Различные подходы к понятию организационное развитие. В чем заключается организационное развитие
Подходы и методы организационного развития Учебные вопросы: 1. Понятие «нормы» и «инновации». 2. Методы организационного развития. 3. Многообразие подходов к организационному развитию. 4. Оценка готовности организации к переменам. Графический позиционный анализ.
1. Понятие «нормы» и инновации». Организационные нормы (в самом общем виде) - это общепринятые в данной организации шаблоны поведения. В структуре нормы выделяют три элемента: общественный эталон поведения, оценку реального поведения, санкции (позитивные, негативные).
Инновации: изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага; внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара; освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет; получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать; проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Виды инноваций технические (новые и более совершенные виды средств труда); технологические (новые материалы, технологические приемы и методы работы и т.д.); социальные (повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства); комплексные (новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы).
Основная проблема нововведений - дезинтегрированность инновационных процессов. Заключенное здесь противоречие проявляется: в разрыве или недостаточности связей между стадиями нововведения, в расхождении между целями-ориентациями участников нововведений, в расхождениях между целями и интересами участников и целями нововведений, в неразвитости организационных связей между стадиями и участниками нововведений, в развитии клиентной ориентации поставщиков новшеств, гибкого реагирования на спрос.
Возможности развития организации определяют следующие системообразующие факторы: цели, интересы владельца и высшего менеджмента; цели и интересы персонала; требования и ограничения, которые задают технологии производства и организационных услуг; требования среды (экономические, политические и т.д.).
Организационное развитие долгосрочная работа по повышению способности организации обновлять себя, решать возникающие проблемы и быстро реагировать на внешние и внутренние перемены Что изменять?Как изменять? Персонал Структура Задания Технология 2 подхода: - структурный (изменения осуществляются посредством новых формальных рамок организационного поведения: структур, процедур и правил); - технологический (ориентирован на реорганизацию производственного процесса, новую организацию рабочих мест, изменение методов и стандартов труда). 3 типа организационных изменений: -односторонние решения (изменение декрета, кадровые перестановки, изменение организационной структуры); -совместные усилия высшего руководства и всех работников (групповое принятие решений, групповое решение проблем); - делегирование власти конкретным подразделениям (дискуссионные группы, группы развития сензитивности). Х. Левит выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений
2. Методы организационного развития Методы организационного развития структурные процессуальные направлены на изменение содержания труда и взаимоотношений между работниками, т. е. различные формы перепроектирования (редизайна) рабочих заданий: ротация кадров, обогащение и «расширение» трудового процесса, создание автономных рабочих групп и кружков качества, гибкий график работы и т. д направлены на изменение аттитюдов и поведения работников путем изменения ряда процессов, и, прежде всего, процессов общения (коммуникации), обсуждения проблем и принятия решений. Среди наиболее популярных методов этой группы: тренинги сензитивности, опросы работников, процесс-консультирование, формирование команд и развитие межгрупповых связей.
Современные подходы в консалтинге организационных услуг Трансформационное (структурное) направление Эволюционное (процессуальное) направление предполагает высокий уровень инновационности в организационном развитии. Включает анализ и изменение основных компонентов существующей стратегии, начиная с разработки долгосрочной миссии и ценностей, видения и стратегических направлений, финансовых ожиданий и предложения потребительной ценности, рыночной ниши и ключевых стратегических процессов, информационного и человеческого капитала, а также имеющихся в организации возможностей. предполагает развитие организации лишь в процессе совместной работы консультанта с персоналом. В рамках этого подхода успешная реализация развития возможна только лишь при активном участии управленческого персонала организации.
Организационное развитие характеризуется следующими чертами: практическое разрешение проблем организационных перемен; сложная организационная культура, целью которой является изменение постулатов, позиций, ценностей и организационной структуры в зависимости от изменения условий технологий, рынков и вызовов окружающей среды; планомерный организационный процесс, с помощью которого используются в действенной организации принципы и приемы поведенческих наук для осуществления общего изменения в организации; планомерное усилие на уровне организации и поддержки высшего уровня управления; планомерное вмешательство в организационную систему согласно трем параметрам: 1. удовлетворение потребностей перемен элементов окружающей среды; 2. планирование и реализация процесса перемен; 3. нормативное изменение в культуре организации.
Этапы организационного развития (К. Левин) «размораживание»изменение«замораживание» объяснение и убеждение членов организации в необходимости изменений внедрение программ реорганизации и развития, направленных на структурные, технологические, кадровые или комплексные организационные изменения закрепление внедренных изменений и придание новым отношениям, навыкам, знаниям и поведению постоянный характер 4. Оценка готовности организации к переменам. Графический позиционный анализ.
ЭТАП 1. давление и побуждение; ЭТАП 2. посредничество и переориентация внимания; ЭТАП 3. диагностика и осознание; ЭТАП 4. нахождение нового решения и обязательства по его выполнению; ЭТАП 5. эксперимент и выявление; ЭТАП 6. подкрепление и согласие. Модель процесса успешного управления организационными изменениями Лэрри Грейнера:
Отмечено, что проведение радикальных и быстрых изменений в содержании организационной культуры происходит с большими трудностями и более болезненно, чем проведение медленных изменений. Аналогичная взаимосвязь обнаруживается при проведении изменений в организациях с сильной и слабой организационной культурой. В целом степень сопротивления изменениям в культуре организации пропорциональна величине изменений по содержанию, т.е. степени их радикальности и силе преобладающей в организации культуры.
Причины изменений Внешние причины изменений связаны с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Внутренние причины изменений связаны с повышением эффективности производства, изменениями в уровне профессионализма персонала, установлением и поддержанием отношений между членами коллектива.
Факторы, определяющие изменения организационной культуры организационный кризис; управленческое воздействие руководителей; стадии жизненного цикла организации; возраст организации; степень усвоения организационной культуры членами коллектива; наличие субкультур.
