Сроки расследования уголовных дел и порядок их продления. Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия Предварительное следствие по уголовным делам осуществляет
Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве Российской Федерации - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специальными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст.125 УПК РФ).
Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству, заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Либо постановления о прекращении уголовного дела.
Предварительное следствие, деятельность, содержание которой охватывает, от начала до конца, стадию предварительного расследования. Оно направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию. Именно предварительное следствие впитало в себя максимум предусмотренных законом гарантий, соблюдение прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса.
Предварительное следствие по уголовному делу производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью.
Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявление причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению.
Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, которая предусматривает наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К делам, по которым производится предварительное следствие, отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.
Предварительное следствие имеет место и по преступлениям, по которым согласно закону производство такового не обязательно. Следователь в данной ситуации вправе преступить к уголовному процессу, только если это признают необходимым суд или прокурор.
Предварительное следствие является высшей и наиболее сложной формой расследования, применяемой по делам о более серьезных преступлениях.
Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.
Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами и многое другое.
Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен руководителем следственного органа в установленном законом порядке.
Сущность уголовно-правовых отношений состоит в том, что государство в праве и обязано определить основания и пределы ответственности лица за содеянное. Поставить вопрос о применении к виновному мер общественного воздействия или основания освобождения лица от ответственности. Человек, совершивший преступление вправе законными средствами защищаться от необоснованного обвинения, незаконного осуждения и несправедливого наказания, а также обязан подчиниться мерам воздействия со стороны органов власти.
Однако, до тех пор, пока следователь, прокурор не возбудит уголовное дело и не начнет производство предварительного следствия, уголовно-правовые отношения носят потенциальный, скрытый характер. Уголовно-правовые отношения всегда предшествуют уголовно-процессуальным, являются их основой, в них реализуются.
Иными словами, уголовно-процессуальные отношения есть способ практического применения уголовно-правовых отношений, поскольку процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.
Уголовно-правовые отношения без уголовно-процессуальных отношений могут быть реализованы именно как правовые, т.е. основанные на праве отношения. Применение уголовно-правовых норм без соблюдения уголовно-процессуальных форм будет означать либо самосуд (внегосударственное принуждение) либо государственное, но не правовое принуждение.
Расследование преступлений, по своему содержанию, полностью соответствует понятию стадии процесса, что не оспаривается практически ни кем до настоящего времени
Сегодня оно заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия, осуществляемой под надзором прокурора и ограниченным контролем суда, по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления наличия или отсутствия события преступления, лиц, его совершивших, характера и размера ущерба, причиненного преступлением, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Постановление о производстве следственного действия состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В водной части указывается наименование следственного действия, кем и когда вынесено постановление. Описательная часть содержит обоснование решения о производстве следственного действия, т.е. в ней излагаются обстоятельства уголовного дела. В резолютивной части формируется решение о производстве следственного действия.
Ряд следственных действий разрешается производить только на основании судебного решения, так как они ограничивают конституционные права граждан (обыск, наложение ареста на корреспонденцию, контроль и запись телефонных переговоров).
Закон не допускает проведение следственных действий в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств (осмотр места обнаружения трупа, дорожно-транспортное происшествие, обыск при наличии оснований полагать, что лицо может уничтожить следы преступления, и т.п.).
При производстве следственных действий запрещено применять к их участникам насилия, угрозы, создавать опасность для их жизни и здоровья.
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за принуждение лица к даче показаний либо эксперта к даче заключения, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки.
Необходимо соблюдать права участников следственных действий. При производстве следственных действий их участникам, в частности понятым, должны быть разъяснены их права, обязанности. Это удостоверяется подписями данных лиц в протоколе. Недопустимо привлекать к участию в следственных действиях лиц, если имеются основания к их отводу.
Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалистов и сотрудников органа дознания.
По результатам следственного действия в ходе него либо непосредственно после него составляется протокол следственного действия, который служит основным средством фиксации результатов следственного действия. Он может быть написан ль руки, либо с помощью технических средств. Требования, которые предъявляются к протоколу, сформулированы в ст. 166 УПК РФ.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Учебная дисциплина: Уголовно-процессуальное право
Тема: «Предварительное следствие как форма предварительного расследования»
Выполнил: Щербина Павел Михайлович, 4 курс, 43 учебный взвод
Научный руководитель: Осколков Александр Валерьевич
Дата защиты: _______________________
Оценка: ____________________________
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Предварительное следствие как форма предварительного расследования.
