Объективные и субъективные признаки взяточничества. Уголовно-правовая характеристика дачи взятки
взяточничество квалифицирующий преступление субъект
Выявление признаков взяточничества - первоочередная задача расследования.
Криминальная ситуация, связанная с этим преступлением, может характеризоваться двумя разновидностями:
- а) поступило заявление или сообщение лица с указанием фактов передачи денег, подарков, оказания услуг должностному лицу и т.п.;
- б) соответствующие данные получены в результате инициативного поиска следов взяточничества субъектом расследования.
Признаки взяточничества подразделяют на несколько групп.
Первую группу признаков составляют особенности личностных характеристик субъекта преступления. Например, особенности связей государственного служащего с представителями коммерческих структур.
Вторую группу признаков составляют ситуации, складывающиеся на объекте. Например, острая необходимость определённые услуги в обход установленных правил, а с другой стороны - возможность предоставить такие услуги.
Третья группа признаков включает показания лиц об известных им или предлагаемых фактах взяточничества. Например, пребывание государственного служащего в определённом месте (в ресторане с лицами, которые нуждаются в "услугах" должностного лица).
Четвёртую группу образуют сведения, почерпнутые из различных документов либо по результатам их анализа. Например, анализ заключенных сделок.
Пятая группа признаков связана с предметами, вещественными и иными следами материального свойства. Например, переданные взяткополучателю деньги и ценные предметы.
Шестую группу признаков взяточничества составляет существование системы защиты от информационного и фактического проникновения в определённый круг субъектов.
Указанные признаки, взятые в отдельности, не обязательно свидетельствуют о взятках. Чтобы предупредить ошибки при оценке криминальных ситуаций, следует исходить из комплекса взаимосвязанных обстоятельств.
Сообщения о взяточничестве проверяются с максимальной осторожностью, чтобы преступники не узнали о проверке и не уничтожили улики против себя, не склонили потенциальных свидетелей к даче ложных показаний.
В рамках общей схемы проверочных действий могут использоваться, например, следующие методы проверки:
- 1. Изучение условий и структуры деятельности организации, в которой работает подозреваемый, ознакомление с его служебным статусом.
- 2. Истребление различных документов для ознакомления с порядком их составления и прохождения через различные инстанции, изучение состояния учёта и контроля в данной организации.
- 3. Проведение, по предложению следователя, проверок финансово-хозяйственной деятельности организации.
- 4. Проведение осмотров, изъятий, использование оперативных возможностей.
Если у следователя имеются лишь косвенные сведения о фактах дачи взятки, то проверочные действия надо начинать с выявления незначительных отклонений от порядка выполнения должностных обязанностей подозреваемым лицом (например, нарушение последовательности прохождения документов, задержке одних и ускоренном прохождении других и др.).
Анализируя материальные и личностные разновидности источников информации необходимо обращать внимание:
- 1. на изучение документов и иных материальных следов пребывания взяткодателя и взяткополучателя в определённом месте, совершения ими конкретных взаимных действий;
- 2. на уточнении содержательного аспекта заявления, (как, например, заявитель понимает тот или иной оборот речи).
Решая вопрос о степени достоверности исходных данных необходимо использовать информацию, полученную из нескольких независимых источников. В противном случае можно столкнуться с искажённой или сфальсифицированной информацией .
Взяточничество разрушает устои общества , нарушает принцип справедливого распределения материальных и иных благ, ущемляет права граждан и противостоит развитию здоровой конкуренции в обществе.
Понятие
Взяточничество – преступление против государственной власти.
Проникая повсеместно, оно дискредитирует систему общественных отношений и структуру установленного государством, порядка.
Взяточничество разрушает установленный порядок и вносит хаос в регламентированный порядок решения значимых для общества, вопросов.
Особенно опасно взяточничество тогда, когда оно совершается лицом, которое призвано охранять законы или осуществлять надзор за их исполнением и производством.
Получение взятки является предумышленным преступлением и всегда имеет корыстный мотив.
За получение взятки вменяется уголовная ответственность и наказание, предусмотренное статьёй 290 УК РФ .
За покушение на взятку, при условии, что лицо по объективным причинам её не получило, наказание вменяется по статье 30 УК РФ.
Наказание следует не только за получение, но и за дачу взятки!
Виды
Данное преступление может иметь следующие разновидности, которые определяют квалифицированные виды получения взятки :
- Простое получение взятки, подарков, услуг за мелкие уступки и преимущества.
- Получение взятки в значительном размере, превышающем 25 000 рублей.
- Получение взятки в крупном размере, превышающем 150 000 рублей.
- Получение взятки в особо крупном размере – свыше 1 000 000 рублей.
- Должностным лицом: государственным служащим, сотрудником полиции и прочими уполномоченными лицами.
- Группой лиц по сговору, при организации преступной деятельности.
Получение взятки считается оконченным с того момента, когда взяточник лично, путём перечисления на счёт или через посредника принял от взяткодателя денежное или иное вознаграждение за незаконное оказание услуги.
Способы
Под получением взятки понимаются следующие способы и признаки незаконного получения вознаграждения :
- Принятие за исполнение своих государственных и иных функций любого вознаграждения: денег, услуг, подарков от организаций и физических лиц. Взамен этого осуществляются незаконные действия в пользу взяткодателя по служебной линии или при способствовании других должностных лиц.
- Получение подарков или оказываемых услуг от подчинённых, зависимых от должностного лица по службе в счёт покровительства или попустительства в отношении их деятельности.
- Использование других непредусмотренных преимуществ, таких как предоставление оплат услуг поездки, путешествия, предоставление санаторно-курортных путёвок, проведение ремонтных работ и т.п.
- Завуалированная взятка: предоставление услуг и товаров по заведомо заниженным ценам и т.п.
Получение взятки может осуществляться непосредственно , путём передачи лично в руки или путём перечисления денежных средств на счёт взяткополучателя. А также – через посредника.
Как доказать?
Для доказательства потребуется подтверждение факта
передачи денежных или иных средств, в пользу лица, взамен требования в отношении него, выполнения незаконного действия.
В последние годы студенты учебных заведений проявляют бдительность в отношении преподавателей, вымогающих взятку, используя в качестве доказательства съёмку на камеру или диктофон, сотового телефона.
С этими записями можно обратиться в полицию и инициировать производство уголовного дела.
С крупными должностными лицами, государственными служащими, представителями муниципальных и иных административных служащих – дело обстоит значительно сложнее.
Для этого проводятся специальные операции по задержанию преступника на месте преступления, путём подставного лица, меченых денежных купюр и прочих специализированных методов.
