Организация го в общеобразовательном учреждении. Организация гражданской обороны в образовательной организации В образовательных учреждениях по сигналу гражданской обороны
В учебном заведении разрабатывается план ГО, который доводится до исполнителей – преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).
Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директору (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья (командирами формирований назначаются "лица" постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.
В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования-ГСм.
1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.
На звено связи возлагаются следующие задачи:(оповещение руководящего состава учебного заведения-, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение объекта средствами связи.
Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.
2. Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий, охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.
На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помаши руководству учебного заведения при эвакуации.
3. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяетсяпо необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.
На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения.
Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта. На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке поряженных.
Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.
Из состава звена выделяются посты РХН, обученные работе с приборами. На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка; простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль, за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения,
Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты (респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т. д.).
Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:
действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания; приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ и БС;
предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;
проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;
работать с прибором радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
действовать в составе поста РХН, других формирований;
быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;
пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);
оказывать первую помощь пораженным и раненым.
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями организации гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.
Урок 30
Время: 40 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I . Вступительная часть
* Контроль знаний учащихся:
С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах
чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.
Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах?
Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?
Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спасателей при их прибытии в зону
чрезвычайной ситуации? Обоснуйте свой ответ.
Чем характеризуются аварийно-спасательные и неотложные работы?
В каких условиях проводятся аварийно-спасательные и неотложные работы?
II. Основная часть
Объявление темы и цели занятия
Объяснение нового материала:
1. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении.
Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его директор , который по должности несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям .
Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.
В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов.
Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.
Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, или заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.
На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и персонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В плане предусматриваются следующие мероприятия:
укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;
эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения
критических условий для безопасного нахождения людей;
использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок
их получения;
проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов - антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Выводы
1. Школьники обучаются навыкам гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
2. Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель
руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.
Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту
Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план мероприятий защиты учащихся и
персонала в чрезвычайных ситуациях.
Дополнительные материалы.
По материалам энциклопедического словаря «Гражданская защита» (под общей редакцией С. К. Шойгу)
Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях - комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и некоторых специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономики с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения аварий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи гражданского населения, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
Подготовка психологическая - комплекс мероприятий по психопрофилактической и психокоррекционной работе, направленных на оптимизацию психологических и психофизиологических качеств специалистов, адаптацию этих качеств к деятельности в очагах чрезвычайных ситуаций, создание у них еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага чрезвычайной ситуации, способствующего сохранению исходного состояния здоровья и профессиональной работоспособности специалиста. Подготовка психологическая является эффективным средством снижения вероятности и выраженности нарушений адаптации спасателей. позволяет формировать у спасателей навыки управления психическим состоянием, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, вырабатывать навыки внутригруппового взаимодействия.
Проводится по отношению к лицам, не обнаруживающим существенных психофизиологических противопоказаний к работе в очагах чрезвычайных ситуаций.
Выделяются следующие виды психологической подготовки: общая, специальная и целевая.
Формами ведения психологической подготовки являются:
* лекции и семинарские занятия,
* индивидуальные беседы со спасателями,
* индивидуальные и групповые психологические тренинги.
III . Закрепление материала:
В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской
обороны в общеобразовательном учреждении?
Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?
IV . Итог урока
V . Домашнее задание: Задания: 1. Определите и запишите в тетради свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии со школьным планом мероприятий.
2. Подготовьте сообщение на тему «Работа эвакокомиссии общеобразовательного учреждения в случае чрезвычайной ситуации».
3. Подготовьте сообщение на тему «Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне».
4. Решите ситуационную задачу: «Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия?»
ГО в учебных заведениях организуется так же, как и на объектах народного хозяйства, но с учетом их особенностей и технических возможностей.
Начальником ГО учебного заведения (школы, техникума, ПТУ) является директор, который своим приказом может назначить начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей) по совместительству.
В учебном заведении разрабатывается план ГО, который доводится до исполнителей - преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).
Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директора (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.
Примерная схема организационной структуры ГО учебного заведения приведена на рисунке 2.
В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:
- 1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 2. На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.
Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.
2. Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.
Рис. 2.
На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т.д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.
- 3. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.
- 4. На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения-
- 4. Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта. На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.
- 5. Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.
Из состава звена выделяются посты РХН, обученные работе с приборами.
На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.
Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты {респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т.д.).
Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь: действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания; приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ и БС; предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения; проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви; работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; действовать в составе поста РХН, других формирований; быстро и уверенно выполнять нормативы ГО; пользоваться аптечкой индивидуальной (ЛИ); оказывать первую помощь пораженным и раненым.
Запомните! Студент (школьник), не умеющий пользоваться средствами защиты и не знающий правил оказания помощи пораженным, в условиях чрезвычайных ситуаций будет беспомощен и не сможет ни сохранить себе жизнь, ни помочь товарищу.
Лекция 10
Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.
1. Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении
2. Система комплексной безопасности школы
Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении.
Обеспечить безопасность образовательного учреждения от угроз, возникающих при ведении военных действий, призвана Гражданская оборона.
Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах, но с учетом специфических особенностей учебной деятельности и материальных возможностей, на основании приказов, инструктивных писем, касающихся ГО и ЧС изданных министерством образования и рекомендаций УМЦ ГО и ЧС.
Исходя из общих задач в области ГО основными задачами образовательного учреждения
являются:
· защита учащихся и постоянного состава образовательного учреждения от воздействия современных средств поражения;
· обучение учащихся и постоянного состава образовательного учреждения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· создание системы оповещения учащихся и постоянного состава образовательного учреждения;
· эвакуация персонала и членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;
· организация управления и взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО.
Директор образовательного учреждения несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите постоянного состава и учащихся.
Начинается ведение гражданской обороны в образовательном учреждении с издания приказа директором образовательного учреждения “Об организации защиты персонала и обучающихся школы от опасностей ЧС природного и техногенного характера, опасностей военных действий и назначении должностных лиц”.
Данным приказом назначены должностные лица в области гражданской обороны:
1. работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС. Этим лицом назначается заместитель директора по безопасности жизнедеятельности.
2. заместитель директора по материально-техническому обеспечению (МТО) – это заместитель директора по АХЧ.
3. для организации и проведения эвакуации персонала и учащихся за пределы зон ЧС назначается эвакогруппа в составе:
§ председатель эвакогруппы - зам. директора по УВР
§ и члены эвакогруппы: из числа постоянного состава образовательного учреждения.
4. для защиты учащихся и персонала образовательного учреждения и выполнения неотложных работ при ведении ГО создаются формирования в составе звеньев самозащиты:
· звено охраны общественного порядка - для поддержания общественного порядка, контроля за режимом светомаскировки, оказание помощи при эвакуации;
· звено оповещения и связи - для оповещения руководящего состава образовательного учреждения, работников и преподавателей, учащихся, передачи сигналов оповещения и срочных сообщений, поддержания средств связи в постоянной готовности;
· противопожарное звено - для участия в противопожарных, профилактических мероприятиях, обеспечения постоянной готовности средств пожаротушения, в том числе и подручных, локализации и тушения пожаров;
· санитарное звено - для организации проведения санитарно- гигиенических и профилактических мероприятий, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, осуществления мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.
В формирования зачисляются сотрудники:
Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет,
Женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением:
· военнообязанных, имеющих моб. предписания, инвалидов I, II и III группы,
· беременных женщин,
· женщин имеющих детей в возрасте до 8 лет,
· а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
Оснащение формирований имуществом и инструментами осуществляется за счет имущества имеющегося в образовательном учреждении.
Формирования приводятся в готовность по распоряжению директора образовательного учреждения. Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир. Готовность формирований проверяется на занятиях и тренировках по ГО, в “День защиты детей”.
Обучение в образовательном учреждении осуществляется в единой системе подготовки по ГО и ЧС, организуется и планируется на основании:
ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от 21.12.94 г. № 68
ФЗ “О гражданской обороне” от 12.02.98 г. № 28
Постановлений Правительства РФ:
- №547 от 4.09.03г. “О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного”
- № 841 2.10.2000 г. “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО” (в ред. ППРФ № 501),
А также “Организационных указаний МЧС по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС на 2006–2011 г.”
Обучению подлежат следующие категории:
· директор образовательного учреждения, работник уполномоченный на решение задач в области ГОЧС, командиры формирований, руководители групп занятий, преподаватель ОБЖ);
· личный состав формирований;
· работники образовательного учреждения;
· учащиеся образовательного учреждения.
Документы, которые должны быть разработаны в образовательном учреждении по ГО и ЧС
1. Законодательные, нормативные правовые документы (законы, постановления, приказы и т.д.).
