Петражицкий был представителем. Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931)
Олимпиадные задания 9 класс
1. Элемент нормы права: А) коллизия; Б) санкция; В) превенция; Г) презумпция.
2. Л.И. Петражицкий является представителем:
психологической теории
права;
Б) нормативистской теории
права;
социологической теории права;
Г) позитивистской теории права.
3. Каким признаками характеризуется государственная власть?
A) обладает верховенством в обществе;
Б) предполагает зависимость одного лица от другого;
B) предполагает определенную модель поведения людей;
Г) реализуется специализированным государственным аппаратом.
4. Первоначально
латинское слово «конституция»
(constitutio)
означало:
А) устройство;
Б) согласие;
В) договор;
Г) предписание.
5. Издаваемый
в особом порядке нормативный правовой
акт высшего представительного
органа,
обладающий высшей юридической силой и
направленный на урегулирование
наиболее
важных общественных отношений –
это
Б) судебный прецедент;
Г) декларация.
6. Правовое государство характеризуется наличием: А) публичной власти;
Б) разделения властей;
В) системы правоохранительных органов;
Г) законодательной системы.
7. Конфедерация - это:
A) союз субъектов федерации, обладающих суверенитетом;
Б) союз субъектов федерации, не являющихся суверенными образованиями;
B) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;
Г) союз государств, объединившихся для достижения определенных целей.
8. Демократическое государство должно осуществлять:
укрепление
целостности общества;
Б) достижение
единомыслия среди граждан;
выработку планов экономического развития;
Г) мероприятия, ведущие к достижению всеобщего равенства.
9. Какова численность Государственной Думы Федерального Собрания РФ?
200
депутатов;
Б)
250 депутатов;
450 депутатов.
10. Принцип прямого избирательного права означает, что:
A)
избиратели
выбирают выборщиков, которые, в свою
очередь, избирают представителей
или
каких-либо иных лиц;
Б) никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах;
11. В
президентской республике:
А)
президент непосредственно формирует
правительство;
Б) президент является главой исполнительной власти;
В) правительство формируется парламентским путем;
Г) президент принимает законы;
Д) не соблюдается принцип разделения властей.
12. По общему правилу законы вступают в силу по истечении:
13. Источник права, определяющий права и обязанности граждан и юридических лиц, а так же правила их взаимоотношений на основе соглашений:
A) обычай;
Б) нормативный договор;
B) прецедент;
Г) нормативно-правовой акт.
14. Хранение и распространение наркотических веществ является правонарушением:
А) уголовным;
Б) должностным;
В) административным;
Г) гражданско-правовым.
15. Правительство Российской Федерации издает:
постановления;
Б)
распоряжения;
кодексы;
Г)
указы.
16. В гражданском праве предложение вступить в договорное отношение именуется
оферта;
Б)
акцепт;
Г) реституция.
17. В Российской Федерации свобода совести относится к группе прав:
личных;
Б) культурных;
социальных;
Г) экономических.
18. Сделка,
совершенная лишь для вида, без намерения
создать соответствующие ей
правовые
последствия, называется:
А) оспоримой;
Б) ничтожной;
В) притворной;
Г) мнимой.
19. Что из ниже перечисленного является юридическим фактом, который является результатом волевого поведения человека?
A) наводнение;
Б) рождение человека;
B) наступление
16 летнего возраста;
Г)
регистрация брака.
государственный диктат в
политической сфере;
Б)
осуществление принципа «разрешено
все, что не запрещено законом»;
наличие государственного диктата во всех сферах жизни общества;
Г) признание различных политических идеологий.
21. Какие из перечисленных сделок вправе самостоятельно совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет:
A) мелкие бытовые;
Б) направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
B) направленные
на безвозмездное получении выгоды,
требующие нотариального
удостоверения
либо государственной регистрации;
Г) по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем для определенной цели.
22. Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения:
законность;
Б) справедливость;
коллективность
ответственности;
Г)
неотвратимость наступления ответственности.
