Классификация нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Кто и как отвечает за нарушения требований пожарной безопасности
Огонь – стихия страшная и неконтролируемая. Последствия от его распространения – плачевны. И хорошо, если пожар затронул только материальные ценности. Но, как показывает статистика, людей гибнет на пожарах от года в год все больше и больше. Причины возгораний огромное количество. Это и стихийные природные силы, катаклизмы, и воздействия бытового или производственного характера. Но все чаще в статистике появляется одна оговорка – нарушение правил пожарной безопасности.
Почему так происходит, ведь всем понятно, что именно соблюдение правил ПБ дает возможность минимизировать потери. Тем более они узаконены государственными актами, нарушать которые – значит, понести ответственность. Это касается всех людей, но особенно тех, кто наделен ответственностью воплощать эти правила в жизнь.
Требования правил противопожарной безопасности распространяются на все без исключения объекты. Но особое отношение к тем производственным предприятия, где используются в качестве сырья или полуфабрикатов горючие материалы. То есть те материалы, которые могут гореть, самовозгораться, поддерживать горение и распространять огонь.
Но не стоит занижать степень воздействия пожаров в офисах и жилых помещениях, где получение увечий не меньше, чем при пожаре на производстве. Кстати, получение ожогов расценивается, как получения тяжких телесных повреждений. А за это виновный должен быть наказан. Правда, все это не так просто доказать.
Понятно, когда пожар произошел по причине поджога. Как говорят юристы, инициировалось умышленное возгорание. То есть вот он поджигатель (нарушитель), он же преступник, виновник очевиден, остается его только осудить. Сложнее, когда пожар произошел по причине внешних или внутренних неблагоприятных факторов. Доказать здесь чью-то вину практически невозможно.
Понятия о правовой характеристике
Начнем с того, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности объекта всегда несет в первую очередь собственник или руководитель. И, неважно, что приказом назначается ответственное за ПБ лицо. Последний хоть и несет ответственность, но является всего лишь исполнителем.
Теперь, что считается нарушением. Это несоблюдение:
- законодательных актов по пожарной безопасности;
- нормативных документов;
- предписаний, которые выдаются представителями Госпожнадзора;
- неудовлетворительное состояние объекта в плане пожарной безопасности;
- неукомплектованность предприятия, фирмы или организации средствами пожаротушения.
Как показала практика, убеждать сотрудников и работников, что соблюдать правила ПБ надо обязательно, бесполезно. Все знают, но мало кто делает. Поэтому фактор страха присутствовать должен обязательно. Дисциплинарные взыскания, как минимальное наказание, присутствовать должны. И их суровость будет определяться грубостью нарушения, его периодичностью или повторяемостью. Сюда можно добавить тяжесть последствий. К примеру, пострадали люди или сгорело только имущество. Разница существенная, отсюда и суровость наказания будет разной.
Добавим, что надзор за выполнением правил противопожарной безопасности – обязательная составляющая. Без нее нельзя гарантировать, что даже ответственные сотрудники будут качественно выполнять свои обязанности. И хотя в правилах нет сложных обязанностей, большинство относится к ним с прохладцей. К тому же нельзя говорить о качестве любых действий, если сотрудники не знают правил. Поэтому очень важно осведомлять персонал объекта, а тем более, ответственных за ПБ лиц, о нововведениях, о появлении новых средств пожаротушения и так далее. То есть получается так, что установление новых аспектов и требований пожарной безопасности – это изменение законодательной базы. Незнание новшеств приводит к нарушению закона.
Классификация состава преступлений
Что определяет нарушения требований пожарной безопасности. Здесь две позиции – полное бездействие, то есть невыполнение правил ПБ, и поступки, которые могли привести к пожару. По второму пункту можно сказать так – действия могли спровоцировать возгорание, не обеспечить его устранение или локализацию (полную или частичную).
Кому же можно предъявлять претензии в случае нарушения правил ПБ. Сразу оговоримся, что под это попадают только люди возрастом старше 16 лет. А в остальном это могут быть:
- владельцы недвижимости;
- руководитель объекта, у которого есть полномочия владения или распоряжения имуществом и недвижимостью;
- руководитель структур самоуправления на местах;
- руководитель федеральных органов исполнительной власти;
- сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность предприятия или организации, назначенный приказом руководителя;
- любое должностное лицо, в обязанности которого вменен контроль и ответственность за противопожарным режимом на объекте.
