Функции уездных начальников. Уездный воинский начальник
1. Реформы 1867 - 1868 гг.
2. "Степная комиссия".
3. "Временные положения" 1867 - 1868 гг., 90 – е годы XIX века
4. Последствия административно-политических изменений.
Литература:
1. Жиренчин К.А. Формы управления 60-х годов XIX века в Казахстане и их политические и правовые последствия. Дис. канд. юрид. наук. – Алма-Ата, 1979.
2. Касымбаев Ж.К. История Казахстана XVIII – начала XX вв. Алматы, 1997 / 3 издание /. Его же История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., дополненное. – Алматы: Рауан, 1995
3. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике: Учеб. пособие. А.: Жеті жарғы,1995
Цель – рассмотреть содержание и последствия принятия реформ второй половины 19 в.
Задачи – изучить функциональные и институциональные изменения в государственно-правовых явлениях казахского общества в указанный период, охарактеризовать особенности внедрения, дать анализ вопроса взаимосвязей колониального гос. аппарата с местными правовыми институтами и населением..
Совмещение административных, судебных и военных функций в руках губернаторов. Власть и функции уездных начальников, волостных управителей и аульных старшин. Выборы органов "общественного самоуправления" казахов. Судебное отделение областного правления. Три инстанции суда биев. Городская реформа 1870 г. и ее проведение в Казахстане. Изменения в обычном праве казахов во второй половине XIX в. Развитие права собственности. Влияние имперского права на уголовное и семейно-брачное право казахов. Переход земель Казахстана в государственную собственность Российской империи. Государственно-правовые взгляды казахских просветителей- демократов.
Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.
В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.
В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".
Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.
Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.
Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.
Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником. Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешения родового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией. Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имели право отменять результаты выборов.
В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.
Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.
Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также "общественные хозяйственные управления", цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.
Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.
Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.
Закрепление основных направлений "Временных положений" 1867 - 1868 гг. в Положениях 1886 и 1891 гг. в Казахстане. Изменения в органах колониального управления по Положению 1891 г. Изменение власти и функций губернаторов, уездных начальников, волостных управителей, аульных старшин. Переселенческие органы. Введение в 1898 г. некоторых положений судебных уставов судебной реформы 1864 г. в Казахстане. Судебные палаты. Суд присяжных заседателей.
Туркеста́нское генера́л-губерна́торство в Западном Туркестане. С 1886 года официальное название - Туркестанский край.Территория Туркестанского генерал-губернаторства входила в состав Туркестанского военного округа.
включавшее в себя две области - Сырдарьинскую с центром в Ташкенте, где находилась резиденция генерал-губернатора, и Семиреченскую - с центром в городе Верном.Для ведения дел создавалисьобластные правления,которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный ираспорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор.Онявлялся председателем правления, имел при себе советников. Согласно реформам области делились на уезды.
Тюркский каганат (политическая история, территория).
Первое упоминание имя «тюрк» относится к 542 г. в китайских источниках, где описывались набеги туцюе (тюрок) на Китай с северо-запада.Тю́ркский кагана́т(552-603).когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. I Госле этой крупной победы Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». Однако в конце 552 года Бумынь умер, и его место занял его сын Кара-Еске, который также вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.Оно занимало обширную территорию на востоке от Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верхнего Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.Господствующим в Центральной Азии это государство стало при кагане Мугане (552 – 572 гг.), оно входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия, Китай был данником каганата. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили его и в 603 г. он разделился на два самостоятельных - Восточный и Западный.
Политические партии и течения после Февральской революции.
Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия». 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции. Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов.В этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска и других образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная спеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас қазақ» («Молодой казах») в Уральске, «Ұміт» («Надежда») в Троицке и других городах - около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера.Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие – Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи».
3. Отметьте на контурной карте территорию Степного генерал - губернаторства по административной реформе 1891 года. Расскажите о функциях уездных начальников .
В 1891 г. было принято «Положение об управлении степных областей», существовавшие вплоть до 1917 г. Территория Казахстана была разделена на области, уезды, волости и аулы. Все области, за исключением Сырдарьинской, вошли в состав Степного генерал-губернаторства.в составе Акмолинской и Семипалатинской областей.Уездный начальник, как уже упоминалось, имел административные и полицейские полномочия, следил за сохранением порядка в уезде, сбором подагей, за состоянием здравоохранения, торговли, собирал статистические сведения об уезде, в ряде городов выдавал купцам и мещанам из русских горговые документы.