Изменения в организационной культуре могут происходить по-разному в зависимости от стадии, на которой находится организация. На разных этапах эволюции культуры организации возникают своп возможности для изменений. Объясняется это сменой функций культуры в зависимости от стадии развития. Механизмы изменения обладают свойством кумулятивности, т.е. на каждой последующей стадии действуют все предыдущие механизмы и добавляются свои, новые. В связи с этим при анализе организационной культуры, путей ее изменения важно принимать во внимание, какими особенностями обладает культура на данном этапе развития. Изменения организационной культуры, на разных этапах ее развития
Предметом позиционного анализа является определение интересов и вытекающих из них ориентаций индивидов, вступающих в столкновение друг с другом, нахождение корреляций этих установок с элементами организационного порядка, раскрытие содержания позиционности, значимой для прогресса консультирования и составление карты позиционности. Позиционный анализ организации - это выявление специфики организации в ее социальном аспекте Суть позиционного анализа заключается в определении тех линий, которые делят организацию на совокупность социальных групп, находящихся между собой в позиционном конфликте или имеющих различные интересы, вступающие друг с другом во взаимодействие. Графический позиционный анализ
Позиционный анализ нужен консультанту для того, чтобы: учитывать отношение разных категорий и групп персонала к предполагаемым изменениям; знать, кого вовлечь в разработку решений по этим новшествам: получить информацию о возможных точках сопротивления предстоящим изменениям и дать основания для разработки мер по преодолению или нейтрализации подобного сопротивления.
1. Позиционность вытекает из тех функций, которые выполняет в организационном механизме данная группа работников и является производной свойств того «функционального места», которое они занимают. 2. Позиционность имеет место и «работает» лишь тогда, когда есть взаимодействие конфликтующих интересов. Важные моменты позиционного анализа: Два типа позиционности: тонкоструктурный толстоструктурный границы проходят в сознании людей границы сугубо подразделенческие, профессиональные и пр.
Три случая задействования позиционности 1. Нововведение либо противоречит интересам имеющихся позиционных групп, либо деформирует имеющуюся в организации позиционность, то есть приводит к «выпячиванию» одной группы по отношению к другой, изменяет баланс интересов. В задачу консультанта в этом случае входит взаимоадаптация позиционной структуры и нововведения. 2. Развитие организации, налаживание ее нормального функционирования требуют устранения дефектности в существующей позиционности, дисбаланса интересов. Это требует как проведения соответствующего позиционного анализа, так и определения нового и эффективного статуса позиционных групп и изменения позиционного взаимодействия. 3. Необходима качественно иная позиционность. Этот случай имеет место, например, в процессе «коммерциализации», когда необходимо формирование позиционной диады «продавец-покупатель». Задачей консультирования является определение существующей позиционности, выявление имеющихся предпосылок к возникновению новой, учет технологической и управленческой специфики организации в свете вновь формируемой позиционности
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Организационное развитие |
Рубрика (тематическая категория) | Психология |
Развитие организации - ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов организации. Успехи науки в изучении закономерностей функционирования организации позволили не только с большей определенностью прогнозировать возникновение периодов спада и подъема, но и подойти к решению проблемы ее направленного развития. Это особенно актуально сегодня, когда любая организация функционирует в динамичном, неопределенном окружении.
В случае если в начале XX века Г. Форд с фантастическим успехом мог целых девятнадцать лет (!) выпускать один и тот же ʼʼФорд-Тʼʼ, ʼʼлюбого цвета при условии, в случае если данный цвет черныйʼʼ, то сегодня для успеха автопроизводителям крайне важно менять каждые несколько лет не только цвет, но и полностью модель автомобиля, значительно модифицируя все его технические характеристики. Непрерывное развитие организации все больше становится необходимым условием не только ее эффективной деятельности, но и выживания в изменяющемся мире.
Усилия менеджмента по развитию организации обычно связаны с целым набором целей и технологий. Эти цели могут открыто объявляться руководством или имплицитно присутствовать в его действиях. Среди наиболее важных целей развития можно выделить рост производительности, повышение качества продукции, расширение ассортимента͵ сокращение производственных затрат, повышение мотивации и слаженности действий работников, устранение конфликтов, снижение текучести кадров и т. д.
Некоторые исследователи и менеджеры рассматривают развитие как процесс управляемого изменения организации. По их мнению, организационное развитие - новая научная дисциплина, призванная использовать поведенческие науки для адаптации организаций к постоянным изменениям. Другие специалисты стараются акцентировать гуманистический аспект проблемы: ʼʼОрганизация развивается и становится болеее эффективной, используя знания и технологии поведенческих наук, направленные на интеграцию индивидуальных стремлений к личностному росту и развитию. ...Это процесс плановых изменений, непосредственно связанных с миссией организации и включающих в некоторый период времени всю организационную систему в целомʼʼ 2 .
В любом случае организационное развитие - это планируемое, управляемое изменение организации, чаще всего продиктованное определенными обстоятельствами или причинами. Среди таких причин можно отметить следующие:
1) неудовлетворительное функционирование;
2) изменения среды деятельности;
3) изменения масштаба и форм деятельности; 4)слияние или дробление;
5) изменения технологии производственных процессов;
6) смена руководства или разногласия по важным организационным вопросам;
7) отсутствие благоприятных перспектив.
Большинство серьезных проблем в крупных организациях имеют скорее стратегический, чем организационный характер.
В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся внешние условия, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг организации должны целенаправленно проводить изменения. Учитывая зависимость отконкретных обстоятельств эти изменения бывают частичными, касающимися отдельных подразделений и видов деятельности, или глобальными, затрагивающими всю организацию в целом.
Одни подходы к организационному развитию подчеркивают что должно быть изменено в организации, другие - акцентируют как должно пройти изменение, его процесс.
