Техника безопасности при испытании составных частей автомобиля. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте
ПРИРАБОТКА И ИСПЫТАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Испытание - этоэкспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик объекта в результате воздействия на него при функционировании. При испытаниях характеристики свойств объекта могут либо оцениваться, либо контролироваться.
Основные задачи:
1) подготовка агрегата к восприятию эксплуатационных нагрузок
2) выявление возможных дефектов, связанных с качеством восстановления деталей и сборки агрегатов
3) проверка характеристик агрегатов в соответствии с требованиями технических условий или другой нормативной документации.
Приработка - это совокупность мероприятий, направленных на изменение состояния сопряженных поверхностей трения с целью повышения их износостойкости.
Испытания классифицируются:
а) по назначению
б) по уровню проведения испытания
с) по этапу разработки продукции
д) по условиям и месту проведения
е) по продолжительности
ж) по виду воздействия
з) по результату воздействия
и) по определяемым характеристикам объекта
По результатам испытаний составляется протокол испытаний.
Испытания отремонтированных деталей
Испытание отремонтированных деталей производится как на этапе разработки метода восстановления, так и при серийном восстановлении деталей на производстве.
Испытание деталей проводят на экспериментальных установках, которые позволяют выполнять испытания в условиях, близких к эксплуатационным.
Испытания в условиях производства включают :
Испытания на трение ( определяют механические потери без нагрузки, а также потери од нагрузкой и определяют зависимость КПД от нагрузки)
Испытания на прочность (определяют напряженные состояния, а также статическую, циклическую и ударную прочность, прочность при низких и высоких температурах и т.д).
Испытания на жесткость (определяют жесткость как отношение силы к перемещению в точках и направлениях, наиболее влияющее на работоспособность узла или агрегата)
Испытания на изнашивание (определяют линейный износ). Износ деталей оценивается при лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаниях.
Основные способы оценки износа:
- микрометрирование(измерение размеров детали мерительными инструментами),
- взвешивание(измерение износа по потерям массы с поверхностей трения),
- метод спектрального анализа(отбор проб масла),
- метод встроенных датчиков(фиксация изменения линейных размеров с помощью тензодатчиков и осциллографа),
- метод искусственных баз (значение износа определяется по изменению размеров искусственно нанесенных углублений, выполненных на изнашиваемой поверхности).
8.3. Испытания отремонтированных агрегатов Приработка и испытания проводятся на завершающей стадии технологического процесса ремонта агрегатов и выполняются на одном стенде. Целью приработки и испытания отремонтированного агрегата является его подготовка к восприятию эксплуатационных нагрузок, выявление дефектов, связанных с качеством ремонта деталей и сборки агрегатов, а также проверка соответствия характеристик агрегатов требованиям нормативно-технической документации.
Отремонтированные агрегаты проходят следующие испытания:
\ Приемочные – при освоении ремонта новой модели автомобиля
\ Контрольные – проверяется наличие стуков и шумов, выбросов и течи масла или топлива, подсос воздуха.
\ Приемо-сдаточные – оценивается качество сборки и приработки сопряжений двигателя.
\Эксплуатационные
\Инспекционные – оценивается состояние рабочих поверхностей основных деталей двигателя в
разобранном виде.
Приработка и испытания двигателей на АРП производятся на обкаточно-тормозных стендах переменного тока, включающих устройство для вращения двигателя в период холодной обкатки и поглощения мощности в период горячей обкатки и испытания, а также дополнительное оборудование, обеспечивающее двигатель топливом, охлаждающей водой и смазкой. Стенд состоит из асинхронной электрической машины АБК, которая холодной обкатке работает в режиме двигателя (рис. 8.1). Во время горячей обкатки электрическая машина работает в режиме генератора, отдавая ток в электрическую сеть.
Рис. 8.1. Электротормозной стенд:
/ указатель электротахометра; 2 - термометр для воды; 3 - циферблат весо-
ного механизма; 4 - манометр; 5 - термометр для масла; 6 - электрическая
балансирная машина АКБ; 7 - муфта; 8 - редуктор; 9 - плита; 10 - рама
Эффективную мощность двигателя на стенде определяют путём измерения крутящего момента, развиваемого двигателем при определённой частоте вращения коленчатого вала. Для определения крутящего момента используют тормозное устройство. В первую очередь тормозное устройство предназначено для поглощения механической энергии и преобразования её в тепловую или электрическую. Для замера тормозного момента при приработке двигателей под нагрузкой или крутящего момента при холодной приработке используют весовой механизм.
У двигателей первой комплектности проверяют экологические показатели: токсичность отработавших газов у карбюраторных, дымность у дизельных.
У отремонтированных двигателей проверяют характеристики вибрации и шума (с помощью шумомеров), уровень вибрации (с помощью пьезоэлектрических датчиков).
Испытаниям также подлежат:
\ Топливные насосы высокого давления (ТНВД) – на неравномерность работы, условную жёсткость пружины, углы начала и конца впрыскивания.
\ Топливоподкачивающие насосы
\Фильтры тонкой очистки топлива
\Муфты опережения впрыскивания
\Форсунки – на давление начала впрыскивания, герметичность распылителя, качество распыла.
\Коробки передач – на качество сборки, самопроизвольное выключение передач, подтекание, повышенный шум.
\ Задние мосты – на выявление шумов высокого тона, работу главной передачи и дифференциала.
При всех работах по испытаниям и приработке необходимо строгое соблюдение техники безопасности.
