Особенности применения относительно определенных норм права. Виды правовых норм
Субъектов общественных отношений путем использования прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов. Однако в случаях, когда добровольная и самостоятельная реализация правовых норм невозможна (нарушены право или запрет, не исполнена или ненадлежаще исполнена обязанность), включается механизм принудительного применения нормы права.
Определение 1
Правоприменение – специально-юридическая деятельность уполномоченных органов и лиц, обеспечивающая претворение правовых предписаний в жизнь посредством издания и исполнения индивидуальных актов.
Специфика применения норм права заключается в том, что
- это властная деятельность, которая осуществляется независимо, а иногда и вопреки воле и желанию участников отношений;
- норма права реализуется с участием специальных субъектов – должностных лиц, наделенных соответствующими права и обязанностями;
- участники спорных общественных отношений пассивны, а применяющий норму права орган активен;
- данная деятельность процессуальна, т. е. сама урегулирована нормами права и последовательно проходит несколько стадий;
- итогом правоприменения является вынесение индивидуального правового акта, которым урегулируются конкретные общественные отношения и абстрактное веление правовой нормы становится индивидуализированным правоположением.
Стадии применения норм права
Определение 2
Стадия применения нормы права – совокупность действий уполномоченного субъекта, направленных на реализацию нормы права.
Всего в применении нормы права выделяют четыре стадии:
- Установление фактических обстоятельств юридического дела. Имея повод и основание для применения нормы права, специально уполномоченный субъект (орган государственной власти, его должностное лицо) исследуют юридически значимые обстоятельства конкретного дела (правоотношения). При этом все фактические обстоятельства можно подразделить на две группы: основные: следуют из диспозиции нормы материального права и непосредственно влияют на юридическую квалификацию, и вспомогательные: не влияют на юридическую квалификацию, но способствуют установлению основных обстоятельств.
- Правовая квалификация. На следующем этапе установленные фактические обстоятельства сопоставляются с их типовой моделью, закрепленной в диспозиции нормы права. При этом в ходе квалификации поведения субъектов отношений может оцениваться не только с собственно юридической, но и социально-политической, а порой и нравственно-психологической стороны (особенно это актуально для семейных правоотношений).
- Вынесение акта применения права. На этой стадии собранная информация о фактических обстоятельствах дела, а также правовая и социальная информация объединяются для урегулирования конкретного правоотношения. Данная стадия является главной в правоприменении, поскольку все предыдущие и последующие действия уполномоченных лиц направлено именно на то, чтобы посредством индивидуального решения обеспечить реализацию нормы права.
- Исполнение решения. Без реализации принятого решения правоприменение бессмысленно, поскольку подлежащая реализации норма права так и останется «мертвой». В рамках этого этапа правоприменительный орган взаимодействует с иными органами власти (например, службой судебных приставов), а также с участниками спорных правоотношений.
Акты применения права и их классификация
Итогом деятельности по применению нормы права выступает специальный юридический акт, порождающий, изменяющий или прекращающий правовые отношений (т. е. являющийся правовым фактом).
Определение 3
Правоприменительный акт - это основанный на нормативных предписаниях и конкретных жизненных обстоятельствах индивидуальный правовой акт, которым урегулируется юридический конфликт и реализуется предписание правовой нормы.
Большинство правоприменительных актов имеют письменную форму и должны соответствовать определенным требованиям к содержанию. Так, в структуре акта применения права обычно выделяются:
- вводная часть, в которой указывается место и дата его принятия, правоприменительный орган, сведения об участниках правоотношения;
- описательная часть, в которой излагаются установленные по делу обстоятельства;
- мотивировочная часть, в которое проводится оценка собранных доказательств, юридическая квалификация, толкование правовых норм;
- резолютивная часть, или собственно решение по делу.
Можно выделить следующие виды правоприменительных актов:
- по месту в механизме реализации права – основные, или итоговые, и вспомогательные, или промежуточные;
- по характеру правового воздействия – правоустанавливающие или правоохранительные;
- по способу выражения – акты-документы, акты-действия или акты-символы;
- по способу принятия – коллегиальные или единоличные;
- по времени действия – однократного применения или длящегося действия.
Акты применения нормы права отличаются от актов толкования, которые разъясняют и уточняют нормы права, но не регулируют конкретные правовые отношения.
Введение
- 1 Общие признаки норм права 2 Виды норм права 3 Специализированные нормы права 4 Генезис норм права в романо-германской правовой семье 5 Структура нормы права
Источники
Введение
Норма права ( правовая норма)-это общеобязательное, формально определенное правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное или санкционированное государством как регулятор общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в соответствии с общественных, групповых и индивидуальных интересов (свободы) населения страны, обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения.
1. Общие признаки норм права
Правило поведения регулятивного характера - норма права вводит новое правило, фиксирует типичные социальные процессы и связи; воздействует на общественные отношения, поведение людей; является модель (образец, эталон, масштаб) регулируемых общественных отношений. Регулятивность нормы права подчеркивает ее действие, "работу", которая должна привести к определенному результату. Общеобязательное правило поведения - норма права исходит от государства, должна восприниматься как руководство к действию, которое не подлежит обсуждению относительно целесообразности. Правило поведения общего характера - норма права имеет общий (без указания конкретного адресата - неперсони-фикований) характер, т. е. распространяется на всех, кто становится участником отношений, регулируемых нормой. Как регулятор общественных отношений, норма имеет многократность применения (например, запрет хулиганства). Формально определенное правило поведения представительно-обязывающего характера - норма права закрепляет права и обязанности участников общественных отношений, а также юридической ответственности(санкции), которая применяется в случае ее нарушения. Предоставляя права одним, норма права возлагает обязанности на других (например, молодые люди имеют право на обучение, обязанность других - обеспечить это право). Формальную определенность норма права получает после изложения ее в законах, других письменных источниках права. Правило поведения, принятое в строго установленном порядке - норма права выдается уполномоченными на то субъектами в пределах их компетенции с соблюдением определенной процедуры: разработка, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение или отмена действия. Правило поведения, обеспеченное всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения - государство создает реальные условия для добровольного осуществления субъектами образцов поведения, сформулированных в норме права, применяет способы убеждения и принуждения к желаемого поведения, в частности, эффективные санкции в случае невыполнения требований нормы права.