23. Положение: «В любом нормативно-правовом акте должны быть отражены международно-правовые стандарты, он должен быть принят легитимным органом государственной власти, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств, выработанных мировой практикой», - относится к принципу правового государства:
A) приоритета права;
Б) единства права и закона;
B) правовой защищенности человека и гражданина;
Г) правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
24. Водитель
автомашины, выезжая на перекресток при
красном свете, осознает, что грубо
нарушает
правила дорожного движения, но надеется
на мобильность своей машины, ее
высокую скорость, невнимательность других водителей, и врезается в другую машину. d данном случае имеет место такая форма вины водителя, как:
прямой умысел,
Б)
косвенный умысел,
небрежность,
Г) легкомыслие.
25. Существует ли в РФ смертная казнь?
нет, не существует;
Б)
существует;
существует, но не применяется к несовершеннолетним;
Г) существует, согласно Конституции РФ, только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей
26. С какого возраста, по общему правилу, наступает уголовная ответственность:
с 14 лет;
Б)
с 16 лет;
с 18 лет;
Г)
с 21 года.
27. Политическая идеология, провозгласившая ценностями свободу и права личности, частную собственность, ограничение сфер деятельности государства, называется:
либеральной;
Б)
анархистской;
консервативной;
Г) социал-демократической.
28. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации содержит:
понятие преступления,
Б)
виды наказаний,
исчерпывающий перечень преступлений,
Г)
понятие соучастия.
29. Временный
добровольный отказ работников от
выполнения трудовых обязанностей
(полностью
или частично) в целях разрешения
коллективного трудового спора
называется:
А)
забастовкой;
Б) саботажем;
В) локаутом;
Г) штрейкбрехерством.
30. Формой реализации материальной ответственности является:
A) пеня,
возмещение вреда,
Б)
выговор, увольнение;
В) денежное взыскание;
31. Основную
ответственность за соблюдение прав
человека несет:
А)
государство;
Б) Комиссия ООН по правам человека;
B) Европейский суд по правам человека;
Г) Генеральная Ассамблея ООН.
32. Нотариусом может стать лицо, имеющее высшее юридическое образование, сдавшее квалификационный экзамен, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий и прошедшее стажировку у нотариуса, сроком не менее;
одного года;
Б) двух лет;
трех лет;
Г) пяти
лет.
33. Наследство может быть принято в течение:
трех
месяцев со дня открытия наследства;
Б)
шести месяцев со дня открытия наследства;
десяти месяцев со дня открытия наследства;
Г) двенадцати месяцев со дня открытия наследства.
34. Судебное решение по гражданскому делу может быть обжаловано:
в
течение 7 дней;
Б)
в течение 10 дней;
в
течение 14 дней;
Г)
в течение месяца,
РЕШИТЕ ЗАДАЧИ.
35 Гражданин Волков Е.Б. разработал законопроект о мерах по повышению культурного уровня граждан России. Имеет ли право гражданин Волков самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Каким образом ему добиться рассмотрения своего законопроекта?
36. Сотрудница Югбанка, придя домой, рассказала брату, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Брат заинтересовался этим вопросом и спросил у сослуживца, какую покупку тот собирается совершить. На следующий день сослуживец написал жалобу в Югбанк о нарушении тайны вклада. Обоснованна ли жалоба сослуживца? Свой ответ обоснуйте .
37. Государственной Думой был принят Жилищный кодекс. Через четыре месяца учеными-юристами были подготовлены официальные комментарии к кодексу. Между гражданином Ивановым и гражданином Степановым возник спор: Иванов утверждал, что комментарии вносят поправки в кодекс, имеют юридическую силу, а Степанов с ним не соглашался, со своей стороны утверждая, что комментарий лишь разъясняют статьи кодекса. Кто прав в споре?
38. Сестра купила брату в подарок свитер. Придя домой,она обнаружила, что у брата есть точно такой же свитер. Вернувшись в магазин, она попросила обменять свитер на другой свитер. Продавец ей отказал, сославшись на то, что, по его мнению, недостатка в данном товаре обнаружено не было. Обязан ли магазин произвести замену данного товара? При каких условиях? Обоснуйте ответ.
39. Общеизвестно, важной юридической деятельностью в государстве является толкование права. В результате толкования обеспечивается уяснение и разъяснение сложных юридических норм действующего законодательства. Может ли осуществлять толкование нормативного акта тот же государственный орган, который его принял? Обоснуйте свой ответ.
