Должностные и специальные обязанности военнослужащих. Обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные (военно-служебные) и специальные В заключаются общие обязанности военнослужащих
Общие обязанности военнослужащих нашли закрепление в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В ней указывается на то, что защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами России составляют существо воинского долга, который обязывает воинов:
быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
строго соблюдать Конституцию и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Общие обязанности военнослужащих сформулированы также в Военной присяге, факт приведения к которой имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с приведением к Военной присяге за военнослужащим может закрепляться оружие и военная техника, он может быть назначен на должности, может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой и караульной службе) и задач при введении режима военного и чрезвычайного положения в условиях вооруженных конфликтов.
Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140, возлагает на военнослужащих следующие обязанности (ст.ст. 13 и 16):
умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, стойко переносить трудности военной службы;
быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;
дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от непристойных поступков;
соблюдать правила воинской вежливости, оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины;
служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других.
В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими, военнослужащий должен немедленно принять меры к наведению порядка, а также доложить своему непосредственному командиру (начальнику).
Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения, порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач. Эти обязанности, которые используются только в интересах службы, определяются воинскими уставами, соответствующими руководствами, постановлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами непосредственных начальников.
Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности.
Для исполнения специальных обязанностей, как это указано в ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» воины могут наделяться должностными правами (на применение оружия, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами и общевоинскими уставами.
Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
Это же положение нашло отражение и в ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Здесь говорится, что оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обороне» - Вооруженные силы Российской Федерации, как государственная военная организация, составляющая основу обороны России, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Привлечение Вооруженных сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в установленном законом порядке.
Для обеспечения режима военного и чрезвычайного положения привлекаются Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, силы и средства, на которые возложено выполнение следующих задач:
поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное или чрезвычайное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;
разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Указанные задачи военнослужащие Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, федеральных органов безопасности, пограничной службы и военнослужащими внутренних войск.
Ст. 28 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»,на Министерство обороны, Вооруженные силы России возложены задачи:
по обеспечению защиты Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;
по обеспечению участия ВС РФ в защите Государственной границы на суше, на море, пограничных реках, озерах и иных водоемах в случаях и порядке, определенных законом;
по разрешению в пределах своей компетенции инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы;
по оказанию содействия пограничным органам и войскам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений.
В соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130 - ФЗВооруженные силы Российской Федерации, наряду с Федеральной службой безопасности, пограничными войсками, Министерством внутренних дел, Федеральной службой охраны и службой внешней разведки, к тому же, являются субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом в рамках компетенции, указанной в ст. 7, включая защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов и проведение контртеррористических операций.
Пункт 4 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит положение о том, что военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
При исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, военнослужащие в соответствии со ст. ст. 11 и 12 Устава внутренней службы ВС РФ имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в качестве крайней меры лично или составом подразделения для:
отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно;
защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно.
Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.
Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и в порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ, который утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. В частности, начальник караула имеет право (ст. 138) применить оружие сам или составом караула в случае нападения на охраняемые объекты, часовых, смену караульных (контрольно-охранную группу) или на караульное помещение, а также для прекращения беспорядка среди арестованных (заключенных под стражу) или по арестованному (заключенному под стражу), совершающему побег.
Часовой обязан (ст. 190) применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект. В крайних, не терпящих отлагательства случаях или при неисправности средств связи, часовой может (ст. 196) вызвать на пост начальника караула или разводящего выстрелом вверх.
Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить (ст. 12 УВС ВС РФ).
Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из-под стражи из транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости.
Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.
При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.
Запрещается применять оружие в отношении женщин, несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.
О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий обязан доложить командиру (начальнику).
В каждом гарнизоне для поддержания порядка и контроля над соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и других общественных местах приказом начальника гарнизона организуется патрулирование, для чего из состава воинских частей гарнизона назначаются патрули.
В случае неповиновения или сопротивления военнослужащего при его задержании за грубое нарушение воинской дисциплины начальник патруля (ст. 79 УГ и КС ВС РФ) имеет право сам или составом патруля применить к нему физическую силу.
При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком и прикладом (ст. 193 УГ и КС ВС РФ).
Говоря о средствах рукопашного боя и правилах их применения, необходимо иметь в виду и то, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» на военнослужащих ВС РФ, войска, воинские формирования и органы распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.
