Срок подачи судебного приказа к исполнению. Судебный приказ как исполнительный документ
Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
- проверено сегодня
- закон от 30.01.2020
- вступила в силу 01.02.2008
Ст. 21 Закон об исполнительном производстве в последней действующей редакции от 20 марта 2015 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Сравнить с редакцией статьи от 17.05.2014 03.01.2014 27.04.2011 01.02.2008
Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.
Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.
Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх лет со дня их выдачи.
Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трёх лет после окончания этого срока.
Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх месяцев со дня их выдачи.
Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счёта должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в настоящей статье, устанавливаются в соответствии с федеральными законами.
В случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.
Дело № 33-2650/2015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Решетникова М.Н.
судей Астапенко С.А. и Лебедева А.В.
при секретаре Федорович Ю.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 апреля 2015 года об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя от ФИО1 – ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения судебного пристава-исполнителя Всеволожского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области ФИО6, представителя от ФИО8 – ФИО7, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратился во Всеволожский городской суд с заявлением, в котором просит отменить постановление о возбуждении исполнительного производства от 11.03.2015 года и постановление о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимости от 11.03.2015 года, вынесенные судебным приставом - исполнителем Всеволожского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области ФИО6, и прекратить исполнительное производство.
Заявленные требования мотивированы тем, что 13.03.2015 года ФИО1 получил постановление о возбуждении исполнительного производства от 11.03.2015 года в пользу взыскателя ФИО8 и постановление о запрете регистрационных действий в отношении принадлежащих ему объектов недвижимого имущества от 11.03.2015 года, вынесенные судебным приставом-исполнителем Всеволожского районного отдела судебных приставов ФИО6 Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа № ВС062118036 от 30.01.2015 года, выданного судебным участком № 13 Всеволожского района Ленинградской области по гражданскому делу № 2-393/07, вступившему в законную силу от 09.01.2008 года.
Полагает, что взыскатель ФИО8 пропустила срок предъявления исполнительного листа от 30.01.2015 года к исполнению, который истек 19.01.2011 года. Судебный пристав-исполнитель ФИО6 не проверила данный факт и возбудила исполнительное производство за пределами установленного законодательством об исполнительном производстве трехлетнего срока предъявления исполнительного листа к исполнению.
Ранее взыскатель - ФИО8 уже предъявляла исполнительный лист №ВС062118036 от 30.01.2015 года для принудительного исполнения, по которому 18.02.2015 года судебный пристав-исполнитель ФИО6 выносила постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства по причине пропуска срока для предъявления исполнительного листа к исполнению. Обращает внимание на то обстоятельство, что взыскатель не обратился в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока, в нарушение положений ст. Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждено без судебного акта о восстановлении срока на предъявление исполнительного документа к исполнению.
В суде первой инстанции представитель ФИО1 поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель Всеволожского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области ФИО6 в суде первой инстанции просила отказать в удовлетворении требований заявителя, поясняя в возражениях, что судебный акт, которым утверждено мировое соглашение, заключенное между истцом ФИО8 и ответчиком ФИО1, вступил в законную силу 09.01.2008 года. В соответствии с исполнительным листом от 30.01.2015 года, выданным мировым судьей судебного участка № 13 Всеволожского района Ленинградской области, ФИО1 обязуется выплатить ФИО8 3 250 000 руб. до 31.12.2010 года. 11.03.2015 года от ФИО8 повторно поступило заявление о предъявлении к принудительному исполнению исполнительного листа от 30.01.2015 года. В данном заявлении заявитель указывает, что в период с 02.11.2012 года по 01.08.2014 года должник добровольно производил погашение долга, дата последнего платежа в счет погашения задолженности – 01.08.2014 года, остаток задолженности составляет 544 850 руб. Предъявленный к исполнению исполнительный лист соответствует требованиям закона, срок его предъявления к исполнению не истек.
Заинтересованное лицо - ФИО8 и ее представитель в суде указали, что заявитель в добровольном порядке осуществлял выплаты в ее пользу по мировому соглашению до 14.08.2014 года, в связи с чем мировой судья выдал исполнительный лист № ВС062118036 от 30.01.2015 года на принудительное исполнение судебного акта. Считает вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления законными, а заявленные требования необоснованными.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе заявитель не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что мировой судья судебного участка №13 Всеволожского района Ленинградской области проверил сроки выдачи исполнительного листа и сроки его предъявления, указывая, что нормами ГПК РФ не установлен срок обращения взыскателя в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. Ссылаясь на положения ст. , полагает, что мировой судья не проверял обоснованность заявления о выдаче исполнительного листа, исполнительный лист выдан на основании заявления. Согласно ст. Федерального закона «Об исполнительном производстве», именно судебный пристав обязан проверить срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Вывод суда о том, что судебный пристав - исполнитель не обязан проверять сроки предъявления исполнительного документа к исполнению, противоречит ст. Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Судебный пристав-исполнитель не учел норму законодательства, в соответствии с которой пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению восстанавливает только суд. При отсутствии судебного акта о восстановлении срока на предъявление исполнительного документа к исполнению возбуждение исполнительного производства на основании заявления взыскателя противоречит закону.
