Последствия неуставных взаимоотношений. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплочённости и боевой слаженности воинского коллектива
Уголовный кодекс РФ
Если по прежнему закону преступными признавались подобные нарушения, лишь выражающиеся в побоях или ином насилии над потерпевшим, то УК признает уголовно наказуемыми и нарушения, связанные с унижением чести и достоинства потерпевшего или издевательством над ним, а также нарушения, связанные с насилием. 3. Унижение чести и достоинства является не чем иным, как оскорблением (см.Статья 335
То же деяние, совершенное: б) в отношении двух или более лиц; в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; г) с применением оружия; д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Комментарий к Ст.Отношения неуставные это
Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный, подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии. «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые основаны на насилии и связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва. Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала, принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия)и т.Статья 335 УК РФ
То же деяние, совершенное: б) в отношении двух или более лиц; в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; г) с применением оружия; д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Примеры практики — судебные решения и приговоры по статье 335 УК РФ: Решение по делу 22-366/2019 (11.08.2018, Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)) Решение по делу 22-384/2019 (11.08.2018, Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)) Решение по делу 1-28/2019 (10.08.2018, Черемховский гарнизонный военный суд (Иркутская область)) Решение по делу 4/17-16/2019 (09.08.2018, Каларский районный суд (Забайкальский край)) Решение по делу 2-44/2019 М-39/2019 (08.08.2018, Ульяновский гарнизонный военный суд (Ульяновская область)) Решение по делу 1-34/2019 (04.08.2018, Новороссийский гарнизонный военный суд (Краснодарский край)) Решение по делу 2-197/2019 М-230/2019 (03.08.2018, Читинский гарнизонный военный суд (Забайкальский край)) Решение по делу 1-63/2019 (03.08.2018, Хабаровский гарнизонный военный суд (Хабаровский край)) Решение по делу 22-90/2019 (02.08.2018, Тихоокеанский флотский военный суд (Приморский край)) Решение по делу 22-109/2019 (29.07.2018, Ленинградский окружной военный суд (Город Санкт-Петербург)) Решение по делу 1-38/2019 (27.07.2018, 95-й гарнизонный военный суд (г.- Общим объектом неуставных взаимоотношений является система норм поведения, установленных в обществе законодательством страны.
- Родовым объектом неуставных взаимоотношений являются система взаимоотношений между военнослужащими, порядок несения воинской службы, установленных действующими уставами вооруженных сил.
- Непосредственным объектом неуставных взаимоотношений являются , военнослужащих.
Объективная сторона
Неуставные взаимоотношения более широкое, чем « ». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования (в том числе отношения - , подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на . «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только нарушения уставов при взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего .
Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование на физических работах на даче у , принуждение военнослужащего к сексуальным отношениям со стороны мужчины- (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия) и т. д. Даже элементарные примеры несоблюдения воинских традиций, таких, как выполнение , подпадает под понятие неуставных взаимоотношений, так как воинское приветствие при встрече военнослужащих закреплено нормами , который, в свою очередь, введен в действие соответствующим .
Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, причинение телесных повреждений, и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Аналогичные имеются в подавляющего большинства других стран.
Несмотря на подавляющее негативное отношение к НВ среди населения, бытует точка зрения, что отдельные, «мягкие» формы способствуют более ускоренной адаптации молодого в условиях воинской службы.
С объективной стороны теория уголовного права делит неуставные взаимоотношения на три вида:
Между военнослужащими без признаков подчиненности (оба субъекта НВ равные в должности и звании)
К неуставным взаимоотношениям между военнослужащими без признаков подчиненности могут быть отнесены следующие правонарушения:
- Противоправное физическое, психологическое, экономическое насилие, оказываемое «старослужащим» в отношении «молодого» (при условии, что они одного звания и не являются один по отношению к другому начальником). Если эти же формы насилия оказаны в рамках требований уставов и других действующих нормативно-правовых актов, состав правонарушения в действиях старослужащего исключается (к примеру — действия в пределах , в по отношению к трусу);
- Любые формы противоправного насилия между , имеющими одинаковое и занимающие одинаковую (например — на почве один избил другого командира взвода).
- формы насилия по отношению к военнослужащему ( , принуждение к вступлению в половую связь, ).
Между военнослужащими с признаками подчиненности: начальник — подчиненный
Резолюция начальника в нецензурной форме, пример неуставных отношений с признаками подчиненности начальник — подчиненный
- Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении подчиненного в условиях, которые не требовали данных форм воздействия (). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая ).
- Противоправное экономическое насилие в отношении подчиненного (за исключением ситуации, когда командир действует в условиях ).
- Эксплуатация подчиненных ( или должностным положением, к примеру — использование подчиненных на строительстве личного дома).
- Сексуальное насилие в отношении подчиненного.
Между военнослужащими с признаками подчиненности: подчиненный — начальник
- Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении начальника (к примеру — угроза начальнику в боевой обстановке, причинение начальнику телесных повреждений и т. д.). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
- Противоправное экономическое насилие в отношении начальника ( , и т. п.).
- Сексуальное насилие в отношении начальника (изнасилование).
Признак подчиненности в отдельных случаях могут выступать как квалифицирующий признак и является отягчающим обстоятельством.
Субъектом неуставных взаимоотношений может быть только военнослужащий, то есть, должностное лицо, имеющее , проходящее действительную воинскую службу. Кроме того, необходимы признаки правонарушения — дееспособное, вменяемое лицо, достигшее возраста правовой ответственности.
Субъективная сторона
С субъективной стороны неуставные отношения предполагают наличие . В свою очередь, сами правонарушения (преступления) в зависимости от состава, закрепленного соответствующей нормой права могут носить характер как , так и .
- С прямым умыслом совершаются ряд преступлений и дисциплинарных проступков, когда правонарушитель осознает противоправность своих действий, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает их наступления. Например — умышленное , умышленное .
- С косвенным умыслом могут быть совершены правонарушения, когда нарушитель не предвидел наступление общественно-опасных последствий, не желал их наступления, но мог и обязан был предвидеть. Например — один военнослужащий принуждает другого к физическим упражнениям сверх нормы. У последнего сердце не выдерживает чрезмерных нагрузок и он умирает. Первый не желал его смерти, но он мог предположить, что физические нагрузки сверх предела опасны для жизни и здоровья.
Ответственность
В зависимости от состава правонарушения, неуставные взаимоотношения могут носить характер:
- — противоправное действие, грубо нарушающее действующее законодательство, представляющее большую общественную опасностью, ответственность за которое предусмотрена .
- — противоправное действие, которое не содержит признаки преступления, нарушающее требования административного законодательства и , ответственность за которое наступает в соответствии с требованием .
Таким образом, ответственность за все нарушения требований уставов, которые не являются преступлениями, наступает в дисциплинарном порядке (дисциплинарные взыскания, содержание на ).
За совершение правонарушений, которые квалифицируются как преступления, ответственность наступает в общем порядке в соответствии с требованиями уголовного права.
