Обязан ли военнослужащий прописываться по месту службы. Регистрация военнослужащих (для чего нужна, порядок регистрации, общие положения)
При воинской части возможна, если у военнослужащего нет собственного жилья, и он проживает в выделенной служебной квартире.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Аналогичными правами обладают и члены семьи, которые проживают с ним на одной жилплощади, располагают одним бюджетом и ведут общее хозяйство.
Правом на регистрацию располагают близкие родственники военнослужащего:
- родители;
- дети;
- супруг.
По решению суда членом семьи может быть признан любой гражданин, находящийся на иждивении военного.
Особенности регистрации
Регистрация осуществляется по , согласно жилищным правам военного – на служебное и постоянное жилье.
Процедура возлагается на:
- командование воинской части;
- должностных лиц паспортного стола.
Где возможно?
Прописка возможна в:
- военных городках;
- домах из жилищного фонда Министерства обороны;
- закрытых административных территориях.
Возможна регистрация и на съемном жилье, в котором военный-служащий по контракту проживает вместе с семьей.
Прописка при воинской части
Регистрация военнослужащего и его семьи допустима с предоставлением жилого помещения или без такого. Прописка по адресу воинской части осуществляется при подписании рапорта командиром.
Наличие свободных жилых помещений при воинской части обеспечивает фактическое проживание военного и его семьи. Они получают регистрацию, согласно положенным учетным нормам жилплощади.
Спор может возникнуть в случае, когда командование части отказывается давать разрешение на прописку, например, внуков военного, его родителей, ссылаясь на то, что они не являются членами его семьи.
Необходимо обязать командование в/ч не чинить препятствий к регистрации родственников военного.
Закон
Порядок регистрации военного регулируется .
Нормативный акт указывает перечень близких родственников военного, которые имеют право на:
- прописку вместе с ним;
- получение дополнительной жилплощади.
Право на прописку в муниципальном жилье регулируется нормами ЖК РФ о договоре социального найма.
Порядок определения места жительства гражданина устанавливается .
Членов семьи
Какие дает гарантии?
Регистрация при воинской части предоставляет гарантии проживания в жилом помещении (если оно было предоставлено по договору социального найма):
- Военный и его семья вправе жить в квартире на весь срок прохождения службы.
- Они обязаны содержать жилое помещение в надлежащем состоянии, своевременно .
Прописка предоставляет существенный ряд социальных гарантий – определение детей военнослужащего в дошкольные образовательные учреждения, школы.
Регистрация также дает возможность получать квалифицированную медицинскую помощь: в ведомственных поликлиниках и других лечебных учреждениях.
Порядок оформления
Военнослужащий:
- подает рапорт командиру воинской части о прописке;
- осуществляет сбор необходимых .
- При согласии подписанный ответ на рапорт с другими документами передается в паспортный стол по месту расположения воинской части. Согласие не требуется, когда военный решил прописать на жилплощадь своих несовершеннолетних детей.
- Если на рапорт последовал отказ, то следует обращаться в суд о понуждении к даче согласия на прописку и, при необходимости, признания гражданина членом семьи.
Регистрация завершается проставлением печати в паспорт военнослужащего или члена его семьи.
Список документов
Для регистрации потребуется предоставить:
- согласие собственника недвижимости – в жилищном департаменте Минобороны или военной части;
- правоустанавливающие документы на недвижимость;
- паспорта граждан (и копии).
Оплата регистрации не требуется. В заявлении по форме № 6 помимо адреса воинской части, должно быть указано предоставляемое жилое помещения.
Можно не заполнять графу «жилое помещение не предоставлено», если прописка осуществляется при фактическом отсутствии жилых помещений.
Документы для прописки в воинской части необходимо подавать лично. Представительство по доверенности при осуществлении административной процедуры не допускается.
Рапорт (образец)
Рапорт остается формой, по которой командир в/ч дает разрешение на регистрацию гражданина или отказывает в ней.
В документе указывается:
- ФИО военнослужащего;
- его звание;
- состав семьи;
- просьба о прописке.
Рапорт следует отличать от заявления в паспортный стол по форме № 6.
Часто задаваемые вопросы
Военнослужащих интересует возможность фактического обеспечения жилплощадью на время прохождения службы.
Актуальны также проблемы сроков прописки, получения регистрации в закрытых военных городках.
Несоблюдение контракта
Военнослужащий и его семья прописаны по месту прохождения службы.
После увольнения из-за несоблюдения положений по контракту командование в/ч требует от военного и его семьи добровольно выписаться и покинуть жилплощадь. Должны ли они делать это?