2. Виды норм права
В любом государстве существует и возникает огромное количество норм права. Эти нормы можно классифицировать на виды по определенным критериям.
- Весь массив действующих в государстве правовых норм можно разделить на две группы:
классические;
специализированные.
Во классическими нормами права понимают такие правила поведения, которые служат непосредственным и самостоятельным регулятором общественных отношений.
Во специализированными нормами права понимают предписания нетипичного характера, не имеющие свойств и признаков присущих классической модели нормы права.
- 1.Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):
нормы конституционного,
административного,
уголовного,
гражданского,
- 2.Норма права по методу правового регулирования (или формой закрепления желаемого поведения субъектов права):
Императивные - нормы, выражающие в категорических предписаниях государства четко обозначены действия и не допускают никаких отклонений от исчерпывающего перечня прав и оба "связей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо предписывают правила поведения.
Диспозитивные - нормы, в которых государство предписывает вариант поведения, но позволяют сторонам регулируемых отношений самим определять права и обязанности в отдельных случаях, их называют "заполняющие", поскольку они восполняют отсутствие сделки и действуют лишь тогда, когда стороны регулируемых отношений не установили для себя иного правила, не договорились по данному вопросу (распознаются через формулировка: "при отсутствии иного соглашения", "если иное не установлено в договоре" и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.
- 3.Норма права по характеру воздействия на человека:
Поощрительные - нормы, устанавливающие меры поощрения за вариант поведения субъектов, одобряется государством и обществом и заключается в добросовестном и продуктивной работы (например, правила выплаты премий).
- 4.Норма права по субординации в правовом регулировании
материальные,
процессуальные,
Норма материального права - норма, что является первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.
Норма процессуального права - норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд и т. д..
- 5.Нормы по степени примечательности варианта поведения
абсолютно определенные,
относительно определенные,
Абсолютно определенные нормы права - это нормы исчерпывающей конкретностью и полнотой устанавливают условия своего действия, права и обязанности адресатов и последствия их нарушения.
Относительно определенные нормы права - это нормы, которые не содержат полных, исчерпывающих указаний на условия их действия, права и обязанности адресатов или содержание санкций.
3. Специализированные нормы права
- выполняют субсидиарную (дополнительную) функцию в правовом регулировании. лишенные традиционной триелементнои логической структуры, характерной для норм права как классического предписания, а имеют нетрадиционную, нетипичную структуру (так часто эти нормы называют нетипичным).
Специализированные нормы являются весьма неоднородными по своему характеру, содержанию и целевому назначению.
Они могут быть разделены на две группы: отправные нормы и другие специализированные нормы.
Особое назначение отправных норм заключается в установлении исходных принципов, основ правового регулирования общественных отношений. Благодаря этим предписаниям определяются цели, задачи, принципы, рамки и методы правового регулирования. Они являются носителями духа права и имеют большое значение как в нормотворческом процессе, так и при толковании классических норм права. Иногда их называют истемоутворюючимы нормами.
· К отправных относятся нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-принципы и т. п..
- Нормы-принципы
- это нормы, закрепляющие общие принципы, на которых основываются политическая и правовая системы. Например, такие нормы закрепляют основы конституционного строя государства, основы социально-экономического, политического и государственной жизни, взаимоотношения государства и личности. Нормы-принципы сосредоточения жено прежде всего в конституции. Например, ст. 1 Конституции Украины провозглашает Украину суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, ст. 2 определяет Украину как унитарное государство, а ст. 5 - как республику. Статья 15 Конституции Украины закрепляет политическую, экономическую и идеологическую многообразие общественной жизни в Украине. Нормы-задачи
- это нормы, которые вы определяют задачи отдельных институтов или отраслей права. Так, ст. 1 УК Украины устанавливает задачей этого кодекса правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Украины от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Статья 1 СК Украина видит задачей правового регулирования семейных отношений, в частности, укрепление семьи как социального института и как союза конкретных лиц и утверждения чувства обязанности перед родителями, детьми и другими членами семьи. Нормы-принципы
- это наиболее общие и стабильные императивные требования, закрепленные в праве, которые являются концентрированным выражением важнейших сущностных черт и ценностей, присущих этой системе права, и определяют ее характер и направления дальнейшего развития. Так, ст. 8 Конституции Украины закрепляет принцип верховенства права, а ст. 24 - принцип равенства, ст. 3 ГК Украины провозглашает принципы справедливости, добросовестности и разумности подобное. В отличие от других специализированных норм принципы в некоторых случаях могут выступать как непосредственная нормативно-правовая основа решения юридического дела, например, при выявлении Галина в праве.
Возведение нормы можно условно разделить на две подгруппы: - системосохраняющими нормы (коллизионные и оперативные нормы) - системоспрощуючи нормы (нормы-дефиниции, нормы-сроки, нормы-презумпции, нормы-преюдиции, нормы-фикции и проч.).
- Коллизионные нормы
- это нормы, устанавливающие правила выбора нормы права, подлежащей применению при наличии разногласий (в частности, противоречия) между нормами, регулирующими одинаковые фактические обстоятельства. Эти нормы помогают преодолеть коллизии в законодательстве, поэтому иногда их называют нормами-арбитрами. Так, в ст. 8 Конституции Украины констатировано, что Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. В косвенной форме эта статья устанавливает правило, в случае расхождения между нормами Конституции и нормами закона (иного нормативно-правового акта) применению подлежит норма Конституции. Оперативные нормы
- это нормы, направленные на введение в действие и прекращения действия других норм права. Например, согласно п. 4 Переходных и заключительных положений ГК Украины относительно гражданских отношений, возникших до вступления в силу ГК Украины 2003 г., положения настоящего Кодекса применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли или продолжают существовать после вступления в силу. Нормы-дефиниции
- это нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, в ст. 202 ГК Украины приведено определение понятия сделки, односторонней сделки и двух-или многосторонней сделки. Статья 11 УК Украины содержит определение понятия преступления, а ст. 364 - определение понятия должностного лица. Эти нормы выполняют главным образом ориентационную и информационную функции в правовом регулировании, помогая в применении тех норм права, в которых использованы соответствующие категории и понятия. Отсутствие
норм-дефиниций в системе права лишила бы право ясности, затруднив процесс его применения.
