Типовая инструкция для водителей автомобилей. Инструкция по охране труда для водителей всех типов автомобилей общие требования безопасности
По данным проводимого министерством труда и социального развития Краснодарского края мониторинга состояния условий и охраны труда в последние годы в крае отмечается высокий уровень производственного травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Анализ травматизма по видам происшествий, приведших к несчастным случаям со смертельным исходом показывает, что на протяжении последних трех лет, транспортные происшествия составляют более 35% от общего числа погибших, т.е. практически погибает каждый третий работник.
Исходя из выше перечисленного, работодателям необходимо усилить контроль по мероприятиям направленным на охрану труда водителей. Отделом трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями напоминает, что управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности.
К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.
К выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.
Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.
Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Требования к обучению водителей по охране труда
Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.
ПРИМЕР
Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.
Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.
Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.
Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте.
А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.
Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе он не допускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.
Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат. Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.
Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.
При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.
Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.
Если у водителя транспортного средства, помимо школьного аттестата и водительского удостоверения, нет другого профессионального образования, такой водитель должен быть направлен в учебный центр на 72-часовую подготовку по охране труда. Только после этой подготовки в этом учебном центре ему будет присвоена группа по электробезопасности. Внутри организации таким «школьникам» выдавать вторую группу запрещено Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Предрейсовые медосмотры
Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.
Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя
Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.
Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
- повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
- нагретые до высокой температуры части двигателя;
- горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
- повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
- неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
- вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
- острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
- электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
- неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).
Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.
Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.
Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
Действия водителя в нештатных ситуациях
В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.
Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации
При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:
- Сообщить непосредственному руководителю. В соответствии со статьей 21 ТК РФ, работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
- Эвакуация пострадавшего с места происшествия или немедленное освобождение от воздействующего опасного фактора. Выполнение неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
- Вызвать бригаду скорой медицинской помощи или спасателей по телефону 112.
- Запросить у пострадавшего (при наличии сознания) разрешение на оказание первой помощи. По возможности, оказать первую помощь пострадавшему, которая включает в себя оценку состояния пострадавшего, осмотр и оказание помощи в зависимости от состояния и характера повреждения.
- Обеспечить транспортировку в лечебное учреждение (в случае, если нет возможности вызвать бригаду спасателей или скорой помощи, или их подъезд к месту происшествия невозможен).
- Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
- При проведении расследования несчастных случаев, во время процедуры опроса очевидцев, давать полную и правдивую информацию для надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Инструктажи являются неотъемлемой частью обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 22 Приказа Минтранса РФ № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» — субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей . Всего существует четыре документа регламентирующих инструктажи:
1. Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Этот документ не имеет официального статуса, а значит и не имеет юридической силы. Здесь упоминается этот документ только лишь потому что это «Руководящий документ», то есть он может нести только рекомендательный характер, но некоторые специалисты при составлении инструкций продолжают ориентироваться на него как на основной.
2. Приказ Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» (ГОСТ 12.0.004-2015). Действующий документ, но так же носит рекомендательный характер, к нему вернемся позже.
Руководителям и специалистам, ответственным за обеспечение БДД, в своей деятельности следует руководствоваться следующими двумя документами:
3. Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 года № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте».
Именно эти два последних документа являются основополагающими. Разберем их более подробно.
Но сначала нужно четко разделить инструктажи по охране труда (ОТ) и инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД) .
Инструктажи по охране труда проводятся с абсолютно всеми сотрудниками организации, в том числе и с водителями и предназначены для предупреждения травматизма и улучшения условий пребывания на рабочих местах. Инструктажи по охране труда проводит сотрудник организации прошедший соответствующее обучение.
Инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся только с водителями и лицами допущенными к управлению транспортными средствами. Основная тематика инструктажей связана с безаварийной эксплуатацией транспортных средств. Инструктажи по БДД проводит сотрудник организации прошедший соответствующее обучение.
Начнем с Приказа Минтранса РФ № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». В этом документе, в пунктах с 16 по 23 подробно прописана вся необходимая информация об инструктажах по безопасности дорожного движения:
16. Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:
- о погодных условиях движения на маршруте;
- о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;
- о местах стоянки транспортных средств;
- о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;
- о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;
- о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;
- о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.
17. Информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.
18. Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
- общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
- требования по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к водителю, осуществляющему деятельность у данного субъекта транспортной деятельности;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
- порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
- нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
- особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха (для пассажирских перевозок);
- основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
- документы, необходимые для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов.
19. Предрейсовый инструктаж проводится:
- при отправлении водителя по маршруту движения впервые;
- при перевозке детей;
- при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
- условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
- безопасность движения в период каникул учащихся;
- информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами;
- меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
- действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам);
- особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
- особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
- особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
20. Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год — в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
21. Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях:
- вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;
- изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;
- получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
- совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.
При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.
22. Субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.
23. Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте». В этом документе, в пункте 6 прописана информация об инструктаже по охране труда:
Работодатель обязан обеспечить:
- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
Инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД)
В приказе Минтранса № 7 сказано о четырех видах инструктажей по безопасности дорожного движения:
- Вводный;
- Предрейсовый;
- Сезонный;
- Специальный инструктаж.
Инструктажи по БДД фиксируются в журнале, форма которого не определена, но в пункте 23 Приказа Мирнтранса № 7 есть указание какие сведения должны фиксироваться при проведении инструктажей: «Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения».
То есть журнал регистрации инструктажа должен обязательно содержать следующие графы:
- Дата;
- Вид инструктажа;
- Должность инструктируемого;
- Фамилия, имя, отчество инструктирующего;
- Должность инструктирующего;
- Подпись инструктирующего;
- Подпись инструктируемого.
Инструктажи по охране труда (ОТ)
В пункте 10 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 6.02.2018 № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» сказано следующее:
- К выполнению работ и осуществлению производственных процессов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Виды инструктажей и формы журналов по охране труда этими документами не определены, но для того чтобы у надзорных органов не возникало вопросов о формах журналов инструктажей необходимо воспользоваться формами А.4 и А.5 из ГОСТ 12.0.004-2015 утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст:
Журнал регистрации вводного инструктажа:
- Дата;
- Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
- Год рождения;
- Профессия и должность инструктируемого;
- Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый;
- Подпись инструктирующего;
- Подпись инструктируемого.
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте:
- Дата;
- Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
- Год рождения;
- Профессия, должность инструктируемого;
- Вид инструктажа (первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый);
- Причина проведения внепланового инструктажа;
- Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
- Подпись инструктирующего;
- Подпись инструктируемого;
- Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).
Количество и формы журналов инструктажей определены. Далее необходимо разработать непосредственно сами инструкции и положение о проведении инструктажей. Положение о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями - это внутренний нормативный документ. В положении раскрываются утвержденные виды инструктажей в организации, их содержание, порядок проведения инструктажей, место и время проведения. Положением может назначается лицо, отвечающее за проведение инструктажей. Так же в положении включены инструкции по безопасности дорожного движения. Положение ограничивает допуск водителей к управлению автомобилем без прохождения ими соответствующих инструктажей.
Ниже представлен примерный перечень инструкций которые должны быть включены в положение о проведении инструктажей.
- Инструкция по проведению водного инструктажа;
- Инструкция по проведению предрейсового инструктажа;
- Инструкция об особенностях работы водителя в весенне-летний период;
- Инструкция об особенности работы водителя ТС в осенне-зимний период;
- Инструкция по мерам безопасности при движении в темное время суток;
- Инструкция по безопасности движения и технике безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы;
- Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
- Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
- Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте;
- Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
Положение о проведении инструктажей вместе с инструкциями необходимо утвердить приказом по организации.
Подведем итог. Для того чтобы полностью закрыть вопрос инструктажей по безопасности дорожного движения необходимо иметь следующую документацию:
- Инструкции для проведения инструктажей водителей;
Что касается инструктажей по охране труда то в организации должна быть следующая документация:
- Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей;
- Положения о проведении инструктажей;
- Инструкции для проведения инструктажей;
- Журнал регистрации вводного инструктажа по ОТ;
- Журнал регистрации инструктажа по ОТ на рабочем месте.
Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД» , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Так же на сайте www.сайт можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.
В том числе в пакет так же входят все необходимые документы для организации инструктажей.
1.Безпасность дорожного движения
- Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей для водителей;
- Положения о проведении инструктажей для водителей;
- Инструкции для проведения инструктажей водителей по БДД (10 шт.);
- Журнал регистрации инструктажа по БДД.
2.Охрана труда
- Инструкции для проведения инструктажей по охране труда (14 шт.);
- Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
- Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.
Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты» , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Водитель, занятый перевозками, грузов или персонала, несет ответственность за сохранность грузов или здоровье пассажиров. Его трудовая деятельность проходит в условиях повышенной опасности. Расскажем, как составить инструкцию по охране труда, что в ней учесть и где скачать образец.
Читайте в нашей статье:
Кто готовит и кто утверждает инструкцию по охране труда водителя автомобиля
Инструкция по охране труда (ИОТ) составляется непосредственным руководителем работника или транспортного подразделения. Эта обязанность зафиксирована в его должностной инструкции. Также составление ИОТ может быть поручено главному инженеру, это зависит от структуры предприятия. Важно, чтобы ответственный за подготовку был компетентен в организации труда водителей, знал все вредные/опасные факторы их работы и т.д.
ИОТ создается не одним должностным лицом единолично, специалисту по охране труда следует оказывать ему методическую помощь. Кроме того, если в организации имеется профсоюз, необходимо учесть мнение этой инстанции.
Работодатель, столкнувшись с потребностью разработать ИОТ, должен назначить ответственного сотрудника. Для этого выпускается приказ, в котором перечисляются все лица, которые будут задействованы в процессе создания ИОТ, обозначаются конкретные сроки выполнения. После всех необходимых согласований данный документ подлежит утверждению. Здесь возможны два варианта. Руководитель предприятия может либо заполнить предусмотренный гриф утверждения на проекте документа.
Охрана труда для водителей
Работа водителя связана с рисками не только для жизни и здоровья его собственными. Он перевозит ценные грузы или людей. Поэтому охрана труда предъявляет серьезные требования к самому водителю, а также к условиям его работы. За нарушение этих требований неизбежно наказание. Как минимум, это будет дисциплинарное взыскание, а в некоторых случаях .
Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя
Во время работы водитель подвергается риску воздействия целого ряда вредных и опасных факторов. Перечислим их:
- Само транспортное средство, другие участники дорожного движения.
- Все используемые для обслуживания автомобиля .
- Высокая температура двигателя. Пар, горячие жидкости, возникающие в процессе эксплуатации и ремонта машины. Связанная с транспортным средством пожароопасность.
- Специфика рабочего места – статичная поза, неблагоприятный микроклимат, плохое освещение, вредные вещества (бензин или другое топливо, охлаждающая жидкость, масло и т.д.), .
- Специфика места обслуживания автомобиля – скользкий пол, острые углы, опасность падения груза (при погрузочных работах или если машина вывешена на домкрате), возможные физические перегрузки.
Все эти факторы не могут не влиять на здоровье. Поэтому плановый медосмотр водители проходят регулярно, 1 раз в два года (п. 27 приложение 2 к ). Помимо оценки физического здоровья, эти работники должны регулярно проходить психиатрическое освидетельствование (согласно "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденному Минздравом Приказом № 302н).
Большое влияние должно уделяться правилам использования защитных средств, их соответствию выявленным вредным факторам. Также немаловажен график работы, строгое соблюдение нормативов труда и отдыха, здоровый образ жизни в целом.
Помимо базовых требований ОТ, в зависимости от специфики деятельности предприятия, могут применяться дополнительные. Работодатель обязан организовать целевые инструктажи по охране труда каждый раз, когда шоферу необходимо работать в нетипичных условиях.
Требования ОТ
Водитель должен соответствовать целому перечню условий:
1. Достижение совершеннолетия.
2. Отсутствие противопоказаний по здоровью, .
3. Наличие аттестата о среднем образовании, водительского удостоверения требуемой категории, профессионального образования. Если последнего нет – работник направляется в специализированный центр на 72-часовое обучение по охране труда.
