Классный чин консультанта государственной гражданской службы. Порядок присвоения и сохранения классных чинов юстиции — Российская газета
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8
Федеральная государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Как определено ст. 8 Федерального закона N 79-ФЗ <1>, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ. Федеральным государственным гражданским служащим РФ (далее - государственные гражданские служащие) в соответствии с замещаемой должностью присваиваются классные чины. Рассмотрим порядок их присвоения.
<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Начать стоит с того, что классные чины присваиваются в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах групп должностей гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Категории должностей гражданской службы
Должности гражданской службы подразделяются на (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ):
- руководителей - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
- помощников (советников) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
- специалистов - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
- обеспечивающих специалистов - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Группы должностей гражданской службы
Группы должностей гражданской службы определены в п. 3 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ. В них входят:
- высшие должности гражданской службы;
- главные должности гражданской службы;
- ведущие должности гражданской службы;
- старшие должности гражданской службы;
- младшие должности гражданской службы.
В каждую группу включаются определенные категории должностей. Так, должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы, "специалисты" - высшую, главную, ведущую и старшую, "обеспечивающие специалисты" - главную, ведущую, старшую и младшую.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, которые являются соответствующими разделами Реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574. Например , в разд. 1 данного Реестра в Перечне должностей Администрации Президента РФ в категорию "помощники (советники)" к высшей группе должностей отнесены:
- Помощник Президента Российской Федерации;
- Советник Президента Российской Федерации;
- Старший референт Президента Российской Федерации;
- Референт Президента Российской Федерации;
- Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;
- Помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;
- Помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Федерального закона N 79-ФЗ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей Федеральной государственной гражданской службы (п. 2 ст. 10 Федерального закона N 79-ФЗ).
Более полно о присвоении классных чинов сказано в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (далее - Порядок N 113).
Присвоение классных чинов
Классные чины присваиваются государственным гражданским служащим персонально. Присвоение осуществляется в соответствии с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы (п. 4 Порядка N 113).
Перечень классных чинов приведен в п. 2 Порядка N 113.
Таблица 1
Классные чины | Группа должностей гражданской службы |
Российской Федерации 3-го класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса | Младшая группа |
Федерации 3-го класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса | Старшая группа |
Федерации 3-го класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса | Ведущая группа |
Государственный 3-го класса 2-го класса Государственный советник Российской Федерации 1-го класса | Главная группа |
советник Российской Федерации 3-го класса Федерации 2-го класса Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса | Высшая группа |
Для примера можно привести представленную в Письме Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 2690-17 Таблицу соответствия классных чинов в высшей группе должностей государственной гражданской службы.
Таблица 2
Наименование должности федеральной государственной гражданской службы | Классный чин государственной гражданской службы |
Первый заместитель федерального министра | Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса |
Заместитель федерального министра | Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса |
Руководитель (начальник) службы федерального министерства | Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса |
Руководитель аппарата федерального министра | Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса |
Директор департамента | Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса |
Руководитель (директор) департамента | Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса |
Заместитель руководителя министерства (начальника) службы федерального министра | Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса |
Заместитель руководителя аппарата федерального министра | Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса |
Начальник главного управления | Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса |
Заместитель директора департамента | Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса |
Заместитель руководителя (директора) департамента | Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса |
Первый заместитель начальника главного управления | Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса |
Заместитель начальника главного управления | Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса |
Помощник федерального министра | Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса |
Советник федерального министра | Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса |
Государственному гражданскому служащему классный чин может присваиваться впервые или быть очередным.
Стоит отметить, согласно Указу Президента РФ от 07.06.2011 N 720 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" в Порядке N 113 предусмотрены особенности присвоения первого классного чина.
Так, в предыдущей редакции Порядка N 113 говорилось, что первый классный чин гражданской службы присваивается государственному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом в соответствии с п. 22 Порядка N 113 учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные государственному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы РФ.
После внесения изменений указано, что первый классный чин присваивается также государственному гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов. Новой редакцией предусмотрено, что присвоение первого классного чина государственному гражданскому служащему, имеющему воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин присваивается по установленным п. 6 Порядка N 113 правилам, а именно:
- для младшей группы должностей гражданской службы первым классным чином является секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса;
- для старшей группы должностей гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса;
- для ведущей группы должностей гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса;
- для главной группы должностей гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 3-го класса;
- для высшей группы должностей гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса.
Обратите внимание: первый классный чин присваивается после прохождения при поступлении на службу государственным гражданским служащим испытания, предусмотренного служебным контрактом. Если испытание в контракте не оговаривалось, то не ранее чем через три месяца после назначения государственного гражданского служащего на должность.
Очередной классный чин присваивается по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине. Также должно соблюдаться следующее условие: государственный гражданский служащий замещает должность, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый данному государственному гражданскому служащему.
Сроки прохождения в классных чинах приведены в п. п. 9, 10 Порядка N 113:
- в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса - не менее одного года;
- в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса, государственного советника Российской Федерации 3-го и 2-го класса - не менее двух лет;
- в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3-го и 2-го класса - не менее одного года.
Обратите внимание! Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса и государственного советника Российской Федерации 1-го класса сроки не устанавливаются (п. 11 Порядка N 113).