Воинский уездный начальник - подчиняется начальнику местной бригады (заменяющему прежних губернских В. начальников) и вместе с состоящим при нем управлением образует низшую инстанцию местного воинского управления, главная задача которого заключается в том, чтобы в мирное время заведовать всеми местными запасными средствами, как в людях, так и в материальном имуществе, необходимыми для военной готовности армии, а с объявлением войны - принять на себя все распоряжения для возможно быстрой мобилизации армии. Управления уездных В. начальников - инстанции чисто исполнительные; часть распорядительная и общее наблюдение лежат на начальниках местных бригад. В. начальник назначается из штаб-офицеров и капитанов, выдержавших надлежащее испытание. По званию своему В. начальник: 1) исполняет обязанности местного коменданта в пункте своего пребывания, за исключением столиц, крепостей и городов, где имеются особые комендантские управления;, 2) состоит членом местного по воинской повинности присутствия и вообще присутствует во всех тех комитетах, комиссиях и совещаниях по гражданскому управлению губернии, в составе которых должен находиться представитель от военного ведомства; 3) председательствует в комиссиях, собирающихся при лечебных заведениях гражданского ведомства для освидетельствования нижних чинов, находящихся на излечении в этих заведениях, и для увольнения их по болезням и увечьям в отпуск или вовсе от службы. В. начальнику подчинены местные и конвойные команды, расположенные в уезде. Он имеет наблюдение за арестантами и больными военного ведомства, равно как и за всеми временно пребывающими в уезде чинами этого ведомства. От него исходят все распоряжения к приему новобранцев; он производит, обыкновенно, выбор новобранцев в гвардейские специальные войска и во флот и затем отправляет новобранцев по назначению. Он собирает разного рода военно-административные сведения по уезду, но при этом ограничивается личными наблюдениями и без крайней надобности не входит в переписку с местными должностными лицами гражданского ведомства. В военное время уездный воинский начальник призывает чинов запаса; для отправления внутренней службы в уезде формирует временные местные команды; заведует лошадьми, принятыми от населения; принимает меры к размещению и содержанию больных и раненых, которые будут транспортированы в уезд с театра войны, а выздоровевших из них, смотря по состоянию их здоровья, распределяет на службу или увольняет в отпуск и отставку. Временными правилами, изданными во время войны 1877-78 гг., заведование военнопленными также возложено было на В. начальников. В областях Уральской, Тургайской, Семипалатинской и Семиреченской, а также в Туркестане В. начальником называется местный военный начальник какого-либо укрепления; в Закаспийском крае и в Забайкальской области существуют областные В. начальники. В Финляндии обязанности уездных В. начальников возложены на комендантов и комендантских штаб-офицеров. Ср. Свод военных постановлений 1869 г., кн. III. Местные военные управления, по изд. 1890 г.; Василевский, "Руководство для штаб-офицеров и капитанов и справочная книга для уездных воинских начальников" (2 изд., Варшава, 1886). Нашим уездным В. начальникам соответствуют в Германии - командиры ландверных бригадных округов, во Франции - начальники управлений полковых округов комплектования (bureau de recrutement, de mobilisation et de r?quisition).Положение о земских начальников являлось одной из важнейших контрреформ Александра III. Оно было подготовлено под руководством министра внутренних дел гр. Д.А. Толстого (б. министра народного просвещения) правителем его канцелярии и консервативным публицистом А.Д. Пазухиным. Он осуждал Великие реформы за подрыв сословного строя, вне которого, по его мнению, русский народ существовать не может, и был решительным сторонником руководящей роли дворянства в обществе. Поэтому Положение о земских начальниках, одобренное Государственным советом и утвержденное императором 12.7.1889 г., преследовало 2 цели – создать на местах "твердую" и близкую народу власть, способную контролировать крестьянское население, а также обеспечить помещикам руководящее положение в сельской местности.
Оно предусматривало упразднение должностей участковых мировых судей, избранных всесословными земствами и осуществляющих исключительно судебные функции, и создание вместо них земских начальников. Они назначались министром внутренних дел по возможности из местных помещиков и соединяли судебные и административные (только в отношении крестьян) полномочия и получили право без суда наказывать крестьян кратковременными арестами и небольшими штрафами. Земские начальники, как помещики при крепостном праве, должны были всесторонне опекать крестьян.
На практике реформа не вполне достигла цели. Земский участок включал в среднем несколько десятков деревень, поэтому земские начальники не могли реально руководить вверенными им крестьянами. Их введение подчеркнуло и усилило неполноправие крестьян: другие сословия земским начальникам в административном отношении не подчинялись, в то время как крестьяне признавались кем-то вроде детей, нуждающихся в отеческой опеке помещиков.
