Авария что делать. Что делать, если попал в ДТП? Порядок действий после аварии
Садясь за руль автомобиля, не многие из нас задумываются о подстерегающих опасностях на дороге. Покупка авто не дает полных прав для передвижения на нем, потому как, прежде нужно получить права и оформить страховку.
ДТП по сути — неприятное событие, которое занимает много времени, нервов, а иногда и денег. Сложно сориентироваться сразу при ситуации, когда автомобиль попал в ДТП, что делать дальше и куда обращаться. В данной статье рассмотрен алгоритм действий: что делать если попал в ДТП.
Авария может возникнуть по многим причинам: по собственной вине или вашего оппонента; из-за неисправностей автомобиля или плохого самочувствия; из-за плохого обзора на дороге или непогоды. Какие бы эмоции ни бушевали в вашей душе в момент аварии, важно не рубить сгоряча. Возможно, отчасти вина лежит на ваших плечах, поэтому нужно думать о главном: безопасности пассажиров в собственном и соседнем авто и возможном возмещении ущерба.
Что нужно сделать при аварии в первую очередь:
- Остановить авто, проверить бак на наличие утечки топлива. Включить аварийку и установить аварийный знак. В населенном пункте знак устанавливается на расстоянии 15 м от авто, за городом 30 метров.
- Следует проверить есть ли пострадавшие, если нужна медицинская помощь, то нужно вызвать скорую помощь. Если по каким-то причинам скорая не может добраться до места происшествия или у пострадавшего серьезные травмы, разрешается самостоятельно транспортировать человека (покинув место происшествия).
- Об аварии нужно сообщить в ГИБДД и в страховую компанию. Диспетчер соберет все необходимые данные и попросит ожидать инспекторов. Страховщик также может направить на место события аварийных комиссаров для составления схемы ДТП.
С момента происшествия до приезда гаишников может пройти несколько часов. Юристы советуют не терять время, а заняться следующим:
- Участники аварии должны обменяться контактными данными, и номерами страховых полисов.
- Необходимо собрать максимум сведений о ДТП, нужно проверить видео на регистраторе, опросить очевидцев, взять их контактные данные. Сфотографировать место происшествия, тормозной путь, осколки, положение машин.
- До приезда инспекторов нужно заполнить графы бланка извещения (выдается страховой компанией). Обычно извещение заполняется водителями совместно, но при видимых разногласиях разрешается заполнить бланк по отдельности, при этом нужно известить об этом страховщика.
Все эти процедуры можно ускорить. Ведь когда попал в мелкое ДТП и автомобилисты не имеют существенных претензий, можно оплатить мелкий ремонт и обойтись без вызова ГИБДД. Однако, юристы не рекомендуют этого делать, потому как уже завтра к вам может явиться пострадавший в аварии, показать видео с регистратора и вновь вымогать деньги. В таких случаях нужно писать расписку о том, что владельцы автомобилей претензий друг к другу не имеют.
Существует другой вариант, но его должны предварительно одобрить сотрудники ГИБДД по телефону. Нужно заполнить извещение, нарисовать схему ДТП самостоятельно и сфотографировать место происшествия. После нужно двигаться до ближайшего поста ДПС.
При мелких повреждениях можно заполнить извещение и европротокол. В этом случае сотрудники ГИБДД вообще не вызываются, протокол предоставляется сразу в страховую компанию.
Важно! Составление европротокола разрешается при наличии ущерба не более чем на 25 000 рублей (с 1 августа 2014 выплаты 50 000). Если документ заполнен неправильно, то возмещение ущерба не последует.
По прибытию на место ДТП сотрудники ГИБДД заполняют перечень необходимых документов. Участники аварии могут давать комментарии и требовать зафиксировать любую важную информацию. Аварийный комиссар страховой компании имеет полное право знакомиться с документами и защищать интересы своего клиента.
Если в результате аварии пострадало только имущество, заполняются такие документы:
- схема ДТП;
- справка о ДТП;
- протокол об административном правонарушении (копии предоставляются участникам).