1.1 Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия……………………………………………..5
1.2 Отличия предварительного следствия от дознания……………………8
Глава 2. Условия предварительного расследования
2.1 Подследственность……………………………………………..……….11
2.2 Начало и окончание предварительного расследования………….……13
Заключение ..……………………………………………………………….…...19
Список литературы …………………………………………………………….21
Введение
Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного производства и выражающаяся в деятельности органов дознания, следователя и прокурора по раскрытию преступления, выявления и изобличения лиц, виновных в его совершении, а также отягчающих и смягчающих их ответственность обстоятельств в целях обеспечения правильного применения закона и определения наиболее справедливой меры наказания при условии установления их виновности, осуществляемая в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальном законом.
Органы расследования обязаны выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, в целях предупреждения их в дальнейшем. Предварительное расследование направлено так же на своевременное принятие мер обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Предварительное расследование по каждому делу должно отвечать таким требованиям, как всесторонность, полнота, объективность и быстрота исследования обстоятельств дела.
Поэтому предварительное расследование, на мой взгляд, самая важная стадия уголовного процесса.
В уголовном процессе признаются две формы предварительного расследования:
1) дознание
2) предварительное следствие.
Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ – одна из основных форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия. Таких как, следователи органов внутренних дел, следователями органом федеральной службы безопасности, (ст. 151 УПК РФ) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом, деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.
Рассматриваемое мною предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного производства.
Задачами предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный, не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Задачами исследования состоят в разборке теоретических основ уголовно процессуальной деятельности по обеспечению общих условий предварительного следствия и изучению общих основ предварительного расследования в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства предварительного расследования, а так же авторские работы которые в той или иной степени описывают общие условия предварительного расследования.
Предметом исследования является развитие и современное состояние правового статуса предварительного следствия.
Предварительное следствие как форма предварительного расследования.
Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия.
Существуют две формы предварительного расследования:
1. дознание
2. предварительное следствие
Предварительное следствие - это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования.
Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).
Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, наделен руководитель следственного отдела.
Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.
Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участие в расследовании дела. При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором.
Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.
Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев.
В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль, за деятельностью следователя. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.
Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел.
1.2 Отличия предварительного следствия от дознания:
1) В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, согласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.
2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).
3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).
4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем - обвиняемого. В зависимости от характера совершенного преступления и от конкретных обстоятельств уголовного дела привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе - в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.
5) В способе формирования позиции стороны обвинения для последующего судебного разбирательства. Предварительное следствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, процедура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвинительного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.
6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предварительного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы деятельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюдения порядка производства по уголовному делу, качества и эффективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия прокурора и правила прокурорского надзора за дознанием и предварительным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полномочия.
ПОРЯДОК И ПРАВИЛА РАССЛЕДОВАНИЯ ГОЛОВНОГО ДЕЛА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ.
Срок предварительного следствия:
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК РФ.
Срок предварительного следствия, установленный частью, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.
По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой.
В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 УПК РФ, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой.
В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.
Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.
Производство предварительного следствия следственной группой.
Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
Руководитель следственной группы принимает решения о:
Выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 - 155 УПК РФ;
Прекращении уголовного дела полностью или частично;
Приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
Привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
Направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 УПК РФ;
Возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
Возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 УПК РФ.
Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.
Общие правила производства следственных действий.
Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 УПК РФ, производятся на основании постановления следователя.
В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 11 и 12 части второй статьи 29 УПК РФ, следственные действия производятся на основании судебного решения.
Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.
Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 - 8 УПК РФ, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Перед началом следственного действия следователь предупреждает лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.
Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 УПК РФ.
Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.
В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 10.1, 11 и 12 части второй статьи 29 УПК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.
Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1 .
В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.
Ходатайство о производстве следственного действия, касающегося реализации, утилизации или уничтожения вещественных доказательств, указанных в пунктах 1, 2 (за исключением скоропортящихся товаров и продукции), 3 (за исключением предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды), 6 и 7 части второй статьи 82 УПК РФ, рассматривается судьей не позднее чем через 5 суток со дня его поступления в суд. Ходатайство о производстве следственного действия, касающегося реализации, утилизации или уничтожения вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, рассматривается судьей с учетом их особенностей, но не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства в суд. При рассмотрении указанных ходатайств в судебном заседании вправе участвовать подозреваемый, обвиняемый, их защитники и (или) законные представители, собственник или иной законный владелец предмета, признанного вещественным доказательством по уголовному делу. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения указанных ходатайств, либо неустановление собственника или иного законного владельца предмета, признанного вещественным доказательством по уголовному делу, не является препятствием для рассмотрения ходатайств судом.
Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.
Протокол следственного действия.
Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
В протоколе указываются:
Место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.
В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.
К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.
При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя или дознавателя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия соответственно руководителя следственного органа, начальника органа дознания. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа, а постановление дознавателя - начальнику органа дознания для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.
Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия.
В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.
Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.
Участие специалиста.
Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 УПК РФ.
Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, следователь удостоверяется в его компетентности, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и ответственность, предусмотренные статьей 58 УПК РФ.
Участие переводчика.
В случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 УПК РФ, следователь привлекает к участию в следственном действии переводчика в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 УПК РФ.
Перед началом следственного действия, в котором участвует переводчик, следователь удостоверяется в его компетентности и разъясняет переводчику его права и ответственность, предусмотренные статьей 59 УПК РФ.
Участие понятых.
В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 УПК РФ, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 УПК РФ, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.
В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.
В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.
В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия в соответствии с частью пятой статьи 164 УПК РФ разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, статьей 60 УПК РФ.
помощь адвоката
тел. 8 908 590 52 56.
1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.
5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.
6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.
6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.
7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.
8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.
Одной из форм установления обстоятельств преступного действия, является предварительное следствие. Мероприятия, включенные в предварительное следствие, проводятся определенными служащими, в качестве которых чаще всего выступают следователи прокуратуры, ОВД, ФСБ и т. д. Данный процесс не может длиться бесконечно долго, поэтому законом установлен определенный срок предварительного следствия. О нем, и ряде прочих нюансов предварительного следствия пойдет речь в статье.
Основные характеристики предварительного следствия
Процесс регулируется уголовно-процессуальными нормами. Он берет начало с возбуждения дела и принятия материалов, ответственным сотрудником в свое ведение. Предварительное следствие завершается составлением обвинительного заключения или распоряжением о направлении дела в судебную инстанцию для разрешения вопроса по поводу применения ПММХ. Помимо этого, процесс может быть завершен вынесением акта о прекращении преследования в отношении лица, подозреваемого в совершении преступного действия.
Своевременность выполнения
Сроки предварительного следствия по уголовно наказуемому преступлению, имеют особое значение. Они дают возможность упорядочить, и улучшить эффективность действий всех участников процесса. Кроме того, установление определенных сроков на выполнение тех или иных следственных мероприятий, практически полностью исключает возможность образования неразберихи в работе.
Срок расследования уголовного дела выступает в качестве ключевого условия, обеспечивающего выполнение основополагающих принципов, которые приведены во второй главе УПК РФ. Разумеется, при возникновении определенных обстоятельств, сроки могут быть изменены.
Мероприятия, включенные в предварительное следствие
Досудебное расследование уголовных дел включает в себя ряд следующих мероприятий:
- выполнение действий, а именно осмотр места преступления, опознание, допросы и т. д.;
- привлечение лиц в качестве обвиняемых;
- допуск к делу различных участников процесса, например, защитника подозреваемого.
Помимо всего вышесказанного, предварительное следствие включает в себя ознакомление сторон с материалами дела.
Полномочия следователя
Любое постановление следователя, вынесенное в соответствии с нормами закона, является обязательным к исполнению всеми участниками процесса. Следователь является независимым должностным лицом. Например, если он не согласен с указаниями прокурора по вопросам привлечения человека в качестве обвиняемого, то следователь имеет право передать дело вышестоящему сотруднику прокуратуры, не исполнив при этом полученные ранее указания. В вышеуказанной ситуации должностное лицо отменяет распоряжение, либо передает дело другому прокурору для изучения.
Следователь имеет право начать выполнять неотложные действия по делам, по которым предварительное следствие является обязательным. При этом он имеет право не дожидаться выполнения своих функций другими органами.
Срок предварительного следствия в УПК
Сроки следствия по уголовным делам определены на законодательном уровне. Кроме того, законодательство предусматривает продолжительность не только всего следствия, но и отдельных действий. Подобный подход позволяет своевременно и полностью выявить все существенные обстоятельства, при этом не нарушив личные права граждан. В УПК сроки действий предварительного следствия регламентированы следующими статьями:
- 192 – задержание;
- 171 – предъявление обвинения;
- 109 – заключение под стражу;
- 173 – допрос;
- 124 – принятие прокурором решения по материалам с обвинительным заключением.
