Этапы развития и характерные черты философии Возрождения. Особенности философии возрождения
Литература к теме
Монтень, М. Опыты [Текст] : в 3 кн. / М. Монтень. – М. : Рипол классик, 1997. – Кн. 1–2. – 928 с. Кн. 3. – 672 с.
Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты [Текст] / Н. В. Мотрошилова. – М. : Политиздат, 1991. – С. 251–301.
Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков [Текст] : учеб. для вузов / В. В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003. – 428 с.
С л о в а р ь
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм (humanus – человечный) – мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; принцип философского осмысления проблем антропологии, в основу которого ставится соотнесение общественного развития с целями и задачами развития человека; подчеркивает активность и ответственность человека перед миром и другими людьми.
Титан – выдающийся человек, деятель исключительного масштаба, таланта, ума и т.п. К титанам Возрождения относят Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
Пантеизм (pan – всё и theos – бог) – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу. Таким образом, природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется.
Возрожденческий пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс, Я. Бёме) природа растворяется в Боге. В натуралистической версии (Дж. Бруно) Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая ее сила, заключенная в самих природных вещах.
Геоцентризм – мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира.
Гелиоцентризм – мировоззрение, согласно которому центром мира является Солнце.
Утопия (от греч. ou – нет и tópos – место) – «место, которого нет». Идеальный общественный строй, лишенный научного обоснования. Слово и понятие «утопия» введены Томасом Мором .
Утопист – человек, который имеет склонность, проповедует и стремится к осуществлению невыполнимых планов улучшения общества (к утопиям).
П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т
1). Хронологически эпоха Возрождения охватывает XIV–XVI вв. Характерные черты эпохи Возрождения:
а) формирование национальных государств, абсолютных монархий; усиление светской власти;
б) кризис феодализма; зарождение капиталистических общественных отношений; совершенствование орудий труда и производственных отношений;
в) глубоких социальных конфликтов – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, революция в Нидерландах;
г) усиление городов-республик, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимых от феодалов и Церкви;
д ) развитие ремесла и торговли, время великих географических открытий;
е) успехи естественных наук; научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии). Повышение образованности в Европе.
Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Основные направления:
Гуманистическое (XIV–XV вв.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество. Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.
Неоплатоническое (сер. XV–XVI вв.) развивало учение Платона, пыталось познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма. Представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.
Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) пыталось развенчать некоторые положения учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия, заложило основу первой естественнонаучной картины мира. Представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.
Реформационное (XVI–XVII вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью. Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.
Политическое (XV–XVI вв.) изучало проблемы управления государством, поведение правителей. Представитель: Николо Макиавелли.
Утопическо-социалистическое (XV–XVII вв.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем равенстве. Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.
Характерные черты:
Антропоцентризм – основной принцип философии Возрождения. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Возрождение рассматривает человека исходя не из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения.
Понятие «творчество», бывшее прежде прерогативой Бога, применимо теперь и к человеку, к человеческой деятельности. Человек олицетворяет собой творческое начало в искусстве, в политике, в ремесле и технических изобретениях. Фигура художника приобретает символическое значение, в ней наиболее полно выражена самая глубокая идея Ренессанса – идея человека-творца, вставшего на место Бога. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, теле, телесности.
Характерной чертой мировоззрения этой эпохи является ориентация на искусство, и в связи с этим на художественно-эстетическое мышление. Прекрасное выдвигается на первый план. Культ человека-творца дополняет культ красоты. Но уже не в небесном, абстрактном ее понимании, а в земном, чисто человеческом. Восхищение вызывает прекрасное обнаженное тело (и в жизни, и на полотне художника), равно как и тело, одетое в костюм, великолепный сам по себе и подчеркивающий стройность фигуры. Символ искусства Возрождения - Мадонна, в которой земное, телесное начало порой затмевает начало духовное. В образе Мадонны возвышается образ женщины, матери, а вместе с этим и земная человеческая любовь.
