Общие правила разрешения судами трудовых споров. Подсудность трудовых споров: В какой суд подавать иск по трудовому спору? Трудовые споры подсудны районному суду
Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, т.е. из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором ( ТК РФ), а также подсудно ли дело данному суду.
Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных - ГПК РФ.
Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (часть четвертая статьи 413 ТК РФ).
2. Учитывая, что Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд ( , часть вторая статьи 390 , ТК РФ).
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (часть вторая статьи 387 , часть первая статьи 390 ТК РФ).
3. Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, ГПК РФ).
(см. текст в предыдущей редакции)
4. По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.
5. Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 390 ТК РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.
Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству ( ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
7. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленных статьей 154 ГПК РФ сроков рассмотрения трудовых дел. При этом следует иметь в виду, что дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца, а дела по другим трудовым спорам - до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ).
(см. текст в предыдущей редакции)
Вместе с тем в силу части 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных выше сроков.
8. При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).
Рассмотрение гражданских дел (в том числе и трудовых) в судебных инстанциях вызывает большое количество вопросов. Одним из них (едва ли не самым первым) является подсудность.
Разбирательство любых дел в судах самых различных инстанций, помимо прочего, регламентируется нормами закона о подсудности. Это касается, естественно, и трудовых споров.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
Правила о подсудности определяют, какой именно суд или судья должны рассматривать конкретное дело в зависимости от:
- категории дела (к какой именно отрасли права оно относится);
- сумм, истребуемых от ответчика;
- места подачи заявления или жалобы;
- места проживания или нахождения истца и ответчика.
Подсудность конкретного иска или заявления может определяться не только по какому-либо одному из вышеперечисленных факторов, но, в ряде случаев, и по их совокупности.
Правила подсудности определяются двумя нормативно-правовыми документами – Гражданским процессуальным (ГПК) и Арбитражным процессуальным кодексами (АПК). Поскольку разрешение трудовых споров не производится арбитражными инстанциями, то и подсудность этой категории дел АПК не регламентируется.
Правила о подсудности изложены в Главе 3 Гражданского процессуального кодекса, а конкретно – в статьях 23-32.
Подсудность исков по трудовым спорам
Существуют общие положения о подсудности, которые применимы к большинству дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции. Они, как правило, состоят в том, что документы по искам (жалобам, заявлениям) могут быть поданы:
- по месту пребывания ответчика или его подразделения-филиала;
- мировому судье или в суд города (района).
Эти правила универсальны , хотя из них и имеется ряд исключений. Например, статья 30 Гражданского процессуального кодекса устанавливает специальные положения об исключительной подсудности, и они могут не совпадать с общими стандартными правилами предъявления иска. Однако споры, проистекающие из правоотношений, связанных с трудовой деятельностью, в подобную категорию производств не попадают.
Территориальная подсудность трудовых споров
По существующему общему положению гражданские иски направляются по месту пребывания гражданина или предприятия-ответчика. Статья 28 Гражданского процессуального кодекса прямо устанавливает, что иск подаётся в судебную инстанцию в той местности, где находится организация-ответчик.
В то же время пункт 6 статьи 29 того же Кодекса разрешает по трудовым делам предъявлять исковые материалы в месте жительства предъявителя иска. В этой же статье (пункт 2) истцам в определённых случаях предоставляется возможность вчинять иски к юрлицам-ответчикам в населённом пункте, где находится их филиал или представительство. Трудовые споры полностью подпадают под эту диспозицию.
Исходя из взаимосвязи и совокупности упомянутых норм закона, истец по своему собственному усмотрению вправе направить документы в суд:
- в городе или районе, где зарегистрировано предприятие;
- в районе или городе, где он сам проживает;
- в городе или районе, где находится филиал или подразделение-представительство работодателя (если истец именно там работал).
Последнее положение требует некоторых пояснений. Многие граждане физически работают в филиалах организаций, штаб-квартиры которых могут находиться за несколько тысяч километров от самого предприятия.
По общему правилу подразделения-представительства и филиалы предприятий сами по себе не могут являться ответчиками в суде, ибо они не являются юридическими лицами.
Так что ответчиком в трудовом споре будет не филиал организации, а само предприятие (при этом всё равно, где оно зарегистрировано и фактически находится). Однако иск можно подать именно в том месте, где обосновался филиал.