4. Знание требований охраны труда в части устройства и эксплуатации машины, ее техобслуживания. В это понятие включены безопасные методы разборки транспортного средства, работа с техническими жидкостями, правила безопасности при работе с инструментом.
5. Прохождение всех необходимых инструктажей и проверок знания требований ОТ: целевых, вводных, первичных и т.д. Допускать выход на линию работника, не подтвердившего свою квалифицированность и компетентность в охране труда, нельзя. График инструктажей разрабатывается работодателем. Напомним, что все без исключения водители должны 1 раз в 3 месяца проходить повторные инструктажи. Если произошло ЧП или был допущен перерыв в работе – обязателен внеплановый инструктаж по ОТ
При плохом самочувствии, остром заболевании водитель обязан:
- сообщить непосредственному руководителю;
- обратиться за врачебной помощью.
При несчастном случае с кем-то из коллег водитель обязан:
- Сообщить руководителю.
- Эвакуировать пострадавшего или максимально предотвратить дальнейшее воздействие опасного фактора.
- Вызвать скорую медицинскую помощь.
- Оказать первую помощь пострадавшему, по возможности запросив его разрешения. В компетенцию водителя входит умение пользоваться . Сейчас она практически полностью состоит из перевязочных средств, а лекарственные препараты изъяты из состава (после введения в действие ). Приложения к этому приказу регламентируют состав аптечки и правила ее использования.
- При необходимости обеспечить перевозку пострадавшего в медицинское учреждение.
- «Законсервировать» место происшествия для дальнейшего расследования и дать объективные показания, ничего не умалчивая.
При выявлении нарушений норм охраны труда, которые явно могут повлиять на жизнь и здоровье, водитель обязан:
- сообщить руководителю;
- покинуть опасное место, прекратив работу.
Как подготовить ИОТ водителя
Для разработки ИОТ важно понимать, что она должна быть логичной и не содержать двусмысленных формулировок. Собранный в инструкции объем информации должен давать четкие алгоритмы действий.
Основой для ИОТ служат типовые отраслевые инструкции, согласно п. 5.3. Методических рекомендаций, утвержденных . Это, например, ТОИ Р-200-01-95 Т – типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей. На ее основе с учетом конкретики предприятия разрабатываются локальные инструкции.
Образец инструкции по охране труда водителя-экспедитора
Наши специалисты подготовили для вас образец ИОТ для водителя-экспедитора. Он занят не только перевозкой грузов, но несет ответственность за его сохранность и доставку. Следовательно, к этому сотруднику предъявляются повышенные требования, которые отражаются и в инструкции по охране труда.
Скачать>>>
Скачать в.doc
Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!
Инструкция №___
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для водителя автомобиля
1. Общие требования охраны труда
1.1. К управлению автомобилем допускаются лица:
- не моложе 18 лет;
- прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к выполнению данной работы;
- обученные по программе обучения водителя автомобиля;
- имеющие соответствующее водительское удостоверение;
- прошедшие стажировку;
- прошедшие проверку знаний безопасных методов работы;
- прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, допущенные к самостоятельной работе.
1.2. Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проверке знаний или после проведения инструктажей, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны повторно пройти проверку знаний или инструктаж.
1.3. Водитель автомобиля должен знать:
- инструкцию по охране труда для водителя автомобиля;
- должностную инструкцию водителя автомобиля;
- инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля;
- правила дорожного движения;
- инструкцию по охране труда при работе с ручным слесарно-кузнечным инструментом;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила применения средств индивидуальной защиты;
- правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях;
- правила противопожарного режима;
- правила личной гигиены;
- опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемой работой.
1.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утвержденными работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.5. Водителю запрещается:
- управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения. Такие водители к дальнейшей работе не допускаются;
- распивать спиртные напитки в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
- передавать управление автомобилем другим лицам без разрешения администрации, использовать автомобиль в личных целях;
- отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;
- устранять неисправности под поднятым кузовом самосвала, если отсутствуют упорные устройства под кузов.
1.6. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.7. Водитель при назначении на работу должен получить у администрации предприятия инструкцию по охране труда, инструкцию по эксплуатации автомобиля, технический паспорт и спецодежду.