Работа антикоррупционного комитета на сегодняшний день достаточно эффективна, о чём говорят раскрытые громкие дела и предъявленные обвинения, крупным чиновникам.
Доказательством получения взятки может служить также покушение на дачу взятки в том случае, если взяткодатель был задержан за передачу взятки до того момента, как передал средства взяткополучателю.
Таким образом, получение взятки считается оконченным преступлением и признается таковым, с момента попытки дачи взятки взяткодателем, если существуют доказательства договоренности между субъектами.
Это не меняет сути дела , и потенциальному получателю взятки будет вменено равноценное обвинение и ответственность.
Основанием для его обвинения будет договорённость о получении взятки и начало организованного действия по её получению .
То есть основаниями доказательства дачи взятки могут являться :
- Записанные аудио и видео материалы.
- Показания свидетелей.
- Полученные денежные купюры.
- Арест (с дачей показаний) взяткодателя или посредника.
- Наличие на месте преступления представителей антикоррупционного комитета.
Никакие устные и ничем не подкреплённые заявления , не будут иметь юридической и правовой основы.
Уголовно-правовая характеристика дачи и получения взятки основывается на видах деяний которые осуществил преступник.
Получение взятки вменяется должностному лицу на основании следующих, совершённых им, деяний :
- Должностное лицо получает взятку лично.
- Должностное лицо получает взятку через посредника.
- Взятка получена за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
- Способствование должностного лица получению взятки, другим лицом.
- За покровительство или попустительство по службе.
Эти характеристики определяют наличие возможности для вменения уголовной ответственности должностному лицу.
Должностное лицо, при этом, заведомо понимает , что получая незаконное вознаграждение, оно осуществит в пользу лица незаконные действия (бездействие).
Состав преступления
Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти .
Государственная власть предусматривает планируемое развитие всех социальных, общественных и экономических процессов.
Однако взяткодатель осуществляет деятельность не в соответствии с установленной государством, регламентирующей системой , а – по собственному усмотрению, основанному на корыстных мотивах.
Для определения состава преступления необходимо провести взаимосвязь между принятым вознаграждением и наличием корыстных мотивов, намерение осуществить в адрес лица незаконное действие.
К составу преступления относятся также покушение на получение взятки (вымогательство).
Если лицо, получившее взятку, передало её часть другому лицу для исполнения планируемого незаконного действия, то оно несёт ответственность за получение и дачу взятки.
Объект
Объект преступления
: общественные отношения, представляющие собой и составляющие содержание установленной, упорядоченной работы государственного аппарата.
К объективной стороне преступления относится целый комплекс фактов: деньги, подарки, услуги и прочие преимущества, которые были предоставлены должностному лицу в качестве взятки.
Кроме этого, к объективной стороне будет относиться планируемое незаконное действие в пользу взяткодателя, сумма взятки, место и время поведения действия по получению взятки.
А также свидетели и другие лица, имеющие сведения о процессе передачи взятки или участвующие в незаконных действиях взяткополучателя.
Субъект
Субъект преступления
(специальный) – должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации, получившее взятку.
К субъекту преступления относится также лицо, передавшее взятку для получения и посредник, если дача взятки осуществлялась через него.
За дачу взятки должностному лицу привлекаются лица в возрасте с 16 лет!
К субъективной стороне преступления относится вина в виде прямого умысла и наличие корыстного мотива .
Квалифицирующие признаки
Квалифицированным, получение взятки считается тогда когда оно осуществлено в значительном и крупном размерах, а также — неоднократно .
Особо квалифицирующими признаками получения взятки считаются :
- получение взятки в составе организованной группы лиц;
- получение взятки государственным служащим, административным служащим, сотрудником полиции и т.п. должностными лицами;
- с вымогательством взятки;
- в особо крупном размере и (или) при систематическом получении.
Проблема квалификации получения взятки по преимуществу заключается в том, что сложно установить её рецидивирующий характер, а также установить взаимосвязь между получением взятки как причиной последующего незаконного действия.
Получение взятки провоцирует другие должностные преступления, такие как халатность, незаконные имущественные и финансовые операции и прочие преступные деяния.
Получение взятки очень близко , по сути, к коммерческому подкупу.
Отличие от коммерческого подкупа
В сравнении с коммерческим подкупом , дача взятки и получение взятки распространяются на более широкие общественные процессы .
При коммерческом подкупе имеют место общественно опасные формы вмешательства в процессы управления деятельностью государственных структур .
Это вмешательство в деятельность структурных предприятий и организаций, процессы управления собственностью и экономическим ресурсом государства .
Коммерческий подкуп подрывает нормальное функционирование рыночных отношений, управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению правовых норм определяемых процессами управления государственных служб.
Наказание и ответственность
Уголовная ответственность за дачу и получение взятки регулируется ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ и может быть как штрафом , так и получением реального срока лишения свободы.
Получение взятки наказывается :
В особо квалифицированных случаях наказание составляет лишение свободы сроком от 7 до 12 лет, со штрафом (или без штрафа) в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 5 лет.
Статья 290 часть 3 УК РФ касается получения взятки за незаконные действия (бездействие).
При этом, в ст. 290 ч.3 УК РФ, определяется круг ответственных лиц: должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации .
Статья 290 часть 5 УК РФ касается деяний, предусмотренных частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены при определенных условиях.
Далее в ст. 290 ч.5 УК РФ, перечисляются эти условия: данные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки ; в крупном размере .
Посреднические услуги наказываются как дача взятки в соответствии со ст. 291 УК РФ:
- Штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки;
- Принудительными работами на срок до 3 лет;
- Лишением свободы до 2 лет, со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
Статистика
Обозначенное преступление является крайне распространённым .
За прошедший год было выявлено 4 908 преступлений, с получением взяток на сумму 771 800 000 рублей.
Около 10 % от этого числа преступлений, содержат квалификацию .
Это число преступлений значительно выше, чем в предшествующие годы.
Однако это связано, вероятно, не с увеличением числа преступлений в целом, а с повышением раскрываемости этой категории преступных деяний .
По статистике за дачу взятки осуждено приблизительно в 2 раза больше виновных, чем за её получение.
Преимущественное большинство из них, являются посредниками в передаче взятк и.
Это говорит о высоком риске посреднической деятельности, при передаче незаконных вознаграждений .
Пример из судебной практики
Осужденная предложила незаконный заработок своим сотрудникам, которые занимались учётной кадастровой деятельностью .
Мотивом для совершения преступления стали крайне тяжёлые условия жизни.