Участвуя в защите Государственной границы, военнослужащие Вооруженных сил РФ в пределах полномочий, установленных законом «О Государственной границе Российской Федерации», применяют оружие, специальные средства в рамках ст. ст. 35 и 36, а также физическую силу, в том числе боевые приемы, согласно ст. ст. 12 и 14 закона «О милиции».
Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, оружия и специальных средств, как правило, влечет причинение вреда посягающему (задерживаемому) и сопряжено с высоким риском наступления тяжких последствий. Поэтому действия военнослужащих в этих случаях затрагивают сферу отношений, которые регулируются нормами уголовного законодательства, исключающими преступность деяния.
Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, являются сознательные действия лица, причиняющие какой-либо вред охраняемым законом ценностям и интересам, но совершенные в целях охраны более важных прав и потому не представляющие общественной опасности и не признаваемые преступлением.
Действующий УК РФ (1996 г.) предусматривает шесть указанных обстоятельств:
необходимая оборона (ст. 37 УК РФ);
причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ);
крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ);
физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ);
обоснованный риск (ст. 41 УК РФ);
исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).
Статья 37 УК РФ. Необходимая оборона .
Из всех обстоятельств, исключающих преступность деяния, необходимая оборона поставлена на первое место, и это - не случайно. С одной стороны, она является важной правовой гарантией реализации конституционного права граждан на самозащиту, с другой – выступает как активное средство борьбы с преступностью, пресечения преступлений в момент их совершения. В результате реализации права на необходимую оборону виновное лицо терпит определенный ущерб, что субъективно им воспринимается как наказание.
Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Каждый человек имеет право на защиту своих прав и законных интересов, прав и законных интересов другого лица, общества и государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону вытекает из естественного, присущего человеку от рождения права на жизнь.
Статья 45 Конституции РФ провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную опасность и противоправность, а, следовательно, преступность и наказуемость действий обороняющегося. Эти действия, хотя формально и подпадают (по внешним данным) под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам предотвращения и пресечения преступлений.
Осуществление акта необходимой обороны – субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт обороны. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина.
Однако на определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся сотрудники милиции, других подразделений органов внутренних дел, военнослужащие, сотрудники Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, других охранных служб, инкассаторы и проч. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным долгом.
Условия правомерности акта необходимой обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите. Посягательство должно быть: а) общественно опасным; б) наличным; в) действительным (реальным).
Право на оборону порождает только общественно опасное посягательство на правоохраняемые интересы. Чаще всего оборона осуществляется против преступного, уголовно наказуемого посягательства. Однако не требуется, чтобы посягательство было непременно преступным. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому допустима необходимая оборона от посягательства душевнобольного, малолетнего или лица, действующего под влиянием устраняющей его вину фактической ошибки.
Необходимая оборона допустима и против незаконных действий должностных лиц, посягающих путем злоупотребления служебным положением на законные права и интересы граждан. Речь идет о заведомом, явном произволе. Если же действия должностного лица по форме, внешне соответствуют законным требованиям, то насильственное сопротивление, как правило, не может быть оправдано.
Посягательство должно быть наличным, т.е. начавшимся (или близким к началу) и еще не окончившимся. Оно должно обладать способностью неминуемо, немедленно причинить общественно опасный вред.
Наличным признается также посягательство, которое уже начало осуществляться или непосредственная угроза осуществления которого была настолько очевидной, что было ясно: посягательство может тотчас же, немедленно осуществиться. О последнем может свидетельствовать конкретная угроза словами, жестами, демонстрация оружия и прочие устрашающие способы.
Посягательство не является наличным в тех случаях, когда оно закончилось, и опасность уже не угрожает. Момент фактического окончания общественно опасного посягательства является конечным моментом необходимой обороны.
Посягательство должно быть действительным, реальным, а не мнимым, существующим в объективной действительности, а не только в воображении защищающегося.
Признак действительности нападения позволяет провести разграничение между необходимой и мнимой обороной. Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства. Юридические последствия мнимой обороны определяются по общим правилам о фактической ошибке.
При решении этого вопроса возможны два основных варианта:
а) если фактическая ошибка исключает умысел и неосторожность, то устраняется и уголовная ответственность за действия, совершенные в состоянии мнимой обороны. В таких случаях лицо не только не сознает, но по обстоятельствам дела не должно и не может сознавать, что общественно опасного посягательства нет. Налицо – случай, невиновное причинение вреда.
