Основные отличительные черты конституции. Основные черты, особенности, функции конституции рф
Основные черты и юридические свойства Конституции отражают ее особое место в системе права и специфику механизма конституционного регулирования наиболее важных общественных отношений. К числу характерных черт Конституции относят: легитимность, перспективность, реальность, преемственность, итоговый характер предписаний, верховенство, стабильность, Конституция как основа системы права.
Легитимность Конституции проявляется в том, что она принимается:
− законно избранным представительным органом государства (Парламент)
− учредительным собранием, специально созданным для принятия Конституции и народом, путем референдума.
Легитимность Конституции связана с ее учредительным характером. В Конституции получает выражение государственная воля народа, а так же закрепляются основы государственной и общественной жизни.
Легитимный характер Конституции Республики Беларусь 1994 года проявился в том, что она была принята Верховным Советом Республики Беларусь. Легитимность изменений в Конституцию Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года проявились в том, что они были приняты на всебелорусском референдуме.
Перспективность Конституции проявляется в том, что закрепляя результаты, достигнутые государством и обществом, Конституция содержит программные положения, определяет тенденции и основные направления развития общества и государства, вот почему Конституции присущ прогностический характер. Конституция закрепляет цели и задачи государственного, политического и социально – экономического развития общества. Программные положения включены в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направление в экономическом, политическом, социально–культурном развитии в разделе «Основы конституционного строя». В преамбуле Конституции Республики Беларусь провозглашается ответственность за настоящее и будущее Беларуси. Стремление утвердить права и свободы граждан Республики Беларусь, обеспечить гражданские права и свободы граждан Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, устои народовластия и правового государства.
Реальность является весьма важной чертой Конституции. Если Конституция и действительность находятся в единстве, обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально – экономическим условиям развития общества и государства можно говорить, о реальности Конституции. Реальность Конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, укрепления режима законности и правопорядка. В отличие от конституций Беларуси советского периода, Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года в значительной мере приближена к действительности.
Преемственность Конституции предполагает сохранение всего ценного, что накоплено опытом предшествующего развития, то есть историко-культурные ценности, государственное устройство, форма правления и т.д. Идея преемственности Конституции Республики Беларусь содержится в её преамбуле: «опираясь на многовековую историю белорусской государственности...». Преемственность закрепляется в сохранении роли Конституции как основного закона государства, обеспечение ее верховенства в системе законодательства, обогащение традиционных институтов. В тоже время каждая новая Конституция отражает качественные сдвиги в экономической, социальной, политической структуре, государственном устройстве и т.д.
Как итоговый документ, Конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений сложившихся к моменту ее принятия. Являясь юридическим отражением хода исторического процесса в целом и конкретного этапа развития общества и государства в частности.
Конституция обладая высшей юридической силой, занимает верховенство в правовой системе Республики Беларусь. Верховенство – это приоритетное положение в системе законодательства. Если при рассмотрении конкретного дела суд найдет несоответствие нормативного акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта не конституционным (ст. 112. Конституции Республики Беларусь). Верховенство Конституции требует эффективного механизма её реализации, обеспечение прямого действия норм, традиций, уважительном отношении личности к праву.
Стабильность является одной из наиболее важных свойств Конституция – акт долговременного действия. Стабильность проявляется в сохранении высокой степени устойчивости всей системы права. Стабильность Конституции – основное условие порядка и законности. Укрепление механизма осуществления властных государственных функций, гуманное отношение государства к личности. Вместе с тем, стабильность не означает неизменяемости Конституции, стабильность должна сочетаться с подвижностью, поэтому Конституция периодически приводится в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Благодаря единству стабильности и подвижности Конституция сохраняет реальность. Надо отметить, что для принятия новой Конституции необходимо своеобразное накопление в развитии общественных отношений. Тогда происходит определенное преобразование качества общественных отношений, что составляет объект Конституционного регулирования. Предварительно используется такая форма как апробация новых конституционных отношений на практике с внесением поправок в действующее законодательство.
Гарантией стабильности Конституции Республики Беларусь является порядок ее принятия, изменения и дополнения (8 раздел Конституции Республики Беларусь).