Отметить, что ответственность за нарушения ППБ характеризуется разным составом преступления. К примеру, если надзорный орган установил факт несоблюдения правил пожарной безопасности, то применяется административное взыскание. Если надзор требует выявления причинной связи, то действие характеризуется как уголовно-наказуемый проступок.
Разновидности нарушений
Нарушение пожарной безопасности квалифицируют по разным параметрам. Перечислим их.
По требованиям
Какие требования могут быть нарушены:
- Осведомленность персонала объекта о правилах ПБ, соответственно не обеспечение обучения.
- Несоблюдение соответствия правилам помещений и территории. В основном здесь учитываются организационно-эксплуатационные характеристики.
- Требование к комплектности средств пожаротушения и сигнализации. Сюда входят как первичные средства, так и технические.
- Безопасное проведение операций, связанных с открытым огнем или нагревом материалов.
- Исполнение предписаний, исходящих от надзорных органов.
По тяжести последствий
Нарушения в зависимости от тяжести последствий подразделяются на:
- Административные. Это когда факт нарушения присутствует, но нет реализации последствий. Или когда причиненный ущерб меньше, чем вред, нанесенный здоровью человека.
- Уголовные. Здесь все налицо: установлены факты гибели людей или причинен значительный вред их здоровью.
Регулирование ответственности по нормативным актам
К ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются ответственные лица по следующим статьям:
- №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Здесь обозначено декларирование ответственных за ПБ работников, а также нормы ПБ.
- КоАП РФ статья 20.4, где расписана административная ответственность.
- КоАП РФ статья 19.5, где обозначена ответственность за невыполнение предписаний сотрудников Государственного .
- УК РФ статья 219 – обозначена уголовная .
Наказания за нарушение правил
При обнаружении нарушений правил представители проверяющего органа не сразу накладывают взыскания. Инспектор надзорного органа выдает предписание, в котором четко определены нарушения, а также способы их исправления. Дается определенный срок, чтобы исправить данные нарушения, но не больше 1 года.
Если повторная инспекция выявляет хотя бы одно нарушение из предписания, то есть происходит игнорирование законных требований, то на неисполнителя накладывается штраф. Сегодня нередко выходят в суд для приостановления деятельности объекта. И, как показывает практика, это самая действенная мера, которая дает толчок (пинок) руководителям объекта, чтобы исправить все нарушения и недочеты.
Отметим, что игнорирование требований ППБ – это возможность вменить сразу два вида ответственности: уголовную и административную. Первую вменяют лицам, ответственным за ПБ объекта, вторую для юридических лиц, в помещениях или на территории которых произошел пожар. В последнем случае акцентируют внимание на то, что последствия были с учетом тяжелого ущерба здоровью людей.
Административная ответственность
Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:
- 1000-5000 руб. для граждан;
- 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
- 15000-1000000 руб. для юридического лица.
Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:
- 1500-5000 руб. для граждан;
- 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
- 70000-200000 руб. для предприятий.
Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.
Уголовная
В статье 219 Уголовного Кодекса четко расписаны взыскания в зависимости от степени нанесенного ущерба здоровью человека. К примеру, при тяжком вреде:
- штраф не более 80000 рублей или частичного дохода за полгода;
- заключение под стражу до 3-х лет;
- принудительные работы до 3-х лет и невозможностью занимания на этот период руководящих должностей.
Если при пожаре погибли люди, то меры пресечения ужесточаются. Штраф в таких ситуациях судом не назначается. Только: или принудительные работы до 5 лет (со смягчением до 3 лет) или лишение свободы до 7 лет. Если во время пожара погибло более двух человек, то на смягчения приговора рассчитывать нельзя.
Как избежать ответственности
Здесь просто – соблюдать требования правил пожарной безопасности. Поэтому на объектах в первую очередь назначается ответственный на выполнение ППБ работник. Он проходит обучение, знакомиться с законодательной базой, создает план противопожарных мероприятий и требует от руководства строгого его исполнения.
При этом контролирует выполнение пунктов разработанного плана, ведет учет и контроль технического состояния сигнализации, первичных средств пожаротушения, эвакуационных маршрутов и технического состояния объекта в целом. Это на все сто процентов технически грамотный сотрудник, ответственный и коммуникабельный.
Главная его задача – научить персонал объекта правилам ПБ. А затем требовать от работников строгого выполнения этих правил. Именно так, и никак по-другому, гарантируется обеспечение пожарной обстановки на предприятии.
В Российской Федерации существует три меры пресечения нарушений в области ПБ – это дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Мы предлагаем разобраться: кто и за какие деяния может понести то или иное наказание.
