Система и виды государственной службы рф. Особенности различных видов государственной службы российской федерации Гос служба иных видов
студент Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация:
В статье автор обращается к проблемам выделения в качестве самостоятельного вида и правовой регламентации «государственной службы иного вида», пришедшей на смену «правоохранительной службе». Анализируются трудности, обусловившие разработку и принятие проекта закона о государственной правоохранительной службе; изучаются различия и общие признаки соответствующей службы; высказываются опасения, связанные с существованием нескольких самостоятельных видов правоохранительной службы. Автором поставлены вопросы, законодательное разрешение которых необходимо для создания целостной и понятной системы государственной службы как совокупности ее видов.
Ключевые слова:
система государственной службы, виды государственной службы, правоохранительная служба, государственная служба иных видов, государственная служба, правоохранительная деятельность.
Государственная служба РФ значимый публично-правовой институт, призванный обеспечивать социально-экономические и политические преобразования в стране. Очередное реформирование данного института произведено в 2015 г., когда из Закона «О системе государственной службы РФ» (далее - Закон № 58-ФЗ) исчезло упоминание о правоохранительной службе как одном из видов государственной службы, а вместо него в ст. 2 появилось положение о «государственной службе иных видов» .
В заключении к законопроекту, отмечалось, что подобные изменения продиктованы необходимостью решения ряда накопившихся проблем в данной сфере: не был принят специальный закон, посвященный правоохранительной службе, тогда как применение положений о правоохранительной службе, содержащихся в Законе № 58-ФЗ, было поставлено в зависимость от принятия такого специального закона; в законодательстве отсутствовало определение понятия правоохранительного органа .
Ученые, неоднократно высказывались относительно того, какие трудности обусловили разработку и принятие проекта закона о государственной правоохранительной службе . По их мнению, перед законодателем, по сути, стояла задача создать универсальный закон, который бы регулировал большинство общих вопросов прохождения государственной службы, как – то единые условия, порядок прохождения службы, ее предельные сроки, размеры денежного содержания и т.д., в любом без исключения правоохранительном органе. В то же время, на практике, прохождение службы в каждом из соответствующих органов имеет свои существенные особенности, а при попытке выработать общие условия прохождения службы, законодатель натыкался на то, что созданные им общие условия входили в противоречие с названной спецификой прохождения службы в каком-то конкретном ведомстве. Еще одна причина, по которой не был принят закон о правоохранительной службе – не разработанность в теории права, отсутствие разъяснений на законодательном уровне по вопросу о «критериальных особенностях правоохранительных органов» .
Профессор С.П.Матвеев, указывая в т.ч. на значительные различия между правоохранительными органами и выполняемыми ими задачами, делает вывод о том, что на сегодняшний день нет и не может быть единой системы правоохранительных органов, чтобы разработать для них общий закон и потому формирование и выделение как одного из видов государственной службы - правоохранительной службы – невозможно .
Профессор С.Е.Чаннов, опираясь на ряд научных исследований, посвященных правоохранительной службе, наоборот, обозначил общие признаки, характеризующих такую службу, позволяющие, по его мнению, четко отличать ее от военной и государственной гражданской службы . Автор говорит о необходимости проведения дальнейшей серьезной аналитической работы, посредством которой надлежало бы выявить существенные различия в прохождении службы в тех или иных государственных правоохранительных органах, после чего можно было бы принимать решения о разработке отдельных законов по каждому виду (подвиду) правоохранительной службы. Интересен опыт сравнительного анализа двух законов - Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141‑ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - регулирующих особенности прохождения государственных службы в соответствующих органах, проведенный профессором, по результатам которого ученый заключает, что тексты этих законов почти на 60% слово в слово совпадают, а по смысловому своему содержанию совпадение законов доходит до 80%.
Существуют также вполне обоснованные опасения касательно возможного появления большого числа законодательных актов, закрепляющих особенности прохождения государственной службы в том или ином ведомстве, что приведет к размыванию границ государственной службы в целом .