Она одна воспитывала малолетнюю дочь и проживала с престарелыми родителями, которые нуждались в медицинском уходе .
Кроме этого, малолетняя дочь страдала тяжёлым врождённым заболеванием, ей были необходимы дорогостоящие процедуры, обследования, санаторно-курортное лечение и лекарственные препараты .
На фоне жизненных осложнений, у осужденной развилось онкологическое заболевание.
Она решилась на крайние меры и составила прейскурант цен за выполнение работ по кадастровому учёту земель.
После раскрытия преступления, она чистосердечно призналась в содеянном правонарушении, и оказала помощь следствию .
После длительного судебного разбирательства, где она была признана организатором преступной группировки, суд отложил дело на дополнительное расследование.
Причиной стало понимание ситуации виновной и её объективная оценка .
Суд принял во внимание тот факт, что при условии лишения свободы, правонарушительница не сможет продолжать лечение, что приведёт её к смерти.
Малолетняя дочь, у которой серьёзные проблемы со здоровьем, окажется в крайне осложнённых условиях, опасных для выживания .
Перепроверив обстоятельства и последствия совершённого преступления, суд выявил, что преступные действия виновной не имели статуса общественно опасного деяния.
С учётом объективной необходимости, вменённый срок лишения свободы ей было разрешено проходить условно .
В заключение необходимо отметить, что дача и получение взятки – достаточно серьёзные преступления, за которые вменяется не менее серьёзное наказание и ответственность.
Многие должностные лица, идя на поводу корыстных мотивов или возникших жизненных сложностей, не адекватно оценивают последствия, к которым может привести незаконный договор о предоставлении незаконных услуг за преступное получение вознаграждения .
На сегодняшний момент антикоррупционная деятельность достигла своего апогея, намечены тенденции к её дальнейшему развитию .
Это останавливает многих взяточников от продолжения преступных деяний .
Объект преступления, предусмотренный главой 30 УК РФ, можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Предусмотренные этой главой преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы) органов местного самоуправления, что составляет видовой объект этой группы посягательств. При этом под органами власти следует понимать все установленные законом властные структуры. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также организациями, деятельность которых не противоречит закону.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ).
Законодатель структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст.290) впереди статьи, предусматривающей ответственность за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение взятки как значительно более общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положение соответствует п.5 ст. 15 УК о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290 УК относится к категории особо тяжких преступлений.
Взятка - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.
Объект преступления - противоправные должностные посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
При этом правоприменителю следует учитывать содержание примечания 1 к ст. 285 УК РФ, формулирующий понятие должностного лица применительно ко всей гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В этой главе находятся и составы преступлений о получении и даче взятки. Это означает, что термин «должностное лицо», фигурирующий в диспозиции ст. 290 УК, надлежит рассматривать во взаимосвязи и совокупности с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.
Обязательным признаком анализируемого преступления является его предмет. Видовой объект и предмет преступления - дача взятки полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки. Проблеме определения предмета всегда отводилась значительная роль в российском уголовном праве. Трудности на практике и разные точки зрения, высказываемые в юридической литературе, по поводу характеристики предмета взятки приводили к расплывчатости и размытости этого понятия. А между тем данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.
Ст. 290 УК РФ гласит, что должностное лицо должно получить взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги должны получить в приговоре денежную оценку.
В случаях, если взяткодатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти.
Выгодами, услугами имущественного характера, например предоставление путевок, проездных билетов, квартир, ремонт и строительство домов и квартир, отзыв имущественного иска из суда, уничтожение долговых расписок, оплата долга и т.п.
Действия неимущественного характера не могут выступать в качестве предмета взятки (например, положительная характеристика, рекомендация, статья в газете и т.п.).
По способу вручения различают два вида взяток:
а) явная, при которой, вручая предмет взятки должностному лицу, оговаривают те деяния, которые от него требуются;
б) завуалированная, которую маскируют под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, фиктивно оформленную страховку, проигрыш в карты и т.п.
По времени вручения выделяют два вида взяток:
а) взятка-подкуп, вручаемая до совершения должностным лицом желаемого деяния;
б) взятка-благодарность, которая передается после выполнения обусловленных действий. Однако, передачу такого вознаграждения можно признать взяткой лишь в случае, если она была заранее оговорена между взяткодателем и взяткополучателем. В противном случае мы имеем дело с гражданско-правовым договором дарения.
Любой вид взятки обладает следующими признаками:
а) это должно быть имущественное вознаграждение;
б) оно вручается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления;
в) передача вознаграждения обусловлена совершением либо не совершением в интересах дающего каких-либо действий, которые входят в компетенцию данного должностного лица. Взятка будет иметь место и за общее покровительство или попустительство по службе. В последней ситуации взяткодатель передает материальные ценности, не оговаривая конкретного деяния, но рассчитывает, что при необходимости должностное лицо предпримет выгодное для него действие либо не будет препятствовать его незаконной деятельности. При этом важно установить содержание вины и взяткодателя, и взяткополучателя. Первый должен сознавать, что он передает взятку должностному лицу для того, чтобы тот при необходимости действовал нужным образом в его интересах. Второй должен понимать, что, принимая взятку, как бы обязуется действовать в интересах взяткодателя.
Фактическое совершение или не совершение в будущем каких-либо действий со стороны должностного лица значения для квалификации по ст. 290 и 291 УК РФ не имеет. Оба состава, предусматривающие ответственность за взяточничество, являются по конструкции формальным и закончены в момент передачи хотя бы части вознаграждения. Взятка может быть получена лично должностным лицом либо с его ведома другими лицами (супругом, детьми, секретарем и т.п.). Если эти лица были осведомлены о том, что они получают взятку для должностного лица, их следует признать пособниками в преступлении, предусмотренном ст. 290 УК РФ.
Достаточно часто должностные лица получают взятку за счет средств, добытых преступным путем. В этом случае возможны различные варианты их поведения:
а) если взятка вручалась в завуалированной форме под видом оплаты, якобы выполненных работ и вознаграждение было получено лично должностным лицом, то его действия квалифицируются по ст. 290 и 160 УК РФ, а действия взяткодателя - по ст. 291 и 160 УК РФ;
б) если должностное лицо получает вознаграждение из средств, добытых преступным путем (обычно путем хищения, незаконного предпринимательства, контрабанды и т.п.), и обещание принять эти средства оно дало до совершения преступления, то его деятельность должна квалифицироваться по ст. 33 (интеллектуальный пособник), соответствующей статье Особенной части и ст. 290 УК РФ;
в) если взяткополучатель осведомлен о том, что эти средства добыты преступным путем, но до совершения преступления он не давал согласия на то, что примет указанные средства в виде вознаграждения, то содеянное квалифицируется по ст. 290 и 175 УК РФ;
г) если должностному лицу не было известно происхождение предмета взятки, то его действия квалифицируются только по ст. 290 УК РФ.
