Если вы попали в дтп ваши действия. Что делать, если попал в ДТП: порядок действий водителей
Попал в ДТП, что делать?
Независимо от ситуации каждому водителю необходимо:
- остановиться и заглушить двигатель, вынуть ключи из зажигания;
- поставить ручной тормоз;
- включить «аварийку»;
- выставить аварийный треугольник, согласно месту аварии: если в городской черте, то на расстоянии 15 м от машины; если за пределами города, то на расстоянии 30 м;
- оценить аварийную ситуацию в целом;
- понять, есть ли пострадавшие лица в своей машине и в другой — участнице ДТП.
Разновидностью дорожно-транспортного происшествия является , подробнее о котором можно узнать на нашем сайте.
Что делать при ДТП без пострадавших? Такой исход аварии самый благоприятный для всех, и алгоритм действий самый простой. Всем участникам нужно:
- оставить автомашины на месте аварии и не передвигать их;
- сделать фото- видеосъёмку ДТП со всех сторон;
- решить, есть ли у сторон разногласия по оценке сложившейся ситуации;
- решить, каким образом они будут оформлять ДТП.
При отсутствии спорных вопросов, можно сделать самостоятельное оформление. Если одна сторона против Европротокола, то следует вызвать наряд дорожной полиции.
В аварии пострадали люди
Если есть пострадавшие люди, необходимо срочно сообщить в Службу Спасения (МЧС) о ДТП, его месте, количестве потерпевших и характере их ранений. Оказывать первую медицинскую помощь можно лишь в случае, если вы точно знаете основные принципы медицинских мероприятий и уверены, что они не принесут вред потерпевшему.
Так, например, при рваной ране на ноге необходимо оценить, с каким кровотечением вы имеете дело: артериальным или венозным. От этого зависит, что нужно сделать: использовать жгут выше артериального кровотечения или накладывать давящую повязку в случае венозного ранения.
Если вы не уверены в своих медицинских знаниях, не нужно предпринимать никаких мер. Дожидайтесь приезда скорой помощи или, в крайнем случае, отправьте пострадавшего на попутной машине в стационар.
Вызов сотрудников ГИБДД с мобильных операторов
Уже 5-й год в нашей стране работает «Система – 112», которая предназначена для экстренного вызова служб спасения: пожарной, медицинской, МВД, газовой службы, МЧС. Также единый номер 112 используется в случае ДТП. С мобильного телефона достаточно набрать три цифры 112, что бы сообщить о случившейся дорожной аварии, кроме того, существует .
Правила самостоятельного оформления аварии
С середины 2018 года произошло два существенных изменения в области упрощённого оформления ДТП:
- Сумма возмещения возросла в два раза и теперь составляет 100000 рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, а также их областей сумма возмещения при условии отсутствия разногласия сторон варьируется от 100000 до 400000 рублей.
- При условии, что у участников ДТП есть разногласия в оценке произошедшей аварии, появилась возможность оформить Европротокол. Это можно сделать, если хотя бы на одном из автомобилей ДТП установлена система Эра-Глонасс.
Условия использования Европротокола
Участники дорожной аварии могут самостоятельно в 2019 году оформить ДТП по упрощённой системе, если:
- их двое;
- пострадали только автомобили;
- нет пострадавших граждан;
- оба участника имеют полисы ОСАГО;
- они пришли к соглашению в оценке произошедшего столкновения, определения виновника и стоимости ущерба в пределах 100000 рублей.
Водителям надо знать, что такого юридического документа как Европротокол официально не существует, есть «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». В том случае, если соблюдены все вышеизложенные условия, и участники аварии решили обойтись без вызова экипажа ДПС, они могут оформить происшествие по упрощённой системе с помощью «Извещения о ДТП». Оно будет являться так называемым Европротоколом.
Правила заполнения Европротокола
При заполнении бланка нужно писать разборчивым почерком, желательно синей шариковой ручкой. Помните, что помарки, исправления, зачёркивания не допускаются. И самое главное условие: должны быть заполнены все графы, а в случае, если по данному пункту нет информации, нужно поставить прочерк. По окончании процедуры заполнения, каждая из сторон должна подписать документ и забрать себе по одному экземпляру.
На что обратить внимание при составлении Европротокола?
Для того чтобы страховые компании приняли Европротокол как полноценный документ, необходимо его внимательно заполнить, подробно описав:
- место аварии с указание улиц, пересечения улиц, номера дороги, домов или любых известных координат;
- количество повреждённых транспортных средств (один или два);
- список свидетелей с указанием телефонов и адресов (с их согласия);
- обстоятельства аварии с зарисованной схемой столкновения;
- доказательную базу (фото-видеосъёмку, наличие регистратора и пр.);
- личные данные и данные по каждому автомобилю.