б) если при мнимой обороне лицо, причиняющее вред мнимому посягателю, не сознавало, что в действительности посягательства нет, добросовестно заблуждаясь в оценке сложившейся обстановки, но по обстоятельствам дела должно было и могло сознавать это, ответственность за причиненный вред наступает как за неосторожное преступление.
Следует иметь в виду, что мнимая оборона и необходимая оборона предполагают определенные обязательные условия: необходимая оборона – наличие реального посягательства, мнимая оборона – совершение действий, принятых за такое посягательство.
В тех случаях, когда лицо совершенно неосновательно предположило нападение, когда ни поведение потерпевшего, ни вся обстановка по делу не давали ему никаких реальных оснований опасаться нападения, оно подлежит ответственности на общих основаниях как за умышленное преступление. В этих случаях действия лица не связаны с мнимой обороной, а вред потерпевшему причиняется вследствие чрезмерной, ничем не оправданной подозрительности виновного.
Как отмечалось выше, существуют условия, относящиеся к защите от общественно опасного посягательства:
а) допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также интересов общества и государства;
б) защита осуществляется путем причинения вреда посягающему, а не третьим (посторонним) лицам, как при крайней необходимости;
в) защита должна быть своевременной;
г) защита не должна превышать пределов необходимости.
Защита должна быть своевременной. Она должна совпадать, соответствовать по времени общественно опасному посягательству. «Преждевременная» или «запоздалая» оборона не увязывается с существом самого понятия необходимой обороны.
В тех случаях, когда обороняющийся, не осознав факта окончания посягательства, причинил посягающему какой-либо вред, следует руководствоваться указаниями Пленума Верховного Суда СССР о том, что «состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания».
Защита не должна превышать пределов необходимости.
Превышение пределов необходимой обороны (эксцесс обороны) представляет собой умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. Под ними следует понимать причинение нападающему явно ненужного, чрезмерного, не вызываемого обстановкой тяжкого вреда.
Следует иметь в виду, что причинение средней тяжести и легкого вреда здоровью, а также побоев в ситуации обороны во всех случаях укладывается в рамки правомерной защиты. В отличие от позиции ранее действовавшего УК РСФСР законодатель в настоящее время исключил возможность привлечения к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны при причинении здоровью вреда средней тяжести. Тем самым расширено право граждан на оборону от преступных посягательств. Вопрос об эксцессе обороны может теперь встать лишь в случаях причинения посягающему смерти или тяжкого вреда его здоровью, разумеется, когда этот вред явно не соответствует характеру и опасности посягательства.
Превышение пределов необходимой обороны имеет место, прежде всего в случаях явного (резкого, значительного) несоответствия между угрожаемым вредом и вредом, причиняемым обороной, между способами и средствами защиты, с одной стороны, и способами и средствами посягательства – с другой, между интенсивностью защиты и интенсивностью посягательства.
Новый УК прямо не устанавливает, в каких случаях обороняющийся вправе причинить любой вред нападающему. Предпринимавшаяся в этом отношении попытка конкретизировать норму о необходимой обороне указанием на то, что обороняющийся вправе причинить любой вред посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для его жизни или жизни другого лица либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, была явно неудачной. Она порождала сомнения в правомерности лишения жизни посягающего при совершении им преступлений, не сопряженных непосредственно с угрозой жизни потерпевшего (например, при угрозе причинения тяжкого вреда здоровью, изнасиловании, нарушении неприкосновенности жилища, похищении человека, посягательстве на охраняемые объекты собственности, вымогательстве и проч.). Тем самым практика ориентировалась на требование о полном соответствии обороны нападению, что абсолютно невозможно в реальной жизни и противоречит духу самой нормы о необходимой обороне. В конечном счете, вместо расширения права граждан на необходимую оборону от преступных посягательств произошло его ограничение, сужение. Именно поэтому УК восстановил прежнюю (проверенную временем) редакцию нормы о необходимой обороне. Несомненно, что вред, причиняемый посягателю лицом, действующим в состоянии необходимой обороны, может быть и более значительным по сравнению с тем вредом, наступление которого было предотвращено актом необходимой обороны.
Для правомерной обороны не требуется также пропорциональности (абсолютной соразмерности) между способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства.