Кроме этого, податель жалобы отмечает, что действия по наложению ареста на дом, который является единственным жильем заявителя, и земельный участок не соответствуют принципу соотносимости объема требований взыскателя и мерам принудительного исполнения, что противоречит ст. Федерального закона «Об исполнительном производстве».
ФИО8 в отзыве на апелляционную жалобу ФИО8 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.).
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в части, поскольку неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что 30.01.2015 года мировым судьей судебного участка № 13 Всеволожского района Ленинградской области взыскателю ФИО8 выдан исполнительный лист № ВС062118036, из которого усматривается, что определением мирового судьи от 25 декабря 2007 года утверждено мировое соглашение, заключенное между истцом ФИО8 и ответчиком ФИО1, по которому ФИО1 обязуется выплатить ФИО8 3 250 000 рублей до 31.12.2010 года. Судебный акт об утверждении мирового соглашения вступил в законную силу 09.01.2008 года (л.д. 20-23).
16.02.2015 года во Всеволожский районный отдел судебных приставов УФССП России по Ленинградской области от ФИО8 поступает заявление о принятии исполнительного документа к принудительному исполнению. 18.02.2015 года судебным приставом-исполнителем Всеволожского районного отдела судебных приставов ФИО6 вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании пп. 3 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа (л.д. 55, 56).
11.03.2015 года ФИО8 вновь подает во Всеволожский районный отдел судебных приставов заявление о принятии исполнительного листа №062118036 от 30.01.2015 года к принудительному исполнению, в котором указывает, что в период с 02.11.2012 года по 01.08.2014 года должник ФИО1 добровольно производил погашение долга, однако после 01.08.2014 года погашение долга прекращено. Срок предъявления исполнительного листа прерывается частичным исполнением исполнительного документа должником. К заявлению приложены исполнительный лист, копия доверенности представителя, заявление о наложении ареста на имущество должника.
11.03.2015 года судебный пристав-исполнитель Всеволожского районного отдела судебных приставов ФИО6 вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении ФИО1 и постановление о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества ФИО1 (л.д. 6-9, 19).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. , исходил из того, что основания для выдачи исполнительного листа, срок предъявления исполнительного листа к исполнению проверяются судом при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа. Суд пришел к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований полагать, что мировым судьей не дана правовая оценка сроку предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению, поскольку исполнительный лист выдается судом только в случае, если этот срок не истек.
Между тем, с такими выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Вместе с тем выдача судом исполнительного листа не влечет безусловное возбуждение на его основании исполнительного производства, поскольку в силу п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав - исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Учитывая, что по условиям мирового соглашения срок выплаты взыскателю 3 250 000 рублей должнику установлен до 31.12.2010 года, течение срока предъявления такого исполнительного документа начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном листе. С момента окончания срока исполнения должником требований, датируемого 31.12.2010 года, и до обращения в феврале 2015 года взыскателем с заявлением о принятии исполнительного листа к принудительному исполнению прошло более четырех лет.
Таким образом, установленный законом трехлетний срок предъявления к исполнению исполнительного листа взыскателем пропущен.
Действительно, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается частичным исполнением исполнительного документа должником (пп.2 ч. 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве).
Однако в деле не имеется сведений о частичном исполнении должником требований, содержащихся в исполнительном листе.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона об исполнительном производстве взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с чч. 2 и 3 ст. взыскателям, пропустившим срок предъявления исполнительного документа к исполнению по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен, если федеральным законом не установлено иное. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в суд, выдавший исполнительный документ, или в суд по месту исполнения и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 112 настоящего Кодекса. На определение суда о восстановлении срока может быть подана частная жалоба.
Между тем, вопрос о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению судом не рассматривался, взыскатель с таким заявлением в суд не обращался.
В соответствии с ч. 1 ст. , исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Выдача судом исполнительного листа не ставится в зависимость от соблюдения взыскателем срока его предъявления к принудительному исполнению, нормы ГПК РФ такое условие не предусматривают.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, сопоставив их с нормами закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что без решения вопроса о восстановлении пропущенного взыскателем трехлетнего срока судебный пристав-исполнитель не вправе был возбуждать исполнительное производство, в связи с чем постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника ФИО1 является незаконным.
Следовательно, незаконно возбужденное исполнительное производство № влечет незаконность вынесенного в рамках этого исполнительного производства постановления о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества. принадлежащих должнику ФИО1
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Таким образом, должностным лицам службы судебных приставов необходимо устранить допущенные нарушения прав заявителя в связи с незаконностью принятых решений путем их отмены.
В части разрешения требования заявителя о прекращении исполнительного производства решение суда не противоречит закону. Суд первой инстанции правильно указал на отсутствие оснований для прекращения исполнительного производства, исчерпывающий перечь которых содержится в ст. 43 Закона об исполнительном производстве.
Из положений ст. ст. 255, следует, что незаконными могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы заявителя, создают препятствия к осуществлению им его прав и свобод.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, постановленное по делу решение суда об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 в части нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьями - , Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 апреля 2015 года отменить в части вынесенных судебным приставом-исполнителем постановлений от 11.03.2015 года о возбуждении исполнительного производства и о запрете регистрационных действий в отношении недвижимого имущества.