В тех случаях, когда должностное лицо вместе с другими субъектами занимается хищением материальных ценностей с использованием своего служебного помещения, а потом часть похищенного берет себе, то вести речь о взятке нельзя. Здесь налицо одно преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 160 УК РФ.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении должностным лицом или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, и оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.
Взятка всегда вручается за деяния, осуществляемые с использованием служебного положения, должностных полномочий. Использовать служебное положение можно двумя способами:
Совершить действия или воздержаться от совершения действий, входящих в круг служебной компетенции виновного, находящихся в рамках представленных ему прав и полномочий;
Оказать воздействие на другое должностное лицо своим служебным авторитетом или связями. Причем это воздействие может оказываться как на должностное лицо, находящееся в определенной зависимости (например, начальник налоговой службы и проверяемое им лицо), так и на лицо с равным правовым статусом (например, два следователя прокуратуры). В последнем случае используется вовсе не служебное положение, а всего лишь личные связи должностного лица, которые установились при исполнении служебных функций. Поэтому и получение платы за подобное воздействие нельзя квалифицировать как взятку. При наличии других признаков оно может быть расценено как злоупотребление должностными полномочиями.
Взятка передается за деяния, которые должны быть совершены в интересах передающего вознаграждение или в интересах лиц, представленных им. Это могут быть друзья, родственники, партнеры по бизнесу и др.
Взятка возможна и за действия, которые виновный не мог совершить, но взяткодатель об этом не знал. Например, она вручается участковому инспектору в расчете на то, что он может отменить меру пресечения.
Получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции в момент ее передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК РФ.
2.1 Объективные признаки состава получения взятки
Понятие взяточничество в уголовно - правовой литературе соотносится с обеими сторонами преступления - как дачей, так и приемом взятки. В данном исследовании будет рассмотрено получение взятки, так как данная сторона преступления является наиболее опасной. Именно у получателей имеется больше полномочий для изменения социальных, деловых и правовых отношений в обществе.
В первую очередь рассмотрим определения понятий "взятка", "взяточничество", "получение взятки". Словарь В. Даля определяет взятку как "срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, бакшиш, магарычи, плата или подарок должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело". Взяткой считается то, что уже фактически взято, а не обещано. То, что обещано, но не взято, есть посул.
Взяточничество, будучи достаточно широко распространенным криминальным и негативным социальным явлением, пожалуй, наиболее емко воплощает в себе все то, что характеризует феномен коррупции.
Взяточничество - понятие комплексное, включающее два аспекта, криминологический и уголовно - правовой. Каждый из них, взятый в отдельности не может исчерпать содержание этого понятия. При изучении уголовно - правового аспекта взяточничества, основное внимание уделяется юридическому анализу элементов конкретных составов преступлений, объединяемых этим понятием.
Получение взятки является корыстным преступлением по службе, суть которого состоит в получении должностным лицом незаконного материального вознаграждения за его служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. При этом диспозиция ч. 1 ст. 290 УК РФ построена как описательная, с указанием наиболее важных признаков, характеризующих это преступление - это получение должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Редакция выше указанной статьи УК РФ существенно детализирует предмет взятки, объективную и субъективную стороны преступления, устанавливает ответственность за квалифицированный и особо квалифицированный состав.
Ранее УК РСФСР (ст. 173) вообще не расшифровывала понятие "взятка", говоря лишь о ее получении "в каком бы то ни было виде". В действующим уголовном законе законодатель конкретизирует понятие взятки, указывая, что она может быть "в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера".
Принципиально новым являлось положение: "а равно за общее покровительство или попустительство по службе". Отсутствие последней фразы ранее порождало трудности на практике. В процессе следственной работы встречались разветвленные, "эшелонированные" системы дачи и получения взяток, когда собиралась своеобразная "дань" вышестоящим руководителям от нижестоящих и так далее. Причем в большинстве случаев дача и получение взяток не обуславливались выполнением или невыполнением каких - либо конкретных действий, а давались как - бы "просто так", потому, что "так принято", "иначе не дадут работать".
Следовательно понятие "получение взятки" охватывает абсолютно все незаконные получения должностными лицами любых материальных ценностей и не выраженных материально выгод имущественного характера. Не возможно дать исчерпывающее определение данному явлению, так как формы взяточничества, порядок передачи ценностей от одного лица другому (например, через цепь подставных лиц) в каждом конкретном случае очень индивидуализирован. Дав исчерпывающее определение, законодатель тем самым поставит себя в условие, когда необходимо будет периодически и постоянно вносить изменения в перечень. В то же время, данное определение - получение взятки - содержит все необходимые признаки для квалификации деяния.
Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст. 290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, обеспечивающая нормальную деятельность органов государственной власти. Такой вывод можно сделать, основываясь на названии раздела Х "Преступления против государственной власти" УК РФ. Государственная власть упомянута и как возможный видовой объект посягательства, где к таковому отнесены также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Интересы государственной и муниципальной службы заключаются, прежде всего, в чётком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления.
Представляется, что упоминание в названии главы 30 УК РФ в качестве видового объекта посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, помимо интересов службы, ещё и государственной власти, вызвано тем, что лица, занимающие государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ (государственные должности категории "А"), не считаются несущими государственную службу. Они непосредственно исполняют государственную власть, поэтому совершаемые ими злоупотребления являются посягательством против государственной власти.
Таким образом, видовым объектом для преступлений, включенных в главу 30 УК РФ, являются общественные отношения, регламентирующие деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления. Иначе говоря, нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов местного самоуправления, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ по выполнению стоящих перед ними задач.
Предмет является обязательным признаком данного преступления. В российском уголовном праве всегда отводилась большая роль проблеме определения предмета. Данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.
На практике наиболее частыми предметами взятки являются:
Деньги выраженные как в российской, так и в иностранной валюте имеющие хождение;
Ценные бумаги (государственные облигации, векселя, закладные, чеки, акции, депозитные и сберегательные сертификаты) ;
Имущество (движимое и недвижимое).
В качестве имущественной выгоды можно рассматривать прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или явно по заниженной стоимости) пользование какого - либо имущества, получение кредита на льготных условиях, и тому подобное.
