Сравнительный анализ международного и внутригосударственного спортивного законодательства. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте Что такое международная спортивная деятельность
Тема Международное законодательство в сфере ФКиС
План:
1. Международное спортивное право нерегионального характера.
2. Международное спортивное право регионального характера.
3. Международные нормативно-правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты (стороны, направления) функционирования и развития спорта.
Задания:
Задание 1. Дайте общую характеристику законодательству о ФКиС иностранного государства (по выбору).
Задание 2. Подготовить сообщение о структуре и содержании устава международной (европейской) федерации по виду спорта (с учетом специализации) для выступления на практическом занятии.
Задание 3. Изучитьосновное содержание нормативно-правовых актов международных организаций физической культуры и спорта: Олимпийской хартии; Международной хартии физического воспитания и спорта; Спортивной хартии Европы, организации и деятельности Международного спортивного арбитражного суда, основное содержание Конвенции против применения допинга.
Задание 4: Ответить на вопросы теста:
1. Международное спортивное право – это:
а) система специальных норм права регулирующих отношения, складывающиеся в международной спортивной сфере;
б) международные отношения в спортивной деятельности;
в) система норм и правил внутригосударственного характера;
г) дисциплинарные механизмы спортивных организаций.
2. В каком году была принята международная хартия физического воспитания и спорта:
3. Кем принята международная хартия физического воспитания и спорта:
а) конференцией ООН по вопросам образования, науки, культуры;
б) сессией МОК по развитию ФКиС;
в) конференцией спортивной партии Европы;
г) министрами спорта стран СНГ.
4. В каком году вступила в действие последняя Олимпийская Хартия:
5. Чему посвящена 4 глава Олимпийской Хартии:
6. Общее собрание членов МОК проводится:
а) не менее 1 раза в год;
б) не менее 1 раза в два года;
в) только 1 раз в год;
г) 1 раз в 4 года.
7. В международном физкультурно-спортивном праве термин «региональные правовые акты» означает:
а) правовой акт, охватывающий группу государств в какой-либо географической области;
б) правовой акт, охватывающий группу субъектов государства;
в) правовой акт, охватывающий группу государств в каком-либо виде спорта;
г) правовой акт, охватывающий группу муниципальных органов государства в какой-либо географической области.
8. Кем и когда принята Спортивная Хартия Европы:
а) министрами по спорту государств Европы, май 1992 г.;
б) министрами по спорту стран СНГ, май 1992 г.;
в) министрами по спорту государств Европы, май 1993 г.;
г) министрами по спорту государств Европы, май 1991 г.
9. Спортивная Хартия Европы содержит:
а) 13 статей;
в) 10 статей;
10. Целью Спортивной Хартии Европы согласно ст. 1, является:
а) содействие спорту в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе спортивной этики;
б) содействие реализации целей, изложенных в Олимпийской хартии;
в) содействие сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы;
г) побуждать правительства, компетентные неправительственные организации руководствоваться ею и распространять ее и применять.
Вопросы для обсуждения:
1. Какой юридический потенциал несут региональные правовые акты в сфере ФКиС?
2. Международное спортивное право нерегионального и регионального характера. Чем отличается данный правовой «продукт»?
3. Перечислите международные нормативно-правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты (стороны, направления) функционирования и развития спорта.
4. Какова роль международных нормативно-правовых актов в национальном законодательстве в сфере ФКиС?
Литература по разделу
1. Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: учебник / С.В. Алексеев. – Электрон.текстовые данные. – М.: Издательство «Спорт», 2017. – 672 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68541.html.
2. Алексеев С.В. Спортивное право России (3-е издание): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. – Электрон.текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 1055 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52565.html.
3. Бондарчук Р.Ч. Спортивное право: учебное пособие / Р.Ч. Бондарчук. – Электрон.текстовые данные. – М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. – 88 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43232.html.
4. Основы права: учебник для студентов неюридических направлений подготовки / Р.Г. Мумладзе [и др.]. – Электрон.текстовые данные. – М.:Русайнс, 2016. – 357 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61634.html.
5. Право: учебник для бакалавров / И.А. Воронина [и др.]. – Электрон.текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. – 772 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61390.html.
Интернет-ресурсы
6. Консультант Плюс [электронный ресурс]: – Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
7. Гарант.ру[информационно-правовой портал]: – Режим доступа:www.garant.ru/.
8. Все о праве: компас в мире юриспруденции[электронная библиотека]: – Режим доступа:http://www.allpravo.ru/library/.
9. Юридическая электронная библиотека[электронный ресурс]: – Режим доступа:http://pravo.eup.ru/.
10. Классика российского права[электронный ресурс]: – Режим доступа:http://civil.consultant.ru.