Вынести в этой части новое решение, признав незаконными постановления о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника ФИО1 и о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества должника ФИО1, вынесенные 11.03.2015 года судебным приставом-исполнителем Всеволожского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области ФИО6
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Исполнительный документ – это специальный документ, выдаваемый судом, иным органом на основании вступившего в законную силу судебного решения, решения иного органа, для возбуждения исполнительного производства, с целью принудительного исполнения этого решения.
Исполнительное производство является завершающей стадией судебного процесса. Необходимость в этой стадии возникает только тогда, когда должник добровольно не исполняет судебное решение, решение иного органа.
В этом случае взыскатель вправе получить исполнительный документ и предъявить его в Службу судебных приставов, на которую возложена обязанность принудительного исполнения судебных решений с применением к должнику специальных мер принудительного характера.
Следует иметь ввиду, что инициировать выдачу исполнительного документа может только сам взыскатель, о чём прямо указано в статьях 130, 428 ГПК РФ. Исключение составляют решения, по которым взыскателем является государство, в этом случае суды вправе самостоятельно инициировать выдачу и направление исполнительного документа судебным приставам-исполнителям.
Перечень документов, которые являются исполнительными, определён в статье 7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Данный перечень открытый, исполнительными документами могут быть постановления иных органов, без конкретного определения этих органов.
Для эффективного исполнения судебного решения исполнительный документ должен содержать информацию, о должнике и взыскателе. В статье 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» определён перечень сведений, состоящий из семи пунктов, которые в обязательном порядке должны быть указаны в исполнительном документе. Отсутствие хотя бы одного из них, влечёт не соответствие исполнительного документа требованиям закона, в этом случае он не приобретает исполнительской силы, и такой документ не может быть принят к исполнению. Возбуждение исполнительного производства на его основе, также невозможно.
При возбуждении исполнительного производства необходимо учитывать три основных положения.
1. Исполнительный документ должен соответствовать обязательным требованиям, указанным в статье 8 ФЗ «Об исполнительном производстве».
2. Исполнительный документ может быть предъявлен к принудительному исполнению только в течение определённого срока, который указан в статье 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
3. Исполнительный документ может быть выдан только на основании решения, которое вступило в законную силу, о чём делается соответствующая отметка в исполнительном документе.
Знание этих простых норм закона для взыскателя значительно сокращает срок проведения исполнительного производства, для должника даёт возможность обжаловать действия судебного пристава-исполнителя и значительно увеличить срок проведения исполнительного производства, а в отдельных случаях и вовсе отменить принудительное исполнение.
Судебный приказ как исполнительный документ
Среди исполнительных документов особняком стоит судебный приказ, как исполнительный документ, он может иметь ряд существенных недостатков.
В предыдущей статье уже отмечалось, что судебное приказное производство весьма сомнительная норма современного процессуального права России. Я лишь повторюсь, что в ней используется абсолютно некорректная (по отношению к ответчикам) процессуальная технология, внедрённая в 2002 году с принятием новой редакции Гражданского процессуального кодекса России, чтобы понять это достаточно сравнить нормы старой и новой редакции ГПК РФ.
Изначально система судебного приказного производства была введена в 1995 г. с принятием Федерального закона № 49 от 30.11.95 г., в то время был предусмотрен ряд положений защищающих права ответчика.
1. До выноса судебного приказа ответчик в обязательном порядке извещался судом о принятии заявления о выдачи судебного приказа и ему предоставлялся срок до 20 дней для ответа на заявленное требование (в настоящее время данная норма отсутствует)
2. Ответчику также предоставлялся 20-дневный срок, со дня выдачи судебного приказа, для подачи заявления о его отмене (в настоящее время данная норма отсутствует)
3. Судья отказывал в выдаче судебного приказа, если ответчик был не согласен с заявленными требованиями (в настоящее время данная норма отсутствует)
4. Взыскание по судебному приказу производилось по истечении 10-дневного срока после его выдачи (в настоящее время данная норма отсутствует)
В действующей редакции ГПК РФ данные положения полностью ликвидированы.
Норма статьи 129 в действующей редакции ГПК РФ, предусматривающая возможную отмену уже принятого судебного приказа, не в коей мере не реализует право ответчика на судебную защиту, поскольку рассмотрение заявленного требования уже состоялось и состоялось без учёта мнения ответчика.
А нормы статьи 128 ГПК РФ ставит судей вообще в сложнейшее положение, обязывая высылать копию судебного приказа должнику, фактическое местонахождение которого суду не известно. Но при этом указывается, что должник в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право предоставить возражения относительно его исполнения. Как говориться, комментарии по поводу лицимерия судебной власти излишни.