1. К работе по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка, проводимой на станциях, пунктах и передвижными средствами, допускаются лица, получившие специальную подготовку на курсах при СПТУ, объединениях «Сельхозтехники» или непосредственно в хозяйствах. Мастера-наладчики, мастера-диагносты, слесари-наладчики трактористы-машинисты и другие работники, участвующие в техническом обслуживании МТП, должны получить инструктаж по технике безопасности применительно к характеру выполненных ими операций. Подростки до 18 лет, беременные и кормящие детей женщины не допускаются к работам, связанным: с применением этилированного бензина; с вулканизацией, газоэлектросваркой; с пневматическим и электроинструментом; грузоподъемными механизмами и ремонтом аккумуляторных батарей.
2. Ответственными за соблюдение Правил техники безопасности и соблюдения безопасных методов труда при техническом обслуживании на станциях, пунктах, машинных дворах и механизированными агрегатами технического обслуживания и механизированными заправочными агрегатами являются руководители производственных участков.
3. Мастера-наладчики, мастера-диагносты, слесари, заправщики машин нефтепродуктами, работники машинных дворов и другие лица, занимающиеся техническим обслуживанием машин, обязаны знать и строго соблюдать инструкции по технике безопасности, а администрация хозяйства должна создавать необходимые условия для безопасной работы и обеспечить работающих положенной по нормам для данного вида работ спецодеждой, защитными средствами, оборудованием и приспособлениями для безопасного выполнения операций технического обслуживания машин.
4. Работать разрешается в приведенной в порядок и подогнанной по росту спецодежде, обшлага рукавов должны быть застегнуты, волосы убраны под головной убор (косынку).
5. Заметив нарушение техники безопасности другими рабочими, надо не оставаться безучастными, а предупредить о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы.
6. Запрещается находиться и проходить под поднятым грузом.
7. Смотреть незащищенными глазами на пламя электрогазосварки запрещается, так как можно повредить зрение.
8. Необходимо содержать рабочее место в чистоте и порядке, не допускать захламленности, проходы должны быть свободными.
9. Перед началом работы передвижной агрегат технического обслуживания должен быть поставлен на тормоз и заземлен.
10. Нельзя применять приемы, «ускоряющие» работу за счет нарушения требований безопасности. Если в процессе технического обслуживания возникнут сомнения в безопасности выполнения операций, необходимо ознакомиться с соответствующими правилами, инструкциями или обратиться к опытному специалисту за разъяснением.
11. Агрегаты технического обслуживания надо располагать на горизонтальной площадке в наиболее удобном месте по отношению к обслуживаемой машине с учетом направления ветра во избежание попадания на работающих газов и паров нефтепродуктов.
12. Работать на технически неисправном оборудовании запрещается.
13. Необходимо внимательно следить за показаниями приборов, контролирующих давление сжатого воздуха для выдачи нефтепродуктов, которое должно быть равным: АТУ-А(АТУ-АМ) - 1.5...3; АТУ-А (АТУ-4822, АТУ-9935, АТУ-996СА) - 2,5; АТУ-П (АТУ-1500Г) - 2; АТУ-С (АТУ-1768) - 2,5 кгс/см2.
14. Надо контролировать герметичность и надежность соединения трубопроводов и шлангов воздушной, топливной, смазочной и водяной магистралей.
15. Техническое обслуживание машин проводить только при неработающем двигателе, за исключением операций, требующих его работы. В этом случае выхлопная труба машины должна быть соединена с имеющимся в помещениях ПТОТ, СТОА вентиляционным средством, а если его нет, принять необходимые меры по удалению отработанных газов (включить вентиляцию, открыть окна, двери).
16. Техническое обслуживание экскаваторов, кранов, погрузчиков выполнять при опущенных рабочих органах, установив их на подкладки или на грунт.
17. При техническом обслуживании самоходных, навесных и прицепных сельскохозяйственных машин и орудий надо установить под их рамы надежные подставки (под места машин, орудий), где имеются специальные обозначения места (установка домкрата), а при отсутствии - в местах, обеспечивающих устойчивость машины, орудия. Работать без подставок не разрешается.
18. В целях предупреждения самопередвижения обслуживаемой машины необходимо затормозить ее, подложив под колеса противооткатные башмаки.
19. Использованный обтирочный материал собирают в железный ящик с плотной крышкой, а по окончании работы сжигают с соблюдением мер пожарной безопасности.
20. При наматывании резиновых рукавов с раздаточными пистолетами на барабан надо остерегаться травмирования рук, работать в рукавицах.
21. Запрещается перевозка людей на механизированных агрегатах технического обслуживания, механизированных заправочных агрегатах и передвижных мастерских.
22. При наличии на посту подъемной платформы необходимо проверить одновременность действия подъемников и горизонтальность ее расположения.
23. Производить подъем машин, вес которых превышает грузоподъемность платформы, запрещается.
24. Устанавливать машину на смотровую канаву или подъемную платформу разрешается трактористу-машинисту (водителю) или специально выделенным для этой операции лицам под руководством мастера-наладчика поста технического обслуживания.
25. Не прыгать и не переступать через смотровую канаву, переходить ее разрешается только по специальным мостикам-настилам.
26. Под колеса машины, установленной на пост технического обслуживания, в целях предупреждения ее самопередвижения надо подло, жить противооткатные башмаки, включить пониженную передачу и ручной тормоз.
27. Применять исправный инструмент и приспособления, предусмотренные технологией работ.
28. При накачивании воздуха в камеры колес тракторов, прицепов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин не допускать превышения давления сверх установленного, так как это может привести к разрыву камеры и травмированию обслуживающего персонала. Надо применять предохранительную решетку или вилку.
29. Перед разборкой колес комбайна, трактора, тракторного прицепа и сельскохозяйственных машин выпустить воздух из камер. Разбирать, собирать колеса при помощи исправного инструмента и специальных приспособлений.
30. При затачивании дисков борон, сеялок, лемехов, лап культиваторов и др. прочно укреплять их в рекомендуемых технологией приспособлениях. Работать надо обязательно в рукавицах и очках.
31. Замену ножа комбайнов, косилок выполнять вдвоем. Один направляет нож с помощью деревянной направляющей, второй - вытаскивает (вдвигает) из пальцевого бруса. Работать надо в рукавицах. Проверяют работу гидросистемы тракторов, комбайнов и других машин при отсутствии посторонних лиц около или под машиной.
32. При заправке машин нефтепродуктами не допускать их розлива и загрязнения рабочего места и рук.
33. После окончания технического обслуживания надо убрать инструмент, убедиться в отсутствии людей в смотровой канаве. После этого запустить двигатель для проверки.
Меры безопасности при очистно-моечных работах
34. Перед техническим обслуживанием надо очистить машину от грязи и помыть ее.
35. Установить машину на механизированный пост под руководством мойщика или другого работника.
36. После установки машины на пост механизированной мойки убедиться в отсутствии людей на участке мойки, в кабине машины, а также в надежном закрытии дверей моющей машины или въездных ворот.
37. На рабочем месте мойщика (возле пульта управления) всегда должны быть подножная решетка с рифленым резиновым ковриком.
38. Мойщик не должен отходить от пульта управления моечного устройства до окончания процесса мойки машины.
39. Мойщик должен быть в водонепроницаемой одежде (костюме, фартуке и т.п.), в резиновых сапогах и защитных очках. Доочистку от грязи машины вручную следует проводить в рукавицах с применением специальных скребков и волосяных щеток.
40. Если кожух пульта управления случайно оказался под напряжением, срочно отключите его от электросети и вызовите электромонтера. Запрещается включать моечное устройство до устранения неисправности.
41. После мойки каждой машины очищайте пол (площадки) от грязи и масла, чтобы предупредить возможность падения людей и получения травмы.
42. Включение калорифера и вытяжной вентиляции для сушки машин после мойки разрешается только мойщику.
43. Во время просушки машины струей воздуха не подходите к ней для осмотра и устранения дефектов во избежание травмирования глаз отлетающими механическими частицами загрязнений.
44. Входить в помещения, в которых расположены приводы моечной установки, калориферов и вентиляции, разрешается только ответственным за них лицам.
45. Запрещается в полевых условиях мыть (очищать) машины на участках возделывания сельскохозяйственных культур. Мойка машин производится на специально отведенной площадке.
46. При мойке машин на открытых площадках или эстакадах, передвижными моечными установками, водоструйными очистителями струю воды, пара необходимо направлять так, чтобы брызги и отлетающие частицы загрязнений не могли нанести травму мойщику. Запрещается направлять струю воды в сторону находящихся поблизости людей.
47. Очистку радиатора и других узлов машины от пыли струей сжатого воздуха надо производить в защитных очках и рукавицах. Запрещается направлять струю воздуха в сторону находящихся поблизости людей.
48. Запрещаются операции технического обслуживания сельскохозяйственных машин и аппаратуры, связанных с применением ядохимикатов, без предварительного обезвреживания 10%-ным раствором моющей ДИАС или хлорной известью (1 кг на 4 л воды).
49. Все мероприятия по обезвреживанию проводить с использованием средств индивидуальной защиты на специально оборудованных площадках, эстакадах или в специальных хорошо вентилируемых помещениях.
50. Во время работ по обезвреживанию машин и оборудования запрещается пользоваться открытым огнем, производить электросварку, курить, пить, принимать пищу и хранить ее в карманах.
51. При мойке деталей машин керосином, растворителями и другими подобными моющими жидкостями смазывайте руки предохранительными пастами. Для защиты от воздействия:
нефтепродуктов - пасты ХИОТ-6 или ИЭР-1;
органических растворителей и масел - пасту Селисского или пасту «Миколан»;
нефтепродуктов и органических растворителей - «биологические перчатки» на основе метилцеллюлозы.
Меры безопасности при работе ручным слесарно-монтажным (демонтажным) инструментом и приспособлениями
52. Рабочий инструмент должен обеспечивать безопасность работ: бойки молотков не должны иметь заусенцев и трещин, поверхность их. Должна быть слегка выпуклой, гладкой и несбитой; ручки молотков должны быть заклинены, заершены клином из мягкой стали, поверхность ручек должна быть гладкой, без трещин, заусенцев и сучков; на ударной поверхности зубил, бородков не должно быть заусенцев, выбоин, трещин; напильники, шаберы, ножовки и другой инструмент с заостренными рабочими концами должны иметь рукоятки с бандажными кольцами.
53. Нельзя применять ключи, зевы которых не соответствуют размерам гаек; наращивать и удлинять ключ другим ключом; применять прокладки между ключом и гайкой. Нельзя пользоваться зубилом и молотком для отвертывания гаек. При работе гаечным ключом движение руки надо направлять к себе, а не от себя. Запрещается работа на тисках при отсутствии губок, их повышенном износе или имеющих поломку.
54. Приступать к работе со съемниками можно после проверки исправности их лапок, винтов, тяг, упоров. При установке съемника необходимо обеспечивать соосность силового винта и снимаемой детали, а также надежный захват детали лапками.
55. При демонтаже и монтаже составных частей машины с наличием спиральных пружин надо применять специальные съемники, чтобы предупредить возможность вылета пружин.
56. Совмещение отверстий собираемых деталей необходимо проверять бородком, а не пальцем.
57. Пневматические и электрические гайковерты включать в работу лишь после установки их на гайку или головку болта.
58. Нельзя работать на заточном станке без защитного экрана или без защитных очков и пылесборника. Расстояние между подручником и абразивным кругом должно быть не более 3 мм.
Меры безопасности при применении грузоподъемных средств
59. Рабочие, механизаторы, которым по специфике работы приходится пользоваться грузоподъемными механизмами, обязаны пройти инструктаж по технике безопасности при работе на грузоподъемных механизмах.
60. Прежде чем приступить к подъему груза, надо убедиться, что не истек срок испытания грузоподъемного механизма, опробовать грузоподъемный механизм и, лишь убедившись в его технической исправности и соответствии чалочных приспособлений (канатов, цепей, захватов и т. п.) весу поднимаемого груза, можно начинать работу.
61. Нельзя применять неиспытанные чалочные приспособления, а также сращенные канаты и цепи, соединенные болтами.
62. При накладывании цепей или каната на поднимаемый груз надо следить, чтобы они не перекручивались и на них не образовывались узлы.
63. Для предохранения цепей и канатов от перетирания на острых ребрах груза надо подкладывать под канат соответствующие прокладки.
64. Нельзя допускать косое натяжение цепей или канатов. Поднимать и опускать груз следует строго вертикально и плавно, без рывков.
65. При перемещении груза необходимо следить, чтобы путь был свободен.
66. Нельзя оставлять груз на весу при перерыве в работе.
67. Снимать стропы, цепи и захваты с груза можно только после надежной установки его на место.
68. Груз надо укладывать надежно и не загромождать проходы и проезды.
69. При подъеме гаражным домкратом необходимо следить, чтобы его подхваты касались своей плоскостью поверхности поднимаемой части машины полностью.
70. При подъеме машины гидравлическими подъемниками (в смотровой канаве) для обеспечения устойчивости поднимаемой машины следует устанавливать на шток подъемника соответствующие подхваты. После подъема машины домкрат надо застопорить.
71. Подставлять домкрат разрешается лишь в местах, обозначенных на машинах специальными знаками, а если их нет, то в местах, обеспечивающих устойчивость машины в поднятом положении. Под основание домкрата следует класть прокладки из нехрупкого материала.
72. Подъем или спускание груза несколькими домкратами должен производиться одновременно и равномерно. Работать всеми домкратами нужно по команде одного из рабочих.
73. Работать под поднятой машиной можно только после установки под нее, кроме домкрата, специальных подставок.
Меры безопасности при проверочно-диагностических операциях
74. Установка машины на стационарный пост диагностики разрешается только по указанию мастера-диагноста.
75. Перемещение машины по линии диагностирования производить только по указанию мастера-диагноста.
76. Прежде чем начать проверочно-диагностические операции, а также запуск двигателя обслуживаемой машины, надо убедиться, что у нее рычаг коробки передач и рукоятки распределителя гидросистемы в нейтральном положении.
77. При снятии показаний счетчика моточасов, а также при прослушивании двигателя следует остерегаться вращающихся лопастей вентилятора.
78. При проверке форсунки на давление впрыска необходимо прочно закрепить ее на приборе. Снимать и устанавливать форсунки разрешается только при неработающем двигателе.
79. При проверке состояния прецизионных пар топливного насоса приспособлением КИ-4802, а также при проверке мощности двигателя по методам, рекомендуемым технологией диагностирования, не исключающим попадания на диагноста брызг топлива из отключенных секций, надо навинчивать на них специально приготовленные трубки, нижние концы которых направлять в отдельную посуду.
80. При сливе горячей воды из радиатора или масла из картера двигателя, коробки перемены передач и заднего моста, конечных передач и вала отбора мощности следует остерегаться ожогов. Отвинчивать пробки и краны нужно в рукавицах, а масло необходимо сливать в специальную емкость.
81. Во избежание ожогов рук и лица паром необходимо открывать крышки заливной горловины водяного радиатора постепенно, в рукавицах и располагаться со стороны направления ветра.
82. При заливке антифриза в систему охлаждения двигателя надо располагаться так, чтобы пары и брызги относились ветром в сторону от работающего. Нельзя допускать попадания антифриза на кожу. Антифриз - яд. Поэтому в случае загрязнения рук надо немедленно вымыть их теплой водой с мылом.
83. При проверке технического состояния фрикционных муфт поворота гусеничных тракторов необходимо обеспечить надежное соединение динамометра с рукоятками рычага поворота во избежание его срыва с рукоятки. В противном случае возможен неожиданный резким поворот трактора на месте. При проверке фрикционных муфт запрещается находиться посторонним людям возле трактора во избежание их травмирования.
84. При снятии с двигателя клапанных пружин, а также при проверке их упругости не допускать резкого отжима рычага приспособления.
85. При проверке двигателя трактора на тормозной установке вращающиеся механизмы должны быть ограждены. Надо соблюдать согласованность действий между трактористом-машинистом и диагностом на тормозной установке.
86. При проверке технического состояния гидросистемы трактора, комбайна и других машин необходимо следить за герметичностью соединения шлангов со штуцерами. Сливной шланг прибора надо опускать в бак гидросистемы ниже уровня масла, чтобы избежать вспенивания и разбрызгивания масла; запускать двигатель после установки шкалы прибора в положение «Открыто». Посторонние лица должны быть удалены от машины.
87. При проверке работы гидросистемы машин под нагрузкой нельзя допускать пребывания посторонних людей возле машины.
