Элементы системы социального страхования в рф. Система социального страхования в российской федерации. · направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг
2.3.1. Основы организации социального страхования
Система социального страхования РФ в основном соответствует государственной схеме организации и имеет структуру, основанную на внебюджетных автономных страховых фондах. И Бюджетный кодекс РФ, и Закон об основах обязательного социального страхования подчеркивают, что средства социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Фонды социального страхования находятся в оперативном управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти. Функционируют на основании бюджетов, утверждаемых федеральными законами на каждый календарный год. Основная статья доходов бюджетов - обязательные платежи от страхователей, следующая по значимости - трансферты федерального бюджета на финансирование выплат в пользу тех категорий населения, за которые не поступают взносы от иных страхователей. Статьи расходов каждого фонда определяются его целевым назначением, т.е. финансируемыми видами социальных выплат.
Средства ФСС направляются на
Как средневековые доминиканцы, мы отслеживаем ересь интеллектуальных процессов, и без промедления мы превращаем этих светских еретиков-преступников властям. 10. Явление психиатрии как полицейского было еще более усугублено в России тем, что царский правовой кодекс эффективно криминализировал психические заболевания и инвалидность. Например, попытка самоубийства была уголовным преступлением, за которое оставшуюся в живых можно было посадить в тюрьму. Аналогичным образом, любое лицо с психическим заболеванием или психосоциальным расстройством любого рода, которому было предъявлено обвинение в совершении какого-либо преступления, может быть законно заключено в тюрьму на неопределенное время в одной из царских приютов. 12.
Функционально социальное страхование в Российской Федерации представлено четырьмя отраслями, управляемыми отдельными финансово-кредитными учреждениями - специализированными фондами (рис. 2.7).
Исторически так сложилось, что в отечественной практике, а потом и в законодательстве под фондами социального страхования понимаются и денежные фонды, и организации, управляющие средствами этих фондов. Кроме того, само понятие "социальное страхование" имеет два значения: во-первых, общая система организации обязательной социальной защиты населения с использованием страховых методов и, во-вторых, страхование риска потери дохода при временной нетрудоспособности, осуществляемое ФСС. Четыре фонда - четыре отрасли, однако ФСС управляет двумя отдельными отраслями, а обязательное медицинское страхование регулируется двумя фондами - ФФОМС (по федерации в целом) и ТФОМС (конкретно в каждом субъекте РФ).
В течение многих лет психиатрические специалисты в России играли роль молчаливых соучастников этих зверств. Внезапно под влиянием происходящих вокруг них трансформационных событий значительное число психиатров впервые начали открыто выражать свое возмущение ситуацией. Они отказались продолжать действовать лишь как придатки царской полиции. Они заявили, что хотят помочь людям, а не подавлять их.
Многие психиатры начали придерживаться тезиса Якоби о том, что фундаментальная проблема не связана с теми, кто находится в приютах, а скорее с самим обществом снаружи. Они заявили, что именно царский деспотизм и репрессии - наряду с нищетой, неравенством и бесконечной войной - и это был единственный величайший фактор, способствующий деградации психического здоровья и психологического настроя населения. Поэтому они призывали к революционному свержению существующего общества, чтобы буквально освободить умы людей.
Рис. 2.7. Система управления социальным страхованием в Российской Федерации
Фонды социального страхования построены по территориальному принципу с единым центром управления на федеральном уровне для каждой отрасли страхования. Отечественная система представляет собой совокупность денежных фондов трех уровней:
Профессия в целом говорила со все более единым голосом по социальным и политическим вопросам. В отличие от своих европейских и американских коллег, российская психиатрия в подавляющем большинстве сопротивлялась попыткам правительства надавить на службу империей. На международном уровне все чаще признавалась эпидемия «раковинного шока» или «военного невроза» среди солдат. Однако многие, если не большинство, европейские психиатры утверждали, что этот феномен имел мало общего с реальной войной, но был скорее «военным временем, параллельным так называемому пенсионному неврозу среди трудолюбивых рабочих»; другими словами, «психологические или истерические реакции у испуганных, слабовольных или ленивых людей» 14.