Закон допускает изменение территориальной подсудности трудового спора по взаимному согласию сторон, но только до того момента, как судья формально принял дело к своему производству. Это правило называется договорной подсудностью и применяется достаточно редко, как правило, в спорах, не являющихся трудовыми.
Подсудность индивидуальных трудовых споров
Помимо индивидуальных споров работников с работодателями, бывают случаи, когда возникает коллективный трудовой спор работников со своим предприятием. Такие споры рассматриваются особым органом – трудовым арбитражем по правилам, отличающимся от гражданско-процессуального законодательства.
Индивидуальные же трудовые споры в трудовом арбитраже рассмотрены быть не могут и подлежат разрешению исключительно в судах общей юрисдикции.
В судебной практике нередко бывают случаи, когда несколько работников одновременно предъявляют администрации предприятия идентичные иски.
В этом случае при определённых обстоятельствах судья с согласия истцов вправе объединить все эти материалы в одно производство.
Однако с точки зрения трудового законодательства такой спор всё равно будет считаться индивидуальным (а не коллективным), поскольку определённое решение должно быть вынесено в отношении каждого конкретного работника. Соответственно, трудовому арбитражу такое дело будет неподсудно.
Подсудность трудовых споров о восстановлении на работе
Подсудность трудовых споров о восстановлении на работе определяется ровно так же, как и все остальные дела, проистекающие из отношений, связанных с трудовой деятельностью.
Соответствующие иски к работодателю могут быть заявлены:
- по месту жительства работника;
- по месту нахождения штаб-квартиры организации-ответчика;
- по месту пребывания филиала или представительства ответчика, если именно в нём работал истец.
Отметим, что заявления о восстановлении гражданина на работе подсудны исключительно районным или городским судам – мировые такие дела разбирать не вправе.
Подсудность рассмотрения трудовых споров
Помимо территориальной подсудности (в каком административно-территориальном образовании должно производиться рассмотрение дела) существует ещё и так называемая инстанционная подсудность. Она определяет какой именно суд (какого уровня) вправе принимать материалы к своему производству.
На территории одного административно-территориального образования существует, как минимум, два уровня судебных инстанций – мировые судьи и районные (городские) федеральные суды.
Закон не предоставляет гражданину возможности выбора – в суд какой инстанции обращаться. В отличие от положений территориальной подсудности воля истца или заявителя в данном конкретном случае не имеет никакого значения.
Мировые судьи разбирают трудовые дела исключительно по выдаче судебного приказа (особая процедура разрешения споров) о взыскании с работодателя начисленных работнику, но по каким-либо причинам невыплаченным последнему денежных средств:
- заработной платы;
- отпускных;
- компенсаций в связи с увольнением;
- компенсации за задержку зарплаты;
- иных начисленных денежных сумм.
Все остальные дела, проистекающие из трудовых отношений, рассматриваются федеральными районными или городскими судьями.
В городах федерального подчинения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – городские суды не рассматривают трудовые споры в качестве первых судебных инстанций, они лишь занимаются проверкой уже постановленных судебных решений.
При несоблюдении правил инстанционной подсудности (т. е. если разрешение спора не входит в компетенцию судей данного уровня), в соответствии со ст. 135 ГПК РФ судья отправляет исковое заявление обратно заявителю с разъяснением, какой именно суд полномочен рассматривать конкретное дело.
Разрешение рабочих разногласий обязательно должно проводиться в строго установленном порядке. В гражданском праве это правило носит наименование подсудности.
Рассмотрение вопроса, в обход подведомственности, возможно только в исключительных случаях. Именно об этом порядке и пойдет речь далее.
ГПК РФ подсудность по трудовым спорам
В соответствии со статьей 24 сегодняшнего ГПК РФ, любые трудовые разногласия должен рассматривать районный суд, но только за исключением дел, когда может быть получен судебный приказ.
Но большее количество обращений, все же, приходится именно на территориальные районные суды. При этом взыскание заработной платы — наиболее частое основание для обращения.
Для более подробного ознакомления с диспозициями о подведомственности можно ознакомиться предварительно скачав сегодняшний ГПК.