Чтобы права ответчика (должника) не были нарушены, и он мог представить свои возражения, либо обжаловать судебное решение, ответчик (должник) должен не только знать о нём, но и иметь надлежаще оформленные документы (копию судебного приказа, решения) о признании его таковым. Надлежащее уведомление ответчика (должника) о принятом решении, фактическое вручение ему судебного приказа и определение даты получения им этого приказа, от которой исчисляется десять дней на предоставление возражений для судей является большой проблемой. Судья должен точно знать место проживания ответчика (адрес регистрации и место проживания часто не совпадают), но заявители (взыскатели) не утруждают себя предоставлением в суд информации о фактическом местонахождении ответчика.
Поскольку предусмотрен десятидневный срок на предоставление возражений, дата принятия судебного приказа не может быть датой вступления его в законную силу. Как полагал законодатель, десятидневный срок должен компенсировать ответчику его право на обжалование, после которого судебный приказ может быть предъявлен к исполнению, т.е. вступает в законную силу.
Так как действующая редакция ГПК РФ, в отличие от прежней, не содержит нормы о порядке вступления судебного приказа в законную силу, и получить подтверждение о надлежащем уведомлении ответчика, для суда зачастую, просто невозможно, большинство судей, в судебном приказе просто не указывает дату вступления его в законную силу. Именно установление даты вступления судебного приказа в законную силу является его основным, существенным недостатком и как судебного акта и как исполнительного документа.
Судебный приказ имеет статус судебного постановления и одновременно, в силу закона, является исполнительным документом. В соответствии со статьёй 13 ГПК РФ исполнению подлежат только те судебные постановления, которые вступили в законную силу, отсутствие такой отметки в судебном постановлении лишает его исполнительской силы, т.е. такой документ не может быть предъявлен к принудительному исполнению.
В большинстве случаев сообразительные ответчики документально фиксируют дату фактического получения судебного приказа и в суде с успехом его отменяют даже после значительного периода времени после его принятия. Для этого, достаточно в простой письменной форме направить в суд, который принял судебный приказ, заявление о его отмене, приложив документы свиделельствующие о фактической дате получения приказа.
Естественно, в этом случае, в соответствии со статьёй 23 ФЗ «Об исполнительном производстве» полностью отменяются все санкции, которые были применены судебным приставом-исполнителем.
Порядок исполнения судебных приказов
Исполнение судебных приказов регламентируется специальной нормой Федеральным Законом «Об исполнительном производстве», о чём указано в статье 121 ГПК РФ, имеющей отсылочную норму. Для возбуждения исполнительного производства, исполнительный документ, должен соответствовать обязательным требованиям, указанным в статье 8 ФЗ «Об исполнительном производстве»
Некоторые взыскатели неверно истолковывают нормы статьи 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» ошибочно полагая, что данная статья имеет отсылочную норму в отношении всех судебных приказов, предъявляемых к принудительному исполнению. Это абсолютно неверное толкование данной статьи, воля законодателя в ней выражена предельно лаконично и однозначно без какого-либо двоякого смысла. Пункт 3 данной статьи действительно имеет отсылочную норму, но только в отношении судебных приказов о взыскании алиментов, содержание которых определяется ГПК РФ и Семейным Кодексом РФ, содержание всех остальных судебных приказов определяется именно восьмой статьёй ФЗ «Об исполнительном производстве»
Такая, как бы "ошибочная" позиция взыскателей и по их просьбе некоторых судебных приставов легко объяснима. На этапе предъявления к исполнению судебных приказов возникает довольно сложное противоречие. Большая часть судебных приказов, о взыскании денежных средств, не имеет отметки о вступлении их в законную силу. По вышеуказанным причинам, судьи эту дату просто не указывают, тем самым лишая судебные приказы исполнительской силы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» в судебном приказе в обязательном порядке должна быть указана дата вступления его в законную силу. В случае если эта дата не указана, считается что судебный приказ, как судебное постановление, в законную силу не вступил (статья 13 ГПК РФ) и как исполнительный документ в соответствии со статьёй 10 ФЗ «Об исполнительном производстве» он не может быть принят судебным приставом-исполнителем к исполнению.
В случае если исполнительный документ будет принят без отметки о вступлении соответствующего судебного акта в законную силу и на его основании судебный пристав-исполнитель возбудит исполнительное производство, это можно рассматривать как превышение приставом своих служебных полномочий. В этом случае должник, должен не колеблясь, направлять соответствующую жалобу в суд на судебного пристава.
Также ошибочно мнение некоторых взыскателей о том, что при определении содержания судебного приказа нужно руководствоваться более поздней нормой закона статьёй 127 ГПК РФ, которая вступила в действие после принятия ФЗ «Об исполнительном производстве».