Обязательно нужно поставить слово «нет» в графах о пострадавших и раненых лицах, о медицинском освидетельствовании, об ущербе другим ТС и об оформлении документа без участия ГИБДД. Также документ нужно датировать, подписать и проставить время аварии.
Как уже было сказано выше, нет такого официального документа, как Европротокол. Есть « ». Этот документ был введён в обращение граждан три года назад для облегчения процесса оформления дорожных происшествий и разгрузки сотрудников Госавтоинспекции.
Извещение заполняется при любой дорожной аварии, не зависимо от количества пострадавших автомобилей, наличия или отсутствия раненых граждан, при вызове аварийного комиссара, самостоятельного оформления или в присутствии сотрудников ГИБДД. Только в том случае, если участники ДТП решили урегулировать последствия столкновения по договорённости сторон, без обращения в страховую компанию, извещение можно не заполнять. Достаточно будет рукописного соглашения.
В том случае, если соблюдены условия для упрощённого метода оформления аварийного происшествия, извещение о ДТП приравнивается к так называемому Европротоколу и принимается страховщиком для выплаты страхового возмещения.
Правила оформления извещения
Извещение может быть заполнено самостоятельно, аварийным комиссаром или сотрудником ГИБДД. Важно заполнить все имеющиеся графы разборчивым почерком, без исправлений и помарок. Необходимо указать подробности и обстоятельства аварии, точное месторасположение ДТП, правильно зарисовать схему, проставить дату, время столкновения и поставить подписи сторон. От правильного и чёткого заполнения зависит решение компании-страховщика о возмещении пострадавшей стороне.
Что делать, если бланка не оказалось?
Извещение о ДТП – это документ строгой отчётности с индивидуальным номером. Каждый автовладелец получает этот самокопирующийся бланк при покупке страховки ОСАГО. Если в нужное время формуляра не оказалось ни в одной из столкнувшихся машин, всю информацию можно изложить на чистом листе бумаги. Затем обратиться в свою страховую компанию с просьбой выдать вам бланк и перенести всю информацию в него. При этом возникнет необходимость получить подпись другого участника ДТП.
Так часто случается, что после ДТП водителям трудно оценить последствия аварии. Мешает общее нервное состояние, конфликтные моменты провоцируют стресс. Неверная оценка обстоятельств аварии может привести к тому, что пострадавшая сторона не получит выплаты по страховке. Поэтому участникам ДТП нужен квалифицированный помощник, который объективно оценит ситуацию, поможет с заполнением документов, подскажет порядок дальнейших действий. оказывает всестороннюю помощь в случае ДТП.
Если есть пострадавшие лица или стоимость повреждений предположительно выше 100000 рублей, то необходимо вызвать ГИБДД, а в других случаях, вызов аварийного комиссара может быть очень полезным и своевременным.
Что делать после оформления ДТП?
Если ДТП было оформлено самостоятельно, по евростандарту, то каждой из сторон нужно оповестить свою страховую компанию о случившемся страховом случае. Это можно сделать при личном визите в офис страховщика или его представителя или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении.
Если ДТП было оформлено при помощи Госавтоинспекции, то пострадавшей стороне необходимо получить справку о ДТП и обращаться за получением возмещения. Виновник аварии не обязан уведомлять свою страховую компанию.
В какую страховую компанию обратиться?
По правилам страхования ОСАГО за возмещением может обращаться только пострадавшая сторона. Если у виновника ДТП, помимо ОСАГО, есть полис КАСКО, то он тоже вправе обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.
Если в ДТП столкнулись два транспортных средства, нет пострадавших и оба участника застрахованы по «автогражданке», то пострадавшая сторона обращается по методу прямого возмещения ущерба в свою страховую компанию. В остальных случаях, обращение происходит в страховую компанию виновника или ко всем страховщикам в равных долях.
Сроки обращения за страховой выплатой
Самостоятельно оформленное Извещение о ДТП, оно же Европротокол, должно быть отправлено страховщикам в течение 5 дней с момента подписания.
А на подачу документации для выплат по страховому случаю в страховую организацию отводится 15 рабочих дней с момента ДТП.
Если виновник аварии скрылся с места ДТП
Согласно настоящему законодательству, пострадавшее лицо может получить страховую выплату по ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис виновника. Если виновник скрылся с места происшествия, то необходимо произвести ряд мероприятий:
- соблюсти все правила ПДД по аварийной остановке;
- вызвать ГИБДД;
- собрать свидетельские показания, фото- видеоматериалы, зафиксировать следы ДТП и причинённый ущерб;
- сообщить в свою страховую компанию о страховом случае, письменно написать объяснительную записку по поводу скрывшегося виновника;
- приложить все усилия для официального и самостоятельного поиска.