- Нормы-строки
- это нормы, которые содержат правила исчисления сроков. Например, в ст. 69 ГПК Украины установлено, что течение процессуального срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Эти нормы помогают правильно рассчитать сроки, с началом, остановкой, возобновлением, продлением и окончанием которых классические нормы права связывают определенные юридические последствия. Нормы-презумпции
- это нормы, которые закрепляют предположение о существовании или отсутствии определенных юридических фактов. Например, ГК Украины устанавливает презумпцию добросовестности и разумности поведения человека, презумпцию виновности лица, причинившего вред, или презумпции недостоверности негативной информации, распространенной о лице. Нормы-преюдиции
- это нормы, исключающими ляют любое оспаривание существования уже доказанного юридического факта, который получил оценку и закрепление в юридическом акте, который вступил в силу. Например, согласно ст. 61 ГПК Украины обстоятельства, установленные судебным решением по гражданскому, хозяйственному или административному делу, вступившее в законную силу, не доказываются при рассмотрении других дел, в которых участвуют те же лица или лицо, относительно которого установлены эти обстоятельства. Нормы-фикции
- это нормы, которые для целей правового регулирования признают существующими те юридические факты, которые отсутствуют в реальной жизни, и наоборот. Так, согласно ст. 46 ГК Украины физическое лицо объявляется умершим со дня вступления в законную силу решения суда об этом. в применении тех классических норм, в которых используются соответствующие юридические факты. Например, презумпция добросовестности и разумности поведения человека помогает в применении норм, в которых установлены правовые последствия недобросовестного или неразумного осуществления лицом своего права.
4. Генезис норм права в романо-германской правовой семье
Формирование системы права в странах романо-германской правовой семьи и Украиной осуществлялось под влиянием римского права, и обумвлено такими процессами и особенностями:
- Влияние схоластов.
С помощью схоластической техники упорядочиваются положения и казусы римского права, на основе которых происходит формирование общих норм, лишенных привязки к конкретной судебного дела и пригодных для широкого практического применения;
- Агрегирование эталонов поведения.
Норма права рассматривается не только как правовое средство разрешения конкретных судебных споров, но и как общее правило поведения;
- Отраслевой разделение норм права.
В основе системы права всех стран романо-германской правовой семьи находит как практическое выражение, так и теоретическое обоснование принцип распределения норм права по отраслям, который был начат и частично разработан в римском праве, в основном частному;
- Разработка системы материального права.
Генезис выделение процессуальных норм от материальных, основанный римскими юристами, был завершен в странах романо-германской правовой семьи благодаря разработке системы материального права, для которой характерен высокий уровень абстракции и теоретической обоснованности норм.
5. Структура нормы права
"Структура правовой нормы - это ее внутреннее устройство, которое характеризуется наличием в ней относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом составных частей, различающихся по функциональной ролью".
- Структуры (а их несколько) в правовой норме сложились исторически, постепенно и представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет с древних времен, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как и другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям "приемлемо-неприемлемо". Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь впоследствии "воспринимаемая-отталкивающую" переросло в отношения по критериям "можно-нельзя" (право), "хорошо-плохо", "добро-зло" (мораль). С позиции философии структура - это относительно самостоятельная и устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, обеспечивающих тождественность самому себе. Структура неразрывно связана с системой. Характеристика объекта с позиций системы и структуры дает суть системно структурного анализа. Философское понятие структуры нужно увязать со спецификой правовых явлений, с их природой, содержанием, социальным назначением и местом в системе права. Анализ нормы по структуре способствует выяснению смысла правила поведения в нем, а это, в свою очередь, помогает правильной реализации нормы, укреплению законности и правопорядка, т. е. достижению того, ради чего существует право. Структура нормы зависит от ее характера. К определению структуры можно подойти по-разному, в зависимости от того, какая это норма - норма-принцип, норма-дефиниция, норма-правило поведения, регулятивная норма или охранная норма, которые являются разновидностями нормы-правила поведения.
· Нормами, содержащие непосредственные правила поведения для конкретных (но не индивидуализированных) субъектов в реальной общественной жизни являются:
1.нормы-дозволения;
2.Норма-предписания (обязывания)
3.Норма-запреты.
- В теории права подробно обосновано две разные концепции структуры нормы: двухэлементной (двучленная, двулинейную) и триелементна (трехчленная, три звеньевая). Для обозначения структурных элементов нормы права теория права оперирует такими понятиями: диспозиция, гипотеза, санкция.
Следует подчеркнуть, что несмотря на то, что существуют разные концепции структуры, они неизменно используют в своей построении названы части (элементы).
Диспозиция
- центральный элемент нормы права, в котором в виде властного предписания закреплено правило поведения, содержанием которого выступают субъективные права и юридические обязанности
.
- Виды диспозиций:
1.По степени определенности:
· Определены - закрепляют однозначное правило поведения, то есть участники отношений лишены возможности выбора иного поведения;
· Не полностью определены - указывают лишь на общие признаки поведения, в рамках которых субъекты уточняют свои права и обязанности самостоятельно;
· Относительно определенные - указывают на права и обязанности субъектов, но предоставляют возможности для их уточнения в зависимости от конкретных обстоятельств;
· Альтернативные - указывают на наступление нескольких правовых последствий, но предусматривают наступление лишь одного из них.
2.При способу изложения:
· Простая - правило поведения определяется в общем виде без детализации его признаков;
· Описательная - правило поведения закрепляется полно, с детализацией его признаков; четко определяются права и обязанности участников отношений;
· Бланкетная - закрепляется лишь общие признаки правила поведения, а для установления признаков, которых не хватает, следует обращаться к нормам другого нормативного акта иной отрасли права;
· Отсылочная - аналогичная бланкетных с той разницей, что для установления признаков, которых не хватает, следует обращаться к другим частям данной нормы или другим нормам этой же отрасли права.