40. В интересах несовершеннолетнего Пятницкого Е.Г. его родители обратились в суд с иском о вселении его в жилое помещение. Однако суд отказался рассматривать этот иск, аргументируя свою позицию тем, что с иском в суд должны обращаться органы опеки и попечительства либо опекуны, назначенные этими органами – но не родители, не назначенные опекунами. Соответствует ли закону позиция суда?
Ответы отправлять beshtokov-2011@
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).
Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.
Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.
Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.
Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.
Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого, должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.
Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".
Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.
Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого. При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.
Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.
Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.
Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его методов и усиления гуманитарной составляющей в создаваемом научном знании.
Вопросы и задания
- 1. Почему в российской социологии появилось неокантианство?
- 2. Что вы можете рассказать о влиянии на него идей Г. Риккерта и В. Виндельбанда?
- 3. Каковы особенности неокантианства в российской социологии?
- 4. Как трактовал предметное поле социологии В.М. Хвостов?
- 5. Раскроите учение Хвостова о метолах социологии.
- 6. В чем состоят заслуги П.И. Новгородцева перед социологической наукой?
- 7. Как характеризовал проблемы развития нравственной сферы общественной жизни Новгородцев?
- 8. Почему Б.А. Кистяковский рассматривал общество и социальное познание находящимися в состоянии кризиса?
- 9. В чем Кистяковский видел главную задачу социологической науки?
- 10. Охарактеризуйте суть социологической теории Л.И. Петражицкого.
- 11. Почему центральным понятием социологии Петражицкий считал социальное поведение?
- 12. В чем состояло значение неокантианского направления в российской социологии?
Литература
- 1. История социологии. Минск, 1993.
- 2. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 2.
- 3. Кистяковский Б. А. Проблема и задача социально-научного познания. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем. Необходимое и должное в культурном творчестве // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
- 4. Кукушкина ЕЛ. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993.
- 5. Култыгин ВЛ. Классическая социология. М., 2000.
- 6. Медушевский АЛ. История русской социологии. М., 1993.
- 7. Миненков Г Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
- 8. Новгородцев ПЛ. Об общественном идеале. М., 1991.
- 9. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
- 10. Петражицкий Л.И. Основные положения эмоциональной теории эстетических и этических явлений. Два вида обязанностей и норм // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
- 11. Хвостов В.М. Предмет и значение социологии. Метод социологии. Науки об общем и науки об индивидуальном // Там же.
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), российский юрист. Один из основателей и наиболее ярких представителей психологической школы права, оказавшей большое влияние на развитие правовой науки 1-й половины 20 в. Профессор Санкт-Петербургского, с 1918 Варшавского университетов.
С точки зрения представителей психологической школы права, причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы.
Л.И. Петражицкий попытался разработать «психологическую теорию права», интерпретировав право с позиции психологии. Это была своего рода попытка слияния психической материи с правовой.
Согласно его концепции, определяющая роль в жизни общества принадлежит психическим факторам, прежде всего эмоциям, эмоциональным переживаниям людей. В основе порождения правовой нормы лежат психологические механизмы, эмоции, всевозможного рода подсознательные эмоциональные импульсы, которые в последующем на рациональном уровне перерабатываются сознанием. Вследствие этого сущность правовой реальности отражается в тех психических переживаниях (эмоциях), которые она содержит в себе, благодаря чему психическое становится субстанцией частью правового, обеспечивая динамику юридического. Он полагал, что государственно-правовые и другие науки должны опираться на анализ психологических явлений. Социальный прогресс, развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву „свободного" труда и конкуренции - все это следствие и продукты „прогресса народной психики".
Как писал Л. И. Петражицкий, «право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию правовых норм направлении (педагогическое действие права)». В этой связи право рассматривалось им как продукт «бессознательно-удачного социально-психического давления в направлении социально-необходимого поведения». Хотя приведенные выше взгляды Л. И. Петражицкого и вызывали справедливую критику, тем не менее нельзя не отметить того, что его «психологическая теория права» в свое время сыграла положительную роль в развитии правовой науки, привлекла внимание ученых и практиков юристов к психологическим аспектам противоправного поведения, в целом - судопроизводства, и в конечном итоге ускорила формирование судебной психологии в качестве самостоятельной прикладной отрасли психологической науки.