Командование не вправе заставить военнослужащего выписаться. Подобное решение может быть принято только гарнизонным или окружным военным судом.
Перевод в другой город
Нужно ли жене, желающей переехать к супругу, проходящему службу по контракту, выписываться из квартиры, чтобы получить прописку по новому месту жительства?
Для прописки при воинской части необязательно сниматься с учета по прежнему месту жительства:
- это можно сделать в процессе регистрации;
- соответствующая отметка делается в заявлении.
Регистрация при воинской части осуществляется в уведомительном порядке.
При отсутствии прописки военнослужащие и члены их семьи должны платить согласно в размере 2-5 тыс. руб.
Прописка при воинской части осуществляется при согласии его командира. Судебное разбирательство необходимо, если такое разрешение не получено.
Целесообразно пользоваться защитой квалифицированных юристов или самостоятельно обращаться за помощью в правозащитные организации.
На видео о регистрации разных категорий граждан
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Несовершенство законодательства
о регистрации военнослужащих по адресам военных организаций
как предпосылка коррупционных отношений
Е.А.Глухов , подполковник юстиции
"Чудное государство Русское! Народ предоставил полное право своим царям издавать законы; но чиновничья раса присоединила условие - исполнять их или не исполнять, смотря по обстоятельствам, что и делается в России ."
Так и хочется повторить эту фразу, сказанную более века назад моим земляком генерал-майором Докудовским Василием Романовичем, относительно некоторых Российских законов и манеры их исполнения российскими чиновниками.
В настоящей статье автор коснется вопроса исполнения лишь одной нормы права – п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о возможности регистрации отдельных категорий граждан по месту жительства адресам воинских частей. Речь в статье пойдет о некоторых проблемах правопримения указанной нормы закона и их влиянии на коррупционную составляющую в отношениях: военнослужащий – командир воинской части.
В соответствии с указанной правовой нормой военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Эта, на первый взгляд, простая формулировка закона вызвала множество судебных споров и дискуссий на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах». Авторы единодушно пришли к мнению о том, что в настоящее время нет единообразного понимания критериев, при которых военнослужащие и члены их семей могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, в ряде публикаций были выявлены и пробелы законодательства в данном вопросе.
Напомним, что к основным дефектам указанной правовой нормы относятся:
1) Неточное указание категорий граждан, имеющих право на регистрацию по месту жительства по адресам военных организаций.
К примеру, дискуссионной остается отнесение к членам семьи военнослужащего его внуков, бабушек и дедушек, иных совместно проживающих с военнослужащим родственников, если они не признаны в установленном порядке иждивенцами военнослужащего. Все вышеперечисленные лица не относятся к членам семьи военнослужащего согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако Верховный Суд РФ в свое время признал правоту суда первой инстанции, вынесшего решение в пользу несовершеннолетней внучки бывшей военнослужащей о наличии у нее права на регистрацию при военном училище , тем самым признав законным расширение перечня членов семей военнослужащих, имеющих право на регистрацию по адресу военных организаций, по сравнению с указанным в ФЗ «О статусе военнослужащих».
Неоднозначно можно трактовать указанную норму закона относительно возможности регистрации по адресам воинских частей членов семьи военнослужащего, если они являются иностранными гражданами. С одной стороны, в ФЗ «О статусе военнослужащих» не идет речь только о членах семьи военнослужащего, являющихся гражданами РФ. С другой стороны, в соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны регистрироваться по адресу занимаемых жилых помещений, а не воинских частей.
2) Неопределенность в вопросе определения места службы, куда необходимо прибыть для получения возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части.
Существуют, по крайней мере, два толкования места службы: это либо конкретная военная организация (войсковая часть, учреждение, его территориальное подразделение) либо конкретный населенный пункт со своими административными границами, определенными на карте и в нормативно-правовых актах.
По мнению автора, в данном случае под местом службы следует понимать именно населенный пункт, и именно смена населенного пункта семьей военнослужащего дает им право требовать своей регистрации в новом населенном пункте. Имеется здесь и исключение: в случае перевода военнослужащего из одной воинской части в другую в пределах одного населенного пункта он и члены его семьи также вправе рассчитывать на регистрацию по адресу новой воинской части в случае, если по предыдущему месту военной службы они также были зарегистрированы по адресу воинской части. Хотя это мнение не является бесспорным, что подтверждается решением Рязанского гарнизонного военного суда от 15 июля 2006 г. по заявлению Ф.
3) Не достаточно четко в законе определено такое обязательное условие для регистрации, как обязательность прибытия (переезда) самого военнослужащего к новому месту военной службы.