3.По составом:
· Простые - содержат одно правило поведения;
· Сложные - содержат два или более обязательных правил поведения;
· Альтернативные - содержат несколько правил поведения, субъект может выполнять любое из них.
Гипотеза - структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии или отсутствии которых вступает в действие правило поведения. Гипотеза - неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность является условием реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами - гражданами и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе условий предоставляет ему право действовать по собственному усмотрению.
- Виды гипотез:
1.По степени определенности:
· Определена - исчерпывающе определяет те условия, при наличии которых вступает в силу правило поведения, содержащееся в диспозиции нормы права;
· Относительно определена - ограничивает условия применения нормы права определенным кругом формальных признаков.
2.При форме выражения:
· Абстрактные - условия применения нормы определяются общими родовыми признаками, что дает возможность охватить и урегулировать значительное количество однородных случаев;
· Казуальные - определяются условия действия нормы, используя более узкие, специальные родовые признаки, поэтому норма права распространяется на более ограниченный круг случаев.
3.По составом:
· Простые - содержат одно обстоятельство, необходимую для действия правовой нормы;
· Сложные - содержат два или более обязательных обстоятельств, по которым связывается действие правовой нормы;
· Альтернативные - действие нормы права определяется в зависимости от одной или нескольких фактических обстоятельств (условий) и для наступления правовых последствий достаточно наличия одного из этих обстоятельств.
Санкция - это часть нормы права, которая содержит указания о юридических последствиях нарушения правила, зафиксированного в диспозиции. Цель санкции - создание тех или иных неблагоприятных последствий для правонарушителя или поощрительных последствий для субъектов, выполняющих властное предписание.
- Виды санкций:
1.По степени определенности:
· Абсолютно определенные - четко определяют вид и меру юридической ответственности;
· Относительно определенные - меры юридической ответственности определяются минимальной до максимальной или только к максимальной;
2.При количеством неблагоприятных последствий:
· Простые - предусматривают один невыгодный следствие.
· Сложные-предполагающие одновременное применение нескольких невыгодных последствий.
· Альтернативные - указывают на несколько возможных средств воздействия на правонарушителя, а целесообразность применения конкретного средства определяется правоприменительным органом, исходя из особенностей конкретного дела;
3.По характеру последствий:
· карательные (штрафные) правовосстановительные (компенсационные) поощрительные. ""
4.За отраслям права:
· уголовно-правовые; административно-правовые; гражданско-правовые; дисциплинарные.
Источники
- Общая теория государства и права - , -Харьков, -2009 год. Венгеров государства и права. - МСкакун государства и права: Учебник. - М
См.. также
- Формы права Информационно-правовые нормы Право
|
Виды правовых норм чрезвычайно разнообразны. Одно из оснований классификации – это деление правовых норм по отраслям права (нормы государственного, гражданского, уголовного права и т.д.). Такая классификация имеет важное значение для отыскания, толкования и учета юридических норм, а также для научно обоснованной кодификации законодательства, создания разного рода собраний нормативных актов. Можно выделить также нормы материального и процессуального права. Если нормы материального права определяют содержание прав и обязанностей, то процессуальные регулируют порядок, процедуру исполнения первого рода норм. Выше уже говорилось о наличии норм положительного регулирования и правоохранительных норм.
В зависимости от степени абстрактности сформулированного правила поведения нормы могут делиться на абстрактные и казуистические. Абстрактная норма регулирует конкретный вид отношений в целом, казуистическая – вид отношений в какой-либо конкретной части, и лишь совокупность таких норм способна урегулировать тот или иной вид отношений в целом (например, установление цен, разного рода сборов, налогов дифференциро-ванно для различных регионов страны).
От того, насколько точно и определенно указаны в гипотезе фактические обстоятельства случая, правовые нормы можно разделить на определенные и относительно определенные. В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие. Такой является, например, норма, сформулированная в ч. 1 ст. 22 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР", которая устанавливает, что работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме (без надбавок на иждивенцев). Факты наличия трудовых отношений у пенсионеров – это определенная гипотеза.
В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а необходимо их официальное установление. Так, ст. 401 УПК РСФСР гласит: "Суд, выслушав мнение защитника и законного представителя подсудимого и заключение прокурора, вправе своим определением удалить несовершенно-
летнего из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, могущих отрицательно повлиять на несовершеннолетнего". Признание того, может ли исследование обстоятельств отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, не является для всех очевидным и определяется судом в каждом конкретном случае.
По объему гипотез нормы права можно делить также на простые, ставящие их применение в зависимость от наличия одного определенного условия, и сложные, когда применение нормы зависит от двух или более условий. Имеются и нормы с так называемыми альтернативными гипотезами, которые ставят применение нормы в зависимость от наличия одного из двух или более условий. Примером такой альтернативной гипотезы может служить ч. 2 ст. 104 КоБС Российской Федерации, которая гласит: "Согласие супруга на усыновление не требуется, если этот супруг признан в установленном законом порядке недееспособным, а также если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и местожительство другого супруга неизвестно".
Весьма важно деление правовых норм по степени определенности их диспозиций на абсолютно определенные, относительно определенные и бланкетные:
Нормы с абсолютно определенной диспозицией исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 9 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" устанавливает, что пенсия налогом не облагается. Нормы с относительно определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности участников общественных отношений, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу. Примером такого рода нормы может служить ст. 14 ГК Российской Федерации, которая гласит: "Допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения". Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Что касается конкретного содержания этих правил, то они даются в специальных нормативных актах, отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ст. 165 УК, предусматривающая ответственность за производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил, установленных в целях охраны рыбных запасов, причем в самой статье эти правила не сформулированы. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники
безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.
Правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, могут делиться на виды в зависимости от степени определенности их санкций.
Абсолютно определенные санкции точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю. Таковы, в частности, многие правовосстановитель-ные санкции, предусматривающие, как правило, восстановление правопорядка в том самом объеме, в каком он нарушен (принудительное взыскание долга и т.д.).
Относительно определенные санкции допускают применение государственными органами различных видов или мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Подавляющее большинство карательных санкций носит относительно определенный характер, что объясняется необходимостью индивидуализировать наказание. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например, от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например, лишение свободы или исправительные работы без лишения свободы). Последний вид относительно определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией.
Наличие относительно определенных санкций позволяет при назначении меры наказания учесть личность правонарушителя, степень его вины, конкретные обстоятельства правонарушения и его последствия.
Существуют также так называемые кумулятивные санкции, которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, помимо основного, дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.д.).
Следующий вид классификации норм права – это деление их на основные (первоначальные), которые предусматривают общие исходные положения регулирования того или иного отношения, его принципиальную основу, и конкретизирующие (производные), развивающие, уточняющие исходные положения, регулирующие более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках основных норм. Основных норм больше всего в законах государства.
Конкретизирующие нормы формулируются, в частности, в правительственных постановлениях, изданных на основе и во исполнение законов, в актах министерств, государственных комитетов и ведомств.
В правовой системе имеются нормы, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений (нормы прямого регулирующего действия). Наряду с ними существуют также нормы, предусматривающие отмену ранее действовавших, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта (нормы вспомогательного действия). Они носят дополнительный, прикладной характер и действуют в тесном сочетании с нормами прямого регулирующего действия.
Правовые нормы различаются также в зависимости от органа, их издавшего (нормы закона и нормы подзаконных актов; Аеде-ральные нормы и нормы субъектов федерации; нормы, издаваемые органами общественного самоуправления; нормы, содержащиеся в законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, постановлениях правительства, актах администрации предприятий и учреждений и т.д.).
В зависимости от действия в пространстве нормы делятся на нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму, и нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную, указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, на Нечерноземную зону и т.д.).
По действию во времени различаются нормы постоянного действия и временные, причем действие последних может быть ограничено либо указанным в законе сроком (например, в течение года), либо же конкретным событием (например, до окончания военных действий); вступающие в действие автоматически или в определенный указанный в акте срок; нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.
По действию норм права по лицам они разделяются на общие (касаются или всех граждан, или всех органов и организаций, всех юридических лиц), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на работников милиции, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.), и нормы, касающиеся конкретного субъекта
права (например, Верховного суда Российской Федерации, Генерального прокурора и т.д.).
Имеет большое значение деление правовых норм в зависимости от характера их воздействия на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы определяют права граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать тем или иным образом. Таковой является, например, ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающая право гражданина участвовать в отправлении правосудия. Обязывающие нормы возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-либо положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения. В качестве примера можно привести ст. 57 Конституции Российской Федерации, устанавливающую обязанность каждого платить установленные налоги и сборы. Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 254 УПК не допускается изменение обвинения в суде на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, по которому обвиняемый предан суду.
Выделяются в особый вид так называемые поощрительные нормы (например, правила выплаты премий), используемые для поощрения добросовестного и продуктивного труда, воспитания граждан на положительных примерах, распространения передового опыта.
Особо следует сказать о так называемых диапозитивных нормах, под которыми обычно понимаются нормы, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Обычно диспозитивные (восполнительные) нормы противопоставляются императивным (категорическим) нормам – повелительным, строго обязательным предписаниям.
юридический норма право акт
Нормы права чрезвычайно разнообразны. Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям.
Первая и наиболее очевидная классификация - в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т.д.
Алексеев С.С. рассматривает подразделение на нормы материального и процессуального права.
Нормы материального права - регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Например: п. 1. ст. 40 Конституции РФ "Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища".
Нормы процессуального права регулируют юрисдикционную процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Например: п. 1. ст. 123 Конституции РФ "Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом".
Нормы права могут быть полными и логическими .
Полная норма права - это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:
- - если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);
- - то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);
- - иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция). Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.
Логическая норма права - это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права. Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.
В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные . Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные - их защиту в случае нарушения.
Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей. Например: п. 3. ст. 261 ГК РФ "Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц".
Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Например: ст. 306 ГК РФ "В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом".
Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся по способу правового регулирования на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия.
Дозволяющие (управомочивающие) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить - реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность. Например: ст. 301 ГК РФ "Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения".
Обязывающие нормы права возлагают на субъекта обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения. Например: п. 1 ст. 227 ГК РФ "Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу". В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.
Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий. Например: п. 3 ст. 302 ГК РФ "Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного предъявителя".
Регулятивные и охранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.
В системе права можно выделить группу специальных (специализированных) норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права.
Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей :
1. Общие нормы (например, устанавливающие общие условии исполнения обязательств, нормы о правосубъектности).
Например: в ст. 309 ГК РФ зафиксированы следующие моменты "Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".
- 2. Дефинитивные (нормы-дефиниции ), формулирующие законодательные определения понятий (понятие преступления, понятие юридического лица и др.). Например: в ст. 14 УК РФ дано легальное определение понятия преступления.
- 3. Декларативные (нормы-принципы ) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п. 2. ст. 17 Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
- 4. Оперативные нормы, с их помощью из действий системы права изымаются права, устаревшие нормы и вводятся новые. Например: ст. 3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ "С 1-го января 1995 г. На территории РФ не применяются: раздел 1 "Общие положения", раздел 2 "Право собственности" и т.д.
- 5. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций. Например: ч. 2. п. 2. ст. 7 ГК РФ "Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".
По признаку объема (сферы) их действия нормы права могут делится на общие и специальные. Общими называются нормы, которые распространяются на ряд данных отношений в целом. Специальные - это нормы, действующие только в пределах отдельного вида отношений. Например: в 3 параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки. А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Исключительные - разновидность специальных норм (устанавливают изъятия из общих и специальных норм).
По сфере действия нормы права могут также быть:
- а) нормы внешнего действия;
- б) нормы внутреннего (внутриорганизационного) действия.