2. Документы по ГО.
3. Документы по действиям в ЧС.
4. Документы по подготовке.
Все эти документы должны находиться у работника уполномоченного на решение вопросов в области ГО и ЧС. Кроме того, согласно общим требованиям по оформлению документации на объектах, предприятиях, организациях, папка № 2 по гражданской обороне должна быть красного цвета, а папка №3 по чрезвычайным ситуациям – синего.
Организация гражданской обороны является обязательной для всех образовательных учреждений. Эта организация является сложным разносторонним делом, требующим для своего осуществления большой подготовительной работы и специальной подготовки персонала и учащихся.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ Схема организации ГО в школе
|
Похожая информация.
14.10.2013 20631 0 Цели урока . Ознакомить учащихся с органами управления и задачами ГО в школе. Изучить роль учащихся при проведении мероприятий ГО в школе.
Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Наиболее уязвимые объекты с точки зрения гражданской обороны - это места массового скопления людей, а среди них - детские и лечебные учреждения. В мирное время предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить безопасность персонала и учащихся (для учебных учреждений) или больных (для лечебных учреждений) на случай возникновения ЧС или начала военных действий. Одной из таких мер является создание на объектах постоянного массового пребывания людей структур гражданской обороны. Какие это структуры и какие задачи они решают, мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.
Вопросы для активизации знаний.
При ответах опирайтесь на опыт, полученный в процессе вашего пребывания в школе.
Существует ли в школе какая-то деятельность, которую можно отнести к области гражданской обороны?
Какие элементы этой деятельности вы можете
назвать?
- Кто этим занимается в школе?
В каких мероприятиях, относящихся к области гражданской обороны, вы участвовали?
Занимаетесь ли вы в кружках, в которых изучаются вопросы, относящиеся к области гражданской обороны?
Занимались ли вы в школе на оборудовании, которое относится к вооружению формирований гражданской обороны?
Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.
Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» определяет:
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от природных, техногенных, социальных или экологических опасностей.
Главными задачами Гражданской обороны в школе считаются:
Обеспечение готовности школы к действиям по защите учащихся и постоянного состава (администрация, учителя и специалисты, учебно-вспомогательный персонал) в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время;
Организованный переход с мирного на военное положение;
Приобретение знаний и практических навыков по сохранению жизни и здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;
Увеличение запасов имущества Гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.
Начальником гражданской обороны школы, в соответствии с законом, является директор школы, который организует всю работу ГО в школе и полностью отвечает за нее.
В школе создаются:
Комиссия
по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.
–– Обязанности председателя КЧС и ГО возлагаются на директора школы.
Заместителем председателя КЧС и ГО - начальником штаба по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне обычно назначается заместитель директора школы по обеспечению безопасности или преподаватель-организатор ОБЖ. Членами КЧС - учителя школы и заместители директора по учебной, воспитательной работе и по административо-хозяйственной части, а также председатель родительского комитета школы.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне формирует штаб по ЧС и ГО, который обычно возглавляет заместительдиректора по обеспечению безопасности. Помощником начальника штаба назначается учитель физической культуры.
Штаб ГО и ЧС школы подчиняется НГО школы и решает следующие задачи:
1. Осуществляет текущее и перспективное планирование мероприятий ГО и ЧС в школе.
2. Осуществляет совместно с директором школы - начальником ГО подбор и расстановку начальников служб ГО и ЧС и старших (командиров) нештатных аварийно-спасательных формирований ГО и ЧС школы из числа повинного состава, совместно с классными руководителями осуществляет отбор учащихся в НАСФ, для выполнения иных обязанностей по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС в школе.
3. Руководит подготовкой НАСФ и их деятельностью при выполнении мероприятий планов ГО и ЧС школы.
4. Планирует и проводит обучение постоянного состава школы по вопросам предупреждения ЧС, роли и места КЧС школы в системе РСЧС, назначению и использованию индивидуальных и коллективных средств защиты, другим направлениям, связанным с решением вопросов ГО и ЧС.
5. Проводит учения и тренировки по отработке мероприятий Плана ЧС и Плана ГО школы.
6. Производит проверку состояния технических средств ГО и ЧС в школе, с установленной периодичностью производит проверку исправности средств защиты.
7. Составляет заявки на пополнение запасов средств ГО и ЧС школы, а также на получение отсутствующих средств и направляет их в отдел ГО и ЧС районной управы.
