Основные виды пожарной техники классификация пожарных автомобилей. Основные пожарные автомобили общего и целевого применения
Основная информация
Основные ПА целевого применения доставляют к месту вызова личный состав пожарное оборудование и инструмент . Все они имеют определенное назначение для тушения пожаров на объектах различного назначения (самолеты, газовые и нефтяные фонтаны, музеи, театры и т.д.). Иными словами каждый такой автомобиль имеет четко определенную сферу применения.В качестве огнетушащих веществ на этих ПА применяют: воду, пену , порошки огнетушащие , нейтральные газы и т.д.
Типажи ПА целевого применения
К ПА целевого применения принято относить:- Пожарные аэродромные автомобили (АА) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами .
- Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара .
- Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов .
- Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) : Пожарный автомобиль, обо-рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте .
- Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров .
- Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) : Пожарный автомобиль, оборудован¬ный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение .
- Пожарные автонасосные станции (ПНС) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара .
- Пожарные пеноподъемники (ППП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте .
Примеры различных основных пожарных автомобилей целевого применения
Источники
- ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения"
- Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. - Санкт-Петербург, 2006.-507с.
Общие сведения
Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) предназначены для доставки к месту чрезвычайной ситуации боевого расчета и специального аварийно-спасательного оборудования и инструмента , а так же для организации проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на месте пожара.Они служат для:
Пожарные
аварийно-спасательные автомобили, входя в классификацию пожарных автомобилей , являются лишь частным случаем АСА и одновременно относятся и к собственной (довольно обширной) классификации аварийно-спасательных автомобилей.
В настоящее время в Российской Федерации применяется большое количество разнообразных аварийно-спасательных автомобилей, стоящих не только на вооружении подразделений пожарной охраны , но и спасательных формирований МЧС. Они активно применяются в зонах чрезвычайных ситуаций по всему миру. Назначение их может быть довольно широко – не только разбор завалов, но и проведение радиационно-химической разведки, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий по удалению воды при наводнениях и т.д.
Особенности конструкции и комплектации
АСА легкого типа
Обычно АСА монтируется на шасси грузопассажирского автомобиля с кузовами фургонного типа. Для удобства использования большинство вывозимого оборудования размещено на специальной кассете, выдвигаемой по специальным роликам качения при боевом развертывании из кузова через заднюю дверь .Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(4310):
1 – шасси КамАЗ-4310; 2 – прожектор; 3 – генератор; 4 – ящик с оборудованием; 5 – сетки; 6 – кран грузоподъемный
Кран грузоподъемный модели АСО-20(4310):
1 – секция выдвижная; 2 – гидроцилиндр; 3 – основание телескопической стрелы;
4 – гидрозамок; 5 – гидроцилиндр раскрытия; 6 – стрела первая; 7 – колонна; 8 – рама;
9 – привод поворота; 10 – гидроцилиндр подъема; 11 – рычаг; 12 – тяга
АСА тяжелого типа укомплектовывается следующими видами оборудования:
- генераторы переменного тока;
- грузоподъемные краны;
- лебедки;
- осветительное оборудование;
- оборудование специального назначения (дымососы , СИЗОД , мотопомпы , газосварочные и газорезательные аппараты и пр.);
- аварийно-спасательное оборудование.
История возникновения
Понятие Аварийно-спасательный автомобиль появилось в обиходе отечественных пожарных служб и служб спасения в 90-х годах XX века, одновременно со становлением МЧС РФ. В эти годы, в связи с появлением специальных служб выполнявших задачи по проведению АСДНР , эти автомобили стали крайне востребованы, что привело к бурному их развитию и внедрению. На первых порах, применялись в основном западные образцы такой техники, однако, довольно быстро появились и отечественные модели на базе автомобилей Газель, КамАЗ, Урал и т.д..Однако, потребность в проведении специальных работ по вскрытию конструкций на пожарах , существовала всегда. В период СССР, для решения указанных задач был создан специальный тип пожарных автомобилей – автомобили технической службы .
Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">
Аварийный автомобиль.
Конец 20-х.
Ленинград.