И так, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – это правовой аспект обеспечения ПБ в организациях и на производстве. Он предусматривает привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или же уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ. Иными словами, нести ответственность за халатное отношение к мерам предосторожности в области пожарной безопасности может, как любой сотрудник организации, так и ее руководитель.
Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:
- замечание;
- выговор;
- увольнение (в случае, если имеются соответствующие основания).
Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г. №195-ФЗ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Такому виду ответственности подлежит должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.
За совершение таких правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор могут привлекаться к административной ответственности в таких случаях:
1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека;
2. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;
3. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;
4. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники;
5. Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
6. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
7. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
8. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;
9. Реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации.
Уголовное наказание должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности, присуждается, согласно постановлениям Статьи 219. Нарушение требований пожарной безопасности:
1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, нарушения правил пожарной безопасности на предприятии – это не редкость. Зачастую это минимальные нарушения, однако, следует помнить, что даже незначительные несоответствия требованиям ПБ могут стать причиной масштабного пожара, который влечет за собой потерю имущества, а иногда и человеческие жертвы.
Приветствую, уважаемые друзья! Всем ответственным в области пожарной безопасности и ГОЧС данная заметка несёт практическую пользу, поскольку в ней приведён обзор докладов по правоприменительной практике, типовым и массовым нарушениям пожарной безопасности и ГОЧС. Кроме ПБ и ГОЧС в докладах есть обобщение нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности. Итак, давайте приступим.
Предлагаемые материалы разработаны в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основаны на реализации положений:
- Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 г. № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 559-р;
- Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности от 12 сентября 2017 г. № 61(11);
- Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 г. № 7);
- Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20.01.2017 г. № 1);
- Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 г. № 13(2));
- Приказа МЧС России от 25.11.2016 г. № 630 «Об утверждении порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России.
Часть из приведённых выше нормативных правовых актов можно бесплатно скачать из нашего файлового архива. В помощь вам будет Всеищущий поиск .
Давайте посмотрим, как представлены материалы.
Нарушение пожарной безопасности
Нарушениям пожарной безопасности отведён раздел I — Федеральный государственный пожарный надзор.
В данный раздел входит:
- Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности;
- Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований пожарной безопасности;
Нарушение гражданской обороны
Нарушениям гражданской обороны отведён раздел II — Государственный надзор в области гражданской обороны.
В данный раздел входит:
- Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области гражданской обороны;
- Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области гражданской обороны;
- Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
- Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.
Нарушения в области чрезвычайных ситуаций
Нарушениям в области чрезвычайных ситуаций отведён раздел III — Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В данный раздел входит:
- Доклад по правоприменительной практике;
- Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
- Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.
Нарушение лицензионных требований в области пожарной безопасности
Нарушениям лицензионных требований в области пожарной безопасности отведён раздел IV — Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
В данный раздел входит:
- Доклад по правоприменительной практике;
- Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области лицензионного контроля при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
- Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
- Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.
Раздел V отведён государственному надзору за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.
Как видите, масштаб материалов достаточно большой. Внутри вы найдёте ответы на волнующие вас вопросы.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Доклады с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований в области ПБ и ГОЧС
Продолжение следует …
Ответственность за нарушение
Действия в случае пожара
1. Каждый работник, гражданин обнаруживший пожар или загорание (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.), обязан:
а) немедленно сообщить об этом в пожарную службу;
б) приступить к тушению очага пожара имеющимися средства
ми пожаротушения (огнетушитель, пожарный кран и т.п.);
в) принять меры по вызову администрации к месту пожара.
2. Представитель администрации или другое должностное лицо, прибывшие к месту пожара, обязаны:
а) проверить, вызвана ли пожарная служба;
б) поставить в известность о пожаре нанимателя;
в) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо
знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
г) удалить из помещения или опасной зоны людей, не занятых в
ликвидации пожара;
д) в случае угрозы для жизни людей организовать их спасение;
е) при необходимости вызвать другие аварийные службы (ме-
дицинскую, энергосети, горгаз и др.):
ж) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями до
ликвидации пожара;
з) организовать отключение электроэнергии, остановку транспор-
тирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрытие газовых ком
муникаций, остановку систем вентиляции, приведение в действие сис-
темы дымоудаления и т.д.;
и) обеспечить мероприятия по защите людей, принимающих участие в тушении пожара, от возможного обрушения конструкций, поражений электрическим током, отравлений, ожогов.
