Игра посвященная дню конституции с презентацией. Игровая программа ко Дню Конституции РФ
Рочева Елена Анатольевна
МБОУ «Овгортская ОШИС (п) ОО» филиал д. Ямгорт
Учитель начальных классов
Познавательно – игровая программа
«Поле чудес», посвященная Дню Конституции
Цели:
Познакомить с Конституцией РФ;
Расширить знания детей о символах нашего государства, о правах и обязанностях его граждан;
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству.
Оборудование и реквизит:
Конституция России и Конституция ЯНАО;
Рисунок или макет флага России;
Изображение герба России;
Запись Гимна РФ;
Портрет президента России;
Сообщения учащихся;
Выставка рисунков «Моя Родина»;
Призы игрокам.
В игре - 4тура, чтобы участие могли принять побольше желающих; остальных ожидает игра для зрителей. В финале играют 4 человека. На протяжении игры строится коллаж.
Ход мероприятия
Вступительная часть.
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).
Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты родился и вырос. А сейчас обратите внимание на выставку рисунков «Моя Родина».
Наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живем, учимся. Наша страна очень большая и красивая. И 12 декабря она отмечает праздник. Я думаю, многие знают, какой праздник? (День Конституции – вывешивается плакат).
Да, Россия отмечает День Конституции, и мы начинаем наше мероприятие, посвященное данному празднику.
Основная часть – игра «Поле чудес».
Задание 1 тура
Назовите один из государственных символов России. (герб)
Ведущий показывает рисунок герба России (вывешивается рисунок).
Где его мы можем увидеть? На каких предметах? (Ответы детей)
Сообщение 1 уч-ка:
На фоне красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр; левой – державу. Над головами орла три короны. Скипетр-это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и ее независимость от других государств.
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить черного змея – воплощение зла. Георгий Победоносец – покровитель Москвы.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Задание зрителям
Ведущий. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…». Право – это правила, по которым живут люди (вывешивается плакат).
Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
– Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях – ответившим жетон).
Задание 2 тура
Один из государственных символов России. (гимн)
Звучит гимн России (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова).
Сообщение 2 уч-ка:
Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с исполнения Государственного гимна, который звучит по радио. В нем выражены любовь к родине, гордость ее историей, надежды на будущее (вывешивается плакат).
Задание 3 тура
Кто является главой нашего государства?(президент)
Показ портрета президента России (вывешивается портрет).
Задание зрителям
Ведущий. Ребята, скажите, а человек только правами обладает?
Правильно, в Конституции записаны, не только права, но и обязанности (вывешивается плакат).
– Какие же обязанности у школьника? (Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы - ответившим жетон .)
Какая наша главная обязанность?
Соблюдать законы, для этого и существует Конституция. Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.
Задание 4 тура
Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина нашей страны? (паспорт - вывешивается плакат)
Показ паспорта РФ.
Задание зрителям
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
2) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
3) Назовите сказку, в которой добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
4) Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)
5) В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю»? («Тараканище») - ответившим жетон.
Задание финала
Как называется главный закон нашего государства? (Конституция)
Ведущий показывает издания Конституции РФ и ЯНАО (в центр коллажа ставится надпись Конституция).
Сообщение 3 уч-ка:
Конституция – это главный закон государства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Она определяет принципы устройства государства, органы его управления, обязанности и права рядовых граждан.
Задание зрителям
Ведущий . Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается» .
Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается» - ответившим жетон .
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
Ведущий. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.
Задание суперигры
Он вступает в дело и осуществляет правосудие, если нарушаются законы, Конституция. (Суд – вывешивается карточка с надписью под надпись Конституция)
Задание зрителям
Конкурс «Пантомима».
Прошу подойти ко мне самых артистичных ребят. Вам надо изобразить мимикой и жестами для своей команды то право, которое будет написано на карточке. А зрители должны это право угадать.
Право на свободу передвижения;
Право иметь имущество;
Право на труд.
3.Заключительная часть.
Ведущий. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.
– Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции.)
– Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)
– Ребята, я очень надеюсь, что все о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.
Награждение победителя игры.
Награждение победителя в игре со зрителями.
Использованная литература:
1. Газета «Педсовет» №8, 2003.
2. Газета «Педсовет» №3, 2009.
3. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам/авт.-сост. Г.И. Василенко и др.- Волгоград: Учитель, 2006.
4. Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках/авт.-сост. Е.А. Гальцова.- Волгоград: Учитель, 2007.
5. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008.
МКОУ «Верхнетуровская СОШ»
Интеллектуальная игра "Конституция - главная книга страны"
Провела: Давыденко О.В.
Цели:
- Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества
- Продолжить работу по формированию основ правовой культуры.
- Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Ход игры
Ведущий: Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день - день, когда была принята Конституция России. Конституция - это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, ученики 7-9 классов. (Слово для приветствия предоставляется командам.)
Проходит представление команд. Команда «Единство», Команда «Россияне».
Ведущий: Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойный соперники. А значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри. (Представление жюри)
Ведущий: Итак, мы начинаем!
Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, за каждый правильный ответ 1 балл.
Когда была принята действующая Конституция РФ?
На сколько глав разделена Конституция РФ?
Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ?
Может ли в Российской Федерации вся полнота власти принадлежать одному лицу?
Возможно ли на территории какого-либо субъекта РФ ввести другую денежную единицу?
Кто, согласно Конституции РФ, может занять пост Президента страны?
Как называется Российский парламент?
На какие части делится парламент РФ?
Какую ветвь власти представляет парламент?
Кому принадлежит исполнительная власть РФ?
Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет быть избранным в Государственную Думу?
Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие?
Какой язык на территории России является государственным?
Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике РФ субъектами РФ?
Подведение итогов первого конкурса. Выступление жюри.
Ведущий: Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, перед законом все равны. Так ли это мы узнаем у команд.
Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи, либо привести факты свидетельствующие против нее. Время подготовки 5 минут.
1 команда статья 19 Конституции РФ: все равны перед законом и судом.
2 команда статья 20 Конституции РФ: каждый имеет право на жизнь.
Подведение итогов второго конкурса. Выступление жюри.
По статьям Конституции РФ определите о каких правах идет речь.
А) ст. 45, ст.46, ст. 47, ст. 48, ст. 50, ст. 61.
Б) ст. 30, ст. 34, ст. 35, ст. 36, ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 42.
Найдите в каких статьях Конституции РФ говорится о личных правах граждан.
Подведение итогов третьего конкурса. Выступление жюри.
Определите роль главы государства в XVIII и XX веках.
Назовите основные функции Президента:
в отношении граждан;
полномочия президента в области законодательства;
в области исполнительной власти;
в области судебной власти;
в области обороны и безопасности;
Подведение итогов четвертого конкурса. Выступление жюри.
Пятый конкурс «Творческий»
Составить синквейн со словами: Закон, Конституция, Родина, Президент, Право.
Подведение итогов пятого конкурса. Подведение итогов игры. Выступление жюри.
Ведущий: Ну что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью предоставленной нам Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказывали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.
Награждение победителей.
Ответы на вопросы игры.
Первый конкурс «Мозговой штурм»
9 глав
Нет, т. к Конституция РФ является основным законом страны.
Нет, т.к государственная власть осуществляется на основе разделения.
Денежной единицей РФ является рубль, введение и эмиссия других денег не допускается.
Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.
Федеральное Собрание.
Совет Федерации и Государственная Дума
Законодательную
Правительству РФ
Да
Нет, т.к правосудие осуществляется только судом.
Русский язык
Государственная символика устанавливается Федеральным Конституционным судом.
Второй конкурс «Аргументы и факты»
Оценивается ясность изложения основной мысли, веские аргументы. Активность всех участников команды.
Третий конкурс «Конституция - главная книга страны»
а) защита прав человека
б) политические права
ст. 20, ст. 22, ст. 23, ст. 26, ст. 27, ст. 28. ст. 29, ст. 30.