Положение действовало до 1917 г. С 1907 земские начальники играли важную роль в проведении столыпинской крестьянской реформы. Принятая в 1912 г. реформа местного суда предусматривало лишение начальников судебных полномочий, вверяемых восстановленным мировым судам. Однако это преобразование с 1914 действовало лишь в 10 губерниях. Положение приводится в извлечениях.
I. Образование земских участков.
1. Каждый уезд разделяется на земские участки.
2. В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также те заштатные (безуездные) города, посады и местечки, которые поименованы в особом расписании <...>
3. Число земских участков в каждом уезде определяется законодательным порядком, на основании представлений Министра Внутренних Дел, вносимых по соглашению с Министрами Юстиции и Финансов <…>
5. В каждом земском участке состоит земский участковый начальник.
II. Порядок назначения и увольнении земских участковых начальников.
6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:
1) лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства;
2) местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи, или выдержали соответственное испытание, или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника , мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание , или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.
7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:
1) местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже пятнадцати тысяч рублей;
2) местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.
9. Лица, упомянутые в статьях 6 и 7, могут быть назначаемы на должности земских начальников, хотя бы состояли в чинах, не соответствующих классу этой должности. Сверх того, для лиц, означенных в статьях 6 и 7, неимение вовсе чина не может служить препятствием к занятию названной должности. < ... >
13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц - производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел с приложением мнения предводителей дворянства в тех случаях, когда представляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям одного или обоих предводителей.
14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.
15. Когда за недостатком местных потомственных дворян имеющих право быть назначенными на должности земских начальников, за отказом избранных на оные кандидатов от назначения или по другим причинам, оказывается невозможным заместить все положенные в тех губерниях должности земских начальников порядком, установленным в статьях 13 и 14,- министру внутренних дел предоставляется назначить на остающиеся при этом незамещенными должности земских начальников - лиц, хотя и не принадлежащих к числу упомянутых дворян, но окончивших курс в одном из высших или средних учебных заведений империи или выдержавших соответственное испытание. <...>
19. Должность земского начальника не может быть соединяема с другою должностью...
Примечание. Земские начальники не могут быть избираемы в гласные на избирательных съездах выборных от сельских обществ, состоящих в пределах подведомственных им участков. <...>
IV. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам административным.
22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.
23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия .
24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытии означенных полицейских чинов земскому начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.
25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.
26. Жалобы неправильно избранных в должности крестьян, имеющих право отказаться от общественной службы, подаются земскому начальнику, который и разрешает сии жалобы своими постановлениями. <...>
28. Жалобы на должностных лиц волостного и сельского управлений разрешаются Земским Начальником собственною властью. <…>
29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.
30. Земский начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.
31. Если земский начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных сто членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его вместе с заключением на рассмотрение уездного съезда . <...>
35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под страху, в городской тюрьме, крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.
36. На земского начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов, утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ...
37. Земскому начальнику принадлежит надзор за ссудо-сберегательными кассами, сельскими банками бывших удельных крестьян и всякого рода вообще сельскими кредитными установлениями.
39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов. <...>
44. Земский начальник открывает избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания от крестьянского сословия.
V. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам судебным.
47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.
48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:
1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму Земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.
2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.
3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий...
4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей...
49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:
1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями.
2) беспатентная продажа питей и табачных изделий...
VI. Порядок действий и пределы власти земских участковых начальников.
61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению , он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей.
62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлением в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании по суду.
66. Земские начальники подчиняются надзору и руководительству местных губернатора и губернского присутствия...
83. По делам административным уездные съезды исполняют все обязанности, лежащие, по силе действующих узаконений, на съезде мировых посредников. <…>
88. На уездный съезд возлагаются обязанности съезда мировых судей. <…>
105. Губернское присутствие состоит, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора находящегося в губернском городе окружного суда или его товарища… и двух непременных членов. Сверх того в состав губернского присутствия приглашаются на правах членов для участия в рассмотрении судебных дел, переносимых в него из уездных съездов, председатель или член местного окружного суда... а по делам административным – управляющий казенной палатой и государственными имуществами, а также председатель губернской земской управы.
107. <…>Непременные члены губернских присутствий избираются губернатором по совещании с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян… причём отдаётся предпочтение прослужившим… не менее трёх лет в должностях предводителя дворянства, непременного члена губернского или уездного по крестьянским делам присутствия, мирового посредника, мирового судьи или земского начальника, и утверждаются в должностях высочайшими приказами по министерству внутренних дел. <…>
113. В Губернском присутствии сосредоточиваются надзор за успешным исполнением земскими начальниками губернии и уездными съездами возложенных на них обязанностей, а также право назначения ревизий делопроизводства означенных должностных лиц и учреждений.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. СПб., 1892. № 6196. С. 510-524.