Присвоение классного чина по результатам квалификационного экзамена. Если государственный гражданский служащий замещает без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, присвоение классного чина производится после сдачи квалификационного экзамена. При этом в отношении государственных гражданских служащих, замещающих без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе, дополнено, что присвоение им классных чинов после сдачи квалификационного экзамена осуществляется в случае, если решение о его сдаче принято руководителем федерального государственного органа или его представителем.
Нужно ли сдавать квалификационный экзамен для присвоения классного чина государственному гражданскому служащему, замещающему должность без ограничения срока полномочий на условиях срочного служебного контракта? Ответ на этот вопрос дан в Письме Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 5068-17. Указано, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона N 79-ФЗ, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданским служащим или условий прохождения гражданской службы, с государственным гражданским служащим заключают срочный служебный контракт.
Должности, замещаемые без ограничения срока полномочий, не подпадают под этот случай, поскольку, как следует из ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ, отношения, связанные с гражданской службой, изначально предполагают их установление на неопределенный срок. Однако данный Федеральный закон предусматривает заключение с государственными гражданскими служащими, замещающими такие должности, служебного контракта как на неопределенный срок, так и на условиях срочного служебного контракта. Следовательно, замещение должностей без ограничения срока полномочий на условиях срочного служебного контракта выступает лишь условием прохождения гражданской службы.
С учетом вышеизложенного если государственный гражданский служащий замещает должность без ограничения срока полномочий на условиях срочного служебного контракта, то классный чин ему присваивается также после сдачи квалификационного экзамена.
Порядок проведения квалификационного экзамена установлен Указом Президента РФ N 111 <2>, а также утверждается в федеральных органах государственной власти. Рассмотрим пример проведения такого экзамена в отношении государственных гражданских служащих, который приведен в Положении о проведении аттестации <3>.
<2> Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)".
<3> Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по труду и занятости, утв. Приказом Роструда от 14.04.2009 N 81-к.
В п. 29 данного Положения указаны условия проведения экзамена:
- при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы РФ, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;
- при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается государственному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый государственному гражданскому служащему;
- при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет государственный гражданский служащий.
Квалификационный экзамен может проводиться как по решению руководителя Роструда (не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года), так и по инициативе государственного гражданского служащего (не позднее чем через три месяца после дня подачи государственным гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина). При издании приказа о проведении квалификационного экзамена в нем указывают:
- дату и время проведения квалификационного экзамена;
- список государственных гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;
- перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.
Данный приказ доводится до экзаменуемого не позднее чем за месяц до его проведения (п. 34 Положения о проведении аттестации).
Проведение квалификационного экзамена возлагается на аттестационную комиссию. Не позднее чем за месяц до его проведения в комиссию направляется отзыв об уровне знаний, навыков и умений государственного гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина. Экзаменуемый вправе ознакомиться с отзывом и при несогласии с ним указать об этом в заявлении, направляемом в аттестационную комиссию.
При проведении квалификационного экзамена на него приглашается государственный гражданский служащий, затем комиссия рассматривает представленные документы и заслушивает экзаменуемого или его непосредственного руководителя о служебной деятельности.
Аттестационная комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) государственного гражданского служащего в соответствии с требованиями должностного регламента, сложностью и ответственностью выполняемой им работой (п. 38 Положения о проведении аттестации).
По результатам экзамена в отношении государственного гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:
- признать, что государственный гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;
- признать, что государственный гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.
Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист по форме, приведенной в Приложении к Указу Президента РФ N 111. Данный экзаменационный лист и отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) государственного гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в его личном деле.
Государственный гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о повторном его проведении не ранее чем через шесть месяцев после данного экзамена.
Присвоение классных чинов возлагается на Президента РФ, Правительство РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти и зависит от вида классного чина.
- На Президента РФ возлагаются обязанности по присвоению классных чинов государственной гражданской службы государственным советникам Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса. Данные классные чины присваиваются (п. п. 15, 16 Порядка N 113):
- в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ;
- в иных федеральных государственных органах или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.
- Классные чины государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса присваиваются государственным гражданским служащим:
- в федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ;
- в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.
- Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса присваиваются государственным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.
Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку государственного гражданского служащего.
Присвоение классного чина государственному гражданскому служащему в определенных случаях может быть произведено ранее установленного срока. Такие случаи приведены в п. 21 Порядка N 113, а именно:
- до истечения срока, установленного п. п. 9, 10 Порядка N 113 для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, - не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
- по истечении указанного срока - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.
Указано, что если согласно таблице соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции первый классный чин гражданской службы, который должен быть присвоен государственному гражданскому служащему в соответствии с п. 6 Порядка N 113, ниже имеющегося у него воинского или специального звания, классного чина юстиции, то данному государственному гражданскому служащему присваивается классный чин гражданской службы на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен в соответствии с указанным пунктом (таблица 3).