11. HRI.ru [электронная библиотека международных документов по правам человека]: – Режим доступа:http://hri.ru.
Для обеспечения соблюдения законов, норм и правил, принятых МСФ, НСФ и НОК, а также для разрешения споров, в том числе экономических, связанных с осуществлением спортивной деятельности спортсменами и членами названных организаций, в виде отдельных федераций или комитетов была создана сложная система спортивной юстиции. Основой для этого послужили положения Олимпийской хартии, согласно которым при разрешении споров в отношении вопросов, упомянутых выше, существует обязанность всех членов МСФ, НСФ и НОК, с одной стороны, обращаться к внутренним органам юстиции соответствующей федерации или арбитражу, действующему в соответствии с критериями, установленными такими федерациями; с другой стороны, существует обязанность соответствующих членов принимать решения в ущерб любой другой юрисдикции, кроме спортивной. Нарушение любого из требований (вместе их условно называют юрисдикционная привязка) влечет наложение дисциплинарных санкций, которые могут проявляться в лишении членства для организаций и дисквалификации для физических лиц. Несмотря на разнообразие форм, в которых создаются органы юстиции в различных МСФ, НСФ или НОК, все они руководствуются принципами спортивной юстиции, содержащимися в Олимпийской хартии МОК.
Смысл существования органов, действующих за пределами национальных границ, заключается в том, что среди самых выдающихся экспертов данной проблематики 1 , утвердилось мнение о существовании lex sportiva , который, как и lex mercatoria, основывается на обычае, широко распространенном в мире спорта, и по своей природе не может быть ограничен микропорядком, заключенным в национальную социальноправовую систему.
Система спортивной юстиции МОК прямо предусматривает, что в случае нарушения Олимпийской хартии, Всемирного антидопингового кодекса или любого другого подобного регламента, меры или санкции, применяемые Сессией, Исполнительным комитетом или Дисциплинарным комитетом МОК, различаются в зависимости от обстоятельств и субъектов, в отношении которых они применяются .
Действительно, изучая контекст олимпийского движения, можно сказать, что в отношении всех членов МОК (в том числе почетных членов), Олимпийская хартия, учитывая серьезность нарушения, предусматривает порицание или временное отстранение от должности на определенный период времени 1 .
Что касается МСФ, то в отношении них МОК предусматривает такие санкции, как: исключение из программы Олимпийских игр (по виду спорта, по дисциплине, по виду соревнования); лишение временного признания; окончательное лишение признания. При этом в отношении ассоциаций МСФ Олимпийская хартия предусматривает временное лишение признания или окончательное лишение признания.
Когда нарушения совершаются НОК, МОК в виде санкций может применить: временное лишение членства ; лишение временного признания; окончательное лишение признания ; лишение права на организацию Сессии или Олимпийского конгресса. В то же время в отношении ассоциаций НОК могут применяться следующие санкции: лишение временного признания; окончательное лишение признания .
В контексте Олимпийских игр в случае любого нарушения Олимпийской хартии, Всемирного антидопингового кодекса или другого решения или нормативного акта, изданного МОК или любой МСФ или НОК, включая, помимо прочего, Этический кодекс МОК, в случае любого вида неправомерного поведения в отношении отдельных спортсменов и команд могут быть применены: временный или постоянный недопуск или исключение из Олимпийских игр, дисквалификация или лишение аккредитации. В случае дисквалификации или исключения, медали и дипломы, полученные в связи с нарушением Олимпийской хартии, должны быть возвращены в МОК. Кроме этого, по усмотрению Исполкома МОК, спортсмен или команда могут потерять места, полученные в других соревнованиях помимо тех Олимпийских игр, в которых спортсмен или команда были дисквалифицированы или исключены .
Что касается официальных лиц, руководства и других членов любой делегации, так же как судей и членов жюри, то в отношении них Олимпийская хартия предусматривает применение санкций в виде временного или постоянного недопуска или исключение из Олимпийских игр; в отношении всех других аккредитованных лиц - лишение аккредитации.
Следует отметить, что прежде чем применить любую меру или санкцию, компетентный орган МОК может сделать предупреждение. Все санкции и меры принимаются без ограничения других прав МОК и любых других организаций, включая, помимо прочих, МСФ и НОК.
Что касается дисциплинарных процедур, то в Олимпийской хартии указано, что любое расследование, связанное с фактами, которые могут повлечь применение каких-либо мер или санкций, проводится под контролем Исполкома МОК, который может при этом делегировать все или часть своих полномочий.
Во время проведения расследования Исполком может временно лишить соответствующих лиц или организации всех или части прав, прерогатив и функций, свойственных члену или статусу данного лица или организации.
Любое лицо, команда, любое физическое или юридическое лицо имеет право быть заслушанным органом МОК, компетенция которого включает меры или санкции к этому лицу - физическому или юридическому. Право быть заслушанным подразумевает право ознакомиться с предъявляемыми обвинениями, право присутствовать лично или представить возражения в письменном виде.
Решения по любым мерам или санкциям, принятые Сессией, доводятся до соответствующей стороны Исполкомом МОК или Дисциплинарной комиссией в письменном виде .
