Что значит продолжительность службы менее 20 лет. Порядок расчета военнослужащих при увольнении с военной службы
№ 1237 (ред. от 10.01.2009 № 30)
Руководствуясь Федеральным законом "Об обороне", постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке прохождения военной службы.
2. Директору Службы внешней разведки Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят органы внешней разведки Российской Федерации, при установлении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава этих органов руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1996 г. № 574 "О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации".
3. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обобщить практику применения в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденного настоящим Указом Положения о порядке прохождения военной службы и при необходимости в марте 2000 г. представить в установленном порядке предложения по его совершенствованию.
4. Не применять на территории Российской Федерации Указы Президиума Верховного Совета СССР по перечню согласно приложению.
5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. № 4 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2, ст. 264).
6. Правительству Российской Федерации привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль 16 сентября 1999 года № 1237
Утверждено Указом Президента Российской Федерации
от 16 сентября 1999 г. № 1237
(в ред. Указов Президента РФ от 10.01.2009 № 30)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 1. Общие положения о прохождении военной службы
1. Положение о порядке прохождения военной службы определяет порядок прохождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - воинские подразделения Государственной противопожарной службы), предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (далее именуется - Федеральный закон), в мирное время, порядок заключения контракта о прохождении военной службы (далее именуется - контракт) и прекращения его действия, а также другие вопросы, которые в соответствии с федеральными законами относятся к сфере его регулирования ().
Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.
3. Прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области.
4. Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, сотрудниками военной прокуратуры, а также сотрудниками военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом и настоящим Положением с учетом особенностей, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность военных судов, военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п. 4 в ред. Указа Президента РФ от 21.10.2008 № 1510
).
5. Особенности поступления на военную службу отдельных категорий граждан Российской Федерации и прохождения военной службы отдельными категориями военнослужащих устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 2. Прохождение военной службы
1. Прохождение военной службы осуществляется:
а) солдатами, матросами, сержантами, старшинами - по призыву или по контракту;
б) прапорщиками и мичманами - по контракту;
Указом Президента РФ от 20.08.2007 № 1084 в данный документ вносятся изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2010 года в подпункте "в" пункта 1 статьи 2 слова "по призыву или" будут исключены.
в) офицерами - по призыву или по контракту.
2. Граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения), до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям (п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 15.10.1999 № 1366
).
Статья 3. Начало, срок и окончание военной службы
1. Началом военной службы считается:
а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;
б) - в) утратили силу с 1 января 2008 года. - Указ Президента РФ от 20.08.2007 № 1084;
г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта;
д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения.
2. Срок военной службы установлен:
а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 24 месяца;
б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 18 месяцев;
в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., - 12 месяцев;
г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., - 24 месяца;
д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., - 12 месяцев;
е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.
Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы (п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 08.03.2007 № 303
).
3. Срок военной службы истекает:
а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.
4. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (здесь и далее под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения Государственной противопожарной службы, а также военные факультеты (кафедры) при образовательных учреждениях высшего профессионального образования) в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 № 444
).
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом и настоящим Положением.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
5. В срок военной службы не засчитывается:
а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;
в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.
6. Осужденному военнослужащему, овладевшему воинской специальностью, знающему и точно выполняющему требования воинских уставов и безупречно несущему службу, освобождаемому из дисциплинарной воинской части после истечения срока его призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.
Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок военной службы командующим войсками военного округа или командиром (начальником), ему равным и выше, в порядке, определяемом руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
7. Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
8. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.
#выслугалет #закон #прававоеннослужащих #право
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .
Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.
В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.
Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве , прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим - Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.
Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Рассмотрим указанные нормы более подробно.
1. В п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.
Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.
В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.
3. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на , уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
- право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
- право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
- право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
- право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.
4. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.
5. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.
Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.
На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.
Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.
Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
- обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
- способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
- принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
- принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115).
Данная задача может быть решена двумя способами.
Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).
Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.
Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.
Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета
1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом .
(см. текст в предыдущей редакции)
Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
(см. текст в предыдущей редакции)
Зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;
(см. текст в предыдущей редакции)
Преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
(см. текст в предыдущей редакции)
зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.
1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
4. Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.
5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва;
преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.
Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Одиноким матерям военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
6. В целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.
7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.