Действительно, новая редакция Гражданского процессуального кодекса России была введёна в действие 1 февраля 2003 г., намного позже принятия ФЗ «Об исполнительном производстве», но в соответствии со статьёй 4 Федерального закона № 137 от 14 ноября 2002 г., «О введении в действие ГПК РФ» было установлено, что:
«Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с Гражданским процессуальным кодексом РФ, подлежат приведению в соответствие с Гражданским процессуальным кодексом РФ. Впредь до приведения в соответствие с Гражданским процессуальным кодексом РФ указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты с момента введения в действие настоящим федеральным законом Гражданского процессуального кодекса РФ применяются в части, не противоречащей ГПК РФ»
Нормативная база исполнительного производства была приведена в соответствие с новой редакцией ГПК РФ посредством принятия ряда Федеральных законов (№ 176 от 24.12.2002; № 8 от 10.01.2003; № 161 от 08.12.2003; № 186 от 23.12.2003; № 11 от 05.03.2004; № 58 от 29.06.2004; № 122 от 22.08.2004), а также рядом постановлений Конституционного и Верховного суда Российской Федерации,
В настоящее время Федеральный закон «Об исполнительном производстве», являющийся специальной нормой по отношению к ГПК РФ, применяется с учётом изменений, внесённых в него вышеуказанными нормативными актами. С учётом этих изменений, положения восьмой статьи закона не изменились и в настоящее время требования, предъявляемые к исполнительным документам, определяются данной статьёй. Кроме этого статья 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» и статья 127 ГПК РФ, не противоречат, а логично дополняют друг друга. Требования, указанные в статье 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» обязательны для всех исполнительных документов, указанных в статье 7 этого же закона, в том числе и для судебных приказов.
Подводя итог сказанному можно сделать простой вывод:
Суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда. На всей территории Российской Федерации подлежат исполнению судебные постановления, вступившие в законную силу (статья 13 ГПК РФ)
Судебный приказ имеет статус судебного постановления, и одновременно является исполнительным документом (статья 121 ГПК РФ). К исполнению, он может быть принят только после вступления его в законную силу, о чём в приказе должна быть соответствующая отметка и при соблюдении всех обязательных требований, предъявляемых к исполнительным документам, в соответствии со статьёй 8 ФЗ «Об исполнительном производстве». Также следует учитывать, что судебный приказ может быть предъявлен к исполнению только в течение определённого срока, который указан в статье 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Если вы взыскатель проверьте ещё раз, соответствует ли ваш судебный приказ всем требованиям закона. Любая ошибка в документах может быть использована в свою пользу должником.
Если вы должник и в отношении вас ведётся исполнительное производство, также проверьте, соответствует ли всем требованиям закона судебный приказ, на основании которого это производство было возбуждено. Возможно, после прочтения данной статьи, вы более критично оцените предъявленные вам требования.
Александр Дудкин
Примечание: Статья "Судебный приказ как исполнительный документ" написана на момент действия ФЗ "Об исполнительном производстве" в старой редакции. В связи с принятием новой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" ФЗ-229 от 02.10.2007 г. необходимо учитывать что нумерация статей закона изменилась.
Срок для принудительного исполнения, или исполнительная давность, определяется в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в следующие сроки: исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы - в течение трех лет; на основании судебных актов арбитражных судов - в течение шести месяцев; судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов - в течение шести месяцев; оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - в течение шести месяцев; удостоверения комиссии по трудовым спорам - в течение трех месяцев; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение трех месяцев.
Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами.
Закон определяет момент, с которого начинается течение этих сроков, по-разному:
Для исполнительных листов - со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для предъявления документа, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со следующего дня его вынесения;
Для судебных приказов - по истечении 10-дневного срока со дня их выдачи;
Для требований контрольных органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств - со дня возвращения их банком или иной организацией взыскателю или направления судебному приставу-исполнителю;
Для постановлений органов и должностных лиц по делам о наложении административных взысканий - со дня вынесения постановления.
По другим исполнительным документам срок предъявления к исполнению исчисляется со следующего дня после дня их выдачи, если иное не установлено федеральным законом.
Исполнительные документы о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и другие) сохраняют силу на все время, на которое они присуждены. Такой же порядок действует и в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов.
В силу ст. 16 Закона исполнительные документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, судебным приставом-исполнителем к производству не принимаются, о чем им выносится постановление. Предъявленные к исполнению документы возвращаются взыскателю.
Законом предусмотрены возможности перерыва срока предъявления документа к исполнению (ст. 15 Закона). Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению или частичным исполнением документа должником.
Восстановление пропущенного срока исполнительной давности допускается только для судебных актов. Взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о его восстановлении в суд, принявший соответствующий судебный акт ст. 432 ГПК РФ. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.
104.Общие правила деятельности судебного пристава-исполнителя.
Место совершения исполнительных действий
Исполнением судебным приставом решения или иного юрисдикционного акта производится по месту исполнения и в пределах той территории, на которую распространяется его юрисдикция. Вместе с тем, в соответствии со ст. 11 Закона он может совершить исполнительные действия и на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения возникла такая необходимость. В этом случае судебный пристав-исполнитель составляет акт и направляется на указанную территорию. В течение суток по прибытии он уведомляет о необходимости совершения исполнительных действии соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывает ему содействие, либо отказывает в этом и поручает дальнейшее исполнение судебному приставу-исполнителю, действующему на данной территории. В случае получения отказа он обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.
Время совершения исполнительных действий.
Исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени. Конкретное время их совершения определяется судебным приставом-исполнителем. Сторонам, участвующим в исполнительном производстве, предоставлено право предложить удобное для них время совершения таких действий.
В нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными актами, совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, или когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно.