Формы проявления «неуставных взаимоотношений»
Внешние изображения | |
---|---|
100 дней до приказа | |
- Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);
- Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы, насилие сексуального характера);
- Психологическое насилие (словесные оскорбления);
- Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).
Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими
Несмотря на принятые меры и достигнутые определенные успехи, в целом, как явление, неуставные взаимоотношения продолжали существовать и существуют и по сей день.
Нельзя сказать, что неуставные взаимоотношения в целом и «дедовщина» в узком смысле этого понятия существовали и существуют в войсках повсеместно. Во многих частях такое понятие отсутствовало и отсутствует как таковое. Например, в спецподразделении (а позже и в ) факт неуставных взаимоотношений автоматически лишал виновного права ношения , что было крайне позорно для его обладателя. Отсутствовала дедовщина и на большинстве линейных застав
Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная
природа и проявления в повседневной жизни - предмет особого интереса для каждого командира. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, которая связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Потребности представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель. Для командира это положение означает: анализ индивидуальности подчиненного начинается с уяснения его социальных потребностей. При этом особое предпочтение следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение.
Открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей, прежде всего на те, которые представляют наибольшую ценность как для формирования личности воина, так и для развития, сплочения коллектива. Однако необходимо иметь в виду, что потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить.
Как только офицер становится во главе воинского подразделения возникает чрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жизненную школу людей, имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся характером, темпераментом, физическим развитием, объединить в боеспособный коллектив. Это задача со многими неизвестными. Одна из них - профилактика, предупреждение неуставного поведения.
Диагностика в данном случае рассматривается как способность командира распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих. Офицер, диагностируя взаимоотношения, опирается на глубокие знания индивидуальных особенностей подчиненных, использует рекомендации педагогики, психологии, учитывает свой служебный опыт, практику командиров, начальников, социологов, психологов, юристов.
При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно выявить их социальные потребности. Сюда относится потребность военнослужащего в признании его как личности, потребность занимать определенный статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микроформированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а тем более молодого.
Работа с молодыми воинами свидетельствует о том, что для них с первого дня службы важно знать, каким масштабом они будут "измеряться" в этом коллективе.
Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Командиру важно помнить, что он молниеносно анализирует информацию командира в ходе беседы с точки зрения воздействия на чувство собственного достоинства: ущемляется оно или поддерживается. По каким из этих двух каналов пойдет информация, зависит в последующем поведение военнослужащего
Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном формировании у призывников коллективистских качеств, правильном представлении об уставном порядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам поведения.
По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильному формированию у воинов первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. В первые дни необходимо изучить требования законов и воинских уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах, разъяснить, как вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их достоинство. На этом этапе воспитательной работы с молодыми воинами офицерам следует обеспечить обстановку внимания и доброжелательности, проявлять постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимоотношениях. Всем случаям сквернословия, грубости, оскорблений со стороны сержантского состава и солдат более ранних сроков службы должен быть дан беспощадный отпор. Тем самым добиться твердой уверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка.
Воспитание человека начинается еще до его рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Начало воинского воспитания знаменуется призывом молодого человека на службу в Вооруженные Силы, продолжается на всем ее протяжении и заканчивается после его увольнения.
Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений -- комплексная проблема, содержащая разнообразные аспекты деятельности, которые применяются командирами подразделений, всеми органами управления. Прежде всего, необходимо использовать накопленный опыт передовых подразделений войск по предупреждению этих отрицательных явлений. Наработанные формы и методы не утратили своей актуальности и сегодня. Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки в стране, в Вооруженных Силах.
Ранее, имея мощную базу и соответственно хорошо организованные структуры политического и общественного воздействия, стремились перевоспитать, привести военнослужащего к идеальной схеме отношения к службе, поведения, быта.
И проводилась эта работа далеко не безуспешно. Обстановка в воинских коллективах, в подавляющем большинстве, была нравственно-зрелой, здоровой.
Теперь многое изменилось. Резко сузилась сфера общественного воздействия, меняется морально-психологический климат в подразделениях, происходит ломка общественного сознания у руководителей воинских коллективов. Утрачены ценностные ориентиры, идеалы, на которых они были воспитаны и воспитывали своих подчиненных. Нет общей объединительной идеи, во имя которой можно сплачивать воинские коллективы. Это обрекает командиров, воспитателей на пассивность, препятствует работе на перспективу, снижает их ответственность за состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях. Произошло резкое, повсеместное ослабление воспитательной работы с личным составом по сплочению воинских коллективов, формированию позитивного общественного мнения по отношению к признакам и предпосылкам неуставных взаимоотношений.
Исходя из конкретных условий служебно-боевой деятельности войск, необходимо искать и настойчиво внедрять такие методы, которые побуждали бы все категории военнослужащих более оптимально выполнять свои должностные обязанности.
За последнее время в поисках таких методов сосредотачиваются основные усилия на материальной стороне. Это главный, решающий фактор, и в этом плане делается не мало, но очень важно вести активный поиск моральных и других факторов, наработанных многими поколениями российской и советской армии.
Следует использовать исторический опыт русской армии, такой как передача опыта, наставничество, поддержка и помощь, опеку и т.д. старослужащими молодых воинов с одной стороны и подчеркнутое, уважительное отношение со стороны младших товарищей и командиров к старослужащим.
В 1899 году в русской армии была издана памятка наставника новобранца. Определенный интерес представляют и сегодня отдельные положения этой памятки:
“Разговаривай ласково, терпеливо, если в чем нуждается -- позаботься, помоги. Объясняй толково, каждому найди меткое слово. Спроси как зовут, назови себя, покажи кровать, умывальник, где позволяется курить, накорми, если устал -- дай полежать. Заговори о его родных и помоги в первый день написать письмо отцу, матери, жене или другим близким. Вразуми, чтобы новобранец никогда не выпрашивал денег у родных. На второй день учить еще рано. Постарайся познакомить с другими солдатами, если есть земляки -- дай поговорить откровенно. Разговаривая с новобранцем, каждую минуту думай о том, как тебе заслужить его любовь, чтобы поверил тебе и не скрывал ничего”.
За последние годы произошло резкое обострение неуставных взаимоотношений в войсках. Глумления и издевательства приобретают все более изощренный, дерзкий характер, нередко со смертельным исходом. Общее их количество по далеко неполным данным из года в год возрастает. Рост отмечается практически во всех округах, группах войск.
Основные объективные причины резкого обострения этой проблемы известны руководителям воинских коллективов. Они учитываются в организаторской и воспитательской работе по профилактике неуставных взаимоотношений. Прежде всего произошло резкое осложнение криминогенной обстановки в стране, а, следовательно, в регионах призыва на службу. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим привычкам они стремятся следовать на заставах, кораблях, подразделениях, что серьезным образом сказывается на нравственно-психологическом климате воинских коллективов.