88. Пользуясь приставным тахометром, следует устанавливать его строго по оси вала, обороты которого замерять, остерегаясь соприкосновения одежды с вращающимися деталями.
89. При замере оборотов пускового двигателя надо остерегаться случайного соприкосновения с маховиком.
90. Проводя контрольно-диагностические и регулировочные операции, связанные с ручным прокручиванием коленчатого вала пускового двигателя, надо обязательно снимать провод высокого напряжения со свечи.
91. При работающем двигателе нельзя отвертывать накидную гайку, соединяющую трубку высокого давления с секцией топливного насоса, во избежание попадания струи топлива на лицо, в глаза и на руки.
92. При установке эжектора прибора (КИ-4887-1) на выхлопную трубу для определения количества газов, прорывающихся в картер, следует остерегаться ожога рук. По окончании проверки во избежание выброса масла через маслозаливную горловину сначала надо открыть отверстие сапуна, а потом снять прибор.
93. При проверке давления масла в магистрали двигателя сначала нужно соединить маслопровод с манометром, а затем запустить двигатель.
94. Прибор для проверки степени загрязненности воздухоочистителя необходимо присоединить к впускному трубопроводу только при неработающем двигателе.
95. Проверять натяжение ремней вентилятора, водяного насоса, компрессоров и других механизмов надо только при неработающем двигателе.
96. Необходимо содержать в исправном состоянии защитные ограждения у мест расположения вращающихся барабанов (роликов), стендов проверки тормозной системы и ходовой части машины.
97. Перед опробыванием машины после выполнения проверочно-диагностических работ необходимо внимательно ее осмотреть, убрать на места инструменты, приспособления и приборы, проверить положение рычагов, педалей, а затем приступить к запуску двигателя и проверке работы всех механизмов машины.
98. При запуске пускового двигателя не наматывайте шнур ка руку. Его необходимо пропускать между указательным и средним пальцем, обхватив рукоятку всеми пальцами.
99. Перед началом движения надо подать звуковой сигнал и убедиться в том, что возле машины нет людей.
100. При проверке тормозов свободным торможением при движении автомобиля, трактора, самоходной машины по дороге нельзя допускать пребывания людей в зоне движения машины. Надо соблюдать согласованность действий между водителем машины и проверяющим.
Меры безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей
101. Очистку поверхности аккумуляторных батарей производите обтирочным материалом, смоченным 10%-ным раствором нашатырного спирта (или кальцинированной соды). Работы выполняйте в резиновых перчатках.
102. Снимайте аккумуляторные батареи с машин в резиновых перчатках, а переносите их с помощью специального приспособления.
103. При замере напряжения аккумуляторных батарей нагрузочной вилкой остерегайтесь ожога рук нагретым сопротивлением. Выполняйте эту операцию при закрытых пробках банок во избежание взрыва. Не применяйте для этих целей метод короткого замыкания клемм.
104. Определяя уровень электролита мерной трубочкой (уровнемером), не относите ее от заливного отверстия аккумуляторной батареи во избежание попадания электролита на одежду и открытые части тела.
105. Доливку электролита в аккумуляторные банки производить резиновой грушей.
106. При окончательном осмотре и проверке аккумуляторных батарей надо прочистить проволокой отверстия в пробках, выполнять соответствующие замеры напряжения, плотности и уровня электролита в банках с соблюдением вышеупомянутых мер безопасности.
107. Заделывать трещины в заливной мастике крышек аккумуляторных батарей надо электростамеской, при этом надо работать в защитных очках и рукавицах, чтобы избежать ожога рук и глаз в случае разбрызгивания нагретой мастики.
108. При приготовлении электролита обязательно соблюдать следующие меры безопасности: работать в специальном помещении; применять посуду из эбонита, керамики или фаянса. Запрещается применять стеклянную посуду. Кислоту надо заливать в воду тонкой струей при непрерывном помешивании; во избежание вскипания и разбрызгивания электролита и травмирования работника запрещается лить воду в кислоту; работать надо в защитных очках, фартуке и резиновых сапогах и перчатках; работать при включенной вентиляции.
109. Зарядку аккумуляторных батарей следует производить в специально изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.
Запрещается: допускать посторонних лиц в зарядное помещение; курить в зарядном помещении; производить зарядку аккумуляторов при завернутых пробках аккумуляторных батарей; пользоваться случайными проводами; искрение в соединениях.
Клеммы аккумуляторов должны быть соединены специальными проводами с освинцованными зажимами.
Меры безопасности при использовании автопередвижной мастерской
110. Необходимо содержать в технически исправном состоянии автомобиль, оборудование, приборы и инструменты (прилагаемые к мастерской согласно комплектовочной ведомости), противопожарные средства, заземляющее устройство, кузов.
111. Ежедневно после работы надо очищать кузов мастерской от пыли и производственных отходов.
112. Прежде чем начать работу в кузове, его следует проветрить.
113. Нельзя хранить в кузове мастерской легковоспламеняющиеся материалы, а также предметы и оборудование, не имеющие отношения к производственному использованию.
114. Переносное оборудование и инструмент после работы надо уложить на постоянные места хранения.
115. Входить и выходить из кузова можно только по лесенке.
116. Запрещается спать в кузове мастерской.
117. Запрещается перевозить людей в кузове мастерской.
Работа на гидропрессе
118. Надо следить за герметичностью гидравлической системы пресса, не допускать подтекания масла.
119. Устанавливать детали под пресс надо так, чтобы ось штока пресса совпадала с осью выпрессовываемой (запрессовываемой) детали.
120. При выпрессовывании детали нельзя поддерживать руками подставки, подкладки, оправки.
121. При правке детали прессом необходимо установить ее на специальные подкладки.