Совершение исполнительных действий в ночное время (с 22 часов до 6 часов по местному времени) допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Для совершения исполнительных действий во «внеурочное время» и в нерабочие дни судебный пристав-исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава.
Судебный пристав-исполнитель в целях исполнения судебного акта, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам или их представителям возможность знакомиться с материалами производства, делать из них выписки, снимать копии; рассматривает их заявления по поводу исполнительного производства и ходатайства, выносит постановление, разъясняя сроки и порядок его обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Права и обязанности судебного пристава-исполнителя
Судебный пристав имеет право:
Получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
Проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
Давать гражданам и организациям, участвующим в производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
Входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры и при необходимости вскрывать их, а также на основании определения суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
Арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота;
Налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
Использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника – помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
В случаях неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, просить суд или другой орган, выдавший документ, о разъяснении порядка его исполнения;
Объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
Вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
Совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Ему не разрешается проводить обыск (в том числе личный обыск граждан). Он не вправе разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну и т.д.
Сроки исполнения
В силу ст. 13 Закона исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в нем, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.
Немедленному исполнению подлежат требования: о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительным документом предусмотрено ее немедленное взыскание; о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного или переведенного работника; по другим делам, если немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом.
105.Особенности производства по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов
Специалисты ФССП вправе "работать" с должником только на основании исполнительного листа, приказа или иного документа и в рамках открытого производства. Документы на принудительное исполнение поступают в ФССП от взыскателей, либо непосредственно из суда, иных ведомств. Как и при определении периода давности для подачи исков, для взыскания через судебных исполнителей должен соблюдаться срок давности исполнительного производства.
Основания для взыскания или что такое исполнительный документ
Для принудительного взыскания долга или исполнения иных обязательств взыскателю недостаточно получить судебный акт. Чтобы заставить должника платить, либо обратить взыскание на его имущественные активы, счета и зарплату, взыскателю придется:
- дождаться, пока решение вступит в силу (этот период времени может затянуться на 2-3 месяца, если ответчик подаст апелляционную жалобу или возражения на приказ);
- обратиться в суд и получить исполнительный документ;
- направить заявление и документ по месту получения должником постоянного дохода, в банк для списания со счетов, либо в подразделение ФССП.
Исполнительный документ - это официальный акт суда, должностного лица или органа, по которому можно требовать принудительного взыскания, в том числе через ФССП. Выдается этот бланк по форме, утвержденной законом, содержит денежную сумму или иное обязательство, которое обязан исполнить должник.
Между процессом вынесения решения или приказа и фактическим получением денег пройдет не меньше месяца. Если же будет подана апелляционная жалоба, получить исполнительный документ нельзя до ее рассмотрения. Естественно, если добросовестный должник сам заинтересован в скорейшем исполнении обязательств, он вправе рассчитаться и до выдачи листа, открытия производства.
Закон № 229-ФЗ позволяет специалистам ФССП возбуждать производство по одному из следующих актов:
- исполнительный лист - выдается мировым судьей, районным или арбитражный судом после удовлетворения иска;
- судебный приказ - выдается мировым судьей по заявлению взыскателя (обычно приказное дело связано с бесспорными обязательствами по алиментам, кредитам, долгам ЖКХ);
- постановления по административным проступкам - содержат штрафы или иные санкции, назначенные по статьям КоАП РФ;
- удостоверения КТС (комиссий по трудовым спорам) - выдаются по месту работы взыскателя для взыскания долга по зарплате (если такая комиссия создана).
Специальными основаниями для открытия производства в ФССП могут являться нотариальное соглашение о выплате алиментов , либо исполнительная надпись нотариуса на договоре , документе с иными законными обязательствами. В случаях, прямо указанных в нормативных актах, нотариально заверенный бланк позволяет обращаться в подразделения ФССП без получения листа. На практике такие документы используются редко.
Если исполнительный акт содержит все обязательные реквизиты, заверен печатью и подписью судьи, пристав обязан его принять, возбудить производство. Однако для защиты интересов должников в Законе № 229-ФЗ есть специальная норма о сроках давности для подачи указанных документов. Пропуск срока может повлечь невозможность принудительного взыскания , даже если у должника есть для этого все возможности.
Какой срок исполнительной давности
Кредитор (взыскатель) не может злоупотреблять своими правами, пожизненно держа должника в страхе возбуждения производства, описи и реализации имущества. Статья 21 Закона № 229-ФЗ регламентирует сроки давности для направления документов на удержание, которые составляют:
- для исполнительных листов - не позднее трех лет с момента вступления в силу судебного акта;
- для приказов - не более трех лет после его выдачи;
- для удостоверений КТС - не более трех месяцев после выдачи;
- для актов о взыскании периодических платежей (алименты и т.д.) - в течение срока, на который установлены обязательства, а также в пределах трех лет после его окончания;
- для актов по административным проступкам - не позднее двух лет после вступления в силу постановления.
Указанные сроки позволяют даже самому нерасторопному взыскателю обратиться за оформлением документа, выбору способа принудительного исполнения, обратиться с заявлением о возбуждении производства.