Конституция является основой системы права. Это важнейшее условие обеспечения согласованности всех звеньев государства, режима законности и правопорядка. Конституция занимает центральное место в системе права и действует в ее рамках, устанавливая исходные начала функции всей системы права. При этом Конституция входит в систему каждой отрасли права и законодательства в целом как базовый источник. Система законодательства – формируется на основе Конституции Республики Беларусь. Конституция устанавливает принципы текущего законодательства, если для Конституции характерно закрепление принципов и общих положений, то для текущего законодательства характерна реализация конституционных норм в конкретных правоотношениях.
Но в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические от-ношения в обществе.
Не-которые ученые полагают, что конституция выполняет и опреде-ленную идеологическую функцию, хотя это в прямом смысле скорее свойственно тоталитарному государству.
Под конституцией (от лат. constitutio — установление) пони-мают основной закон государства, имеющий высшую юридиче-скую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государ-ственного строя, высшие правовые прав и свобод чело-века и , а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правле-ния). Конституция очерчивает круг функций государства, уста-навливает основы его отношений с человеком и обществом.
В то же время для конституционной теории и практики характер-на определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на де-мократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной вла-сти может быть демократическим и эффективным только при со-блюдении принципа разделения властей, что народный воплощается через представительную систему, формируемую на ос-нове всеобщего избирательного права, и т. д. Другими словами, ми-ровое сообщество какбы выработало определенную модель демо-кратического государства, соответствующего принципам совре-менной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. Такая «селекция» унифицировала и рациона-лизировала конституционную теорию, придала ей более или менее четкие границы.
В демократическом обществе создаваемый конституцией ме-ханизм власти — это всегда компромисс, поскольку в обществен-ной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные по-литические силы. Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую (за исключе-нием деструктивных сил) заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы. Поиски компромисса допустимы при создании механизма власти, но не при определении первейшей цели конституции — охраны прав и свобод человека.
Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют. Гражданское общество строится на основе свободы и инициа-тивы людей и их объединений, не нуждающихся в тотальном го-сударственном регулировании. Конституция как бы объявляет гражданское общество «заповедной зоной», обязывая государство охранять ее.
Основные черты Конституции РФ
Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:
- основополагающий характер;
- народность (с этим можно поспорить) ;
- реальность (и с этим можно поспорить) ;
- стабильность.
Подробнее
Основополагающий характер конституции состоит в том, что она регулирует наиболее важные, базовые общественные отношения, которые являются отправными для других общественных отношений. Так, Конституция РФ (ст. 35) закрепляет отношения частной собственности на имущество. Конституционные нормы, закрепляющие эти общественные отношения, являются исходными для целого комплекса гражданско-правовых норм, регулирующих права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим конкретным имуществом.
Народность конституции . Действующая Конституция РФ 1993 г. принята народом на референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 г., а в ее преамбуле прямо записано: "Мы, многонациональный народ РФ... принимаем Конституцию РФ".
Реальность конституции означает соответствие конституционных норм складывающимся в действительности общественным отношениям. Иначе говоря, реальной можно считать ту конституцию, которая не только провозглашает определенные принципы, нормы поведения, но и обеспечивает их реализацию. Конституции, не отвечающие этому требованию, считаются фиктивными. Реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям развивающегося общества, постоянно растущим потребностям граждан. Устремленность Конституции РФ в будущее наиболее полно выражена в ее Преамбуле, где говорится, что многонациональный народ, принимая Конституцию РФ, стремится таким образом, в частности, обеспечить благополучие и процветание России.
Стабильность конституции проявляется в сохранении высокой степени ее устойчивости, длительности ее действия без внесения в нее существенных изменений. Стабильность конституции зависит от многих факторов: от того, насколько адекватно она отражает итоги развития и обоснованность своих программных устремлений; как долго эти условия остаются неизменными. В отличие от других нормативных актов, призванных откликаться на все существенные изменения, конституция как основной закон страны должна реагировать на существенные, наиболее важные, этапные или определяющие изменения в обществе и государстве.
Юридические свойства Конституции РФ
Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:
- Конституция - Основной закон государства.
- Юридическое верховенство конституции.
- Конституция - база текущего законодательства.
- Прямое действие конституции.
- Правовая охрана конституции.
- Особый порядок изменения конституции.