Невооруженное нападение при конкретных обстоятельствах может представлять для жизни непосредственную опасность, предотвращение которой посредством оружия вполне оправданно. Люди различаются по силе, ловкости, умению владеть оружием или обороняться без оружия. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника. Помимо того, что не всегда возможно защищаться соразмерными средствами, следует иметь в виду, что у защищающегося нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им способы и средства защиты способам и средствам посягательства. В состоянии душевного волнения, вызванного посягательством, обороняющийся не всегда может точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому средства защиты могут быть и более эффективными.
Вывод о том, имело ли место превышение пределов необходимой обороны, можно сделать лишь в результате тщательного анализа конкретных обстоятельств дела, личности посягающего и обороняющегося. Необходимо учитывать не только соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, но и характер опасности, угрожающей оборонявшемуся, его силы и возможности по отражению посягательства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягающего и защищающегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.
Принципиальное значение имеет положение закона о том, что «право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения» (ч. 2 ст. 37). Тем самым, сделана попытка уравнять в правах при осуществлении акта необходимой обороны частных лиц и сотрудников правоохранительных органов, к которым на практике всегда предъявлялись в этом отношении повышенные требования.
Трудно эффективно защищать свои права и интересы, не имея о них четкого представления. Однако сложность в том, что в российском законодательстве отсутствует единый документ, в котором были бы зафиксированы абсолютно все права и обязанности военнослужащего. По устоявшейся практике полный объем прав и степень ответственности военного определяют исходя из конкретной ситуации на основании норм Конституции РФ, общевоинских Уставов, ФЗ ОСВС и актуальных судебных решений. Мы сделали обзорный материал, который поможет вам составить общее понимание правового положения военнослужащего РФ и разграничить зоны его служебной, гражданской и социальной ответственности.
Общие права и обязанности военнослужащих
Военнослужащий РФ - гражданин, который подписал контракт о прохождении военной службы, либо же был призван в армию, или участвует в воинских сборах. В этот период военный имеет особый статус, и является носителем служебных, гражданских, социальных прав и обязанностей.
Особенность правового статуса армейца в том, что если в определенной ситуации круги его служебных и гражданских компетенций пересекаются, то приоритетными являются именно служебные обязательства.
Например, неотъемлемое право каждого человека и гражданина - право на жизнь, но ВС РФ предусмотрены случаи, когда служащий обязан подвергать ее смертельной опасности. Отказ от выполнения этой обязанности может быть квалифицирован как уголовное деяние, несмотря на то, что у военного также имеется право на жизнь.
Опять же, важно установить, правомерно ли действовал непосредственный командир, отдавая спорный приказ, или его действия были противоправными.
По этой причине каждый раз, определяя характер правоотношений с участием военнослужащего и его юридическую ответственность, необходимо оценивать весь комплекс прав и обязанностей сторон, участвовавших в ситуации.
В спорных ситуациях, когда действия конкретного служащего ставятся под сомнение, окончательное решение о том, имел ли он то или иное право, принимает суд.
Гражданские права и обязанности военного
Военнослужащие, как граждане своего государства, обладают следующими неотъемлемыми правами на:
- жизнь;
- равенство перед законом и судом;
- личное достоинство;
- свободу и личную неприкосновенность;
- свободу личной жизни и защиту своей чести;
- неприкосновенность жилища;
- свободу совести и вероисповедания;
- частную собственность;
- социальную защиту;
- охрану здоровья;
- труд и отдых;
- участие в выборах и так далее.
Государство гарантирует соблюдение этих и ряда других прав вне зависимости от национальности, пола, расы и религии военнослужащего.
Основная гражданская обязанность военнослужащего - не нарушать интересы и права других лиц. Разумеется, в рамках служебных функций военный обязан действовать в соответствии с приказом командира без оглядки на свои гражданские обязательства перед кем-либо.
Социальные права и обязанности военного
Социальные гарантии и права военнослужащих определены ФЗ ОСВС. Данным законом закреплен порядок получения военными дополнительных (специальных) гарантий и льгот. Общество согласилось предоставить военнообязанным такие дополнительные привилегии в обмен на то, что военные выполняют обязательства по защите страны, и несут в связи с этим всевозможные лишения и ограничения.
В соответствии с подобным законом служащие имеют следующие социальные права на:
- денежное, вещевое и продовольственное довольствие;
- жилищное обеспечение (предоставление служебного жилья и бесплатную передачу в собственность жилых помещений тем служащим, кто нуждается в улучшении жилищных условий);
- бесплатную медицину, зубное протезирование, санаторно-курортное лечение;
- возмещение материального и морального вреда, причиненного в период службы;
- безвозмездное бюджетное образование и переподготовку;
- бесплатную юридическую помощь и так далее.