В случае травм и гибели людей, в результате автомобильного столкновения и скрывшегося виновника, выплаты осуществляет РСА.
Официальный поиск скрывшегося виновника и срок административной давности за покинутое место аварии составляет всего 3 месяца, если нет пострадавших, раненых и погибших лиц.
У виновника аварии нет страховки – что делать?
Многие водители спрашивают: «В случае ДТП ?» Действительно, шанс попасть в дорожную аварию по вине водителя, у которого нет ОСАГО, очень высокий. Более 1/3 всех водителей не утруждают себя покупкой страховой защиты, считая, что штраф за езду без ОСАГО небольшой и по карману. Однако они мало задумываются, что будет, если они станут виновными в ДТП.
В случае, когда у виновной стороны ДТП нет «автогражданки» урегулировать вопрос компенсации причинённого ущерба можно тремя способами:
- На месте аварии виновник признает свою вину и добровольно соглашается компенсировать ущерб за свой счёт. Пишет расписку в простой письменной форме, подробно излагая обстоятельства столкновения, и письменно выражает своё согласие с будущей компенсацией. Размер и сроки выплаты оговариваются на месте и фиксируются в расписке.
- На месте аварии виновник не признает свою вину. Последующими действиями потерпевшей стороны будут:
- вызов ГИБДД и оформление ДТП;
- обращение к независимому оценщику для составления отчёта о независимой экспертизе;
- составление досудебной претензии и отправление документа со всеми приложениями по адресу виновника ДТП.
- Если досудебная претензия не дала результатов, пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
Заключение
При ДТП что делать? Как вызвать ГИДББ? Стоит ли контактировать с другими участниками ДТП? Куда обращаться? У того человека, который только, что попал в дорожное происшествие возникает масса вопросов. Самое главное, это не паниковать и соблюсти правила дорожного движения по поводу аварийной остановки. Алгоритм действий зависит от количества пострадавших автомобилей и наличия или отсутствия раненых людей. Если участники ДТП понимают, что ущерб пострадавшей стороны предположительно больше 100000 рублей, или есть пострадавшие, нужно вызывать ГИБДД. Единый номер 112 работает в круглосуточном режиме и легко набирается с мобильного телефона. В случае незначительного ущерба и очевидной вины одной из сторон, можно оформить ДТП по простой схеме с помощью аварийного комиссара или самостоятельно по Европротоколу.
7
оценок, среднее: 5,00
из 5)
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие .
Все мы находимся и ходим под богом и ни один из нас, кто постоянно или периодически садится за руль не застрахован от аварий и любых дорожно - транспортных происшествий. Как себя вести и что делать, если авария все таки произошла? Как правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения в вашу сторону?
Перед тем как приступить к практическим советам, кратко остановимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после аварии. Мы естественно не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - тут вам карты в руки.
Как показывает практика, это поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:
водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола; водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию; водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило в данной ситуации, особенно в условиях стресса это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение; водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем не видели несколько свидетелей; водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.
Попав в аварию постарайтесь взять себя в руки и действовать согласно нашим советам, согласуясь с конкретной обстановкой.
Итак, совет первый
От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов - протокол осмотра места происшествия, справка о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, обьяснения участников ДПТ, показания свидетелей и т.д. органы ГАИ устанавливают связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому, не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДПТ, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.
Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что по вашему мнению может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т.п.
Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля "обидчика" - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.
Совет второй
Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДПТ первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного составления.
Например, не допускайте таких общих фраз, типа: "помято левое крыло". Такую фразу лучше описывайте так: "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".
Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.
Совет третий
До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.
Совет четвертый
Как правило, не вступайте в перепалку с представителями ГАИ на месте аварии. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы.
Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре. После проведения освидетельствования на алкоголь, гаишники предлагают написать участникам ДТП собственноручные обьяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное обьяснение как правило самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.
Совет пятый
Если у вас есть возможность, сразу после аварии вызовите по телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия. Если есть возможность, пусть он привезет с собой тетрадь с ручкой, рулетку для измерения, ведь может, что вы придете к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления.
На основании первичных материалов принимается решение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело передается из ГАИ в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц. Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.
Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать например сумму выплат, понести более легкое наказание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.
Совет шестой
Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. Закон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.
Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего - добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия.