Подробнее
1. Конституция - Основной закон государства. Любая конституция является законом и обладает всеми признаками закона. Но в отличие от других законов, конституция - это такой закон, который принимается или непосредственно народом на референдуме, или высшим представительным органом государственной власти и закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства. Вот почему по своему значению конституция является основным законом государства, или, иначе говоря, главным законом государства.
В ряде стран к основному закону могут примыкать один или несколько так называемых конституционных законов, которые дополняют конституцию и являются частью конституции. В этом случае все вместе они как бы составляют единую "писаную конституцию".
Конституция РФ 1993 г. предусматривает издание федеральных конституционных законов и определяет особый порядок их принятия, но вместе с тем она не дает оснований считать федеральные конституционные законы составной частью Конституции РФ и ставить их на один уровень в иерархий источников конституционного права. По своей юридической силе и значимости федеральные конституционные законы следуют сразу после Конституции РФ.
2. Юридическое верховенство конституции. Одним из главных юридических свойств конституции является ее верховенство в . Конституция - это не просто основной закон государства, а такой закон, который обладает особой, высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативными актами.
Нормы конституции являются основополагающими источниками не только конституционного права, но и других отраслей российского права. Все законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции. Государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституцию.
Ни один закон или иной нормативный акт, противоречащий нормам конституции, не имеет юридической силы. Этот принцип нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ".
3. Конституция - база текущего законодательства . Закрепляя главные, базовые общественные отношения, Конституция РФ является правовой основой для всего текущего законодательства. Более того, в ряде случаев в Конституции РФ содержатся нормы, адресованные законодателю, о необходимости принятия законов, которые именуются федеральными конституционными законами: о референдуме РФ (ст. 84 п. "в"), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103 ч. 1 п. "д"), о порядке деятельности Правительства РФ (ст. 114 ч. 2), о Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 128 ч. 3) и др.
Но этим не ограничивается роль Конституции РФ как базы текущего законодательства. Абсолютное большинство норм конституции являются отправными, исходными для текущего отраслевого законодательства - гражданского, административного, уголовного и т. д. И в этом состоит одно из важнейших свойств конституции. А в тексте конкретных статей конституции содержатся предписания законодателю, каким требованиям должно отвечать отраслевое текущее законодательство, развивающее положения конституции.
4. Прямое действие конституции . В Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ: нормы этой конституции имеют прямое действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими", а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет прямое действие всех норм конституции.
Прямое действие конституции означает, что нормы конституции "работают", как говорится, без посредников - законов и других нормативных актов, принятых на основе конституции и в ее развитие. Прямое действием конституции означает, что каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие , закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму. В этой связи представляет интерес Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г., в котором Верховный Суд РФ разъяснил судам, что при рассмотрении конкретных дел следует применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
5. Правовая охрана конституции. В последнее время в юридической литературе сделана попытка обосновать появление относительно новых понятий для российского конституционного права - охрана и защита Конституции РФ. Оба эти понятия - охрана и защита Конституции РФ - объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Основного закона. Методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание охраны Конституции РФ и защиты Конституции РФ различны.
Охрана Конституции РФ понимается как комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных правонарушений.
Защита Конституции РФ - это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции РФ направлена в будущее, на предупреждение конституционных правонарушений, то защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.
6. Особый порядок изменения конституции . Самое стабильное общество не может развиваться без борьбы идей, которая при определенных условиях приводит к качественно новой конституционной доктрине. Борьба за власть закономерна, но она не может происходить как в рамках конституционного поля, так и вне его. В последнем случае правомерно ставить вопрос о захвате власти, государственном перевороте, в результате чего на свет может появиться незаконная конституция.
Что касается действующей российской Конституции, то она может быть отнесена к числу безусловно "жестких", в результате чего неоднократные попытки некоторых Государственной Думы внести в Конституцию поправки оказались безуспешными.
Структура Конституции РФ
Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:
- институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса );
- институт государственного (территориального) устройства;
- институт (систему) государственных органов;
- государственную символику;
- механизм защиты конституции.
Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юриди-ческой силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность го-сударственности, ответственность перед Богом и народом, нрав-ственные основы конституции и т. д. — они как бы предопреде-ляют дальнейшее содержание конституции.