В связи с резким обострением этого отрицательного явления в войсках подавляющее большинство офицеров подразделений потеряло уверенность в возможность успешного решения этой проблемы. В ходе социологического опроса, проведенного в войсках Северо-Западного округа каждый четвертый офицер подразделения (25%) ответил, что не видит возможности решения проблемы неуставных взаимоотношений между военнослужащими подразделений.
В их работе отсутствует гибкая система воздействия на межличностные отношения воинов по формированию здорового нравственного климата в подразделении. Организации эффективной работы по профилактике неуставных взаимоотношений в значительной мере мешает низкий уровень психолого-педагогической подготовленности должностных лиц. Офицеры застав, кораблей, подразделений не умеют управлять взаимоотношениями людей в коллективе, воздействовать на межличностные отношения военнослужащих по формированию здорового, нравственного климата в подразделении, не знают динамики внутри коллективных процессов, имеют слабое представление о психологии молодежной среды, не умеют прогнозировать развитие событий, а главное не владеют методикой профилактики неуставных взаимоотношений. Более половины офицеров подразделений (52%-по данным опроса) ответили, что они недостаточно или полностью не подготовлены к решению этой проблемы в подразделениях.
Организаторская и воспитательная работа по предупреждению глумлений и издевательств над сослуживцами должна решаться в единстве трех подходов:
- --организация нравственно зрелой жизнедеятельности военнослужащих, наведение и поддержание в каждом подразделении твердого уставного порядка;
- --последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных периодов службы. Знание реального положения дел в воинском коллективе;
- --повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.
Несмотря на то, что неуставные взаимоотношения имеют глубокие социально-психологические корни, все же специфические условия жизнедеятельности армейских коллективов, жесткая система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, позволяет сделать обстановку в подразделениях достаточно автономной, дает возможность создать условия здорового воспитания военнослужащих даже на фоне негативных процессов в обществе.
Подтверждение этому -- десятки подразделений, где здоровая нравственная атмосфера. К большому сожалению эти возможности в достаточной мере не реализуются.
Управление сложными социальными процессами в частях и подразделениях, ранее опирающееся на мощную идеологическую и политическую базу, сегодня должно базироваться на новых концептуальных подходах, в основе которых наиболее целесообразно иметь научно-обоснованные пути и направления социального управления. В основе их --социальные регуляция и коррекция социального поведения военнослужащих и воинских коллективов.
В связи с этим встает проблема нового подхода к сплочению воинских коллективов, профилактике неуставных взаимоотношений. И главным здесь -- учет социальных, социологических и социально-психологических факторов, на основе которых должны приниматься управленческие решения, строиться работа по укреплению воинской дисциплины.
Работа по профилактике неуставных взаимоотношений требует:
- -учитывать факторы, обуславливающие появление этого негативного социально-психологического явления, механизма его функционирования.
- -знание воинского коллектива, умение получать достоверную информацию о взаимоотношениях между военнослужащими, о структуре и направленности неформальных группировок.
- -способность оказывать влияние на микро группы, умение находить формы и способы противодействия этим негативным явлением.
- -психологическая готовность целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению неуставных взаимоотношений.
Опыт свидетельствует, что в качестве наиболее эффективных мер профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений на “земляческой” основе чаще всего являются:
- 1) поддержание командованием подразделений, частей (кораблей) тесных контактов с родителями военнослужащих, местными органами власти и общественными организациями по месту их призыва;
- 2) умелая индивидуально-воспитательная работа с их неформальными лидерами;
- 3) равномерное распределение по подразделениям представителей различных национальностей;
- 4) выявление лиц, склонных к правонарушениям, ранее участвовавших в противоправных действиях, имевших приводы в милицию, связь с преступными элементами, и проведение с ними целенаправленной профилактической работы.
Основные критерии лидерства в воинском коллективе, по мнению военнослужащих, проходящих службу по призыву, следующие:
- а) хорошее физическое развитие (сила);
- б) готовность помочь товарищу;
- в) наличие земляков более ранних призывов в части;
- г) отличное владение воинской специальностью;
- д) хорошее умственное развитие, коммуникабельность;
- е) исполнение должности младшего командира;
- ж) наличие друзей среди военнослужащих старших сроков службы;
- з) наличие авторитета и доверия у командования подразделения;
- и) участие до службы в армии в деятельности криминогенных группировок;
- к) участие в период службы в выполнении специальных заданий (в районах чрезвычайного положения и т.п.;
- л) высокий уровень доходов до призыва в Вооруженные Силы и др.
Коллектив подразделения -- это социальная форма организации людей в военном деле. Чем крепче его внутренняя спайка, благоприятнее нравственный климат, тем шире его возможности, которые он создает для успешной службы солдат и матросов.
Все воинские коллективы подразделений по своей структуре являются сложными и многообразными.
Различие их по социальному положению, образованию, национальному составу, жизненной и трудовой закалки делает их неодинаковыми по содержанию взаимоотношений между военнослужащими, и по частоте конфликтных ситуаций.
При профилактике неуставных взаимоотношений следует учитывать, прежде всего, многонациональность воинского коллектива.
Выделяются три типа отношений в воинских коллективах подразделений, в которых межнациональное общение военнослужащих строится на принципиально различной основе.
Первый - когда в подразделениях численно преобладают воины славянских национальностей. Жизнь и взаимоотношения военнослужащих в них строятся на основе национально-психологических особенностей славян. В этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне сохраняя свою национальную самобытность, чаще всего принимают присущий для таких коллективов тип отношений и нормы поведения.
Второй - формируется в воинских коллективах, где военнослужащие разных национальностей -- территориальных групп примерно равны по численности и социальной активности. Общественно-психологические особенности этих коллективов -- традиции, нормы взаимоотношений основываются уже не только на национальных чертах воинов славянского происхождения, но на чертах других, значительных по численности национальных групп.
Третий - складывается в воинских коллективах, в которых преобладающей и по численности и по влиянию выступает одна из национальных или национально-территориальных групп воинов. Такой тип отношений наиболее характерен для подразделений Среднеазиатского и Кавказского регионов. Общественно-психологические особенности подобных коллективов строятся на основе национальных особенностей этой преобладающей группы.
Соответствующий характер приобретают здесь межличностные отношения военнослужащих.
В воинских коллективах с разной национальной структурой и содержанием межнациональных общений военнослужащих по-разному протекают и конфликтные ситуации, что необходимо учитывать в работе по их предупреждению.
Необходимо учитывать новые факторы в комплектовании воинских коллективов военнослужащими на контрактной основе. Это, как правило, военнослужащие, прошедшие хорошую школу службы и при умелой работе могут быть надежной опорой командира в профилактике неуставных взаимоотношений.
Основным звеном в организаторской работе командиров подразделений по предупреждению неуставных взаимоотношений над сослуживцами является организация нравственно-зрелой жизнедеятельности воинского коллектива.
Прежде всего, необходимо установить такой уклад воинской службы, который бы исключал возможность проявления самовольных действий военнослужащих. Офицеры подразделений обязаны осуществлять повседневный контроль за выполнением распорядка дня, службы внутренних нарядов. Всем хорошо известно, что глумления и издевательства происходят в вечернее и ночное время. Ведущая роль в этот период отводится сержантам, командирам отделений. Но, к большому сожалению, сержантский состав подразделений утратил свою роль и не выполняет своих служебных и должностных обязанностей по предупреждению не уставных взаимоотношений между военнослужащими.