История подобных автомобилей начинается в конце 20-х годов. И их создание было вызвано проведением аварийных работ на пожаре. И прежде всего, связанных с подъемом разного рода тяжестей и перетаскивании их (что запрещеается кстати на гражданке). Другой вид деятельности - вскрытие проемов, конструкций.
Ко дню юбилея Ленинградской пожарной команды был выпущен универсальный вспомогательно-технический ход, сконструированный и оборудованный в мастерских пожарной команды. Автомобиль снабжался следующими устройствами: электростанцией с осветительными приборами, подъемным краном и приборами для работ с грузами, приборами для борьбы с обвалами, приспособлениями для отвода воды и приборами для связи. Все эти приспособления размещены на пятитонном шасси германской марки Н. А. Г. с 4-цилиндровым двигателем в 26 лошадиных сил. В 30-е и 40-е годы создается масса всяког рода комбинированных автомобилей, которые зачастую сложно классифицировать. Компрессорно- осветительный ход - типичный пример. Можно считать его прообразом будущих АТСО (автомобилей технической службы и освещения). 5 пневматических молотков, 320 м погонной длины воздушных шлангов, компрессор, 3 прожектора - это все на 4-х членов экипажа. Машина эксплуатировалась в Московском гарнизоне.
Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">
АТСО-12(131)
конец 60-х годов.
В 1960 году наступает эпоха ЗИЛ-157К, мощного (109 л.с) шасси повышенной проходимости. И Торжокского завода, который с начала выпуска автомобилей техслужбы так и не уступил никому пальму первенства, выпустив все советские модели такого типа. Модель АТ, прослужившая долгую и славную жизнь, имела полный вес в 7,5 т, вывозила на борту компрессор ЗИФ-55, подъемный кран-укосину грузоподъемностью 2 т, лебедку спереди. Все это могло преодалевать водные преграды глубиной до 85 см. Они выпускалсь на протяжении почти 10 лет большой партией и до сих пор в Твери можно встретить технически исправный АТ-2(157К) .
Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">
АТ-3(131) мод. Т2
1971г. Торжок
Ну как могли пройти конструктора мимо ЗИЛ-131? И в 1971 году на свет появляется АТ-3(131) модель Т2 . Как понятно из обозначения грузоподъемность крана возросла до 3 т, для его врашения использовался роликовый поворотный круг, аналогичный по конструкции поворотному основанию автолестниц АЛ-30(131). При работе крана в рабочее положение приводились задние аутригеры. Компрессор тот же ЗИФ-55, но теперь он может работать и на привод струйного дымососа.
На базе АТ-3(131) в начале 70-х годов создается Автомобиль технической службы, связи и освещеия АТСО-12(131) . Убрали конструкцию крана, установили генератор БСС-62-4, загрузили самым разным оборудованием: прожектора, УКВ радиостанции, усилитель, прожектора, дымосос, водозащитный брезент и три мешка с опилками, бензопила "Дружба"... Чего там только не было. И еще - трудно готовить экипаж такого автомобиля - бойцы должны были получать спец. удостоверения на право работы с таким разношерстным оборудованием. По-видимому автомобиль серийным не стал - в официальных каталогах его характеристики отсутствуют.
С 1978 года выпускается новый вариант АТСО, на шасси Урал-375, модель 114. Похожий по устройству на АТСО-12, но возвращается в добавок ко всему коленный стреловой кран и увеличивается мощность генератора.
Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">
RW-2 на шассси
Iveco-Magirus
Конец 70-х
В конце 70-х, начале 80-х годов в гарнизонах отказываются от перегруженных оборудованием монстров, еще и потребляющих бензин АИ-93. И создается ряд простых по устройству автомобилей как компрессорные станции Московского, Воронежского и других гарнизонов или Тверской автомобиль АТАС. Тогда же в специализированные части (например в Горьковский гарнизон) начинает поступать немец RW-2 . По качественному оснащению конечно это был шок... Они служили долго - "Ивеко" надежное шасси.
В конце 20-го века подобную технику производили в г.Жуковский на машиностроительном заводе и фирма "Берег" (Павлово-посадский район), почему-то назвавшая его автомобиль тыла .