Что изменять? Общее содержание усилий по развитию организации проанализировано X. Левиттом, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений:
а) организационная структура;
б) технология;
в) рабочие задания (трудовой процесс);
г) персонал.
Взаимосвязи между указанными организационными системами - объектами организационного развития представлены на рис. 8.3.
Рис.8.3. Взаимосвязи между объектами организационного развития.
(Источник: Levitt H. Applied Organizational Changes in Industry: Structural,
Technological, and Humanistic Approaches //Handbook of Organizations /Ed. by J. G. March. Chicago-Rand McNally, 1965, P. 1145.)
При структурном подходе изменения реализуются посредством новых формальных рамок организационного поведения: структур, процедур и правил. Технологический подход ориентирован на реорганизацию производственного процесса, новую организацию рабочих мест, изменение методов и стандартов труда.
Реорганизация трудового процесса направлена на изменения в выполнении индивидуальных рабочих заданий. При этом основное внимание уделяется мотивационным аспектам труда и перепроектированию рабочих заданий.
Изменения в работе с персоналом, прежде всего, касаются разработки новых программ профессионального обучения и отбора, а также совершенствования методов оценки деятельности.
Общее развитие организации означает анализ и развитие всех четырех подсистем. Менеджмент, разумеется, может принять решение о развитии лишь одной из них, являющейся самым слабым звеном. Левитт особо подчеркивал то, что изменения в одной из подсистем организационного развития неизбежно требуют изменений в других. Так, структурная реорганизация неизбежно затрагивает технологические процессы, что в свою очередь требует определенной работы с персоналом и реорганизации рабочих заданий.
Как изменять? По степени участия рядовых работников исследователями выделяют три типа возможных организационных изменений.
К первому типу относятся односторонние решения руководства об организационном развитии, в котором рядовые работники не принимают какого-либо значительного участия. Опираясь исключительно на свою власть в организации, руководство может проводить такую реорганизацию тремя путями:
1. Изданием декрета͵ т. е. объявлением работникам о совершаемых изменениях и новых требованиях, вытекающих из реорганизации. При этом используется исключительно нисходящая односторонняя коммуникация.
2. Кадровыми перестановками, когда одни индивиды в иерархии заменяются другими, при этом высшее руководство надеется, что это приведет к росту эффективности. Какие-либо консультации с низовыми менеджерами и рядовыми исполнителями по этому поводу считаются излишними.
3. Изменениями организационной структуры, т. е. изменяются функции и размеры структурных подразделений, создаются новые структуры или упраздняются старые, увеличивается или сокращается количество уровней управления, охват контролем и т. д. Предполагается, что это позитивно скажется на деятельности организации в целом.
Ко второму типу возможных организационных изменений относятся совместные усилия высшего руководства и всех работников, направленные на развитие организации. Организационная власть должна использоваться эффективно, и, в случае если имеются способные менеджеры и работники, высшее руководство может разделить с ними часть своей власти в принятии решений. Такой подход реализуется двумя следующими способами:
1. Групповое принятие решений, при котором члены группы выбирают одно из предложенных руководством решений. Подобный способ направлен не на идентификацию проблем и поиск решения, а скорее на получение организационной (групповой) поддержки. Такое принятие решений обеспечивает большее понимание и поддержку программы развития, облегчая ее реализацию.
2. Групповое решение проблем. Группа в процессе дискуссии ищет оптимальные решения, т. е. работниками организации осуществляется не только принятие одного из альтернативных решений, но и проводится обсуждение, выбор и диагностика реальных организационных проблем.
Третий тип реорганизационных усилий обеспечивается делегированием власти конкретным подразделениям и рабочим группам, которым на соответствующем уровне поручается выработка и осуществление программ развития от начала до конца. Здесь можно выделить две формы:
1. Дискуссионные группы, в которых менеджеры и работники подразделений диагностируют, анализируют и решают конкретные проблемы.
2. Группы развития сензитивности, в которых работники обучаются большей чувствительности к процессам, лежащим в базе индивидуального и группового поведения.
Исследования показывают, что в реализации программ организационного развития наиболее эффективными являются совместные усилия руководства и работников.
Организационное развитие - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организационное развитие" 2017, 2018.
Стратегическое развитие персонала. Стратегические цели развития персонала вытекают из выбора стратегии предприятия и принципов, которые лежат в основе кадровой политики и в целом – менеджмента персонала. Осознание стратегической важности развития... .
1. Дайте понятие организационного развития. 2. Какие системообразующие факторы определяют организационное развитие? 3. Каковы типы организационного развития? 4. Раскройте основные этапы организационного развития. 5. Что такое формула перемен (формула Глейтчера) в... .
Тезисы Организационное поведение в условиях изменений в организации. Глобализация и организационное поведение Лекция №10. Вопросы к лекции №9 Дайте определение мотивации. Каковы основные теории мотивации? Каков инструментарий... [читать подробнее]
Корпоративная культура – это психологическое поле компании, в котором сосуществуют все технологические и бизнес-процессы, составляющие конкретику организации или, образно говоря, это тот рассол, привкус которого приобретает все, что в нем находится. Основанием для... .
К изменениям в процессе труда принято относить любые перемены в рабочей среде. Изменение в любой части организации, как правило, оказывает влияние на организацию в целом.
Реакция на изменения . Прежде всего, изменения воздействуют на установки каждого работника и вызывают определенные, обусловленные отношением к переменам реакции.
Издержки и выгоды . Любые организационные изменения связаны с определенными издержками . Например, освоение новой технологии предполагает, что при овладении новыми специальностями сотрудники столкнутся с проблемами, которые окажут негативное воздействие на показатели выработки и уровень удовлетворения от труда.
Наличие связанных с организационными изменениями издержек предполагает тщательный анализ эффективности каждого из них. Психологические затраты часто называют психическими издержками, негативно воздействующими на внутреннее Я человека.