Таблица 3
N п/п | Классный чин федеральной государственной гражданской службы | Воинское звание | Специальное звание | Классный чин юстиции |
1. | Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса | Генерал армии, адмирал флота, генерал- полковник, адмирал | Генерал полиции Российской Федерации, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации, генерал полиции, генерал- полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1-го класса |
2. | Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса | Генерал- лейтенант, вице-адмирал | Генерал-лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2-го класса |
3. | Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса | Генерал-майор, контр-адмирал | Генерал-майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3-го класса |
4. | Государственный советник Российской Федерации 1-го класса | Полковник, капитан 1-го ранга | Полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Государственный советник юстиции Российской Федерации 1-го класса |
5. | Государственный советник Российской Федерации 2-го класса | Подполковник, капитан 2-го ранга | Подполковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Государственный советник юстиции Российской Федерации 2-го класса |
6. | Государственный советник Российской Федерации 3-го класса | Майор, капитан 3-го ранга | Майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Государственный советник юстиции Российской Федерации 3-го класса |
7. | Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса | Капитан, капитан- лейтенант | Капитан: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Советник юстиции 1-го класса |
8. | Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса | Старший лейтенант | Старший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Советник юстиции 2-го класса |
9. | Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса | Лейтенант | Лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Советник юстиции 3-го класса |
10. | Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса | Младший лейтенант | Младший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Юрист 1-го класса |
11. | Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса | Старший прапорщик, старший мичман | Старший прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Юрист 2-го класса |
12. | Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса | Прапорщик, мичман | Прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | Юрист 3-го класса |
13. | Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса | Старшина, главный корабельный старшина, старший сержант, главный старшина | Старшина, старший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции | - |
14. | Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса | Сержант, старшина 1-й статьи, младший сержант, старшина 2-й статьи | Сержант, младший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции | - |
15. | Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса | Ефрейтор, старший матрос, рядовой, матрос | Рядовой: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции | - |
Обратите внимание! Присвоенный классный чин сохраняется за государственным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь (п. 24 Порядка N 113).
В Порядке N 113 также указаны случаи лишения классного чина и отказа в его присвоении. Так, согласно п. 23 очередной классный чин не присваивается государственным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.
Лишение классного чина производится только в судебном порядке при осуждении государственного гражданского служащего за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.
В заключение укажем, что со дня присвоения государственному гражданскому служащему классного чина, ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным чином.
Редактор журнала
"Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
· в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы
· по результатам аттестации
· по результатам конкурса
· путем подачи заявления о присвоении классного чина государственной гражданской службы при заключении служебного контракта
Когда федеральному гражданскому служащему может быть присвоен первый классный чин государственной гражданской службы, если испытание ему не устанавливалось?
· при назначении на должность государственной гражданской службы
· не ранее чем через три месяца после назначения на должность государственной гражданской службы, если не устанавливалось испытание
· не ранее чем через шесть месяцев после назначения на должность государственной гражданской службы
· не ранее чем через год после назначения на должность государственной гражданской службы
464. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной государственной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается:
· Президентом Российской Федерации
· Правительством Российской Федерации
· Руководителем федерального органа исполнительной власти
· Руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Каким нормативным правовым актом устанавливается соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий?
· Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»
·
· Распоряжением Правительства Российской Федерации
466. Первым классным чином для ведущей группы должностей федеральной государственной гражданской службы является:
· Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
· Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
· Государственный советник Российской Федерации 3 класса
· Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
467. Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной государственной гражданской службы устанавливается:
· Указом Президента Российской Федерации
· Постановлением Правительства Российской Федерации
· Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти
· Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
468. К числу условий, при которых федеральному государственному гражданскому служащему назначается пенсия за выслугу лет, НЕ относится:
· Наличие стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет
· Замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением
· Увольнения по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию
· Членство в профессиональном союзе
469. Взаимосвязь государственной гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе:
· установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов
· единства условий и размеров оплаты труда государственных служащих
· единства условий пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную гражданскую службу
· установления единых требований к квалификации
470. Служебная проверка проводится:
· по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего
· только по решению представителя нанимателя
· по устной жалобе гражданского служащего вышестоящему должностному лицу
· по обращению третьих лиц
471. Перед применением дисциплинарного взыскания служебная проверка проводится:
· по усмотрению представителя нанимателя
· в случае необходимости
· в обязательном порядке
· в зависимости от характера дисциплинарного взыскания
472. Служебная проверка должна быть завершена:
· не позднее чем через 14 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении
· не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении
· не позднее чем через два месяца со дня принятия решения о ее проведении
· не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о ее проведении
Супруга заместителя министра одного из федеральных министерств открыла вклад в одном из банков Йеменской Республики во время пребывания в туристической поездке. Какие последствия это влечет для заместителя министра?
· увольнение в связи с утратой доверия
· объявление выговора
· необходимость подачи супругой декларации о доходах
· никаких
Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?
· никаких действий предпринимать не нужно
· в письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии конфликта интересов
· сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность
· сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов
Гражданскому служащему на безвозмездной основе был передан пакет акций акционерного общества. Какими должны быть его действия при наличии конфликта интересов, если он намерен принять акции?
· он не может ни при каких обстоятельствах принять в дар акции
· после принятия дара он обязан передать его в доверительное управление
· так как это дар, то ничего предпринимать не нужно
· он может владеть не более чем 50% акций. Остальные он обязан продать или передать другому лицу
Представителю нанимателя стало известно о том, что у одного из его подчиненных возникла личная заинтересованность, которая приводит к конфликту интересов. При этом он не счел нужным принимать какие-либо меры. Каковы последствия его бездействия в случае, если данное обстоятельство откроется?