Он должен содержать подтвержденные ксерокопиями документов все сведения о понесенных убытках из-за действий обвиняемого, например: - калькуляция на ремонт вашего автомобиля от независимой оценочной формы, - счет за фактически выполненные ремонтные работы (фактические затраты), - счет за услуги, оказанные адвокатом, - счет за услуги, оказанные юридической консультацией, - счет от транспортной формы за транспортировку поврежденного автомобиля к месту постоянной стоянки а затем в ремонтную мастерскую, - квитанции о посланных телеграммах с уведомлением обвиняемому, - квитанции об уплате госпошлины, квитанции о ксерокопировании документов, справку с места работы о ежедневном заработке и о количестве дней, потраченных для ремонта и хождения по судам и т.д.
Подлинники документов вы предьявляете в суде по мере необходимости. И еще, не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый хотел разбить сознательно вашу машину, пострадал он же тоже. Поэтому подавать еще что-либо на моральный ущерб неэтично, а вот полного возмещения ваших материальных потерь необходимо добиваться.
Совет седьмой
На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно. Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать адекватную реакцию. Например, если вы изрядно помяв чужую машину, удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день - два к вам домой явиться ее владелец с претензиями, а если вы его послали куда подальше, то еще через пару дней вы увидите, что ваша машина стоит на привычном месте вся раскуроченная.
Если вы послали к "обидчику" бандитов для разборки, выбивания денег, то такая же банда может прийти и к вам и переломать ноги вам или вашей жене. Поступайте в отношении оппонента точно также, как вы хотели, чтобы поступали с вами. Действуйте всегда строго официально и по закону.
Такие действия уважают все, даже самые отпетые бандиты. Если авария произошла, и ущерб на ваш взгляд велик, не верьте обещаниям "обидчика" расплатиться потом, предложениям разобраться без ГАИ, оплатить ремонт прямо на месте и т.д. А то впоследствии может оказаться, что ремонт стоит гораздо дороже, чем вам заплатили на месте аварии или виновник аварии на следующий день заявляет вам в глаза, что впервые вас видит, или вдруг противная сторона приводит на следующий день кучу свидетелей, которые якобы все видели и вы из пострадавшего превращаетесь в обвиняемого.
Учтите также, что далеко не всякая мастерская возьмется ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ.
Только в самых простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность можно быстро устранить своими силами (например заменить разбитую фару) и вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно разойтись миром, без гаишников. Если деньги предлагаете вы и у вас их согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких претензий.
ОБРАЗЕЦ:
Р А С П И С К А
Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г.Урюпинск, ул. Широкая д.23 кв.65 получил от гр. Сидорова Петра Петровича, проживающего по адресу г. Москва, ул. Мосфильмовская д. 56 кор. 3 кв. 241 деньги в сумме 300 (триста) долларов США в виде компенсации за материальный ущерб, причиненный моему автомобилю ВАЗ 21053 госномер н 29-76 УК (разбита правая передняя блок-фара и сломана декоративная решетка радиатора) которые гр. Сидоров П.П. причинил моему автомобилю, стоящему на автостоянке по ул. Тверская при парковке своего автомобиля джип Чероки госномер М777МВ.
Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее время никаких материальных или иных претензий к гр. Сидорову П.П. не имею.
" " месяц 1998 г.
Иванов И.И.
Садясь за руль автомобиля, немногие из нас задумываются о подстерегающих опасностях на дороге. Покупка авто не дает полных прав передвижения на нем, потому как, прежде нужно получить права и оформить страховку.
ДТП по сути неприятное событие, которое занимает много времени, нервов, а иногда и денег. Сложно сориентироваться сразу при ситуации, когда автомобиль попал в ДТП, что делать дальше и куда обращаться. В данной статье рассмотрим алгоритм действий в ситуации, что делать, если попал в ДТП.
Попал в ДТП порядок действий
Авария может возникнуть по многим причинам: по собственной вине или вашего оппонента, из-за неисправностей автомобиля либо плохому обзору на дороге. Какие бы эмоции ни бушевали в вашей душе в момент аварии, важно не рубить сгоряча. Возможно, отчасти вина лежит на ваших плечах, поэтому нужно думать о главном: безопасности пассажиров в собственном и соседнем авто и возможном возмещении ущерба.
Что нужно делать первоочередно при аварии:
- Остановить авто, проверить бак на наличие утечки топлива, включить аварийку и установить аварийный знак. В населенном пункте знак устанавливается на расстоянии 15 м от авто, за городом 30 метров.
- Следует проверить, есть ли пострадавшие, если нужна медицинская помощь, то нужно вызвать скорую помощь. Если по каким-то причинам скорая не может добраться до места происшествия или у пострадавшего серьезные травмы, разрешается самостоятельно транспортировать человека (покинув место происшествия).
- Об аварии нужно сообщить в ГИБДД и в страховую компанию. Диспетчер соберет все необходимые данные и попросит ожидать инспекторов. Страховщик также может направить на место события аварийных комиссаров для составления схемы ДТП.