Федеральные фонды на уровне государства в целом;
Территориальные фонды на уровне субъектов РФ;
Местные фонды на уровне административных районов (при необходимости).
Основным звеном системы являются территориальные фонды, которые существуют в каждом субъекте РФ. Они выполняют основные функции по аккумулированию страховых платежей и финансированию законодательно закрепленного за ними круга социальных выплат. Именно на этом уровне происходит сам процесс социального страхования. Управляют средствами социального страхования на уровне субъектов РФ либо отделения федеральных фондов, как в случае с ФСС и ПФР, либо самостоятельные автономные организации - территориальные фонды, как в случае организации ОМС. И те и другие являются самостоятельными юридическими лицами, однако уровень их автономности различается по фондам. Наибольшую финансовую и организационную независимость от федерального фонда имели территориальные фонды ОМС. Они формировались до 2012 г. за счет отдельных платежей и были подотчетны не федеральному фонду, а региональным органам государственной власти. С 2012 г. ТФОМС будут включены в структуру ФФОМС, что соответствует организации, принятой для ПФР и ФСС. Региональные отделения ФСС и ПФР управляют средствами региональных страховых фондов только в пределах компетенции, устанавливаемой органами управления федеральных фондов, и региональным органам власти фактически не подотчетны. Кроме того, в системе ОМС задействованы коммерческие страховщики - страховые медицинские организации (СМО), а в системе обязательного пенсионного страхования в части накопительных пенсий - негосударственные пенсионные фонды (НПФ). ТФОМС аккумулируют платежи на ОМС и распределяют их между СМО. По законодательству только СМО имеют право заключать собственно договоры страхования с выдачей населению полисов и оплачивать услуги медицинских учреждений. Излишняя многозвенность ОМС постоянно
· разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов
Напротив, большинство российских психиатров, уже зараженных зародышем революционного презрения к правительству, ведущему войну, отвергли этот аргумент. Вместо этого они утверждали, что «помимо ранения тела солдата раковины искажают его чувства и калечат его душу», и что исключительная роль психиатра должна заключаться в том, чтобы сострадательно исцелить последнего. Страдания солдат, которые проявляли либо нежелание, либо неспособность к бою, не были «дефектными», а жертвами правительства, которое несправедливо направило их на фронт. 15.
подвергается критике, экономически не эффективна, однако все попытки реформации этой системы пока не доведены до окончательного результата, когда и сбор, и аккумулирование страховых средств, и оплата медицинских услуг будут осуществляться одним страховщиком: либо государственными внебюджетными фондами, либо коммерческими страховщиками. НПФ в качестве страховщиков осуществляют аккумулирование средств пенсионных накоплений, их инвестирование, расчет и выплату накопительных частей трудовых пенсий (в соответствии с собственными правилами пенсионного обеспечения) для тех граждан, кто в добровольном порядке отказался от услуг ПФР в этой части.
Враждебные отношения между царским режимом и психиатрической профессией становились все более явными и репрессивными. Многие психиатрические больницы стали центрами подпольной левополитической деятельности. Демократия и контроль на рабочем месте. Последней ареной дореволюционной массовой борьбы в этой статье будет рассмотрен вопрос о движении за демократию и контроль на рабочем месте. В частности, этот вопрос будет рассмотрен в связи с вопросом занятости и размещения трудящихся-инвалидов.
В современных капиталистических обществах интеграция людей с инвалидностью в продуктивную экономику оказалась неуловимо неуловимой. В действительности сама природа производственных отношений при капитализме делает эту проблему неразрешимой в рамках капиталистической системы. Проще говоря, самое главное для капиталистического класса - это не размещение рабочего класса, а максимизация прибыли за счет интенсификации производства. Это вдвойне имеет место, когда речь идет о трудящихся-инвалидов, которые делают их менее производительными, чем их невообразимые аналоги с точки зрения рынка труда.