Структура Конституции РФ содержит следующие элементы :
1) Преамбула
2) Раздел первый
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Глава 3. Федеративное устройство
- Глава 4. Президент РФ
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство РФ
- Глава 7. Судебная власть
- Глава 8. Местное самоуправление
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
3) Раздел второй. Заключительные и переходные положения
В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод челове-ка, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сло-жившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократиче-ских основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонацио-нального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в доб-ро и справедливость, а также ответственность за свою Родину пе-ред нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.
В заключительных разделах конституций обязательно содер-жатся нормы о порядке изменения основного закона и некото-рые переходные положения, подчас весьма важные.
Таким образом, структурный анализ конституции с элемента-ми логического анализа помогает уяснению законодателя.
Конституция Российской Федерации: особенности, свойства, функции. Специфика Конституции 1993 года обусловлена тем, что она оказывает новый этап в конституционном развитии нашей страны. В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из них была принята в 1918 году. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.
Затем после образования в 1922 году Советского Союза Конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925 года,1937 года и 1987 года. Несмотря на провозглашение в этих конституциях РСФСР суверенным государством, на практике Россия не обладала полным суверенитетом.В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов. Противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека. Разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в представлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.
Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки.Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей,она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.
Конституция РФ выполняет ряд функций:
1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений;
2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;
3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.
Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:
· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;
· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;
· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;
Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вносится изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл.1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19
Основные черты и юридические свойства конституции. Классификация конституций.
Основные черты конституции характеризуют ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия конституции на общественные отношения, роль конституции в реальных процессах жизни страны.
Основными чертами Конституции РФ можно назвать основополагающий характер, народность, реальность, стабильность. Эти характеристики в чем-то могут оставаться идеалами, к которым следует стремиться.
Основополагающий характер Конституции РФ заключается в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса. Кроме того, данная черта Конституции проявляется и в том, что конституционное регулирование носит обобщающий характер. Ее задачи: во-первых, раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях; во-вторых, использовать для этого минимум норм; в-третьих, в этих нормах ясно и четко отразить суть общественных отношений, чтобы эти нормы давали направление и определяли принципиальное содержание их последующей регламентации в актах текущего законодательства.
Данная черта конституций достаточно понятна при абстрактном разговоре об их сути, но ее не так легко реализовать при подготовке и принятии конкретных основных законов. Что включить в конституцию, а что нет, - эти вопросы решаются не только с объективных позиций общественно-политического развития соответствующей страны, но и субъективных позиций тех, кто эту конституцию готовит и принимает. Иначе говоря, здесь общие суждения о предмете конституционного регулирования превращаются в постулаты (главы, статьи) конституции. И тем самым рождается определенный результат в оценке общественных отношений с точки зрения возможности их отражения в конституции и попадания или непопадания в круг так называемых конституционных отношений. В результате этого может создаться мнение о том, что только конституционные правоотношения значимы для общества. Но это не так. В ряде случаев конституционные нормы прямо указывают на данное обстоятельство. Именно такой вариант избран в Конституции РФ 1993 г. по отношению к правам и свободам человека и гражданина: в ч. 1 ст. 55 сказано, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человечка и гражданина. Раз так, то свою роль играет и их текущее законодательное регулирование.
Таким образом, основополагающий характер конституции и ее норм следует брать как факт социально-политической ценности, а не как предпосылку «вечности» того или иного реестра общественных отношений только потому, что они попали в конституцию.
Народность - эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.
Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат деятельности народа. Народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития государства.
Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии нового основного закона. При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения. Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности, как принятие ее путем референдума (всенародного голосования), состоявшегося 12 декабря 1993 г.
Реальность как одну из основных черт конституцийсвязывают с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. У граждан следует воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать все нормы. Если у конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения. И наоборот, даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных норм, это поможет скорректировать действительность в духе основного закона.
Стабильность как одна из основных черт конституции - это длительность ее действия без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Устойчива формация, - стабильна и конституция; находится формация в стадии создания, переживает переходный период - следует ожидать изменений конституции. Может происходить и более нежелательное явление - конституция останется незыблемой на бумаге, а общественные отношения уйдут дальше, а то и получат основу в актах неконституционного уровня.