Психологическая теория права Л.И.Петражицкого традиционно трактовалась советскими специалистами в области теории государства и права как буржуазная, а значит - реакционная. Попытки ее серьезного, непредвзятого анализа предприняты юристами лишь в последнее время.
Основные труды в области юридической психологии:
О мотивах человеческих поступков, 1904 г.
Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология, 1908 г.
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - философ и социолог, основатель психологической школы права. Его учение стало непосредственной предпосылкой возникновения социологической юриспруденции и других новейших социолого-психологических концепций права в Европе.
Основные произведения: «Очерки философии права», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».
Следует различать две разновидности этических эмоций и соответственно два вида этических эмоционально-интеллектуальных сочетаний и их проекций:
обязанностей и норм.
В некоторых случаях этического сознания то, к чему мы себя считаем обязанными, представляется нам причитающимся другому, как нечто ему должное, следующее ему от нас, так что он может притязать на соответственное исполнение с нашей стороны; это исполнение с нашей стороны, например, уплата условленной платы рабочему или прислуге, представляется не принесением особого добра, благодеянием, а лишь доставлением того, что ему причиталось, получением с его стороны «своего»; а неисполнение представляется причинением другому вреда, обидой, лишением его того, на что он мог притязать, как на ему должное.
В других случаях этического сознания, например, если мы считаем себя обязанными оказать денежную помощь нуждающемуся, дать милостыню и т.п., то, к чему мы себя считаем обязанными, не представляется нам причитающимся другому, как нечто ему должное, следующее ему от нас, и соответственное притязание, требование с его стороны представлялось бы нам неуместным, лишенным основания; доставление с нашей стороны соответственного объекта, например, милостыни, другому и получение с его стороны представляется не доставлением причитавшегося и получением другим своего, а зависящим от нашей доброй воли причинением добра; а недоставление, например, изменение первоначального намерения оказать помощь просящему вследствие встречи кого-либо другого, более нуждающегося, не представляется вовсе недопустимым посягательством, причинением вреда, отказом в удовлетворении, основательного притязания и проч.
Наш долг в случаях первого рода представляется связанностью по отношению к другому, он закреплен за ним, как его добро, как принадлежащий ему заработанный или иначе приобретенный им актив.
В случаях второго рода наш долг не заключает в себе связанности по отношению к другим, представляется по отношению к ним свободным, за ними не закрепленным.
Такие обязанности, которые сознаются по отношению к другим, по которым другим ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных, мы назовем нравственными обязанностями.
Такие обязанности, которые сознаются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное, мы будем называть правовыми или юридическими обязанностями. Те отношения между двумя сторонами, или связи между ними, которые состоят в лежащих на одних и закрепленных за другими долгах, мы будем называть правоотношениями или правовыми связями.
Правовые обязанности, долги одних, закрепленные за другими, рассматриваемые с точки зрения той стороны, которой долг принадлежит, мы, с точки зрения актива, будем называть правами. Наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц. Права и правоотношения в нашем смысле не представляют, таким образом, чего-то отдельного и отличного от правовых обязанностей. То же, что с точки зрения обременения, пассива одной стороны называется ее правовой обязанностью, с точки зрения активной принадлежности другому называется его правом, а с нейтральной точки зрения называется правоотношением между тою и другою стороною.
Охарактеризованным выше двум видам обязанностей соответствуют две разновидности этических норм, императивов.
Некоторые нормы установляют свободные по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никакого притязания на исполнение, никаких прав - односторонне обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы. Таковы, например, нормы, соответствующие известным евангельским изречениям:
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» и т.д.
Другие нормы, установляя обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим, как нечто им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное - обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы.
Таковы, например, нормы, соответствующие изречениям: «Как по общему закону никто не может быть без суда лишен прав, ему принадлежащих, то всякий ущерб в имуществе и причиненные кому-либо вред или убытки с одной стороны налагают обязанность доставлять, а с другой стороны производят право требовать вознаграждение».
Нормы первого рода, односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, мы будем называть нравственными нормами.
Нормы второго рода, обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовыми или юридическими нормами.
Двойственный, обязательно-притязательный характер правовых норм отражается иногда в юридической речи, в изречениях, выражающих содержание правовых норм в весьма наглядной и поразительной форме, состоящей в том, что содержание подлежащей нормы сообщается путем двух предложений: одного, указывающего на обязанность одной стороны, и другого, указывающего на притязание, право другой стороны.