В целях повышения роли сержантов (командиров отделений в подразделениях) в профилактике отрицательных явлений целесообразно рассмотреть вопрос о подготовке и назначении на должность командиров отделений военнослужащих, призванных на службу на контрактной основе. Для этой категории военнослужащих, чтобы они постоянно находились со своими подчиненными и в полном объеме выполняли свои должностные обязанности, необходимо установить соответствующее денежное содержание с учетом проживания их со своими подчиненными.
Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль за службой в нарядах, за равномерным распределением служебных нагрузок на военнослужащих всех периодов службы, за организацией и проведением хозяйственных работ.
Известно, что главным, решающим звеном в служебно-боевой деятельности войск, в укреплении правопорядка и воинской дисциплины является подразделение. Следовательно, основные усилия всех управленческих структур должны быть сосредоточены именно там, где в настоящее время образовался значительный некомплект офицеров этих подразделений. Они должны оценивать свою деятельность через призму положения дел в этих коллективах. Это главный критерий оценки их деятельности. Основные усилия в организаторской и воспитательской работе всех органов управления должны быть сосредоточены на оказании квалифицированной помощи офицерам подразделений в организации нравственно-зрелой жизнедеятельности воинских коллективов. Жизнедеятельность воинских коллективов должна соответствовать основным закономерностям и тенденциям социальной жизни, объективным реальным условиям, а не вступать с ними в противоречие, как это происходит сегодня.
Для проведения успешной работы по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделениях необходимо:
- -- объективная и принципиальная оценка отрицательных явлений в коллективе и принятие адекватных мер по их пресечению;
- -- вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия, искривлением дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижение достоинства солдат. Исключить применение антипедагогических методов воспитания;
- -- настойчиво возрождать сложившиеся за многие десятилетия на заставах, кораблях, подразделениях ритуалы воинской службы.
Успешное решение задач по профилактике неуставных взаимоотношений в решающей степени зависит от психолого-педагогической подготовки офицеров подразделения. Управление воинским коллективом требует специальной подготовки. Эта фундаментальная подготовка должна быть заложена в учебные планы и программы высших военных учебных заведений.
Неуставные взаимоотношения в своем большинстве зарождаются на этапе, когда у командиров подразделений еще не сформировалось объективное представление о каждой личности молодого пополнения, о внутриколлективных процессах.
Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений осуществляется при помощи отработанной методики, в состав которой входят: наблюдение, изучение, индивидуальная беседа. Основой основ изучения взаимоотношений в коллективе является индивидуальная работа. В современной неординарной обстановке в армии и на флоте она должна быть главным методом работы с людьми.
Индивидуально-воспитательная работа -- это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.
Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:
- -- выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;
- -- полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;
- -- учитывать индивидуально-психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, веропринадлежность и т.д.;
- -- постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;
- -- прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;
- -- правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.
Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически.
Системный подход имеет четыре этапа:
- -- изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;
- -- выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;
- -- практическое осуществление спланированного воздействия;
- -- анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
Основная задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, установить положительное ядро воинского коллектива и конкретных носителей негативных отношений. Главная цель -- изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений. Индивидуальность каждого воина, его социальная природа проявляются в повседневной жизни. Интересы, убеждения, мотивы, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации -- представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель.
В ходе изучения взаимоотношений военнослужащих необходимо:
- -- анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;
- -- изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов;
- -- способы разрешения конфликтных ситуаций, тип направленности агрессии военнослужащих, овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;
- -- анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;
- -- постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющим для личности;
- -- анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ особенно в выходные и праздничные дни;
- -- наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования.
Для каждого командира и его заместителя по воспитательной работе при изучении молодого пополнения особое внимание следует обратить на его социальные потребности. При этом предпочтение следует отдавать потребности в самоутверждении личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится все человеческое поведение. Важно также глубоко разобраться, какова вероятность реализации потребности каждого военнослужащего в коллективе. Для каждого руководителя здесь открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей в интересах сплочения воинского коллектива.
Неуставные взаимоотношения между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они проявляются в грубом нарушении порядка, установленных правил взаимоотношений и находят свое выражение в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства. В воинском коллективе ассимилируются в первую очередь не нормы официальной морали, а неформальные нормы высокостатусных неформальных групп, которыми являются в своем большинстве группы старослужащих воинов.
О назревании напряженности в отношениях свидетельствуют факты ухудшения настроения у отдельных военнослужащих, ослабление их активности в выполнении служебных обязанностей, отчужденности, высказываний по поводу неудовлетворенности своим положением.
Чаще всего они находятся в подавленном морально-психологическом состоянии, имеют неряшливый внешний вид. У них могут отсутствовать отдельные предметы обмундирования.
Объектом постоянных психологических и физических нападок часто становятся воины, у которых недостаточно сформированы трудовые навыки, а также слабые в умственном и физическом развитии. Злостным нападкам подвергаются военнослужащие, нежелающие подчиняться несправедливым требованиям, жить по сложившимся негативным законам. По социально-демографическим данным эти военнослужащие воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, являются неприспособленными к самостоятельной жизни.
Структура неформальных групп обусловлена своеобразной иерархией статусов их членов. Вершину этой лестницы занимает один или несколько лидеров этой группы. Они осуществляют роль организаторов и исполнителей издевательства над сослуживцами. Как правило, такой главарь характеризуется стремлением подчинить себе людей. Для достижения своих целей они нередко используют физическое насилие или угрожают его применить. По социально-демографическим данным лидер воспитывался в многодетной семье, как правило, в алкогольной. Воспитывался без отца, преимущественно городской житель, не работавший до призыва в армию.
По своим нравственным качествам -- ограниченность в духовных запросах, эгоист, трус. По отношению к сослуживцам проявляет грубость, наглость, бездушие, развязность; по отношению к самому себе проявляет высокомерие, самонадеянность, несамокритичность. Не любит трудиться, недисциплинирован, неисполнителен, отрицательно относится к службе.
Всегда в коллективе есть военнослужащие, на которых возложена роль непосредственного исполнителя по поддержанию негативных традиций и проводники идеи безропотного повиновения негласным законам. Они дают советы, как поступать новичкам в различных ситуациях, приводят примеры жестоких расправ за непослушание. Качество исполнения этих ролей солдатами постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений.
Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений военнослужащих. Для того, чтобы исключить сокрытие фактов грубых нарушений целесообразно периодически проводить осмотр военнослужащих подразделения.
Следует учитывать, что структура воинских коллективов, обусловленная системой комплектования войск, изначально закладывает структурные конфликты и способствует образованию различных микрогрупп. Чем выше социальная разнородность подразделений, тем выше вероятность проявления неформальных групп.