В это же время и начали в больших количествах появляться специализированные аварийно-спасательные автомобили, в которых идеи заложенные в пожарные автомобили технической службы были развиты и дополнены в соответствии с требованиями нового министерства. Был изучен и учтен опыт аналогичных зарубежных автомобилей. А аварийно-спасательное оборудование устанавливаемое на такие автомобили и по сей день часто имеет западное происхождение (например фирмы Holmatro).
Одновременно, развивались и аварийно-спасательные автомобили на базе легковых автомобилей. Изначально такие машины назывались – Автомобиль быстрого реагирования (АБР). Предприятиями в России был выпущен ряд подобных автомобилей. В середине первого десятилетия XXI века модельный ряд этих автомобилей распался на два направления – Пожарные автомобили первой помощи и АСА легкого типа .
Так же, на современном этапе в рамках реализации "Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе ГПС МЧС России" (Приложение 2 к приказу МЧС России от 31.12.2002 г. № 624) начато изготовление автомобилей нового типа – АПС (автомобилей пожарно-спасательных) 2 с более тесным совмещением функций по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Эти многофункциональные автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчёта, запаса огнетушащих веществ, ПТВ , специального оборудования, снаряжения и инструмента, средств связи и освещения . На месте пожара или ЧС пожарно-спасательные расчёты этих автомобилей способны наряду с тушением пожаров производить аварийно-спасательные работы в жилых или административных зданиях любого назначения, на объектах промышленности, а также на транспорте
Неконтролируемое горение может возникнуть в любом месте. Для пожаров характерно ускоренное распространение огня с выделением огромных объемов тепловой энергии и повышением температуры возле мест возгорания. При этом в воздухе может образоваться высокая концентрация вредоносных газов, оксидов, других веществ. Материальные ценности уничтожаются и возникает серьезный риск для человеческой жизни.
Необходимо потушить пожар как можно скорее и поспособствовать снижению темпов развития процессов горения. Для этого используются специальные средства подходящего состава и интенсивности действия.
Сегодня к таким устройствам относится внушительный перечень разнообразных технических средств, применяемых для ограничения и ликвидации пожара, защиты человеческих жизней, а также материальных ценностей. Это средства связи , первичные устройства, специальные приспособления для ликвидации пламени и современные пожарные автомобили.
Перед ликвидацией пожаров принято выполнять такие работы, как разведка, очистка зданий от продуктов горения, вскрытие помещения, спасение пострадавших и так далее. Для выполнения таких действий необходимо специальное оборудование, установленное на соответствующих пожарных машинах.
Пожарные машины
Разнообразие условий, при которых приходится ликвидировать очаги возгорания при чрезвычайных происшествиях требуют применения машин различного назначения. Соответственно необходимым действиям спецтехника делится на несколько типов:
- основные пожарные автомобили;
- вспомогательные пожарные автомобили;
Техника, классифицируемая как основная, делится на пожарные машины целевого и общего назначения. Пожарные автомобили нужны для транспортировки огнетушащего оборудования, подразделений ГПС к пунктам подачи.
Техника общего применения используется при ликвидации возгораний в жилых секторах и на городских объектах. Машины целевого назначения необходимы при ликвидации возгораний на аэродромах, а также объектах химической или нефтяной промышленности.
К основным относятся АЦ — автоцистерны, АПП — кареты первой помощи, АНР — насосно-рукавные машины, АВД — с насосами повышенного давления.
К основным пожарным автомобилям целевого назначения относятся АА — автомобили аэродромные, АПТ — автомобили пенного тушения, АГТ — техника, предназначенная для газового тушения, АГВТ — газоводяные, АП — средства порошкового тушения, АКТ — установки комбинированного тушения, ПНС — пожарные насосные станции.
Предназначены для разборки конструкций, освещения, достижения необходимой высоты и т.д. В качестве основных параметров, описывающих назначение машин, выделяют, например, питание генератора, рабочую длину лестниц.
К специальным ПА относятся АЛ — автолестницы, АР — рукавные, АШ — штабные, ДУ — устройства для удаления дыма, АС — аварийно-спасательные средства, АПК — коленчатые автомобильные подъемники, ГДЗС — газодымозащитная служба.