Дополнительно документируются сведения очевидцев и участников ДТП.
Важно! На случай если административная ответственность не установлена, то составляется отказ от возбуждения дела. В таком случае протокол не составляется.
Если в аварии есть пострадавшие, то составляются такие документы:
- протокол осмотра ТС;
- схема ДТП;
- справка медицинского освидетельствования пострадавшего (выдается врачами скорой помощи);
- акт медицинского освидетельствования на наличие алкогольного или наркотического опьянения участников ДТП (делается в контрольном пункте);
- справка о ДТП;
- к протоколу прилагаются записи о сведениях пострадавших и свидетелей.
Протокол должен содержать верные данные, водители обязаны ознакомиться с документом и подписать его. При необходимости участники имеют право добавить свои замечания в письменном виде.
Важно! Нельзя подписывать протокол, содержащий пустые строки. Нужно удостовериться, что все замечания зафиксированы.
В протоколе должны быть верно отражены данные о техническом состоянии транспортных средств, перечень повреждений, а также полные контактные данные участников ДТП и свидетелей.
В схеме ДТП должны содержаться полные данные о состоянии дорожного покрытия, дорожной разметки, расположении ближайших светофоров и т. д.
Вина действующих лиц может зависеть от нескольких факторов:
- технической исправности авто;
- состояния дорожного покрытия, присутствия выбоин;
- наличия дорожной разметки, предупреждающих знаков;
- погодных условий: гололед, дождь, туман и т. д.
Перечисленные факторы могут смягчить наказание, подобные сведения в протоколе могут быть предоставлены в суде. В случае если виновник аварии находился под наркотическим или алкогольным опьянением, это может быть весомым аргументом для лишения прав.
Попал в ДТП порядок действий в страховой
В случае попадания человека в ДТП, порядок действий ОСАГО практически не отличается от действий с полисом КАСКО. Существенным отличием этих полисов является то, что ОСАГО покрывает ущерб третьим лицам, а КАСКО подразумевает также ремонт вашего авто.
Пострадавшая сторона обращается для возмещения ущерба в страховую компанию виновника ДТП. Пострадавший должен обеспечить полный доступ сотрудникам страховой компании для экспертизы ТС. Экспертиза может проводиться как представителями страховой компании, так и независимыми экспертами. В течение 5 дней страховая компания должна провести осмотр машины.
Выплата ущерба должна осуществляться в течение 20 календарных дней от даты подачи заявления. Если в выплате ущерба отказано или же вы не согласны с размером, то необходимо подавать исковое заявление в суд, но при этом нужно сделать независимую экспертизу неисправности ТС.
Документы, которые нужно предъявить страховщику:
- заявление по форме;
- заполненный бланк извещения о ДТП;
- справка о ДТП;
- технический паспорт ТС;
- водительское удостоверение;
- копия доверенности на право вождения ТС;
- экспертиза оценки ущерба ТС;
- чеки и реквизиты об эвакуации на трале и хранении ТС;
- протокол об отказе заведения дела административного происшествия.
При должном заполнении всех документов и правильном порядке действий, ущерб уплачивается в полной мере.
В противном случае ущерб придется возмещать через суд.
И напоследок предлагаем посмотреть видео и узнать, что делать при попадании в аварию.
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие .
Все мы находимся и ходим под богом и ни один из нас, кто постоянно или периодически садится за руль не застрахован от аварий и любых дорожно - транспортных происшествий. Как себя вести и что делать, если авария все таки произошла? Как правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения в вашу сторону?
Перед тем как приступить к практическим советам, кратко остановимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после аварии. Мы естественно не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - тут вам карты в руки.
Как показывает практика, это поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:
водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола; водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию; водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило в данной ситуации, особенно в условиях стресса это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение; водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем не видели несколько свидетелей; водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.
Попав в аварию постарайтесь взять себя в руки и действовать согласно нашим советам, согласуясь с конкретной обстановкой.