Помимо этого, на законодательном уровне установлено, когда начинается и завершается срок следствия. Также в этих нормах предусмотрены порядок и условия увеличения срока следствия. Статья 162 УПК РФ гласит о том, что предварительное следствие по уголовному делу длится 2 месяца. Он отчитывается с момента начала преследования. Отче завершается после передачи материалов прокурору. При этом материалы должны содержать обвинительное заключение или акт о передаче дела в суд для решения вопроса, касательно применения ПММХ.
Ст 162 УПК РФ содержит в себе информацию, касательно максимального срока расследования уголовного дела, при условии содержания обвиняемого под стражей. В соответствии с законом, в вышеуказанные два месяца, должно быть осуществлено не только предварительное следствие, но и рассмотрение материалов дела прокурором. В ст 162 УПК сказано, что прокурор должен принять решение не позднее 5 суток с даты поступления материалов к нему.
162 ст УПК также гласит о том, что в указанный двухмесячный срок не включено время, необходимое для ознакомления с материалами дела.
Продление срока
Продление срока допустимо при наличии определенных обстоятельств, указанных в различных статьях УПК. Например, согласно 10 статье УПК РФ, человек не может быть задержан более чем на 48 часов, при отсутствии судебного решения. Если следователь имеет достаточно оснований для заключения человека под стражу, то материалы должны быть направлены в суд. Рассмотрение судом должно быть осуществлено также до истечения 48 часов. При этом, судья имеет полное право увеличить срок предварительного следствия и соответственно задержание лица до трех суток. Такое практикуется, при необходимости исследовать дополнительные доказательства.
Согласно 109 статье УПК РФ, гражданин не может содержаться под стражей больше 18 месяцев. Продление этого срока возможно лишь по решению суда субъекта РФ. Необходимость увеличения срока может возникнуть по разным причинам, например, в случае невозможности ознакомления обвиняемого лица и его защитника с материалами дела. Как известно, без этого прокурор не может направить дело в суд. Решение о продлении 18-ти месячного периода, принимается в течение трех суток.
Общий порядок продления сроков
Если возникла необходимость увеличить срок предварительного следствия, то уполномоченные лица обязаны действовать строго в соответствии с процессуальными нормами. Например, чтобы просьба об увеличении сроков была принята, она должна быть направлена не мене чем за 7 суток до истечения установленного законом периода. Подобное ходатайство должно быть заверено следователем, а также прокурором, ведущим надзор за ходом процесса.
Увеличение срока предварительного следствия – это достаточно спорный процесс. С одной стороны, в ходе следствия возникают ситуации, для разрешения которых требуется дополнительное время, а с другой, содержание под стражей может ущемить права подследственного лица. Таким образом, продление сроков возможно лишь при наличии веских на то оснований.
Приостановление следственных мероприятий
Предварительное следствие должно быть закончено в сроки, установленные законом, или ранее, по решению уполномоченного лица. Однако на деле это не всегда возможно, из-за возникновения определенных обстоятельств, препятствующих завершению мероприятий, перечисленных выше. В связи с этим, в законодательстве предусмотрена возможность приостановления следствия. В качестве оснований для перерыва в следствии, могут выступать следующие условия:
- не выявление подозреваемого;
- невозможность выявить местонахождение субъекта, скрывшегося от уголовного преследования;
- подозреваемый тяжело болен, что является препятствием для его участия в следственных мероприятиях. Этот факт должен быть подтвержден соответствующим медицинским заключением;
- отсутствует реальная возможность привлечения субъекта к участию в деле.
Приведенный выше список является исчерпывающим. Простыми словами, он не может быть дополнен еще какими-либо основаниями.
Если было осуществлено приостановление производства в соответствии с 208 статьей УПК, то об этом должны быть оповещены заинтересованные стороны, в частности, подозреваемый и его защитник. В уведомлении, направляемом вышеуказанным лицам, указываются причины, по которым был объявлен перерыв в следственных мероприятиях.
Если было вынесено постановление о приостановлении следственных действий, а следователь продолжил выполнять мероприятия, связанные с конкретным делом, то их результаты будут признаны недействительными. Однако, это правило имеет ряд исключений. Например, если предварительное следствие приостановлено по причине не установления личности субъекта, то следователь обязан применять розыскные меры. Таким образом уполномоченные сотрудники имеют законное право направлять различные запросы и поручения в органы и учреждения, в том числе, находящиеся за пределами России.
Если причины, по которым следствие было приостановлено, ликвидированы, то оно возобновляется. Основанием для возобновления следственных мероприятий может служить постановление руководителя следствия или прокурора.