Думаю, что вывод по ответам должностных лиц ФМС становится очевиден.
Общеизвестно, что проблемы внутренней миграции находятся в России в весьма запущенном состоянии. Общество, похоже, смирилось с тем, что вопреки положениям статьи 27 Конституции России в нашей стране едва ли не повсеместно возрожден, а кое-где и "приватизирован" органами правопорядка институт разрешительной прописки. Государство, со своей стороны, как бы "не замечает" столь странного положения вещей и даже не пытается его изменить.
Однако дьявол, как известно, заложен в деталях. В данном конкретном случае в качестве таковых выступают подзаконные акты - постановления правительства, ведомственные приказы и инструкции, без которых новые вполне разумные законы не могут быть воплощены в жизнь.
Большинство из указанных в настоящей статье недостатков правового регулирования регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам военных организаций уже более 10 раз обсуждались в юридической литературе, однако, как гласит известная русская басня: «воз и ныне там». Так, до настоящего времени описанные в статьях журнала и доступные для всеобщего обозрения погрешности законодательства о ведении регистрационного учета военнослужащих никем не замечены. Как говорится в известной персидской поговорке "собака лает, а караван идет" . Ни Правительство РФ, ни Минобороны России, ни Федеральная миграционная служба России не приняли нормативного правового акта об упорядочении вопроса регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей.
Таким образом, норма закона о возможности регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей оказалась не подкрепленной механизмом ее реализации.
Хотелось бы здесь обратить внимание читателя на то, что рассматриваемая в настоящей статье проблема не является надуманной и касается примерно пяти миллионов граждан РФ – военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей (в том числе и бывших супругов). Ведь не открою секрет, сказав, что без постоянной регистрации проблематично устроиться на работу, оформить пенсию и иные социальные выплаты, зарегистрировать недвижимость и транспортные средства, устроить ребенка в детский сад или школу, подключиться к услугам мобильной связи и т.д.
В настоящее время идет работа над разработкой новых законопроектов о военной службе и воинской обязанности. В целях предупреждения включения в указанные проекты норм, имеющих коррупциогенный потенциал (факторы), попробуем провести анализ абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части механизма регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам военных организаций.
Согласно п. 3 Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции , под коррупционными факторами понимаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
В нижеприведенной таблице указаны коррупциогенные факторы п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»
Перечень коррупциогенных факторов |
Выявленные в первом предложении п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» коррупциогенные факторы |
Широта дискреционных полномочий органа государственной власти |
В данной норме вообще не указано должностное лицо, в чьи обязанности входит реализация данного права военнослужащих и членов их семей; Срок принятия решения воинским должностным лицом о направлении ходатайства в органы ФМС о производстве регистрации либо об отказе в удовлетворении такой просьбы военнослужащего не установлен; Полномочия командира воинской части и должностного лица, ответственного за производство регистрации, во многом дублируются. |
Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права |
Ввиду неоднозначности понятия места военной службы возможен отказ в регистрации по мету жительства по адресу воинской части по мотиву неизменности места военной службы при наличии фактического перевода; Имеют место случаи предъявления завышенных требований для производства регистрации в нормах регионального законодательства (например, предоставление жилого помещения для проживания). |
Злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти (их должностными лицами) |
Отсутствует детальный механизм реализации права военнослужащих и членов их семей на реализацию права на регистрацию по месту жительства по адресу военной организации, в том числе и на подзаконном уровне. |
Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц) |
Бездействием органов государственной власти и непринятием ими нормативных правовых актов о порядке регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам военных организаций поощряется издание индивидуальных решений, полностью зависящих от воли чиновника. При таких обстоятельствах можно реализовывать право военнослужащих и членов их семей на такого рода регистрацию (формально исполняя требования закона) в индивидуальном порядке, присваивая себе роль благодетеля, в том числе и за взятку. |
Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества |
Оставляя более конкретное регулирование вопросов регистрации определенной категории граждан по адресам военных организаций, законодатель провоцирует чиновников на создание условий, удобных им в ущерб удобству граждан. |
Юридико-лингвистическая неопределенность |
П. 3 ст. 15 рассматриваемого закона употребляет в качестве места, где возможна регистрация военнослужащего и членов его семьи до получения ими жилья только воинскую часть. При этом иные военные образования (вузы, управления военных округов и родов войск, главные командования, медицинские учреждения) в законе не названы. Поэтому у чиновников формально имелось основание для отказа в регистрации по месту жительства по адресам воинских частей тем военнослужащим, которые проходят военную службу в иных органах военного управления. |