Что нужно сделать до приезда сотрудников ГИБДД
С момента происшествия до приезда гаишников может пройти несколько часов. Юристы советуют не терять время, а заняться следующим:
- Участники аварии должны обменяться контактными данными и номерами страховых полисов.
- Необходимо собрать максимум сведений о ДТП, нужно проверить видео на регистраторе, опросить очевидцев, взять их контактные данные, сфотографировать место происшествия, тормозной путь, соколки, положение машин.
- До приезда инспекторов нужно заполнить графы бланка извещения (выдается страховой компанией). Обычно извещение заполняется водителями совместно, но при видимых разногласиях разрешается заполнить бланк по отдельности, при этом нужно известить об этом страховщика.
Все эти процедуры можно ускорить, ведь, что делать, когда попал в мелкое ДТП и автомобилисты не имеют существенных претензий. Можно оплатить мелкий ремонт и обойтись без вызова ГАИ, однако, юристы не рекомендуют этого делать, потому как уже завтра к вам могут явиться пострадавший в аварии, показать видео с регистратора и вновь вымогать деньги. В таких случаях нужно писать расписку о том, что владельцы автомобилей претензий друг к другу не имеют.
Существует другой вариант, но его должны предварительно одобрить сотрудники ГИБДД по телефону. Нужно заполнить извещение, нарисовать схему ДТП самостоятельно и сфотографировать место происшествия обоим участникам, после чего необходимо двигаться до ближайшего поста ДПС.
При мелких повреждениях можно заполнить извещение и европротокол. В этом случае сотрудники ГАИ не вызываются, протокол предоставляется сразу в страховую компанию. Составление европротокола разрешается при наличии ущерба не более 50 000 рублей. Если документ заполнен неправильно, то возмещение ущерба не выплачивается.
Что нужно делать при попадании в ДТП после приезда полиции
По прибытии на место ДТП сотрудники ГАИ заполняют перечень необходимых документов. Участники аварии могут давать комментарии и требовать зафиксировать любую важную информацию. Аварийный комиссар страховой компании имеет полное право знакомиться с документами и защищать интересы своего клиента.
Если в результате аварии пострадало только имущество, заполняются такие документы:
- Схема ДТП,
- Справка о ДТП,
- Протокол об административном правонарушении (копии предоставляются участникам).
Дополнительно документируются сведения очевидцев и участников ДТП.
Важно! На случай, если административная ответственность не установлена, то составляется отказ от возбуждения дела. В таком случае протокол не составляется.
Если в аварии есть пострадавшие, то составляются такие документы:
- Протокол осмотра ТС,
- Схема ДТП,
- Справка медицинского освидетельствования пострадавшего (выдается скорой помощью),
- Акт медицинского освидетельствования на наличие алкогольного или наркотического опьянения участников ДТП (делается в контрольном пункте),
- Справка о ДТП,
- К протоколу прилагаются записи о сведениях пострадавших и свидетелей.
Как оформить протокол о ДТП правильно?
Протокол должен содержать верные данные, водители обязаны ознакомиться с документом и подписать его. При необходимости участники имеют право добавить свои замечания в письменном виде.
Важно! Нельзя подписывать протокол, содержащий пустые сроки. Нужно удостовериться, что все ваши замечания зафиксированы.
В протоколе должны быть верно отражены данные о техническом состоянии транспортных средств, перечень повреждений, а также полные контактные данные участников ДТП и свидетелей.
В схеме ДТП должны содержаться полные данные о состоянии дорожного покрытия, дорожной разметке, близ расположенных светофорах и т. д.
Вина действующих лиц может зависеть от нескольких факторов:
- Технической исправности авто,
- Состояние дорожного покрытия, наличие дорожной разметки, предупреждающих знаков, выбоин,
- Погодные условия: гололед, дождь, туман и т. д.
Перечисленные факторы могут смягчить наказание, подобные сведения в протоколе могут быть предоставлены в суде. В случае если виновник аварии находился под наркотическим или алкогольным опьянением, это может быть весомым аргументом для лишения прав.
Попал в ДТП порядок действий в страховой
В случае если человек попал в ДТП, порядок действий по ОСАГО практически не отличается от действий с полисом КАСКО. Существенным отличием этих полисов является то, что ОСАГО покрывает ущерб третьим лицам, а КАСКО подразумевает ремонт застрахованного авто.
Количество автомобилей на дорогах увеличивается и влечет рост числа аварий. Каждый водитель должен быть готов к такому инциденту и знать, что делать, если попал в ДТП. Любое дорожное происшествие – стресс, однако нужно постараться выполнить хотя бы основные важные действия.