В соответствии с классификацией П.П. Вострикова нормы права дифференцированы по их роли в механизме правового регулирования на:
- - общерегулятивные, отправные, исходные (они не устанавливают конкретные правила поведения, а определяют общие начала, основы правового регулирования общественных отношений), которые, в свою очередь, подразделены на:
- - общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, форма собственности и т.д.);
- - определительно-установочные (закрепляют цели и задачи правового регулирования общественных отношений, цели и задачи государства);
- - нормы-принципы (закрепляют принципы права);
- - дефинитивные (закрепляют определения понятий);
- - компетенционные (закрепляют компетенции государственных и иных органов, должностных лиц);
- б) конкретно-регулятивные, нормы - правила поведения (устанавливают конкретные правила поведения). Большинство правовых норм - конкретно-регулятивные.
По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные, диспозитивные и императивные.
Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов
поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).
Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям. По степени категоричности (или по форме предписания) правовые нормы разделяются на диспозитивные и императивные.
Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Например: ч. 2. ст. 273 ГК РФ "Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования".
Императивные нормы , в них предписания излагаются категорически, и инициатива участников отношения связана с соподчинением. Например: п. 1. ст. 22 ГК РФ "Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, как в случаях и порядке, установленных законом".
По степени определенности следует различать: бланкетные и отсылочные нормы.
Бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Например: п. 1 ст. 216 УК РФ "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека...".
Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы. Например: ст. 265 УК РФ "Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего кодекса...".
По сфере действия юридические нормы подразделяются на общие и местные. Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят.
Также как по объему действия нормы могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Например: п. 1 ст. 98 Конституции РФ "Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий...". В трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям рабочих, и по особым категориям служащих.
Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории.
По времени действия юридические нормы могут быть подразделены на общие нормы {бессрочные - действуют до их изменения или отмены) и временные {срочные - срок их действия определен). Допустим на время стихийного бедствия или на время военного положения.
По степени свободы воли адресатов - на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон.
По юридической силе нормы права подразделяются на:
- а) законодательные (содержится в законах и обладают высшей юридической силой);
- б) подзаконные (содержатся в подзаконных нормативных правовых актах и обладают меньшей юридической силой, чем законодательные нормы: должны соответствовать нормам закона, а в случае противоречия должны применяться нормы закона).
Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.
Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.
Типичные нормы содержат правила поведения и регулируют общественные отношения непосредственно.
Нетипичные нормы определяют основы правового регулирования, его цели, задачи, принципы, закрепляют правовые категории и понятия.
К нетипичным нормам относятся:
- - нормы-начала, содержащиеся, как правило, в конституциях и определяющие основы правового положения человека, устои социально-экономического и общественно-политического строя
- - нормы-принципы, выражающие и закрепляющие принципы права, принципы правового регулирования той или иной сферы общественных.
- - нормы-дефиниции - предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий.
- - коллизионные нормы принимаются с целью устранения коллизий либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.
- - оперативные нормы (нормы инструментарии) определяют момент и порядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию.
Типичных норм большинство. Они различаются
- - по тем видам общественных отношений, которые они регулируют (по отраслям права) - нормы гражданского, уголовного, административного, семейного права и т.д.
- - в зависимости от основных функций права (или по характеру действия) они подразделяются на охранительные и регулятивные.
Таким образом, подведем краткие итоги.
Классификация норм права необходима для правильного их понимания и правильной реализации.
Классификация норм права на виды производится по различным основаниям, схематично это отображено на рис. 1.
- 1. По отраслям права нормы права делятся на:
- - нормы конституционного права;
- - нормы административного права;
- - нормы уголовного права и т.п.
- 2. Выделяют также:
- - нормы материального права, которые определяют содержание прав и обязанностей;
- - процессуальные нормы права, которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группы норм.
- 3. Нормы права могут быть:
- - позитивного регулирования;
- - правоохранительные.
- 4. По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на:
- - определенные;
- - относительно-определенные.
Рисунок 1
В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии).
В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя и стоимости заложенного имущества - ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора - ч. 2 ст. 450 ГК РФ).
- 5. По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:
- - абсолютно-определенные;
- - относительно-определенные;
- - бланкетные.
Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 7 Закона о государственных пенсиях устанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами.
Нормы с относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такой нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.
- 6. По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, делят на:
- - нормы с абсолютно-определенными санкциями . Они точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.);
- - нормы с относительно-определенными санкциями . Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией . Существуют также так называемые кумулятивные санкции , которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).
- 7. В правовой системе также выделяют:
- - нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;
- - нормы вспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.
- 8. По действию в пространстве нормы делятся на:
- - нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму;
- - нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территорию Чернобыльской катастрофы и т.д.).
- 9. По действию во времени различаются:
- - нормы постоянного действия;
- - временные, вступающие в действие автоматически или в определенный, указанный в акте срок;
- - нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.
- 10. По действию норм права по лицам они разделяются на:
- - общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);
- - специальные , распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.);
- - исключительные , исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств);
- - нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).
- 11. Нормы права также делятся на:
- - управомочивающие , которые определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;
- - обязывающие , которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения;
- - запрещающие, которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.
- 12. Наконец, в системе права выделяют:
- - диспозитивные нормы , под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Диспозитивные (восполнительные) нормы, характерны, в первую очередь, для гражданского права.
Применение права – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесении по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.
Применение права осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов или должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями и только в рамках, установленных законом.
Например, нельзя начать получать пенсию, пока не принято решение отделением пенсионного фонда; невозможно получить пособие по рождению ребенка или сертификат на материнский капитал, пока не будут соответствующим образом оформлены документы в органах социальной защиты граждан, и т.д. Даже в случае, если человек достиг пенсионного возраста, имеет стаж работы, необходимый для оформления льготной пеней и, или у матери родился второй ребенок, т.е. все условия, необходимые для возникновения прав и корреспондирующих им обязанностей налицо.
Особенности применения права проявляются в следующем.
Во-первых, применение права осуществляется органами государства, их должностными лицами и иными уполномоченными субъектами. Это свидетельствует о том, что субъектами применения права выступают в большинстве своем государственные органы и их должностные лица.