Сопротивление переменам . Под сопротивлением изменениям понимаются любые поступки работников, направленные на дискредитацию, задержки или противодействие осуществлению перемен в процессе труда. В качестве причин сопротивления могут выступать угрозы потребностям сотрудников в безопасности, социальных взаимодействиях, статусе, компетентности или самоуважении.
Природа последствий сопротивления . Ощущаемая угроза перемены может быть: реальной или воображаемой; прямой или косвенной; существенной или незначительной.
Основная причина сопротивления переменам - связанные с ними психические издержки. Менеджеры должны осознавать, что отношение к изменениям определяется, прежде всего, тем, насколько умело управленцы организации свели к минимуму неизбежное сопротивление.
Эффект цепной реакции, т.е. ситуации, когда перемена (или другой фактор), непосредственно относящаяся к индивиду или небольшой группе людей, приводит к прямым или косвенным реакциям многих (сотен и тысяч человек) в силу того, что все они заинтересованы в том или ином развитии событий.
Меры, такие как манипулирование и принуждение, обычно вызывают антагонизм работников, вероятность долгосрочного успеха программы перемен существенно снижается. Рассмотрим позитивные управленческие шаги , обеспечивающие процесс реформ.
- Акцент на группу . Наиболее эффективны те изменения, которые затрагивают не отдельных сотрудников, а группы работников.
- Логическое обоснование необходимости изменений . Профессиональный менеджер идет на преобразования, опираясь на объективные требования ситуации (производственные показатели). Предлагаемые реформы должны согласовываться с краткосрочными целями и видением организации.
- Участие . Основной метод привлечения сторонников изменений - участие сотрудников в процессе преобразований. Участие поощряет работников обсуждать проводимые изменения, вступать в контакт с менеджерами, вносить предложения, что способствует повышению их заинтересованности в переменах. При росте участия работников в изменениях наблюдается тенденция уменьшения сопротивления. Необходимо обеспечить участие работников в изменениях до того, как они действительно начинаются.
- Вознаграждение . Поощрения дают работникам ощущение, что изменения означают дальнейший прогресс организации. Полезны как экономические, так и психологические поощрения.
- Безопасность работника . Работники нуждаются не только в достойном дополнительном вознаграждении, но и в сохранении имеющихся выгод. Важно сохранение прав, обеспечиваемых трудовым стажем, возможностей для продвижения и других преимуществ сотрудников.
- Коммуникации и образование . Даже в тех случаях, когда перемены затрагивают лишь одного - двух человек из группы, объединяющей десять работников, всем им необходимо знать о планируемых преобразованиях, что позволяет сотрудникам чувствовать себя в безопасности и поддерживать групповое сотрудничество.
- Работа с системой в целом . Задача менеджмента состоит в том, чтобы оказать работникам помощь в осознании необходимости организационных изменений, которые позволят обеспечить их участие в преобразованиях и получении определенных выгод.
Основные принципы управления изменениями .
- Осуществляйте только необходимые и полезные изменения.
- Работники должны быть готовы к постоянным изменениям, овладению новыми навыками.
- Проводите эволюционные преобразования.
- Вырабатывайте адекватные (позитивные) стратегии для противодействия каждому источнику сопротивления.
- Вовлекайте в процесс осуществления перемен работников, что позволит снизить сопротивление.
- Проводимые изменения должны быть выгодны работникам.
- Рассматривайте процесс изменения организации как долгосрочный, уделяйте особое внимание стадиям «размораживания» и «замораживания».
- Идентифицируйте проблемы, которые не удалось устранить в процессе изменений.
Организационное развитие (ОР) - это систематическое применение положений поведенческой науки на различных уровнях организации (групповом, межгрупповом и организационном в целом) с целью осуществления запланированных преобразований. Его основные цели - повышение качества трудовой жизни, производительности, адаптивности и эффективности организации. ОР предполагает трансформацию убеждений, установок, ценностей, стратегии, структур и практики, направленную на адаптацию компании к конкурентной борьбе, технологическим усовершенствованиям и другим, все ускоряющимся изменениям окружающей среды.
7.1. Понятие организационного развития
7.2. Эволюционный и революционный развитие
Ключевые понятия: организационное развитие; эволюционные изменения; революционные изменения.
Понятие организационного развития
Активизация интереса к организационному развитию (ОР) и организационных изменений (03) в 60-70 pp. XX столетия связана с началом социальных программ в интересах рабочих. Выделим три наиболее устоявшихся подходы в трактовке термина "организационное развитие" (organization development). Согласно первому, говорится о естественном процессе качественных изменений в организации производных от ее возраста. Другие считают, что развитие связано с такими изменениями, которые способствуют росту численности персонала или увеличение размеров организации и определяются нововведениями. А третьи считают, что организационное развитие - это сложная образовательная стратегия, рассчитанная на изменение социальных отношений, взглядов людей и структуры организации с целью улучшения ее адаптации, с требованиями технологии и рынка. Организационное развитие определяется В. Френчем и С. Беллом как долговременная работа по совершенствованию процессов решения проблем и обновления в организации путем более эффективной совместной регуляции культурных постулатов организации при особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп, применяя теорию и технологию прикладной науки об организационной поведение, включая исследования действием.
Организационное развитие является долгосрочной работой по повышению способности организации обновлять себя, решать возникающие проблемы и быстро реагировать на внешние и внутренние изменения. Особенно выделяется эффективное управление культурой организации, главным образом в формальных рабочих группах, употребление методик науки о поведении. Можно увидеть, что С. Белл и В. Френч понятие организационного развития и организационных изменений определяют как одно целое, нет значительных разногласий, то есть эти понятия тождественны и неотъемлемые.
В целом под организационным развитием понимается "процесс положительных качественных изменений в организации, затрагивающих способы, средства деятельности и взаимодействия и отражается в трансформации организационной структуры (табл. 3.5).