· представителю нанимателя будет объявлен строгий выговор
· представитель нанимателя будет понижен в должности
· представитель нанимателя будет отстранен от руководящей должности
· представитель нанимателя будет уволен с государственной гражданской службы
Работники государственных и муниципальных органов управления действуют на основании подписанного служебного контракта, где прописаны права и обязанности обеих сторон (сотрудника и нанимателя). Стадия продвижения по службе соответствует присвоенному классному чину – это подчеркивает особый статус гражданских лиц, чей доход формируется за счет бюджета. Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины, расскажем далее.
К гражданским служащим относятся сотрудники государственного аппарата, судебные приставы, таможенники, представители Счетной Палаты, администраций, служащие различных ведомств (в сферах здравоохранения, образования, труда, социального развития и т.д.), и др. Чин – это общий уровень квалификации, набор навыков и умений, профессиональная пригодность.
Система, разделяющая гражданских лиц на категории, существует давно. В царской России они назывались по-разному – дворцовые разряды, ранги, и т.д. В советское время различия между управленцами госаппарата были упразднены (действовали различия лишь в сфере прокурорско-следственного. Сейчас российские традиции в классовой принадлежности и степенях соответствия занимаемой должности вернулись и получили новый виток развития.
Прежде чем приступить к описанию должностей и прочих вопросов, связанных с назначением классного чина, нужно определить базовые понятия.
Для каждого, кто задействован в работе гражданской структуры, выполняется следующее:
- Указанная группа должностей предполагает исполнение ряда обязанностей, обеспечивающих нормальную работу государственного органа. За сотрудником закреплен определенный набор задач.
- Законодательство устанавливает размер денежного вознаграждения сотрудника, которое состоит из оклада (согласно занимаемой должности) и надбавок.
- На служащего ложится особая ответственность перед государством. Под нарушением понимается как превышение полномочий, так и бездействие в отношении действий какого-либо лица, повлекшее за собой некорректную работу госструктуры.
Основания для получения места в госструктуре
Прежде чем принять гражданина в ряды гражданских служащих, его проверяют на соответствие нескольким условиям:
- Он является российским подданным, о чём свидетельствует наличие у кандидата национального (внутреннего) паспорта РФ.
- Кандидат является совершеннолетним.
- Образование, стаж и опыт соответствуют желаемой должности в рамках государственной структуры.
Причины, по которым в заявке будет отказано:
- Гражданин входит в категорию нетрудоспособных, либо у него имеется ограничение дееспособности (при этом на руках должно быть решение суда, вступившее в законную силу).
- Судимость текущая, а также не снятая или не погашенная в установленном федеральным законодательством порядке.
- Если пребывание в должности связано с использованием секретной документации и прочей информации государственной важности, обязателен порядок оформления процедуры допуска – в противном случае, сотрудник не сможет приступить к служебным обязанностям.
- Заболевание, не совместимое с прохождением службы в госструктуре, подтвержденное медицинской комиссией.
- Наличие родственников, супругов, супругов детей в связанных структурах на гражданских должностях (для схемы «начальник-подчиненный»).
- Отказ от гражданства РФ, либо получение гражданства в другой стране (исключение – действие международного договора РФ).
- Сокрытие информации о доходах, имущественных обязательствах, а также предоставление неверных сведений, включая подлог документов.
- Участие в делах о коррупции с неоднозначным исходом.
- Отсутствие военного билета.
Что представляет собой служебный контракт
Гражданская служба – это отдельная ветвь госслужбы, в которой задействованы:
- Сотрудники федеральных государственных органов.
- Сотрудники органов муниципальных служб (на уровне субъекта).
- Лица, заменяющие федеральных государственных работников.
- Лица, заменяющие служащих муниципального уровня.
Служебные контракты заключаются в Администрации Президента, в системе исполнительной и законодательной ветвей власти – на государственной службе это является обязательным пунктом. Они теряют актуальность в случаях:
- Окончания действия срока контракта.
- Полученных травм, летального исхода.
- Халатного отношения к должностным обязанностям, дисциплинарных нарушений.
Взаимоотношения между нанимателем и служащим регулируются Федеральным законом №79 – в нормативно-правовом акте содержатся основные положения, имеющие свою специфику и отличающие служебный контракт от стандартного трудового договора.
Таблица 1. Различия между документами
Характеристика | Отношения по контракты | Отношения по трудовому договору |
---|---|---|
Увольнение по собственному желанию | Нет | Да |
Наниматель может не пойти на увольнение по соглашению сторон | Да | Нет |
За месяц до конечной даты действия документа стороны должны определиться, какими будут отношения между ними (сохраняются, прерываются) | Да | Нет |
Могут быть особые дополнительные условия прекращения отношений между сторонами | Да | Нет |
Минимальная компенсация со стороны нанимателя, если трудовые обязанности выполнялись ненадлежащим образом | Да | Нет |
Нет конкретных сроков действия | Нет/Да (срочные, бессрочные) | Да |
Дополнительное социальное обеспечение | Да | Нет |
Прописан предельный возраст работника/гражданского служащего | Да | Нет |
В тексте контракта указывается категория, группа, соответствующие требования к обязанностям, поведению и ограничения при выполнении задач, возможности для замещения сотрудника. Также в нём можно найти содержание прав и обязанностей нанимателя, включая оплату труда и прочие поощрения за аккуратное и внимательное отношение к работе, гарантии и зону ответственности служащего.