Вспомогательные машины необходимы для транспортировки подразделений. Для выделения техники из общего потока транспорта на проезжих частях необходимо достижение определенного уровня информативности при помощи окраски, сигнализации, формы ТС.
К вспомогательным машинам относятся:
Для повышения информативности применяется контрастирующая белая краска. Опознавательные знаки, надписи, графическая схема, обязательные требования к звуковым и световым сигналам устанавливаются единым стандартом. На дверцах кабины всегда указывается название населенного пункта и номер части, а на корме — тип машины.
Бамперы всегда окрашиваются белым, а диски колес, рама и некоторые элементы ходовой — черным. В серебристый окрашиваются лестницы и подъемники.
Синие светопроблесковые маяки используются для световой сигнализации. Для звукового оповещения используются сирены, подающие несколько сигналов. В качестве источников питания сигнализации может использоваться постоянный ток, а также отработанные газы мотора.
ТТХ пожарных машин
Возможности каждого отделения большей частью обуславливаются тактико-техническими показателями служебных автомобилей и численностью сотрудников.
Перечень условий, определяющих технический потенциал оборудования, а также численность сотрудников и объем тушащих средств называют тактико-технической характеристикой.
Эти данные дают возможность оценивать состояние транспортных средств и их функциональные возможности. При тушении с использованием специальных пожарный автомобилей эти показатели всегда будут решающими.
Тактический потенциал машин определяется техническими данными, достаточным количеством необходимых устройств, перевозимых запасов в автоцистернах. Приоритетной всегда является возможность выполнения всех боевых действий за минимальный промежуток времени с максимальной эффективностью.
Тепловое состояние мотора, а также возможность своевременного запуска всегда должны контролироваться.На базовых транспортных средствах запуск осуществляется с использованием обыкновенных стартеров, работающих от аккумуляторов. На дизельных двигателях предусмотрена система запуска с использованием сжатого воздуха.
Продолжительность работы машин определяется мощностью мотора и качеством базового шасси. Это обуславливает использование мощных шасси с самыми лучшими показателями по прочности и проходимости.
Мощность моторов оборудованных на пожарных машинах может составлять 130-140 кВт. Скорость передвижения пожарного автомобиля — максимум 80-95 км/ч.
Боевое развертывание и тушение
Для выполнения поставленных задач все средства должны быть приведены в полную готовность. Оборудование всегда надежно закрепляется и при этом должно легко сниматься.
Каждое устройство должно быть размещено в соответствии с инструкцией по развертыванию. Техника, используемая чаще всего, размещается в доступных местах для удобства.
Съемное оборудование проектируется таким образом, чтобы один или двое пожарных имели возможность легко перенести его. Каждая система должна быть исправна и отрегулирована, а их разборка и соединение не должны требовать особых усилий.
Главной для пожарных автомобилей является возможность развертывания в ускоренном режиме, безопасность, устойчивость при проведении работ по ликвидации возгораний.
На технике предусмотрены огнетушащие средства, а также насосы для создания напора.
По вместимости цистерны делятся на:
- легкие — до 2000 л;
- средние — от 2000 до 4000 л;
- тяжелые — от 4000 л.
Вместимость баков преобразователей варьируется от 200 до 500 л. Мощность подачи средств тушения при работе насосов приравнивается к 30-40 л/с. Напор в насосах на тяжелых машинах — 60 л/с, а на специальных станциях — 100-110 л/с.
Производительности всех насосов и объемов цистерн достаточно для ликвидации практически любого возгорания. Во время крупных возгораний цистерны монтируются на специальный источник или организуется напор для средств для тушения с применением пожарных насосных станций.
Техобслуживание пожарных машин
Для качественного технического обслуживания пожарных автомобилей ответственные сотрудники обязательно изучают все инструкции, представленные заводом-изготовителем автомобилей.
Контрольное тестирование проводится водителем и другими сотрудниками. В процессе техобслуживания в подразделениях используются инструменты водителя. Помещение для проведения работ подготавливается в специальной мастерской со специальной канавой и дополнительными устройствами. В каждом таком помещении обязательно устанавливается точильный и слесарный станок.