Лишь в исключительных случаях по воле государства полномочиями применять отдельные нормативные правовые акты могут наделяться общественные органы. Например, профсоюзы обладают правом применения некоторых норм трудового законодательства.
Во-вторых, правоприменительная деятельность носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделены государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.
Отличительной чертой применения права является то, что правоприменитель действует исключительно в интересах граждан или их объединений, а не в своих интересах. Таким образом, властный характер применения права определяется тем, что правоприменитель, наделенный властью, путем вынесения правоприменительного акта, подтверждает наличие у граждан субъективных прав, способствуя их реализации или восстанавливая нарушенное право. С этой целью помимо властных полномочий по принятию правоприменительных актов, компетентные органы и должностные лица наделяются юридическими средствами воздействия на лиц или органы, которым адресован правоприменительный акт.
Так, например, к исполнению судебного решения (которое является правоприменительным актом) могут привлекаться судебные приставы-исполнители в случае, если добровольно оно нс исполняется.
Кроме того, правоприменительный акт является обязательным также для лиц, так или иначе причастных к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд эксперта, свидетеля по вызову суда, предоставление банком документов следствию на основании постановления о выемке).
В-третьих, правоприменительный акт всегда носит индивидуальный характер, поскольку выносится по конкретному юридическому делу.
Правоприменение – это применение абстрактной правовой нормы к конкретному случаю, конкретной жизненной ситуации в определенных условиях, и вынесение решения конкретного, определенного характера. Правоприменительные акты рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.
Правоприменение предполагает принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения. Например, указ президента о помиловании или решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного лица всегда выносится только в отношении конкретных лиц и только по конкретному делу.
В-четвертых, применение права регламентировано процессуальными нормами, которые определяют порядок совершения тех или иных действий в процессе правоприменения.
Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и административного права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.
К принципам применения права относятся принципы законности, объективности, целесообразности, социальной справедливости и обоснованности принимаемых в ходе правоприменения решений.
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование не только букве, по и духу закона, который применяется. Правоприменительные органы должны действовать только в рамках своей компетенции; строго придерживаться установленного процессуальными нормами порядка правоприменительной деятельности; выносить юридические акты определенной формы (постановление, протокол, приговор и др.).
Объективность правоприменения означает беспристрастность правоприменителя. Решение является объективным тогда, когда вынесено на основе правовых норм и опирается на конкретные факты, беспристрастно установленные правоприменителем в процессе правоприменения. Кроме того, объективность правоприменения достигается путем установления порядка, процедуры правоприменения (например, расследование уголовного дела).
Принцип целесообразности является характерным для правоприменительной деятельности, поскольку означает необходимость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в определенной жизненной ситуации. Однако следует учитывать, что целесообразность не должна противопоставляться законности решения. Правоприменитель имеет возможность выбирать наиболее целесообразное решение только в рамках закона, если законом допускаются разные варианты решения.
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не только граждан или их объединений, но и в интересах всего общества. Принцип социальной справедливости был сформулирован еще Аристотелем более двух тысяч лет назад. "Добродетель государства, – писал Аристотель, – сказывается в том, что граждане, участвующие в государственном управлении, добродетельны", самое главное при всяком государственном строе – это "посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться" . И. Бентам в "Конституционном кодексе" назвал этот принцип "совпадением интересов": добродетель в государстве должна быть выгодной и гражданам, и, в особенности, должностным лицам, учреждения должны быть устроены так, чтобы, стремясь к собственному благу, правители не могли бы в то же время не служить общему благу.
В правовом государстве принцип социальной справедливости должен быть непременным условием деятельности органов государственной власти и должностных лиц в ходе правоприменения.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает обнаружение, изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит основанием для его отмены.
Применение права всегда связано с выполнением двух функций: организационной и правоохранительной.
В первую очередь применение права необходимо для организации действий граждан и их объединений при реализации предоставленных им субъективных прав или юридических обязанностей, когда ими самостоятельно этот процесс не может быть урегулирован.
Одновременно с организационной, очень важной функцией применения права является обеспечение охраны и защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в процессе и в результате правоприменения.
Как уже подчеркивалось выше, субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные органы либо должностные лица; правоприменение преследует различные цели, осуществляется в процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является акт применения права, имеющий обязательную силу для его адресатов.
По этим признакам ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения.
Судебный тип правоприменения. В данном случае субъектом применения права является суд, нс находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и федеральным законодательством. Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм права. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально.
Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц.
Административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата могут выступать как гражданин, так и организация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т.п. Свобода усмотрения может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.
Применение права является длящимся во времени процессом, который регламентируется процессуальными нормами (например, уголовно-процессуального кодекса или кодекса об административных правонарушениях). Эти нормы предусматривают определенную последовательность юридически значимых действий, совершаемых субъектами применения права при рассмотрении юридического дела. Их можно объединить в относительно обособленные группы правоприменительных действий, которые и получили название стадии применения права.
Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:
- – установление фактических обстоятельств дела;
- – выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению в конкретной ситуации;
- – вынесение решения по конкретному юридическому делу и его документальное оформление.
Безусловно, этот этап является очень важным для завершения правоприменения. Но с точки зрения теории права данный этап может также включать в себя несколько стадий, поскольку исполнение решения не всегда возможно одномоментно (например, если должник уклоняется от уплаты долга даже после вынесения соответствующего решения судом, необходимо привлечение судебных приставов для принудительного исполнения решения суда, отыскание имущества, принадлежащего должнику судебными приставами-исполнителями, его опись, взыскание и др. Таким образом, прежде чем решение суда будет исполнено, неоднократно будут пройдены три вышеперечисленные стадии применения права.
Итак, рассмотрим подробнее каждую из стадий применения права.
1. Установление фактических обстоятельств дела. Фактическими обстоятельствами являются жизненные ситуации, происшествия, образующие реальную основу применения права. В данном случае речь идет об установлении юридических фактов, имеющих значение для данного конкретного юридического дела.