Такую форму выражения юридических норм... можно назвать обязательно-притязательной, императивно-атрибутивной или полной, адекватной редакцией юридических норм.
Государственная власть есть, как указано было выше, социально служебная власть. Она не есть «воля», могущая делать что угодно, опираясь на силу, как ошибочно полагают современные государствоведы, а представляет собою приписываемое известным лицам правовою психикою этих лиц и других общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга заботы об общем благе.
Важнейшим служением общему благу со стороны государственной власти... является служение праву; и государственная власть есть власть служебная прежде всего и преимущественно по отношению к правам граждан и праву вообще.
Вообще государственная организация, представляя явление правовой, императивно-атрибутивной, психики, развивается сообразно потребности в прочном и обеспеченном осуществлении атрибутивной функции системы правовых норм, наделяющих отдельных индивидов и их группы известными совокупностями личных и материальных благ, и имеет служебный по отношению к соответственному праву характер.
С атрибутивной природой правовой психики связана потребность в суде, в беспристрастном разбирательстве правовых дел и авторитетном фиксировании соответственных прав и обязанностей.
И этой потребности правовой психики служит государственная Власть и удовлетворяет ее в особенно развитой и приспособленной форме. Она доставляет и обязана доставлять гражданам не только силу для защиты их прав, но «суд и расправу», упорядоченное, нормированное правом, беспристрастное рассмотрение и авторитетное решение подлежащих вопросов, причем, для этого не требуется обоюдного добровольного согласия на судебное разбирательство двух сторон, а достаточно требования одной стороны.
Это, в свою очередь, дальше содействует правильному и неуклонному осуществлению атрибутивной функции права. К тому же с обязанностью доставлять гражданам суд и расправу сочетается обязанность государственной власти ограждать их от самовольного применения к ним принуждения и репрессий со стороны других и помимо установленного для этого порядка, от самоуправства и саморасправы со стороны потерпевших и т.д.; граждане имеют право на то, чтобы они не подвергались насилиям со стороны других сограждан, чтобы принуждение и репрессии могли быть к ним применяемы только со стороны надлежащих представителей общественной власти в определенных правом случаях и притом обыкновенно лишь по рассмотрении дела судом.
Наконец, организация власти способствует и более полному удовлетворению потребности в развитии однообразного и точно определенного правового шаблона и осуществлению соответственной унификационной тенденции, связанной, как тоже было выяснено выше, с атрибутивной природой права. Удовлетворению этой потребности и вообще совершенствованию права служит законодательная функция государственной власти или «законодательная власть», создавая позитивную правовую нормировку для тех областей и вопросов, которые прежде были лишены таковой, определяя, какое позитивное право в каких областях должно быть применяемо, и т.д.
В некоторых областях действия правовой психики, например, в области интимной жизни, разных взаимных прав и обязанностей на почве любви и т.п. ...официальное вмешательство представителей власти, грубые меры принуждения и т.д. являются неуместными и недопустимыми.
Некоторые же явления правовой психики имеют такой характер, что они не только не требуют и не заслуживают официальной поддержки, но должны встречать со стороны государственной власти отрицательное отношение и преследование во исполнение ее долга служения общественному благу, преступное право.
Сообразно с этим с развитием государственной власти и организации происходит внутри государственного союза дифференциация права, разделение его на две категории, на 1) право, подлежащее применению и поддержке со стороны представителей государственной власти, по долгу их общественного служения, и 2) право, лишенное такого значения в государстве,
Право первого рода мы назовем условно официальным правом, право второго рода - неофициальным правом. Как видно из предыдущего изложения, официальное право является не только привилегированным правом в государстве, но вместе с тем таким правом, которое отличается лучшею приспособленностью к удовлетворению потребностей, коренящихся в атрибутивной природе права вообще; оно является в этом смысле правом высшего сорта по сравнению с неофициальным правом.
Указанного деления права на две категории и развития официального права с его преимуществами не существует в сфере правовых отношений между государствами, в области т. н. международного права, определяющего взаимные права и обязанности между самостоятельными и друг от друга независимыми социальными организациями - государствами.- (из: Теория права и государства в связи с теорией нравственности).