Разобравшись в структуре неформальных группировок, офицеры вырабатывают правильный взгляд на события, происходящие в подразделениях, и определяют конкретные меры активного влияния на внутриколлективные явления и профилактику отрицательных явлений. Зная ситуацию в развитии взаимоотношений, можно умело контролировать ее. Однако, важно не только знать, но и уметь влиять на эти явления, корректировать их с целью улучшения нравственного климата подразделения. Речь прежде всего идет о микрогруппах отрицательной направленности. В работе с ними нет единого подхода. Одни считают, что к таким группам необходимо применять только “силовые” методы работы: наказать, перевести организаторов в другие подразделения и т.д. К сожалению, зачастую, используется только этот метод.
Другие считают, что необходимо искать с ними компромисс и приобщать их к формальной структуре для решения стоящих перед подразделением задач.
Третьи считают, что необходимо организовать работу по ее “размыканию” и приданию ей положительной направленности.
Обстановка в частях в ряде регионов экстремальная, неординарная и соответственно требуются и адекватные меры.
Необходимо найти слабое звено в микрогруппе. Это могут быть солдаты, которые тяготятся принадлежностью к ней. Они хотели бы изменить свое положение, но боятся и самостоятельно не решаются выйти из микрогруппы. Им нужна экстренная помощь в занятии принципиальной позиции, психологическая поддержка, в том, чтобы они порвали паутину круговой поруки. Чем больше удастся вывести солдат из-под ее влияния, тем эффективнее будут последующие действия.
Необходимо выявить лидера микрогруппы. Как правило, такой военнослужащий характеризуется стремлением подчинить себе людей. Для достижения своих корыстных целей он нередко использует физическое насилие или угрожает его применить. В поведении лидера обычно проявляются развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность. После выявления лидера намечается комплекс мер по его дискредитации.
Поскольку целью образования неформального объединения негативной направленности является получение определенных “привилегий”, то главная задача офицеров подразделения --обеспечить подрыв этой цели. Всему коллективу следует показать антиобщественный, аморальный характер существования данной микрогруппы, важно убедить личный состав подразделения, что деятельность микрогруппы противоречит не только требованиям воинских уставов, но и личным интересам воинов.
Необходимо, чтобы в работе была система, все мероприятия тщательно готовились и несли содержательный и эмоциональный заряд. В такой работе недопустимы штамп и формализм.
В профилактике неуставных взаимоотношений важнейшей задачей является организаторская и воспитательная работа по сплочению воинских коллективов. Сплочение воинских коллективов -- очень трудная и сложная проблема каждого командира, когда он становится во главе подразделения. Ведь в подразделения приходят военнослужащие, прошедшие свою жизненную школу, имеющие неодинаковую подготовку, отличающиеся характером, темпераментом, физическим развитием, которых необходимо объединить в единую боевую семью.
Сегодня в воинские коллективы приходят военнослужащие с различными политическими взглядами и убеждениями, что необходимо учитывать в организаторской и воспитательной работе.
Общей объединительной идеей для всех военнослужащих, каких бы он взглядов и убеждений не придерживался, может быть идея: защиты безопасности России на ее рубежах.
Для борьбы с глумлениями и издевательствами необходимы единые усилия офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов, военнослужащих срочной службы и по контракту. На отечественных традициях русской армии с целью защиты, адаптации и подготовки молодого пополнения считать возможным возрождение “наставничества”.
С этой целью необходимо рассмотреть вопрос о создании в подразделениях инициативных групп противодействия неуставным взаимоотношениям.
По поводу создания таких групп существуют различные точки зрения. Одни считают их ненужными, потому что они могут создать дополнительную напряженность в воинском коллективе. Их кредо: избегать любых конфликтов, даже если они носят созидательный характер, поскольку в разрешении назревших противоречий утверждается правда и справедливость. Другие считают, что приемлимым лишь административно-силовой метод, и не видят других путей. Третья категория придерживается выжидательной позиции.
Но главная задача не в том, чтобы любой ценой добиваться внешней бесконфликтности, а в том чтобы победить это зло. А сделать это в короткие сроки разовыми, эпизодическими мероприятиями, как правило, после совершения глумления или издевательства, без создания единого фронта борьбы невозможно.
Важно обеспечить жесткую координацию усилий всех. Опыт показывает, что при таком подходе складываются благоприятные предпосылки для создания высоконравственной атмосферы в коллективе.
Главная задача инициативной группы -- предупредить любые действия недисциплинированных военнослужащих, направленные на получение незаконных привилегий, на подрыв воинского товарищества. Опыт свидетельствует, что выполнение этой задачи оказывается по плечу лишь людям более авторитетным в коллективе, имеющим высокие моральные и психологические качества.
При этом существенно, что в конфликтной ситуации они опираются на свое морально-психологическое превосходство над нарушителями. И не физическая сила оказывается, как правило, главным сдерживающим нарушителя фактором, а непреклонность воли, честность и смелость, выраженные в активной жизненной позиции.
Назрела настоятельная необходимость создания во всех подразделениях Советов воинских коллективов.
Как показала практика они могут оказать существенную помощь в решении задач укрепления воинской дисциплины в сплочении воинских коллективов и профилактики неуставных взаимоотношений между военнослужащими.
Важным направлением организаторской и воспитательной работы по предупреждению негативных явлений в подразделениях, связанных с глумлением и издевательством над сослуживцами является повседневная забота, прежде всего командиров, о создании нормальных условий для жизни и службы, о полном обеспечении положенным обмундировании и имуществе, об отдыхе и здоровье военнослужащих. В ряде частей и подразделений не созданы элементарные бытовые условия, не в полном объеме решаются вопросы тылового и медицинского обеспечения, что серьезным образом сказывается на морально-психологическом климате в воинских коллективах.
В связи с тем, что многие конфликтные ситуации возникают из-за неудовлетворенности бытом личного состава, следует сосредотачивать усилия офицеров подразделений на поддержание уставного воинского порядка, добиваться своевременного и полного удовлетворения всем необходимым по установленным нормам. Постоянно проявлять заботу об отдыхе личного состава, об организации и проведении культурных и спортивных мероприятий, особенно в выходные и праздничные дни. Строгий уклад воинской жизни сплачивает подразделение, представляет широкое поле деятельности для добросовестных и инициативных воинов по пресечению издевательств над сослуживцами.
В поле зрения командиров подразделений должны находиться вопросы социальной защищенности военнослужащих.
Проблема социальной защищенности военнослужащих возникает в подразделениях, где со стороны командиров формально предъявляются требования к личному составу, без учета многих индивидуальных и национальных особенностей воинов.
Эти просчеты ведут к тому, что некоторые воины, которые являются объектом оскорблений, унижений, насмешек оказываются в относительной социально-психологической изоляции.
В социальной защищенности нуждаются прежде всего военнослужащие, имеющие недостатки в общем развитии, в физическом отношении, а также с нервно-психической неустойчивостью.