Существование пробела в правовом регулировании |
В настоящее время отсутствует необходимый механизм осуществления процедуры регистрации граждан по адресам военных организаций, тем самым каждый чиновник волен в данном вопросе поступать по-своему. |
Отсутствие административных процедур |
В настоящее время ни в Постановлении Правительства от 17 июля 1995 г. N 713, ни в приказе ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 не указаны административные процедуры в целях оформления регистрации граждан по адресам воинских частей. Не издано такого специального нормативного правового акта и в Министерстве обороны РФ. |
Отсутствие запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) |
Ввиду отсутствия самого механизма оформления регистрации граждан по адресам военных организаций, отсутствуют и запреты (ограничения) для должностных лиц, принимающих решения по данному вопросу. |
Отсутствие мер ответственности органов государственной власти (их должностных лиц) |
Отсутствуют нормы о юридической ответственности должностных лиц (служащих) за выполнение ими обязанностей по регистрации граждан по адресам воинских частей, а также нормы об обжаловании их действий (бездействия) и решений, связанных с этими вопросами. |
Отсутствие указания на формы, виды контроля за органами военного управления (их должностными лицами) |
Отсутствуют нормы, обеспечивающие возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов военного управления (их должностных лиц) в вопросах согласия либо отказа в оформлении документов для осуществления регистрации по месту жительства по адресу военной организации. |
Нарушение режима прозрачности информации |
Отсутствуют нормы, в том числе на уровне подзаконного регулирования, предусматривающие раскрытие информации о деятельности органов военного управления (их должностных лиц), и порядок получения информации по запросам военнослужащих, касающимся вопросов регистрации по адресам военных организаций |
Наличие коллизионных норм |
Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I допускает возможность регистрации граждан по мету жительства только в жилых помещениях, а ФЗ «О статусе военнослужащих» - по адресам воинских частей, т.е. не в жилом помещении; В отличие от федерального законодательства, законодательство г. Москвы предусматривает регистрацию военнослужащих и членов их семей по адресам военных организаций по месту пребывания, а не по месту жительства. Поэтому чиновник имеет возможность в зависимости от своего усмотрения применять ту или иную норму права. |
Данные, приведенные в таблице, позволяют сделать вывод об огромном коррупциогенном потенциале первого предложения абз. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Поэтому, по мнению автора, недопустимо простое перенесение указанной нормы права в подготавливаемый закон «О военной службе Российской Федерации».
Кроме того, уже в настоящее время указанная норма закона требует доработки и совершенствования. В первую очередь необходим административный регламент по реализации органами военного управления функций по направлению документов для осуществления регистрации физических лиц по адресам военных организаций. Требуют внесения изменений также и положения Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" в части конкретизации механизма регистрации граждан по адресам военных организаций.
В заключение хотелось бы отметить, что норма права о регистрации по месту жительства по адресам воинских частей включена законодателем в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая озаглавлена «Право на жилище». И, несмотря на продекларированную государством независимость прав граждан от наличия или отсутствия регистрации, регистрация по месту жительства по адресу воинской части все же продолжает оставаться одним из доказательств отсутствия у военнослужащего жилого помещения в пользовании.
См.: Докудовский В.А. Мои воспоминания // Труды ученой архивной комиссии. 1897. Рязань. Т. 13. Вып. 3. С. 312.
См.: Глухов Е.А., Епихин И.А. Пробелы законодательства о регистрации военнослужащего и членов его семьи по месту жительства по адресу воинской части // "Право в Вооруженных Силах", 2009, № 8. Трощенко Р.А. К вопросу о должностных лицах, ответственных за регистрацию военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей // "Право в Вооруженных Силах", 2009, N 8. Зайков Д.Е. Юридико-технические недостатки нормативных правовых актов: злой умысел или случайные недоработки? // "Право в Вооруженных Силах", 2009, № 4. Глухов Е.А., Епихин И.А. Проблемы регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части // "Право в Вооруженных Силах", 2008, № 6. Молодых А.В. О правах бывших членов семьи военнослужащего на служебное жилое помещение и регистрацию по месту жительства на указанной жилой площади // "Право в Вооруженных Силах", 2007, № 12.
Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., № 32, ст.1227Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" // "Российская газета" от 27 июля 1995 г.
Из всего начальствующего состава ВС РФ только руководителе квартирных органов (например, КЭЧ и отделов МИС) можно отнести к лицам, ответственным за регистрацию, т.к. одной из их функций является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 своего постановления от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту // "Бюллетень Верховного Суда РФ", № 4, 2009.