1.8. В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих факторов:
- движущиеся машины и механизмы;
- перевозимые и складируемые грузы;
- повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенное содержание паров этилированного бензина;
- движущиеся части механизмов, электропроводов и токоведущих частей электроприборов автомобиля.
1.9. Водитель обязан:
- соблюдать требования настоящей инструкции, норм и правил;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и пожарную безопасность;
- немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья;
- проходить периодический (1 раз в 2 года) медицинский осмотр;
- знать правила и порядок поведения при пожаре;
- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- не допускать на рабочее место посторонних лиц;
- курить в специально отведенных местах;
- нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.
1.11. Не касаться находящихся в движении частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов.
1.12. При прохождении и проезде по территории предприятия пользоваться только установленными проходами и проездами.
1.13. Не стоять и не проходить под поднятым грузом.
1.14. При выезде на линию иметь при себе:
- удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
- регистрационные документы на транспортное средство;
- путевой или маршрутный лист.
1.15. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.
1.16. За нарушение требований инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1 Перед выездом на линию водитель автомобиля должен:
- пройти предрейсовый медосмотр;
- получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза;
- проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля.
2.2 Перед пуском двигателя водитель автомобиля должен:
- отключить и отсоединить элементы подогрева;
- затормозить автомобиль стояночным тормозом;
- поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
- проверить герметичность системы питания;
- проверить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).
2.3 Водитель автомобиля может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.
2.4 При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель автомобиля должен соблюдать следующие требования безопасности:
- не брать рукоятку в обхват;
- пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
- при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
- не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.
2.5 Водителю автомобиля запрещается:
- производить пуск двигателя путем буксировки;
- подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;
- эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Не допускать к ремонту автомобиля и пуску двигателя рукояткой посторонних людей.
3.2. При запуске двигателя с помощью рукоятки не охватывать пусковую рукоятку большим пальцем.
3.3. Не разрешать грузчикам или пассажирам сходить и садиться на ходу автомобиля, проезжать на подножках и крыльях машины или стоя в кузове.
3.4. При укладке и увязке груза в кузове оставлять место для перевозки грузчиков.
3.5. В кузове тягача прицепа и прицепной тележки перевозка людей запрещена.
3.6. При любой остановке автомобиль должен быть поставлен на ручной тормоз.
3.7. Не грузить автомобиль, прицепы и тележки сверх установленных габаритов и грузоподъемности. Запрещается тягачами транспортировать более двух тележек.
3.8. При погрузке и разгрузке машины грузоподъемными механизмами не находиться в кабине автомобиля и не производить ее обслуживание.
3.9. Подавать звуковой сигнал:
- при въезде и выезде из ворот предприятия, склада;
- в начале движения с места, если в кузове или вблизи автомобиля находятся люди;
- при движении задним ходом;
- в местах ограниченной видимости;
- во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
3.10. Пользоваться только установленными проездами и переездами. Запрещается пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах. Запрещается также ставить автомобиль на железнодорожном пути или двигаться по нему.
3.11. При приближении к переезду снижать скорость и переезжать его со скоростью не более 5 км/ч, предварительно убедившись в полной безопасности для движения.
3.12. Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля.
4. Требования безопасности при техническом обслуживании автомобиля
4.1. При ремонте и обслуживании автомобиля водителю запрещается выполнять без специального разрешения мастера следующие работы:
- обработку металлов на сверлильном станке, ручным пневматическим инструментом, ручным электроинструментом;
- заточку инструмента на наждачных точилах;
- работы с применением грузоподъемных машин;
- газоэлектросварочные работы.
Для выполнения указанных выше работ требуется специальное обучение и инструктаж о мерах безопасности в объеме специальных инструкций по данным работам.
4.2. Перед началом работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля привести в порядок рабочую одежду.
Работать в легкой обуви запрещается.
4.3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.
4.4. При пользовании переносной электролампой проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка.
Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.
4.5. Если вблизи рабочего места проводятся электросварочные работы, то необходимо устанавливать щит (ширму) для защиты глаз и лица от светового действия электрической дуги.