Все меры или санкции вступают в силу немедленно, если только компетентный орган не примет иного решения.
Невзирая на применяемые правила и сроки любых арбитражных и апелляционных процедур, но с учетом всех иных положений Всемирного антидопингового кодекса, никакое решение, принятое МОК в отношении каких-либо Олимпийских игр, включая, помимо прочего, соревнования и их последствия, такие как занимаемое место или результат, не может быть никем оспорено по истечении трех лет со дня церемонии закрытия этих Игр.
Что касается разрешения споров МОК, то его решения являются окончательными. Любой спор, вытекающий из их применения или толкования, может разрешаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, при помощи третейского суда или Спортивного арбитражного суда (КАС).
Как уже упоминалось, российское законодательство в сфере спорта основывается на Конституции РФ и Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а для разрешения конфликтов, которые возникают в этой сфере, РФ нашла в арбитраже метод самый качественный и эффективный.
В частности, изучение международного опыта создания специализированных арбитражных спортивных судов и деятельность арбитражных судов самой Российской Федерации привело ОКР совместно с Ассоциацией спортивного права России 1 к созданию Автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата» и первого в России арбитражного суда, специализирующегося на сфере физической культуры и спорта и осуществляющего свою деятельность на основании федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» .
По этой причине все спортивные споры в России подпадают под юрисдикцию упомянутого Спортивного арбитражного суда .
Что касается процессуально-дисциплинарных норм, то Уставом ОКР установлено, что после возникновения спора стороны должны заключить арбитражное соглашение, в соответствии с которым арбитражный суд вправе рассмотреть возникший спор. Решение суда является окончательным, за исключением случаев, когда есть возможность обжаловать решения, обратившись в КАС (Лозанна, Швейцария) .
- Среди самых известных авторов спортивно-правовой тематики можно выделить:Симон Г. L’arbitrage des conflits sportifs. In Revue de I’arbitrage. 1995. № 2. C. 215 и следующие; Карлеварис A. Arbitrato sportivo, regole di concorrenza comunitaria e principi generalidi diritto. In Riv. Arb. 2001. C. 545 и следующие. В прецедентном праве КАС можнообратиться также к Решению от 20 августа 1999 г. по делу между АЕК ПАЕ и «СлавилПрага» - Футбол против УЕФА (Дело КАС № 98/200, см.: Официальный сайт КАС.URL: http://www.tas-cas.org), в котором коллегия арбитров изложила, что lex ludicaсостоит из неписанных принципов, которые складывались в течение долгого времении объединились в частности, благодаря спортивному арбитражу. Сочетание таких принципов может быть выведено из сравнительного изучения различных правовых системи обязательного применения, при условии, что они не противоречат соответсвующимположениям государственной политики.
- Е. Локвин определяет lex sportiva как набор правил, созданных международнымспортивным движением и регулирующих организацию и проведение спортивных соревнований. На данный момент ознакомиться с работами Е. Локвина можно в Sport etdroit International priv6 prive. In Lamy Droit sportif economique. 2003. № 186/90, где авторутверждает, что «появление отдельного независимого от государства и трансцендентного мира международного спортивного права разделило его на суверенные правовыесистемы», что привело к тому, что «международный lex sportiva генерируется из транснациональной спортивной правовой системы».
- См.: Правило 59 Олимпийской хартии.
- Приостановление может распространяться на все или часть прав, прерогативи функций, вытекающих из членства соответствующего лица в МОК. Эти санкции могутбыть введены против тех, кто своим поведением ставит под угрозу интересы МОК, -также независимо от какого-либо конкретного нарушения Олимпийской хартии илилюбого другого регламента.
- При этом Исполком МОК определяет последствия для НОК и его спортсменовв каждом конкретном случае.
- В этом случае НОК лишается всех прав, возложенных на него в соответствиис Олимпийской хартией.
- По решению президиума автономной некоммерческой организации «Спортивнаяарбитражная палата», были утверждены Положение, Правила и список арбитров Спортивного арбитражного суда. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24 июля2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», в компетентные суды,действующие на той же территории (Арбитражный суд г. Москвы и Хамовническийрайонный суд г. Москвы), были направлены уведомления с копиями всех необходимыхдокументов о создании постоянно действующего третейского суда.
- См. некоторые решения суда: Решения САС от 1 апреля 2015 г. по делу № 106А,от 19 сентября 2014 г. поделам№ 14/09-020, 14/09-021 по иску некоммерческого партнерства «Хоккейный клуб “Варяг” против Федерации хоккея России»; Решение САСот 30 марта 2015 г. по делу № 113А/15 по иску Валеева И. Ш. к АНО «Организационныйкомитет “Сочи-2014”» по возмещению суммы по контракту.