Специалисты А.П. Ларькина и Л.Н.Свешникова считают, что если сейчас редакцию ст. 2 Закона № 58-ФЗ о видах государственной службы, не вернуть в ее первоначальный вид, и дополнительно не регламентировать отдельными законами подвиды всех обозначенных законодателем видов государственной службы, то «чехарда» по пересмотру видов государственной службы может стать бесконечной . В доказательство такого суждения, авторы приводят факт разработки проекта федерального закона «О судебной службе Российской Федерации» как попытки искусственного выделения из состава государственной гражданской службы судебной службы в качестве ее самостоятельного вида.
С наших позиций, формально законодатель прав в том, что он исключил из Закона № 58-ФЗ упоминание о правоохранительной службе, поскольку в условиях отсутствия закона о правоохранительной службе и возникших непреодолимых трудностей в его разработке, соответствующая норма оставалась просто «мертвой», не несущей никакой юридической нагрузки. Нельзя упрекнуть законодателя и в том, что он ввел в качестве «замещающей» категорию «государственная служба иных видов». Поскольку любую другую государственную службу, кроме военной и государственной гражданской, теперь можно отнести к третьему виду государственной службы, соответствующая система видов государственной службы приобрела завершенный вид.
Однако, в результате внесенных изменений, во-первых, у нас в законодательстве появилась новая формально неопределенная категория «государственная служба иных видов», о содержании которой, кроме того что она подразумевает собой существование какой-то иной службы – не государственной гражданской и не военной, и что каждый подвид такой службы регламентируется «своим» отдельным законом, мы больше сказать ничего не можем; во-вторых, законодатель не совсем ушел от использования в законах термина «правоохранительная служба», поскольку некоторые акты, в связи с внесением рассматриваемых изменений в Закон № 58-ФЗ, были дополнены схожим по смыслу термином «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью» (1) и это несмотря на то, что при принятии законопроекта обращалось внимание на отсутствие в законодательстве определения «правоохранительная деятельность».
На наш взгляд, единственно возможным вариантом решения выявленных проблем могла бы стать реализация вышеприведенного предложения профессора С.Е. Чаннова об осуществлении серьезной аналитической работы по поиску существенных различий между видами (а точнее сказать, подвидами) правоохранительной государственной службы. Если бы законодатели все же бы таки смогли универсализировать нормы о прохождении службы в различных правоохранительных органах, то не было бы почти никакой неопределенности с третьим видом государственной службы – это была бы правоохранительная служба, все общие условия прохождения которой в разных ведомствах были бы урегулированы единым законом, а частные - разными. Но даже если бы законодатели и не смогли бы этого сделать, т.е. найти общий знаменатель для всех подвидов правоохранительной службы, то им следовало бы более четко определиться с тем, какое содержание они вкладывают в понятие государственной службы иных видов – и, если это совокупность отдельных подвидов государственной службы, то есть ли у такой совокупности что-то общее, что можно было бы урегулировать одним законом. И потом, раз законодатель ввел понятие «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью», значит, ему надлежит определиться с тем, исчерпывается ли содержание категории «иные виды государственной службы» категорией «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью», а если нет, то тогда еще какие подвиды государственной службы входят в третий вид государственный службы и каковы опять же признаки, по которым выделяется каждый из подвидов государственной службы «иных видов государственной службы». Без законодательных ответов на эти вопросы, мы никак не создадим в нашем государстве определенную, целостную, понятную систему государственной службы.
В этой же связи видится преждевременным реализация предложения ряда специалистов об упорядочивании государственной службы посредством издания Президентом РФ указов, которыми будут утверждены перечни типовых должностей федеральной государственной службы в т.ч. «иных видов государственной службы» . Сначала законодатели должны разрешить на уровне теории спорные вопросы, о которых шла речь выше, затем оформить свое решение законом, а уже потом следует принимать подзаконные акты.