История вопроса
Впервые социальное страхование законодательно было введено в России в 1912 г., включало больничное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве, организуемое исключительно для работников промышленных предприятий в коллективной форме страховых касс. В бывшем СССР социальным страхованием первоначально управляло правительство, а с 1933 г. - профсоюзные организации, существовал единственный фонд - Фонд социального страхования, через который финансировались все основные социальные выплаты. В ходе экономической перестройки 1990-х гг. система подверглась существенному реформированию в соответствии с зарубежными аналогами. Первыми в новейшей истории РФ были организованы: Пенсионный фонд РФ (ПФР) - 22 декабря 1990 г. и Фонд социального страхования РФ (ФСС) - 25 декабря 1990 г.
· обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно- курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей
Именно по этой причине вопрос о власти и контроле над производственным процессом тесно связан с борьбой за права инвалидов. На протяжении всей истории капитализма те помещения, которые введены на рабочее место, которые, как правило, ставят потребности человека-работника выше абстрактных соображений рентабельности и производительности, - это те, которые были введены в результате классовой борьбы самих рабочих против капиталистов.
Критическое состояние государственного здравоохранения и легализация безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов "О занятости населения в РСФСР" и "О медицинском страховании граждан в РСФСР". Реализация этих законов началась в 1992 г. Государственным фондом занятости населения РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС). Уже в 2001 г. ГФЗ по причине неэффективности был ликвидирован, страховая система аннулирована, а финансирование всех социальных гарантий безработным гражданам осуществляется в настоящее время из федерального бюджета. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено с 2000 г. и находится в управлении ФСС. Социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты РФ. В 2009 г. доля социальных выплат в денежных доходах населения достигла 14,9%, причем собственно страховые выплаты, как и ранее, составили более 70%.
В ходе русской революции это явление выражалось в, возможно, более развитой форме, чем где-либо еще в мире до или после. Смит описывает динамику в столице. Свержение династии Романовых вдохновило рабочих на эйфорию. Они вернулись на свои заводы, решив, что старый режим будет сметен на рабочих местах, точно так же, как он был отброшен в обществе в целом. На всех фабриках петроградских рабочих требовали удаления всех членов управленческой иерархии, которые сделали свою жизнь несчастной. 20.
По прошествии года формы управления рабочими и требования рабочих стали широко распространены и все шире. ■ Создать постоянное пространство для рабочего комитета и общих собраний фабрик, лекций и других культурно-образовательных мероприятий. ■ Принесите вентиляционную систему для всех закрытых мест, где производятся работы.
Структурирование системы социального страхования России в первую очередь зависит от характера страхуемых видов социальных рисков. На рис. 2.8 представлена законодательно установленная отраслевая, а по содержанию - функциональная (покрытие различных социальных рисков) структура отечественной системы социального страхования.
■ Ванны и парные для обоих полов. ■ Достаточная температура во всех магазинах и умывальниках в зимний период. ■ Во всех магазинах должно быть кафетерий или закрытое теплое место. ■ Сделайте туалеты как можно ближе к магазинам. ■ Во всех магазинах есть шкаф для рабочей одежды.
■ В цехе листового металла и в области строительства приведите горячую воду, потому что теперь она слишком далека и недоступна из-за непрерывного характера работы. ■ Медицина, назначаемая частными врачами, должна распространяться из нашей местной клиники, и если клиника не имеет ее, фабрика должна купить ее у другого фармацевта. 21.
Рис. 2.8. Отраслевая (функциональная) структура системы социального страхования РФ
Несмотря на попытки унификации финансирования системы социального страхования, в настоящее время финансовые ресурсы каждого фонда обособлены. В 2001 г. ранее существовавшие страховые взносы были большей частью заменены единым социальным налогом (ЕСН). С 2010 г. система страховых взносов, уплачиваемых отдельно в каждый внебюджетный фонд, возвращена.