Большого внимания требуют воины нового пополнения, особенно в первые месяцы на учебных пунктах и в подразделениях. В это время многие из них чрезмерно утомляются на занятиях, на службе, тяжело переносят строгую регламентацию распорядка дня.
Как различны ситуации, требующие вмешательства командира и его заместителя, так многообразны формы и методы их разрешения. Обеспечение социальной защищености того или иного воина не означает, что надо потворствовать его отрицательным наклонностям или ложным взглядам.
Можно и нужно защищать человека, имеющего какие-то недостатки в физическом и умственном развитии, но было бы ошибкой защищать лодырей, грубиянов, циников.
Истоки многих форм нарушений уставных правил взаимоотношений надо искать не в обстоятельствах, лежащих за пределами воинской службы, а в издержках нашей работы, неудовлетворительной организации воинской службы, труда и отдыха военнослужащих.
Многое в предупреждении нарушений уставных правил взаимоотношений зависит от стиля работы офицерских кадров. Большинству их недостает профессионализма в этом сложном деле.
Не теряя времени, нужно критически пересмотреть прежний опыт, искать новые методы и формы работы по диагностике и профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, отвечающие реалиям сегодняшнего дня и ориентированные на перспективу.
Новые процессы, происходящие в войсках, требуют глубокого и всестороннего анализа, научно-обоснованного прогнозирования тенденций их развития. Со всей остротой возникла жизненная потребность в проведении систематических военно-социологических исследований в воинских коллективах с целью выработки предложений для принятия решений органами управления войск.
С завидной регулярностью в этом блоге всплывает тема неуставных отношений в армии, которые принято называть "дедовщиной". Каждый месяц добавляются новые читатели, которым лень осилить предыдущие записи на эту тему, поэтому время от времени меня начинают обвинять в сокрытии правды, либо лакировке действительности.
Ок, я убью этот вечер на повторение того, что уже писал раньше, может, что нового добавлю.
Для начала давайте выясним разницу между "дедовщиной" и неуставными отношениями.
Неуставные взаимоотношения - в вооруженных силах взаимоотношения между военнослужащими, грубо нарушающие требования уставов. Это может быть избиение солдата солдатом, драка солдата с офицером и даже то, что вы забыли отдать воинское приветствие старшему по званию - это тоже неуставные отношения.
"Дедовщина". У этого термина четкого определения нет. Так сложилось, что под ним понимается демонстрация превосходства старшего призыва над младшим, которая может выражаться в избиении, издевательстве, вымогательстве и т.п. Но обязательное условие - обидчик старше призывом, чем обиженный. Исходником же для "дедовщины" послужило слово "дед". По неофициальной солдатской иерархии это военнослужащий, прослуживший не менее полутора лет.
А что же это за иерархия такая?
Иерархическая лестница состояла из шести ступенек (названия могут варьироваться в зависимости от места службы):
1) Запах - военнослужащий до принятия присяги. Обычно присяга принимается в течение двух месяцев после прибытия в часть.
2) Дух - военнослужащий, прослуживший до шести месяцев. Формально "духанка" заключается между принятием присяги и днем, когда исполняется 6 месяцев нахождения на службе, но частенько в нее включают и то время, когда солдат был "запахом". Также есть еще один момент. Каждую весну и осень выходит приказ министра обороны об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших срочную службу. Поэтому переход на ступень выше в неофициальной иерархии может считаться и с момента выхода очередного приказа МО, но... Например, у нас было принято, что такой переход четко привязан к фактической службе, т.е. ты "дух", пока не отслужишь свои шесть месяцев.
3) Слон - военнослужащий, прослуживший от шести до двенадцати месяцев. Слон переходит на следующую ступень уже после очередного приказа МО об увольнении в запас.
4) Черпак (череп) - военнослужащий, прослуживший от одного года до полутора лет.
5) Дед - военнослужащий, прослуживший от полутора до двух лет.
6) Дембель - военнослужащий, который подпадает под очередной приказ МО об увольнении в запас. Он по-прежнему считается "дедом", но появляется новая градация, которая говорит о том, что ему скоро домой.
Как же выстраивались отношения между военнослужащими на разных ступенях неофициальной иерархии?
Не имело значения, кто ты по званию: рядовой, ефрейтор, сержант, главным было кто ты по сроку службы.
"Запахи", "духи" и "слоны" были никем. Они были обязаны выполнять распоряжения "черпаков" и "дедов". Причем "дед" обладал безусловным приоритетом.
Разница между "духами" и "слонами" была минимальна, "слонам" разрешалось лишь чуть-чуть поруливать "духами".
"Черпак" уже практически ничем не озадачивался (например, уборкой, беганьем за сигаретками и т.п.), его не прокачивали, не били, но и полной власти над младшими призывами он не имел.
"Дед" же был полновластным властелином, которого должны были слушаться все. Он не трогал "черпаков", но нет-нет напоминал, кто в доме хозяин. Зато "духов" и "слонов" гонял нещадно.
За норму вещей считалось регулярное прокачивание младшего призыва за различные провинности, либо просто так ("чтобы нюх не теряли"). Избиения, от легких тумаков до ударов табуретками по головам и кроватными дужками по спинам. Требования найти сигарету, уборка и любые работы только в исполнении "духов" и "слонов".
"Дух" или "слон" не могли пальцем тронуть "деда", потому что "деды" сознательно пресекали сообща такие действия и поддерживали разобщенность среди младшего призыва.
Авторитет "дедов" также держался на том, что за счет более длительного нахождения на службе, они лучше знали тонкости армейской обстановки, в то время как младший призыв пасовал в незнакомых условиях.
Почему же командование и правоохранительные органы не обращали внимания на столь возмутительную ситуацию?
Офицеры закрывали глаза на сложившуюся неофициальную иерархию и молчаливо одобряли ее, т.к. можно было переложить часть своих обязанностей на "дедов". Им было просто удобно, что одна часть солдат держит в узде другую, обеспечивая выполнение приказов и поддержания видимого порядка в подразделении. Они же пресекали любые попытки вынести сор из избы, т.е. сообщить о правонарушениях в органы военной прокуратуры.
"Деды" в свою очередь культивировали у младшего призыва два подхода:
1) "Ты ведь настоящий пацан? Понимаешь, что стучать западло?". Вдалбливание этого принципа в голову, постоянная угроза физического воздействия, отсутствие информации, куда можно обратиться для защиты своих прав вынуждали младшие призывы терпеть издевательства, что сдабривалось следующим "пряником":
2) "Сам станешь "дедом" и тогда будешь служить припеваючи! А "духи" будут тебя обслуживать!"
Работа же военной прокуратуры сводилась лишь к реагированию на самые громкие проявления "дедовщины", когда кто-либо из младшего призыва подвергался настолько жестокому избиению, что получал переломы, отбитые внутренние органы и кровоизлияния в мозг. Либо вообще умирал. Тогда да, против правонарушителя заводилось уголовное дело, и он отправлялся либо в дисбат, либо в тюрьму.