Размер денежного вознаграждения складывается из следующих компонентов:
- Оклад.
- Оклад в соответствии с классным чином сотрудника.
- Ежемесячная доплата за выслугу лет.
- Ежемесячная доплата за службу в особых условиях.
- Ежемесячная доплата за службу, при которой нужно было действовать в обстановке строгой секретности (вести тайные переговоры, переписку, работать с секретными данными, в том числе фото-, аудио- и видеоматериалами, документами, корреспонденцией, материалами с цифровых носителей).
- Ежемесячная премия.
- Единовременные отпускные выплаты и материальная помощь.
Также служебным контрактом предусматривается установление условий труда и отдыха – задействованы такие параметры, как нормальная и ненормированная продолжительность рабочего дня, варианты сокращенного графика; в тексте прописывают различные типы отпускных мероприятий (основной, за выслугу лет, за переработку, работу в тяжёлых экологических и климатических условиях). Как правило, стороны подписывают срочный документ, где отмечается конечная дата, после которой он теряет актуальность. Может быть включен раздел об испытательном сроке, дополнительные бонусы за особые условия, поощрения, мотивации, и т.д.
Все основные условия, на которых несет гражданскую службу государственный работник (оклад, продолжительность рабочего дня, служебные обязанности, и т.д.) могут быть изменены, однако узнать об этом от нанимателя он должен не позднее, чем за 60 дней до вступления в силу новых условий. Оформляются они как дополнительные соглашения и прикладываются к текущему контракту. Указанная документация хранится в личном деле сотрудника.
Если контракт заключается на несколько лет (от года до пяти), и этот срок прописан в тексте, классный чин присваивается после проведения квалификационного экзамена. В других случаях, когда нет указания на определенную дату прекращения должностных обязанностей, сведения о возможности назначения на конкретное место поступают вместе с ходатайством руководителя.
Принципы набора кадров
В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.
Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.
В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):
- Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
- Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
- Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
- Количественное соотношение должно быть оптимальным.
Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.
В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.
Иерархия чиновников
Классные чины сотрудников государственной гражданской службы – это понятие, которое раскрыто в нормах российского законодательства, включая ФЗ 58, 79, а также Положение №113 о присвоении и сохранении классных чинов. Также к законодательным основам назначений на гражданской службе относятся: федеральный закон о мерах борьбы и предупреждения случаев коррупции, указы Президента РФ о должностях и другие федеральные и региональные акты.
Когда разрабатываются инструкции и регламенты, имеющие отношение к деятельности государственного учреждения, в первую очередь опираются на общепринятые принципы, положения и термины, изложенные в вышеуказанных актах.
Исходя из нормативно-правовых аспектов данного определения, следует:
- Классные чины получают только на государственной службе (в том числе гражданской).
- В статусе классного чина отражается не только квалификационное соответствие занимаемой должности, но и стаж прохождения государственной гражданской службы.
- Обладание классным чином говорит о месте в служебной иерархии чиновников.
- Классный чин опосредованно свидетельствует о бонусах и преимуществах, которые отсутствуют у служащих ниже рангом.
- Положение в иерархии определяется должностью.
- Классный чин в случае срочного контракта определяется успехами в прохождении квалификационных экзаменационных испытаний.
- Присвоение классного чина осуществляет руководитель государственного органа.
- В иерархии чинов учитывается выслуга лет на предыдущей позиции.
Квалификационные экзамены мотивируют на построение карьеры и обеспечивают профессиональное развитие кадров
Когда служащий вступает в должность, он на протяжении срока, прописанного законодательно (федеральными и региональными актами), пребывает в звании до прохождения следующего квалификационного экзамена. Текст Положения, действующего на основании Президентского Указа от 2005 г., регулирует сроки прохождения госслужбы (система классных чинов и продолжительность нахождения в звании – см. далее).
Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.
Федеральные структуры решают вопросы, которые затрагивают как общегосударственные, так и региональные интересы – в этом случае они рассматриваются с привлечением структур на уровне муниципалитетов. Также их деятельность может носить глобальный характер. Региональные подразделения действуют самостоятельно, либо с участием вышестоящих инстанций.
Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.
Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:
- Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
- Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
- Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
- Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
- Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).