Споры о производительности труда, которые, как обсуждалось ранее, имеют особое значение для трудящихся-инвалидов, также усилились в межреволюционные месяцы. Рабочие требовали и все чаще применяли силой отмену широко распространенной практики управления увольнением любого работника, производительность которого упала ниже уровня прошлого года. Они также почти повсеместно поддерживали осуществление гораздо более эгалитарных шкал заработной платы на различных уровнях квалификации, реформа, имеющая особое значение для трудящихся-инвалидов, которые часто относятся к числу наиболее маргинализированных, наиболее низкооплачиваемых и наименее квалифицированных кадров рабочей силы.
Соответственно, вся финансовая система социального страхования вновь находится в стадии освоения реформаторских решений. С одной стороны, ни организационно, ни с точки зрения финансового обеспечения социальной нагрузки ЕСН себя не оправдал. С другой стороны, лоббирование финансовых интересов внебюджетных фондов легко разрушило и без того слабый эффект такого спорного налогового платежа, как ЕСН.
§ международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР
Среди прочего, такие меры влияли на разделение заработной платы и занятости от производительности, другими словами, поражая корень капиталистических экономических норм, а вместе с ней и экономическое лишение гражданских прав людей. Жалобы о заработной плате были сосредоточены на разрыве в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Менеджер магазина возмутился этим и потребовал, чтобы они работали, но рабочие заставили его уйти под угрозой насилия. 22.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Введение
фонд социальный страхование
Актуальность темы исследования. Социальное страхование в Российской Федерации имеет особое значение для эффективного функционирования современной социально-экономической системы страны, поскольку оно реализует страховую защиту граждан, осуществляющих трудовую деятельность, призванную обеспечить общественное расширенное воспроизводство, воспроизводство рабочей силы, непрерывность и стабильность этих стратегически важных процессов в условиях современных финансовых реалий.
§ контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств
После начала Первой мировой войны солдаты и ветераны-инвалиды в конечном итоге сыграли решающую роль в революционном процессе. В Москве в одном из амфитеатров было созвано собрание инвалидов 24, солдат и офицеров. Орактор-калека начал бросать осколки на офицеров. Произошел шум протеста, тиснение обуви, тростей, костылей. «И как давно вы были, мистер Офицер, оскорбляли солдат ударами ресниц и кулаками?» Эти раненые, расколотые, изуродованные люди стояли, как две стены, одна напротив. Убитые солдаты против искалеченных офицеров, большинство против меньшинства, костыли против костылей. 25.
Социальное страхование является важным инструментом реализации государственной социальной политики и объектом постоянного внимания и заботы органов власти, общественных организаций, профессиональных союзов и предметом исследований ученых. Среди всех видов социального страхования страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее ОСС на случай ВНиМ) играет важную роль для возмещения трудовых доходов в период временной нетрудоспособности и способствует росту рождаемости и улучшению демографических показателей России.
На официальной государственной конференции, проводимой временным правительством, большая часть присутствующих военных офицеров высказалась в пользу скоро появляющегося лидера правого переворота, генерала Корнилова. На более общем уровне простой факт состоит в том, что любое движение рабочих, угнетенных и низших классов будет включать в себя гораздо большее число людей с ограниченными возможностями в качестве участников именно потому, что капиталистическое неравенство заставляет эти социальные группы испытывать инвалидность по гораздо более высоким показателям чем верхние и господствующие классы общества.
В период системного финансово-экономического кризиса и нестабильности внешней среды потребность населения в страховой социальной защите существенно повышается. Обеспечение стабильной работы и поступательного развития социального страхования в РФ становится стратегическим фактором роста социальной стабильности в обществе и улучшения социально- экономической ситуации. Учитывая возрастающую роль социального страхования в общественном воспроизводстве, проблема теоретического обоснования динамично изменяющихся процессов развития и разработки на этом базисе эффективных управленческих решений по развитию и повышению эффективности социального страхования в РФ с целью реализации государственных гарантий населения в период временной" нетрудоспособности и материнства как элемента экономики труда в социально-экономической системе России, приобретает приоритетный и стратегический характер.
