Сроки давности привлечения административной ответственности. Срок давности по административным правонарушениям: правила применения
Российское законодательство содержит нормы, нарушение которых влечет определенную ответственность. При выявлении преступлений виновным лицам определяют то или иное наказание. Однако в законодательстве существует такое понятие, как "срок давности правонарушения". Рассмотрим далее, что это такое.
Общее понятие
Срок давности предусматривается разными отраслями права. Для каждого вида преступления он индивидуален и четко определен. В общем смысле понятие давности представляет собой период времени, в течение которого лицо может быть привлечено к ответственности за незаконное деяние, совершенное им. В качестве оснований для установления строгих рамок выступают следующие обстоятельства:
- Правонарушение утрачивает угрозу для общества через определенное время.
- Нецелесообразность запоздалого применения наказания.
- Опасность лица, совершившего незаконное деяние, исчезает спустя продолжительный период.
Срок давности по административному преступлению
День, в который совершено незаконное деяние, должен быть зафиксирован в протоколе. Если наказание назначается без составления этого документа, дата административного правонарушения устанавливается на основании прочих обстоятельств, предусмотренных в КоАП. К ним, в частности, относят показания потерпевших, свидетелей и прочие фактические данные, которые признаются в качестве доказательств. Исчисление сроков давности начинается с момента, в который был установлен факт преступления.
Протокол
Срок давности привлечения к административной ответственности начинается со дня обнаружения незаконного деяния. Этот факт, как выше было сказано, должен быть подтвержден протоколом, а также опросом подозреваемого, свидетелей и так далее. В случае если были применены меры пресечения, срок давности привлечения к административной ответственности начинается с момента составления соответствующей бумаги об их использовании. К таким мерам, в частности, относят задержание и доставление в отделение. При оформлении протокола должны быть соблюдены нормы, предусмотренные ст. 28.2, ч. 1-6, и ст. 28.1, ч. 4 КоАП.
Расследование
Срок давности привлечения к административной ответственности в случае проведения предварительного исследования обстоятельств дела для выявления виновного начинается с вынесения соответствующего определения. Дело, таким образом, будет считаться возбужденным со дня принятия акта о проведении расследования. При этом протокол о правонарушении должен составляться в течение месяца после вынесения определения. В случае продления периода расследования документ оформляется в период от 2 до 6 мес. с даты вынесения соответствующего определения. Таким образом, протокол составляется после проведения исследования материалов и обстоятельств дела.
Прочие случаи
В ст. 4.5 устанавливаются другие критерии, в соответствии с которыми начинается исчисление срока. Они обуславливаются событиями того или иного юридического факта. Так, в части 4 указанной статьи срок давности привлечения к административной ответственности начинается с даты вынесения решения об отказе возбудить уголовное производство либо о его прекращении. Таким образом, в случаях, перечисленных в ст. 4.5, начало отсчета времени осуществляется в зависимости от выявления факта совершения деяния. Критерии ч. 6 и 51 указанной статьи, в соответствии с которыми исчисляется срок давности, применяются исключительно в отношении приведенных в них преступлений. Кроме юридических фактов, которые подлежат установлению, в ч. 5 определены и обстоятельства, на основании которых срок давности приостанавливается.
Исключения
Привлечение к административной ответственности не может быть осуществлено по истечении 2 месяцев с момента совершения деяния. Данное положение имеет несколько исключений. В частности, постановление по административному делу не может быть вынесено спустя год с даты нарушения законодательства о:
- Континентальном шельфе, территориальном море, морских (внутренних) водах.
- Экспортном контроле.
- Исключительной экономической территории РФ.
- Охране окружающей природы.
- Безопасности движения на дорогах (в части тех правонарушений, которые повлекли вред здоровью средней/легкой тяжести).
- Смежных и авторском правах.
- Товарных знаках, наименованиях территории происхождения продукции.
- Налогах и сборах.
- Использовании атомной энергии.
- Защите прав потребителей.
- Лотереях.
- Рекламе.
- Госрегулировании тарифов (цен).
- Референдумах и выборах.
- Противодействии легализации доходов, которые были получены незаконным образом, и финансированию терроризма.
- Долевом участии в строительстве многоквартирных жилых сооружений либо прочих объектов недвижимости.
- Банкротстве (несостоятельности).
- Размещении заказов на поставку продукции, оказание услуги, выполнение работы для муниципальных и государственных нужд.
- Организации деятельности по реализации изделий на розничных рынках.
Длящиеся проступки
Привлечение к административной ответственности осуществляется с момента обнаружения незаконного деяния. К длящимся преступлениям относят:
- Незаконную деятельность по трудоустройству российских граждан за рубежом.
- Нарушение срока возврата средств бюджета, принятых на возвратной основе.
- Неисполнение обязанностей граждан по воинскому учету.
- Нарушение установленного периода перерегистрации (регистрации) оружия.
За проступки, которые влекут дисквалификацию, лицо может привлекаться к ответственности не позже года с даты совершения деяния, а при длящемся – с момента его выявления.
Наказание
В законодательстве установлен период, на протяжении которого лицо признается подвергнутым мерам принуждения. Согласно ст. 4.6 КоАП, оно считается наказанным в течение года с даты окончания исполнения соответствующего постановления о его назначении. По завершении этого периода лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности. При назначении нового наказания в этом случае не может учитываться повторность как отягчающее обстоятельство или квалифицирующий признак деяния.
Согласно действующему на территории нашей страны законодательству, для преступления или правонарушения любой категории установлен некий временной период, в рамках которого виновного в наказуемом деянии гражданина к ответственности привлечь уже будет невозможно. В данном материале мы поговорим о том, какой на сегодняшний день срок привлечения к административной ответственности действует в России.
В первую очередь необходимо разобраться, какое правонарушение с точки зрения государственных норм определяется, как административное. Так, это некоторое действие, которое было совершенно преднамеренно, и своим осуществлением нарушило какие-либо правовые аспекты законодательства в следующих областях:
- трудовой;
- таможенной;
- природоохранной;
- налоговой;
- авторской и иной другой.
Согласно официальному определению, административное правонарушение отличает от остальных разновидностей нарушений следующая черта: ущерб, наносимый в процессе его совершения, по итогу можно характеризовать меньшим, чем в иных других случаях.
Тем не менее, некоторые действия, классифицируемые как нарушения административной категории, в зависимости от их изначальной тяжести, иногда признаются серьезным преступлением, и на совершивших их граждан накладывается наказание, этой серьезности соответствующее.
Наказания за административные правонарушения
Согласно букве закона, за интересующие нас поступки, входящие в категорию преследуемых по закону, предусмотрен конкретный перечень наказаний. Давайте рассмотрим их.
1. Самый первый и одновременно безобидный с точки зрения тяжести последствий пункт нашего списка отдан такому наказанию, как предупреждение. В этом случае нарушителя в официальном порядке «предупредят» о том, что при повторении искомой ситуации наказание будет куда более ощутимым. Однако, во всех остальных смыслах, при получении предупреждения гражданин никаких потерь не понесет.
2. Второе, более существенное наказание за умышленно совершенное деяние административной категории – денежный штраф. Мера крайне неприятная, особенно при условии, что сумма штрафа окажется внушительной. Осуществлять выплату преступник должен будет из собственного кармана. Обычно такая мера остужает пыл правонарушителей, если не навсегда, то надолго.
3. Арест – третий пункт в нашем списке наказаний за совершенные административные нарушения. Мера уже абсолютно неприятная, однако, также временная: максимальный срок административного ареста на территории России составляет 30 дней, то есть месячный срок.
4. Следующая мера наказания за совершение рассматриваемого нами правонарушения – дисквалификация. Искомое наказание может иметь длительность различную, однако, обязано укладываться в следующие временные рамки:
- от 6 месяцев;
- до 3 лет.
Подразумевает под собой дисквалификация гражданина следующее. Гражданин теряет возможность:
- находиться на государственной гражданской службе в организации федерального, муниципального уровня;
- работать в руководящей должности управления ЮЛ, точнее, его исполнительного органа;
- быть членом наблюдательного совета любой организации;
- вести деятельность предпринимательской направленности, подразумевающую управление ЮЛ;
- предоставлять государственные услуги, а также услуги муниципальной сферы;
- вести деятельность по обеспечению подготовки спортсменов;
- отвечать за проведение экспертизы промышленной безопасности;
- вести медицинскую или фармацевтическую работу.
5. Следующая мера – приостановление деятельности какого-либо лица (предприятия), являющегося:
- предпринимателем;
- представительством;
- структурным подразделением компании;
- юридическим лицом;
- производственным участком и т.д.
6. Назначение участия в осуществлении обязательных работ – еще одна неприятная для граждан мера наказания. Искомая разновидность ответственности может играть только роль основного наказания, дополнительно она не применяется. Срок, в течение которого гражданин должен работать составляет от 22 до 200 часов, при этом в день работать можно не более 4 часов в неделю.
Несмотря на то, что по закону каждое совершенное преступление должно караться определенным наказанием, нарушители имеют возможность его избежать, если до момента истечения так называемого срока давности они не были привлечены к административной ответственности.
После того, как определенный по закону период истечет, официальные структуры более не имеют право преследовать нарушителя.
Согласно Кодексу Административных правонарушений нашей страны, срок давности по рассматриваемым нами преступлениям составляет:
- в обычных случаях 2 месяца;
- если дело разбиралось в суде, срок увеличивается до трех месяцев;
- 1 год будет длиться срок давности для сразу нарушений, совершенных одним лицом, последствия которых проявились через некоторый временной период после их совершения.
Приведем пример. Представьте, что вы владеете компанией, изготавливающей какие-либо токсичные препараты. Отходы от них, также ядовитые, вместо утилизации по правилам, вы решили слить в рядом протекающую реку. В результате, загрязнение проводилось только один день, но вред, за этот один слив, нанесенный биосфере в данной ее точке, проявил себя по истечению 3 месяцев. Как видите, можно проследить четкую взаимосвязь межу нарушением и проявлением его вредных последствий.
- к области защиты прав потребителей;
- валютному законодательству;
- трудовому;
- патентному и тому подобным сферам.
Кроме того, существуют три законодательных категории, при осуществлении правонарушения в области которых, вы получите увеличенный срок давности.
Таблица 1. Увеличенные сроки давности для некоторых законодательных областей
Видео – срок давности привлечения водителя к административной ответственности за нарушение ПДД
Подведем итоги
Чтобы не задумываться о том, каков срок давности у того или иного преступления, необходимо жить в ладу с законом и самим собой. Однако, если вы совершили правонарушение, не отчаивайтесь. По сути, срок давности определен преступникам для того, чтобы они исправились без применения к ним жёстких мер наказания, и больше никогда не повторяли собственную ошибку.
Хотим сказать, что за назначение срока давности в некоторых случаях будет отвечать судья, следовательно, если это ваш случай, с определенным для вас сроком придется ознакомиться в индивидуальном порядке.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственност и имеют принципиальное значение для всех участников уголовного процесса. Правильность их исчисления — одно из важных условий соблюдения прав участников уголовного судопроизводства. В предложенном материале рассмотрены вопросы, связанные с исчислением и применением таких сроков.
Понятие и значение сроков давности привлечения к уголовной ответственности по УК РФ
УК и УПК РФ не содержат определения срока давности привлечения к уголовной ответственности, ноего можно сформулировать по итогам анализа ст. 78 УК РФ, посвященной освобождению от уголовной ответственности в связи с истечением этого срока. Из текста данной нормы можно сделать вывод, что срок давности в уголовном праве и процессе есть промежуток времени между днем совершения уголовно наказуемого деяния и вступлением в силу приговора суда, по истечении которого лицо может быть освобождено от уголовной ответственности.
Гуманитарное и правовое значение применения этого срока велико. В частности, он:
- Способствует реализации на практике принципов справедливости гуманизма как основных принципов уголовного права.
- Позволяет освободить от наказания лиц, которые исправились без применения к ним мер уголовно-правового воздействия, тем самым сохраняя полезных членов общества без их изоляции.
- Способствует снижению риска совершения новых противоправных действий лицами, которые не совершали уголовно наказуемых деяний в период между совершением преступления и осуждением, так как попадание в места лишения свободы с большой вероятностью может оказать на них негативное влияние, а не привести к положительным результатам.
- Помогает минимизировать последствия судебных и следственных ошибок. По истечении значительного промежутка времени бывает сложно установить истину по делу и повышается вероятность ошибки. Освобождение от ответственности в таком случае снижает риск вызванных несправедливым осуждением негативных последствий для всех участников процесса.
- Снижает нагрузку на уголовно-исполнительную систему.
Как исчисляются сроки давности для привлечения к уголовной ответственности?
Продолжительность срока давности привлечения к уголовной ответственностизависит от степени тяжести совершенного преступления и определяется ч. 1 ст. 78 УК:
- 2 года — после совершения преступлений небольшой тяжести;
- 6 лет — средней;
- 10 лет — тяжких;
- 15 лет — особо тяжких.
Очевидно, что чем более тяжкое преступление совершено, тем больший срок для преследования виновного по нему предусмотрен. Эта практика продиктована корреляцией срока, необходимого для устранения преступных наклонностей, и изменения тяжести преступления, на которое они толкнули виновного.
ВАЖНО! По каждому преступлению, совершенному одним лицом, такие сроки рассчитываются независимо друг от друга.
Анализ ст. 78 УК, а также разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19, позволяют сформулировать основные правила исчисления срока давности, применяемые в отношении времени привлечения к уголовной ответственности:
- Отсчет необходимо начинать со дня совершения уголовно наказуемого деяния. При этом момент наступления последствий значения не имеет.
- Срок заканчивается по истечении заключительных суток периода, указанного в ч. 1 ст. 78 УК. Это позволяет сделать вывод о том, что в случае истечения срока в день вступления в законную силу приговора суда освобождение от ответственности невозможно.
- Уклонение лица от следствия, суда, уплаты судебных штрафов влечет приостановку течения срока привлечения к ответственности. УК не содержит подробного разъяснения о том, что считать уклонением в рассматриваемом контексте, но они есть в п. 20 постановления ВС РФ от 27.06.2013 № 19: под уклонением стоит понимать любые действия, совершаемые лицом во избежание задержания. Явка с повинной не является обязанностью лица, потому ее отсутствие нельзя считать уклонением. Факт нахождения лица в розыске также не может свидетельствовать о его уклонении.
- Если суд понизил категорию тяжести дела по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 15 УК РФ, то и сроки для возможности привлечения к ответственности будет определяться исходя из такого снижения.
Ограничения применения сроков давности
Из общих правил о применении рассматриваемых сроков существуют и исключения, перечисленные в ч. 4 и 5 ст. 78 УК РФ. При этом такие случаи можно разделить на 2 категории:
Не знаете свои права?
- Преступления, по которым давность привлечения к уголовной ответственностиучитывается на усмотрение судьи.
- Преступления, по которым такие сроки не учитываются.
К первой группе относятся деяния, за совершение которых УК РФ допускает назначение высшей меры (казни) либо лишения свободы пожизненно. К ним относятся, например, ч. 2 ст. 105 (квалифицированные составы убийства) и ст. 317 УК (покушение на жизнь сотрудника правоохранительных органов или военнослужащего либо членов их семей, совершенное с целью учинения препятствий исполнению такими служащими служебных обязанностей). Дела о таких преступлениях не могут быть прекращены за истечением срока давности на стадии предварительного следствия, поскольку лишь судья вправе принять решение об этом или освобождении виновного от ответственности по указанному основанию.
Если же ввиду сложившихся обстоятельств, характеристики личности обвиняемого и последствий, которые повлекли действия обвиняемого, судья не принимает решения о прекращении преследования, то он должен ограничиться наказанием, не предполагающим максимальных мер.
Ко второй группе относятся некоторые преступления против мира и безопасности, а также носящие террористический характер, например:
- совершение террористического акта и способствование деятельности такого рода;
- организация и участие в террористических группах и сообществах;
- организация террористической деятельности и обучение ей;
- умышленное или неосторожное причинение смерти заложнику или совершение его захвата при участии в организованной группе;
- угон или захват воздушного, железнодорожного или водного транспорта с целью совершения террористического акта;
- международный терроризм;
- планирование, подготовка и развязывание военных действий агрессивного характера;
- применение запрещенных средств ведения боевых действий;
- геноцид и экоцид.
К этому же перечню относятся преступления, определенные ст. 277, 278, 279 и 360 УК РФ, при условии, что их совершение было связано с террористической деятельностью.
Очевидно, что в приведенном списке значатся крайне опасные для общества преступления, основная цель которых — не только причинить смерть, но и распространить страх и панику в обществе, дестабилизировать его. Совершение их не оставляет надежды на исправление виновных, а последствия могут быть неисправимы.
Последствия истечения срока давности
Срок привлечения к уголовной ответственности может истечь как до возбуждения производства по делу, так и:
- на стадии дознания или следствия;
- на стадии подготовки дела к разбирательству;
- на любой стадии рассмотрения дела в суде.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, дело и преследование может быть прекращено по истечении предусмотренного УК времени, но исключительно при условии согласия на то подозреваемого, обвиняемого или подсудимого (ч. 2 ст. 27 УПК РФ), так как рассматриваемое основание прекращения преследования относится к нереабилитирующим. Это может быть сделано как на стадии дознания и следствия, так и в ходе подготовки и рассмотрения дела в суде. Исключение составляют дела по преступлениям, за которые УК предусматривает высшую меру или лишение свободы пожизненно, т. к. преследование по ним прекращается только по решению судьи.
По общему правилу, если это происходит на стадии судебного разбирательства:
- судья обязан проинформировать подсудимого о том, что он может быть освобожден от ответственности по рассматриваемому основанию;
- подсудимый в стремлении защитить свое доброе имя и установить истину по делу может отказаться от освобождения от ответственности по этому основанию и потребовать продолжить рассмотрение дела в общем порядке;
- суд апелляционной инстанции имеет право отменить решение нижестоящего суда, если при его принятии не было учтено истечение срока давности и обвиняемый согласен на прекращение разбирательства.
ВАЖНО! В случаях, определенных ч. 4 ст. 78 УК, суд при принятии решения о неприменении сроков давности обязан отразить в приговоре причины такого решения.
Итак, основные последствия истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности — возможность прекращения производства по делу и отказ от уголовного преследования. Применение этого института способствует реализации гуманистических принципов и защите прав и свобод участников процесса.
Основная информация по этому вопросу может быть получена в соответствующем Кодексе. Так, ст. 24.5 КоАП говорит, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности не только гарантирует прекращение уже начатого делопроизводства, но и то, что открытие нового разбирательства также невозможно. В зависимости от области права, в которой произошло нарушение, будет зависеть и время, отведенное на вынесение постановления, о чем говорится в ст. 4.5 КоАП.
Общие моменты, связанные с определением срока давности
Среди правонарушений, относящихся к административному праву, нет тех, что не имеют подобного ограничения. Это обусловлено самой природой этого вида деяний, как правило, гораздо менее значительных, нежели те, что относят к сфере Уголовного Кодекса.
Смысл наличия такой нормы, как «истечение сроков давности привлечения к административной ответственности« , в том, чтобы дисциплинировать и подвести под общий стандарт разбирательство подобных дел по всей стране. Немаловажно и то, что такое ограничение заставляет рассматривать дела (особенно через суд) в разумных временных рамках, а не затягивать до бесконечности.
Давности привлечения к административной ответственности посвящена ст. 4.5 КоАП. Есть ряд принципиальных, базовых моментов, которые в ней указываются:
- максимально возможный срок давности не един для всех административных правонарушений. Существуют несколько групп, разделенных по признаку субъекта юрисдикции (кто выносит решение), вида возможного наказания и т.д.;
- минимально установленный срок давности, который принято считать основным - 2 месяца. В той же, ст. 4.5, указаны виды административных правонарушений, для которых срок увеличивается вплоть до 6 лет. Все они - исключения;
- срок давности, точнее его истечение, означает не только прекращение уже идущего разбирательства, но и то, что еще не открытое делопроизводство не может быть начато;
- если проступок предполагает рассмотрение дела и назначение наказания судебным органом, то минимальный срок устанавливается на отметке 3 месяца;
- не является единым и день, который признается точкой отсчета для срока давности. Самый распространенный - день, следующий за днем непосредственного нарушения закона. При т.н. длящихся правонарушениях, берется день, стоящий после даты выявления преступления и составленного на этот счет протокола;
Внимание! Длящимся признается правонарушение, заключающееся в повторяющемся действии, либо бездействии, которое законом будет характеризоваться как преступление. Примерами могут быть вождение автомобиля без прав, определенная предпринимательская деятельность без лицензии и т.д.
Нюансы, связанные с рассмотрением дел в суде
Суд, в т.ч. арбитражный, может привлекаться как орган, уполномоченные давать постановления по административным делам. Как правило, это и есть самые затяжные дела. Существует у подобных дел и своя специфика:
- при изначальном рассмотрении дела, как уголовного преступления и последующей переквалификации его в административное правонарушение, срок давности будет отсчитываться с момента выявления нарушения, а не приема судом, либо другим уполномоченным органом документов этого дела;
- подсудность дела (либо вынесение решения о наказании другим, уполномоченным на то органом) всегда соответствует месту совершения преступления. Однако виновник может ходатайствовать о переносе рассмотрения в регион/район его постоянного места проживания.
В последнем случае, срок, требующийся на пересылку корреспонденции, относящейся к административному разбирательству, в счет срока давности не включается (он приостанавливается). Таким образом использовать этот «прием» для затягивания дела с целью прекратить его не получится.
Нередки случаи, когда уполномоченным на то органом все же выносится решение о назначении административного наказания (штраф, арест, дисквалификация и т.д.), даже когда произошло истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Случаться это может по двум причинам :
- не правильно определенная дата самого правонарушения, что встречается довольно часто, учитывая специфику ряда административных нарушений (закон о нейтральный водах, антимонопольное законодательство и т. д.);
- сознательное игнорирование уже истекшего срока давности при назначении наказания.
Учитывая юридическую неграмотность населения, подобное может оставаться незамеченным. В любом случае, когда такое нарушение выявлено, то вступившее в силу административное наказание признается незаконным и должно быть отменено, либо же, на основании ст. 29.9 КоАП, не может быть назначено.
С другой стороны, существует популярное заблуждение, касающееся того, что можно дождаться, когда истечет срок давности для привлечения к административной ответственности, попросту не являясь на суд/комиссию по своему делу и отказываясь от получения повестки, либо постоянно болея.
Специально для этого было дано разъяснение Верховного суда, указавшее, что для суда важен факт отправки извещения, а не его получения, а по болезни бесконечно уклоняться не получится. В обоих случаях дело может быть рассмотрено без Вас.
Исключительные нормы по сроку давности
В первой части ст. 4.5 КоАП изложены все возможные сроки, зависящие от области права, которая была нарушена. Список чрезвычайно обширен, но его условно можно разделить на несколько групп.
Крупнейшую из них составляют правонарушения, срок давности по которым составляет 12 месяцев. Полный перечень их можно увидеть в тексте последней редакции самой статьи, которая размещена .
До 24 месяцев может вестись разбирательство по следующим делам:
- любое правонарушение, связанное с таможенным законодательством нашей страны, либо правил международных таможенных организаций, в которых РФ состоит (ТС, членом которого Россия является с 01.06.2010 г.);
- нарушения, связанные с оборотом валюты, любыми валютными операциями;
- относящиеся к бухгалтерской отчетности и бухучету дела (ст. 15.11 КоАП), связанные в т.ч. и с профессиональной дисквалификацией;
- допущенные нарушения бюджетных норм и правоотношений, принятых на территории РФ;
- нанесение побоев, которые судом будут квалифицированы как административное правонарушение, а не уголовное;
- неисполнение родительских обязанностей в виде уклонения от материального содержания детей и/или недееспособных родителей.
Для ряда правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 года. Основная группа нарушений, которые могут рассматриваться так долго, касается финансового блока ФЗ «О политических партиях». Можно перечислить следующее:
- непредоставление финансового отчета о деятельности ПП, либо грубое нарушение сроков по его предоставлению;
- незаконное (нецелевое) расходование денежных средств, привлеченных для политических нужд от населения;
- незаконное финансирование политической партии, осуществленное физическим, либо юридическим лицом;
- нарушение сроков возврата финансовых средств первоначальному жертвователю (либо в пользу государства), когда такая процедура необходима;
- правонарушения в законодательстве об аудите, который распространяется в т.ч. и на политические партии.
Те же 3 года отведены на разбирательство дел, которые относятся к области банкротства физических и юридических лиц.
На 2017 год максимально возможный срок давности, установленный законом для назначения наказаний за административные правонарушения, составляет 6 лет. Преступления на которые это будет распространяться - те, что могут требовать максимально длительного разбирательства и сопряжены с большой общественной опасностью. Среди них:
- правонарушения, связанные с попустительством при противодействии коррупции на территории Российской Федерации;
- нарушение антитеррористического законодательства РФ, в т.ч. содействие в финансировании подобных организаций, помощь в легализации их средств и т.д. Объектом права в данном случае выступают кредитные организации (коммерческие банки), штрафы для которых исчисляются десятками миллионов рублей.
Внимание! Конечно же, речь идет о неосознанных действиях, допущенных по невнимательности, либо из-за непрофессионализма сотрудников. В противном случае отвечать нужно будет по тяжкой уголовной статье.
Известно, что последствия привлечения к административной ответственности могут быть совершенно разными, равно как и сами назначаемые наказания, от выбора которых может зависеть и максимальное время рассмотрения дела. Срок давности будет зависеть от вида наказания, строго говоря, лишь в 1 случае - когда речь идет о дисквалификации нарушителя. Это указано все в той же ч. 1 ст. 4.5 КоАП.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.
При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.
При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.
Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».