- В 1983 г. МОК официально создал КАС, который начал свою деятельность 30 июня1984 г. под руководством Президента Д. Мбайе и Генерального секретаря Г. Шваара.22 июня 1994 г. был важной датой для КАС, так как высшими органами власти, представляющих мир спорта, а именно Президентами МОК, АЛОМФ, ATWF и АНОК, былоподписано Парижское соглашение, в рамках которого подписавшие признали юрисдикцию КАС и включили в свои Уставы арбитражную оговорку, согласно которой все иличасть споров в соответствующей области передаются в КАС. В принципе, В КАС могутбыть представлены два типа споров - коммерческого и дисциплинарного характера.Первая категория включает в себя главным образом споры, касающиеся выполнениядоговоров - связанных со спонсорством, продажей телевизионных прав, организациейспортивных мероприятий, переходов игроков и отношений между игроками или тренерами и клубами и (или) агентами (трудовые договоры и контракты). Споры, связанныес вопросами гражданской ответственности также находятся в этой категории (например.
Отношения в обществе сегодня регулируются одной довольно сложной и обширной категорией, которая имеет название «право». Существование этого явления было обусловлено развитием социальных формаций. Постепенный переход человечества от родоплеменных объединений к государственным повлек необходимость создания механизма, который стал бы основным регулятором внутренних процессов подобных структур. Таковая категория была создана. Её конкурентоспособность была доказана исключительной эффективностью в процессе координирования отношений совершенно разной направленности.
При этом право в течение всей человеческой истории постоянно развивалось. На сегодняшний день оно есть настоящей системой, в которую входят разные по своей сути юридические отрасли. К тому же право не является одинаковым на всей планете. Экономические, исторические и этнические особенности каждого государства сильно влияют на юридическую категорию. Тем не менее, международная сфера сейчас приобретает все большую актуальность. Ведь большинство типов человеческой деятельности стали чаще выходить на всемирный уровень.
Отличным примером есть спорт. Сегодня состязания в разных видах спорта - это не только борьба за победу и первенство, но еще и тонкая политическая игра, особенностями которой пользуются многие государства. Поэтому данная сфера деятельности человека регулируется специальной а именно спортивной.
Международная отрасль регулирования: понятие
Международное спортивное право - это одна из отраслей классической международной сферы координирования. Поэтому рассмотрение категории необходимо начинать с анализа её истоков. Международное право существовало далеко не всегда, однако является поистине старинной отраслью. В теории оно представляет собой совокупность юридических норм и регулируемых ими правоотношений, в которых присутствует иностранных элемент.
Существуют также иные взгляды на проблематику этой отрасли. Например, некоторые ученые рассматривают международное право, исключительно как совокупность специальных нормативных актов, сторонами в которых есть суверенные государства. Развитие представленной отрасли началось давно, ведь дипломатия была известна уже во времена Древнего Египта, Греции, Рима и т.д. Заключенные между древними государствами соглашения стали примером первых международно-правовых отношений. Что касается современности, то в XXI веке отрасль разделена на несколько отдельных частей. Это обусловлено рядом достаточно специфических особенностей.
Что повлекло разделение международной отрасли?
Спортивное право есть относительно молодым структурным элементом ранее упомянутой сферы регулирования. Его появление обусловлено процессом развития и популяризации общественных отношений определенного рода. Забегая немного вперед, следует отметить, что спортивное право - это группа взаимосвязанных юридических норм, то есть, похожих или же однородных. Возникновение и последующее развитие подотрасли обуславливается тремя объективными факторами:
- появлением новых, быстро набирающих популярность отношений в обществе;
- фактической заинтересованностью нескольких государств в установлении правового порядка в новой среде общественных отношений;
- разработкой, созданием и признанием общеправовых начал в новой сфере человеческой деятельности.
Таким образом, развитие новой отрасли или подотрасли возможно в том случае, если она есть актуальной для международного сообщества. В данном случае спортивное право является примером отрасли, уровень популярности и востребованности которой на сегодняшний день возрастает все больше. Поэтому представленную сферу регулирования можно рассматривать как самостоятельное явление.
Понятие спортивного права
Итак, выше мы рассмотрели ключевые особенности международной юридической отрасли в целом. В данном случае возникает логичный вопрос о том, что собой представляет международное спортивное право. Согласно общему мнению большинства ученых МСП, это целая система однородных юридических норм и устоявшихся правил, которыми регулируются отношения общественного характера в сфере спортивной деятельности. Ключевым фактором подобного взаимодействия социума есть его международный характер. То есть, мы говорим о спорте не в контексте одной страны, например России, а о деятельности, которая объединяет в себе интерес большого количества разных государств.
Что такое международная спортивная деятельность?
