечества, резко ухудшила
качественные характеристики призывного контингента.
В частности, только за 10 лет с 1988 по 1998 гг. на 27% (с 92,7 до 65,7%) снизилась годность граждан к военной службе по состоянию здоровья, на 19% (с 92,8 до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников. Угрожающий характер приняла тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 г. от призыва уклонилось 443 человека, то уже после отмены допризывной подготовки осенью 1999 г. число таких граждан достигло почти 40 тыс.
Таким образом, принятое Правительством РФ постановление «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», позволит возродить традиции патриотического воспитания, сформировать нравственные нормы поведения будущих воинов, конкретизировать работу всех заинтересованных органов по подготовке граждан к военной службе, активизировать работу по укреплению здоровья и физического развития молодежи»
(По материалам В.Н. Путилина, начальника ГОМУ ГШ ВС РФ.)
Извлечение из Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе
« II . Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает
а)
б) подготовку по основам военной службы в государственном, муници пальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (пол ного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты);
в) военно-патриотическое воспитание [...]
5. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах...
6. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами [...]
18. Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
19. В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».
Извлечение из Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»:
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование;
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях средне го (полного) общего образования, образовательных учреждениях начальной профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.
2. Гражданам, прошедшим подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, предоставляется преимущественное право на зачисление в избранные ими военные училища при условии соответствия всем требованиям к поступающим в военные образовательные учреждения профессионального образования. Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу. Положение об указанных объединениях утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств.
Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы. Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают. Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.
2. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, основной целью обязательной подготовки гражданина к военной службе являются: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости, но с согласия гражданина - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
В настоящее время обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы (в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении);
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в образовательных учреждениях при изучении обязательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На занятиях учащиеся:
- знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
- изучают практические основы здорового образа жизни;
- получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;
Приобретают
практические навыки по гражданской обороне.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по
основам военной службы в образовательных уч реждениях. Эта
подготовка предусматривает:
- знание положений статей Конституции и законов Россииской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» об основах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооружейных Сил;
- знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;
- приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи.
Граждане, достигшие возраста 16 лет, не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям на учебных пунктах организаций.
Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов. Подготовка по военно-учетным специальностям проводится с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет. Ее задачами являются:
- воспитание юношей в духе готовности к выполнению воинского долга;
- приобретение знаний об устройстве вооружения, военной техники и навыков владения ими. Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации.
Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий возлагаются на учреждения системы здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. Эти мероприятия включают:
- проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров,
Лечения,
- диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием будущих призывников.
Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юноши к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях. Основные направления военно-патриотического воспитания:
- духовно-нравственное,
Историческое,
- политико-правовое, патриотическое,
- профессионально-деятельное,
- психологическое,
- воспитание на воинских традициях.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
1. Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?
2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?
3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?
4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?
5. Где граждане России получают начальные знания в области Обороны?
6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граждан?
7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граждан и для чего оно проводится?
8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?
9. Кто проводит эту подготовку?
Домашнее задание.
1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо на, отвечая на просьбу гражданина М.?
2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?
3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?
4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в го роде Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?
Страницы учебника 40-47.
1 . Подготовка граждан к прохождению военной службы
1.1 Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
1.2 Прием на воинский учет и призыв на военную службу
1.3 Права, обязанности и ответственность призывника
1. Подготовка граждан к прохождению военной службы
Статья 57 Конституции Республики Беларусь гласит, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг каждого гражданина. Однако прохождение воинской службы предполагает наличие определенных навыков и знаний, поэтому перед прохождением гражданами военной службы, службы в резерве воинская обязанность предусматривает проведение большой подготовительной работы. Эта работа включает в себя обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе, приписку к призывным участкам и призыв на военную службу, службу в резерве. Важной составляющей в системе подготовки граждан к военной службе является допризывная подготовка в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
1.1 Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
Закон Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе" устанавливает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:
– получение начальных знаний в сфере вооруженной защиты государства;
– допризывную и физическую подготовку в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования;
– патриотическое воспитание;
– проведение лечебно-профилактических мероприятий.