К подобным юридическим фактам, в частности, относятся:
- – лицо, совершившее правонарушение;
- – обстоятельства, в определенных случаях мотивы и орудие совершения правонарушения;
- – стоимость оспариваемого земельного участка (в гражданском праве);
- – содержание трудового спора, его участники (в трудовом праве) и др.
Учитывая, что устанавливаемые на первой стадии правоприменения юридические факты происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств – фактов, данных, установление которых необходимо в соответствии с законодательством для установления истины по юридическому делу, т.е. тех, которые имеют юридическое значение для данного дела (показания свидетелей, документы, предметы и др.). Например, виды доказательств по уголовному делу перечислены в ст. 74 УПК РФ.
Таким образом, на этой стадии должны быть определены те фактические обстоятельства, которые приводят конкретную правовую норму в действие. Так, например, для применения нормы права, предусмотренной ч. 3 ст. 12.16 (Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением) КоАП РФ следует установить следующие юридические факты:
- – достигло ли лицо, совершившее правонарушение, возраста привлечения к административной ответственности, является ли оно вменяемым?
- – является ли лицо, совершившее правонарушение, лицом, допущенным к управлению транспортным средством (водителем)?
- – не является ли совершение данного правонарушения, совершенным в состоянии крайней необходимости?
Только при установлении вышеперечисленных обстоятельств возможно применение данной нормы КоАП РФ. В данном случае, как и во многих других, можно выделить еще ряд фактических обстоятельств, подлежащих установлению. Однако в процессе правоприменения необходимо установить такие факты, с которыми в правовой норме связано наступление юридических последствий. Процедура установления таких фактов осуществляется в процессе доказывания.
Под доказыванием понимается деятельность по обнаружению, сбору и фиксации доказательств, а также по их анализу на предмет достаточности для установления истины по делу. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности, допустимости и объективной достоверности.
В процессе доказывания участвуют многие субъекты (прокурор, следователь, судья, защитник, истец и ответчик). Все они в пределах компетенции, предоставленной им законом, имеют возможность отыскивать, собирать и представлять доказательства, давать им оценку. Однако главную роль в окончательной оценке полученных доказательств, играет правоприменительный орган.
К доказательствам предъявляются следующие требования:
- – полноты и всесторонности (в ходе доказывания необходимо установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела);
- – относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, могут быть положены в основу его решения, т.е. имеют отношение к исследуемым обстоятельствам);
- – допустимости (использование определенных процессуальным законом средств доказывания, собранных без нарушения материального и процессуального права, например, не будут являться доказательством признательные показания обвиняемого, если они получены путем шантажа, угроз и т.д.).
Доказательствами являются как сведения о фактах, сами факты (например, совершение кражи), так и источники сведений о фактах (например, заключение эксперта). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, заключение эксперта обязательно должно содержать сведения о квалификации эксперта, его подпись и печать экспертного учреждения).
2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению. На этой стадии решается вопрос, на основании какой правовой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Это является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела, что предполагает юридическую оценку всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения конкретной ситуации с определенными юридическими нормами.
После отыскания правовой нормы, подлежащей применению в конкретных условиях, производится ее анализ.
Во-первых, норма права проверяется на предмет ее аутентичности, т.е. устанавливается, что она не отменена, нс изменена и нс дополнена, а действует именно в таком виде, каком будет применена.
Во-вторых, правовая норма подвергается толкованию, в результате которого устанавливается ее точный смысл путем применения всех необходимых способов толкования.
В-третьих, проверяется действие правовой нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что в процессе правоприменения должно быть установлено:
- – действует ли норма нрава в тог момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;
- – действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
- – распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.
В-четвертых, разрешаются коллизии (противоречия) между правовыми нормами в случае их наличия. Существует ряд правил разрешения коллизий:
- – если обнаружено противоречие между правовыми нормами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации, подлежит применению федеральное законодательство;
- – если выявлена коллизия между правовыми нормами, исходящими от различных государственных органов, то применяется норма, принятая вышестоящим органом;
- – при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
- – в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная норма.
- 3. Вынесение решения по конкретному юридическому делу и его документальное оформление. На этой стадии правоприменителем принимается окончательное решение по делу и оформляется акт применения нрава. Он имеет письменную, документальную форму, в которой определяются права и обязанности лиц, которым данный акт адресован.
Следует отметить, что иногда процесс вынесения решения может быть безальтернативным, например, если статьей закона предусматривается только одна санкция за совершенное правонарушение (штраф в размере одной тысячи рублей) или если следует решить, восстановить работника в должности или нет. Но в большинстве случаев процесс принятия решения является довольно сложным и альтернативным.
Например, если санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от одной до пяти тысяч рублей, то суду предстоит решить, какой именно размер штрафа следует назначить с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, характеристики личности и других условий.
Таким образом, на третьей стадии правоприменителем дается окончательная юридическая квалификация фактических обстоятельств дела с учетом всех условий и обстоятельств, которая и получает отражение в правоприменительном акте.
Следует особо выделить такие ситуации, когда правоприменитель не находит правовой нормы, на основе которой должна быть дана правовая оценка действий или событий. В этом случае можно говорить о пробеле в законе, при обнаружении которого правоприменителю надлежит действовать по-разному. В ст. 3 УК РФ этот вопрос решен следующим образом: "Применение уголовного закона по аналогии не допускается". Не допускается применение по аналогии и административного законодательства. Это означает, что в случае отсутствия правовой нормы, квалифицирующей соответствующие деяния, должно быть принято решение об отказе в возбуждении дела (уголовного или административного).
При этом гражданское законодательство допускает и признает возникновение гражданских прав и обязанностей в силу общих начал и смысла гражданского законодательства. Таким образом, в подобных случаях отказать в правосудии нельзя. Пробел должен быть преодолен путем применения аналогии закона или аналогии права.
Аналогия закона применяется, если отношения сторон прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, но в данном или ином нормативном правовом акте есть правовая норма, которая регулирует сходные правоотношения. Эта норма и подлежит применению.
При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости, т.е. по аналогии права.
- Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 139.
- Червонцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1999. С. 259-260.
- Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 256-257.