Военнослужащий обязан добросовестно пользоваться предоставленными дополнительными гарантиями. В том случае, если устанавливается факт неправомерного использования служащим тех или иных социальных льгот, нарушителя обязывают в судебном порядке возместить ущерб, причиненный государственной казне.
Служебные права и обязанности
Служебные права и обязанности военного закреплены в общевоинских Уставах ВС РФ и в отдельных приказах и инструкциях Министерства обороны РФ.
Специальным правом военнообязанных является право на хранение, ношение и использование оружия. Разумеется, это общее положение, и такие права могут реализовываться только в рамках Устава.
Также в период несения службы армеец имеет право на защиту своей воинской чести и достоинства (за оскорбление военного предусмотрена уголовная ответственность).
Служащему разрешается обращаться к непосредственному командиру либо с его согласия к старшему командованию по вопросам службы в порядке, установленном Уставом. При этом следует помнить, что приказы командира не обсуждаются.
Военный имеет право обжаловать незаконные решения командования.
В период несения службы по контракту или призыву военнослужащий обязан:
- честно и добросовестно исполнять свой воинский долг;
- выполнять беспрекословно приказы командиров;
- уважать честь и достоинство других военных;
- строго соблюдать Устав;
- знать и следовать нормам международного гуманитарного права;
- соблюдать правила обращения с больными, пострадавшими, ранеными, пленными и так далее;
- не разглашать государственную тайну, даже находясь в плену или заложниках (в условиях угрозы жизни).
Военный обязан заботиться о своем здоровье и профессиональном развитии. Запрещается употребление наркотических и психотропных средств, а также не одобряется табакокурение и употребление спиртных напитков. Эти обязанности он должен соблюдать в своей повседневной деятельности.
Кроме общих есть специальные и должностные обязанности военнослужащего. Должностные обязательства зависят от должности, занимаемой военным, специальные - от конкретных служебных заданий (дежурство, караул и прочее).
Так, например, начальник караула штаба имеет ряд специальных обязанностей:
- знать порядок пропуска через посты;
- давать команду «в ружье» при выявлении нарушителя;
- задерживать нарушителей пропускного режима.
Что касается перечня должностных обязанностей, то в военной части должны быть соответствующие приказы и инструкции, которые доводятся каждому должностному лицу под роспись, и обязательны к соблюдению.
Виды ответственности военнослужащих
Ответственность военнослужащих определяется должностными лицами или специальными органами, которые вправе принимать решения в рамках рассмотрения дел о невыполнении военными своих должностных обязанностей и/ или неправомерном нарушении ими чужих прав и свобод.
Вид ответственности определяется по серьезности правонарушений и их характеру. Тяжесть обычно оценивается по наступившим последствиям.
Так, к военному могут быть применены следующие виды ответственности:
- дисциплинарная;
- гражданско-правовая;
- административная;
- материальная;
- уголовная.
Дисциплинарная ответственность к контрактнику/призывнику применяется в том случае, если за совершенное противоправное деяние не предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Кроме того, есть ряд административных проступков, за которые военных привлекают не к административной ответственности, а все-таки к дисциплинарной. Порядок разграничения видов ответственности за административные правонарушения указан в ст.2.5 КРФоАП.
По факту каждого правонарушения назначается разбирательство, которое производит либо непосредственный командир правонарушителя, либо кто-то из старшего командования. По результатам разбирательства начальник или сам принимает решение о привлечении к ответственности (за мелкие дисциплинарные правонарушения), или направляет дело в для принятия решения.
Если в действиях военного усматриваются признаки административного правонарушения либо преступления, то командир обязан уведомить , Следственный комитет РФ и .
Срок разбирательства - 10 дней с того момента, как командиру стало известно о факте правонарушения.
Основные виды дисциплинарной ответственности:
- выговор или строгий выговор;
- лишение увольнительной;
- снижение в звании и/или в должности;
- расторжение контракта, отчисление с военных сборов;
- арест (гауптвахта).
Все перечисленные виды наказаний могут применяться к контрактникам в армии, призывникам либо участникам военных сборов командирами за исключением дисциплинарного ареста, который может применить только гарнизонный суд.