Подсудность трудовых споров ТК РФ
Подведомственность устанавливается таким образом, чтобы заявитель смог решить свой вопрос без применения варианта с судом. Поэтому изначально рекомендуется пытаться решить разногласие в прямом претенциозном порядке — посредством самостоятельного взаимодействия с другой стороной.
В статье 392 сегодняшнего ТК РФ указывается на обращение именно в районный суд, но только после попытки разрешить вопрос с участием трудовой комиссии.
Подведомственность и подсудность трудовых споров — описание
Эти два термина отличаются работой компетентных органов, которые рассматривают обращения работников. Подсудность относится только к определению судебного органа — в данном случае в виде 1-ой инстанции.
В случае если проблема не будет решена, либо заявителя не устроит содержание вынесенного вердикта, он в порядке апелляции сможет формально обратиться уже в краевой судебный орган. И так по нарастающей.
Что касается подведомственности, то ее суть заключается в обозначении списка государственных органов, которые могут рассматривать обращения относительно трудовых споров. К таким органам в частности относится КТС (ведомственная комиссия), территориальная прокуратура.
Подсудность трудовых споров о незаконном увольнении
Незаконное увольнение в установленном порядке рассматривается только территориальными районными судами. Для этого заявитель должен будет предоставить все объективные документальные подтверждения, предварительно прикрепив их к исковому заявлению. При этом следует соблюдать и формальные сроки давности. В данном случае они не могут превышать одного месяца.
Подсудность трудовых споров о восстановлении на работе
Восстановление на работе, на практике приравнивается к процессам о незаконном увольнении. Поэтому общие сроки будут стандартными — в течение 1 месяца с момента прекращения официальных отношений.
Адресат обращения тот же — территориальный районный судебный орган. На практике подобные процессы проводятся крайне редко. В большинстве случаев это касается государственной службы.
Подсудность по трудовым спорам о взыскании заработной платы
Здесь многое будет зависеть от конечной суммы. Взыскание заработной платы значится, как основной предмет производства. Если сумма не превышает фиксированных 50 тыс. рублей, то обращение должно последовать в территориальный мировой суд. Во всех остальных случаях — в районный.
Взыскание заработной платы независимо от конечной суммы сегодня возможно только в течение одного года. При этом за день отсчета будет браться непосредственно тот день, когда заработная плата должна была перечисляться по текущему договору.
Территориальная подсудность трудовых споров
Изначально подсудность должна определяться по территориальному признаку — не по месту жительства формального заявителя, а по месту нахождения условной организации.
Но в ряде случаев обращение по такому принципу становится невозможным. К примеру, если организация была ликвидирована, либо юридический адрес был перенесен в неустановленное место.
Еще одной причиной может являться отсутствие у заявителя возможности на подачу документов по месту формального нахождения организации. В этом случае будет применяться подсудность споров по месту жительства истца.
В соответствии с такими правилами, заявителю надо будет обращаться не в тот район, где зарегистрирован главный юридический адрес, а по собственному месту жительства. В статье 24 ГПК РФ(скачать кодекс можно по ссылке выше) данная возможность предусматривается для всех оснований без исключений.
В соответствии с ч. 1 ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, в которой она создана. Следовательно, к подведомственности комиссии по трудовым спорам (КТС) отнесены споры между работодателем и работником, если возникшие между ними разногласия не были урегулированы путем проведения переговоров. Однако КТС является альтернативным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работник вправе по спорам, отнесенным к подведомственности КТС, обратиться в суд, минуя КТС. Таким образом, индивидуальные трудовые споры, относящиеся к подведомственности КТС, могут быть рассмотрены как КТС, так и судом. Отсутствие обращения в КТС не является препятствием для подачи заявления в судебные органы.