После столкновения водитель должен остановить машину, заглушить двигатель и выставить знаки. В населенном пункте он ставится за 15 м., за его пределами – за 30.
- Автомобиль двигать нежелательно до приезда ГИБДД. Если он создает затор, препятствует движению согласно ПДД, его можно передвинуть. Но предварительно нужно составить схему, подписанную всеми участниками ДТП.
- После остановки авто следует выяснить, есть ли пострадавшие и нужна ли кому-либо медицинская помощь. Если был совершен наезд на человека, перемещать его не нужно. При отсутствии знаний о том, как оказывать неотложную помощь, голову пострадавшего рекомендуется зафиксировать в поднятом положении, подложив под нее валик, сумку. Перевозка, изменение положения тела может усугубить его состояние. Если ДТП произошло в городе, рекомендуется дождаться приезда экстренных служб. Если авария случилась за его пределами, следует действовать по ситуации, предварительно позвонив по номеру 112.
- После оказания помощи пострадавшим следует вызывать на место аварии ГИБДД. Если виновник предлагает договориться без оформления, принимать это предложение нужно осторожно. Никогда не нужно соглашаться на такой вариант, если в результате аварии пострадали люди. В остальных случаях правила допускают без вызова дорожных служб.
Для этого нужно:
- составить схему. Ее подписывают оба водителя;
- записать свидетелей, которые слышали признание вины второго водителя или его согласие на восстановление либо видевших передачу денег;
- согласовать стоимость ущерба и сроки выплаты денег.
Брать водительское удостоверение в залог бессмысленно, поскольку водитель может заявить о его утрате и получить новый документ. В этом случае без свидетелей доказать его вину затруднительно.
- Поиск свидетелей и очевидцев. Нужен, когда отсутствует видеорегистратор или из записи нельзя сделать однозначного вывода о виновном лице. Фиксировать имена и контакты людей, видевших, как происходило столкновение, рекомендуется сразу. Иначе они разойдутся и разъедутся. Как правило, свидетелями становятся другие водители, пешеходы, ожидавшие сигнала для перехода, проходившие мимо.
Легче всего зафиксировать автовладельцев – достаточно записать номер автомобиля. Если речь идет о водителе городского транспорта, то потребуется номер маршрута и транспортного средства.
При отсутствии свидетелей дать пояснения смогут пассажиры, находившиеся в машине в момент ДТП.
- Возможно, потребуются услуги эвакуатора. Вызывать его следует уже после фиксации происшествия.
- Если водитель попал в аварию, он может вызвать аварийного комиссара. Обычно выезды специалистов практикуются при покупке КАСКО.
Действия после приезда сотрудников ГИБДД
Информацию о ДТП нужно давать правдивую. В любом случае на основании экспертного исследования и свидетельских показаний будет установлен истинный виновник, поэтому запутывать и вводить в заблуждение сотрудников ГИБДД не нужно.
Рекомендуется оказать посильную помощь в восстановлении всех деталей произошедшего. Сотрудники дорожной службы производят необходимые замеры, фиксируют следы торможения, место их нахождения, длину и рисуют схему ДТП с привязкой к местности. Схему нужно проверить, правильно ли на ней отражено положение авто, направление его движения. Если показания водителей расходятся, то указывается два варианта.
Поэтому от водителя требуется рассказать о ходе его движения, предпринятых действиях, указать на важные обстоятельства происшествия.
Итогом выезда инспекторов является оформление справки о ДТП, схемы и протокола об административном правонарушении. Если имеются пострадавшие, то дополнительно проводится осмотр автомобиля, акт и справка освидетельствования. С содержанием каждого из этих документов нужно внимательно ознакомиться, если есть дополнения или замечания, попросить их внести. Только после этого можно ставить свою подпись. Подпись не предполагает согласия с написанным, но свидетельствует о том, что водитель ознакомлен с содержанием. Если же он несогласен, это вносится в документ. Особенно важно при оформлении протокола.
Осмотр места и составление документов занимает около двух часов. Дальнейшее оформление происходит в отделе ГИБДД.
Оформление материалов
Для этой процедуры попавшие в аварию водители приглашаются в ГИБДД. Там от каждого потребуется составить письменные объяснения. Они должны быть максимально подробными. Можно ссылаться на пункты ПДД и указать на нарушение со стороны другого водителя, к примеру, в маневрировании, неправильном перестроении.
В объяснения можно вписать данные о свидетелях или очевидцах, которые могут подтвердить изложенную позицию.
После оформления всех схем и подписания документов водители получают назад водительские права или временное удостоверение (срок действия 30 дней). Тому автовладельцу, которые признан виновным, выдается копия протокола.