122. Нельзя оставлять пресс на длительное время под нагрузкой.
123. Запрещается работать при неисправном предохранительном клапане гидросистемы пресса.
Работа на заточном станке
124. Заточные работы необходимо выполнять в защитных очках.
125. Нельзя работать на неотбалансированном заточном и неисправном абразивном круге, без защитного кожуха над ним, а также при зазоре между абразивным кругом и подручником более 3 мм.
126. При обработке деталей нельзя прижимать ее сильно к абразивному кругу во избежание разрушения круга. Располагаться надо в стороне от вращающегося абразивного круга. При замене абразивного круга следует укладывать между кругом и зажимными фланцами специальные эластичные прокладки толщиной не менее 1 мм. Затягивать гайки крепления круга следует равномерно и надежно.
Работа с подъемным устройством
127. Прежде чем приступить к поднятию груза, установите опорное устройство под раму автопередвижной мастерской.
128. Не поднимайте груз весом более установленного заводским руководством.
129. Не допускайте подтягивания груза.
130. Поднимайте и опускайте груз плавно, без рывков.
131. Не допускайте нахождения людей под поднятыми стрелой и грузом.
132. Не дотрагивайтесь голыми руками до тягового каната подъемного устройства. Заменяя канат, работайте в рукавицах.
Работа на электро- и газосварочных установках
133. Электросварочные и газосварочные работы разрешается выполнять только электросварщику, имеющему удостоверение о присвоении ему данной специальности и второй квалификационной группы по технике безопасности.
134. Прицепку электросварочной установки надо производить подтягиванием ее к буксирному устройству передвижной ремонтной мастерской. Подъезжать автомастерской задним ходом к сварочной установке не разрешается.
135. При подготовке электросварочного агрегата к работе его надо заземлить; зафиксировать раму опорой, а под колеса поставить противооткатные башмаки.
136. Очистку шва от шлаковой корки производить молотком и зубилом, предохраняя глаза защитными очками.
137. При наличии в передвижной ремонтной мастерской средств газосварки:
перевозить газовые баллоны на специально установленном приспособлении с соответствующим креплением;
не допускать загрязнения кислородных баллонов каким-либо жиром или маслом во избежание взрыва;
не подвергать ударам и не бросать баллоны, наполненные газом;
открывать и закрывать вентиль ацетиленового баллона только специальным ключом, а кислородного - за маховик шпинделя;
ацетиленовый генератор разрешается перевозить только в очищенном состоянии и прочно закрепленным на специально отведенном месте;
нельзя перевозить ацетиленовый генератор в заряженном состоянии.
Меры безопасности при работе на механизированном заправочном агрегате
138. Нельзя работать на заправочном агрегате, если нет заземления и предусмотренных средств пожаротушения.
139. Не допускать подтекания нефтепродуктов в местах соединения шлангов с раздаточными кранами, пистолетами-нагнетателями и в других соединениях.
140. При открывании люка цистерны для определения наличия горючего в ней или ее внутреннего состояния надо располагаться со стороны направления ветра.
141. При проверке количества нефтепродуктов в емкостях агрегата и машин запрещается пользоваться открытым огнем.
142. Необходимо периодически проверять чистоту дыхательных клапанов и вентиляционных трубок цистерны.
143. При длительной стоянке механизированного заправочного агрегата, заполнении и выдаче нефтепродуктов надо его заземлить.
144. Нельзя отходить от заправочного агрегата до окончания заполнения его емкостей нефтепродуктами, а также до окончания заправки обслуживаемой машины.
145. Пролитые нефтепродукты на поверхности емкости, топливного бака или капота машины надо удалить, а место насухо вытереть.
146. Не превышайте давления воздуха в емкостях для нефтепродуктов механизированного заправочного агрегата выше допустимого.
Дыхательное устройство должно срабатывать при избыточном давлении 2,45*10^5 Па (0,25 кгс/см2) на вакуум 0,098*10^5. Па (0,01 кгс/см2).
Предохранительный клапан на баках должен срабатывать при давлении 29,4*10^4 Па (3,0 кгс/см2).
147. Нельзя снимать крышку бункера солидолонагнетателя, не убедившись в отсутствии в нем избыточного давления.
148. Заполнять бункер солидолом надо специальной лопаткой.
149. При сливе отстоя и промывке фильтров, емкостей не допускать загрязнения нефтепродуктами места стоянки агрегата.
150. Во время стоянки агрегата и после окончания работы необходимо выпустить воздух из емкостей, бункера солидолонагнетателя и ресивера.
Меры безопасности при подготовке машин к хранению
151. Работы, связанные с подготовкой машин к хранению, установкой и снятием с хранения, производятся под руководством лица, ответственного за хранение.
152. Места установки машин и проезды должны быть обозначены ограничительными линиями.
153. Расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами - не менее 6 м.
154. При внешнем осмотре машины будьте внимательны, чтобы не зацепиться за ее выступающие части и не споткнуться, не упасть.
155. Мойку машины перед постановкой на хранение производить вне площадки хранения.
156. Для обеспечения устойчивого положения машины надо установить ее на специальные подставки.
157. Рычаги и педали механизмов управления необходимо устанавливать в положение, исключающее их произвольное включение.
158. Машины, имеющие электропривод, следует отключать от электросети.
159. При снятии аккумуляторных батарей надо работать в рукавицах.
160. Ножи режущих аппаратов уборочных машин укладывать на стеллажи сегментами вниз или в специальные чехлы.
161. Батареи дисковых лущильников, катки, маркеры устанавливать на специальные подставки.