В соответствии со ст. 391 ТК РФ к подведомственности суда отнесены следующие индивидуальные трудовые споры: 1) работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате времени вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; 2) по заявлению работодателя о возмещении работником вреда, причиненного организации, за исключением установленных федеральным законом случаев привлечения работника к материальной ответственности по решению работодателя; 3) об отказе в приеме на работу; 4) по заявлениям лиц, работающих по трудовому договору у работодателей физических лиц; 5) по заявлениям лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Перечисленные индивидуальные трудовые споры отнесены к исключительной подведомственности суда, и потому они не могут рассматриваться в КТС. Названные трудовые споры имеют различную подсудность. Из ст. 23 ГПК РФ, ч. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что к подсудности районных (городских) судов относятся все споры о восстановлении на работе независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работником при неудовлетворительном результате испытания (ч. 1 ст. 71 ТК РФ), заявления лиц, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и изменении формулировки причины увольнения, а также заявления о возмещении материального ущерба и выполнении материальных обязательств по договорам о труде в сумме, превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда. Остальные трудовые споры отнесены к подсудности мировых судей, в том числе заявления об отказе в приеме на работу, о дискриминации в трудовых отношениях, о переводе на другую работу у того же работодателя. То есть критерием отнесения индивидуальных трудовых споров к подсудности мировых судей выступает наличие у лица, обжалующего отказ в приеме на работу, намерения вступить в трудовые отношения, а также наличие трудовых отношений между работником и работодателем. Тогда как к подсудности районных городских судов отнесены споры, возникающие в связи с увольнением с работы, а также при предъявлении материальных претензий в сумме, превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда.
Заявление о восстановлении нарушенного права может быть подано работником в вышестоящий по отношению к его работодателю орган или вышестоящему должностному лицу, имеющему полномочия по отмене решений представителя работодателя. Такое заявление может быть подано наряду с обращением в КТС и суд. Например, в новой структуре Правительства РФ в министерства входят федеральные службы и агентства. Следовательно, по вопросам нарушения трудовых прав руководителями федеральных служб и агентств работники могут апеллировать к руководителям министерства, в которое входит федеральная служба или агентство, руководители которого допустили нарушение трудовых прав работника. К компетенции указанных должностных лиц относится рассмотрение заявлений работников, по отношению к которым они имеют полномочия принимать решения в сфере трудовой деятельности.
К подведомственности судов общей юрисдикции отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации за исключением их уставов и конституций. Перечисленные нормативные правовые акты могут быть проверены судом общей юрисдикции на предмет их соответствия вышестоящему по юридической силе законодательству, в частности федеральным законам.
Обжалование локальных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления происходит в районном (городском) суде по месту нахождения работодателя или органа местного самоуправления, издавшего такой акт.
Мировые судьи не имеют полномочий по рассмотрению заявлений о признании нормативных правовых актов недействующими полностью или в части.
Рассмотрение заявлений о признании недействующим нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации относится к компетенции суда субъекта РФ, принявшего такой акт. В кассационном порядке вынесенное решение обжалуется в Верховный Суд РФ.
Заявление об оспаривании подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти относится к подсудности Верховного Суда РФ. При подаче таких заявлений следует учитывать положения Постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. 1, ч. 2 и ч. 4 ст. 251, частей второй и третьей ст. 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства РФ. Из данного Постановления следует, что суды общей юрисдикции не могут рассматривать заявления об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства РФ федеральным законом, если в нем не имеется содержательной регламентации этого вопроса. Следовательно, в Верховном Суде РФ могут быть оспорены нормативные правовые акты Правительства РФ, если они изданы по вопросам, которые федеральным законом не отнесены к компетенции Правительства РФ, либо противоречат положениям федерального закона. В остальных случаях нормативные правовые акты Правительства РФ могут быть проверены Конституционным Судом РФ на предмет их соответствия Конституции РФ, в том числе и обозначенным в ней полномочиям Правительства РФ.
В соответствии со ст. 96, 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" к подведомственности Конституционного Суда РФ относятся жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод, если они нарушены законом федерального или регионального уровня, а также нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, которые применены в конкретном деле. Сказанное касается прав и свобод в сфере труда, которые вытекают из содержания Конституции РФ. Сроки для обращения с индивидуальной жалобой в Конституционный Суд РФ не установлены. Акты Конституционного Суда РФ относятся к источникам трудового права, если в них дается толкование норм трудового права. В частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 года N 421-0 по запросу Первомайского районного суда г. Пензы о проверке конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации говорится о способе защиты работодателем своего права на увольнение руководителя (его заместителя) выборного профсоюзного органа, не освобожденного от основной работы, при отказе вышестоящего выборного профсоюзного органа дать согласие на его увольнение. В соответствии с ч. 2 п. 3 названного Определения работодатель вправе обратиться с заявлением в суд о признании отказа вышестоящего профсоюзного органа на увольнение необоснованным. При рассмотрении подобных заявлений работодатель обязан доказать, что увольнение руководителя профсоюза (его заместителя) связано с проведением мероприятий по сокращению численности или штата работников организации, а не с профсоюзной деятельностью данного работника. В свою очередь, профсоюзный орган, отказавший в даче согласия на увольнение работника, обязан представить суду доказательства того, что его отказ вызван объективными причинами, обусловленными преследованием увольняемого работника за осуществление профсоюзной деятельности, то есть увольнение носит дискриминационный характер. После вступления в законную силу судебного решения о признании отказа профсоюзного органа на увольнение руководителя (его заместителя) профкома организации необоснованным, работодатель может уволить его по сокращению численности или штата работников организации.