30 фондов, 5 324 ед. хр., 1891-1917
«Положение о земских участковых начальниках» от 12.07.1889 было введено в Саратовской губернии с 01.07.1891 На должность земских участковых начальников в уезде назначались местные потомственные дворяне министром внутренних дел по представлению губернатора. Выполняли административные, судебные и полицейские функции, утверждали решения крестьянских органов общественного управления, назначали и смещали должностных лиц в них. Уездные съезды являлись второй инстанцией для земских участковых начальников и городских судей, заменили уездные по крестьянским делам присутствия. Съезд состояли из административного и судебного присутствий в составе всех земских начальников уезда под председательство уездного предводителя дворянства, а также исправника и председателя уездной земской управы – в первом и уездного члена окружного суда – во втором присутствии. Земские участковые начальники и уездные съезды подчинялись губернскому присутствию. Ликвидированы постановлением Временного правительства от 04.05.1917. Их функции перешли мировым судьям и мировым съездам.
№ фонда | Название | Крайние даты документов |
Аткарский уездный съезд земских начальников | 1910-1914 | |
Балашовский уездный съезд земских начальников | 1910-1910 | |
Вольский уездный съезд земских начальников | 1896-1910 | |
Земский начальник 1 участка Балашовского уезда | 1893-1893 | |
Земский начальник 10-го участка Аткарского уезда | 1897-1897 | |
Земский начальник 10-го участка Новоузенского уезда | 1899-1899 | |
Земский начальник 3-го участка Аткарского уезда | 1913-1913 | |
Земский начальник 3-го участка Хвалынского уезда | 1893-1893 | |
Земский начальник 4-го участка Новоузенского уезда | 1910-1913 | |
Земский начальник 4-го участка Хвалынского уезда | 1916-1917 | |
Земский начальник 5-го участка Хвалынского уезда | 1896-1916 | |
Земский начальник 6-го участка Хвалынского уезда | 1914-1917 | |
Земский начальник 7-го участка Аткарского уезда | 1896-1897 | |
Земский начальник 7-го участка Новоузенского уезда | 1905-1905 | |
Земский начальник 7-го участка Петровского уезда | 1892-1894 | |
Земский начальник 9-го участка Аткарского уезда | 1896-1897 | |
Земский начальник 9-го участка Николаевского уезда | 1910-1910 | |
Земский начальник восьмого участка Саратовского уезда | 1897-1917 | |
Земский начальник второго участка Саратовского уезда | 1893-1914 | |
Земский начальник первого участка Саратовского уезда | 1891-1917 | |
Земский начальник первого участка Хвалынского уезда | 1893-1893 | |
Земский начальник пятого участка Саратовского уезда | 1897-1916 | |
Земский начальник седьмого участка Саратовского уезда | 1897-1907 | |
Земский начальник третьего участка Саратовского уезда | 1897-1897 | |
Земский начальник четвертого участка Саратовского уезда | 1904-1917 | |
Земский начальник шестого участка Саратовского уезда | 1908-1913 | |
Николаевский уездный съезд | 1913-1913 | |
Новоузенский уездный съезд земских начальников | 1913-1916 | |
Петровский уездный съезд | ????-???? | |
Саратовский уездный съезд | 1891-1917 |
Циркуляры МВД, Департамента полиции МВД, Переселенческого управления, губернатора, губернского присутствия, губернского продовольственного комитета, губернской казенной палаты, Саратовского уездного съезда земских начальников, уездных землеустроительных комиссий, протоколы заседаний губернского присутствия и Саратовского уездного съезда. Предписания и отчеты земских начальников; протоколы и приговоры волостных и сельских судов. Документы и переписка о деятельности земских начальников, уездных съездов и волостных судов, о проведении аграрной реформы 1906 г., образовании новых волостей и поселков, о положении крестьян и сельских обществ, сборах, налогах и повинностях, продовольственных капиталах, мобилизации на военную службу и призрении семей призванных в армию, выдаче продовольственных и семенных ссуд, наделении землей, о происшествиях, крестьянских волнениях, сельских училищах и библиотеках. Судебные дела о денежных исках за различные правонарушения. Копии удостоверительных актов на земельные участки и усадебные места. Документы о личном составе волостных и сельских правлений; посемейные списки и свидетельства переселенцев; подворные списки крестьян Полчаниновской волости (Ф. 26. Оп.1. Д. 873. 1905 г.); копия ревизской сказки д. Александровки (Гусиной Лапы) Саратовского уезда (Ф. 26. Оп.1. Д. 1105. 1858 г.); списки недоимщиков и нуждающихся крестьян, списки вышедших из общины.