Под организационным развитием предлагается понимать непрерывные нелинейные интегрирующие многомерные локальные изменения процесс перехода предприятия в новое качественное состояние, за счет изменения количества, качества входящих в него подсистем, и связей между ними, повышает его жизнеспособность во внешней среде и эффективность функционирования.
Таблица 3.5
Сравнительный анализ организационного развития и организационных изменений
характеристика |
организационные изменения |
организационное развитие |
Уровень принятия решений |
Как по отделу, так и по всему предприятию |
В целом по всему предприятию, может начинаться на различных уровнях иерархии |
продолжительность |
Время от времени следует проводить изменения во всех подразделениях, для адекватного и быстрого реагирования к изменениям рынка, проведение организационных изменений должен быть быстрым, чтобы перерасти в развитие предприятия |
|
масштабность |
Следует постоянно проводить действия, которые в будущем приведут предприятие к расширению и развитию (появление нового владельца, диверсификация, реорганизация и изменений) |
Должно касаться всего предприятия как единого целого, допускает обратимость процесса изменений (биполярная стратегия), может начаться в различных иерархических уровнях |
Социальная ориентация |
Направленность на повышение эффективности управления подразделениями и организацией, приспособления людей к нововведениям для поддержания конкурентоспособности предприятия, определяет ролевые функции каждого из участников процесса |
Ориентированы более на развитие самого предприятия путем преобразования и перехода на новые уровни, особенно выделяется эффективное управление культурой организации, использование методов науки о организационное поведение, дополнительном учета социальных целей |
Вид кризиса / что попадает под влияние организации |
Кризис ликвидности / производственные условия |
Стратегический кризис / кадровые условия |
оперативность реагирования |
Быстрое приспособление к среде путем учета тенденций его развития, адаптация к изменениям в среде и приспособления среды под организацию |
Долгосрочная работа по повышению способности организации обновлять себя, решать возникающие проблемы и быстро реагировать на внутренние и внешние изменения |
Проведение организационных изменений может служить серьезным механизмом поддержки и развития системы управления предприятием. В руках компетентной группы руководителей, осуществляющих организационные изменения, является мощное средство совершенствования работы предприятия и повышения ее эффективности.
Эволюционный и революционный развитие
Процессы изменений требуют логического завершения, поскольку известно, что они могут продолжаться бесконечно долго. Поэтому необходимы стабилизация и консолидация новых, официально узаконенных, моделей поведения и организационных правил. Это происходит на этапе так называемого замораживания процесса изменений.
Концепция организационного развития является примером эволюционного подхода и подходит для стратегии непрерывного развития, то есть это действия непосредственно для постоянного развития предприятия и трансформации в крупные компании и концерны. Реинжиниринг, как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование организации, соответствует революционном подхода и обеспечивает реализацию стратегии радикального развития, примером реинжиниринга могут быть изменение условий ведения бизнеса, которые в свою очередь дадут возможность получения дополнительных конкурентных преимуществ. Таким образом можно сделать вывод, что несколько "революций" на разных уровнях предприятия создают толчок к эволюции всего предприятия, а отсюда можно выделить, что реинжиниринг является формой организационных изменений и составной частью организационного развития
Процесс восприятия изменений в компании очень неоднороден. Поскольку организационные изменения, которые были классифицированы по-прежнему требуют времени на реализацию, то и отношение людей меняется по мере развертывания "переменных" событий. Обычно все начинается с не- или недоинформированного оптимизмом после "шокирующей" новости, здесь информация может быть неполной или недостоверной, но она получена. Люди склонны надеяться на лучшее, поэтому даже такое событие, как "новый владелец", вызывает новые позитивные ожидания. По мере информированности пессимизм обычно нарастает, люди уже понимают, чем им могут угрожать изменения, некоторые из них отказываются "продолжать дела" и впадают в депрессию. Другие выражают решимость и преданность, реально смотрят на вещи, и их оптимизм начинает расти.
Комплексная цель
Знать:
- основные понятия, категории и инструменты управления развитием организации;
- психологические феномены, связанные с индивидуальным поведением человека и имеющие отношение к его жизни в организации.
Уметь :
- диагностировать и решать проблемы и задачи организационного развития, детерминированные психологическими факторами;
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации как источник организационно-психологических проблем.
Владеть :
- понятийным аппаратом в области организационного развития;
- организационно-психологическими методами внедрения и психологического сопровождения инноваций в организации;
- технологиями работы с группами и командами;
- методами психологического сопровождения программ организационного развития;
- основами организационного консультирования.
Изменения в организации и понятие организационного развития
Современным организациям приходится работать в быстро меняющихся условиях. Поэтому, одной из наиболее важных потребностей для организации является возможность управлять изменениями. Это важно и для людей, работающих в организации, чтобы сохранять работоспособность и востребованность. Проблематика управления изменениями в организациях является сегодня одной из приоритетных в нескольких науках – экономике, политологии, социологии и психологии. Практики, менеджеры прежде всего прибегают к знаниям, связанных с природой жизни организации, ее адаптацией к экономическим и социальным условиям. Запрос практики на поиск эффективных методов управления компаниями обращается к развитию организации как одному из реальных ресурсов конкурентоспособности и долгосрочного существования на рынке производства и на кадровом рынке. Привлечение психологов в качестве организационных консультантов позволяет повысить качество сопровождения динамических процессов организации.
Для предприятия требуется консультирование по поводу развития организации в нескольких случаях. Руководителем предприятия или ее собственником организационные задачи развития формулируются на языке технических или экономических задач. Наиболее типичными называются:
- – ощущение кризиса, не сводимого к какой-либо определенной стороне деятельности организации (продажам, логистике, квалификации персонала, маркетингу и т.п.), иногда это состояние определяется как системный кризис;
- – желание владельцев бизнеса осуществлять планомерное развитие в соответствии с определенными стратегическими целями на основе оптимальной организационной конфигурации (структуры) своего бизнеса;
- – желание владельцев бизнеса выйти из процесса управления оперативной деятельностью организации или перераспределить сложившуюся структуру разделения полномочий между владельцами и наемными менеджерами;
- – подготовка бизнеса к слиянию или продаже.