Именно такие нормы о предоставлении служебного жилья слушателям и адъюнктам и докторантам очной формы обучения изложены в п. 15 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации (приказ Минобороны России от 15 июля 1999 г. № 310), а также в п. 46 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (приказ Минобороны России от 24 июля 2006 г. № 280).
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПО АДРЕСАМ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ - РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ?
Р. А. Трощенко, преподаватель филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития".
Следует отметить весьма неудачную, по мнению автора настоящей статьи, в целом редакцию приведенных норм Закона.
Во-первых, по-прежнему не до конца ясно, какие виды помещений перечислены в последнем предложении абз. 1 п. 3 ст. 15 Закона. Возможны следующие варианты грамматического толкования:
Вариант 1. Перечислены четыре вида помещений:
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения, пригодные для временного проживания;
- общежития.
Вариант 2.
- служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания;
- жилые помещения маневренного фонда;
- общежития.
Вариант 3. Перечислены три вида помещений:
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения маневренного фонда, пригодные для временного проживания;
- общежития.
Что касается «пригодных для временного проживания» жилых помещений маневренного фонда, то отметим, что было бы явно избыточным дополнительно указывать в Законе на «временный характер» проживания в таких помещениях, поскольку собственно об иных жилых помещениях маневренного фонда, кроме как предназначенных для временного проживания, ст. 95 ЖК РФ не упоминает. Поэтому, представляется, что приведенный выше вариант 3 наименее вероятен.
Не следовало бы дополнительно указывать на жилые помещения маневренного фонда наряду с жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, поскольку вторые включают в себя первые. Соответственно вариант 1 также маловероятен.
Остается вариант 2, который представляется автору настоящей статьи наиболее верным. Соответственно в Законе, как и прежде, до внесения в него изменений Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. № 225- ФЗ, предусмотрена такая категория помещений, как служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, неизвестная жилищному законодательству.
Как ранее отмечал А.В. Кудашкин, можно только догадываться, что имел в виду законодатель, когда вводил в оборот новое понятие: переоборудованные казарменные жилые помещения, приспособленные для временного проживания военнослужащих с семьями, каюты на кораблях и судах или что-то другое.
Во-вторых, как видим, законодатель как бы разделяет жилые помещения на две группы. Первая - это некие жилые помещения, предоставляемые по нормам, а вторая - служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. При этом, как буквально следует из текста Закона, регистрация по адресам воинских частей допускается до получения жилых помещений именно «первой» группы. С учетом того, что этим помещениям «противопоставляются» служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, принимая во внимание вышеизложенное, с большой долей вероятности можно полагать, что под «помещениями, предоставляемыми по нормам», подразумеваются помещения, предоставляемые по договору социального найма, или служебные жилые помещения. Таким образом, можно предположить, что пока военнослужащие не обеспечены именно этими жилыми помещениями, причем по нормам, они вправе регистрироваться по адресам воинских частей. Соответственно обеспеченность любыми жилыми помещениями ниже норм или обеспеченность иными, кроме служебных, специализированными жилыми помещениями даже по нормам дает право на регистрацию по адресу воинской части... При этом, представляется неважным, о каких собственно нормах площади идет речь - учетных или нормах предоставления. Важно другое - при такой трактовке норм Закона допускается регистрация по адресу воинской части при фактическом проживании в реальном жилом помещении.
К возможности аналогичного вывода, исходя из грамматического толкования п. 3 ст. 15 Закона, приходят и другие авторы.
Однако представляется очевидным, что регистрация по адресу воинской части, является своего рода вынужденной мерой и может быть оправдана только в случае отсутствия у военнослужащего по месту службы реального жилого помещения, в котором он проживает или вправе проживать по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Как отмечают Е.А. Глухов и И.А. Епихин, предоставленная Законом военнослужащему возможность зарегистрироваться по адресу воинской части была введена в целях обеспечения условий для реализации его прав и свобод в условиях отсутствия у него жилого помещения. При наличии у него любого жилого помещения для проживания (в том числе ниже установленных норм, служебного, общежития и т. д.) военнослужащий обязан зарегистрироваться в нем в соответствии с общим порядком, установленным Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон о регистрации). И с этими выводами нельзя не согласиться.
Действительно, в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации местом жительства считаются: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение , специализированные дома (общежитие , гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Соответственно проживание военнослужащего в любом из указанных помещений должно исключать его регистрацию по адресу воинской части. Однако в настоящее время достаточно широко распространена, например, регистрация по адресам воинских частей военнослужащих, проживающих в общежитиях, предоставленных им в установленном порядке по месту службы.