3. Представитель администрации, руководивший тушением пожара, по прибытии на пожар подразделений пожарной службы обязан сообщить старшему пожарной службы все сведения об очаге пожара, мерах, предпринятых по его ликвидации, о наличии в здани ях и помещениях пожаро- и взрывоопасных материалов, баллонов с газом, а также о наличии людей, нуждающихся в помощи, занятых в ликвидации очагов горения.
4. Представитель строительной организации при включении его в состав штаба пожаротушения обязан:
а) консультировать руководителя тушения пожара по специфи-
ческим особенностям горящего объекта, а также информировать его о
наличии и местонахождении взрывоопасных и токсичных веществ,
баллонов с газом и электроустановок;
б) обеспечить штаб рабочей силой и инженерно-техническим
персоналом для выполнения работ, связанных с тушением пожара и
эвакуацией имущества.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятиях несут персонально их руководители, по отраслям - руководители республиканских органов государственного управления, а по городам и другим населенным пунктам - местные исполнительные и распорядительные органы.
В жилых помещениях государственного, общественного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на квартиросъемщиков, а в жилых квартирах, домах, дачах и иных строениях, принадлежащих гражданам на правах частной собственности, - на их собственников.
Лица, нарушающие или не выполняющие Закон РБ «О пожарной безопасности», стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РБ.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и даже увольнения (ст. 198-204 ТК).
Для работников транспорта, таможенной службы и других категорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).
Работник может быть привлечен к материальной ответственности, если по его вине предприятие понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК, Положение по осуществлению Госпожнадзора и постановление МЧС от 25.06.03 г. №26).
Административная ответственность проявляется мерами административного принуждения и пресечения (ст. 170 Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП)).
К мерам административного принуждения относятся: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности или невыполнение предписаний и постановлений.
К мерам административного пресечения относятся: приостановка работы предприятия, ремонта объектов; запрет эксплуатации зданий, машин, приборов и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей противопожарным требованиям.
Право применения данных мер предоставлено работникам органов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, а также компетенция по применению мер административного пресечения зависят от статуса работника органов Государственного пожарного надзора .
Административные взыскания от имени органов Государственного пожарного надзора могут налагать:
Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору
и его заместители. Применяемые санкции: для граждан - предупре-
ждение или штраф в размере до 7 базовых величин и для должностных
лиц - предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин;
Старшие государственные инспекторы РБ по пожарному над-
зору, главные государственные инспекторы областей и г. Минска по
пожарному надзору и их заместители. Применяемые санкции: для
граждан - предупреждение или штраф в размере до 5 базовых вели
чин и на должностных лиц- предупреждение или штраф в размере
до 20 базовых величин;
Старшие государственные инспекторы областей и г. Минска по
пожарному надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупре-
ждение или штраф в размере до 3 базовых величин и на должностных
лиц - предупреждение или штраф в размере до 15 базовых величин;
Главные государственные инспекторы городов и районов по
пожарному надзору. Применяемые санкции для граждан - преду-
преждение или штраф в размере до 2 базовых величин и на должно
стных лиц - предупреждение или штраф б размере до 10 базовых
величин;
Государственные инспекторы городов (районов) по пожарно-
му надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупреждение
или штраф в размере до 1 базовой величины и на должностных лиц -
предупреждение или штраф в размере до 5 базовых величин.
Кроме административных мер воздействия, предусмотрена также и уголовная ответственность, определенная в соответствующих статьях УК РБ .
Ст. 304 УК регламентирует следующее:
1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст-
венным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совер-
шенное в течение года после наложения административного взыска
ния за нарушение правил пожарной безопасности,
- наказывается штрафом, или исправительными работами
на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лише-
нием права занимать определенные должности или заниматься оп
ределенной деятельностью или без лишения.
2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст-
венным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникно-
вение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное по
вреждение либо ущерб в крупном размере,
- наказывается исправительными работами на срок до двух
боды на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с
лишением права занимать определенные должности или занимать
ся определенной деятельностью или без лишения.
3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи,
повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение
тяжкого телесного повреждения двум или более лицам,
- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с ли-
шением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью или без лишения.
Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),
- наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет
или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК).
Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в тысячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),
- наказываются исправительными работами на срок до двух
лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво-
боды на срок до двухлет (ст. 219 УК).
Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных работ, нарушения правил эксплуатации других источников повышенной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую
величину, установленную на день совершения преступления),
- наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 276 УК).
Правила пожарной безопасности были разработаны с целью предотвращения, пожалуй, самого страшного вида чрезвычайных ситуаций. Огонь беспощаден в равной степени и к людям, и к материальным ценностям. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, может привести к катастрофическим последствиям, включая загубленные человеческие жизни. Поэтому ответственность за нарушение правил ПБ может быть как административной, так и уголовной.