Первые российские пожарные автомобили появились в 1904 году. Тогда они могли перевозить до 10 человек и оснащались простым оборудованием. С течением времени технологии усложнялись, а арсенал транспорта пополнялся новыми устройствами и средствами. Сегодня их разделяют по целевому назначению и типу оборудования. Для доставки личного состава, средств огнетушения и подачи их в очаги возгораний, проведения аварийно-спасательных работ используют основные пожарные автомобили.
Разнообразие автомобилей
Кузов пожарной машины окрашивают в красный и белый цвета, а ходовую часть – в черный. На таком пожарном транспорте не должно быть наклеек, надписей, кроме тех, которые предусмотрены правилами и заводом-изготовителем.
На основных пожарных автомобилях указывают тип в сокращенном варианте, характеристики, номер пожарной части и название населенного пункта.
Выдвижные и другие элементы, которые могут быть опасны для человека, обозначают красными и белыми полосами. В зависимости от назначения основные пожарные автомобили бывают общего и целевого применения.
В большинстве случаев базой для оборудования являются шасси автомобилей различной грузоподъемности. Например, производства заводов КрАЗ, КамАЗ, Урал, ЗИЛ.
Выбор шасси – один из главных приоритетов в создании пожарного автомобиля. Для легковесных пожарных надстроек с простым оборудованием достаточно серийных моделей, а для аэродромных автомобилей необходим полный привод и увеличенная колесная формула. Кроме того, старые типы шасси могут не отвечать требованиям новых модификаций пожарного оборудования и надстроек.
Машины общего применения
К основным пожарным автомобилям общего применения относят следующие виды транспорта:
- АЦ - автоцистерны;
- АНР - насосно-рукавный;
- АПП - первой помощи;
- АВД - с насосом высокого давления.
Рассмотрим подробнее каждый из видов машин.
Пожарные автоцистерны предназначены не только для доставки огнетушащих средств на пожар, но и перевозки боевых расчетов. Тушение с помощью автоцистерны производят водой или пеной. В оснащение входит пенообразователь, пожарные насосы и коммуникации. Воду для этого используют из бака или из других источников.
Комплектация в разных моделях пожарных надстроек одинакова, но отличаются характеристики: объем баков пенообразователей и цистерн, мощность насоса. В зависимости от вместительности цистерны для воды такой транспорт может быть легким, средним или тяжелым.
Существуют гибридные модификации с пожарными лестницами или насосами повышенной мощности. Цистерны для воды изготавливают из углеродистой стали или стеклопластика.
Пожарный автомобиль насосно-рукавный рассчитан на перевозку боевого расчета и увеличенного количества пожарной техники. Конструктивно он мало отличается от автоцистерны, но не имеет емкостей для воды. За счет этого появилось дополнительное пространство для экипажа и техники.
Насосно-рукавные автомобили доставляют оборудование и средства тушения, а при необходимости способны осуществить перекачку большого объема воды из посторонних источников. Рукава прокладывают быстро и на дальние расстояния.
Такие пожарные автомобили дополнительно оборудуют стволами, в том числе воздушно-пенными, генераторами огнетушащего вещества, а также лестницами ручного типа. Их ходовые качества позволяют добраться в труднодоступные места и делать забор воды без специальных подъездов к водоемам.
Автомобиль первой помощи или по-старому автомобиль быстрого реагирования выделяется из всей основной группы своим легким весом и возможностями. Он базируется на шасси малой грузоподъемности.
В основном предназначен для населенных пунктов, особенно крупных. В условиях транспортных заторов и современной застройки автомобиль первой помощи быстрей добирается до места, где возник пожар. Благодаря небольшим габаритам увеличивается маневренность.
Эти автомобили оказывают первую помощь при тушении и аварийно-спасательных работах. Если есть необходимость, то после них к ликвидации пожара приступают другие пожарные машины.
По статистике сокращение времени на проезд позволяет сохранить жизнь людям и эффективней устранить очаги. Недостаток автомобиля первой помощи – ограниченная проходимость. Все модели отличаются комплектацией пожарной техники и вместимостью салона для боевого расчета.