Предметом взяточничества может быть и имущество, изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте, но тогда виновные лица несут ответственность и за незаконный оборот этих предметов. Так, дача и получение взятки в виде драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий) должны квалифицироваться не только как взяточничество. Здесь имеется идеальная совокупность преступлений и для обоих субъектов взяточничества возникает ответственность еще и по ст.191 УК РФ "Незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга". Аналогично, дача и получение в виде взятки наркотических средств либо оружия дополнительно квалифицируется и по статьям об ответственности за незаконный оборот этих предметов.
Таким образом, предметами взяточничества являются различные имущественные ценности, блага, услуги, выгоды, но все они должны носить имущественный характер, предоставлять получателю материальную выгоду, так как получение взятки является корыстным преступлением. Поэтому не образуют взяточничества случаи предоставления должностному лицу хоть и дефицитных товаров и услуг, но оплаченных им в полном объеме (возможность приобрести раритетную книгу или украшение, внеочередной ремонт квартиры и так далее). Оказание должностному лицу услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, за совершение им по службе тех или иных действий или за бездействие (например, дача устно или письменно благоприятного отзыва о его работе, положительная рекомендация, почетная грамота и тому подобное) не может рассматриваться как взяточничество.
Часть вторая Гражданского кодекс РФ (далее по тексту ГК) гласит (статья 575): "Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей". Данную норму можно истолковать как некую легализацию взяток. Ст. 575 ГК устанавливает, что обычный подарок служащему в связи с исполнением служебных обязанностей исключает квалификацию этого действия как преступного.
Дарение является безвозмездным договором, а ст. 572 ГК предусматривает, что договором дарения не признается, если осуществляется встречная передача вещи или права. А взятка предполагает обязательное встречное предоставление.
Однако ГК РФ предусматривает такие подарки, полученные должностными лицами, которые могут и не носить совершения конкретных действий (бездействий). Например, представительские подарки. В связи с юбилеем коллектив организации может сделать подарок руководителю учреждения. Представительские подарки (хотя они и связаны с должностным положением) не следует рассматривать в качестве взяток в связи с тем, что они делаются не за совершение действий (бездействия) по службе и не за общее покровительство или попустительство.
Вышеуказанная норма ГК РФ лишь ограничила стоимость подобных подарков до трех тысяч рублей, и только в случае получения подарка государственным или муниципальным служащим.
Следовательно, не исключается ответственность за взяточничество даже при незначительном размере взятки. Это не означает, что взяточничество не может быть малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 "Понятие преступления" УК РФ.
Итак, только незаконное вознаграждение может быть рассмотрено в качестве предмета взятки, которое:
1) действует в виде вознаграждения за совершенное действие (бездействие) должностному лицу, связанное с его служебным положением;
2) должна побудить к совершению такого действия должностное лицо.
Объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является получение взятки должностным лицом лично или через посредника. Получение взятки по конструкции объективной стороны относится к так называемым формальным составам, не предусматривая в качестве обязательного своего признака наступление общественно опасных последствий.
Взяточничество, так же как и другие преступления, поражает охраняемые уголовным законом общественные отношения, причиняя неизгладимые последствия течению нормальной деятельности государственного аппарата и изменению отношения к государственной и муниципальной власти. Указанные последствия не входят в рамки состава преступления, а, следовательно, не характеризуют его объективную сторону. Неизбежность последствий позволяет конструировать состав взяточничества как формальный. Что избавляет от лишней работы представителей правоохранительных органов.
Чаще всего взятка дается за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица.
Незаконные действия должностного лица - это неправомерные действия, которые вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления.
Использование служебного положения взяткополучателем уголовный закон определил, как общее покровительство (попустительство) по службе, которое может быть проявлено виновным по отношению к взяткодателю в самых разнообразных формах.
Составом данного преступления будет считаться покровительство (то есть протекционизм) облеченное в конкретное преступление. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, Действия, связанные с внеочередным необоснованным повышением в должности, с незаслуженным поощрением, не вызванные необходимостью.
А попустительство выражается в конкретном виде. Непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя и не реагирование на его неправомерные действия является попустительством по службе.
Закон указывает на служебный (по службе) характер покровительства и попустительства. Б.В. Волженкин отмечает, что "подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений (подношений) от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, так или иначе затрагивающие их интересы, и эти работники заинтересованы в благоприятном отношении к ним взяткополучателя" .
Между понятиями получения взятки за общее попустительство по службе и получения взятки за незаконное бездействие бывает трудно уловить грань. По мнению А.П. Рыжакова во всех случаях такого рода до окончательной квалификации действий обвиняемого стоит руководствоваться принципом презумпции невиновности. Сомнения в виновности следует толковать в пользу обвиняемого. Доказанным следует признавать совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом лично или через посредника взятки за общее попустительство по службе) в случае когда действия обвиняемого расцениваются и как попустительство по службе и как незаконное бездействие. К примеру, попустительством по службе будет не составление административного протокола инспектором ГИБДД по выявленному факту совершения административного правонарушения.
Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложным по содержанию, которые включают в себя:
1) принятие взятки должностным лицом как волеизъявление;
2) принятие взятки как получение имущественного блага.
Принятие взятки должностным лицом как волеизъявление является основным содержанием объективной стороны взяточничества. Указанная часть объективной стороны может быть выполнена только лично должностным лицом -получение взятки. Получение взятки является активным или пассивным изъявлением согласия на получение благодарности за совершенное действие или бездействие, или в качестве подкупа за такое действие или бездействие, которое еще не совершено.
В силу ч. 2 ст. 30 "Приготовление к преступлению и покушение на преступление" УК РФ, уголовная ответственность наступает лишь за приготовление к тяжким и особо тяжким преступлениям. К указанным категориям в соответствии с положениями ч.ч.4 и 5 ст.15 "Категории преступлений" УК РФ относятся деяния, предусмотренные ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 290 УК РФ. В то же время, деяния, предусмотренные ч.1 ст.290 УК РФ, являются преступлениями средней тяжести, что исключает возможность уголовной ответственности за приготовление.
В литературе отмечается, что одно лишь предложение и даже требование дать взятку не может расцениваться как стадия этого преступления и повлечь уголовную ответственность. Такой вывод обосновывается тем, что в указанной ситуации отсутствует реальное посягательство на общественные отношения и интересы, охраняемые уголовно - правовыми нормами о взяточничестве.
