Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте. Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте рф (фапси)
Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) |
|
---|---|
Страна | Россия Россия |
Создана | 24.12 . |
Распущена (преобразована) | 11 марта |
Юрисдикция | президент Российской Федерации |
Штаб-квартира | Москва , Россия |
Преемник | Спецсвязь ФСО России |
Руководство | |
Руководитель | генеральный директор |
Сайт | fagci.ru |
Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - специальный орган Российской Федерации , существующий с 24 декабря 1991 года
История
Структура
Структура ФАПСИ была строго засекречена и, по некоторым данным, была схожа со структурой американской спецслужбы АНБ , имеющей схожие цели и задачи. Однако, большинство источников указывают в структуре ФАПСИ следующие подразделения:
- Главное научно-техническое управление
- Главное управление правительственной связи
- Главное управление безопасности связи
- Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи
- Главное управление информационных систем
- Главное административное управление
- Криптографическая служба
- Управление внешних связей
Цели и задачи
ФАПСИ имело статус центрального органа федеральной исполнительной власти, ведающего вопросами организации и обеспечения правительственной связи , иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.
Подготовку специалистов для ФАПСИ в основном осуществляло Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС) (в 1992 году училище преобразовано в , а в 2000 году - в Академию ФАПСИ ; ныне Академия ФСО России). Также подготовка осуществлялась на базе учебных заведений смежных ведомств, например, Курс ФАПСИ (с 2000 года 6-й дивизион) при ГВИ ФПС России.
Основными направлениями деятельности ФАПСИ являлись:
С развитием интернет-технологий перед поставщиками телекоммуникационных услуг встал вопрос об обеспечении сохранности конфиденциальной информации своих пользователей, что предполагало использование средств криптографической защиты. Лицензирование всех этих средств, а также самой деятельности поставщиков телекоммуникационных услуг занималось Федеральное агентство правительственной связи и информации, однако для конечного пользователя, лицензия ФАПСИ для использования СКЗИ (средств криптографической защиты информации) не требовалась .
Прямой и самой главной обязанностью ФАПСИ было обеспечение шифрования линий связи президента и премьер-министра, а также отслеживание и пресечение несанкционированного доступа ко всем электронным системам, имеющих отношение к государственной инфраструктуре, в том числе транспортной, энергетической и другим. Об этом сотрудники ФАПСИ докладывали высшему руководству на немногочисленных несекретных докладах. Кроме того, Агентство пристально следило за деятельностью других государств в этой области, отслеживало все экономические транзакции, а также занималось наблюдением интернет-активности, что, по некоторым данным, давало Агентству возможность отслеживать действия некоторых людей в сети. Активно прорабатывалась концепция информационного оружия в контексте ведения боевых действий, как альтернатива оружию массового поражения .
Руководство
Генеральные директора
- Старовойтов, Александр Владимирович (24 декабря 1991 - 7 декабря 1998)
- Шерстюк, Владислав Петрович (7 декабря 1998 - 31 мая 1999)
- Матюхин, Владимир Георгиевич (31 мая 1999 - 11 марта 2003)
Код номерных знаков
Код номерных знаков транспортных средств Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - 16.
Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, входящей в систему федеральной исполнительной власти, являются федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ). Их назначение, правовая основа, принципы организации и основные направления деятельности, система, обязанности и права, силы и средства, а также виды и порядок контроля и надзора за их деятельностью определяются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации» 1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.).
Согласно Закону на ФОПСИИ возложено обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации, а также организация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление государственного контроля за этой деятельностью. В пределах своей компетенции ФОПСИИ участвуют с Главным управлением охраны РФ в организации и обеспечении президентской связи.
Правовую основу деятельности ФОПСИИ составляют Конституция РФ, законы «О безопасности», «Об обороне», «О внешней разведке», «О федеральных органах правительственной связи и информации», а также прини-
1 Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 423.
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
маемые в соответствии с ними нормативные акты Президента и Правительства РФ.