Аналогичное право имеют профсоюзные органы. В ст. 5.30 КоАП РФ установлена административная ответственность работодателя, его представителей за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения. Следовательно, соответствующий профсоюз вправе обратиться в суд с заявлением о признании отказа работодателя, его представителей от заключения колдоговора, соглашения на предлагаемых профсоюзом условиях необоснованным и обязании заключить указанный договор.
Для обращения работодателя к профсоюзному органу с заявлением о признании необоснованным отказа в даче согласия на увольнение руководителя (его заместителя) профсоюза, не освобожденного от основной работы, а также для обращения профсоюза к работодателю о признании отказа от заключения колдоговора, соглашения необоснованным и обязании заключить соответствующий договор должен быть применен исковой характер производства. Названные исковые требования относятся к подсудности районных (городских) судов, поскольку они связаны с оценкой законности и обоснованности проводимого работодателем увольнения, а также с проверкой содержания проектов нормативных правовых актов в сфере труда. Тогда как гражданское процессуальное законодательство не относит к компетенции мировых судей оценку документов об увольнении, а также проверку содержания нормативных правовых актов о труде. Следовательно, перечисленные требования должны рассматриваться в районных (городских) судах.
Заявления о проверке соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям действующих у них уставов или конституций могут быть рассмотрены уставными либо конституционными судами субъектов Российской Федерации, где такие судебные органы созданы.
Заявление в порядке особого производства подается в районный (городской) суд по месту жительства или нахождения заявителя. Как уже отмечалось, мировые судьи не имеют полномочий по рассмотрению заявлений в порядке особого производства. Поэтому данный вид заявлений рассматривается федеральными судьями районных, а в городах, где нет районного деления, - городских судов.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В связи с чем при нарушении судебными органами прав и свобод, подлежащих защите в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, для разрешения заявлений в сфере труда заинтересованные лица могут обратиться в Европейский суд по правам человека. Такое обращение может состояться в течение шести месяцев с момента вынесения кассационного определения об оставлении в силе судебного решения, которым разрешено заявление в области трудовых отношений. В частности, подобные нарушения установлены решением Европейского суда по правам человека от 29 января 2004 года по делу гражданки Кормач Евой, которая обращалась в Шмитовский районный суд Чукотского автономного округа с иском о взыскании заработка, отпускных и надлежащем оформлении увольнения с работы. Ненадлежащее восстановление нарушенных прав судебными органами повлекло взыскание в ее пользу с Российской Федерации 3000 евро в счет компенсации морального вреда и 200 евро в счет судебных издержек. Следовательно, процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении судебными органами заявлений в сфере труда, могут стать предметом разбирательства в Европейской суде по правам человека.
Таковы основные способы защиты нарушенного права и охраняемого законом интереса в сфере труда путем обращения в органы, полномочные выносить обязательные для исполнения решения.
Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.
- Трудовое право
Ключевые слова:
1 -1
Судебная практика по трудовым спорам регулярно обобщается Верховным Судом РФ. Решения группируются по определенным тематикам, чтобы граждане могли легко найти интересующие их дела. В разделы включаются лишь те судебные акты, которые Верховный Суд считает «правильными», то есть принятыми в полном соответствии с буквой закона. Посмотрев, как решались трудовые споры в суде, можно узнать не только чью позицию в конфликте он поддерживает, но и на чем его мнение основано – с точки зрения закона.