Принятие взятки как получение имущественного блага может выразиться:
1) в завладении предметом взяточничества в виде денег, ценных бумаг, вещей;
2) в приобретении имущественного права, например, на недвижимость или на именную ценную бумагу;
3) в фактическом пользовании предоставленными услугами и иными имущественными выгодами, например, выполнение работ в пользу взяткополучателя, неистребование кредитором долга при наступлении срока платежа;
4) в приобретении (оформлении) права, предоставляющего имущественную выгоду (например, беспроцентного кредита) или освобождении от обязанностей (например, прощение долга).
Для того чтобы считать объективную сторону получения взятки выполненной требуется исполнение обоих элементов, это принятие взятки - волеизъявления, и принятие взятки - получение имущественного блага. При не получении имущественного блага преступление будет считаться неоконченным. При отсутствии первого элемента уголовная ответственность вовсе исключается. Например, должностное лицо не в состоянии погасить долг в указанные сроки, а кредитор в знак благодарности за уже совершенные действия в пользу него по службе прощает долг. Не будет считаться получением взятки, если должностное лицо не соглашается с прощением долга. Даже если служебные полномочия использовались в пользу кредитора, то их можно считать скорее дружеской услугой, так как за нее не была получена имущественная выгода (то есть злоупотреблением полномочиями или дисциплинарным проступком). В случае если должностное лицо в какой либо форме не согласилось на получение взятки, то завладение предметом взятки не может считаться получением взятки.. Например, подбрасывание денег в аксессуары верхней одежды.
Уголовно - правовая теория и практика признают, что получение взятки будет окончено с момента принятия хотя бы части взятки, если вознаграждение передавалось по частям. Этот момент сравнительно не трудно определить, если предметом взятки являются деньги, какое - либо движимое имущество и передаются они из рук в руки, что бывает далеко не всегда. Момент окончания получения взятки должен определяться по моменту осознания должностным лицом факта передачи в его распоряжение вещей или денег и одобрения этого факта.
Одобрение может быть и молчаливым. Оно может выразиться и в недостаточно активном протесте, то есть в протесте игрового характера и в последующем непринятии никаких мер, чтобы вернуть предмет взятки взяткодателю.
Значительно сложнее решить данную проблему, когда предметом взятки являются различные выгоды имущественного характера. Имея ввиду многообразие предметов взятки в виде выгод имущественного характера, пожалуй, невозможно вывести общую теоретическую формулу момента принятия должностным лицом взятки в этих случаях. Если взятка предоставляется в виде соответствующей услуги, преступление считается оконченным с момента начала пользования этой услугой. Но так или иначе должен быть установлен, конкретизирован факт не только предоставления, но и принятия должностным лицом подобной выгоды имущественного характера.
Законодатель в уголовном законе указал на то, что принятие взятки может быть выполнено не только лично должностным лицом, но и иным лицом (посредником), действующим от имени должностного лица и в его интересах. Посредником получения взятки считается пособник взяткополучателя, которому доверено получение конкретной взятки или систематическое получение взяток. Необходимо установить в таких случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния, для которого использовалось служебное положение в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.
Закон предусматривает, что взятку может получать должностное лицо лично или через представителя, но не говорит, в чью пользу предоставляется имущественная выгода. Возможно, что такое предоставление не только в пользу самого должностного лица, но и в пользу его родственников и может расцениваться взяткой. Взяткой будет считаться имущественное предоставление в пользу любого другого лица, если в таком предоставлении заинтересовано должностное лицо. Следовательно, возможно получение взятки третьими лицами как для передачи заинтересованному должностному лицу так и в личных интересах с разрешения должностного лица.
Сложнее дело обстоит с получением взятки в пользу юридических лиц. Принятие должностным лицом "взятки" не рассматривается как таковым взяточничеством (например, руководитель государственного учреждения обещает предоставление организации определенные преимущества за компьютерное оборудование и оргтехнику, необходимое для эффективной работы данного учреждения) если оно предоставлено в общественных или государственных интересах, хотя и является негативным явлением. Вымогательство в пользу государственных и муниципальных органов на практике не рассматривается ни как вымогательство взятки, ни в качестве имущественного вымогательства. Но в некоторых случаях такие действия могут образовать состав преступления, предусмотренный ст. 286 или ст. 169 УК РФ.
Законодатель, формулируя квалифицированные составы ст. 290 УК РФ достаточно своеобразно подошел к этому вопросу.
Ч. 2 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность должностного лица, которое получило незаконное вознаграждение за действия (бездействия) носящий незаконный характер. Незаконные действия (бездействия) должностного лица, о которых говорится в указанной части, - это поведение выходящие за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействия), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица - это поведение, связанное с нарушением обязанностей и установленных правил по службе.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 истолковал незаконные действия должностного лица как неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
Таким образом, незаконное действие или бездействие может быть двух видов:
- а) не являющийся преступлением; и виновный несет ответственность только по ч.2 ст. 290 УК РФ;
- б) являющийся преступлением; виновный несет ответственность по совокупности преступлений (ч.2 ст. 290 УК РФ и преступление, которое было совершено должностным лицом за взятку).
Следует отметить. Что последнее обстоятельство подчас упускалось из виду органами предварительного следствия, которые, установив состав взяточничества, не давали ни какой правовой оценки действиям совершенным за незаконное вознаграждение и образующим самостоятельный состав преступления. В связи с этим упомянутый уже Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” подчеркнул, что “ответственность за дачу и получение взятки или коммерческий подкуп не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит уголовной ответственности по совокупности преступлений…”.
Так же решается вопрос, если за взятку виновный совершает и другое должностное преступление (служебный подлог, фальсификация доказательств, превышение должностных полномочий и т.п.).
Например, Ш. старший следователь РОВД, достоверно знала о наличии в действиях Ф. состава преступления, но заявила о возможности прекращения уголовного дела за взятку. Ш. изъяла из дела подлинник справки о размере ущерба, причиненного преступлением, внесла ложные сведения в протокол допроса. После вынесения постановления о прекращении уголовного дела Ш получила от Ф. в качестве взятки 400 кг. Отходов зерна. В последствии Ш. Была осуждена по ч. 2 ст. 292 УК РФ.
При этом на практике встречаются случаи, когда суды принимают ошибочные решения. Следователь отделения по расследованию дорожно-транспортных происшествий следственного управления УВД Ярославской области Б. получил взятку в виде личного автомобиля за прекращение уголовного дела и внесения в корыстных целях в официальные документы (протоколы допросов, постановление о назначении авто технической экспертизы) заведомо ложных сведений и составление заведомо ложных документов (протокол осмотра автомобиля). Несмотря на доказательность составов служебного подлога и злоупотребления должностными полномочиями, Б. Был осужден только за получение взятки за незаконные действия по ч. 2 ст. 290 УК РФ.