Пока же на сегодняшний день для того что определиться с тем, какая конкретно государственная служба относится к третьему виду государственной службы, возможно опираться на подход, изложенный в работе проф. В. Ш. Шайхатдинова . По логике ученого, основным признаком государственной службы иного вида, является прохождение ее в государственном органе, связанном с правоохранительной деятельностью. Далее профессор, опираясь на признаки правоохранительной деятельности, выработанной в научной литературе, приходит к выводу, что многие органы подпадают под эти признаки и должности в таких органах могут замещать в т.ч. государственные служащие, проходящие службу не только «иных видов». Определяющим в решении вопроса о том, относится ли должность в том или ином органе к третьему виду государственной службы, по мнению профессора, служит анализ законов о каждом конкретном виде государственной службе в правоохранительном органе с акцентированием внимания на правовой статус лиц, замещающих соответствующую должность. Автор в своей работе на примере конкретных законов показывает, как реализуется его предложение.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» из перечня видов государственной службы была исключена правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы и предусмотрено, что система государственной службы будет состоять из государственной гражданской службы, военной службы и иных видов государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами.
Следует отметить, что соответствующий законопроект был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 апреля 2014 г. № Пр-954.
Необходимость внесения указанных выше изменений была связана с тем, что применение понятия «правоохранительная служба» являлось одной из существенных проблем Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ).
Правоохранительная служба была включена в систему государственной службы. В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 58-ФЗ (статья утратила силу с 1 января 2016 года) правоохранительная служба определялась как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
При этом в пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 58-ФЗ устанавливалось, что указанное определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы может применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (данная норма утратила силу). Работа над проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» велась около 10 лет, но так и не была завершена.
В законодательстве Российской Федерации нет определения понятия «правоохранительный орган», то есть не определены критерии и признаки, которым он должен соответствовать. Также не поименованы государственные органы, которые являются правоохранительными.
В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон № 58-ФЗ, направленные на решение указанных выше проблем. Необходимо отметить, что законопроектом учитывался зарубежный опыт, который идет не столько по пути принятия общих законов, сколько по пути создания актов по каждому виду правоохранительной службы.
Государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 58-ФЗ).
Перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов утверждаются Президентом Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Федерального закона № 58-ФЗ). Пока такой перечень не составлен.
Предполагается, что в такой перечень войдут должности в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Ее суть заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности .
Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как род деятельности человека.
Как правовой институт , государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения . Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяя нормы конституционного, административного, финансового, уголовного трудового права. Основное его содержание составляют нормы административного права. Они устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.
Как вид органов государства , государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых, для реализации возложенных на него задач . Существуют Служба внешней разведки РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ и др.
В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов.
Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на трактовку государственной службы, как рода деятельности. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в юридической литературе она понималась в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях, оплачиваемая из бюджетных средств. Например, государственными служащими признавались и учитель школы, и врач, и министр и т.п. Данное определение было характерно для советского периода государственного строительства в России. Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле. Она рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе стали относиться только лица, замещающие государственные должности в государственных органах (при этом учителя и врачи не были включены в перечень таких должностей). Следовательно, как род деятельности - государственная служба есть ни что иное, как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения государственных полномочий .
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) устанавливает, что государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации, в целом;
федеральных органов государственной власти;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).
Причем Федеральный закон «О системе государственной службы» установил, что он не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Следовательно, значительный круг лиц, занимающих государственные должности не отнесены к государственным служащим. Государственные должности РФ - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов , лица их замещающие не являются государственными служащими . Это, например, должности, непосредственно установленные Конституцией РФ: Президента РФ (ст. 11, 80); Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации (ст. 101); Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 101); федеральных министров (ст. 110); судей федеральных судов (ст. 128); депутатов (статья 97, 98) и др. Полный перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации 1 . Государственные должности субъекта РФ - это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ , например, руководители субъектов РФ и их органов государственной власти, мировые судьи 2 .