Любая правовая отрасль регулирует человеческую работу в определенной сфере. Физкультурно-спортивное право есть системой юридических норм. Это говорит о направленности его регулирования, ключевым объектом которого есть международная спортивная деятельность. Эта категория включает в себя массу относительно самостоятельных моментов. Другими словами, международную спортивную деятельность можно представить как:
Предмет сферы юридического регулирования
Анализируя все представленные выше ведомости, можно сделать вывод, что предметом спортивной отрасли есть отношения, возникающие в процессе осуществления субъектами спортивной деятельности мирового уровня. Но особенности данной сферы регулирования проявляются не только в структуре её предмета. Большое значение также имеют принципы и система спортивного права.
Структура отрасли
Любая правовая сфера регулирования есть системой по своей сути. В этом факте заключен принцип эффективного координирования общественных отношений юриспруденцией в целом. Спортивное право в данном случае не является исключением из правил. Его система поделена на институты и отдельные нормы. В данном случае мы не можем говорить о подотрасли МСП, ведь оно само является часть международного права. Характерной чертой системы спортивной отрасли является её открытость. Другими словами, субъекты МСП, то есть отдельные государства, могут его изменять посредством собственных национальных юридических систем.
Принципы спортивного права
Любая юридическая система регулирования общественных отношений имеет определенные исходные положения. В основу спортивного права также входят специфические принципы. Вообще, их система в рамках МСП довольно обширна, что обусловлено наличием нескольких групп. Спортивная школа права имеет некоторые общие принципы, структура которых включает в себя следующие основополагающие положения, а именно:
- принцип добросовестности выполнения обязательств;
- положение об уважении человеческих свобод;
- принцип унификации норм и институтов МСП;
- принцип всеобщей технологизации.
Представленные исходные положения можно встретить не только в рамках международного спортивного права.
Они существуют также в иных подотраслях международной и национальных сфер регулирования общественных отношений. Однако есть также специальные принципы МСП, которые отображают всю специфику и суть представленной в статье категории. Исходные положения такого рода регулируют конкретные отношения, связанные с:
- проведением Олимпийских игр;
- тренировочной деятельностью;
- развитием МСП и всемирного спорта и т.п.
Таким образом, за счет данных принципов международное спортивное право существует в виде самостоятельной отрасли. При этом её исключительный характер также обусловлен наличием иных особенных категорий в структуре МСП.
Метод правового регулирования
Международное, российское спортивное право и аналогичные отрасли иных государств объединяет факт наличия определенных приемов и способов, которыми осуществляется регулирование общественных отношений. В теории это называется методом юридического координирования. В МСП регулирование осуществляется посредством целенаправленного воздействия на спортсменов, организации и других субъектов отрасли. Набор методов является довольно широким и включает в себя:
- децентрализованное и ;
- субординация, координация интересов отдельных сторон;
- регулирование жесткого и мягкого характера.
Следует отметить, что в большинстве случаев используется метод двухстороннего воздействия на государства-участники. Иными словами, допускается проявление инициативы, но при условии следования общепринятым в спортивном сообществе правилам.
Отраслевые источники
Изучение любой существующей на сегодняшний день отрасли права невозможно без проведения анализа её источников. Международное спортивное право характеризуется определенной двойственностью в этом вопросе. Вся система источников делится на внутригосударственную и международно-правовую группу. В первом случае мы говорим о национальном законодательстве субъектов регулирования МСП, судебных прецедентах этих стран. Таким образом, источником в данном случае признается вся совокупность юридических норм отдельных держав. Международно-правовые источники есть более конкретными. Ведь в них заключены нормы, регулирующие отношения, входящие в компетенцию непосредственно МСП.
Источники международного характера
На сегодняшний день теоретики выделяют четыре формы МСП. Сюда непосредственно относится:
- договор международного характера;
- международно-правовой обычай;
- акты спортивных организаций;
- судебные прецеденты международных инстанций.
Представленные источники рождаются в процессе общей деятельности субъектов МСП. Например, права спортивной федерации какого-либо типа позволяют ей принимать определенные акты по вопросам внутренней организации или по внешнему взаимодействию. Если структура имеет международный характер, то выданный акт является эталонным и автоматически приравнивается к источнику МСП.
Заключение
Таким образом, международное спортивное право - это самостоятельная, вполне сформированная на сегодняшний день структура, которая имеет собственную систему и метод нормативного регулирования. Её развитие необходимо продолжать, ведь мировой спорт неустанно эволюционирует в XXI веке.
Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера международного спортивного права является наличие разных источников его формирования. Источник права выступает как внешняя форма выражения и закрепления норм и правил, нормативной субстанции.
Источником международного спортивного права является такая его внешняя форма выражения, которая предназначена для регулирования международной спортивной деятельности с учетом ее особенностей.
Поскольку международная спортивная деятельность опосредуется как отношениями частно-правового характера и отношениями публично-правового характера, то и источниками международного спортивного права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие нормы как частного, так и публичного права, предназначенные для регулирования международной спортивной деятельности. Причем в МСП границы между публичным и частным правом довольно размыты, а их нормы тесно переплетаются.
Источники международного спортивного права могут быть условно разделены на два вида: внутригосударственные (национальные) и международные.