В-третьих, буквально толкуя абз. 1 п. 3 ст. 15 Закона, можно предположить, что служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жидые помещения маневренного фонда или общежития, предоставляемые до получения военнослужащими жилых помещений по нормам, соответственно могут предоставляться не по нормам. Однако действующим законодательством в отношении общежитий и жилых помещений маневренного фонда установлены нормы предоставления - не менее 6 квадратных метров жилой площади на человека согласно ст.ст. 105, 106 ЖК РФ. Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации служебных жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, установлены и нормы предоставления служебных жилых помещений: не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных ст. 15.1 Закона. Таким образом, не по нормам могут предоставляться только служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания.
Однако перейдем к рассмотрению основного вопроса настоящей публикации.
Судебная практика указывает на то, что регистрация граждан по месту жительства и (или) пребывания носит уведомительный характер. Каких-либо разрешений должностных лиц на регистрацию граждан не требуется. Так ли все однозначно при решении вопросов регистрации по адресам воинских частей? Попробуем разобраться.
В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы. К заявлению прилагаются:
- паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Аналогичные нормы приведены в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, и в п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N9 208.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 декабря 1998 г. № 4-П, указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении , и подтверждают субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства. При этом, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.
Как видим, документом, «благодаря» которому регистрация приобретает собственно уведомительный характер, является документ, являющийся основанием для вселения в конкретное жилое помещение. Если юридическое основание для вселения уже есть, то было бы абсурдным полагать, что требуется какое-либо разрешение на регистрацию, которая является неотъемлемой «административной составляющей» процедуры вселения.
Таким образом, когда мы говорим о том, что регистрация носит уведомительный характер, мы имеем в виду ее уведомительный характер со стороны вселяемого по отношению к должностному лицу, ответственному за регистрацию, и органу регистрационного учета, поскольку разрешение на вселение уже получено и указанные органы и должностные лица не вправе это разрешение изменить.
В свою очередь, само вселение, например, гражданина в помещение, собственником которого он не является, носит, разумеется, разрешительный характер со стороны лица, предоставляющего это помещение (вселяющего). Однако разрешение на вселение подразумевает одновременно и разрешение на регистрацию вселяемого.
Как видно из содержания ст.ст. 2, 6 Закона о регистрации, регистрация по месту жительства - это всегда регистрация по адресу конкретного жилого помещения. Регистрация по адресу воинской части в этом смысле представляет собой некую фикцию. Несмотря на то что в последнее время при регистрации военнослужащих по адресам воинских частей в их паспорта стали проставляться отметки с указанием почтовых адресов неких строений, находящихся на территориях воинских частей, сути это не меняет - подтверждением проживания в конкретных жилых помещениях такие отметки в действительности не являются.
Отметим и то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей или изъятий в отношении перечня документов, предоставляемых гражданами для их регистрации по адресам воинских частей. Соответственно возникает вопрос: какой из документов, перечисленных в ст. 6 Закона о регистрации в качестве основания для «вселения в жилое помещение», должен представить военнослужащий должностному лицу, ответственному за регистрацию, для регистрации по адресу воинской части? Четкого ответа на него нет. Как нет ответов и на другие вопросы: от кого, в каком порядке должен быть получен такой документ и какова его форма?
Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенной, по мнению автора настоящей статьи, недоработке законодателя в регулировании процедуры регистрации военнослужащих по адресам воинских частей. Представляется, что поскольку Законом, в отличие от Закона о регистрации, предусмотрена возможность регистрации граждан не по адресу конкретного жилого помещения, постольку должны быть приняты соответствующие подзаконные акты, учитывающие специфику именно такой регистрации. Полагаю, что в данном случае в качестве документа, являющегося «основанием для вселения в жилое помещение», а в действительности - разрешением на регистрацию по адресу воинской части, должно выступать соответствующее разрешение командира (начальника), в"компетенцию которого входит разрешение на вселение в жилое помещение, если бы такое помещение имелось на территории части.
На практике подобного рода разрешения находят отражение в виде соответствующих положительных резолюций командиров на рапортах военнослужащих, содержащих их просьбу о регистрации. Такой рапорт, по сути, и рассматривается органами регистрационного учета как предусмотренный ст. 6 Закона о регистрации документ, являющийся основанием для «вселения военнослужащего в жилое помещение». Тем не менее, такой подход не соответствует букве закона.