Проверить, до какой даты можно направить лист приставам, в банк или по месту работы должника, достаточно просто. В самом листе всегда будут указаны реквизиты решения, дата его вступления в силу. В приказе мировых судей также стоит дата его выдачи. Поэтому проблем с определением сроков обычно не возникает, а у взыскателя есть и еще одно преимущество. Срок будет прерываться после каждого предъявления листа или приказа к исполнению.
Как соблюсти срок для предъявления
Даже сразу получив лист или приказ, взыскатель может повременить с его подачей приставам. Иногда более эффективной мерой может оказаться направление листа в банк, где у должника есть счет или вклад с крупной суммой. Если есть информация о месте работы, исполнительный лист суммой до 100 тыс. руб. можно направить работодателю для удержаний.
Использование таких способов, либо обращение в ФССП сразу прерывает срок давности для предъявления исполнительных документов.
Правило о прерывании сроков по статье 22 Закона № 229-ФЗ применяется следующим образом:
- при любом варианте направления документа взыскатель оформляет заявление, а при его подаче получает на руки или по почте подтверждение;
- весь период, пока лист или приказ находится на исполнении, исключается из общего трехлетнего срока;
- после возвращения документа, если удержание не завершено в полном объеме, срок продолжит свое течение;
- правила перерыва сроков не действуют для административных постановлений.
Таким образом, фактический период времени действия исполнительного листа может быть намного дольше, чем регламентированные три года.
Приведем конкретный пример, как применяется правило о перерыве срока давности:
- взыскатель получил лист сразу, как только решение суда вступило в силу - с этого же дня начал течь срок давности;
- через два месяца лист был направлен в банк - сразу после его получения банком течение срока приостановилось;
- через три месяца банк вернул лист без исполнения, так как должник закрыл счет - течение срока возобновилось, т.е. у взыскателя осталось 2 года и 10 месяцев;
- еще через 3 месяца взыскатель подал документы по месту работы должника - с этого момента срок вновь приостановился;
- после частичного удержания и увольнения должника лист вернули взыскателю - срок вновь начал течь, а у взыскателя осталось 2 год и 7 месяцев;
- устав искать место работы и банки со счетами должника, взыскатель через месяц подал документы в ФССП - течение срока вновь будет прервано.
В ходе производства через ФССП может устанавливаться невозможность взыскания. Об этом специалисты ведомства должны составить акт с указанием причин, препятствующих полному и надлежащему исполнению.
На основании акта выносится постановление об окончании дела. Так как заявитель не виноват, что сотрудники ФССП не смогли полностью получить долг, срок вновь начнет течь после возврата листа. В соответствие со ст. 46 Закона № 229-ФЗ взыскатель может вновь обратиться в ФССП через 6 месяцев. Ранее этого времени можно направить лист, если у взыскателя появились данные об изменении материального положения обязанного лица.
В ст. 22 Закона № 229-ФЗ есть еще одно важное исключение из общего правила. Если заявитель сам отзовет документы из ФССП, либо своими действиями будет препятствовать исполнению, перерыв срока не происходит. Все время, пока приставами велось дело, будет входить в трехлетний срок.
Пропуск сроков: последствия для сторон
Если на момент получения листа и заявления от взыскателя пристав установит пропуск срока давности, он обязан вынести постановление об отказе в возбуждении производства. Поэтому взыскателю придется доказывать, что он ранее использовал иные легальные способы взыскания и срок прерывался. Также есть возможность обратиться в суд для восстановления срока, если это было вызвано уважительными обстоятельствами . Ниже рассмотрим последствия пропуска срока для обеих сторон производства, способы защиты их интересов.
Подробнее о восстановление срока мы поговорим .
Что делать взыскателю при пропуске срока давности
Для взыскателя пропуск срока давности означает, что он не сможет требовать возбуждения дела и принудительного удержания долга. По этой же причине документы будут возвращены из банка или с места работы должника. Чтобы избежать таких последствий, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- получайте исполнительный лист сразу, как только решение вступит в силу, не "дарите" должнику несколько месяцев;
- если нет гарантий, что должник добровольно рассчитается по обязательствам, сразу подавайте исполнительный документ на удержание;
- направляйте заявление и лист в банк или по месту работы должника только в крайнем случае (даже если документы примут, взыскателю придется самостоятельно контролировать правильно удержаний и своевременность перечислений);
- обращаясь в банк, по месту трудоустройства обязанного лица или в ФССП, всегда храните доказательства с датами (почтовую квитанцию, второй экземпляр с отметкой о получении);
- отзывайте документы только в крайнем случае, так как это резко уменьшит срок давности;
- всегда проверяйте причины и обстоятельства, по которым специалист ФССП вернул лист и окончил дело;
- если пристав сделал отписку без совершения действий по взысканию, сразу подавайте жалобу.
На нашем сайте есть , которые можно использовать для защиты интересов - заявление о возбуждении производства, ходатайства о восстановлении сроков, жалобы на приставов.