Ждем от вас комментариев и вопросов, которые помогут более полно раскрыть темы.
Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные. Это деление сохранилось по сей день и прописано в Федеральном законе “О статусе военнослужащих”.
Общими обязанностями являются: “Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", СЗ Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331
Статья 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определяет случаи в которых военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющие обязанности военной службы. К таким случаям относятся:
а) участия в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождение в служебной командировке;
з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно;
и) следование к месту военной службы и обратно;
к) прохождение военных сборов;
л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Должностные и специальные обязанности военнослужащих прописаны в статье 27 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы, общевоинские уставы и другие.
Наиболее подробно в законе “О статусе военнослужащих” указываются должностные обязанности командиров. Они являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинения строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Существует также ряд запретов, обязательных для исполнения военнослужащими. Так, например, военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы.
Обязанности военнослужащего известны даже не служившим в армии. Но вот то, что кроме обязанностей военнослужащего у него есть еще и права, для некоторых может оказаться неожиданностью. Давайте же разберемся, что обязан делать и на что имеет право тот, кто служит в российской армии.
Законодательство (Конституция РФ, федеральные законы и пр.) о статусе военнослужащих
Права, обязанности и ответственность любой социальной группы обозначают ее статус — положение в обществе и государстве, которое она занимает в настоящий момент. Это полностью применимо и к военнослужащим.
К законодательству, которое определяет их обязанности и права, относятся:
- Конституция РФ, согласно которой военнослужащие пользуются всеми правами, которые предусмотрены для других граждан страны. Соответственно, на них распространяются и все основные обязанности.
- ФЗ «О статусе военнослужащих ». Он конкретизирует общие права, свободы и обязанности, присущие каждому человеку и гражданину в России, описывая их применение конкретно к лицам, находящимся на военной службе.
- Общевоинские уставы: внутренней, гарнизонной и караульной службы, дисциплинарный устав.
- Иные нормативные акты, применяемые к военнослужащим.
Если говорить конкретнее, то применительно к военной службе Конституция РФ гласит следующее:
- Гражданин РФ обязан исполнять свой воинский долг.
- Форма и порядок исполнения воинского долга определяются законодательством.
Последнее положение конкретизируют федеральные законы:
- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Он определяет обязанность гражданина находиться на воинском учете, порядок призыва и т. д. Нормы закона в данном случае являются общими и разъясняются в соответствующих подзаконных актах (Положении о воинском учете, приказе Минобороны № 495 и т. д.).
- ФЗ «О статусе военнослужащих ». В нем конкретно разъясняются те права и обязанности, которые присущи гражданам РФ, находящимся на военной службе, а в особых случаях — и военнослужащим-иностранцам.
Статус военнослужащего, его права и свободы по закону
Статус военного определяет, в какой мере они могут реализовывать свои права, предусмотренные Конституцией и иными нормативными актами. Легко заметить, что права военнослужащих подчиняются в целом интересам службы с точки зрения полезности для общества и государства.
В частности, право на свободное передвижение может быть ограничено, т. к. основной обязанностью военнослужащего является поддержание боевой готовности его лично и его части в целом. В связи с этим для военнослужащих есть два ограничения:
- Место проживания должно располагаться так, чтобы можно было обеспечить своевременное прибытие к месту службы. Именно поэтому военные обязаны проживать либо в казармах (для рядового состава), либо поблизости от части (в военных городках для офицеров и т. д.).
- Выезд военнослужащего за границу возможен лишь с согласия командования.
Аналогичные ограничения действуют и для свободы слова: военнослужащий не вправе разглашать секретную информацию и — что куда важнее на практике — не вправе публично обсуждать отданные ему приказы. Также прямо запрещены законом любые забастовки, однако в свободное от службы время военнослужащие вправе участвовать в пикетах или митингах за пределами части.
В отношении ряда прав ограничений нет. К примеру, находящиеся на службе военные имеют право на свободу совести и вероисповедания в той же мере, что и обычные граждане. При этом государство не обязано обеспечивать военным возможности участия в религиозных обрядах: любое богослужение, освящение и т. п. может проводиться только с согласия командования и только за счет личных средств военнослужащих.
Не знаете свои права?
Не ограничивается и право на участие в выборах посредством голосования. Военнослужащие вправе даже занимать выборные должности государственной или муниципальной власти. Однако участие в партиях или других политических организациях для них уже не допускается: ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих » прямо указывает, что военные должны быть вне политики. Участвовать они могут только в тех общественных объединениях или организациях, которые согласно своему уставу не имеют политических целей.