Четвертый конкурс «Президентский»
А) монарх:
передает сои знания по наследству;
неприкосновенен;
имеет ряд привилегий;
королевский двор выдает деньги на содержание королевской семьи;
посещает парламент только по специальному приглашению;
освобождается от уплаты налогов;
Президент:
является гарантом национальной независимости, территориальной целостности;
ратифицирует международные договоры;
решает вопросы гражданского и политического убежища;
присвоения высших воинских званий;
назначение референдумов.
Б) в отношении граждан: решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами, помилование.
В области законодательной власти: назначение выборов в Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, обращение Федеральному Собранию, назначение референдумов.
В области исполнительной власти: назначение и отставка Правительства, руководство внешней политикой, назначение и отзыв дипломатов.
В области судебной власти:представление кандидатур судей, представление и освобождение Генпрокурора.
В области обороны и безопасности: формирование Совета Безопасности и руководство им, Верховный Главнокомандующий вооруженными силами.
Главная книга страны
(интерактивная игра, посвященная Дню
к
онституции)
Цель: активизировать интерес к изучению Конституции РФ, законов РФ, других законодательных актов.
Участники: 4 команды по 5 человек, учащиеся 9–11 классов, учащиеся-болельщики, классные руководители, учителя истории и обществознания.
Оборудование: кабинет истории, «круглые столы» для участников, бумага, маркеры, памятки цветовых обозначений, таблицы оценок для жюри.
Оформление: название игры, герб, флаг страны, экран, тематическая выставка рисунков.
Ход игры
На этапе подготовки к игре проводятся следующие мероприятия:
– анкетирование старшеклассников (см. Приложение 2);
– подготовительный урок с целью предоставления общих знаний о символике и истории герба, флага и гимна. Более подробно даются сведения о составляющих герба в российской и европейской геральдике, поясняются цветовые обозначения (см. Приложение 4);
– учащиеся заранее дают название своей команде, выбирают капитана.
Звучат позывные. Выходят ведущие.
Звучит музыка (фоном).
1-й ведущий (на фоне музыки). Здравствуйте, ребята! Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день – день, когда была принята Конституция России.
2-й ведущий. Конституция – это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра.
1-й ведущий. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, им слово для представления и приветствия.
Проходит представление команд.
2-й ведущий. Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойные соперники, а значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной.
1-й ведущий. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри, или, как мы его сегодня назвали, совет старейшин.
2-й ведущий. И сейчас мы с удовольствием представляем его членов.
Представление жюри.
1-й ведущий. Итак, мы начинаем!
Звучат позывные.
1-й ведущий. Каждая команда уже выбрала себе капитана и сейчас получит задания для первого конкурса под названием «Аргументы и факты».
2-й ведущий. Мы приглашаем капитанов подойти к нам и выбрать конверт с заданием (п риложение 1).
1-й ведущий. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, все равны перед законом. Так ли это, мы узнаем из выступления команд. Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи либо привести факты, свидетельствующие против нее.
2-й ведущий. Время подготовки задания – 5 минут, время основного выступления – 3 минуты. По окончании основного выступления все участники игры могут задавать вопросы выступающей команде.
1-й ведущий. А пока наши команды размышляют, мы предлагаем вам, уважаемые зрители, посмотреть…
Выступление творческих коллективов школы.
2-й ведущий. Время вышло. Слово предоставляется команде _____, выдвигающей аргументы в пользу конституционной статьи.
Выступление команды.
1-й ведущий. Спасибо. Теперь слово их оппонентам.
Выступление команд.
2-й ведущий. Прения закончились. Спасибо всем командам за активную работу. И просим наш уважаемый совет старейшин оценить выступление игроков.
Выступление жюри (критерии оценок см. в Приложении 3).
1-й ведущий. А наша игра продолжается, и мы объявляем второй конкурс…
2-й ведущий. Который называется «Мозговой штурм».