Гуманизм – своеобразная философия эпохи Возрождения. Гуманизм обусловлен развитием гражданской жизни, стремлением к политической свободе. Если индивид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию (крестьянство, цех ремесленников, гильдия купцов, дворянство), то в эпоху Возрождения он представляет самого себя, формируется новое самосознание человека: его гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта. Гуманизм рассматривается как идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, противостоящее схоластике и духовному господству церкви.
Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов.
В узком смысле гуманизмом называется культурное движение в Европе XIV–XV вв., целью которого было изучение и популяризация античных языков, литературы и искусства, а также философии. Все это было направлено на воспитание и образование человека, на формирование человеческого в человеке. Родина гуманизма – Италия, идейный центр – Флоренция.
Для гуманизма характерно:
Ø Человек приобретает атрибуты божества;
Ø Героический идеал обожествленного человека, его символ Прометей, а не Адам;
Ø Гуманисты более литераторы и поэты, чем философы;
Ø Бог как творческое начало, проявляется в красоте и гармонии;
Ø Мир не юдоль в печали, а область человеческой деятельности.
Социальная ориентация гуманизма:
q Торгово-промышленные слои города (ремесленные цехи, купечество);
q Светская интеллигенция.
Ведущие идеи гуманизма:
v Свобода мысли, суждений;
v Смелый критический дух;
v Вера в безграничные возможности человека.
Таблица 1. Сравнительная характеристика схоластов и гуманистов
Схоласты | Гуманисты | |
Образование | Схоласты-теологи с университетским образованием занимали кафедры университетов | «Необразованные» гуманисты были учеными без степеней и званий вне университетов |
Род деятельности | Преподаватели в университетах | Публицисты, поэты, филологи, риторы |
Литературная форма | Литературная форма – догматический текст в комментаторской манере | Литературно-риторический текст, излюбленный жанр – диалог, представляющий различные точки зрения |
Миропонимание | Схоластическое иерархическое представление о мироздании | Представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал |
Стиль мышления | Строгая система логических дефиниций (краткое определение понятий, истолкование) | Образное, пластическое, художественное мышление. Риторика, поэзия, мифология – наиболее адекватный язык выражения истины |
Логика | Логическая дедукция | Интуитивное постижение гармонии мира |
Достоинство человека – главнейшая проблема гуманизма. Достоинство заключается в признанной за человеком возможности возвыситься от дикого варварского состояния до истинно человеческого. Это человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию. Заложенные Богом, они требуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурной, творческой деятельности. Истинный человек не варвар, но цивилизованный.
Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, в нем содержатся некоторые врожденные идеи, человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
Философская мысль в целом настраивается оппозиционно католической идеологии, однако атеизма нет, отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью церкви, проявляющей излишнюю властность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Если в средневековой философии человек рассматривался прежде всего с греховной стороны, то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобие. Разум, творчество, красота, свобода и т.д. - эти черты присущи человеку не сами по себе, они являются отражением Бога в человеке. Таким образом главной чертой философии эпохи возрождения является ярко выраженный антропоцентризм, имеющий глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается как вершина мироздания, призванный к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробном мире, но и в земной жизни. Основной проблемой в области метафизики в это время становится вопрос о соотношении Бога и мира: создан ли мир Богом, или он существует от века? И если в средневековье Бог и природа, материя и форма резко противопоставляются, то в возрожденческой философии наблюдается их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог лишается свободы, не творит мир из ничего, но является совечным миру и сливается с законом естественной необходимости. В результате этих процессов в философии Возрождения вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека. Таким образом возникает новая система ценностей, где на первом место стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. В этом и заключается ещё одна особенность Ренессансной культуры и философии - секуляризация (освобождение от церковного влияния). Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии, эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот период поворота интереса к природе возникают и развиваются естественные науки.
Мыслители Ренессанса не анализируют понятие, как это делали средневековых схоласты, а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
В философии эпохи Возрождения можно выделить три основных течения мысли, весьма условно дав им преимущественные временные координаты:
o (антропоцентрическое, с середины XIV до сер. XV в.),
o (онтологическое, с сер. XV до первой трети XVI в.),
o (механистическое, втор. пол XVI нач. XVII в.) Натурфилософия, затем, уступает место философии Нового Времени.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
1) Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).