4.6. При установке автомобиля на ремонтную яму все бензобаки должны быть закрыты огнеупорными чехлами.
Во время работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.
4.7. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.
4.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при снятии колес и т.п.) под раму автомобиля установить специальные металлические козлы.
4.10. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и вязкой почве под домкрат подкладывать толстые широкие доски, обеспечивающие устойчивое положение домкрата, под колеса автомобиля должны быть подложены клинья.
4.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.
4.12. При работе под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля.
4.13. При работе лежа под автомобилем использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.
4.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.
4.15. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.
4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать исправные подъемно-транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.
4.17. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на смотровой канаве:
- проверить правильность установки колес по отношению направляющих;
- поставить автомобиль на тормоза и положить под колеса распорные клинья;
- убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.
4.18. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.
4.19. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки козел под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.
4.20. Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без установки специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания. Применять вместо специальных подставок случайные предметы (ломы, куски металла и др.) запрещается.
4.21. Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать стружку голой рукой запрещается.
4.22. Во избежание загазованности воздуха не допускать продолжительную (более 5 мин) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.
4.23. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать инструкцию по охране труда для работающих с этилированным бензином.
5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
5.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель автомобиля должен:
- немедленно прекратить работу и известить непосредственного руководителя о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был;
- оперативно принять меры по устранению причины аварии или ситуации, которая может привести к авариям или несчастным случаям.
5.2 При возникновении в здании пожара, задымлении:
- немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.
- открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.
- приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
- организовать встречу пожарной команды.
- покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.
5.3 При несчастном случае:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).
6. Требования безопасности по окончании работы
6.1.По окончании работы водитель должен:
- сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку.
- о всех замеченных при работе недостатках доложить механику гаража или диспетчеру.
- привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.
- обо всех замеченных неисправностях сообщить сменщику или механику.
- после окончания всех работ руки и лицо вымыть теплой водой с мылом.
· немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья,
· проходить периодический (1 раз в 2 года) медицинский осмотр,
· знать правила и порядок поведения при пожаре,
· уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения,
· не допускать на рабочее место посторонних лиц,
· курить в специально отведенных местах,
· не допускать распития спиртных напитков в рабочее время,
· уметь оказывать первую помощь пострадавшим,
1.17. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.
1.18. За нарушение требований инструкции водитель несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед выездом на линию водитель автомобиля должен:
2.1.1. Пройти предрейсовой медицинский осмотр,
2.1.2. Получить путевой лист,
2.1.3. Предъявить непосредственному руководителю удостоверение о проверке знаний,
2.1.4. Получить целевой инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза,
2.1.5. Надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы, застегнуть обшлага рукавов, надеть спецобувь, и другие средства индивидуальной защиты, согласно выполняемой работе,
2.1.6. Совместно с механиком проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить отметку в путевом листе.
2.2. При осмотре автомобиля особое внимание следует обратить на:
· исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.,
· отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости,
· давление воздуха в шинах и их исправность,
· укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем, огнетушителем, аптечкой и их исправность и комплектность.
2.3. Перед пуском двигателя водитель автомобиля обязан:
· отключить и отсоединить элементы подогрева,
· затормозить автомобиль стояночным тормозом,
· поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение,
· проверить герметичность системы питания;
· проветрить подкапотное пространство.
2.4. Водитель автомобиля может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.
2.5. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:
· не брать рукоятку в обхват,
· пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх,
· при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание,
· не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.
2.6. Водителю запрещается:
· производить пуск двигателя путем буксировки,
· подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем,
· эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. При работе на линии водитель автомобиля должен:
3.1.1. Начинать движение автомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле – самосвале, дополнительно, только при опущенном кузове.
3.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова автомобиля.
3.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
3.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.
3.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.
3.1.6. Перед подачей автомобиля назад подать звуковой сигнал и убедиться, что этот маневр не создаст опасности, и что поблизости нет людей.
3.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.
3.1.8. Открывать пробку радиатора на горячем двигателей в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.1.9. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
3.1.10. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством, засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.1.11. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.