Таблица 2. Соотношение классификаций
Ранговая (классная) позиция | Соответствующая группа |
---|---|
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп | Младшие сотрудники ГГ службы |
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп | Старшие сотрудники ГГС |
Советники ГГС 3-х квалификационных групп | Ведущие сотрудники ГГС |
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп | Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе |
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп | Высшая группа сотрудников ГГ службы |
Текущая категория | Группа | Полномочия |
---|---|---|
Руководитель | Высшая, главная, ведущая | Руководящий состав и заместители действующих руководителей (места работы – государственные структуры и подразделения), аналогичные должности на местах в государственных органах федеральной исполнительной власти и подразделениях структуры, представительствах госорганов и их структурных подразделениях (замещение на определенный срок, либо без конкретного срока) |
Помощник | Высшая, главная, ведущая | Содействие руководителям в реализации их профессиональных навыков (сроки работы в должности зависят от продолжительности контракта руководителя) |
Специалист | Высшая, главная, ведущая + Старшая | Обеспечивают работу государственного органа – поддерживают выполнение им профессиональных задач и функций (срок замещения не устанавливается) |
Обеспечивающий специалист | Главная, ведущая, старшая, младшая | Непрофильные (хозяйственно-экономические, кадровые и т.д.) функции в работе государственных структур (срок замещения не устанавливается) |
Сводная таблица
Категории/Группы | Руководитель | Помощник | Специалист | Обеспечивающий специалист | Классный чин (1-3 классы) |
---|---|---|---|---|---|
Высшая | + | + | + | Действительный государственный советник РФ | |
Главная | + | + | + | + | Государственный советник РФ |
Ведущая | + | + | + | + | Советник РФ |
Старшая | + | + | Референт РФ | ||
Младшая | + | Секретарь РФ |
Высшие должности
Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.
Главные должности
Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.
Ведущие должности
Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.
Старшие должности
Вступая на должность в рамках специалитета старшей группы (инспекторы, старшие специалисты, специалисты-эксперты, и т.д.), сотрудник переходит в классный чин уровня «референт» (для всех квалификационных групп — 1,2 и 3).
Начальный уровень младших должностей
Карьеру в ГГС начинают с первой ступени – секретаря 1 класса. Далее в случае успешной работы и прохождения квалификационных испытаний следует повышение до 2 и 3 классовых ступеней. Классный чин секретаря ГГС РФ или субъекта РФ соответствует категории обеспечивающих специалистов.
Должности включены в 3 реестра. Первый Федеральный реестр утверждает Президент. В нём присутствует деление на группы, категории, государственные органы. Второй – более развернутый, с учетом структуры указанных выше госорганов (утверждается на уровне субъектов). Сводный реестр включает информацию реестров 1 и 2. Схема предоставления информации в 3-ем реестре утверждается Президентом Российской Федерации.
Порядок и требования
Федеральный закон не препятствует гражданам РФ, для которых не выполняются установленные законом ограничения (см. выше), участвовать в конкурсных мероприятиях, направленных на то, чтобы выявить лучших кандидатов на должность гражданской службы (за исключением министров и их первых заместителей – на эти должности могут лишь назначить приказом сверху). Соответствующая информация есть в официальных СМИ (периодика, сайты) – в зависимости от вида должности, сведения о требованиях может содержать российская газета или региональное издание, и т.д. Она остается актуальной на протяжении 30 дней, поэтому можно смотреть как новые, так и старые номера подшивки, либо материалы сети Интернет.
1 этап. Проверка требований
В объявлении о желаемой должности указывается место, куда нужно подать документы. Также госструктуры публикуют требования – они должны быть прописаны в тексте. Стоит обратить внимание на сроки – у конкурса есть конечная дата принятия решения по кандидатам.
Согласно актуальным на данный момент прошлогодним правилам, стаж работы по специальности и/или по необходимому для работы направлению подготовки (в бакалавриате, магистратуре) не так велик. Чтобы поступить на главные должности, понадобится не менее 2-х лет работать на госслужбе или заниматься аналогичными задачами по направлению подготовки. Прочие варианты подходят даже вчерашним студентам – чтобы получить начальные должности, стаж не нужен.
Если учитывается период работы, где потенциальный служащий реализовал знания не по профилю, а по направлению подготовки, необходимые для ГГС, стаж включает в себя занятость в любых структурах, при помощи которой были получены нужные для вакантной должности профессиональные навыки и умения. Обычно вся необходимая информация данной категории содержится в тексте объявления.
Если в ходе учебы кандидат получил красный диплом специалиста или магистра с отличием, то с даты выдачи документа о законченном образовании до заявки на замещение вакантной должности должно пройти не больше 3 лет. Тогда гражданина примут на работу на условиях сокращенного стажа – для ведущей группы он составляет 1 год.
Что касается образования, окончание ВУЗа является требованием для всех кандидатов, за исключением обеспечивающих специалистов младшей и старшей групп. Начинающим обладателям статуса гражданских служащих достаточно закончить колледж/техникум.
Возраст кандидата не относится к очевидным преимуществам или недостаткам. В отдельных случаях комиссия может отдать предпочтение старшему гражданину, в других — остановить выбор на более молодом коллеге (когда работа государственного органа основана на использовании передового опыта, современных технологий и новейшего уровня переподготовки). Главное условие – соответствие возрастному интервалу, указанному в вакансии.
2 этап. Сбор документов
Каждый претендент на замещение вакантной должности на гражданской службе должен предоставить пакет документов. Обычно в него входят: медицинское заключение о допуске, справка об отсутствии судимости, справка из налоговой, копия документа, удостоверяющего личность, подлинники документов об образовании. К документам прикладывают фото стандартных размеров.
Обращаясь непосредственно в учреждение, которое проводит конкурс, нужно также составить заявление, пройти анкетирование (возможно, это лучше сделать дома, так как вопросы анкеты не всегда являются однозначными).
3 этап. Тренировка перед конкурсом
Далее необходимо обратиться к сайту Правительства и органа, в котором планируется прохождение гражданской службы. Там находятся основные законы, которые несложно выучить (заранее отведите на запоминание около 2 недель). Часто в квалификационных тестах фигурируют такие понятие, как «госслужба», «конституционные права человека», «Конституция РФ», и т.д.
4 этап. Экзаменационное тестирование
Помимо теста на знание законодательства и порядка работы государственных структур (в том числе в выбранной сфере), от кандидата может понадобиться прохождение собеседования. У претендентов обычно интересуются, кто они, чем занимались ранее, откуда родом, и т.д. Часто в ряд вопросов входит причина, по которой кандидат стремится занять конкурсную должность.
Аттестация сотрудников гражданской службы
Государство выдвигает высокие требования к потенциальным сотрудникам государственных структур. Для проверки текущего квалификационного статуса проводятся аттестационные мероприятия, по итогам которых служащий получает один из следующих результатов:
- Повышение в должности с присвоением нового классного чина.
- Изменение денежного вознаграждения (рост надбавки за особые условия труда – распространенная причина).
- Включение в резерв на повышение.
Если итоги аттестации неудовлетворительны, сотрудник переводится по взаимному согласи сторон на другую должность, либо получает направление на обучение с целью повышения профессионального уровня.
Принципы аттестации являются общими для объектов федерального и регионального значения. Она проходит 1 раз в 3 года. В процессе подлежат оценке следующие факторы соответствия навыков занимаемой должности:
- Профессиональная подготовка, уровень знаний (теория, практика).
- Опыт работы, отзывы о качестве и объективная оценка на основе количественных и качественных показателей.
- Эффективность гражданской службы на занимаемой должности.
- Скорость и полнота достижения целей, выполнения поставленных задач, адекватность их содержания, и т.п.
Проверка не должна проводиться, если служащими являются:
- Лица, которые находятся в должности менее года.
- Лица старше 60 лет.
- Беременные, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (последних могут включить в список аттестуемых лишь через год после его окончания).
- Лица, с которыми заключили срочный трудовой договор.
Как подготовиться
Руководство в обязательном порядке проводит разъяснительные беседы. С их помощью до персонала доводится информация о необходимости аттестационных мероприятий. Раскрывается порядок проведения, список ответственных лиц, которые назначаются проверяющими. Далее руководитель выносит официальное распоряжение о сроках аттестации и графике, формирует группу, для которой актуальна проверка квалификационного уровня на занимаемой должности.
Вышеуказанную информацию следует передать коллегам не позднее, чем за 60 дней до первых аттестационных испытаний. Не позднее, чем за 1 месяц, нужно направить подготовленный заранее отзыв руководителя – его рассмотрит аттестационная комиссия и обязательно учтет при вынесении финального решения. Ознакомиться с отзывом о своей работе сотрудник должен не позже, чем за 2 недели до аттестации. Этот срок даётся, чтобы в случае негативного отклика сотрудник мог собрать и предоставить опровержение, либо продемонстрировать исключительную способность к самореализации на гражданской службе.
Помимо отзыва непосредственного начальника, комиссия рассматривает:
- Сведения о профессионально выполненной работе (включая крупные проекты и поручения), предоставленные в формате годовых отчетов.
- Несогласие служащего в случае негативного отзыва о работе – оформляется в виде пояснительной записки к исходному документу.
- Прошлые аттестационные результаты.
Аттестация – как пройти
Для того, чтобы сопоставить профессионализм сотрудника с требованиями к должности и проверить уровень образования и навыков, в его присутствии проводится специальное заседание. Сначала слово дается председателю. Он зачитывает доклад, а затем поступают на рассмотрение имеющиеся материалы, которые позволяют судить о целесообразности нахождения в должности. Аттестационные мероприятия выявляют полный список профессиональных, деловых и прочих качеств служащего, необходимых в работе и имеющихся у него на данный момент.
- соответствующим занимаемой должности;
- не соответствующим занимаемой должности.
В завершение процедуры выдается аттестационный листок с подписью председателя и всех членов комиссии. Также подписывает его и сам аттестуемый – согласно требованиям законодательства, он должен быть ознакомлен с результатами. Итоговый документ передается руководителю государственного органа. Он должен получить его в течение семи дней после аттестационной процедуры. Его хранят в личном деле, ответственность за сохранность сведений несут кадровики из соответствующей службы. Также в отдел кадров направляется протокол заседания, подписанный председателем комиссии и её секретарём. В приложении к протоколу содержатся все официальные предоставленные документы и прочие материалы, положительно характеризующие аттестуемого.
Комиссия может также выдавать рекомендации, направленные на достижение эффективности работы руководства и подчиненных. Они могут касаться поощрения отдельных служащих, направления их на переподготовку и выделения времени для прохождения краткосрочного обучения (по типу мастер-классов, семинаров, и т.д.), улучшения условий труда по отдельным категориям и спискам сотрудников.
Не явиться на заседание – это значит лишиться возможности лично ответить на все уточняющие вопросы. Так или иначе, проверка материалов состоится и без присутствия аттестуемого.
Если служащий прошел аттестацию неудачно, далее последует одно из следующих решений его непосредственного руководителя:
- Понижение с присвоением более низкого классного чина.
- Перевод на другое место работы.