Пожарный автомобиль с насосом высокого давления необходим для тушения возгораний в высотных зданиях. В оснащение входит насос высокого давления, емкости для огнетушащих веществ и другая техника.
Вещества подаются через рукавные линии под сильным напором. Это автомобили большой грузоподъемности с отсеками для оборудования и коммуникаций, а также с местом для перевозки боевого расчета.
Ранее к автомобилям общего применения относили пожарно-спасательный транспорт. У него был расширенный комплект пожарной техники, а использовался он для тушения возгораний в различных ситуациях и проведения ряда аварийно-спасательных работ.
Машины целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения используются для тушения различных сложных ситуаций. К таким относятся аэропорты, заводы, объекты инфраструктуры, здания культурного досуга и подобные. Помимо воды и пенных растворов в них предусмотрено наличие порошковых, газовых огнетушащих веществ.
Машины целевого применения бывают:
Аэродромные автомобили необходимы для ликвидации возгораний в летательных аппаратах (самолеты и вертолеты), разлитого топлива, эвакуации людей из воздушных судов.
Иногда возникает необходимость в смягчении посадки самолета, и с помощью специального оборудования они покрывают посадочную полосу слоем пены. Есть стартовый и основной транспорт для этих целей. На аэродромах реагирование при возникновении возгораний предполагается в течение 30 минут.
Автомобили комплектуются всасывающими, напорными и комбинированного действия пожарными рукавами, дисковыми пилами для вскрытия фюзеляжа воздушных судов, пенобаками, насосным отсеком, емкостями для воды и дополнительными средствами огнетушения.
Их проходимость должны быть высокая, чтобы действовать эффективно за пределами взлетной полосы. На аэродроме должен быть 1 или 2 пожарных автомобиля.
- АПТ, АП, АГТ, АКТ
В нефтехимической отрасли ликвидацию пожаров осуществляют с помощью автомобилей пенного, порошкового, газоводяного и комбинированного тушения. Последний вариант используют в лесном хозяйстве, на предприятиях газовой промышленности, а также различно вида транспорте.
Они оборудованы емкостями для огнетушащих веществ, коммуникациями для их преобразования и подачи на рукава, лафетные стволы. В их в кабинах размещается личный состав, а в дополнительных отсеках — техническое вооружение. Надстройки устанавливают на базе грузоподъемного транспорта.
Чтобы потушить масштабный пожар, применяют автонасосные станции. Они подают воду по магистральным рукавам к оборудованию, например, лафетным стволам или другой пожарной технике. Их проходимость превышает средние показатели. Используют автонасосные станции совместно с другими пожарными автомобилями. Для обеспечения работы насоса есть еще один двигатель помимо рабочего агрегата для шасси.
Предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС , огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения .
Это наиболее распространенный тип пожарных автомобилей , в силу универсальности своих технических характеристик.
К основным пожарным автомобилям общего применения относятся ПА для тушения наиболее характерных пожаров в городах и населённых пунктах.
Основные вида ПА общего применения:
- Пожарные автоцистерны (АЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом , емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования , проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ .
- Пожарные автомобили насосно-рукавные (АНР) : Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) лич¬ного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению .
- Пожарные автомобили первой помощи (АПП) : Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ .
- Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях .
- Автомобиль пожарно-спасательный (АПС, ПСА) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ .
Наиболее распространенные Основные пожарные автомобили общего применения
С учетом некоторых допущений, к группе Основных ПА общего применения можно так же отнести новинки типажа пожарных автомобилей:
Считается, что если основа подобного рода гибридного автомобиля – автоцистерна, то такой автомобиль ближе к основным пожарным автомобилям, и в названии аббревиатура АЦ идет впереди. Например, АЦЛ, АЦПК.
Если же, основой для создания гибрида является автолестница или коленчатый подъемник, то автомобиль является специальным, с расширенными функциями. И такие автомобили имеют маркировку в которой сначала указывается тип специального автомобиля и добавляется АЦ. Например, АЛЦ или АПКЦ .
Необычные основные пожарные автомобили общего применения
Источники
- ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения"
- Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. - Санкт-Петербург, 2006.-507с.
- М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника , Москва, 2004