Следующая особенность, как было отмечено выше, заключается в том, что в соответствии с Законом военнослужащие и члены их семей регистрируются по адресам воинских частей до получения жилых помещений. Означает ли это, что условием «выдачи разрешения» на регистрацию военнослужащему по адресу воинской части является факт его нуждаемости в жилом помещении и соответственно регистрация может быть произведена только после установки такого факта?
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 1н-168/04 отмечено, что регистрация военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинских частей производится до получения ими жилых помещений, т. е. учитывается их нуждаемость в предоставлении жилых помещений. Однако представляется, что указанную нуждаемость как минимум не следует отождествлять с нуждаемостью в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖКРФ , поскольку ни одно из оснований указанной статьи не подтверждает отсутствие у военнослужащего по месту службы жилых помещений, в которых он вправе проживать. Соответственно эти основания сами по себе не дают ему права на регистрацию по адресу воинской части.
Таким образом, применительно к процедуре регистрации под нуждаемостью военнослужащего в предоставлении жилых помещений следует, очевидно, понимать именно отсутствие у него какого бы то ни было жилья по месту службы.
Как отмечает Д.Е. Зайков, право военнослужащего на регистрацию по адресу воинской части обусловлено наличием у него права на обеспечение служебным жилым помещением"". Соглашаясь в общем с данной позициеи, следует отметить, что, по мнению автора настоящей статьи, более корректным в данном случае было бы все же не ограничиваться только служебными жилыми помещениями, а говорить о праве на обеспечение любыми специализированными помещениями по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 99 ЖК РФ. Указанные основания подразумевают отсутствие у военнослужащего в населенном пункте, в котором расположена воинская часть, каких бы то ни было жилых помещений в собственности, пользовании либо владении, а с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона еще и такое дополнительное условие, как отсутствие у него служебных жилых помещений в близлежащих населенных пунктах.
Таким образом, представляется, что по смыслу Закона выражение «до получения жилых помещений» означает «до момента отсутствия у военнослужащих и членов их семей жилых помещений (отсутствия права постоянного или преимущественного проживания в жилых помещениях), в которых действующим законодательством предусмотрена регистрация», причем как в буквальном смысле полученных, так и приобретенных.
И все же, по мнению автора настоящей статьи, было бы ошибочным считать в качестве условия регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей необходимость предварительной постановки их в установленном порядке на учет для получения специализированных жилых помещениях и вообще на какой бы то ни было «жилищный» учет, поскольку административная обязанность, которой является регистрация, не должна ставиться в зависимость от желания военнослужащего быть признанным нуждающимся в том или ином виде жилых помещений. Тем более что в настоящее время такой учет производится не жилищными комиссиями воинских частей по месту службы заявителя, а согласно Инструкции -уполномоченным органом. Соответствующие документы подаются военнослужащим непосредственно в этот орган. Причем интересно будет отметить то обстоятельство, что Инструкцией не предусмотрено какого-либо уведомления этим органом в установленной форме о постановке (либо отказе в постановке) на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях ни самих заявителей, ни их командиров (начальников), которое подтверждало бы факт необеспеченности заявителя по месту службы жильем.
Отметим, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, в том числе и на жилое помещение", в котором произведена регистрация (тем более в случае регистрации по адресу воинской части, когда никакого предоставляемого жилого помещения и нет). Кроме того, Закон не связывает получение военнослужащими и членами их семей жилых помещений с необходимостью постановки их на регистрационный учет по месту прохождения военной службы. Соответственно и регистрация по адресам воинских частей не должна связываться с необходимостью предварительной постановки военнослужащих на учет нуждающихся в специализированных жилых помещениях. Но в то же время основания, по которым принимается решение о постановке на такой учет, как мы видим, практически полностью совпадают с основаниями, по которым должна разрешаться регистрация.
Установившаяся негативная практика, когда регистрация по адресам воинских частей воспринимается военнослужащими как инструмент для последующего жилищного обеспечения , а командиры (начальники), в свою очередь, рассматривают даваемое ими разрешение на регистрацию чуть ли не как взятие на себя обязательств по такому обеспечению, может и должна быть искоренена. Для этого, по мнению автора настоящей статьи, необходимо в ходе соответствующего правоприменения и правотворчества четко «показать» военнослужащим бессмысленность регистрации как якобы условия для последующего предоставления жилых помещений."