Этика эпохи возрождения - это этика благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.
Детерминизм - взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль)
Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.
2) Пантеизм - это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.
Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.
3) Натурфилософия - философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.
Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется - душой мира. Дуща мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это нечто иное как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающей с богословием.
Небесные тела лишались своего привилегированного положения оказывались вместе с земными телами во власти единых
Философия эпохи возрождения.
1. Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.
2. Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.
3. Философия Н. Кузанского.
4. Зарождение нового естествознания в культуре Возрождения, становление новой картины мира. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине.
Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) – переходный период от Средних веков к Новому времени (XV [в Италии с XIV]- XVI вв.).
В социально-экономическом отношении это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется возрастанием социальной и политической роли городов, в которых развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, развивается торговля и банковское дело.
Изменениям в экономике способствовали научно-технические открытия (важнейшие из них: изобретение и усовершенствование прядильного и ткацкого станков, изобретение огнестрельного оружия; Г.Галилей сконструировал телескоп и первый прибор для измерения температуры; огромное количество изобретений принадлежит Л. да Винчи, среди них модели вертолета и аэроплана, велосипеда, экскаватора, он же стал основоположником анатомии как науки).
Конец XV – начало XVI вв. вошли в историю как эпоха великих географических открытий , которые способствовали преодолению национальной обособленности в экономике, культуре, мышлении:
1492 г. - Х.Колумб открывает для европейцев американский континент;
1498 г. – Васко да Гама прошел морским путем из Европы в Индию;
1519 – 1521 гг. – первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.
В социально-политическом отношении Возрождение – это эпоха формирования национальных государств, утверждения абсолютной монархии, первых буржуазных революций.
Изменяется и духовная ситуация в обществе. Прежде всего, это выразилось в секуляризации , т.е. тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и Церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научном знании. Однако религия в этот период все еще сохраняет значительное влияние.
Ядром европейской духовной культуры этого периода стал гуманизм (лат. «человеческий, человечный») – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни.
Возрождение – это, прежде всего, художественно-эстетическая эпоха , провозгласившая, что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем. Вершин своего развития в это время достигло западноевропейское искусство , в котором наиболее ярко выразились принципы гуманизма [литература: Данте, Ф. Петрарка, Д. Бокаччо, Т. Мор, В. Шекспир, М. Сервантес, Л. де Вега, Ф. Рабле, П. Ронсар; живопись: Л. да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, А. Дюрер, Эль Греко, Д. Веласкес и т.д .]
Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.
В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа:
1) гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.) – в этот период человеческий мир, его ценности противопоставляются средневековому теоцентризму. Не отвергая основных положений христианского вероучения, итальянские гуманисты стремятся возродить идеи и дух античной культуры (в этот период еще не появились развернутые философские учения, гуманистические идеи выражаются через литературное творчество Д.Алигьери, Ф.Петрарки, Д.Бокаччо);
2) неоплатонический (сер. XV – 1-я треть XVI вв.) – этап формирования новых онтологических и гносеологических представлений под влиянием неоплатонизма (Н. Кузанский);
3) натурфилософский (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.) – этап создания целостной гелиоцентрической картины мира (Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).
Характерные черты философии Возрождения:
-антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – философский принцип, согласно которому центральной проблемой философского мышления является человек, который воспринимается как центр мироздания, как венец эволюции природы – существо деятельное, разумное, а следовательно, могущественное;
-пантеизм (от греч. pan – все и Teos – Бог, т.е. «Бог во всем») – философский принцип, сближающий понятия «Бог» и «природа», идея растворенности Бога в природе и во всех вещах («Бог внутри природы, а не вне ее»);
-натурфилософский характер связан с переходом от теоцентризма к рационализму, со стремлением к изучению природы с целью усиления власти над ней. Философы Возрождения рассматривают природу как единое, бесконечное, одушевленное целое, как Божественное проявление.
3.Философия Н. Кузанского.
Наиболее ярким представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – немецкий священник, кардинал католической церкви, и ученый, серьезно занимавшийся математикой, астрономией, географией, медициной. Его творчество явилось ярким примером си нтеза религиозно-догматического и научного мышления. Значение философского творчества Н.Кузанского состоит в том, что в своих работах он изложил и обосновал основы пантеизма как религиозно-философского мировоззрения. Основные произведения Н.Кузанского: «О сокрытом Боге», «О предпосылках», «Об ученом незнании».
Основная тема творчества Н.Кузанского – тема Бога и его отношения к миру. Он впервые ставит проблему Бога как философскую проблему. Н.Кузанский исходил из принципа единства Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление, Бог пребывает во всем (пантеизм ). Кузанский приходит к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей: абсолютного максимума (всего сущего) и минимума (конкретной вещи), причины и следствия (творящего и сотворенного), бесконечного и конечного. Кузанский распространяет принцип единства противоположностей на реальный природный мир, что явилось значительным вкладом в историю развития диалектики . Природный мир является Божественным воплощением и представляет собой живой организм, все части которого находятся в общей взаимосвязи и существуют в постоянном движении, развитии.
Структуру мироздания Кузанский представлял следующим образом:
Бог – это «максимальный мир»;
природа – «большой мир», который является подобием максимального;
человек – «малый мир», микрокосм, который является подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу. Человек тоже противоречив: он представляет собой единство телесного и духовного, конечного и бесконечного.
Бог – творец сравнивается Кузанским с великим мастером – скульптором, художником, кузнецом («Бог – чеканщик монет»). Человек также обладает творческими способностями и может с помощью разума и искусных рук создать «вторую природу», или мир культуры.
Познание мира , по мнению Кузанского, осуществляется человеком с помощью чувств, рассудка и разума. Деятельность органов чувств и рассудка направлены на познания природы: чувственное познание накапливает эмпирический материал, а рассудок обладает способностью различать и упорядочивать. Наиболее достоверными в познании мира Кузанский считает математические методы. Разум – высшая познавательная способность человека, он представляет собой умозрительную деятельность и способен познавать всеобщее, бесконечное и абсолютное, т.е. Бога.
Понимание природы как проявления бесконечного Бога приводит Кузанского к идее о бесконечности Вселенной. Он ставит под сомнение геоцентрическую картину мира, сложившуюся в античности, и представление о Земле как о центре космоса. В этом он предвосхитил выводы Н.Коперника и Дж.Бруно.
Значительным периодом в истории Западной Европы является эпоха Возрождения (XV-XVI вв.).
В этот период закладываются основы капиталистического производства, создаются города-республики, развивается мореплавание и торговля, открываются новые научные направления, изобретается книгопечатание и т.д.
Своё название эпоха получила из-за возрождения принципов духовной культуры античности. Эпоха была ориентирована на искусство и культ художника. Художник подражает Богу в его творчестве и сам начинает искать основания в самом себе, в душе и теле.
Эпоха Возрождения представлена такими выдающимися мыслителями, как Петрарка, Боккаччо, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Макиавелли, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Николай Кузанский, Галилео Галилей, Мишель Монтень.
Характерные черты картины мира Возрождения:
А) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов)
А: Социально – экономические изменения к. XV - н. XVI вв. привели к возникновению многочисленного слоя буржуазной интеллигенции. В данный период возникла новая культура, получившая название гуманизма, который означал светскую, а не богословско – схолостическую образованность. Гуманисты противопоставляли светские науки церковной учености.
Особенность ранней буржуазной культуры заключалось в широком использовании античного культурного наследия. Античная культура была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества. Её значение было столь велико, что вся эпоха получила название эпохи Возрождения (Ренессанса), т.е. произошло восстановление многих сторон богатой античной культуры после более чем тысячелетнего забвения.
В) вопросы, связанные с устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития; о космосе (натурфилософия); главный принцип мировоззрения – пантеизм.
В :Для развития материалистического мировоззрения еще большее значение имело появлениенатурфилософии - учения о природе, свободного от подчинения теологии. Натурфилософия чаще носила пантеистический характер, т.е. она отождествляла Бога с природой, не отрицая его существования. Следствием пантеизма являются гилозоизм (идея всеобщей оживленности природы) и панпсихизм (идея всеобщей одушевленности природы).