В теории уголовного права существует наряду с высказанной точкой зрения и другая. В частности, по мнению А.Л. Светлова, в случае если имеет место злоупотребление служебным полномочием, которое явилось вследствие получения должностным лицом взятки, его действия должны квалифицироваться только как получение взятки, поскольку законодатель главную опасность получения взятки видит не в тех действиях, которые за взятку совершает взяткополучатель, а в самом факте взятки. В обосновании этого также автором указывается, что получение взятки представляет собой специальный вид должностного злоупотребления и в соответствии с правилами конкуренции должна применяться норма, предусматривающая специальный состав.
По нашему мнению получение взятки должностным лицом, несомненно, является должностным злоупотреблением, однако указанное преступление законодателем обособленно от других должностных преступлений, что подтверждает тот факт, при котором все последующие действия (бездействия) (фальсификация доказательств, служебный подлог, непосредственно состав ст. 285 УК РФ - злоупотребление служебными полномочиями и т.п.) остаются за рамками ст. 290 УК РФ, т.е. не охватываются ею. Следовательно, если действия, совершаемые за взятку, носят преступный характер, то напрашивается логичный вывод о необходимости квалификации деяния субъекта по правилам реальной совокупности преступлений: получение взятки и того, которое совершается за взятку.
Взяточничество нередко считается помимо указанных специальных служебных преступлений, еще и с так называемыми общеуголовными преступлениями. На практике нередко возникают трудности при разграничении хищения чужого имущества, совершенного по предварительному сговору группой лиц и рассматриваемого нами преступления. Типичными ситуациями представлено пособничество должностных лиц хищениям имущества за вознаграждение и систематическое выполнение должностным лицом функций организатора хищений с последующим получением доли похищенного и т.п.
Анализ рассматриваемого квалифицирующего признака ст. 290 УК РФ и отдельных положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 позволяет нам сделать вывод о том, что вполне вероятно в правоприменительной практике возникает вопрос, действует ли по-прежнему правило, когда не вменялся квалифицирующий признак вымогательства взятки в случае, если взятка требуется за явно незаконные действия (например, за сокрытия факта преступления либо административного или иного правонарушения и т.п.) поскольку в упоминавшемся постановлении Пленума Верховного Суда РФ говорится: “Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо поставить последнего в такие условия, когда он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п.15)”.
Ч.3 ст. 290 УК РФ по сравнению со своей предшественницей несколько изменилась. Теперь данный признак строго ограничен и относится к лицам, занимающим государственные должности РФ или субъекта РФ, а равно главам органов местного самоуправления.
Наличие данного квалифицирующего обстоятельства в составе получения взятки вполне оправдано. “Общественная опасность взяточничества как преступления, посягающего на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления, подрывающего его авторитет, существенно увеличивается, - считает Б. Волженкин, - в зависимости от занимаемого субъектом должностного положения”.
Диспозиция ч. 3 ст. 290 УК РФ является бланкетной и отсылает нас к применению (по ч. 2, 3) к ст. 285 УК РФ, а также к Федеральному закону РФ “Об основах государственной службы в РФ”.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона государственная деятельность - это деятельность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ. Закон предусматривает три категории государственных должностей - “А”, “Б”, “В”. Государственные должности категории “А” - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, государственными конституционными, федеральными законами (государственная должность РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственная должность субъекта РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры, председатель Конституционного суда РФ, судьи Конституционного Суда, председатель Верховного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, уполномоченный по правам человека, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, председатель Счетной палаты, федеральные судьи и другие должностные лица, входящие в категорию “А”. Именно должностные лица категории “А” являются субъектами ч. 3 ст. 20 УК РФ. Как показывает практика, обозначенные моменты нередко толкуются произвольно, без учета действующего законодательства.
Так, суд первой инстанции необоснованно квалифицировал получение взяток старшим следователем прокуратуры района как, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ. Судебная коллегия областного суда при кассационном рассмотрении дела приговор изменила, указав в определении следующее. Как следует из примечания 2 к ст. 285 УК РФ, под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Согласно Сводному перечню государственных должностей РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 11.01.1995 г., следователи прокуратуры в их число не входят.
По такому же принципу Красноярским краевым судом 14 июля 1997 г. Хакимов осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ. Он признан виновным в том, что, по мнению краевого суда, являясь лицом, занимающим государственную должность РФ - старшего следователя следственного отдела Октябрьского РОВД г. Красноярска получил взятку в размере 1 млн. рублей, за действия в пользу последнего, которые входили в его, Хакимова, служебные полномочия.
Согласно ст. 1 Федерального Закона РФ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ” под органами местного понимаются выборные органы, наделенные полномочиями на решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и не входящие в систему органов государственной власти.
Наряду с этим, по мнению О.Х. Качмазова, круг лиц, которые в силу особого должностного положения несут повышенную уголовную ответственность, неоправданно ограничен. Автор полагает, что в него необходимо включить еще и категорию сотрудников правоохранительных органов. Мы склонны считать, что последнее может привести к размытию границ между основным и квалифицированными составами ст. 290 УК РФ и в месте с тем усилить уголовные репрессии по отношению к достаточно большому числу людей, что по нашему мнению противоречит принципам гуманизма уголовного закона, определенным в ст. 7 УК РФ.
Наиболее высокой общественной опасностью наполнено содержание состава предусмотренного ч.4 ст. 290 УК РФ. Законодателем к числу особо квалифицирующих признаков получения взятки отнесено:
- а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- в) вымогательство взятки;
- г) получение взятки в крупном размере.
Получение взятки группой лиц по предварительному сговору - впервые этот признак появился в уголовном законе на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. “Об усилении борьбы с нетрудовыми доходами”.
Как известно, ч. 2 ст. 35 УК РФ говорит о том, что преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Необходимо также руководствоваться и нормой содержащейся в ч. 4 ст. 34 УК РФ: лицо не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве организатора, подстрекателя либо пособника. Сговор признается предварительным, если участники преступления договорились о совместном его совершении хотя бы незадолго до начала преступления, то есть на стадии подготовки преступления. Не играет роли, вошли ли должностные лица в сговор еще до обращения к ним конкретного взяткодателя или после такого обращения к одному из них. Принципиально важным моментом является лишь, что группа должна образоваться до факта получения взятки одним из взяткодателей. В случае, когда должностное лицо, получившее взятку, понимает, что само не может удовлетворить интересы взяткодателя и по собственной инициативе передает часть взятки другому должностному лицу, предварительного сговора с которым не было, то оно несет ответственность за получение взятки и дачу взятки. Второе должностное лицо в этом случае виновно в получении взятки.