Не рекомендуется идти на поводу у должника, просящего отозвать лист с обещанием быстро рассчитаться. Это может оказаться попыткой затянуть срок отдачи долгов, а отзыв документов не позволяет прервать общий срок давности. Не стоит забывать, что должник, обещающий быстрый расчет, может легко это сделать и в ходе производства.
Если пристав видит по исполнительному листу, что с момента вступления решения в силу прошло три года, он наверняка вынесет постановление о возврате документов и об отказе возбуждения дела. В этом случае можно сразу представить копии заявлений, подтверждающих перерыв срока. Если пристав отказался принять такие доказательства, нужно подавать жалобу в административном или судебном порядке.
Восстановить срок давности для предъявления листа или приказа достаточно сложно. Подразумевается, что трех лет, предусмотренных Законом № 229-ФЗ, достаточно для реализации взыскателем своих прав. О том, как использовать такой вариант защиты, расскажем ниже.
Что делать должнику
Для должника истечение срока давности будет "подарком", позволяющим избежать ответственности по обязательствам. Проверить этот факт можно путем сравнения даты вступления в силу решения суда или выдачи приказа с содержанием исполнительного документа. Информацию о реквизитах листа или приказа можно уточнить из постановления пристава, либо из материалов дела в ФССП.
Если пристав в нарушение закона принял заявление и документ с пропущенным сроком, должник вправе подать жалобу. Адресовать ее нужно в порядке подчиненности, т.е. вышестоящему сотруднику ФССП, либо в суд. Если не обжаловать постановление и действия пристава, удержание будет проходить по общим правилам.
Сроки в исполнительном производстве
Пока идет производство по линии ФССП, срок давности по листу или приказу прерывается. В Законе № 229-ФЗ содержится несколько важных процессуальных норм, которые повлияют на продолжительность взыскания:
- по заявлению пристав обязан возбудить дело в течение 3 дней;
- срок на добровольное погашение обязательств не может превышать 5 дней;
- по ст. 36 Закона № 229-ФЗ общий срок на исполнительные действия составляет 2 месяца с момента открытия дела;
- если 2 месяца истекли, это не является самостоятельным основанием для окончания дела;
- приступить к реализации имущественных активов сотрудники ФССП обязаны не ранее 10 и не позже 20 дней после вынесения постановления об их оценке.
Надлежащим исполнением в пределах двух месяцев будет не только фактическое получение всей суммы долга, но и выявление приставами счетов, места трудоустройства должника. Если в этот срок документы будут направлены в банк или работодателю, никаких претензий к исполнителям предъявить нельзя. Даже по истечении двух месяцев сотрудники ФССП обязаны продолжить действия, если отсутствуют законные основания для прекращения, приостановления или окончания дела.
Можно ли восстановить срок
Закон № 229-ФЗ и ГПК РФ допускают восстановление срока давности на предъявление документов на исполнение. Для этого взыскатель должен подать заявление, которого вы можете найти на нашем сайте. Причины пропуска должны быть уважительными , например:
- длительное заболевание, препятствующее реализации прав (например, при нахождении на стационарном лечении);
- длительное нахождение к командировке за пределами страны;
- нахождение на службе в ВС РФ, в том числе с несением обязанностей за границей;
- иные обстоятельства, которые суд признает уважительными.
Доказывать уважительность причин должен взыскатель. Для этого нужно сразу приложить к заявлению справки, командировочные удостоверения, иные документы. В определении суд укажет срок, в течение которого можно предъявить исполнительный лист. Обычно это т период исчисляется несколькими месяцами, т.е. полностью восстановить трехлетний срок практически невозможно.
Законные основания для закрытия и возобновления производства
Пропуск срока является далеко не единственным основанием для окончания, прекращения или приостановления дела в ФССП. Вернуть лист или приказ, окончить производство специалист может по причинам, указанным в ст. 46 Закона № 229-ФЗ:
- если соответствующее заявление подал сам взыскатель (в этом случае в срок давности войдет все время ведения дела);
- если невозможно исполнить предписание суда, установить адрес должника, местонахождение имущественных активов;
- если у обязанного лица нет имущества, а все иные меры воздействия не принести результата;
- если взыскатель своими действиями препятствует исполнению, либо отказался принять нереализованное имущество.
Во всех перечисленных случаях взыскатель, получивший обратно лист или приказ, сможет повторно их предъявить по истечении 6 месяцев, либо при получении сведений об изменении имущественного положения должника.
При прекращении производства по основаниям, указанным в статье 43 Закона № 229-ФЗ, заново подавать исполнительный лист нельзя. К таким причинам относится смерть должника или ликвидация организации, отказ от взыскания или получения присужденной вещи, отмена решения суда или исполнительного документа, ряд иных оснований. При любом варианте окончания или прекращения производства выносится постановление, которое взыскатель может обжаловать в порядке подчиненности или через суд.
Заключение
Срок давности для предъявления исполнительного документа составляет 3 года, кроме отдельных исключений. За это время взыскатель должен обратиться в ФССП, в банк со счетами должника, по месту его работы. Срок прерывается сразу после предъявления документа к исполнению и вновь начнет течь после возврата листа взыскателю. При истечении срока пристав обязан отказать в возбуждении производства, либо вынести постановление о прекращении дела.