Права военных включают в себя и те, которые связаны с трудом. Хотя само право на труд может быть реализовано только посредством службы, военные имеют право и на оплату (в виде денежного довольствия и других выплат), и на отдых, и на перевод в другую местность по состоянию здоровья.
Кроме того, военнослужащие имеют право на охрану здоровья и обеспечение жильем.
Права и ответственность военнослужащих, их соотношение по закону
Основная суть обязанностей состоит в вооруженной защите государства, его суверенитета и целостности, готовности к отражению возможного нападения, при необходимости — выполнению задач, обусловленных международными обязательствами России. В связи с этим военнослужащий обязан:
- хранить верность присяге;
- соблюдать законы и выполнять приказы командиров;
- совершенствовать мастерство, быть постоянно готовым к использованию вооружения и техники, беречь вверенное имущество;
- хранить в секрете все сведения, относящиеся к военной или государственной тайне.
Кроме того, помимо общих обязанностей у военнослужащих есть и должностные, связанные с исполнением особых задач по командованию частью, несению караульной службы и т. п.
За неисполнение обязанностей предусмотрена ответственность. Ответственность также наступает и за нарушение одними военнослужащими прав других.
Виды ответственности военнослужащих
За нарушение законодательства, уставов либо приказов командования военнослужащие несут следующие виды ответственности:
- Дисциплинарную. Она назначается за проступки, связанные с нарушением дисциплины или воинской чести. Конкретные основания и виды ответственности в этом случае предусматривает Дисциплинарный устав.
- Административную. Ее военнослужащие несут на общих основаниях, но к ним применяются не все меры КоАП РФ: в частности, военнослужащий не может быть подвергнут аресту.
- Гражданско-правовую и материальную ответственность. Ущерб, причиненный как государству, так и гражданам или организациям, военнослужащие возмещают в общем порядке. Материальная же ответственность связана с утратой или повреждением оружия, техники или других ценностей, вверенных военнослужащим. Возмещение в этом случае может быть как ограниченным (не более 3 окладов и надбавок), так и полным.
- Уголовную.
Уголовная ответственность военнослужащих в России
Военнослужащие российской армии несут уголовную ответственность так же, как и остальные граждане. Однако применительно к военным есть особый разряд преступлений, совершение которых увязано именно со службой в армии.
- неисполнение приказа, если оно повлекло серьезный вред службе или иные тяжкие последствия;
- сопротивление начальнику, а также совершенное в отношении него насилие;
- неуставные отношения, связанные с насилием или унижением;
- оскорбление военного в связи с исполнением обязанностей по службе;
- самовольное покидание части либо уклонение от явки на службу из увольнения, отпуска и т. д.;
- дезертирство (с оружием или без него);
- симуляция болезни;
- нарушение правил дежурства, а также пограничной или караульной службы;
- оставление погибающего корабля командиром либо членом команды без приказа командира.
Наказанием за эти преступления являются лишение свободы на различные сроки, нахождение в дисциплинарной части, штраф, а также ограничения по службе.
Социальная защита военнослужащих и их близких
Чтобы обеспечить надлежащее обеспечение военнослужащими их обязанностей, государство принимает меры по социальной защите как их самих, так и членов их семей.
Основные меры социальной защиты военнослужащих и их близких:
- Денежные компенсации и выплаты. Так, женам военнослужащих-мужчин выплачивается особое пособие по беременности и родам.
- Неденежные льготы. В частности, за призванным на военные сборы гражданином сохраняется его место работы.
- Страхование.
Страхование военнослужащих — обязательное и добровольное
Скачать форму договора |
На военнослужащих распространяются правила об обязательном медицинском страховании, хотя применительно к ним они регулируются отдельным нормативным актом (федеральный закон № 52-ФЗ от 28.03.1998). Застрахованными являются все солдаты и офицеры, проходящие службу по контракту или призыву, а также граждане, находящиеся на военных сборах. Дополнительно заключать договор со страховой компанией не требуется: стороной договора выступает Министерство обороны.
Кроме того, военнослужащие, как и все остальные граждане, вправе заключить добровольный контракт со страховой фирмой в тех пределах, которые допускаются законом.
Беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Дисциплинарный арест назначается только за грубый дисциплинарный проступок судьей гарнизонного военного суда.