Для международного спортивного права характерны следующие основные внутригосударственные источники:
1) внутригосударственное законодательство государств, включающее законы и подзаконные акты;
2) внутригосударственный правовой обычай;
3) акты национальных спортивных организаций, задействованные в регулировании спортивных отношений с международным (иностранным) элементом;
4) судебный прецедент (в странах англо-американского права).
К международным источникам МСП следует отнести:
1) международный договор;
2) международно-правовой обычай;
3) акты международных спортивных организаций;
4) нормативные (прецедентные) решения международных судов.
Все эти источники МСП имеют различную природу.
Внутригосударственное законодательствов области МСП действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов, которая воплощает цели и интересы различных слоев гражданского общества данного государства. Внутригосударственное законодательство играет существенную роль в формировании норм международного спортивного права.
Российское внутреннее законодательство, регулирующее международные спортивные отношения, представлено Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, рядом федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы национального спортивного права, регулирующие спортивные отношения с международным (иностранным) элементом, содержатся в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В зарубежных странах законы о спорте, физической подготовке, спортивной деятельности стали появляться в 1930-1940-х годах. В 1937 г. закон о физической подготовке и рекреации был принят в Великобритании. В 1942 г. во времена Муссолини, несмотря на сложности военного времени, был принят закон о спорте в Италии 1 .
В 1961 г. законы о физической подготовке и любительском спорте введены в действие в Канаде и Японии. В 1972 г. принят закон о спорте в Швейцарии, а 1975 г. – в Греции и во Франции. В 1978 г. Закон о любительском спорте принял конгресс США.
Вместе с тем вплоть до 1980-х годов число стран, принявших законы о спорте, физической подготовке, спортивной деятельности, было довольно ограниченно. С первой половины 1980-х гг. число стран, принявших или пересмотревших старые спортивные законы, резко увеличивается (Финляндия, 1980; Италия, 1984; Франция, 1984, 1992; Испания, 1988, 1990; Португалия, 1990; Аргентина, 1992; Украина, 1993; Польша, 1996 и др.). После распада социалистического лагеря по этому пути пошли почти все страны Восточной Европы.
В спортивных законах зарубежных стран закреплены нормы, в частности, задействованные в регулировании международных спортивных отношений. Так, для многих законов характерны общие положения, отражающие отношение государства, его законодательных и исполнительных органов, национальных спортивных организаций к утвержденным хартиям, уставам, регламентам и другим нормативным документам международных спортивных организаций, и прежде всего МОК и МСФ; определяющие порядок разрешения спорных ситуаций в спорте; регламентирующие борьбу с допингом в спорте идр.
Внутригосударственный правовой обычай – это сложившееся правило поведения, которого обязаны придерживаться стороны частноправового отношения, но не закрепленное в законодательстве. Его особенностью является то, что он создается и санкционируется государством в рамках его внутреннего права.
Обычаи делового оборота признаются источниками международного частного права. В ст. 5 ГК РФ определены понятие и признаки обычая делового оборота, под которым подразумевается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно или нет в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применимы исключительно в сфере спортивного предпринимательства. Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору. Правовые обычаи используются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора.
Широкое распространение и использование в сфере спорта находят акты национальных спортивных организаций,многие нормы которых так или иначе задействованы в регламентации спортивных отношений с международным элементом. Такие акты регулируют спортивные отношения на уровне спортивных организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями (например, уставы, положения и регламенты, регулирующие проведение чемпионатов, первенств и иных, в том числе международных, соревнований).
Особенностью этой группы источников МСП является то, что «правовые пробелы», допущенные при разработке нормативной базы спорта становятся более очевидными именно на этом уровне.
Судебный прецедент(precedent) как правовой источник характерен для Государств с так называемым «общим правом» («common law»), к которым относится большинство англоязычных стран – Великобритания, США, Австралия и др. В самом общем виде суть судебного прецедента и прецедентного права вообще состоит в том, что решение, вынесенное судом по какому-либо конкретному делу, становится обязательным для всех судов той же либо низшей инстанции при вынесении решений по аналогичным делам.
Так, в 1963 г. в деле «Истем» против «Ньюкасла Юнайтед» английский суд принял решение, что комбинированная трансфертная система (удержания-перехода футболиста) содержит в себе необоснованный запрет на занятие спортсменами профессиональной деятельностью и значительно превышает те рамки, которые необходимы для защиты интересов клубов, что не согласуется с доктриной «restraint of trade» (ристрейн оф трейд).
Доктрина «restraint of trade» представляет один из основополагающих институтов англо-саксонской правовой системы, в соответствии с которым никто не может быть ограничен в праве заниматься профессиональной деятельностью, если такое ограничение при этом не является обоснованным. Названным судебным решением существовавшая в Англии до 1963 г. трансферная система была признана противоречащей данной доктрине, что привело к незамедлительному изменению системы переходов футболиста из клуба в клуб. Теперь по истечении срока трудового договора клуб обязан был либо предложить спортсмену новый договор, либо отпустить игрока без выплаты компенсации.