Экономический подход к организационному развитию как к упорядочиванию производственных и управленческих процессов (т.е. по сути, проектированию и оптимизации бизнес-процессов) не полностью удовлетворяет, так как в нем нет механизмов осуществления организационных изменений. Социально-психологический подход к пониманию организационного развития рассматривается как долговременная работа по усовершенствованию процессов решения проблем. Это возможно через обновление организации путем более эффективного совместного регулирования культурных постулатов организации.
Одним из важнейших факторов эффективности предприятия является деятельность персонала. Любые изменения, связанные с людьми всегда более сложные, чем замена оборудования или финансовые инвестиции. Задачи управления изменением в организации связаны с деятельностью персонала, являющегося или участником, или инициатором изменений, или их целью.
Организация как субъект деятельности имеет необходимую характеристику – изменчивость, способность к изменению. Изменение встроено в природу любого действующего субъекта, а значит, присуще организации, действующей на своем рынке товаров или услуг. При этом изменение в зависимости от темпов, динамики, силе и интенсивности может быть эволюционным и революционным. Соответственно цель изменения организации – способствовать выживанию, росту и развитию.
Исходя из того, жизнь в целом и жизнь организации в частности происходят в условиях изменений, локализация изменения вне или внутри организации, и происхождение их может быть намеренным, плановым или случайным, проистекающим из природы вещей, следовательно, динамическим. Люди, работники организаций пытаются управлять либо внутренними, либо внешними изменениями, которые имеют характер плановый или случайный. Следовательно, возможно 4 класса изменений (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Четыре класса изменений
Например, квадрант А – внутренние и плановые изменения. Это может быть внедрение новой политики и системы оценки штатов. Управление плановым изменением, вызревшим внутри организации или навязанным извне, предусматривает руководство процессами изменения. При этом управление динамическими изменениями больше связано с характером организационной культуры и стилем.
Признание детерминизма окружающей среды приводит к мысли, что организации подчиняются требованиям внешнего мира, а "успешность" организации связана с возможностью удовлетворять потребности внешнего мира. Для управления изменениями важно понимать влияние факторов. С точки зрения реакции на изменение внешней среды особую роль играют внутренние факторы организационных изменений. Внешние факторы можно охарактеризовать следующим образом:
- – изменения в социальной структуре общества, нормы и привычки;
- – технологические изменения в отрасли и технике в целом;
- – экономические – рейтинг интересов, особенности спроса на товар или услугу, показатели кадрового рынка;
- – политические интересы, законодательство, отношения между партиями.
Внутри организации – процессы, которые не всегда напрямую связаны с внешними факторами. Эти силы могут подкреплять или ослаблять влияние внешних факторов. Внутренние факторы:
- – ключевые сотрудники;
- – интенсивность труда, мораль, чувство уверенности;
- – мотивация;
- – групповые отношения, коммуникации;
- – индивидуальные отношения, удовлетворенность ими.
Исходя из понимания важности внешних и внутренних факторов, возникает необходимость отслеживания их влияния на организацию, а управление изменениями становится деятельностью менеджеров по созданию баланса внешней адаптации и внутренней интеграции.
Плановое изменение организации и организационное развитие связаны между собой. В практическом смысле организационное развитие является способом управления организации или программой организационного развития. В теории и практике организационного развития важны не столько конкретные изменения в организации, сколько создание особой формы организации, способной к самостоятельному управлению изменениями. Управление естественным развитием организации, которое имеет внутренние и внешние источники как планового, так и динамического изменения.
По своей сути организационное развитие является общим понятием, включающим в себя ряд методов и подходов, призванных повысить эффективность работы организации. Общим для подходов и методов является преобразование организации и обучающей системы, а также превращение эффективного организационного обучения в метод управления изменениями.
Организационное развитие – систематическое и долгосрочное применение научного знания о поведении как средства повышения эффективности организации с точки зрения ее способности приспособления своих целей, структуры, стиля работы к изменениям.
Организационное развитие становится стилем управления на основе гуманистических ценностей. У теории организационного развития есть своя история, складывающаяся на основе анализа эффективной практики и создания теоретических подходов. Среди них особое место занимает командное развитие, которое одновременно является подходом к развитию и методом развития. В основе понимания теории изменения и развития организации лежат работы М. Вудкока и Д. Френсиса. Организационное проектирование строится па необходимости единой работы в управлении "технической" и социальной системами в организации. Отдельное значение имеют работы в направлении изучения стиля управления и лидерства.
Организационное развитие – это воздействие, осуществляемое для всей организации, управляемое сверху, в целях повышения эффективности организации через запланированные вмешательства в процессы организации, с использованием научных знаний. По сути, организационное развитие является плановой системой изменений в организации.
Сформулированы следующие характеристики концепции организационного развития:
- – сосредоточение на формальной организации;
- – обеспечение равновесия индивидуальных и организационных потребностей и целей;
- – концентрация внимания на социальном взаимодействии;
- – от специалиста по организационному развитию не требуется предлагать администрации готовые решения, но он должен помочь ей развить способности к решению таких проблем и способствовать созданию идеальной организации;
- – приспосабливать измененную организацию к модификациям условий окружения;
- – открытые коммуникации и глубокое взаимное доверие сотрудников организации и консультантов.
Организационное развитие является совокупностью знаний и практики, которое повышает эффективность работы организации и индивидуального развития. Следует рассматривать организацию как комплексную систему, состоящую из других систем, каждая из которых имеет свои атрибуты и различную степень согласованности. Организационное развитие осуществляет вмешательство в эти системы, но сути, это включение новой методологии в стратегическое планирование, организационное проектирование, развитие лидерства, управление изменениями, управление, обучение.