Итак, совет первый
От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов - протокол осмотра места происшествия, справка о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, обьяснения участников ДПТ, показания свидетелей и т.д. органы ГАИ устанавливают связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому, не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДПТ, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.
Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что по вашему мнению может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т.п.
Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля "обидчика" - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.
Совет второй
Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДПТ первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного составления.
Например, не допускайте таких общих фраз, типа: "помято левое крыло". Такую фразу лучше описывайте так: "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".
Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.
Совет третий
До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.
Совет четвертый
Как правило, не вступайте в перепалку с представителями ГАИ на месте аварии. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы.
Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре. После проведения освидетельствования на алкоголь, гаишники предлагают написать участникам ДТП собственноручные обьяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное обьяснение как правило самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.
Совет пятый
Если у вас есть возможность, сразу после аварии вызовите по телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия. Если есть возможность, пусть он привезет с собой тетрадь с ручкой, рулетку для измерения, ведь может, что вы придете к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления.
На основании первичных материалов принимается решение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело передается из ГАИ в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц. Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.
Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать например сумму выплат, понести более легкое наказание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.
Совет шестой
Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. Закон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.
Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего - добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия.
Он должен содержать подтвержденные ксерокопиями документов все сведения о понесенных убытках из-за действий обвиняемого, например: - калькуляция на ремонт вашего автомобиля от независимой оценочной формы, - счет за фактически выполненные ремонтные работы (фактические затраты), - счет за услуги, оказанные адвокатом, - счет за услуги, оказанные юридической консультацией, - счет от транспортной формы за транспортировку поврежденного автомобиля к месту постоянной стоянки а затем в ремонтную мастерскую, - квитанции о посланных телеграммах с уведомлением обвиняемому, - квитанции об уплате госпошлины, квитанции о ксерокопировании документов, справку с места работы о ежедневном заработке и о количестве дней, потраченных для ремонта и хождения по судам и т.д.
Подлинники документов вы предьявляете в суде по мере необходимости. И еще, не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый хотел разбить сознательно вашу машину, пострадал он же тоже. Поэтому подавать еще что-либо на моральный ущерб неэтично, а вот полного возмещения ваших материальных потерь необходимо добиваться.
Совет седьмой
На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно. Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать адекватную реакцию. Например, если вы изрядно помяв чужую машину, удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день - два к вам домой явиться ее владелец с претензиями, а если вы его послали куда подальше, то еще через пару дней вы увидите, что ваша машина стоит на привычном месте вся раскуроченная.
Если вы послали к "обидчику" бандитов для разборки, выбивания денег, то такая же банда может прийти и к вам и переломать ноги вам или вашей жене. Поступайте в отношении оппонента точно также, как вы хотели, чтобы поступали с вами. Действуйте всегда строго официально и по закону.
Такие действия уважают все, даже самые отпетые бандиты. Если авария произошла, и ущерб на ваш взгляд велик, не верьте обещаниям "обидчика" расплатиться потом, предложениям разобраться без ГАИ, оплатить ремонт прямо на месте и т.д. А то впоследствии может оказаться, что ремонт стоит гораздо дороже, чем вам заплатили на месте аварии или виновник аварии на следующий день заявляет вам в глаза, что впервые вас видит, или вдруг противная сторона приводит на следующий день кучу свидетелей, которые якобы все видели и вы из пострадавшего превращаетесь в обвиняемого.
Учтите также, что далеко не всякая мастерская возьмется ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ.
Только в самых простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность можно быстро устранить своими силами (например заменить разбитую фару) и вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно разойтись миром, без гаишников. Если деньги предлагаете вы и у вас их согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких претензий.
ОБРАЗЕЦ:
Р А С П И С К А
Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г.Урюпинск, ул. Широкая д.23 кв.65 получил от гр. Сидорова Петра Петровича, проживающего по адресу г. Москва, ул. Мосфильмовская д. 56 кор. 3 кв. 241 деньги в сумме 300 (триста) долларов США в виде компенсации за материальный ущерб, причиненный моему автомобилю ВАЗ 21053 госномер н 29-76 УК (разбита правая передняя блок-фара и сломана декоративная решетка радиатора) которые гр. Сидоров П.П. причинил моему автомобилю, стоящему на автостоянке по ул. Тверская при парковке своего автомобиля джип Чероки госномер М777МВ.
Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее время никаких материальных или иных претензий к гр. Сидорову П.П. не имею.
" " месяц 1998 г.
Иванов И.И.
Учитывая современную дорожную обстановку, количество неопытных и просто неаккуратных водителей, можно с уверенностью сказать, что каждый автолюбитель рано или поздно попадает в дорожно транспортное происшествие (ДТП). Ситуации близкие к ДТП случаются почти каждый день. Здесь мы перечислим правильные действия при ДТП выполняемые в необходимой последовательности.
Необходимая последовательность действий при ДТП:
- Включите аварийку, постарайтесь взять себя в руки, не теряйте контроль, всё уже позади
- Установите знак аварийной остановки. Согласно ПДД знак устанавливается на расстоянии 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и на расстоянии не менее 30 метров - вне населенных пунктов. В противном случае может быть спровоцировано ещё одно ДТП!
- Не вступайте в конфликт с другими участниками ДТП и не паникуйте
- Если есть пострадавшие, вызовите «Скорую помощь»
- Не поддавайтесь угрозам и уговорам разобраться самим, обязательно вызовите - работников ГИБДД для фиксации факта аварии и полученных повреждений, в состоянии стресса сами объективно оценить ситуацию Вы не сможете
- До приезда работников ГИБДД не трогайте машину с места ДТП, группе разбора ГИБДД легче будет работать (Ваши обязанности в случае ДТП прописаны в Правилах дорожного движения - остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки)
- Кстати, вместо перепалки с другими участниками ДТП и пустых разговоров лучше возьмите ручку, лист бумаги и запишите все повреждения и обстоятельства аварии еще до приезда ГИБДД, желательно, чтобы на этом листе расписались и свидетели, потом этот лист можно будет попросить приложить к протоколу, совсем замечательно, если Вам удастся сделать пару фотографий места происшествия
- Запишите свидетелей ДТП, их координаты
- После приезда ГИБДД не будьте пассивны и не оставляйте инспектора наедине с виновником, не стесняйтесь подсказать инспектору заглянуть под капот или под машину для фиксации повреждений, однако, ведите себя при этом как можно корректнее
- При составлении протокола убедитесь, что все повреждения зафиксированы, если инспектор не реагирует на Ваши замечания и зафиксировал не все повреждения, предупредите его, а затем запишите свое мнение об этом в протокол
- Желательно, чтобы инспектор сделал запись о возможном наличии скрытых повреждений
- Зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии
- Получите справку о ДТП из группы разбора ГИБДД
- Далее обращайтесь к нам за независимой экспертизой
Роковой ошибкой многих автовладельцев являются попытки «решить вопрос на месте», не вызывая сотрудников ГИБДД и страховых служб: впоследствии они же сами и могут пострадать от этого. Порой нанесенный автомобилю ущерб может оказаться гораздо больше, чем, кажется на первый взгляд. В сложившейся ситуации нужно придерживаться строго запланированного алгоритма и ни в коем случае не паниковать и не выражать негативных эмоций по отношению к товарищу по несчастью, сотрудникам ГИБДД и аварийным комиссарам.
С 1 июня 2018 года вступили в силу изменения в правила дорожного движения, которые предусматривают, что в ДТП с незначительными повреждениями (если ущерб нанесённый пострадавшему менее 100000 рублей), водители обязаны освободить проезжую часть, если движению других автомобилей создается препятствие. В противном случае, придется заплатить штраф.
Условия для оформления ДТП по Европротоколу:
В ДТП участвовало 2 автомобиля
В ДТП нет пострадавших, повреждены только автомобили
У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО
У обоих водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и тем, кто является виновником ДТП
Предполагаемый ущерб пострадавшего менее 100000 рублей
Для оформления ДТП необходимо «правильно» заполнить бланк извещения о ДТП.