Лица, ответственные за нарушение требований ПБ
Любое государственное или частное предприятие в обязательном порядке должно назначать лиц, ответственных за соблюдение . Ими могут быть:
- Собственники имущества предприятия.
- Представители руководящих органов государственной власти Российской Федерации, на которых возложены исполнительные функции управления.
- Представители руководящих органов местного самоуправления.
- Собственники, пользователи или распорядители, имеющие полномочные права на имущество, в том числе и руководство госучреждений.
- Лица, назначенные руководителем предприятия ответственными за пожарную безопасность.
- Служащие на любой должности лица, но только в рамках своей компетенции.
Что касается жилых домов, то в них ответственность за ПБ несут владельцы квартир либо их арендаторы и съемщики. Хотелось бы отметить, что ответственность руководителя предприятия за соблюдение требований ПБ должна всегда быть на самом высоком уровне.
Как наказывается нарушение требований ПБ
Наказание за халатное отношение к правилам пожарной безопасности зависит от масштаба последствий возникшей чрезвычайной ситуации. Ответственные лица могут отделаться дисциплинарным взысканием, а могут отправиться в места не столь отдаленные на несколько лет. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Сотрудник предприятия, на которого руководитель возложил бремя ответственности за соблюдение правил ПБ, допустивший нарушение этих правил, может получить несколько видов дисциплинарного взыскания. А именно: замечание, выговор (в т.ч. строгий), и, наконец, его могут просто-напросто уволить, если найдут достаточные основания для этого крайнего шага. Степень дисциплинарного взыскания определяется положениями трудового договора с работником, а также ст. 192 ТК РФ.
Помимо дисциплинарного взыскания работник, ответственный за нарушение правил ПБ, может быть подвергнут административной ответственности, которая включает в себя следующие типы наказаний:
- Устное или письменное предупреждение.
- Денежный штраф.
- Полная конфискация орудия правонарушения или его временное изъятие.
- Административный арест, срок которого зависит от тяжести последствий нарушения.
- Депортация сотрудника за пределы страны (применима к лицам без гражданства РФ).
За особо тяжкие последствия нарушения требований ПБ нерадивый работник может понести уголовную ответственность следующих видов:
- Крупный штраф.
- Полное или временное лишение сотрудника права работать на определенной должности.
- Принудительные исправительные работы до нескольких месяцев.
- Арест на срок до трех месяцев.
- Полное лишение свободы на срок до пяти лет
Степень уголовного наказания определяет соответствующее постановление суда. Размер штрафа за нарушение правил ПБ определяет , по результатам которой оформляется предписание об устранении нарушений (образец ) и соответствующие акты. Самой же проверяемой организацией разрабатывается план устранения и меры пресечения выявленных нарушений. Сроки устранения нарушений ПБ устанавливаются инспектором и могут составлять от нескольких дней до полугода.
Размер штрафа за нарушение правил ПБ определяет пожарная проверка.
В 2017 году сумма штрафа для физических лиц составит от одной до пятидесяти тысяч рублей, в зависимости от должности и степени ответственности наказуемого; юридические же лица могут быть оштрафованы на сумму от 90 до 500 тысяч рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).
Классификация нарушений требований ПБ
Рассмотрим, какие виды нарушений могут быть в области пожарной безопасности:
- Легкие нарушения правил ПБ.
- Рецидивные нарушения правил ПБ.
- Нарушения правил во время действия особого режима противопожарной безопасности.
- Нарушения, связанные с повреждением противопожарного водопровода, а также электрических установок, огнетушителей и пожарных щитов.
- Нарушения, связанные с недостаточной доступностью пожарных выходов, а также загромождением подъездных путей и проездов к зданию.
- Целенаправленный поджог или любое хулиганское действие, результатом которого стало возгорание.
- Нарушение правил ПБ, приведшее к тяжкому вреду для здоровья или летальным последствиям для человека.
- Неосторожное обращение с огнем, следствием которого стало возгорание и уничтожение лесных насаждений.
Вышеперечисленные типы нарушений требований пожарной безопасности влекут за собой последствия различной степени тяжести. Соответственно, применение мер наказания прямо пропорционально этим последствиям. Кстати говоря, любой добропорядочный сотрудник, заметивший очевидные нарушения правил ПБ в своей организации, может написать заявление в орган пожарного надзора своего города с указанием в нем выявленных недочетов.