Особенности их правового статуса закрепляются в Конституции РФ и соответствующих федеральных конституционных законах и федеральных законах. Так, правовое положение Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правовое положение председателя, его заместителя и судьи федерального суда определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Государственные должности следует отличать от должностей государственной службы . Государственными служащими являются лишь те, кто замещает должности государственной службы . Например, это помощники, пресс-секретари, советники и референты Президента РФ, губернатора Красноярского края; помощники, советники и консультанты депутатов Федерального Собрания РФ и Законодательного Собрания Красноярского края; руководитель (директор), советник и специалист департамента федерального министерства; руководитель, советник, консультант и специалист департамента Совета администрации Красноярского края; помощник судьи, специалист, секретарь судебного заседания; начальник отдела и специалист прокуратуры. Именно они признаны государственными служащими. В Законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей федеральной государственной гражданской службы РФ, утверждаемый Президентом РФ 3 .
Реестр необходим прежде всего для того, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы.
Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .
В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной. К числу лиц, проходящих государственную гражданскую службу, относятся, например, сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, органах государственной власти субъектов РФ (например, в Совете администрации Красноярского края) и других государственных органах, за исключением, так называемых, силовых ведомств. Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.
Следует обратить особое внимание на такую разновидность трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба , которая осуществляется в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. Этот вид службы предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а сама такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным законом. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет гражданин в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Местом прохождения такой службы могут быть:
организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;
организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.
Военная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства 4 .
Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г.№ 1237.
Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко определяет, в каких структурах она осуществляется. Согласно этому Закону военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях и т.д.
К военнослужащим относятся :
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.
Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина 5 . Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Хотя согласно статье 19 закона приведенное определение применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, - единую для всех субъектов ее осуществления - на сегодняшний день отсутствует. Проект Федерального закона «О правоохранительной службе», внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы пока еще не принят, перечень органов, в которых, осуществляется прохождение правоохранительной службы нормативно не закреплен, правовой статус сотрудников правоохранительных органов регламентируется разрозненными, отличающимися по своей юридической силе нормативными правовыми актами. По формальным признакам к правоохранительной можно отнести службу в таможенных органах, в органах и учреждениях исполнения наказаний, в органах, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, службу судебных приставов и, конечно же, службу в органах внутренних дел. Вместе с тем, этот перечень не является исчерпывающим, так как нет полной уверенности в том, можно ли к этому виду службы относить службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах. По смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков. Однако, окончательный однозначный ответ на вопрос о том, службу в каких органах следует считать правоохранительной, можно будет дать только после принятия соответствующего федерального закона и утверждения Президентом РФ перечня типовых должностей правоохранительной службы.
Служба в ОВД, которая интересует нас в наибольшей степени, в настоящее время регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в ОВД. Оба этих документа были приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.) в период советского государства, которого уже не существует. Отдельные положения этих нормативных актов противоречат друг другу и, естественно не отвечают изменившимся социально-политическим условиям.
Выводы
Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как вид деятельности человека. Так в первом случае - это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором - организационно-структурное образование, в третьем - род общественно-полезной деятельности.
Таким образом, законодательством Российской Федерации создана система законодательства о государственной службе, в которую входят федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную. Субъектами РФ осуществляется только государственная гражданская служба, действующая в соответствии с федеральным законодательством о государственной службе и законодательством субъектов РФ на основе их компетенции.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» из перечня видов государственной службы была исключена правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы и предусмотрено, что система государственной службы будет состоять из государственной гражданской службы, военной службы и иных видов государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами.
Следует отметить, что соответствующий законопроект был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30 апреля 2014 г. № Пр-954.
Необходимость внесения указанных выше изменений была связана с тем, что применение понятия «правоохранительная служба» являлось одной из существенных проблем Федерального закона от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №58-ФЗ).