8. Уточняет в отделе ГО и ЧС районной управы место укрытия учащихся и постоянного состава школы в случае ЧС или внезапного нападения противника, а также маршрут и порядок следования в убежище и размещения в нем.
9. Проводит профилактическую работу среди учащихся по предупреждению в школе ситуаций, способных развиться в чрезвычайные.
10. Осуществляет обеспечение безопасности учащихся при проведении в школе массовых праздничных, торжественных и иных мероприятий, как в учебное, так и во внеучебное время.
В школе создается также эвакуационная комиссия, которая организует эвакуацию учащихся, сотрудников школы (а при необходимости и членов их семей), имущества школы.
Председателем эвакуационной комиссии назначается заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Кроме того, в состав системы ЧС и ГО школы входят службы ГО:
Оповещения и связи;
Охраны общественного порядка;
Противопожарная;
Медицинская;
Радиационной, химической и биологической защиты;
Материального обеспечения.
В школе создаются также объектовые звенья городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны, включающие:
Спасательную группу;
Противопожарную группу;
Группу обслуживания убежищ;
Медицинскую группу;
Звено оповещения и связи;
Звено охраны общественного порядка;
Звено радиационной и химической разведки;
Звено материального обеспечения.
НАСФ ГО и ЧС подчиняются соответствующим службам ГО и ЧС школы.
По вызову группа (звено) прибывает к кабинету директора школы - начальника ГО и далее действует в соответствии с полученными указаниями.
В период действий по плану ЧС (ГО) звено не имеет права покидать помещение школы, кроме как для выполнения указаний НГО и НШ ГО и ЧС, начальника соответствующей службы ГО.
Обучение учащихся и персонала школы необходимым навыкам ЧС и ГО проводится, прежде всего, во время уроков по ОБЖ, проведения учений по ЧС и ГО в школе. Кроме того, для персонала проводятся занятия и инструктажи по отдельным вопросам ЧС и ГО, например по пожарной безопасности, пользованию средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки. В школе могут проводиться мероприятия по тематике ЧС и ГО, работать кружки, секции и клубы, деятельность которых прямо или косвенно связана с вопросами ЧС и ГО. Большую роль играет и наглядная агитация.
Раз в год в школе проводится комплексное мероприятие, направленное на отработку вопросов ЧС и ГО в школе - День защиты детей. Это мероприятие включает в себя и учения по эвакуации учащихся, и занятия по различным вопросам предупреждения ЧС и безопасного поведения в них, антитеррористические и военно-патриотические мероприятия.
При возникновении ЧС структуры ГО школы выполняют следующие основные мероприятия: - оповещение учащихся о ЧС;
Организованная эвакуация учащихся и персонала из школьного здания в безопасное место;
Вывод учащихся и персонала школы в специально предусмотренные пункты временного размещения;
Выдача учащимся средств защиты (если таковые имеются в школе).
По последнему пункту следует сделать небольшое замечание. Как известно, самой часто случающейся ситуацией в школе является пожар. Промышленностью разработан и подготовлен к серийному выпуску противопожарный капюшон «Феникс». Это средство защиты представляет собой сочетание огнезащитного прозрачного капюшона, защищающего голову, включая лицо, и противогаза, точнее, противогазового респиратора. Этот капюшон способен прекрасно защитить органы дыхания детей не только от ядовитых продуктов горения, но и от радиоактивной пыли, ОВ, АХОВ, ВО, т.е. в определенном смысле, является универсальным средством. Оснащение школ капюшонами «Феникс» из расчета штатной численности сотрудников и штатной наполняемости учащимися существенно повысил бы безопасность школ при различных ЧС.
Действия системы ЧС и ГО школы при возникновении различных ЧС в школе и вблизи нее определяются специальными планами, которые разрабатываются заблаговременно.
Таким образом, в школе имеется стройная система, предназначенная для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности учащихся и персонала при их возникновении, гражданской обороны и обучения учащихся и персонала школы всем необходимым в этих случаях знаниям, умениям и навыкам.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
Каковы задачи гражданской обороны в школе?
Кто возглавляет гражданскую оборону в школе?
Какие структуры создаются в школе по вопросам ЧС и ГО?
Какие задачи решает штаб ЧС и ГО?
Какие службы ЧС и ГО создаются в школе?
Как происходит обучение учащихся и персонала школы знаниям, умениям и навыкам по вопросам ЧС и ГО?