Получение начальных знаний в сфере вооруженной защиты государства - первый этап в системе подготовки вооруженного защитника Отечества в Республике Беларусь. Он осуществляется путем интегрирования вопросов вооруженной защиты государства в ряд учебных предметов, входящих в основном в образовательную область "Обществознание". Вопросы защиты Отечества приоритетны при внешкольном обучении и воспитании, воспитании в дошкольных учреждениях и в семье.
Допризывная и физическая подготовка. Юноши проходят допризывную и физическую подготовку во всех учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, в соответствии с учебными планами. Допризывная и физическая подготовка учащихся осуществляется на занятиях по предметам "Допризывная и медицинская подготовка" и "Физическая культура" учителями (преподавателями, руководителями) допризывной подготовки и физической культуры. В ходе допризывной подготовки юноши проходят учебно-полевые сборы.
Цель допризывной подготовки - формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе допризывной подготовки юноши должны:
–углубить знания о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;
–осмыслить личную ответственность за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;
–ознакомиться с оборонительным характером военной политики Республики Беларусь, историей и современным состоянием национальных Вооруженных Сил, порядком прохождения военной службы;
–освоить права, обязанности и ответственность призывника, основы военного дела;
–научиться стрелять, выполнять строевые приемы, действовать в экстремальных условиях, выполнять военно-прикладные и физические упражнения и нормативы.
Физическая подготовка допризывников и призывников проводится с целью подготовки физически крепких, выносливых юношей, способных успешно адаптироваться к высоким физическим и психологическим нагрузкам военной службы. Основу физической готовности призывников к предстоящей военной службе составляют занятия по физической культуре, проводимые во всех классах средней школы, на всех курсах профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. В ходе допризывной подготовки учащиеся совершенствуют свою общефизическую подготовку, адаптируясь к нормативам молодого солдата, а также осваивают элементы военно-прикладной физической подготовки.
Занятия по физической подготовке проводятся в соответствии с действующими учебными программами и нормативами по физическому воспитанию и допризывной подготовке.
Юноши совершенствуют свою физическую подготовку в процессе внеурочной и внешкольной работы в военно-прикладных кружках и секциях, на соревнованиях, состязаниях и спартакиадах, в походах, при полевых выходах, на спортивно-патриотических играх.
Важную роль в развитии технических, авиационных, военно-прикладных видов спорта и технического творчества молодежи играет Добровольное общество содействия армии, авиации, флоту Республики Беларусь (ДОСААФ). Общество располагает хорошо оснащенной спортивно-технической базой и широко развитой сетью учебных центров, школ, тиров, спортивных сооружений, оно активно содействует физическому развитию допризывников и призывников.
Патриотическое воспитание. Для привития любви к своей Родине и формирования морально-психологической готовности к выполнению конституционного долга по защите Республики Беларусь с допризывниками и призывниками проводится патриотическое воспитание. Воспитательный процесс организуется и ведется органами местного управления и самоуправления совместно с Министерствами обороны и образования Республики Беларусь, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, с общественными организациями и объединениями, в первую очередь молодежными.
В ходе патриотического воспитания юноши глубже познают Беларусь, ее героическое и историческое прошлое, настоящее, перспективы развития; углубляют знание Конституции, законодательства о защите Республики Беларусь, вопросов внутренней и внешней политики нашего государства. Весьма важными формами военно-патриотического воспитания являются уроки мужества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, музейная и поисковая работа, проведение воинских праздников, шефские связи с воинскими частями. Патриотическое воспитание допризывников и призывников проводится как в ходе плановых занятий по допризывной подготовке, так и при проведении внеурочных и внешкольных мероприятий с участием всего педагогического коллектива учебного заведения, представителей воинских частей, военкоматов, ДОСААФ, общественных организаций.