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Московский Государственный Областной Университет
по дисциплине “Теория государства и права “
Петражицкий Лев Иосифович : Биография и политико-правовые взгляды
петражицкий психологический право общественный
Выполнили: Кирильчук Анастасия Викторовна, Черникова Ирина Александровна
Биография
Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Колонтаево Витебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.
После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898--1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете.
По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны. В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК.
От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.
В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.
Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.
Научная деятельность
Психология. Правоведенье. Первые работы Л. И. Петражицкого были посвящены гражданскому праву. Но постепенно его исследования переходят в область общей теории права. Автор психологической теории права. Л. И. Петражицкий дает следующее определение права: мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер.
Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, то есть психическую деятельность индивидуального характера.
Петражицкий отрицал объективный, естественноисторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту».
Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений -- права, власти, идеала, наказания и т. п. Л. И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.
Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, -- считал Л. И. Петражицкий, -- являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект -- это продукты эволюции эмоций.
Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект -- групповая, „народная психика“ с её „нормами -- законами“, которые и определяют мотивацию».
По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Долгое время, объяснял Л. И. Петражицкий, взаимодействие «норм -- законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражцкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое - санкционировано государством, оно отстает в своем изменении от изменения духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией и т.п.
Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Действие права как психического фактора общественной жизни состоит, во-первых, "в возбуждении или подавлении мотивов к различным действиям и воздержаниям, во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других. С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни.
Цель развития права - "нравственное совершенство человечества", однако нравственная мотивация, хоть и является идеалом, все же не имеет такой силы, как правовая.
Для успешного использования права, по мнению Петражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, "в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации", во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей.
В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми. Для эффективности законодательства, прежде всего, необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Изучение причин появления психологической школы правовых учений. Биографические данные и научные труды Л.И. Петражицкого. Характеристика элементов психики и этических эмоций: обязанность и норма. Анализ политики права, как особой отрасли правоведения.
контрольная работа , добавлен 27.01.2010
Философская и юридическая сущность психологической теории права, ее сравнение с другими правовыми учениями. Соотношение права с эмоциями, нравственностью и справедливостью. Анализ эвристического и гносеологического потенциала теории Л.И. Петражицкого.
дипломная работа , добавлен 18.06.2013
Сущность и содержание понятий естественного, божественного и положительного права, права народов по теории Фомы Аквинского. Различия между государством и частными союзами по теории М.М. Сперанского. Основные понятия теории права Л.И. Петражицкого.
контрольная работа , добавлен 15.11.2009
Исследование основных направлений развития политико-правовой мысли XIX - начала XX веков. Характеристика взглядов Л.И. Петражицкого на право. Психологическая теория права и её критика. Творческое наследие правоведа и современное осмысление его идей.
дипломная работа , добавлен 22.11.2015
Обзор существующих теорий происхождения права. Понятие, сущность и общая характеристика теории права Л.И. Петражицкого. Право как фактор и продукт социально-психологической жизни. Деление права на интуитивное и позитивное. Позитивное право и его виды.
реферат , добавлен 15.10.2014
Биография и творчество Л.И. Петражицкого. Развитие психологической теории. Методологические и философские основы теории. Право как фактор и продукт социально-психологической жизни. Право и нравственность. Политика права как особая отрасль правоведения.
курсовая работа , добавлен 06.02.2012
Право как фактор и продукт психической и социальной жизни. Понятия права и нравственности. "Эмоциональная теория" Петражицкого. Недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки законов.
контрольная работа , добавлен 09.02.2015
Психологическая теория возникновения права в работах Петражицкого Л.И. Проблемные аспекты объективности данной концепции. Общие черты субъективных прав и законных интересов. Значение и роль теории для современной науки и правоприменительной практики.
контрольная работа , добавлен 18.07.2016
Источник права как деятельность, посредством которой поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и обязательными. Характеристика нормативного акта с позиции доминирующего источника права. Судебный прецедент.
реферат , добавлен 13.06.2011
Л.И. Петражицкий - профессор юридического факультета Петербургского университета. Металогические и философские основы его теории, разработка идеи политики права. Элементы психики и этические эмоции. Понятие права и его отличие от нравственности.