Гилозоизм - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Гилозоизм снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой.
Гилозоизм был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения гилозоизм под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природой. Появление концепций Гилозоизма в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и сознания у человека.
Огромное значение для развития новых материалистических взглядов и идей этого периода имели естественнонаучные труды пантеиста Н. Кузанского, математика и астронома Н. Коперника, Дж. Бруно, Л. Да Винчи, Г. Галилея и др.
Николай Кузанский (1401 - 1464), видный церковный деятель, мистик и богослов. Кузанский сближает Бога и природу, творца и творение, приписывая природе божественные атрибуты.
Николай Кузанский представлял процесс познания как достижение бесконечно совершенного. Он высказал идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н. Кузанский обосновал понятие научного метода, проблему творчества.
Николай Коперник (1473 - 1543 ) - великий польский астроном, труды которого произвели переворот в развитии научного знания. Была предложена принципиально новая модель мироздания. Гелиоцентризм Коперника вел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Рушилась иерархическая структура мироздания.
Джордано Бруно (1548-1600), его заслуга состоит в развитии философского аспекта теории Коперника. Он отказывается от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Бруно, вообще нет. Любая планета может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр,т. е. центр нашей планетной системы. Вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно. Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Джордано объявляет Вселенную равной Богу. Бог заключен у него в самом материальном мире. Он его деятельное и внутреннее начало. Таким образом, Бруно предстает перед нами как пантеист , восставший против Бога как сверхприродной силы.
Галилео Галилей (1564 - 1642), профессор математики. Его труды имели огромное значение для развития философии эпохи Возрождения. Он считал, что к истине могут вести только научные методы. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический материализм. Значение творчества Галилея проявилось еще и в том, что он разработал метод научного исследования. Галилей в XVII в. считается основоположником научного естествознания.
С) тема человекаи его строения, его общих качеств и места в мире - Антропоцентризм.
С: Характерной чертой эпохи является антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности.
Гуманисты эпохи утверждают единство человека и космоса, провозглашается безграничная свобода личности, которая способна преобразовывать мир. Гуманизм связан с творческими возможностями человека, он выступает хозяином своей судьбы.
Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 - 1536 ) - выдающийся мыслитель, ученый-филолог, философ и богослов. В своей работе «Похвала глупости» Эразм осмеивает понятийный аппарат и логическую структуру схоластических умозрений. Эразм Роттердамский противопоставил свою «философию Христа» с базирующейся на ней системой нравственности . Онтологию и теологию у него сменяет этика.
Единомышленником Эразма был французский мыслитель, гуманист Мишель Монтень.
Мишель Монтень (1533 - 1592). Он не принял условие христианского богословия о греховности сомнения и сделал его одним из принципов своей концепции.
Человек есть существо сомневающееся, ибо ему дано такое свойство как сознание. Монтень – критик аскетической морали. Основной двигатель человеческих поступков он усматривал в стремлении к счастью и удовольствию, хотя без страдания жизнь невозможна. Философ был уверен, что бессмертия души не существует.
В сфере эстетической мысли того времени нет законченных систем. Общая тенденция намечалась в пользу секуляризации искусства и освобождения художника от опеки церкви. Искусство уже не рассматривалось как аллегорическая форма истины. Возродилась античная теория подражания. Объективность искусства сближается с наукой. Примером может служить творчество Леонардо да Винчи.
Д) проблемы идеального государственного устройства общества.
Д: В эпоху Возрождения появились и первые социалистические утопии . В большей и меньшей мере они отражали стихийный протест крестьянских масс и городской бедноты, поднимавшихся на восстания, порой перераставшие в крестьянские войны.
Николоди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527 ) Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий.
Главными философскими произведениями являются: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
Исследуя государство и природу законов, Макиавелли выводит их из разума и опыта, отбрасывая идею Бога. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут. Возникновение общества, государства и морали он объясняет естественным ходом событий. В этих обстоятельствах действует и человек. Поэтому успех его деятельности зависит от того, как он приспособился к условиям общественной среды.