Таким образом, обязательными признаками совершения преступления предусмотренного п. “а” ч. 4 ст. 290 УК являются: “наличие двух или более надлежащих субъектов ответственности, предварительный сговор виновных и факт совершения одного и того же преступления.
Интересным выглядит вопрос в теории уголовного права о характере и содержании при этом деятельности каждого из должностных лиц, состоящих в группе, получившей взятку по предварительному сговору. Н.И. Корманский считает, что на наличие в данных действиях виновных лиц рассматриваемого квалифицирующего признака не влияет, кто из них должен был совершить действия (бездействие) в интересах взяткодателя, какую долю каждый из них получил, а равно их служебное положение.
Ю.И. Ляпунов утверждает, что для вменения квалифицирующего признака - получение взятки группой лиц по предварительному сговору - “не обязательно, чтобы каждое должностное лицо совершило конкретные служебные действия в интересах дающего взятку. Группа налицо и в том случае, когда по предварительному сговору - договоренности, с ведома, согласия и при содействии одного ее участника другое должностное лицо непосредственно совершает указанные действия и принимает от взяткодателя незаконное вознаграждение, часть которого передает другому соучастнику”.
Б. Волженкин, анализируя эти два высказывания, сам отмечает, что “лица составляющие группу взяткополучателей, действующих по предварительному сговору, должны быть соисполнителями преступления, т.е. получить, какаю-то часть материального вознаграждения и совершить (или, наоборот, не совершить) какие то действия в интересах взяткодателя с использованием должностного положения”.
Резюмируя сказанное можно сделать вывод, что для наличия признака группы лиц по предварительному сговору необходимы следующие условия (помимо уже названных) в совокупности:
Каждое из участвующих в сговоре лиц должно совершить конкретные действия с использованием служебного положения в пользу взяткодателя;
Каждое из должностных лиц должно получить хотя бы часть взятки.(42)
Получение взятки организованной группой представляет собой разновидность “сложного” соучастия, качественно отличающегося от получения взятки группой лиц по предварительному сговору. Данным отличием выступает наличие признака устойчивости, означающего, что участников группы объединяет цель совместного получения многочисленных взяток в течение продолжительного промежутка времени. Т.е. для данной группы применимы все признаки, которые рассматривались нами при изучении моментов связанных с соучастием в преступлении.
Участниками организованной группы могут быть не только должностные лица. Иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления и не отвечающий признакам должностного лица, не могут быть ни исполнителями соисполнителями. Содеянное ими требует обязательной ссылки на ст. 33 УК РФ. В таких случаях преступление считается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.
Лицо создавшее организованную группу взяткополучателей либо руководившее ею, несет ответственность за все факты получения взяток. Организованной группой, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность как соисполнители за преступления, в подготовке или в совершении которых они участвовали.
В законе понятие вымогательство взятки не определено, что следует признать существенным его недостатком. Поэтому суды при рассмотрении конкретных дел руководствуются разъяснениями вымогательства взятки, данным во всем том же постановлении Пленума Верховного Суда РФ. В п. 5 написано: “Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при угрозе совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов”.
Таким образом, Пленум Верховного Суда выделил две ситуации вымогательства взятки. В первом случае должностное лицо откровенно и недвусмысленно требует дать ему взятку, угрожая при этом совершить какие-либо действия, которые нарушают законные интересы лица, ставшего субъектом этого вымогательства (незаконно привлечь к ответственности, незаконно уволить с работы), или не совершить какое-либо правомерное действие, в котором заинтересован взяткодатель и которое должностное лицо, не нарушая существующего порядка и правовых норм, обязано выполнить. Одно лишь предложение дать взятку, исходящее от взяткополучателя, при отсутствии других условий в частности угроз нарушить законные интересы лица не является достаточным основанием для признания наличия вымогательства.
В теории уголовного права существуют споры о том, каким образом соотносить вымогательство взятки и характер выполняемых должностным лицом за нее действий (бездействии). По мнению Б. Волженкина “если взяткодатель заинтересован в незаконном неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, существующий порядок, уйти от заслуженной ответственности, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, получить не законные льготы и т.п., то говорить о вымогательстве взятки, о том, что субъект вынужден дать взятку и, следовательно, освобождать его от уголовной ответственности, было бы не правильно”. Анализ судебной практики показывает, что по первой инстанции суды вменяют п. “в”, ч. 4 ст. 290 УК РФ за такие действия должностных лиц, которые по смыслу являются виновными в том, или ином преступлении, выдачу листка нетрудоспособности здоровому пациенту, помощи в уклонении от налогов лицам которые являются нарушителями налогового законодательства и т.п.
При этом по нашему мнению взяткополучатель потворствует уж ни как ни законным интересам, а скорее наоборот. В свою очередь при таком положении дел взяткодатель сам стремится по средствам взятки (опять-таки как показывает практика) избежать тех или иных не желаемых последствий.
Наконец, к особо квалифицированным видам рассматриваемого преступления относится получение взятки в крупном размере (п. “г” ч. 4 ст. 290 УК РФ). В соответствии с приложением к статье 290 УК РФ крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгода имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
В этой связи возникает резонные вопрос, - «почему именно 150 тыс. рублей»? Почему относительно преступлений против собственности законодатель определяет крупный размер в сумму, превышающую 250 тыс. рублей, а относительно взятки на 100 тыс. меньше? Или законодатель считает, что квалифицированный разбой посягательство менее опасное, чем квалифицированное получение взятки? Думается, что на данные вопросы может ответить только лишь сам законодатель. С нашей же точки зрения подобная тарификация размеров не совсем обоснована.
Каждая вещь, любой предмет или оказанное должностному лицу услуги должны получить оценку на основании действительной стоимости предмета, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности, а при отсутствии последних - на основании заключения экспертов.
Если взятка в крупном размере получена по частям. Но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.
В теории уголовного права и в судебной практике нередко возникает вопрос: можно ли определяя крупный размер получения взятки производить сложение сумм, полученных виновным в разное время? Представляется очевидным следующий ответ: если в действиях виновного содержатся признаки неоднократности получения взяток, то суммировать их в одну крупную взятку не правильно. Напротив, если должностное лицо получило взятку от нескольких лиц за совершение в отношении них одного общего действия, размер взятки определяется одной общей итоговой суммой.