162. Запрещается ставить на хранение машины и аппараты, применявшиеся на внесении удобрений и ядохимикатов, без предварительной очистки и обезвреживания их.
163. Мыть машины из-под удобрений и ядохимикатов необходимо на специально отведенных на эту операцию местах, с соблюдением санитарных норм и мер предосторожности.
164. Наносить антикоррозионные покрытия на детали машин методом напыливания надо в рукавицах и защитных очках.
Меры электробезопасности
165. Мастер-диагност должен иметь третью группу подготовки по электробезопасности.
166. Нельзя прикасаться к электрооборудованию, электрораспределительным щитам, арматуре общего освещения, электропроводам, клеммам и другим токоведущим частям, не открывать двери электрораспределительных шкафов, а также не снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования.
167. Нельзя работать с неисправным электрооборудованием. Устранять неисправности в электроустановках разрешается только электромонтеру.
168. Возле пультов управления электроустановок следует класть резиновые коврики.
169. Запрещается производить наружную мойку машин передвижными моечными установками возле открытых электроустановок (рубильников, выключателей, электрораспределительных щитов и т.п.).
170. Нельзя работать с незаземленным электроинструментом или имеющим механические повреждения токопроводящего кабеля; без диэлектрических перчаток, галош или диэлектрического коврика; на открытой площадке во время ненастной погоды (дождя, снега и т.п.).
171. Не раскладывайте электроинструмент и его токопроводящий кабель на влажном или загрязненном маслом полу, не допускайте наезда на них машин.
172. Нельзя включать электроинструмент в неисправную розетку.
173. Запрещается переносить с места на место включенный в электросеть инструмент.
174. Смену сверла, головки ключа и т.п. в электроинструменте производить только после полной его остановки и при выключенной штепсельной вилке.
175. При внезапном прекращении подачи электроэнергии во время работы или перерыва в работе надо отсоединить электроинструмент от электросети.
176. По окончании работы электроинструмент следует выключить из электросети. Оставлять инструмент включенным в электросеть запрещается.
Меры пожарной безопасности
177. На пунктах, станциях и передвижных средствах технического обслуживания должно быть противопожарное оборудование согласно нормам пожарной безопасности.
178. Все рабочие должны знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и уметь ими пользоваться.
179. Не допускается использование противопожарного оборудования для других целей.
180. Запрещается загромождать проходы и доступ к противопожарному оборудованию.
181. Нельзя допускать подтекания нефтепродуктов в топливопроводах и прорыва отработавших газов в трубопроводах машин, занятых на техническом обслуживании.
182. Необходимо строго соблюдать порядок пуска и остановки подогревателей передвижных средств технического обслуживания. Перед пуском и после каждой остановки подогревателя следует продуть полости его теплообменника воздухом, чтобы удалить пары топлива и продукты сгорания.
183. Пролитые огнеопасные жидкости должны немедленно убираться.
184. Использованный обтирочный материал следует убирать только в специальные металлические ящики с крышками. Сжигать обтирочный материал только на специально отведенном месте.
185. Запрещается применять открытый огонь в местах хранения и работы с огнеопасными жидкостями и материалами.
186. Запрещается курить возле мест хранения и заправки машин нефтепродуктами. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
187. Воспламенившиеся нефтепродукты надо гасить, применяя брезент, кошму, песок и огнетушители.
188. Загоревшуюся электропроводку надо сначала обесточить, а затем тушить одним из доступных методов; в случае невозможности обесточивания надо применять только углекислые огнетушители.
Меры безопасности при обкатке и испытании машин и агрегатов
Обкатку и испытание двигателей, топливных насосов и агрегатов гидросистем проводят в специально выделенных и изолированных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией. Осветительная арматура помещений должна быть в закрытом, а в отделении топливной аппаратуры во взрывобезопасном исполнении. Помещение для испытания двигателей оборудуют необходимыми подъемно-транспортными механизмами и набором специальных схваток. Запрещается применять для подъема двигателей и других агрегатов проволоку и тросы. Каждый стенд для обкатки двигателей обеспечивает индивидуальным каналом отвода отработавших газов и вытяжным устройством для удаления испарения и теплового излучения.
Все вращающиеся части стендов должны быть ограждены, а сами стенды заземлены. Перед пуском стенда проверяют надежность крепления агрегата, присоединения шлангов и трубопроводов, а также исправность и надежность ограждений. Особенно тщательно следят за исправностью гидропроводов, надежностью их присоединения и периодически проверяют и регулируют предохранительные клапаны на стендах с гидроприводом.
Стенд для обкатки пусковых двигателей должен иметь приспособление для заземления провода высокого напряжения магнето нд время крепления и осмотра двигателя.
Во время обкатки двигателей запрещается проводить регулировки на работающем двигателе, за исключением регулировок карбюратора и угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе.
Все двигатели, насосы, агрегаты гидросистем и другие агрегаты, поступившие на обкатку и испытание или снятые со стенда, следует устанавливать на специальные подставки. Запрещается ставить агрегаты на пол и использовать для их закрепления случайные предметы.
Нагрузочные реостаты испытательных стендов должны быть заполнены соответствующим электролитом до необходимого уровня, а электроды реостата ограждены.
Агрегаты гидросистем тракторов и автомобилей испытывают только на специальных стендах. Во время испытания этих агрегатов не допускается подтекания жидкости в шлангах и соединительных устройствах.
При испытании топливных насосов и форсунок следует применять приспособления, не допускающие распыливания и загрязнения окружающей среды парами топлива.