В настоящее время организационное развитие дополняется следующими положениями:
- – человеческая деятельность и организационные системы взаимозависимы;
- – индивиды и организации могут взаимно приспосабливаться;
- – организации, приспосабливающиеся к изменениям, более эффективны;
- – в организации возможны конфликты организационных ценностей;
- – некоторые конфликты естественны и могут быть управляемы;
- – большинство конфликтов являются психологическими;
- – потребности индивидов и организаций совместимы настолько, что позволяют заключать взаимовыгодные соглашения;
- – не существует идеальных технических и социальных процессов, следует учитывать особенности окружения;
- – работники стремятся совершенствовать самих себя и организацию с тем, чтобы достичь поставленных целей;
- – организация создает благоприятные возможности для роста и самосовершенствования своих членов;
- – демократическое участие работников в процессе принятия решений улучшает как сами решения, так и их реализацию;
- – демократическое участие помогает индивидам психологически созреть;
- – сотрудники, которым доверяют, выполняют работу лучше и быстрее;
- – открытая коммуникация способствует развитию самосознания и чувства собственного достоинства, повышению доверия между работниками и преданности организации;
- – культура высших звеньев управления влияет на организационную способность к изменениям;
- – сотрудничество помогает организациям достигать цели лучше, чем принуждение;
- – для выявления и корректировки организационных патологий может потребоваться помощь профессионально подготовленного консультанта, как правило, со стороны;
- – изменение организационного поведения влечет за собой новые нормы отношений, ценностей и умений, равно как и знаний;
- – изменение организационной культуры требует активного участия членов организации.
Организационное развитие представляет собой сложную стратегию, направленную на изменение убеждений, взглядов, ценностей, культуры и структуры организации, чтобы они могли лучше адаптироваться к новым технологиям, рынкам и проблемам.
Если исходить из того, что стратегическую цель современной организации можно обозначить как создание и сохранение конкурентных преимуществ, то одним из основных факторов успешного выживания организации в конкурентной борьбе является умение своевременно адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде.
Такая способность достигается несколькими путями, и один из них – превращение организации в обучающуюся организацию. Ключевой фактор формирования "обучающейся" организации – процесс непрерывного организационного развития. Симптоматика, подтверждающая организационное развитие, разнообразна и включает главным образом:
- 1) заявку на технологическое лидерство;
- 2) рост активов;
- 3) расширение сегмента;
- 4) вовлеченность в крупные интегрированные структуры отрасли;
- 5) развитие человеческих ресурсов.
Организационное развитие связано с экономическими и технологическими процессами. При этом необходимо учитывать, что технологическое лидерство ресурсоемко и при "сжатии" технологического цикла организация лишается возможности окупить вложения в технологическую продуктивность. Рост активов чреват несоответствием управляющей и управляемой подсистем. Расширение сегмента приводит к потере предсказуемости поведения потребителя, а формирование интегрированных структур – к утрате организационной уникальности. Только развитие человеческого ресурса не имеет постоянных негативных эффектов и наилучшим образом обеспечивает развитие организации в целом. Именно поэтому организационное развитие в основе своей предполагает развитие человеческого ресурса.
Ключевым фактором формирования обучающейся организации является процесс непрерывного организационного развития. Обучающейся можно назвать организацию, которая создает условия для обучения и развития всех сотрудников, и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, таким образом изменяет окружающий ее мир.
Создание внутренней среды, в которой происходит развитие на индивидуальном, групповом и организационном уровне – процесс сложный, требующий системного подхода, вовлеченности линейных менеджеров, поддержки высшего управленческого звена, применения современных инновационных методик и технологий.
Организационное развитие интересно рассмотреть на основе компетентностного подхода. Для создания устойчивых конкурентных преимуществ необходимо постоянное, непрерывное обучение и развитие сотрудников, которое, осуществляясь во взаимодействии, обеспечивает развитие на групповом и организационном уровне, через создание, обмен и применение знаний и навыков, не просто востребованных внешней средой, но формирующих ее.
Активная системная реализация изменений на уровнях "организация", "группа", "индивидуальность" придает организационной структуре статус "зрелой". Структурная зрелость – это определенный уровень развития структуры, при котором одновременно актуализируется вся система структурно-функционального взаимодействия с эффектом наибольшей синергии. Речь идет не просто о структурной гибкости – изменчивости структуры, вследствие подвижности отношений между структурными единицами. Подобное свойство является адаптационным – система обладает возможностями приспособления к изменениям внешней среды. А зрелая структура – возможностями для инициирования изменений, саморазвития, создания ключевых компетенций.
Одной из целей системы развития организации – актуализация совокупности взаимодействий на разных уровнях: личность – личность, личность – организация – цель системы развития организации. Важно понимать, что обучение лежит в основе развития, поскольку развитие предполагает не просто количественные, а качественные изменения, переход на другой уровень. Обучение может быть проведено принудительно. Развитие же требует внутренней мотивации сотрудников. Если будет создана организационная культура, способствующая развитию сотрудников, система стимулирования, поддерживающая получение и обмен знаниями, то возрастет приверженность сотрудников, их вовлеченность в деятельность организации и разделение ее целей. Только таким образом может быть реализована стратегия организации. Без системы планирования карьеры, создания кадрового резерва и других элементов функции развития невозможна эффективная реализация структурно-функционального взаимодействия, создание ключевых компетенций и соответствие свойствам обучающейся организации.
Функцию развития можно определить как обеспечивающую устойчивое конкурентное преимущество и структурную зрелость организации посредством реализации всей совокупности структурно-функционального взаимодействия. Поскольку развитие происходит во взаимодействии, следует рассмотреть реализацию различных методов развития в системе организационных взаимодействий.