Важнейшим источником МСП являются международные договоры, удельный вес которых в общем спектре всех источников МСП постепенно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, закономерностями современного развития международного спортивного движения, в том числе совершенствованием системы управления МСД.
Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих в них участие. Иными словами, договоры представляют собой соглашения государств относительно содержания договорных норм (т.е. текста договора) и признания таких норм в качестве юридически обязательных (или рекомендательных) для государств – участников договора. Международные договоры в области МСП регулируют правоотношения главным образом с участием юридических и физических лиц – субъектов внутреннего права (спортсменов, спортивных организаций и т.д.), но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами.
Конституция РФ предусматривает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Это означает, что международные договоры России являются на ее территории документами прямого действия, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация.
Вместе с тем одних норм общего международного права недостаточно для регулирования взаимоотношений государств и других субъектов, возникающих в процессе международной спортивной деятельности. Этим целям служат специальные нормы, содержащиеся в договорах, посвященных непосредственно международной спортивной деятельности. Такие международные договоры могут быть двусторонними и многосторонними, региональными и универсальными.
Двусторонние договоры заключаются только двумя государствами и действуют исключительно в их взаимных отношениях.
В многосторонних договорах (конвенциях) участвуют несколько государств, принимающих взаимные обязательства. Чем шире круг государств-участников, тем выше эффективность применения заложенных в договоре норм и принципов. В их ряду, например:
Международные договоры подразделяются также на региональные и универсальные.
К региональным относятся договоры, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.
Универсальные договоры включают в состав государств-участников государства, принадлежащие к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам.
Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер. Нормативное содержание обычая формируется на протяжении более или менее длительного периода и выступает как доказательство постоянства, единообразия и всеобщности практики. Наряду с нормативным содержанием формируется юридическая обязательность, которая выступает как молчаливое признание за ним юридической силы. Сложность природы международного обычая заключается в том, что определить четкую временную границу признания его юридически обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Данные документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов.
Международные обычаи как источник МСП занимают особое место в иерархии его источников. Совершенно очевидно, что по удельному весу и значимости обычаи уступают место внутригосударственному законодательству, международным договорам и другим источникам МСП, однако в ряде случаев именно они незаменимы в качестве правового регулятора складывающихся в рассматриваемой сфере отношений. Особенно велико значение международных обычаев в международной торговле физкультурно-оздоровительной и спортивной продукцией. В сфере международной торговли сложившиеся в практической деятельности обычаи и обыкновения делового оборота подвергаются неофициальной кодификации в рамках Международной торговой палаты (МТП), результатом которой выступают сборники унифицированных правил и обычаев, применяемых при наличии на них ссылки в контракте.
Ссылку на международно-правовой обычай содержит ст. 1186 ГК РФ, устанавливающая, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо к гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Большинство источников, на основе которых формируется международное спортивное право, – это нормативные акты международных спортивных организаций. Нормативная основа МСП берет свое начало главным образом не из каких-либо договоров между государствами, а из международных соглашений между специализированными учреждениями, многие из которых являются общественными организациями, независимыми от своих национальных правительств, нормативных документов МСО.
Основные принципы, нормы и правила функционирования олимпийского движения, деятельности Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, организации и проведения Олимпийских игр сконцентрированы в Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета.
К нормативным актам международных спортивных организаций относятся также уставы и другие нормативные документы, устанавливающие юридический статус и регламентирующие деятельность МОК, МПК, международных федераций по видам спорта и многих других МСО.
К источникам МСП можно отнести также нормативные (прецедентные) решения международных судов. Ярким примером здесь может служить решение по делу С - 415/93 Union Royale de Societes de Football v. Jean-Marc Bosnian, принятое Европейским судом справедливости в Люксембурге в 1995 г. и ставшее прецедентным для международной трансферной и соревновательной системы. До этого решения футболисты большинства стран, у которых истек срок трудового договора с клубом, не имели права перейти в другой клуб до тех пор, пока работодатель не получит за них трансферную сумму или официально не откажется от нее. Кроме того, национальные и международные организации могли устанавливать лимиты на доступ иностранных игроков к проводимым ими соревнованиям.
15 декабря 1995 г. было вынесено судебное решение, признающее трансфертную систему, по которой игрока должны были покупать у прежнего клуба даже по истечении срока контракта, незаконной, а также запрещающее всем национальным и международным организациям включать в свои регламенты нормы и правила, ограничивающие доступ игроков-иностранцев к соревнованиям, которые эти организации проводят.
Системность как существенное качество права в полной мере присуща и МСП. Первичным элементом международного спортивного права являются нормы (от лат. Norma – правило, образец).