Проведение лечебно-профилактических мероприятий. Лечебно-профилактические мероприятия организуются и проводятся по месту жительства, учебы или работы граждан призывного возраста медицинскими организациями Министерства здравоохранения Республики Беларусь с созданием в них подростковых кабинетов. До приписки юношей к призывным участкам ежегодно проводятся (начиная с 14-летнего возраста) их медицинское обследование, динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием, а при необходимости - другие профилактические и реабилитационные мероприятия. В процессе приписки юношей к призывным участкам проводится медицинское освидетельствование допризывников. Комиссии по приписке, в состав которых входят врачи-специалисты, прикрепляют к лечебно-профилактическим организациям граждан, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении.
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка включает:
–занятие военно-прикладными видами спорта;
–подготовку по военно-техническим специальностям;
–обучение по учебным программам, предусматривающим военную подготовку несовершеннолетних граждан (Минское суворовское военное училище, военные оркестры);
–обучение по программам подготовки младших командиров на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений;
–обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах гражданских учебных заведений.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, могут заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, учреждениях образования, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. Наличие у граждан первого спортивного разряда или спортивного звания по военно-прикладному виду спорта учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил, других воинских формирований, в которых они будут проходить срочную военную службу.
Подготовка граждан по военно-техническим специальностям и специальностям, родственным военно-учетным, осуществляется в организациях Белорусского ДОСААФ и учреждениях образования. На обучение по военно-техническим специальностям направляются граждане мужского пола, достигшие 17-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе, подлежащие призыву на срочную военную службу после окончания обучения.
1.2 Прием на воинский учет и призыв на военную службу
Приписка граждан к призывным участкам. Юноши в год достижения ими 16-летнего возраста подлежат приписке к призывным участкам, создаваемым в районах и городах без районного деления. Приписка осуществляется в целях постановки граждан на воинский учет, определения категории годности их к военной службе, установления общеобразовательного уровня, приобретенной специальности и физической подготовленности. Приписка проводится ежегодно в январе-апреле по месту постоянного жительства (прописки) граждан.
Руководители государственных органов, иных организаций ежегодно в установленные сроки представляют в военные комиссариаты списки граждан, подлежащих приписке. На основании представленных списков военные комиссариаты составляют сводные списки и разрабатывают графики явки допризывников на приписку.
Для проведения приписки граждан к призывным участкам исполкомами местных органов власти создаются комиссии в составе председателя комиссии - военного комиссара района (города) и членов комиссии: специалистов военного комиссариата, врачей - специалистов медицинских организаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь, секретаря комиссии.
В ходе приписки юношей к призывным участкам комиссии проводят медицинское освидетельствование допризывников и предварительно определяют их предназначение на воинской службе; предварительно отбирают на добровольной основе кандидатов для направления в военные учебные заведения; определяют лиц для подготовки по специальностям, родственным военно-учетным. Комиссии по приписке прикрепляют к лечебно-профилактическим организациям лиц, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении, а также рассматривают вопросы об освобождении граждан от приписки к призывным участкам.
Конкретные сроки явки на призывные участки устанавливаются военными комиссарами в повестках вызова для приписки к призывному участку. Вручение повесток гражданам осуществляется через жилищно-эксплуатационные организации, исполкомы местных Советов, отделы кадров предприятий, учреждений и учебных заведений. В необходимых случаях оповещение происходит по почте или по телефону, повестки также могут вручаться гражданам непосредственно.
Граждане, вызываемые для прохождения приписки, обязаны прибыть на призывные участки в указанные сроки, имея при себе паспорт или свидетельство о рождении, документ об окончании учебного заведения или справку с места учебы (работы), справку о составе семьи, характеристику с места учебы или работы, 4 фотографии 3x4 см (перечень документов указывается в повестке).
Назначенные военным комиссаром работники военкомата проводят беседу с юношами, проверяют наличие и полноту представленных ими документов, оформляют личные дела допризывников. В ходе беседы с допризывниками выясняются их наклонности, специальность, черты характера, взаимоотношения со сверстниками и в семье, состояние здоровья, вредные привычки, занятие спортом и другие сведения.