3.1.10. При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.1.11. Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля прибегать к помощи другого лица.
3.1.12. Получить дополнительный инструктаж от непосредственного руководителя, при направлении на работу в отрыве от основной базы, на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в условиях бездорожья в соответствии с действующими «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте».
3.1.13. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.
3.1.14. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля.
3.1.15. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов – потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.
3.1.16. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).
3.1.17. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или наращенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.
3.1.18. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.
3.1.19. Следить, чтобы ящичный, катко-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.
3.1.20. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.
3.1.21. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями. Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.
3.1.22. Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
3.1.21. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами – роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.
При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.
3.1.22. Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п.
3.1.23. При отсутствии колесо отбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое он может подъезжать для разгрузки.
3.1.24. Ставить свой автомобиль не ближе 1м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой. При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5м между зданием и автомобилем и не менее 1м между штабелем груза и автомобилем. При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.
3.1.25. Следить за тем, чтобы загрузка полуприцепа велась с его передней части, а разгрузка – с задней.
3.1.26. В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.
3.1.27. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.
3.1.28. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
3.1.29. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
3.1.30. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).
3.1.31. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.2. При работе в зимнее время года:
3.2.1. Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС должны проводиться, как правило, в отапливаемых помещениях.
3.2.2. При проведении этих работ в неотапливаемых помещениях, либо на открытом воздухе, если они проводятся лежа под АТС или стоя на коленях, необходимо применять утепленные маты.
3.2.3. Для предупреждения случаев обмораживания при устранении неисправностей в пути следует работать только в рукавицах.
3.2.4. При заправке АТС топливом заправочные пистолеты следует брать в рукавицах, соблюдая осторожность, не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.2.5. При работе в зимнее время не допускается:
· выпускать в рейс АТС, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;
· прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц;
· подогревать двигатель открытым пламенем;
· перевозить пассажиров, грузчиков и работников, сопровождающих грузы, в открытом кузове.
3.3. Движение по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправам через водоемы
3.3.1. Организация движения по ледовым переправам и зимним автомобильным дорогам (автозимникам) осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.
3.3.2. Работодатель перед направлением автотранспортных средств (АТС) в рейс по зимним автодорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций и т.п., а также помещений для отдыха по всему пути следования.
3.3.3. Движение АТС по трассе ледовой переправы организуется в один ряд. При этом дверцы АТС должны быть открыты, а ремни безопасности — отстегнуты.
3.3.4. Не допускается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
3.3.5. Не допускаются на ледовой переправе какие-либо остановки АТС. Неисправные АТС должны быть немедленно отбуксированы на берег тросом длиной не менее 50 м.
3.3.6. В случае обнаружения трещин на ледовой переправе водитель обязан немедленно сообщить об этом работникам дороги и администрации своей организации.
3.3.7. На ледовой переправе не допускается:
· заправлять АТС топливом и смазочными материалами;
· сливать горячую воду из системы охлаждения на лед; при необходимости воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову;
· перемещение АТС в туман или пургу и самовольные изменения маршрута движения;
· остановки, рывки, развороты, обгоны других АТС.
3.3.8. В условиях бездорожья одиночное автотранспортное средство не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.
3.3.9. Переправа АТС через водоемы по наплавным мостам и на других плавсредствах должна производиться в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
3.3.10. Не допускается въезд на паром, нахождение на нем и выезд АТС с людьми, кроме водителя, а также посадка людей на АТС, находящееся на пароме. После въезда на паром двигатели АТС должны быть выключены. Включение двигателей разрешается только перед выездом АТС с парома. АТС на пароме должны быть заторможены стояночным тормозом. Запрещается оставлять АТС с дизельными двигателями с включенной передачей. Под колеса АТС, расположенных у въезда выезда с парома, должны подкладываться деревянные или сварные металлические клинья или должны быть предусмотрены конструкции подъемных ограждений, обеспечивающих удержание АТС от падения в воду при его случайной подвижке.
3.3.11. Провоз на паромных переправах и пропуск по наплавному мосту АТС с взрывоопасными, горючими, ядовитыми веществами и другими опасными грузами должен осуществляться в индивидуальном порядке. Нахождение на пароме при их перевозке пассажиров и других АТС запрещается.