После составления протокола в течение 10 дней комиссия рассматривает материалы дела и выносит свое решение. Если водитель считает, что его вины в произошедшем нет, то ему нужно позаботиться о доказательствах. Также допускается составить заявление о повторном рассмотрении. На его основании будет проведена дополнительная проверка.
Возмещение ущерба
Ответственность водителей должна быть застрахована. Если автомобиль попадает в ДТП, водитель должен оповестить страховую компанию. Она организует осмотр автомобиля и определяет стоимость восстановительного ремонта.
По полисам, купленным до 28 апреля 2017, возможна выплата денежной компенсации. Для всех остальных будет организован ремонт. В отдельных случаях, когда у виновника , возмещать причиненный ущерб он будет из собственного бюджета.
Если в аварии пострадали люди, и им требуется лечение, то суд может обязать виновного водителя компенсировать причиненный ущерб. Кроме того, страховая компания не возмещает моральный ущерб.
Если водитель попал в ДТП и знает, что делать, он не создает паники и разрешает вопросы в порядке их важности. Ни разу не попадавшим в аварию водителям бывает сложно собраться, однако сделать это необходимо. Особенно если есть пострадавшие.
Дорожно-транспортные происшествия происходят очень часто и повсеместно. Человек, доселе никогда не сталкивающийся с подобной ситуацией, не знает, как работает ОСАГО, и уверен, что весь ущерб при ДТП обязательно будет покрыт из средств страховой фирмы.Однако на практике это далеко не всегда так – для получения компенсации необходимо соблюсти определенный порядок действий и собрать пакет документов.
Чтобы получить положенное страховое возмещение в случае происшествия на дороге, надо сразу после него действовать по определенному алгоритму. Необдуманное поведение может привести к получению отказа со стороны страховщика по получению суммы страховки. Итак, что делать после ДТП пострадавшему:
- Сразу убедиться в отсутствии пострадавших во всех авто, попавших в аварию. Если таковые имеются, вызвать скорую помощь.
- Вызвать ГИБДД. Перед их приездом надо запросить у виновника столкновения его права, страховку и техпаспорт на машину. Лучше всего сразу сделать фотографии этих документов.
- Сообщить в свою страховую компанию о наступлении страхового случая.
- Сделать фотографии и снять видео (при необходимости) на месте произошедшего столкновения. Необходимо запечатлеть тормозной путь, осколки на дороге, повреждения на вашем автомобиле и все остальные детали, касающиеся аварии.
- Опросить свидетелей. Если найдется человек, который стал очевидцем аварии, обязательно попросите его контактные данные. Отлично, если происшествие окажется запечатленным на видеорегистратор. Если видео попало на чужое устройство, не забудьте попросить запись.
- Обратите внимание на состояние асфальтового покрытия и дорожного оборудования, погодные условия и другие обстоятельства, которые могли стать причиной происшествия.
Помните о правиле: если попал в ДТП — не перемещай свое транспортное средство никуда. Также нельзя двигать и другие элементы с места происшествия. Это может быть расценено, как попытка повлиять на ход расследования. Желательно, чтобы авто виновника также оставалось на своем месте хотя бы до приезда ДПС.
После аварии ни при каких обстоятельствах не употребляйте алкоголь или запрещенные препараты! Вполне вероятно, придется пройти медицинское обследование, и тогда вопросы со стороны правоохранительных органов возникнут именно к вам.
Решение проблемы на месте и без посредников — Европротокол
Сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать абсолютно по всем вызовам. Если авария незначительная, решить все вопросы можно без посредников, составив так называемый Европротокол. Это возможно при следующих обстоятельствах:
- в аварию попали только два автомобиля;
- у обоих водителей есть полисы ОСАГО;
- сумма ущерба составляет не более 100 тысяч рублей.
Если у обеих сторон нет страховки, то оба водителя окажутся виновными, и никто компенсации не получит!
Преимущество данного пути в том, что пострадавший быстро получает положенную компенсацию, а виновник избежит штрафа за нарушение ПДД.
Оформление документов после аварии
Если согласие между сторонами не достигается и/или сумма ущерба составляет более 100 тысяч рублей, обязательно присутствие ГИБДД. Их действия зависят от того, был ли причинен вред здоровью граждан или нет.
Если в результате аварии был причинен вред здоровью людей, сотрудники полиции должны оформить следующие документы:
- протокол осмотра и схема аварии;
- пояснения от обеих сторон;
- определение о возбуждении административного дела в отношении виновника;
- справки о ДТП (выдаются и виновному, и пострадавшему).
Для получения страховой компенсации необходимо, чтобы в документах, составленных ГИБДД, было четкое указание на причину произошедшего, а также упоминание о вменяемости страхователя и отсутствии с его стороны нарушений ПДД. Речь идет о расширенной справке ГИБДД. Именно ее требуют практически все страховые компании.