Подведомственность и подсудность трудовых споров
Два этих понятия нередко путают, хотя их смысл совершенно разный.
Подведомственность
Подведомственность определяет орган, уполномоченный на решение того или иного спора. Большинство трудовых конфликтов решается в гражданском суде. Однако это не единственная инстанция, которой они подведомственны.
При возникновении разногласий сотрудник или работодатель вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС). А коллективные споры работников рассматривает трудовой арбитраж. Это временный орган, создаваемый сторонами конфликта с привлечением государственной инспекции.
Обращение в КТС предполагает досудебное урегулирование трудовых споров. Интересно, что среди органов, занимающихся ими, нет трудовой инспекции. В 2015 году было вынесено несколько судебных решений, где делался вывод, что данное ведомство не рассматривает и не решает индивидуальные споры между сотрудником и работодателем (например, апелляционное определение Магаданского облсуда № 33-19/2015 от 27 января 2015 г.). А Красноярский краевой суд в своем апелляционном определении (№ 33-1127/2015 от 9 февраля 2015 г.) отметил, что суд при вынесении решения по делу не учитывает мнение инспекторов трудинспекции.
Непосредственно в судах рассматриваются следующие трудовые споры (391-я статья Трудового кодекса):
- о незаконном (по мнению истца) отказе в приеме на работу;
- о случаях дискриминации, связанных с трудовыми отношениями ;
- о возмещении работодателю ущерба, возникшего по вине сотрудника;
- о нарушениях, допущенных при обработке персональных данных подчиненного;
- о восстановлении уволенного работника на прежнем месте;
- об изменении записи о причине расторжения трудового контракта и даты увольнения;
- об оплате работодателем вынужденного прогула;
- о выплате разницы между зарплатами (если работник выполнял менее оплачиваемую работу).
Однако рассмотрение трудовых споров в судебном порядке возможно в иных случаях, не поименованных в данном списке. ГПК РФ и Трудовой кодекс позволяют обращаться в суд, минуя КТС, или если сторона конфликта не согласна с решением комиссии. То есть комиссия по трудовым спорам является возможной, но не обязательной (и не окончательной!) инстанцией по регулированию разногласий.
Подсудность
Подсудность позволяет определить, в каком суде рассматриваются трудовые споры. Она устанавливает не только вид судебной инстанции, но и ее местонахождение.
Подсудность по трудовым спорам ГПК РФ напрямую не указывает. Лишь 29-я статья кодекса (п.6.3) говорит о том, что иски о восстановлении своих прав работники вправе подавать по месту своего жительства (а не месту нахождения ответчика). А в п.9 той же статьи отмечается, что при оспаривании трудового контракта гражданин вправе подать иск по месту исполнения договора.
Дополнительную информацию о том, какой суд рассматривает трудовые споры, можно узнать из Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004. В документе, в частности, сказано, что определение законности организованной забастовки возложено на Верховные суды субъектов Российской Федерации (краев, областей, городов федерального значения и т.д.).
Желающему отстаивать свои права работнику следует знать, в какой суд обращаться по трудовым спорам. Основная их масса рассматривается в районных судебных инстанциях (общей юрисдикции). Однако актуальная судебная практика стоит на стороне истца, подавшего документы в ненадлежащий суд.
Так, Верховный Суд РФ вынес Определение (№ 44-КГ16-5 от 20.06.2016), в котором говорится, что, если гражданин ошибся с подсудностью, и в связи с этим иск ему был возвращен, он вправе восстановить срок давности (если из-за возникшей волокиты он был пропущен). Нахождение документов в «неправильном» суде является уважительной причиной для его пропуска.
Подсудность трудовых споров о взыскании заработной платы
По общему правилу подобные иски подаются в районный суд – с учетом альтернативной подсудности, когда заявитель решает сам, подать ли иск по месту своего проживания или нахождения работодателя.
Обратиться к мировому судье гражданин может только в том случае, если он собирается взыскать долг по зарплате в приказном производстве (ст. 23 ГПК РФ). Это имеет смысл, если взыскатель уверен, что возражений со стороны организации-должника не последует. Однако если они будут, судебный приказ отменят. И тогда рассмотрение трудовых споров в суде общей юрисдикции (о взыскании задолженности по зарплате) станет единственной возможностью добиться справедливости.