ФОПСИИ строят свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, сохранности государственных секретов, подконтрольности и подотчетности высшим органам государственной власти Российской Федерации. В единую систему ФОПСИИ входят:
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - Федеральное агентство);
Органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;
Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.
На ФОПСИИ возложены следующие основные обязанности:
Обеспечивать правительственной связью в местах постоянного или временного пребывания Президента Российской Федерации, Председателя Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
Участвовать в пределах своей компетенции совместно с Главным управлением охраны РФ в организации и обеспечении президентской связи, соблюдая при этом ее единство, надежность, безопасность и оперативность;
Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов специальной связи;
Обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет Безопасности РФ специальной информацией, необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности;
Обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Федерации;
Обеспечивать готовность систем правительственной связи и специальной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях, поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства оповещения государственных органов.
Для реализации обязанностей, возложенных на ФОПСИИ, им предоставлены следующие основные права:
Издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифровальной и иных
^Глава 13. Органы обеспечения безопасности
|видов специальной связи, а также безопасности информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств, баз данных высших органов государственной власти и Совета Безопасности РФ;
Налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, > владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование " радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нару-: шением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе
средств правительственной связи;
Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, I засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской | Федерации и за ее пределами с использованием радиоэлектронных средств! и методов;
Определять порядок проведения работ в Российской Федерации по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах; осуществлять лицензирование деятельности по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах и помещениях государственных структур;
Осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств по вопросам обеспечения правительственной международной связи, разведывательной деятельности в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов специальной связи, защиты информации, организации шифровальной связи и поставок шифровальных средств.
Контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на Федеральное агентство, утверждение программ развития ФОПСИИ и санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации, осуществляет Президент РФ.
Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов генерального директора Федерального агентства, а также сообщений должностных лиц ФОПСИИ в парламенте. Надзор за исполнением законов Российской Федерации ФОПСИИ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Служба внешней разведки
Федеральная служба безопасности
Министерства и ведомства, в которых предусмотрена организация военной службы
Войска и органы ФАПСИ
Назначение федеральных органов правительственной связи и информации
Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.
Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности РФ, Совет обороны РФ, федеральные органы, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью.
Федеральные органы правительственной связи и информации в пределах своей компетенции участвуют вместе с Главным управлением охраны Российской Федерации в организации и обеспечении президентской связи.
Основные направления деятельности федеральных органов правительственной связи и информации
Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:
Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
Обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;
Организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
Обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации, Совета обороны Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности (ст. 3 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19. 02. 93 г. № 4524-1).
Справка. Мониторинг - это научно-обоснованная система регулярного отслеживания общественно-политических и социально-экономических процессов.
Построение системы федеральных органов правительственной связи и информации
Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);
Органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;
Войска правительственной связи;
Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.
Федеральные органы правительственной связи и информации создают структурные подразделения по финансовому, материально-техническому, инженерно-строительному, медицинскому и иному обеспечению своей деятельности.
При Федеральном агентстве действует Академия криптографии Российской Федерации.
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ
ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента РФ и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.
Подразделения и части радиоразведки ФАПСИ, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действуют щий в соответствии с Законом Российской Федерации «О внешней разведке».
ФАПСИ осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.
Нормативные акты, предписания ФАПСИ в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.
Задачи, функции, организация и структура ФАПСИ определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
ФАПСИ организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации (ст. 6 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).
Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации
Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации входят в систему органов государственного управления и осуществляют на соответствующей территории руководство в области организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи и информации, сбора и передачи информации экономического характера в интересах государственных органов.
В пределах своей компетенции они непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений и несут ответственность за обеспечение государственных органов специальными видами связи и информации.
Организация деятельности органов правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации определяется соответствующими положениями, утверждаемыми генеральным директором ФАПСИ по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).
Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ
Войска ФАПСИ при Президенте РФ включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются, в том числе за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 8 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).
КонсультантПлюс: примечание.
Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 с 1 июля 2003 года Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ упразднено. Функции данного агентства переданы Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ.
1. Федеральное агентство находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.
Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке".
2. Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.
Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.
3. Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.
4. Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.