Нормы, входящие в структуру МСП, должны быть построены в логическую систему, центром которой выступают принципы, т.е. исходные и ведущие начала формирования, функционирования и развития МСП. Принципы права пронизывают всю материю МСП, выступая в качестве особого рода несущей конструкции и позволяя сгруппировать разнообразные нормы МСП в отдельные правовые институты.
Институт представляет собой обособленную совокупность норм, имеющих узкую группу схожих общественных отношений в качестве предмета регулирования. Промежуточным подразделением между нормой и институтом в системе МСП может выступать субинститут.
Международное спортивное право как комплексное правовое образование включает ряд отдельных взаимосвязанных категорий – норм, институтов и субинститутов, которые объединяются в единую, целостную, внутренне организованную, логически структурированную систему, в часть общего международного права.
Своеобразным силовым полем, не только объединяющим юридически разнородный материал в известную целостность, но и придающим ему специфический иерархический оттенок, выступает наряду с основными принципами также предмет правового регулирования – международная спортивная деятельность. Именно она позволят «замкнуть» разные по своей природе категории в единый слаженный механизм.
Система МСП – явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается «под давлением» национальных, культурных, экономических, глобальных и иных факторов. В то же время объективная природа МСП не означает, что государства не могут управлять развитием этой системы. Каждое государство в определенной степени вносит свой вклад в становление и эволюцию системы МСП. Многие институты и субинституты МСП возникли под осознанным влиянием или по инициативе развитых стран – ведущих спортивных держав, отдельных групп государств. Более того, управляемое воздействие на развитие МСП со стороны государств вообще и развитых государств в особенности усиливается.
В структуру МСП входят все виды институтов и субинститутов. В составе МСП имеются институты (субинституты) материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МСП и смешанные (т.е. состоящие из норм различных отраслей, подотраслей общего международного права); учредительные, регулятивные и охранительные.
Краеугольным камнем МСП, применительно главным образом к международному олимпийскому движению, являются нормативные акты МОК, нормы которых в значительной своей части универсальны и императивны. МОК представляет собой механизм, сопоставимый с функциями, образно говоря, мирового министерства олимпийского спорта. В то же время система и нормативные акты МОК требуют корректировки.
В увязке с нормативными актами МОК и ряда других центральных МСО создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних универсальных соглашений, касающихся спортивной проблематики и охватывающих различное количество государств. В МСП существуют нормативные комплексы, используемые в регулировании международных спортивных отношений на региональном уровне (например, в Европейском Союзе). Кроме того, в состав МСП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние международные спортивные отношения. Наконец, нормы МСП регламентируют внутригосударственные спортивные отношения, осложненные международным (иностранным) элементом.
При систематизации МСП его нормы по образцу международного права в целом можно подразделить на Общую и Особенную (или Специальную) части. В Общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все международные спортивные отношения, а в Особенную – нормы, институты и субинституты, регулирующие лишь отдельные вопросы, «срезы», группы международных спортивных отношений.
Следовательно, в Общую часть МСП можно включить нормы, институты и субинституты, закрепляющие:
· принципы МСП;
· правовое положение МСО;
· правовой статус государств в сфере международных спортивных отношений;
· правовое положение национальных спортивных организаций как субъектов МСП;
· статус спортсменов, тренеров, судей и других индивидуальных субъектов МСП, и др.
В Особенную часть МСП входят следующие институты:
· международное регулирование трудовых и социальных отношений в сфере международного спортивного движения; правовые основы организации и проведения международных спортивных соревнований;
· международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере спортивных отношений;
· регулирование международных налоговых отношений в сфере спорта;
· регулирование противодействия применению допинга в международном спортивном движении;
· международное регулирование борьбы с преступностью в сфере спорта;
· регулирование рассмотрения и разрешения международных спортивных споров и др.
Объем международно-правовых норм, задействованных в процессе регулирования международной спортивной деятельности, постоянно увеличивается. МСП становится все более сложным и разветвленным. Вместе с тем именно в международном спортивном праве особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его «мягкости» или даже некой «незрелости». Это касается и проблем международного движения трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, и международной деятельности спортивных агентов, и очевидного недостатка «структуро-держащих» международно-правовых принципов, и недостаточности многосторонних механизмов и т.п.
В последнее десятилетие XX и начале XXI в. стали ощутимы скоординированные усилия МСО и государств в наведении дисциплины в отдельных вопросах функционирования международного спортивного движения. В первую очередь речь идет о проблеме противодействия применению допинга. При этом МСО и государства все глубже осознают, что специализированные международно-правовые нормы и институты являются и могут стать еще более эффективным инструментом настройки и регулирования международных спортивных отношений.
Таким образом, МСП находится в постоянном движении и развитии, видоизменяясь и трансформируясь в зависимости от потребностей каждого периода времени. Динамика развития МСП непрямолинейна, однако можно утверждать, что определяющим фактором развития является тенденция к унификации норм МСП, в том числе на основе международных договоров и соглашений, и к их универсализации.