Более того, поскольку недавняя наука в изучаемой области исследований инвалидности продемонстрировала, что каждая угнетенная группа, борющаяся за освобождение в современную эпоху, должна была в той или иной форме столкнуться с проблемой инвалидности. В случае женщин, чернокожих, иммигрантов или бедных правящих классов оспаривается легитимность исторических требований этих групп к равенству, прибегая к предполагаемой неспособности и непригодности первых к участию в самоуправлении. Другими словами, они были подвергнуты форме инвалидности по отношению к правящим расовым, гендерным и классовым нормам. 28.
Институты социального страхования РФ, неспособные адаптироваться к динамичным изменениям внешней среды, в сложных условиях негативных внешних и внутренних воздействий сталкиваются с повышенными рисками в своей деятельности. Практика свидетельствует о том, что ухудшение макроэкономической ситуации в РФ со второй половины 2014 г. обусловило разбалансировку социально-экономической системы страны, снизило устойчивость и прекратило развитие практически всех социальных институтов государства. Эти объективные процессы вызвали необходимость разработки теоретического обоснования и усовершенствованного комплекса практических рекомендаций по дальнейшему развитию и повышению эффективности функционирования социального страхования в РФ с целью полномасштабного исполнения своих страховых обязательств и обеспечения страховой социальной защиты населения.
Задачи нового этапа функционирования российской экономики, связанные с преодолением системного экономического кризиса, внедрением интенсивной модернизации социально-экономической системы страны на базе внутренних ресурсов государства определяют особые требования к развитию социального страхования в РФ. Для решения этих проблем требуется углубление теоретических исследований, посвященных обеспечительным и распределительным процессам в социальном страховании, разработки новых методических подходов к их управлению и развитию.
Степень разработанности проблемы исследования. Предметом изучения обширного числа исследований, результаты которых представлены в трудах ученых - экономистов различных направлений, явились теоретические и методические основы теории и практики решения комплекса проблем социального страхования.
Фундаментальные основы социального страхования применительно к его роли в общественном воспроизводстве и в экономике труда, управлении процессами формирования и распределения социального страхового фонда на различных этапах общественно-исторического развития, сформулированы в классических трудах зарубежных (У. Беверидж, Д. Гордон, П. Друкер, Дж. М. Кейнс, В. Ойкен) и российских ученых (Г. Андрющенко, Н. Вигдорчик, К. Воблый, Н. Кричевский, В. Райхер, Т. Федорова, В. Шахов, Л. Штайн и др.). Эти исследования создали теоретическую базу и сформировали методологические подходы к решению рассматриваемой проблемы, тем самым создав возможность дальнейших разработок, направленных на обоснование теории систем и практических механизмов развития ФСС РФ.
В зарубежной экономической литературе вопросы управления страховой деятельностью рассматриваются в трудах Дж. Албера, Р. Арона, Р. Биглэнда, Р. Брейли, Ж. Лемера, С. Майерса, Э. Уайта, и др. Особенности деятельности и развития ФСС РФ освещались в работах А. Архипова, Ю. Ахвледиани, Т. Барышниковой, В. Бобкова, Е. Егорова, М. Захарова, П. Каминского, О. Касачевой, Н. Никулиной, В Роика, С. Яновой и др. Ими были обоснованы стратегические императивы социального страхования и условия его устойчивого развития на этапе рыночных преобразований и модернизации российской экономики.
Содержательные и методические подходы к развитию социального страхования в РФ содержатся в работах В. Антропова, А. Борисова, С. Буркина, М. Добрусиной, Л. Забелина, Ю. Михайловой, О. Обухова, Л. Орланюк- Малицкой, А. Сорокиной и др. В них раскрываются различные составляющие процесса поступательного развития и обеспечения эффективного функционирования социального страхования, воздействующих на него внешних и внутренних факторов, совокупности критериев и параметров; при этом высказываются различные, а порой взаимоисключающие позиции. Анализ этих позиций дает нам основание для вывода о дискуссионном характере проблемы теоретических и практических аспектов развития социального страхования в РФ и устойчивом формировании потребности в комплексной разработке его теоретических и методических основ.