Обкатку тракторов и автомобилей на ходу проводят по строго определенному маршруту, установленному администрацией ремонтного предприятия. Для обкатки машин на ходу допускают лиц, имеющих удостоверения на право управления этими машинами. Во время обкатки запрещается нахождение посторонних лиц в кабинах или кузовах машин. Запускать двигатель следует стартером, пусковым двигателем или специальным приспособлением; запрещается пуск двигателя буксировкой машины.
Тормоза испытывают на специальных стендах или площадках; регулируют их только при неработающем двигателе.
Перед выездом на обкатку по маршруту водитель (тракторист) должен проверить техническую исправность машины, гарантирующую безопасность на линии. Особое внимание обращают на исправное состояние тормозов, рулевого управления, шин, болтов крепления карданного вала и рессор, указателей поворотов, заднего фонаря, стоп-сигнала, фар, звукового сигнала, а также на отсутствие подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости.
Испытание и обкатка машин, двигателей и др. агрегатов должна проводится в специально выделенных, изолированных от других цехов, помещений. Оборудуется приточно – вытяжной вентиляцией. Осветительная аппаратура испытательных цехов и отделений должна быть в закрытом исполнении, а в испытательном отделении топливной аппаратуры во взрывобезопасном исполнении.
Испытательные стенды устанавливают на прочных основаниях, а обкатывающие агрегаты и сборочные единицы машин тщательно закрепляют на стендах. Вращательные части испытательных стендов, агрегатов и арматуры высокого давления должны быть ограждены.
Стенд для обкатки пускового двигателя должен иметь приспособления для заземления провода высокого напряжения магнето на период установки и осмотра двигателя.
В помещениях должны быть устройства для транспортировки двигателя, подачи охлажденной воды в двигатель, обеспечение его топливом, отводом отработанных газов, слива воды и масла.
Крепления составных частей стенда производятся фундаментными болтами. При транспортировке привода тормоза используются транспортные рем – болты, ввернутые в плиту. Запрещается поднимать привод – тормоз за рем – болт асинхронной машины.
Трубопроводы и соединительная арматура воды, топлива, масла и воздуха должны быть герметичны и иметь цвет окраски в соответствии с ГОСТом.
Необходимо помнить, что погасание сигнальных ламп не указывает на отсутствие напряжения на элементах схем стенда.
Стенд должен быть подключен через отдельный автоматический рубильник.
Перед началом работы необходимо проверить: герметичность соединений трубопроводов топлива, масла, воздуха, воды, исправность подъемных механизмов и вытяжных устройств, надежность крепления испытываемого дизеля защитных ограждений и заземленных проводников.
При установке испытательной топливной аппаратуры применяется приспособление не допускающих распыления топлива в окружающую среду.
При испытании гидросистем шланг и соединительное устройство присоединяет плотно, не допуская подтекания жидкости. Тормозные устройства машин также испытывают на специальных стендах или площадках. Тормоза машин регулируются при не работающем двигателе.
Обкатывают тракторы и другие с/х машины при их технической исправности по утвержденному руководством предприятия маршруту. Во время обкатки и испытаний нахождения посторонних лиц в кабине, а также на самой площадке запрещается.
Установление для обкатки на машине контрольный груз надежно закрепляют. Пускают двигатель машины стартером. Машину затормаживают, а рычаг коробки передач устанавливают в нейтральном положении.
Запрещается:
Буксировать машину с целью пуска двигателя
Пускать двигатель при наличии подтекания топливных и масляных, газовых трубопроводов
Оставлять рабочие стенды без присмотра
Работать на обкаточно – испытательном участке без средств индивидуальной защиты
Находиться на участке посторонним лицам
Касаться руками нагретых частей машины
Меры безопасности при обкатке и испытании двигателя внутреннего сгорания. Необходимо убедиться, что комплектность при наработке двигателя соответствует требованиям действующих ремонтных документаций.
Особое внимание обращают на способ крепления моховика который должен полностью соответствовать конструкции двигателя.
Кронштейны задних опор при работе двигателя должен быть установлен по штифтам стоек стенда. Включать и выключать электромашины следует при выведении из электрода из реостата. Не рекомендуется останавливать стенд непосредственно отключающего его от сети. Периодически в течении смены следить за уровнем раствора в баке который должен быть в 100мл от верхнего края бака. При доливке воды отключать стенд от сети.
Техническое состояние автомобиля и его агрегатов проверяют в основном при неработающем двигателе и заторможенных колесах, за исключением опробования тормозной системы, проверки работы систем питания и зажигания.
При осмотре для освещения затемненных мест применяют переносные светильники напряжением не выше 42 В с предохранительной сеткой.
В осмотровых канавах переносные светильники должны быть напряжением не выше 12 В.
При испытании и апробировании тормозной системы на стенде автомобиль закрепляют цепью или тросом, что исключает его самопроизвольное скатывание с валиков стенда. Испытание и апробирование тормозов на ходу проверяют на площадке или на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием. Регулируют тормозную систему только после полной остановки автомобиля и при выключенном двигателе.
Напряжение аккумуляторной батареи проверяют нагрузочной вилкой или вольтметром. Запрещается проверять напряжение коротким замыканием. Плотность электролита измеряют ареометром.
Исправность цепи электрооборудования проверяют контрольной лампой на 12 В, а также с помощью вольтметров, амперметров и специальных приборов.
Оборудование и приборы на постах диагностики устанавливают с учетом обеспечения оператору видимости всех автомобилей, находящихся на постах. Стул оператора должен быть вращающимся и регулируемым по высоте. Для улучшения видимости и снижения утомления органов зрения контрольные приборы оборудуют местным освещением, равномерно направленном на шкалу и не создающим слепящего действия.