Томас Мор (1478 - 1535) в своей «Утопии» развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое».
Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования.
Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 ) считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Он полагал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Все граждане должны одинаково трудиться и одинаково получать по потребностям продукты труда. Они отвергают войны, но если же нападают на них, они все встают для защиты Отечества, включая и женщин.
Кампанелла разработал систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Основным моментом в его программе было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.
II. Основные черты философия Нового времени (17 – 18 века)
Идеи мыслителей Возрождения были развиты философами Нового времени.
Прогресс науки требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики.
Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (математика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностями становления капиталистического общества и охватывало практически весь XVII век. Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Д.Беркли, Д.Юм.
Основные проблемы, которые пытались разрешить философы:
Учение о бытии и учение о познании: субстанция мира и ее свойства;
Соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия;
Методы познания, уровни познания;
Причины заблуждений.
Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии - проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеология становится центром философствования. Наука становиться важнейшей деятельностью человека, а научный метод - универсальным, гарантирующим получение истины.
Вокруг вопросов об универсальном методе сложились две конфликтующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.
Эмпиризм (сенсуализм) Нового времени: основатель - Ф. Бэкон,последователи - Джон Локк, Томас Гоббс.
Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а познавательную способность считают сенситивную.
В качестве научного метода Ф. Бэкон предлагаетиндукцию.
Рационализм: основатель - Р. Декарт, последователи - Б. Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта. Достоверное знание выводимо только из разума, который является познавательной способностью человека . Универсальным методом рационалисты считали дедукцию. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль
Эмпиризм столкнулся с проблемой достоверности опытного знания, а рационализм - с познавательными ошибками.
В Новое время сформировалась позиция субъективного идеализма (Д.Беркли, Д. Юм). Опыт - это чувственные впечатления, человек не знает ничего, кроме данных своего сознания, поэтому познают не объективные вещи, а их субъективные образы.
Философия эпохи Просвещения
XVIII век принято называть веком Просвещения , поскольку мыслители этого времени полагали, что путем образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство.
Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской революции 1789 г., которая разрушила феодально-аристократические устои общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений.
Эпоха Просвещения известна такими философами, как Т. Гоббс,Дж. Локк, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Монтескье.
Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию из-за естественной вражды друг к другу. Левиафан – морское чудовище – абсолютистская организация, которая обладает силой, ограничивая свободы граждан, делая это как бы в их интересах.
Круг вопросов, которые находили отражение в сочинениях перечисленных философов, в основном представлен проблемами человека и общественного устройства или гносеологической и антропологической проблемами.
В философских размышлениях о природе просветители проводят принципы детерминизма и механического материализма . Природа понимается как часовой механизм. Механистически понимается и человек. Характерным в этом смысле является труд Ж. Ламетри «Человек - машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатывает мысль так же, как печень желчь.
Культурным проектом эпохи стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д. Дидро, где предполагалось собрать все достижения и знания человечества. Все философы- просветители приняли в этом участие.
Литература:
1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр 97-123
В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир. В нашей статье можно прочитать кратко самое главное о философии эпохи Возрождения.
Характеристика
Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.
Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).
Известный меценат и госдеятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.
Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения :
- : основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
- Антирелигиозность : критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
- Интерес к античности : использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.
В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления :
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
- Гелиоцентризм : распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
- Гуманизм : утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
- Неоплатонизм : представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
- Секуляризм : уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.
Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.
Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.
Рис. 2. Антропоцентризм.
Известные философы
Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:
Представитель |
Вклад и общая характеристика мировоззрения |
Марсилио Фичино (астролог, священник) |
Представитель платонизма. |
Николай Кузанский (теолог, ученый) |
Представитель пантеизма. |
Мишель Монтень (писатель) |
|
Николай Коперник (астроном, математик, механик) |
Представитель гелиоцентризма. |
Джордано Бруно (монах, поэт) |
Представитель пантеизма и эзотеризма. |
Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик) |
Представитель гелиоцентризма. |