Вот с таким печальным состоянием дел наша армия подошла к 2006 году, когда на всю страну прогремело дело рядового Сычева, который в результате издевательств потерял ноги. После этого лед безразличия тронулся. Сверху было спущено четкое ЦУ: покончить с "дедовщиной". Военная прокуратура начала, преодолевая прежнюю "слепоту" и "летаргию", постепенно работать над искоренением преступности в армии.
Так что в нынешней армии с "дедовщиной"?
Как вы прекрасно знаете, срок службы сейчас составляет всего один год. Соответственно и бывшая ранее армейская иерархия рухнула. Сейчас, согласно классике, мы имеем две основные градации в неофициальной иерархии: "духи" и "слоны". Как вы помните, это были две низшие ступеньки военнослужащих на лестнице "дедовщины".
Может быть "слоны" преобразовались в "дедов" и стали издеваться над "духами"? Нет, этого не произошло. Любой военный знает, что солдат-срочник начинает чувствовать себя в армии, как рыба в воде, как раз на пороге между первым и вторым годом службы. Именно тогда у него проявляется чувство значительного превосходства над молодым солдатом, который лишь недавно пришел в армию. Но в современной армии именно в этот период происходит увольнение в запас военнослужащих, отслуживших 12 месяцев.
Так что же тогда с "дедовщиной"? Ее нет.
Но это же ложь, то и дело появляются сообщения, что солдат бьют, издеваются над ними! Значит "дедовщина" есть!
Выше мы уже разобрались, в чем разница между "дедовщиной" и неуставными отношениями, поэтому сейчас мы наблюдаем в армии именно неуставные отношения.
Похоже просто на смену вывески, но суть-то не поменялась. Все по-старому...
Э нет, все и проще, и сложнее одновременно. Для начала рассмотрим, что же собой представляют нынешние неуставные отношения. Я не беру в расчет мелкие оплошности по отданию воинского приветствия, а сосредоточусь именно на преступлениях в армии.
Сейчас насилие, издевательства и поборы в отношении сослуживцев проводит отнюдь не старший призыв, а просто физически крепкие парни с асоциальным поведением, которым плевать, сколько ты прослужил.
Как же, в основном, выглядят неуставные отношения с их стороны? Побои мало распространены, потому что значительно усилен контроль над военнослужащими (об этом будет написано ниже), поэтому дело часто ограничивается лишь угрозами применения физической силы, но и этого вполне хватает. Моральное давление рулит, как говорится.
Чего пытаются добиться этими угрозами? В основном, выполнения какой-либо грязной работы, которую обидчику нет желания делать самому. Уборка помещения этому классический пример. Кроме того угрозами, а то и побоями пытаются добиться еще одного распространенного преступления - вымогательства того или иного имущества.
Сейчас подавляющее большинство солдат имеет на руках сотовые телефоны, причем бывают и достаточно дорогие модели. Многим военнослужащим родственники присылают немалые суммы денег. Все это становится объектом вожделения определенной группы лиц с криминальными замашками. Дело может окончиться простым воровством, а может и откровенным вымогательством, нередко маскируемым под покупку предмета вымогательства. Так, например, сотовый телефон стоимостью в 9 000 рублей продается крепенькому сослуживцу после окучивания за совершенно ничтожную сумму.
Ну и что делается для решения проблемы неуставных отношений?
Как я уже и говорил выше, после прогремевшего на всю страну дела Сычева, наконец, начал набирать обороты маховик прокурорских расследований. С началом реформирования армии еще более усилились требования к эффективности работы прокуратуры. Сейчас любое обращение военнослужащего в органы прокуратуры по поводу неуставных отношений автоматически ведет к возбуждению уголовного дела.
От офицеров вышестоящее командование требует пресечения фактов неуставных отношений и немедленный доклад о любых ЧП на этой почве.
В каждом расположении, где проживают солдаты, на информационных стендах имеются служебные и личные телефоны командования части, работников военной прокуратуры и ФСБ, председателя гарнизонного военного суда, комитета солдатских матерей. Солдаты могут сообщить их своим родственникам, а те в свою очередь имеют возможность оказать военнослужащему помощь в решении проблем, обратившись к компетентным лицам на местах.
Во многих частях проводятся телесные осмотры на предмет наличия следов неуставных отношений: синяков, ссадин.
Если все так прекрасно устроено, то почему же неуставные отношения все же происходят?
Как и в любом деле, здесь также не обходится без подводных камней.
Да, от офицеров требуют немедленного сообщения о фактах неуставных отношений во вверенном им подразделении, но они не очень жаждут это делать. Почему? Потому что по сложившейся традиции в нашей армии принято наказывать за ЧП всю командную цепочку подразделения. От сержанта до комбата, а если случай имел резонанс в СМИ, то и командира части. Наказание может быть разным от простого выговора до увольнения, и от лишения денежной премии до задержки в продвижении по служебной лестнице. Вот и выходит, что офицер через силу сообщает о проблеме неуставных отношений, при этом всячески стараясь смягчить ее, либо замять.
Следующей проблемой является плохая осведомленность солдат о своих правах. Да, во многих частях им доводятся сведения об ответственности за неуставные отношения, но нет целенаправленной работы государства в разъяснении будущим/действующим солдатам их прав. На мой взгляд, еще в школе в рамках допризывной подготовки молодым людям должны доходчиво объяснять нормы поведения в армии, сообщать об ответственности за совершение противоправных действий, рассказывать о возможных мерах по защите себя и сослуживцев от проявлений неуставных отношений. В армии же эти сведения должны быть вновь доведены и закреплены.
Огромной проблемой в борьбе с неуставными отношениями служит ложный стереотип поведения, очень распространенный в солдатской среде: "стучать плохо". Абсолютно иррациональный принцип, когда обиженный не сообщает о творящемся в отношении него преступлении, просто потому, что это не "по-пацански". Обидчик же с удовольствием культивирует столь выгодный ему принцип, позволяющий безнаказанно совершать правонарушения. На мой взгляд, глупейшая ситуация, когда обиженный боится сообщить о преступлении потому, что сослуживцы его могут осудить за нарушение стереотипа "стучать плохо". А когда обидят одного из этих сослуживцев, то он в свою очередь молчит, чтобы его не осудили другие военнослужащие, в том числе и тот, который промолчал в предыдущий раз. Потрясающий правовой нигилизм, который почитается за доблесть.
Подведу итог. Главными проблемами в борьбе с неуставными отношениями служат:
- порочная практика наказания офицеров за происшествия в подразделении вне зависимости от степени вины наказываемого;
- плохое знание военнослужащими, проходящими службу по призыву, своих прав;
- порочный принцип "стучать не по-пацански".
А что же это за борьба с неуставными отношениями, если главная военная прокуратура постоянно говорит о росте данной категории преступлений?