Еще раз отметим - регистрация как юридическая процедура лежит в плоскости административных правоотношений, а не жилищных, и само по себе ее наличие, в том числе по адресу воинской части, не дает право зарегистрированному на получение от государства жилых помещений. Для такого получения необходим не факт регистрации по адресу воинской части, а факт нуждаемости в соответствующем виде жилья, устанавливаемый через определенный нормативно- правовой порядок, относящийся к жилищному законодательству, который, как представляется, не должен «пересекаться» с порядком выдачи разрешения на регистрацию по адресу воинской части.
Итак, для получения такого разрешения военнослужащий должен к заявлению, содержащему просьбу об этом разрешении, приложить документы, подтверждающие необеспеченность жилыми помещениями по месту службы (отсутствие права на жилые помещения).
Такими документами в общем виде можно считать те, которые предусмотрены п. 2 Инструкции. Однако в данном случае при представлении указанных документов воля гражданина будет направлена не на решение вопроса обеспечения его жильем по месту службы (которое в силу тех или иных причин он получать, например, не желает), а исключительно на выполнение своей административной обязанности по регистрации, которую он вправе произвести по адресу воинской части.
В результате рассмотрения заявления должно быть принято решение о разрешении в регистрации по адресу воинской части (отказе в разрешении), получив которое, военнослужащий передает его вместе с паспортом и заявлением установленной, формы должностному лицу, ответственному за регистрацию.
Таким образом, подводя итоги настоящей публикации, следует прийти к следующим выводам:
1. Нормы абз. 1 п. 3 и п. 1 ст. 15 Закона целесообразно изложить в новой редакции, исключающей их двоякое толкование.
2. Регистрация военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей носит разрешительный характер, однако основанием для отказа в таком разрешении может быть только обеспеченность заявителей по месту службы жилым помещением, в котором действующим законодательством предусмотрена регистрация.
3. Порядок выдачи военнослужащим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воинских частей должен носить характер самостоятельной четко прописанной юридической процедуры и не рассматриваться в «контексте» решения их жилищных проблем. Отсутствие со стороны указанных граждан заявлений о постановке на учет для получения служебных жилых помещений либо отсутствие решения по существу их просьб о постановке на такой учет не должны являться препятствием для рассмотрения их заявлений о разрешении на регистрацию по адресам воинских частей.
Необходимо принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок выдачи военнослужащим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воинских частей, а также дополнение действующего законодательства в части, касающейся перечня документов, предъявляемых военнослужащими и членами их семей должностным лицам, ответственным за регистрацию, соответствующим разрешением установленной, формы на регистрацию по адресу воинской части.Зубков Сергей Васильевич (02.02.2014 в 13:02:07)
Уважаемый Аноним. В сответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Вам дали общежитие, значит Вы в нём будете постоянно проживать (это не относится к будущему предоставлению жилого помещения). Согласно п.23 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта, утв.постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 регистрация военнослужащих осуществляется по месту их жительства на общих основаниях. В квартирно-эксплуатационную часть предъявляется документ, удостоверяющий личность и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор найма). Никакого понятия "постоянной или " Правила не имеют. Существует и по месту пребывания. уже предполагает "прописку" на определённый срок. А как можно временно "прописаться" по месту жительства, т.е. месту постоянного проживания? И зачем нужно "прописываться" временно? Поэтому тому, кто сказал грозное слово "не положено", надо сначала почитать Правила. Вы посоветуйте ему это сделать. И даже, если Вам и мужу-военнослужащему известно, что Вы прослужите в этой части не более какого-то периода, а потом переведётесь в другое место, эта регистрация не будет считаться временной. Это будет регистрацией по месту жительства. В случае, если никакой жилой площади не предоставлено, то военнослужащие и члены их семей регистрируются по месту дислокации воинской части. Об этом также сказано в п.25 Правил. По причине отсутствия "постоянной прописки" Вы не можете стать на учёт на биржу. Хотели бы иметь "постоянную прописку", но нет возможности. Чиновники с биржи должны знать, что существует "О праве граждан РФ на свободу передвижений..." от 25.06.1993 г. № 5242-1, в ст.3 которого записано "регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации". Отсюда следует, что по причине отсутствия регистрации нельзя отказывать в постановке на учёт. Но они Вам покажут ст.3 Закона РФ "О занятости населения в РФ" от 19.04.1991 г. № 1032-1, в котором записано "решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина". Видите, по месту жительства. А оно у нас в России все определяют по регистрационному учёту. "Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст.2 Закона № 5242-1). Круг замкнулся. Даже обжаловать бесполезно. Такое у нас в России законодательство! Одно противоречит другому. Пытайтесь убедить военное начальство в том, что оно не право. Его решение об отказе можно обжаловать. Удачи. Сергей. Мой ответ - Ваш отзыв.