Методы развития, которые реализуются в процессе взаимодействия внутри группы, являются наиболее эффективными и оказывают наибольшее влияние на развитие персонала и организации. Получение знаний максимально тесно связано с их применением на практике и несет за собой реальные изменения в деятельности.
Взаимодействие работника и организации позволяет реализовывать методы, в которых необходимы единовременные или нерегулярные взаимодействия между сотрудниками организации.
И наконец, методы, которые затрагивают партнерское взаимодействие (обучение лидеров организации) – самообучение или знания, передаваемые внешними специалистами. Будущее функции развития в большой степени зависит оттого, насколько ценность, которую приносят лидеры, может быть точно оценена и измерена.
Если рассматривать обучающуюся организацию как место, в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе, то можно выделить пять признаков такой организации.
- 1. Личное мастерство. Эта дисциплина побуждает людей постоянно прояснять для самих себя, что им важно, т.е. свою собственную концепцию. В то же время они должны постоянно переоценивать то, как идут дела сейчас, т.е. текущую ситуацию. Напряжение между концепцией и реальностью порождает энергию. Эта энергия побуждает к личному росту.
- 2. Создание общего видения. Эта дисциплина центрирована на общих целях, а не тех, которые вменяются. Она позволяет открывать навыки, необходимые группам или организациям для достижения желаемого будущего. Общая концепция поощряет искреннюю заинтересованность, а не глупое самодовольство.
- 3. Командное обучение. Это дисциплина взаимодействия в группе. Команды "сцепляются" благодаря использованию диалога и правильно построенного обсуждения. Они мыслят коллективно. Целое становится больше суммы частей.
- 4. Когнитивные модели. Люди, сами того не зная, наделены скрытыми убеждениями и верованиями, которые активно влияют на мышление. Эти убеждения весьма могущественны и могут помешать продолжить обучение. Извлечение их на свет и обследование создает пространство для изменений.
- 5. Системное мышление. Это и есть пятая дисциплина, которая объединяет все предыдущие. Она – основная ось знаний и набор инструментов, которые позволяют людям видеть закономерности в сложных системах.
В деятельности руководителя в условиях изменяющейся организации модифицируются традиционные управленческие функции, появляются новые – поддержка и повышение неустойчивости, культивирование изменчивости, гибкости, непредсказуемых изменений. Данный подход в большей степени соответствует реалиям современного времени, которые существуют в постоянно меняющейся и слабо предсказуемой среде. Руководителем ставятся новые задачи, такие как развитие способности к изменениям, основанные на способностях замечать, возможность изменения и развития, готовности к внутренним изменениям.
Организации, стремящиеся к организационному росту должны учитывать особенности среды и адаптироваться к условиям, извлекая из опыта интеллектуальные и эмоциональные уроки. Это, по сути, динамические изменения.
Механизм целевого управленческого воздействия на организацию состоит из целеполагания и целеосуществления, единство которых является основой эффективности социального управления. Интересна мысль, что отсутствие некоторого порядка не означает неуправляемость. Механизм управления строится на основе взаимодействия спонтанных регуляторов (традиций, норм, обычаев). В природе предприятия существует социальный автоматизм, присущий организационный порядок, созданный и создаваемый управленческим аппаратом (продукты управленческого труда – режимы, задачи, документы и пр.). Механизм социального управления не сводится лишь к целевому управляющему воздействию, но включает в себя процессы организации и самоорганизации. Интеграция управления означает мобилизацию внутренних источников организационной энергии управляемого объекта, использование позитивных возможностей самоорганизации, что позволяет "экономить" на целенаправленном воздействии извне. В управлении борются две тенденции: повышение эффективности через детализацию, усложнение целевого управления и через развитие самоорганизации.
Развитие организации определяется организационными ценностями. Три генеральные ценности, которые взаимосвязаны между собой, – управляемость, клиентность и инновационность – влияют па приоритеты, определяя и методы, и содержание.
Носителями ценностей являются создатели организации (учредители), а также руководители компании, наемные менеджеры. Существующие ценности реализуются в менеджменте и в целом в способах управления организацией и персоналом.
Управляемость как ценность нашла свое проявление в согласованности целей и действий относительно исполнения. Постановка задач развития организации в целом и персонала согласуется с видением руководителя эффективного сотрудника, где указываются такие ведущие характеристики, как – исполнительность, дисциплинированность, лояльность.
Ценность организации "инновационность" представляет собой направленность на изменение. В ее основе – способность организации порождать новшества и осуществлять нововведения (проявляет себя через открытость новым технологиям и контактам, проактивное управление). Формы инновационности реализуются в разных плоскостях – производственных технологиях (внедрение новой технологической линии, освоение новых станков), изменениях организационной структуры. Все инновации основываются на обучении и предполагают развитие кадрового ресурса.
Клиентность – ценность соответствия организации потребностям рынка. Предприятия, направленные на выявление и удовлетворение потребностей потребителя, считают клиентность одной из базовых ценностей и заявляют ее как основание и цель внутрифирменных изменений. Формы и содержание организационного поведения, реакции на внешние по отношению к организации изменения опосредуются востребованностью продукта и регулируют отношения с клиентом.
Оценка базовых ценностей организации находит возможность развития и улучшения деятельности предприятия. Вызовы внешней среды ставят перед организацией новые задачи, связанные с ее развитием. На определенной стадии развития организации или в период кризиса предприятие сталкивается с вызовами, которые связаны с осознанием ценностей, а иногда и корректировкой. Например, предприятие, имеющее стабильное место на рынке производства товаров и привычное место на кадровом рынке, сталкивается с изменением спроса или изменением кадрового рынка в регионе. Тогда поиск способов организационного изменения приводит к вопросу осознания ценностей организации, руководства, да и персонала. Если обнаруживается несоответствие существующих и необходимых способов менеджмента, ценности пересматриваются.