- Увольнение в соответствии с отсутствием необходимых навыков для занимаемой должности (сотрудник должен узнать об этом не позднее, чем за три дня до подписания документа).
Ограничения и ответственность
Нужно знать, что гражданский служащий:
- Может быть уволен или не принят на замещение должности, если занимается другой оплачиваемой деятельностью, помимо основной (исключение – наука, педагогика, творчество), а также бизнесом (самостоятельно, через других лиц).
- Не будет допущен к исполнению служебных обязанностей, если является депутатом.
- Не вправе использовать выгоды от положения (например, гонорары за выступления, подарки от благодарных ему физических лиц и руководителей компаний, и т.д.).
- Не может участвовать в забастовках.
- Не имеет право пользоваться своим положением для лоббирования интереса партий и прочих политических объединений.
- Не должен пользоваться в неслужебных условиях оборудованием и прочим информационно-техническим имуществом, которое ему выдали для работы.
- Без особого решения компетентного органа он не может принимать участие в собрании управляющих частной компании.
Пока сотрудник занимает должность гражданского служащего, он должен передать в ДУ все свои активы, отчитываться в налоговую инспекцию по месту жительства или регистрации, передавая сведения о доходах и имущественных приобретениях. Следует внимательно отнестись к собственности, являющейся объектом налогообложения.
Заключение
Помимо квалификационных тестов и анализа материалов с вынесением соответствующего решения, служащий имеет шанс на внеочередное повышение на основании особых успехов в сфере ГГС и собственного прошения. Соответствующее решение и получение нового ранга возможно не ранее чем через 3 месяца после подачи заявления. Ходатайство руководства, заслуги работника, результаты тестов – всё это является отправной точкой для получения более престижной должности.
СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАЗРЯДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КЛАССНЫМ ЧИНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (ред. от 30.09.2013) "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим"
2. Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации", от 01.02.2005 N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)", от 01.02.2005 N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", от 27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих", иными нормативными правовыми актами и настоящим Порядком.
Классным чином называют уровень пригодности должностного лица к определенной деятельности. Она определяется по имеющимся у человека знаниям и профессиональным навыкам. Регулируется вопрос присвоения таких чинов Федеральным законом. Здесь четко прописаны все положения, касающиеся данной темы.
Важно! Классный чин является характеризующим показателем квалификации. Поэтому он касается непосредственно гражданского служащего. Это отличает его от категорий и групп должностей . Но, присваивается он в пределах последних . Классный чин отождествляется с квалификационным разрядом .
ФЗ № 58, ч. 2, ст. 13 указывает, что существуют четко установленные условия, согласно которым присваиваются классные чины.
Здесь предполагаются следующие правила:
- каждый последующий класс присваивают по прошествии определенного периода. Здесь подразумевается время, в течение которого служащий имел предшествующий квалификационный разряд и полностью справлялся с закрепленными за ним обязанностями;
- квалификационный разряд присваивают согласно должности, занимаемой человеком;
- возможно досрочное повышение квалификационного разряда с целью поощрения;
- последний классный чин сохраняется за лицом, занимавшим должность на гражданской службе, даже после увольнения.
Важно!
Лишить служащего присвоенного квалификационного разряда могут исключительно по решению судебного органа
.
На сегодняшний день существует 5 классных чинов. Каждый из них имеет 3 степени классности.
Особенности присвоения
Говоря о том, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины , стоит остановиться на . Она говорит о том, что классный показатель присваивают в таких ситуациях:
- прохождение квалификационного экзамена;
- поощрение служащего.
Категории и группы должностей государственной гражданской службы
Стоит отметить, что присваивается квалификационный разряд по порядку. Это позволяет максимально результативно организовать конкурс на замещение должности более высокой группы, принимать на него исключительно служащих с 1 классным чином предшествующей группы. Такой порядок способствует и формированию у сотрудников стимула для продолжения совершенствования и развития.
Классные чины бывают двух видов. Это первые и очередные показатели квалификации.
Первый классный чин присвоят служащему после прохождения соответствующего испытания. Если оно не предусматривалось, квалификационный разряд смогут присвоить по истечению 3 месяцев после утверждения человека на должности. Главное условие – соответствие лица существующим требованиям.
Последующий или очередной чин присваивают после истечения срока действия предыдущего. Обычно это 1-2 года. Решение о присвоении принимает Правительство РФ.
Важно! Как только служащий получил соответствующий чин, ему начнут выплачивать деньги за уровень квалификации. Они начисляются ежемесячно, вместе с окладом становятся частью дохода .
Если гражданский служащий – женщина, и она находится в декретном отпуске, чины не присваиваются и не повышаются классом, потому как фактически работника на занимаемой должности нет.
Досрочное присвоение
Оно имеет место, и в большинстве ситуаций рассматривается как мера поощрения. Присваивается только классный чин, который на одну ступень выше предусмотренного конкретной должностью. Следует отметить, что вопрос о присвоении более высокого квалификационного класса решается на уровне местных властей, потому как не является обязательным условием.
Важно! Когда человека переводят на другую должность в государственной службе, его классный чин обязательно учитывается при определении квалификационного разряда. Это позволяет сохранить и реализовать права на свое развитие в профессиональной области .
Видео – Оклады чиновников