1-й ведущий. Каждой команде предстоит продемонстрировать знание статей Конституции и ответить на 4 вопроса, используя текст главной книги страны. Цена каждого вопроса – 1 балл, вопросы задаются по очереди каждой команде.
2) На сколько глав разделена Конституция РФ? (9 глав.)
3) Возможно ли наше государство назвать унитарным? (Нет. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты. Ст. 1, 5, 65, 68, 69,72.)
4) Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ? (Нет, так как Конституция РФ является основным законом страны.)
5) Может ли в Российской Федерации вся полнота государственной власти принадлежать одному лицу? (Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения.)
6) Возможно ли на территории какого-либо субъекта федерации ввести другую денежную единицу? (Ст. 75. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… Введение и эмиссия других денег не допускается.)
7) Кто, согласно Конституции РФ, может баллотироваться на пост Президента страны? (Ст. 81. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.)
8) Как называется Российский парламент? (Федеральное собрание.)
9) На какие части делится парламент Российской Федерации? (Ст. 95. Совет Федерации, Государственная дума.)
10) Какую ветвь власти представляет парламент? (Законодательную.)
11) Кому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации? (Ст. 110. Правительству Российской Федерации.)
12) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, быть избранным в Государственную думу? (Нет. Ст. 97. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)
13) Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие? (Согласно ст. 118 правосудие осуществляется только судом.)
14) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, избираться на пост Генерального прокурора по представлению политической партии? (Ст. 129. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации.)
15) Какой язык на территории России является государственным? (Ст. 68. Русский язык.)
16) Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике Российской Федерации субъектами РФ? (Ст. 70. Государственные гимн, герб, флаг Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.)
1-й ведущий. Ну, что ж, команды показали блестящие знания конституции, и мы просим наше жюри оценить этот конкурс.
Выступление жюри.
1-й ведущий. Спасибо, а мы объявляем третий конкурс.
2-й ведущий. Давайте с вами вспомним результаты анкеты, которую проводили среди старшеклассников ребята из кружка «Пресс-центр».
На экране диаграммы результатов анкеты.
2-й ведущий. Что же отметило общественное мнение?
1-й ведущий. 100 % респондентов знакомы с официальными символами страны.
2-й ведущий. 98 % хорошо знакомы с символами города и области.
1-й ведущий. 95 % считают, что школе просто необходима собственная символика – для поддержки имиджа.
2-й ведущий. Поэтому мы с вами сегодня создадим проекты герба школы. Основные правила составления гербов вы уже знаете, перед вами на столе лежит памятка по цветовым обозначениям, принятым в геральдике.
Через 10 минут каждая команда представит нам свой проект герба школы и ответит на вопросы, если таковые возникнут со стороны других команд. А жюри, пользуясь критериями оценок, определит победителя как в творческом задании, так и в общем состязании.
1-й ведущий. А пока наши команды работают, на сцене…
Идет выступление творческих коллективов школы.
2-й ведущий. Время на подготовку истекло. Слово защитникам проектов.
Проходит защита проектов.
1-й ведущий. Спасибо командам за представленные проекты. Пришло время подвести итоги. Слово совету старейшин.
Жюри объявляет результаты конкурса.
Звучит музыка.
2-й ведущий. Ну, что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью, предоставленной Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.
1-й ведущий. И для награждения команд мы приглашаем на сцену…
Звучит музыка. Церемония награждения.
Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как учебное занятие, завершающее изучение темы “Политическая система РФ” в курсе обществознания, или как внеурочное мероприятие на параллели учащихся старших классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Дню Конституции.
В любом случае проведение данной игры преследует следующие цели:
- Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
- Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
- Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
- Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся
Участники: команды 10-11 классов, возможно участие команды учителей.
Требования к командам:
- Состав не более 6 человек
- Название команды
- Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
- Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.
Требования к жюри:
В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение 1). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение 2) .
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение 4)
- Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение 3)
- Листы формата А-3 и маркеры для создания телеграмм,
- Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).
Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.
Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 8-9 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.
Общее руководство игрой осуществляет ведущий.
Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.
- Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
- Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
- По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистенты забирают листы с выполненным заданием у команд и передают их жюри.
- После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.
Ход игры
1. Вступление ведущего. Представление участников игры, жюри, ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов
2. Презентация команд.
Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.
3. Праздничная телеграмма.
Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, используя слова, указанные в задании, и выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы не ограничено. Выполнив задания, передают телеграммы ассистентам и присоединяются к своим командам.
4. Язык Закона.
Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.
Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.
Как называется:
5. Основы конституционного строя РФ.
Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.
Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.
После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.
Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,
6. Права человека
На экране демонстрируется слайд с текстом, содержащим фрагменты конституционных положений прошлых лет по вопросу о праве на труд. Текст прочитывается ведущим вслух.
Вопрос: назовите основные положения Конституции 1993 года по вопросу о праве на труд.
По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.(ст. 37).
- Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
- Принудительный труд запрещён.
- Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
- Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
- Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
7.“Союз нерушимый…”
Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Вологодской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.
Демонстрация слайда с ответами.
8. Народ выбирает
Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.
Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.
Народ выбирает:
- Президент РФ
- Депутаты Государственной Думы РФ
- Глава исполнительной власти субъекта Федерации (губернатор)
- Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
- Глава местного самоуправления (мэр)
- Депутаты местного органа власти
По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.
9. Присяга Президента
При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу: Её текст строго определён Конституцией РФ.
Задание: предлагаем вам по памяти восстановить текст Присяги Президента, вписав недостающие положения.
“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.
10. Первый день Президента.
У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению
Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:
В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.
В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.
В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.
В 8 - он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.
8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.
В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
В 11 ратифицирует два международных договора.
В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.
С 13 часов обедает и отдыхает.
В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.
В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.
В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.
С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.
Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.
11. Вопросы-минутки.
Необходимо ответить на вопрос за 1 минуту.
- В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране? (Федеральное собрание)
- Суд выносит приговор, Президент подписывает Указ, Государственная Дума принимает закон. Как называются решения Правительства?
- Чёрный ящик. Конституция 1924 года ст.70 подробно описывала, как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6 изображений - серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезда. Конечно, все поняли, что речь идёт об описании герба СССР.
Вопрос: что говорится в Конституции РФ 1993 года по поводу изображения герба Российской Федерации?
12.Окончание игры.
Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
Общее время игры – 1,5 астрономических часа.
После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.
Литература.
- Конституция Российской Федерации
- Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.
Слайд 2
Главы основного закона
Правильные ответы:
1Б, 2И, 3Д, 4З, 5А, 6Г, 7Е, 8В, 9Ж.
Слайд 3
Основы конституционного строя
Слайд 4
Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________ формой правления
республиканской
Слайд 5
Российская Федерация –______________
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
социальное
Слайд 6
Российская Федерация – ___________
государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
светское
Слайд 7
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
разделения
Слайд 8
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____________ или права изменить его.
гражданства
Слайд 9
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ___________ государства.
обязанность
Слайд 10
Высшим непосредственным выражением власти народа являются ____________ и свободные выборы.
референдум
Слайд 11
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой _____________.
равноправны
Слайд 12
Право или обязанность?
Слайд 13
1. Указание своей национальной принадлежности
2. Участие в управлении делами государства
3.Забота родителей о детях
Обязанность
4. Получение основного общего образования
Обязанность
5. Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры
Слайд 14
6. Забота о сохранение исторического и культурного наследия
Обязанность
7. Уплата законно установленных налогов и сборов
Обязанность
8. Сохранение природы и окружающей среды
Обязанность
9. Защита Отечества
Обязанность
10. Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях
Обязанность
Слайд 15
Основной закон в цифрах
Слайд 16
1. Сколько глав в Конституции РФ?
2. Сколько статей в Конституции РФ?
3. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
4. Каков срок полномочий Президента РФ?
5. С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ?
6.Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ?
Слайд 17
7. Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ?