Беседа о конституции рф. Классный час для начальных классов "день конституции"
Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.
Задачи:
- воспитание чувства гордости за свою страну;
- развитие интереса к истории России;
- расширение кругозора.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
– Как называется наша Родина?
Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)
Учитель: Как называют людей, живущих в России?
Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.
Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?
Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)
Учитель: Какие символы государства вы знаете?
Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)
Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)
– А кто знает, что такое Конституция?
Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.
Учитель: Верно. (слайд 5)
– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)
Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)
– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)
– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». (слайд 9)
– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10)
– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?
Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».
– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 11)
– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 12)
– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 13)
– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14)
– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15)
– Кто является президентом в России в настоящее время?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 16)
Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 17)
Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 18)
Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Заслушиваются ответы детей.
Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 19)
Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 20)
Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 21, 22)
Права и свободы граждан | Обязанности граждан |
Право на жизнь | Обязанность сохранять природу и окружающую среду |
Право на защиту своей чести и доброго имени | Обязанность защищать Родину |
Право личную неприкосновенность | Обязанность соблюдать законы |
Право на жилище и его неприкосновенность | Обязанность платить налоги |
Право на свободное передвижение | |
Свобода совести, свобода вероисповеданий | |
Свобода мысли и слова | |
Право избирать и быть избранным | |
Право на труд | |
Право на отдых | |
Право на получение социальной помощи | |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь | |
Право на образование | |
Право на получение юридической помощи | |
Свобода информации | |
Свобода творчества |
Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. (слайд 23) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 24)
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.
Источники информации:
- Конституция Российской Федерации.
- Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост. М.А. Козлова. –М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Интернет-ресурсы.
Классный час, посвященный Дню Конституции
Цель: расширение знаний и представлений о государственной символике.
Задачи:
популяризовать государственные символы РФ;
знакомить со значением государственных символов РФ;
развивать познавательные способности;
формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
воспитывать уважение к символам государства.
Материалы: печатный раздаточный материал для работы в группах.
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, экран.
Ход классного часа
1.Повторение.
- Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать!
Звучит гимн.
Прошу всех сесть.
Не случайно классный час начинаем с государственного гимна РФ. Ведь в нашей стране 12 декабря будет отмечаться День конституции.
Кто знает, что такое конституция?
(Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)
Какие права и свободы вы знаете?
(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)
Давайте проверим. (Презентация. Слайд3, 4.)
Предлагаю сыграть в игру “ Угадайку”. Разделитесь на группы по рядам. Каждой группе будет предложено угадать, какие права -иллюстрируют сказочные персонажи, если ответа нет или он не правильный выслушиваем остальных. (Слайды 5–10.)
(Свобода и неприкосновенность. Право собственности. Право на отдых. Право на информацию. Право на образование. Обязанность соблюдать права остальных граждан.)
Все вы были находчивы, активны. Займите свои места.
2. Новый материал.
Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.
Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 1 класса и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.
Учащиеся перечисляют, показываю изображение герба, флага и слова гимна на экране.
ГИМН.
- В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
- Ребята, какие чувства вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?
Выслушав ответы детей, подводить итог.
- Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.
ГЕРБ.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.
2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах
- Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Что находится в лапах у орла?
Чем защищена грудь орла?
Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
ФЛАГ.
Зачитываю стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
На экране появляется изображение флага РФ.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
3. Итог.
Символы государства - это и история нашей страны, и её сегодняшний день.
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ
Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну
Оборудование: таблица с гимном России, мультимедийный проектор, фотография президента России, таблицы с изображением символов России.
Ход классного часа
Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.
Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».
Как вы понимаете это изречение?
Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы :
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и что не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы . Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:
- Храни порядок, и порядок сохранит тебя.
В 1918 году в России появилась Конституция.
Конституция (от лат. слова – устройство ) – это основной закон государства, который определяет порядок.
Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.
А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.)
Учитель. На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
Государственный гимн Российской Федерации
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава,
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)
Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.
А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)
Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)
Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)
Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)
Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.
– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
(Просмотр слайдов)
– Какое право имеет человек как личность?
Ответ. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).
– Частная собственность. Охраняется ли она законом?
Ответ. Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).
– Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?
Ответ. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21).
– Чем должен быть защищён человек?
Ответ . Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом (ст. 22).
– С помощью чего может человек защитить свои права?
Ответ . В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47).
– Какие права имеет человек на своё жилище?
Ответ . Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40).
– Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?
Ответ.
1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.
2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27).
– Какие есть права на владение имуществом?
Ответ.
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.
2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества (ст. 35).
– Какие социальные права имеет человек?
Ответ. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39).
– Какие права имеет человек на труд?
Ответ.
1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.
2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).
– Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?
Ответ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32).
– Каким правом пользуются мать и ребёнок?
Ответ . Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой (ст. 38 (2).
– Что можно сказать об образовании человека?
Ответ . Каждый человек имеет право на образование.
Образование должно содействовать полному развитию личности (ст. 43).
– О чём не должен забывать человек?
Ответ . Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не должен забывать (ст. 58, 59).
Викторина «Права».
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам
(Просмотр слайдов)
«Дюймовочка» «Гарри Поттер» « Три поросенка» «Золотой ключик» «Мороз Иванович» «Золушка» «Красная Шапочка» | 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? |
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Ученики читают стихотворение
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.
– Какие символы России вы знаете?
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.
(Просмотр слайдов)
– Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?
Четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
– Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как государственного герба России?
Неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
– Опишите флаг РФ.
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.
– Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?
В наше время цвета флага истолковываются иначе, чем ранее: белый цвет выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова.
Государство, прославляемое в гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение ценности нашего государства.
– Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности России нашли свое отражение в нем?
Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.
– Почему государство должно иметь государственные символы?
Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.
Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.
Учитель . Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
Учитель. А право? (Бесплатно учиться.)
Выходят учащиеся и читают стихотворение
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
В заключение исполняется гимн России
Вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право. СЛАЙД 8 А в 1977 году была принята новая Конституция СССР, закреплявшая однопартийную политическую систему(КПСС). В Конституции было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Она получила название «брежневской конституции» , так как была принята во время правления страной Л.И.Брежневым.
Детский сад общеразвивающего вида №22 «умка»
Детям о Конституции» (классный час для учащихся 6 класса) Задачи: 1. Расширить представление детей о Конституцией РФ – основного закона нашей страны.
Формирование чувства собственного достоинства 3. Осознания своих прав, свобод, обязанностей. 4. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.
5. Воспитывать у детей уважение к своей стране Ход занятия: Дорогие ребята! У каждого из вас есть свой любимый праздник – день рождения. В этот день приятно получать поздравления и подарки, а потом,загадав желание,задуть свечи на праздничном пироге.
Важно
Но этот праздник только ваш, семейный,на который собираются близкие и друзья. А есть праздники общие для всего народа, для всей нашей многонациональной страны.
И один из таких праздников День Конституции. Так что же такое Конституция? СЛАЙД 2 Конституцию принято называть Основным законом государства.
Права и обязанности детей согласно конституции рф
На Конституции принесли присягу уже три российских президента: 9 августа 1996 года - Борис Ельцин при избрании его на второй срок, 7 мая 2000 года и 7 мая 2004 года - Владимир Путин и 7 мая 2008 года - Дмитрий Медведев - со словами: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». По-разному относятся россияне к Дню Конституции. Кто-то считает его не праздником, а просто выходным днём. Кто-то, напротив, считает, что граждане должны знать и уважать Конституцию, помнить о том, что живут в демократическом правовом государстве. Ты ещё слишком мал, чтобы разбираться в таких вещах.
Материал (4 класс) по теме: конституция россии
СЛАЙД 12 Кроме прав и свобод граждан Конституция содержит ещё и обязанности СТ,38 — Забота родителей о детях и их воспитание СТ,38 — Трудоспособные дети,достигшие 18 лет,заботятся о нетрудоспособных родителях СТ,59 — Защита Отечества (долг и обязанность гражданина Российской Федерации) СТ,57 — Каждый обязан платить установленные налоги и сборы СТ,43 — Получение основного общего образования (Основное общее образование обязательно – 9 классов) СЛАЙД 13 Каждый ученик может подробнее узнать о Конституции РФ, прочитав сам закон, или специальный справочник для школьников А сейчас мы проведём небольшую викторину и посмотрим насколько внимательно вы слушали мой рассказ. А называется наша викторина «Конституция и я» СЛАЙД 14 Игра организована по принципу телевикторины «Своя игра».
Викторина содержит четыре группы вопросов: 1.
Конституция рф для детей
Внимание
Конституция рф для детей В законодательстве России словосочетание «Инаугурация Президента Российской Федерации» не применяется. Порядок проведения инаугурации законодательством не регламентируется.
Вместе с тем, статьёй 82 Конституции России определяется, что при вступлении в должность президент России приносит народу присягу в торжественной обстановке, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда России.Таким образом, учитывая отсутствие законодательных запретов и ограничений, сценарий инаугурации может быть любым, при условии обязательного наличия во время церемонии принесения присяги вновь избранным президентом России. Конституция рф для детей презентация По краям креста - узкий выпуклый рант. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака.
Какие права имеет ребенок по конституции рф
В Советском Союзе сложилась традиция считать государственным праздником день принятия Конституции. Первая советская Конституция была утверждена в 1918 г.
Затем была Конституция 1924 г., а 5 декабря 1936 г. был принят Основной закон страны, действовавший более 40 лет. 7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР, и, соответственно, изменился красный день календаря: теперь он стал 7 октября, а не 5 декабря. В современной России эта традиция была продолжена. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации, а с 1994 года указом президента день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Ещё совсем недавно этот день являлся официальным выходным, но с 2004 года выходной день отменили, оставив сам праздник без изменения. Конституция - закон, Основной и главный. День, когда он утверждён - Это праздник славный.
Детям о дне конституции российской федерации
Под свободой понимается возможность жить так, как он сам этого хочет, но при условии, что это не будет вредить другим. Можно сказать, что свобода является противопоставлением таким понятиям, как рабство и принуждение.
Относительно детей здесь стоит сказать, что по Конституции РФ запрещена эксплуатация детей, а также их похищение и торговля. 3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для государства РФ охрана детского здоровья является главным фактором развития.
Вне зависимости от социального положения ребенок имеет право получить медицинскую помощь в любом государственном медицинском учреждение. Также стоит отметить, что дети, которые еще не являются совершеннолетними, но им больше пятнадцати лет, имеют право сами решать, соглашаться или нет на медицинское вмешательство. 4. Право на воспитание в семье. Каждый ребенок имеет право на родительскую защиту и заботу.
О празднике день конституции для детей
Конституция Важно В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Символика россии Внимание Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Детям о конституции(классный час для учащихся 6 класса)
- Право наследования гарантируется. Статья 38
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
- Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
- Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Конституция рф для детей
Чтобы понять это отличие, необходимо рассмотреть два понятия. Первое – это правоспособность. Быть правоспособным значит иметь все права, предусмотренные Конституцией РФ, причем правоспособностью человек обладает с рождения. Второе понятие – это дееспособность. Как раз дееспособным ребенок не является, так как она наступает с совершеннолетия, а значит и некоторыми правами ребенок сможет обладать только с этого момента, например, избирательное право. Основные права ребенка, которые закреплены в Конституции РФ: 1. Право на жизнь. Этим правом обладают все люди с самого рождения. Оно подразумевает под собой запрет на убийство человека, а также то, что государство обязано охранять и защищать человеческую жизнь. 2. Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право – фундамент правового набора человека.
Конституция рф для детей презентация
- Одна ты на свете! Одна ты такая -
- Хранимая Богом родная земля!Припев:
- Широкий простор для мечты и для жизни
- Грядущие нам открывают года.
- Нам силу дает наша верность Отчизне.
- Так было, так есть и так будет всегда!Припев:
- Славься, Отечество наше свободное,
- Братских народов союз вековой,
- Предками данная мудрость народная!
- Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Скачать гимн России
- Со словами + без слов (mp3)
Скачать ноты гимна России
- Ноты гимна РФ
Гимн Российской Федерации[Смотреть видео онлайн] Государственные символы России.
Которая действует с минимальными поправками вот уже 17 лет.
Если мы с вами образно представим все законодательство нашей страны в виде красивой пушистой елки, на каждой веточке которой в иерархическом порядке расположить правовые документы: Кодексы, например, Уголовный, Гражданский, Административный, Трудовой и другие, а также Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства России и другие правовые акты, то на самой вершине нашей лесной красавицы будет звездой сиять основной закон страны – Конституция Российской Федерации.
А знаете ли вы, что слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.
Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержаться нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой (юридической конечно), которой должно подчиняться все законодательство нашей страны. Она одинаково применяется даже в самых отдаленных уголках нашей большой Родины. «Как это понимать?» - спросите вы.
Для ответа на ваш вопрос приведем простой пример. В статье 27 Конституции России провозглашено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый день, выходя на улицу, мы с вами даже не задумываемся, что право на наше передвижение закреплено в Конституции РФ и не требует никого дополнительного законодательного регулирования.
Обратимся к Преамбуле Конституции Российской Федерации. Она не большая, но очень значимая по содержанию. Она определяет кто мы такие, живущие сегодня в России, и принимающие основной закон страны не на годы, на десятилетия..
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, … стремясь обеспечить благополучие и процветание России,… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». С этих слов, в том числе, начинается текст рассматриваемого нами сегодня документа.
Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции страны. Она не содержит правовых норм, но очень важна, поскольку предопределяет дальнейшее ее содержание.
Преамбула прежде всего констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом России, ради его счастливого будущего, развития государства и общества.
Раздел первый Конституции страны содержит главу 1, которая называется «Основы конституционного строя». А что такое конституционный строй? Конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона система основополагающих общественных отношений.
Конституционный строй – это единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений, закрепленный нормами Конституции.
Всякая форма государства складывается из трех структурных компонентов:
1. Формы правления,
2. Формы национально-государственного устройства,
3. Политического режима.
О форме правления четко указано в статье 1 Конституции. Россия представляет собой государство с республиканкой формой правления. У нас в стране Президентская форма правления.
О форме национально-государственного устройства Конституция гласит следующее. Россия – федеративное государство. «Федерация» в переводе с латинского языка – это «объединение», «союз». Оно означает, что государство состоит из нескольких субъектов, и все они являются равноправными. Обратимся, например, к статье 5 Конституции России.
«Российское Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации» - гласит данная статья. И далее, в этой же статье мы читаем. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
О политическом режиме Конституция гласит в статье 1. Россия – это демократическое правовое государство. Демократический режим находит свое выражение в том, что:
Человек, его права си свободы объявляются в Российской Федерации высшей ценностью;
- многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране;
- государственная власть осуществляется на основе принципа разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех трех ветвей власти самостоятельны.
Об этом в статье 10 Конституции РФ.
В России (кстати, согласно статье 1 Конституции наименования Российская Федерация и Россия равнозначны) признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Но органы местного самоуправления, как и все в нашей стране, обязаны подчиняться Конституции и принятым в соответствии с ней законам.
Российская Федерация согласно статье 14 Конституции России – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Самой интересной и прикладной является глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина».
В Российской Федерации признаются и гарантируются, исходя из норм международного права, права и свободы человека и гражданина.
Согласно Конституции права и свобод можно разделить, например, на три большие основные группы:
А) гражданские;
Б) политические;
В) личные.
К гражданским правам и свободам относятся: право на частную собственность; право на имущество; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на свободный труд; право на благоприятную окружающую среду; охрану труда; охрану здоровья, отдых, образование и т.д.
К политическим правам относятся:
право на объединение; право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителя; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д. К их числу относятся и такие свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.
К личным правам относятся:
право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката и т.д.
Конституция России в статье 53 четко закрепляет, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами.
Все перечисленные права и свободы обеспечиваются Конституцией надлежащими экономическими, политическими и юридическими гарантиями и находятся под охраной государства.
Далее в Конституции страны в сжатом (о самом главном) виде изложены основы организации органов государственной власти и местного самоуправления. Это и глава 3 «Федеративное устройство». Это и далее главы 4-6, которые закрепляют полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Отдельная глава 7 посвящена судебной власти. В этой главе нашлось место и для органов прокуратуры.
Прокуратура не входит не в одну ветвь власти. Это надзорный орган, который стоит особняком, составляет единую централизованную систему. При написании Конституции РФ не сразу определились, в какой же главе написать о прокуратуре. Написали в самой последней статье 129 главы 7 о судебной власти. Подчеркнули, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации.
НАША БЕСЕДА О КОНСТИТУЦИИ РОССИИ ЗАВЕРШАЕТСЯ. ИЗУЧИТЕ ТЕКСТ ОСНОВНОГО ЗАКОНА САМОСТОЯТЕЛЬНО, ПОИЩИТЕ ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД, ПОПЫТАЙТЕСЬ ПОСТРОИТЬ ПРАВА И СВОБОДЫ В ВИДЕ ЛЕСЕНКИ. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА -РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ, ИСХОДЯ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ ВТОРОЙ КОНСТИТУЦИИ, КАКИЕ ПРАВА ВОЗНИКАЮТ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ, НАПИРМЕР, ПРАВО НА ЖИЗНЬ, А КОГДА ВОЗНИКАЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ? ПРАВО НА МАТЕРИНСТВО, НА ТРУД, НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ? ЭТО И МОЖЕТ БЫТЬ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ К НАШЕМУ ПРАВОВОМУ УРОКУ…
До свидания, до новых встреч.