Правоохранительная служба была включена в систему государственной службы. В соответствии со статьей 7 Федерального закона №58-ФЗ (статья утратила силу с 1 января 2016 года) правоохранительная служба определялась как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
При этом в пункте 1 статьи 19 Федерального закона №58-ФЗ устанавливалось, что указанное определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы может применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (данная норма утратила силу). Работа над проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» велась около 10 лет, но так и не была завершена.
В законодательстве Российской Федерации нет определения понятия «правоохранительный орган», то есть не определены критерии и признаки, которым он должен соответствовать. Также не поименованы государственные органы, которые являются правоохранительными.
В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон №58-ФЗ, направленные на решение указанных выше проблем. Необходимо отметить, что законопроектом учитывался зарубежный опыт, который идет не столько по пути принятия общих законов, сколько по пути создания актов по каждому виду правоохранительной службы.
Государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы (пункт 3 статьи 2 Федерального закона №58-ФЗ).
Перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов утверждаются Президентом Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 Федерального закона №58-ФЗ). Пока такой перечень не составлен.
Предполагается, что в такой перечень войдут должности в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Определение 1
Государственная служба в РФ - это деятельность граждан государства, являющаяся профессиональной и созданной с целью обеспечить исполнение полномочий, присущих органам государства и лицам, которые замещают определенные должности.
Сущность государственной службы в Российской Федерации
Государственную службу в РФ можно охарактеризовать следующими признаками, которые позволяют отличить ее от иных видов служб:
- профессионализм;
- компетентность;
- прохождение на определенных должностях;
- порядок прохождения;
- оплата.
Профессионализм. Для государственного служащего прохождение государственной службы - это основной род его занятий. Недопустимо совместительство при ее прохождении, а также другая безвозмездная или оплачиваемая деятельность. Исключение при этом составляют только предусмотренные в законе случаи. Такие условия для поведения государственных служащих направлены на обеспечение высокого качества исполнения ими своих обязанностей при несении службы.
Компетентность. В данном случае речь идет о соответствии государственных служащих тем функциям, которые они выполняют при несении ими государственной службы. Требования предъявляются к образованию, знаниям, стажу, и выступают как условия, позволяющие обеспечивать реальные способности служащих по выполнению ими своих обязанностей на замещаемых должностях государственной службы.
Прохождение на определенных должностях. Служба может реализовываться исключительно на государственных должностях, которые закреплены Сводным реестром должностей госслужбы РФ. Для получения статуса госслужащего лицо в обязательном порядке должно быть назначено на должность, относящуюся к государственной службе. Все они прописаны в Сводном реестре государственных должностей РФ, который утверждается федеральным законом. Если должность в этом реестре отсутствует, то замещающее ее лицо не может признаваться госслужащим.
Замечание 1
Стоит подчеркнуть предоставленную в законодательстве возможность для граждан, которые временно не замещают должность госслужбы, но при этом сохраняют приобретенный ранее статус, находиться в резерве госслужбы, в распоряжении командира и т.п. При этом без полученного назначения поступить на госслужбу путем вступления в должность невозможно.
Порядок прохождения. Как правило, государственную службу проходят в государственных органах. Следуя приведенному ранее определению “государственной службы”, можно констатировать тот факт, что государственные органы и аппараты укомплектованы государственными должностями, которые замещают лица, являющиеся государственными служащими. При этом есть случаи прохождения госслужбы не в органах и аппаратах государства, а в государственных унитарных учреждениях и предприятиях.
В качестве примера можно рассмотреть отделы вневедомственной охраны , осуществляющие свою деятельность в составе органов внутренних дел районов и городов, которые относятся к государственным органам, тогда как вневедомственная охрана предстает в качестве государственного учреждения, а не органа.
Еще один случай - главные управления специального строительства , относящиеся к Федеральному агентству специального строительства. В них возможно прохождение военной службы, несмотря на их организационно-правовую форму как унитарных предприятий.