При всем моем уважении к военной прокуратуре мы видим небольшую манипуляцию общественным мнением. Если ранее преступления частенько просто не фиксировались, что давало благостную картину низкой преступности, то в последние годы, когда перестали закрывать глаза на проблему неуставных отношений и начали практиковать непременное заведение уголовных дел, случилось "чудо": произошел "рост" числа правонарушений. А объяснение простое, преступления просто стали фиксировать. Да и грядущее появление военной полиции, которая в некоторой степени будет конкурировать с военной прокуратурой, приводит к желанию последней отстоять свои позиции, путем концентрации общественного мнения на "расширяющемся" вале преступности в армейской среде.
И последнее. Армия - это не Страна Утопия, где, в отличие от всего остального общества, нет проблем. Эти проблемы схожи с гражданской средой, но имеют свою специфику. Специфику большого количества мужчин одной возрастной группы, силой обстоятельств сведенных на небольших территориях, где им предстоит провести под одной крышей 365 дней. Здесь так же, как и в гражданской жизни могут происходить драки, избиения, в том числе и с летальным исходом. Здесь люди могут заканчивать жизнь самоубийством, как вследствие проблем, не относящихся к службе (классика - разрыв отношений с девушкой), так и имеющих к ней прямое отношение (издевательства сослуживцев). Могут попасть под машину, или отравиться суррогатным алкоголем. Утонуть, заболеть, да что угодно. В армии все это тяжелее сделать, потому что контроль над действиями и перемещениями гораздо более серьезен, чем на гражданке (это подтвердит любой отслуживший), но полностью исключить проблемы нельзя.
Но одно из главных достижений последних лет можно гордо констатировать: армия избавилась от позорного явления, именуемого "дедовщина". Проблема же неуставных отношений вполне решаема, но для этого нужна большая работа со стороны государства, и не меньшая работа над собой каждого гражданина, которому предстоит служба в армии.
Поблагодарить автора за материал можно следующими способами:
Кошелек на Яндекс.Деньги - 410011004962308
WebMoney:
WMR - R293614727763
PayPal - [email protected]
QIWI-кошелек (он же номер Мегафон-Москва*) - +79269277749
*звонить на данный номер бесполезно, номер технический.
Взаимоотношения в воинском коллективе
Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а не сложившиеся - разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.
Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе, психологи и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей.
Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них сформулированы основные принципы взаимоотношений: единоначалие, субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.
Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основами взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характеров. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.
Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество оснований (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности (служебные, общественные).
В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.
Самой широкой разновидностью взаимоотношений являются товарищеские отношения . Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределения общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу - «товарищ».
Дружба - также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана, как правило, на эмоциях, то уважение – на признании высоких нравственных качеств другой личности.
Особо почитается в Российской армии войсковое товарищество . По-другому его называют военным братством . Его роль и значение особенно ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему принадлежит известное крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай».
С особой яркостью военное братство проявляется среди военнослужащих - участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-«афганцы», участники боевых действий на Северном Кавказе и других «горячих точек» с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей, сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной службе, не раз участвовали в ответственных операциях по выполнению воинского долга.
конфликты в среде военнослужащих
Практика показывает, что между военнослужащими нередко возникает конфликт. Научные исследования свидетельствуют о том, что ежедневно по разным причинам в среднем возникает до 10 конфликтов. Наиболее часто встречаются конфликты между начальниками и подчиненными - до 70% всех межличностных конфликтов. Их основами причинами являются:
· слабая исполнительность и низкое качество воинской деятельности отдельных военнослужащих (32%);
· стремление некоторых военнослужащих занять социально престижный статус в коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);
· неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);
· отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);
· действия, направленные на восстановление справедливости, против безнравственных действий сослуживцев (5%);
· другие причины (19%).
Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и сержантов отдельного подразделения позволило выявить частоту возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и распределить их по значимости.
При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда являются негативными, например, если в результате конфликта победу одержала справедливость, если разрешено противоречие, такой конфликт признается позитивным. Его результатом может стать:
· улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной деятельности (службы) военнослужащих;
· улучшение (оздоровление) морально-психологического климата в подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и правопорядка и др.
Но немало конфликтов, возникающих между военнослужащими по призыву, имеют своим результатом негативные последствия. К ним относятся:
· физическое насилие и моральное подавление сослуживцев;
· разрыв позитивных межличностных отношений или их существенное ухудшение;
· снижение качества воинской деятельности и социальной активности:
· острое переживание (стресс, фрустрация) негативных эмоций:
· совершение грубых дисциплинарных проступков, нарушение уставных правил взаимоотношений и т.д.
Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:
· низкая культура общения, грубость, невежество и нетерпимость к чужому мнению;
· завышенная самооценка,
· эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;
· негативизм в поведении, отношениях;
· отрицательная установка на сослуживцев, командиров;
· стремление к лидерству нечестным путем и аморальными способами и др.
Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов между военнослужащими по призыву, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждения и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.
Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ является насущной армейской задачей.
Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и «лица офицера». Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах.
неуставные взаимоотношения
К огромному сожалению, славные традиции войскового товарищества зачастую нарушаются в некоторых воинских коллективах. Речь идет о неуставных взаимоотношениях. Отношения между солдатами, сержантами и офицерами, основанные на грубости, оскорблении, унижении человеческой личности, страхе и произволе, не могут быть терпимы, так как противоестественны природе цивилизованного человека.
Проблема неуставных взаимоотношений - это проблема общества и страны в целом. В настоящее время на службу в Вооруженные Силы призываются нередко молодые люди с недостаточным для освоения боевой техники багажом знаний, низкой культурой воспитания. В условиях тягот и лишений военной службы у отдельных военнослужащих проявляются его худшие качества, сформированные в неблагополучной семье, на улице, под воздействием низкопробной теле- и видеопродукции, пропагандирующей культ насилия.
Поэтому командиру, который хочет пользоваться авторитетом в коллективе, создать в нем благоприятный микроклимат, необходимо учитывать характерные национально-психологические черты и индивидуальные особенности всех своих подчиненных. Нередко, он вынужден не только воспитывать отдельных военнослужащих, а порой и перевоспитывать.
воспитание культуры взаимотношений
Управление конфликтом – это сознательная целенаправленная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития и завершения, как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно, что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным направлениям.
Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию конфликтных ситуаций.
· Создание благоприятных условий жизнедеятельности военнослужащих;
· Оптимизация нормативно регламентирующих основ служебной деятельности.
Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и, главным образом, конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций, которые заключаются в выработке у военнослужащих навыков не конфликтного поведения. Формирование и закрепление их включает в себя решение ряда задач теоретического и практического планов. К задачам теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих системы знаний об особенностях функционирования психики человека в конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и возможных исходах конфликтов между военнослужащими.
Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволяет военнослужащим с меньшими «издержками» выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением военнослужащего грамотно общаться.
Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно организовать управление этим сложным процессом, взять под контроль эмоции. Источниками многих знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.
Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:
· формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;
· целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;
· уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;
· стремление и умение заметит и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;
· компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);
· критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.
Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.
Таким образом, проблема улучшения взаимоотношений в воинских коллективах сложна. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных военнослужащих повысить индивидуальную общую и коммуникативную культуру. Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как оно является наиболее значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон жизнедеятельности армии и флота страны.