3.3.12. Ответственность и обеспечение безопасности во время движения по ледовым переправам, автозимникам и переправам АТС через водоемы возлагается на руководство организаций, в ведении которых они находятся.
3.3.13. Водители обязаны выполнять указания работников, ответственных за движение по ледовым переправам, автозимникам и переправам через водоемы.
3.3.14. Переправа колонны АТС вброд должна осуществляться после проведения подготовки, организуемой работником, ответственным за соблюдение требований безопасности, при этом осуществляются выбор и разработка плана переправы.
3.3.15. Все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее осуществлении.
3.3.16. Брод необходимо обозначить вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы брода. Проверенная ширина брода должна быть не менее трех метров.
3.3.17. Место брода, при регулярном пользовании им, должно быть помечено указателем «БРОД» с двух сторон.
3.3.18. Переправа вброд грузового автомобиля разрешается при глубине брода не более 0,8 м и при скорости течения воды не более 0,7 м/с.
3.3.19. Одиночные АТС могут переправляться вброд только в местах, обозначенных табличкой «БРОД», при этом водитель должен убедиться, что глубина брода и скорость течения воды не превышает установленных норм.
3.3.20. Не допускается:
· встречное движение при переправе вброд;
· переправа через водные преграды любой ширины в паводки, во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода и при скорости ветра более 12 м/с.
3.4. Водителю автомобиля запрещается:
· выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
· на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;
· допускать работу двигателя на смеси двух топлив – бензина и газа (за исключением газодизельного);
· курить в кабине, салоне автомобиля;
· перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
· загораживать грузом двери кабины;
· перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;
· перевозить детей в кузове грузового автомобиля даже оборудованного для перевозки людей;
· перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей, больше чем это указано в паспорте завода – изготовителя;
· перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;
· ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;
· подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением и стучать по ним металлическими предметами;
· допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.
· работать лежа на полу (земле) без лежака;
· выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;
· выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых — страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;
· оставлять АТС после окончания работ, вывешенными на подъемниках;
· подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
· снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС;
· проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
· поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;
· поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;
· снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;
· поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;
· работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
· оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;
· работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
· пускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове;
· производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;
· проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
· сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении аварийной ситуации (ДТП, пожар, поломка оборудования, несчастный случай и др.) водитель автомобиля обязан:
4.1.1. Немедленно сообщить начальнику, механику (непосредственному руководителю) о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.
4.1.2. В случае возникновения очага возгорания, поломки оборудования, потере устойчивости узлов и агрегатов автомобиля, несчастного случая и других аварийных ситуаций водитель обязан:
· приостановить работы;
· приступить к эвакуации людей из опасной зоны, покинуть опасную зону самому;
· принять меры к ликвидации аварийной ситуации, тушению пожара первичными средствами пожаротушения;
· обеспечить сохранность обстановки аварийной ситуации или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки;
· немедленно сообщить руководителю работ (при работе по наряду-допуску), механику или начальнику о случившемся.
4.1.3. В случае возгорания горючесмазочных или других материалов использовать первичные средства пожаротушения.
4.1.4. Тушить горящее топливо водой запрещается. При невозможности затушить очаг пожара собственными силами водитель вызывает пожарную охрану.
4.1.5. Водитель обязан оказать себе или другому пострадавшему при несчастном случае на производстве первую помощь согласно «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве», доставить его в ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости, вызвать бригаду «Скорой помощи».
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. По окончании работы водитель автомобиля обязан:
· собрать инструмент, приспособления, примененные во время работы, очистить их от грязи и убрать в отведенные для их хранения места;
· после постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку выключить зажигание и отключить «массу»;
· перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива;
· провести уборку рабочего места, кабины и кузова автомобиля;
· выключить двигатель;
· закрыть кабину на замок;
· снять спецодежду, спецобувь, очистить их и убрать на хранение в шкаф;
· вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно вымыть руки керосином;
· обо всех неполадках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.