Вместе со стабильностью перед конституцией стоит вечная проблема динамизма. Избежать изменений конституции в принципе нельзя, весь мировой опыт показывает, что через это приходится проходить государствам при любых системах. Однако динамическое начало в конституционном регулировании должно содействовать тому, чтобы конституция была не только законом на бумаге, но и актом прямого действия.
Стабильность конституций их создатели нередко пытаются обеспечить усложненным порядком внесения изменений в основной закон. Этот путь был избран и для действующей Конституции РФ 1993. Однако такой вариант для самой стабильности конституции почти ничего не дает.
Если со временем будет очевидно несоответствие основного закона государства, конституция превратится в суперконсервативный документ. Общественное развитие будет задерживаться или пойдет вперед, не обращая внимания на конституцию. Приобретая в данном случае «антиконституционный» характер, оно неизбежно поставит вопрос о соответствии конституции потребностям общества. И каким бы усложненным ни был порядок ее изменения, это неминуемо произойдет.
Юридические свойства конституции - это ее признаки как основного закона государства. От обычных законов конституция отличается следующими признаками:
Конституция - основной закон государства;
Она обладает юридическим верховенством;
Является базой текущего законодательства;
Для нее установлен особый порядок принятия и изменения.
Рассмотрим их подробнее.
Конституция - основной закон государства . Любая конституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами. Конституция - принимаемый народом непосредственно либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу российского государства. В России Конституция - это единый и единственный акт. В науке конституционного (государственного) права основной закон, представленный одним актом, принято называть «писаной кодифицированной конституцией».
В некоторых странах к основному акту могут примыкать еще один или ряд актов. Они называются обычно «конституционными законами». Если официально обозначена роль таких актов как дополнения к конституции, их в совокупности с нею следует рассматривать как единую «писаную конституцию».
Поскольку Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела категорию федеральных конституционных законов (ФКЗ), мы должны ответить на вопросы: что представляют собой эти законы. Для наглядности укажем на некоторые из них:
1) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
2) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);
3) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описание и порядок официального использования (ч. 1 ст. 70);
4) о референдуме РФ (п. «в» ст. 84);
5) о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);
6) о чрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ст. 56 ч. 1 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия;
7) о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114) и др.
С учетом перечня можно видеть лишь один повод для введения категории «федеральных конституционных законов» в российскую Конституцию: подчеркнуть важность определенных вопросов, более взвешенный подход парламента РФ к их подготовке, чтобы данные законы были основательнее и стабильнее.
Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить. Нормативные правовые акты, конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом, если первое слово по какому-то вопросу уже сказано конституцией, они не вправе говорить что-то иное, содержать в себе другое предписание. Нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это, кстати говоря, одна из самых сложных проблем в конституционном праве.
Юридическое верховенствоконституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Конституция РФ делает это следующими методами:
Прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие многих федеральных законов - о гражданстве (ст. 60), о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59), о статусе столицы РФ (ст. 70), об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ (ст. 77), о порядке выборов Президента РФ (ст. 81) и др.;
Использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются «федеральным законом», не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. Так, согласно ст. 36 ч. 3, закрепляющей право частной собственности на землю, «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» и др.;
Говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, согласно ст. 43, посвященной праву граждан на образование, Россия «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». Ясно, что для этого понадобится соответствующий нормативный акт;
Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46, «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Очевидно, что применение данной нормы без специального закона попросту невозможно.
Завершая рассмотрение данного аспекта, добавим, что Конституция РФ во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ст. 35 ч. 1 гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Очевидно, что здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права. Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов.
Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.
Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию» 4 .
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства 5 .
Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, то есть, специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Ещё одной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений 6 .
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях 7 .
В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу.
Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
К характерным чертам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах 8 .
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17) 9 .
Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов.
Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст.82).
Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.
Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).
Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.
Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.
Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч.5 ст.125 Конституции).
Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.
Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций Конституция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Это, прежде всего, подтверждается следующими правовыми аргументами 10 .
В президентской республике президент является главой исполнительной власти. Согласно статье 110 Российской Конституции, «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо «председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113).
Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства 11 .
И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург). Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства России выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и мировой практики. В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принципы построения федеративной организации государства.