Аналогию можно провести с учреждениями, которые относятся к уголовно-исполнительной системе ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний). Так, в них возможна правоохранительная служба, хотя они не относятся к государственным органам.
Следует отметить, что среди всех граждан, которые работают в государственных органах, некоторые не обладают статусом госслужащих. Речь идет о тех, кто подписывает трудовой договор, и исполняет свои обязанности в качестве обеспечивающего персонала.
Оплата. Источником оплаты труда государственных служащих является бюджет государства. Федеральный закон о бюджете, законы субъектов РФ о бюджетах предусматривают положения о расходах на содержание аппарата государства. Так, положенное государственным служащим вознаграждение за труд и денежное содержание, обеспечивается за счет средств бюджета государства.
Характеристика системы и видов государственной службы в Российской Федерации
Прежде всего, необходимо отметить нормативно-правовой акт, который является некой правовой базой системы и видов государственной службы. Речь идет о Федеральном законе № 58-ФЗ, который был принят 27 марта 2003 года, и получил название ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”. Именно он закрепил в себе основные положения о системе госслужбы в РФ.
Важным фактором является единство системы государственной службы, которое основывается на взаимосвязи видов госслужбы.
Ст. 2 указанного нормативного правового акта закрепляет систему государственной службы Российской Федерации, состоящую из следующих видов государственной службы:
- государственная гражданская служба (федеральная и субъектов РФ);
- военная служба;
- государственная служба иных видов.
Предлагается более подробно ознакомиться с каждым из видов государственной службы в Российской Федерации.
Государственная гражданская служба. Для нее законодательство предусмотрело отдельный закон, который регулирует порядок ее осуществления. Так, в Федеральном законе “О государственной гражданской службе Российской Федерации” № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года закреплены основные положения о гражданской службе, перечислены должности, существующие на гражданской службе, рассмотрен статус (правовое положение) гражданских служащих, порядок поступления на службу и ее прохождение, заключение и прекращение служебного контракта, вопросы финансирования и пр.
Как уже было отмечено ранее, государственная гражданская служба подразделяется также на две отдельные самостоятельные составляющие, к которым принято относить:
- федеральную государственную гражданскую службу, которая рассматривается в качестве профессиональной служебной деятельности граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, и направленной на обеспечение исполнения возложенных на федеральные органы государства полномочий;
- государственную службу субъектов Российской Федерации, рассматриваемую в качестве профессиональной деятельности граждан, замещающих государственные должности в госорганах субъектов Российской Федерации, и направленной на обеспечение исполнения возложенных на органы субъектов Российской Федерации полномочий.
Военная служба. Закон, регулирующий данный вид государственной службы был принят 28 марта 1998 года за № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. Данный акт содержит общие положения, где дается понятие “военной службы” и “военнослужащих”, также закрепляет нормы о воинском учете, о добровольной и обязательной подготовке к военной службе граждан, призыве на военную службу, а также поступлении на нее по контракту. Раздел VI закона полностью посвящен военной службе. Он содержит в себе статьи о порядке прохождения военной службы, об обязанностях военнослужащих, сроках службы, форме одежды и знаках различия, о присяге и обязательствах, о воинских должностях, присвоении и лишении званий, а также о переводе военнослужащих и приостановлении воинской службы.
Государственная служба иных видов. Основанием для внесения данного пункта в закон явился принятый 13 июля 2015 года ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу ч. 19 ст. 323 ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” за № 262-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт исключил из ст. 2 ФЗ “О системе государственной службы РФ” правоохранительную службу, являвшуюся одним из видов госслужбы. Он предусмотрел вместо нее “иные виды госслужбы, устанавливаемые федеральными законами”. При этом закон установил, что типовые должности госслужбы иных видов должны быть отражены в перечнях, утверждаемых Президентом РФ. На данный момент такой перечень не составлен. Предполагается, что составляющими этого списка станут должности в органах, в функции которых входит обеспечение законности, безопасности, правопорядка, борьба с преступностью и защита прав и свобод граждан.