Каждый допризывник в ходе приписки к призывному участку подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом и при необходимости врачами других специальностей.
Гражданину, приписанному к призывному участку, выдается удостоверение призывника, разъясняются права и обязанности призывника, правила воинского учета и порядок прохождения обязательной подготовки к военной службе.
Призыв на срочную военную службу. После приписки к призывному участку и до призыва на срочную военную службу, службу в резерве в военкоматах планомерно накапливаются сведения о призывниках, их деловых и моральных качествах, состоянии здоровья, физического развития, образования и семейного положения.
Призыву на срочную военную службу, службу в резерве подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет в сроки, установленные Указом Президента Республики Беларусь.
Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве проводит призывная комиссия в следующем составе:
–председатель комиссии - заместитель руководителя местного исполнительного и распорядительного органа;
–члены комиссии - военный комиссар района (города), заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел местного исполнительного и распорядительного органа, руководитель (заместитель руководителя) местного органа управления здравоохранения, врач, руководящий работой врачей - специалистов по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу, службу в резерве;
–секретарь комиссии.
В работе призывной комиссии могут участвовать депутаты, представители общественных объединений и иных организаций.
При призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве районная (городская) призывная комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование призывников и принять по отношению к ним одно из следующих решений:
–о призыве на срочную военную службу или службу в резерве;
–о предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу или службу в резерве;
–об освобождении от призыва на срочную военную службу, службу в резерве;
–о зачислении в запас;
–об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При принятии решения о призыве граждан на срочную военную службу призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил, другие воинские формирования, которых эти граждане могут проходить срочную военную службу. Решение районной (городской) призывной комиссии объявляется призывнику. Призывнику, в отношении которого принято решение призывной комиссии, по его требованию выдается копия соответствующего решения.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, обязаны: явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование (обследование) и на заседание призывной комиссии; явиться для отправки в воинские части для прохождения военной службы; находиться в военном комиссариате (на призывном пункте) для отправки их к месту военной службы, службы в резерве.
Повестки военного комиссариата вручаются призывникам под расписку. В повестках указывается информация о правовых последствиях невыполнения гражданами изложенных в них требований. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, могут вызываться почтовыми карточками или телефонограммами.
В случае отказа граждан от получения повесток и неявки в установленные сроки без уважительной причины на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве органы внутренних дел осуществляют привод этих лиц в военные комиссариаты (на призывные пункты) на основании письменного обращения военного комиссара. В случае неявки эти граждане считаются уклоняющимися от исполнения воинской обязанности и привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Руководители предприятий обязаны обеспечить своевременное прибытие призывников на призывной участок.
Для руководства районными (городскими) призывными комиссиями и осуществления контроля их деятельности областными (Минским городским) исполнительными комитетами создаются соответствующие областные (Минская городская) призывные комиссии, которые имеют право пересматривать и отменять решения районных (городских) призывных комиссий.
Освобождение и предоставление отсрочек от призыва на военную службу, службу в резерве. От призыва на военную службу, службу в резерве освобождаются граждане:
–признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе при условии исключения из воинского учета;
–не имеющие родителей, а также граждане, отцы, матери, родные братья, сестры которых погибли или умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы;
–прошедшие военную службу или иным образом исполнившие воинскую обязанность в другом государстве.
Призыву на военную службу, службу в резерве не подлежат граждане:
–отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
–отбывающие наказание в виде лишения свободы, общественных или исправительных работ, ограничения свободы или ареста;
–имеющие судимость;
–в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера, - в течение срока применения этих мер;
–в отношении которых осуществляется уголовное преследование, или уголовное дело передано прокурору для направления в суд, либо осуществляется судебное производство.
Отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве предоставляется гражданам:
–по состоянию здоровья;
–для продолжения образования;
–по семейному положению;
–для получения военно-технических специальностей;
–в связи с осуществлением депутатских полномочий;
–на основании Указов Президента Республики Беларусь.
призыв военная служба учет
1.3 Права, обязанности и ответственность призывника
Права призывника. Юноша является призывником со дня приписки его к призывному участку с выдачей удостоверения призывника и до отправки для прохождения военной службы, службы в резерве в воинскую часть с заменой удостоверения призывника на военный билет.
Призывникам гарантируются права и свободы, установленные законодательством для граждан Республики Беларусь, с ограничениями в их использовании, обусловленными особенностями воинской обязанности.
В законодательстве Республики Беларусь по вопросам прохождения срочной военной службы разносторонне учитываются возможности граждан, их материальное, социальное и семейное положение, состояние здоровья. В связи с этим призывник имеет право на отсрочки и освобождение от призыва в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе".
Призывник имеет право на объективное медицинское освидетельствование и принятие по отношению к нему решения призывной комиссии, соответствующего его состоянию здоровья, образованию, семейному и материальному положению. Члены призывной комиссии, а также другие лица, допустившие злоупотребления или недобросовестное отношение к исполнению возложенных на них обязанностей, привлекаются к ответственности.
Призывник имеет право обжаловать решение районной (городской) призывной комиссии в областную (Минскую городскую) призывную комиссию. Решения областной (Минской городской) призывной комиссии являются обязательными для нижестоящих призывных комиссий.
При необходимости призывник имеет право требовать копии принятых в отношении него решений районной (городской) или областной (Минской городской) призывной комиссии.
Решение областной (Минской городской) призывной комиссии по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. В этом случае выполнение решения областной (Минской городской) призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Гражданам, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Республики Беларусь.
Призывникам, обучающимся в учреждениях образования, призванным (поступившим) на военную службу, службу в резерве, выплачивается по месту учебы пособие в размере двухнедельной стипендии.
Граждане, обучающиеся в учреждениях образования, освобождаются от учебы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва (поступления) на военную службу, службу в резерве, постановки на воинский учет и снятия с воинского учета с сохранением за ними стипендии по месту учебы.
Юношам, обучающимся в учреждениях образования, направляемым на медицинское освидетельствование, обследование, лечение или переосвидетельствование, на время нахождения в медицинском учреждении сохраняются место учебы и стипендия, а также возмещаются расходы по проезду к месту медицинского освидетельствования, обследования, лечения или переосвидетельствования и обратно.
Обязанности призывника. Призывник обязан:
–являться в установленное время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;
–сообщать в недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту постоянного жительства (прописки) об изменении своего семейного положения, образования, места работы (учебы), места постоянного жительства (прописки);
–сняться с воинского учета при переезде на новое место постоянного жительства (прописки) в пределах Республики Беларусь, а также при выезде для временного проживания за границу и стать в недельный срок на воинский учет по прибытии на новое место постоянного жительства (прописки) или государства временного проживания;
–иметь и хранить удостоверение призывника. В случае утраты удостоверения в недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, а при нахождении за границей - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь для решения вопроса о получении дубликата удостоверения призывника;
–готовить себя к предстоящей военной службе, в учебном заведении добросовестно изучать курс "Допризывная подготовка", выполнять нормативы прикладного физкультур- но-спортивного комплекса "Защитник Отечества";
–будучи определенным для обучения по военно-технической специальности, аккуратно посещать все занятия.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места постоянного жительства (прописки) в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщать об этом в военный комиссариат.
Уважительными причинами неявки призывника по повестке (направлению) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, являются:
–увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанное с утратой им трудоспособности;
–тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
–препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
–иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром) или судом.
Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих органов.
Ответственность призывников. Неявка граждан без уважительной причины в военный комиссариат для приписки к призывному участку влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной минимальной заработной платы. Совершение указанного нарушения повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет наложение штрафа в размере от одной до двух минимальных заработных плат.
Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учета влечет наложение штрафа в размере до одной минимальной заработной платы.
Неявка граждан без уважительной причины в военный комиссариат для призыва на срочную военную службу в сроки, установленные Законом Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе", или по вызову военного комиссариата влечет наложение штрафа в размере от двух до трех минимальных заработных плат.
Умышленная порча или небрежное хранение призывниками удостоверений о приписке к призывным участкам, повлекшее их утрату, влечет предупреждение или наложение штрафа до одной минимальной заработной платы.
Уклонение от призыва на военную службу по мобилизации или от призыва на военную службу в военное время наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.
Уклонение от призыва на срочную военную службу, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
Уклонение от призыва на военную службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, или путем симуляции болезни, или посредством подлога документов, или путем другого обмана, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учета, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом или арестом на срок до трех месяцев.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Варламов, В. Б. Допризывная подготовка: учеб. пособие / В. Б. Варламов. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. - 304 с
Обязательная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:
Получение начальных знаний в области обороны;
Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
Военно-патриотическое воспитание;
Подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
Медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.
Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.
Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умения работать в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям). В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.
Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности. Кроме того, целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности. действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.
Кроме того, для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие, занятые на должностях разведчиков, саперов, пожарных, водолазов, должны обладать крепким здоровьем, высокой степенью физической подготовленности, мужеством, самоотверженностью, чувством коллективизма, ловкостью, наблюдательностью и точным глазомером.
Они должны постоянно воспитывать в себе самообладание и выдержку, тренировать способность быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственно верные решения.
Технические воинские должности. Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности. Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует ряд воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.
Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все они имеют много общего. Специалисты, занятые на этих должностях, должны уметь выявлять причины неисправностей техники и осуществлять ее ремонт. Для этого специалистам, занимающим технические должности, необходимо знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; четко представлять себе конструктивные особенности обслуживаемой техники.
Кроме того, для успешного исполнения обязанностей на технических должностях они должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе по обслуживанию и ремонту техники.
Прочие воинские должности. Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.
Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны прежде всего быть смелыми, решительными, мужественными, исполнительными, дисциплинированными, обладать быстротой двигательной реакции, точным глазомером, физической выносливостью.
Добровольная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:
- · занятия военно-прикладными видами спорта;
- · обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- · обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
Граждане, которым в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища, либо правом выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой.
Обучение по дополнительным образовательным программам в целях военной подготовки несовершеннолетних граждан
Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами с целью военной подготовки несовершеннолетних граждан являются суворовские военные, нахимовское военно-морское и военно-музыкальные училища, а также кадетские корпуса и училища, созданные Правительством Российской Федерации.
Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
Военное обучение студентов дневного отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.
Студенты - граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие установленным требованиям. Студент вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Контракт предусматривает обучение по программе офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и прохождение военной службы по призыву. По контракту гражданин мужского пола обязан пройти военную службу по призыву в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» после получения воинского звания офицера.
Перечень военных кафедр при вузах утверждается Правительством Российской Федерации.
Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательно-профессиональных программ и состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе и учебных сборов, проводимых в воинских частях (на кораблях), военно-учебных заведениях, учебных центрах и на полигонах.
На военное обучение в вузе отводится 450 ч обязательных аудиторных занятий под руководством преподавателей. Конкретное количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.
Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами.
Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация», составляет 30 дней. Продолжительность учебных сборов по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» -- 75 дней, в том числе 30 дней в каникулярное время основного обучения в вузе и 45 дней после защиты дипломных работ.
В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, которые учитываются наравне с оценками, полученными по другим дисциплинам в вузе. После прохождения всей программы военного обучения и учебных сборов студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях, учебных центрах или при вузе и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями в порядке, определяемом Министерством обороны РФ и Министерством образования РФ.
Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваивается офицерское звание. Присвоение офицерских званий приурочивается к окончанию вуза.
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера запаса, подлежат призыву на военную службу. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.