Если вред здоровью водителей и пассажиров не причинен, то:
- составляется схема аварии;
- участники происшествия пишут объяснения и получают на руки справки о ДТП.
Не подписывайте пустые схемы ДТП и бланки объяснений, даже если сотрудник ГИБДД убеждает, что сейчас у него нет времени, а потом он все сделает «как надо». Все замеры и карта ДТП должны быть выполнены в присутствии обоих водителей.
Возмещение ущерба
Покрытие убытков, выплата компенсаций за причинение материального вреда – обязанность страховой компании виновника. Но что делать после ДТП, если ты не виноват, а ОСАГО у виновной стороны отсутствует? Рассмотрим два варианта.
Виновник застрахован
В данном случае действия пострадавшей стороны следующие:
- После ДТП следует обратиться в свою страховую компанию и представить следующий пакет документов:
- европротокол или протокол, составленный ГИБДД, и справку с места аварии;
- техпаспорт ТС;
- паспорт и водительское удостоверение страхователя;
- реквизиты счета, куда можно перевести страховое возмещение.
- Компенсировать предъявленную сумму ущерба страховщик обязан в течение 30 календарных дней или в этот же срок аргументировать в письменном виде свой отказ от уплаты денег либо натурального возмещения.
Выплата может быть произведена одним из следующих способов:
- из кассы компании наличными деньгами;
- перечислив деньги на счет СТО-партнера в случае натурального возмещения.
Чтобы ускорить процесс, пострадавшая сторона может обратиться в ГИБДД и написать ходатайство об ускорении рассмотрения дела. После окончания судебного заседания можно лично доставить копию постановления в страховую для выплаты возмещения.
Виновник не застрахован
Если авария произошла по вине человека, у которого нет полиса ОСАГО, ситуация значительно усложняется. В идеале, конечно, виновник добровольно выплатит вам необходимую для восстановления автомобиля сумму. Хоть и редко, но такие ситуации тоже случаются. Если вы не попали в число этих «счастливчиков», действовать нужно только через суд, а также обращение в Российский союз автостраховщиков.
Важное значение отводится подготовке документов и доказательств вины второй стороны. К исковому заявлению прикладываются:
- протокол ГИБДД и справка с места ДТП;
- заключение независимого автоэксперта;
- паспорт и удостоверение водителя;
- техпаспорт транспортного средства;
- чеки на оплату стоянки, эвакуатора, технического эксперта и других услуг, связанных с последствиями аварии;
- при получении физического вреда можно приложить чеки на лекарства, прохождение реабилитации, лечения и др.
В исковом заявлении указывается суммарная сумма ущерба. Она складывается из:
- суммы, определенной автоэкспертом на восстановление автомобиля;
- оплаты всех товаров и услуг, связанных с последствиями ДТП;
- возмещения морального вреда.
Добиться успеха по страховке без содействия квалифицированного юриста в этом деле очень сложно. Он поможет грамотно составить исковое заявление, а также получить информацию о платежеспособности виновной стороны (сведения о состоянии счета, наличии движимого и недвижимого имущества).
Не забудьте в иске указать пожелание о наложении ареста на транспортное средство, на котором было совершено ДТП! При отсутствии возмещения ущерба судебные приставы смогут его выставить на торги, а вам выплатить причитающуюся компенсацию.
В случае если у виновника нет полиса по страхованию ответственности, помимо судебной инстанции пострадавший должен составить и подать заявку в РСА.
Если автомобиль разрушен полностью
Вышеприведенный порядок получения страховой суммы подходит в случае, когда авто требует ремонта, но не утратило своих функций. Если же восстановление невозможно или нецелесообразно, то страховая будет настаивать на конструктивном уничтожении транспортного средства.
Как правило, это происходит, если для восстановления машины требуется порядком 60-80% от ее стоимости. Окончательное решение зависит от составленного автоэкспертом заключения о стоимости ремонта.
Если принимается решение об уничтожении авто, остается узнать, в чью собственность отойдут его остатки. Если их владельцем остается страхователь, то ему присуждают компенсацию.
Все спорные моменты, касающиеся конструктивного уничтожения транспортного средства, оговариваются в страховом соглашении, поэтому перед подписанием, тщательно читайте все положения договора.
Выше рассмотрены общие случаи получения возмещения при ДТП. На практике же, могут возникнуть тысячи различных вариаций, например, если за рулем был один человек, а собственником является другой. По утверждению юристов, более реально требовать возмещения с владельца машины. При возникновении той или иной неоднозначной ситуации может помочь юридическая контора, работающая в сфере автострахования.