Недостаточная исследованность и актуальность ряда аспектов проблемы обусловили выбор темы диплома, цель и задачи исследования.
Объектом исследования является система социального страхования в современной российской экономике.
Предметом исследования выступают современные тенденции и перспективы развития социального страхования в системе государственных органов и профессиональных союзов Российской Федерации.
Теоретической основой исследования выступают фундаментальные научные концепции и теоретико-прикладные разработки российских и зарубежных ученых в области социального страхования, основополагающие положения страхования, работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме совершенствования социального страхования в условиях нестабильности внешней среды
Методологическая основа исследования. При разработке исследуемой проблематики были использованы общенаучные методы: обобщения, индукции и дедукции, функционального, сравнительного и структурного анализа; частные методические средства: экономико-статистические группировки, программно- прогнозные и расчетно-аналитические разработки, экономический и стратегический анализ, экспертные оценки, сравнения и аналогии; системный подход к изучению финансовых и социально-экономических явлений, раскрывшие основные взаимосвязи и закономерности процессов развития социального страхования в РФ.
Информационная основа исследования. Информационная база, обеспечивающая достоверность и научную актуальность данных диссертационной работы, применявшиеся в целях обоснования представленных и проанализированных тенденций теории и практики развития социального страхования в РФ, формируется на основе официальных материалов Федеральной службы государственной статистики, материалов монографий отечественных и зарубежных ученых, научных статей по аналогичной проблематике, информационными, аналитическими, методическими материалами и экспертными оценками информационно-аналитических агентств, данными и сведениями Интернет-ресурсов, собственными выборками и расчетами соискателя.
Нормативно-правовая база диплома содержит федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, законодательные, нормативные и инструктивные акты, регламентирующие и затрагивающие процесс осуществления социального страхования в РФ
Глава 1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации
1.1 История развития системы социального страхования в России
Любое развивающееся государство должно обеспечивать защищенность своего населения. Это экономическая, правовая, политическая, в том числе и социальная защищенность граждан. В связи с этим следует выяснить ее развитие и формирование в России.
Уточним понятия «социальная защита» и «социальное страхование», что позволит нам выявить различия выбранных нами систем. Социальная защита населения, в широком смысле слова, представляет собой множество социально-экономических мероприятий, которые проводятся государством и обществом, и обеспечивается предоставление приемлемых условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание стабильного осуществления жизни и деятельного существования личности различным социальным категориям, а также комплекс мер, направленных на предотвращение ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет группу мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения во время экономических преобразований. Система социальной защиты населения на современной стадии включает в себя:
Социальное обеспечение;
Социальное страхование;
Социальную поддержку (помощь)
Реализовывается социальная защита граждан за средства государственного и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Социальное страхование является объективной необходимостью. На определенной ступени развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут позаботиться о себе в пропитании и в материальных средствах. Система социального страхования выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.
Нам следует обратиться к понятию. Страхование (insurance) -- это финансовая форма защиты от событий, которые рано или поздно обязательно произойдут, например смерть, а поэтому люди применяют различные виды материальной поддержки; например, используют такой вид, как страхование жизни .
По утверждению Роика В.Д., социальное страхование представляет собой фундаментальный, базовый институт социальной защиты работающего населения в странах с рыночной экономикой. Его предначертание состоит в выполнении одной из ключевых функций общественного производства - воспроизводственной - в сфере трудовых отношений, осуществление которой организуется посредством формирования и распределения страховых ресурсов для защиты работников от массовых видов социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) или места работы (безработица) .
Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только стационарное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллегиальной основе. Индивидуальным образцом фондов выступали страховые кассы. При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом образования первой фондовой организации в этой сфере. ФСС был единственной внебюджетной организацией в тот период. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС. В эпоху перестройки система социального страхования значительно преобразовалась и обрела всем знакомые западноевропейские формы. Первыми в новой истории Российского государства были созданы: ПФ (середина декабря 1990 года); ФСС (декабрь 1990 года). На тот момент система здравоохранения пребывала в скорбном состоянии, а уровень безработицы был чрезвычайно высок. Это и стало коренной причиной принятия в 1991 году ряда законов касательно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их осуществление стартовало только с 1992 года. В итоге возникли: фонд занятости населения; ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями). Вначале 2000-х ГФЗ был упразднен. Основанием тому стала его малоэффективность в решении поставленных правительством задач. Период тотальной безработицы прошла и вместе с ней исчезла необходимость в содержании ГФЗ. Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им установлены, осуществлялись из федерального бюджета. Схожая схема функционирует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свои средства. Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данном этапе социальное страхование представляется главным компонентом государственной защиты населения.
Приведем краткую характеристику систем социального страхования в современной России, раскрытую Савином А.Н.:
Фонд занятости -- государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости. Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Фонды социальной поддержки населения -- это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды. Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.
Необходимо обратить внимание на базовое условие развития и работы просвещенной системы социального страхования. С конца первой половины ХХ в. амплуа социального страхования в национальных системах социальной защиты выступает базовой. В странах Европейского Сообщества (ЕС) мера финансирования социального страхования к концу ХХ в.составил величину в интервале 16-25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в расходовании на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).
Такой крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечивать высокие жизненные эталоны и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.
В России резерв социального страхования еще только формируется. Совокупное количество страховых финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП.
В такой мере низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) предоставляет выплачивать пенсии, составляющие в основной своей массе всего 30-35%.
Наиболее острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальные размеры трудовой пенсии по старости на начало 2010 года составили всего 75% прожиточного минимума пенсионера. Средний размер пенсии хотя и несколько превосходит прожиточный минимум и составляет 128% его размеры, но абсолютные размеры пенсий более 50 % пенсионеров находятся на уровне их прожиточного минимума.
По мнению В.Д. Роика, наиважнейшим показателем развития страхования являются институциональные признаки, которые отличают его от других институтов социальной защиты (государственной социальной помощи или личного страхования):
Застрахованные защищаются от утраты заработной платы, а размер страховых взносов и компенсационных выплат увязан именно с заработной платой, для сравнения -- социальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают;
Получателями страховых выплат могут быть только застрахованные лица, как правило, наемные работники, которые своими личными страховыми взносами и взносами в их пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты;
Размер выплат учитывает наличие нетрудоспособных лиц, содержащихся у застрахованных лиц на иждивении
Финансовой основой социального страхования является страховой механизм целевых финансовых накоплений (фондов), формируемых из взносов работников и работодателей; средства фондов распределяются между застрахованными лицами, для которых наступают страховые события, а в тех случаях, когда страховое событие не наступает, ресурсы используются в пользу тех работников, для которых страховые события наступают, что делает социальное страхование наиболее дешевым по сравнению с другими страховыми институтами.
Кроме того, выявляются и сильные стороны института социального страхования, который рентабельно отличаются от других институтов страховой защиты:
Социальное страхование более достоверно и устойчиво совершает работу по основанию масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством;
Общая финансовая нагрузка не так затруднительна, так как
неизбежный по закону характер гарантирует постоянное и массовое количество страховых поступлений;
Стандарты страховой защиты предоставляет большой круг профилактических и реабилитационных услуг.
Таким образом, совокупность существующих проблем в области пенсионного, медицинского и других видов социального страхования в ХХ! веке для многих стран будет представляться одним из всемирных предписаний, ответ на который потребует затруднительных решений и больших по объему финансовых средств. С этой целью всё чаще вносятся предложения об увеличении возраста выхода на пенсию, снижении расходов на государственное социальное обеспечение, передаче некоторых функций в области социального страхования частным структурам. В выработанных условиях государственное социальное страхование, выдающие небольшие по размеру пенсии и пособия, а также дефицитные по количеству и качеству медицинские услуги, требует серьезной и настоятельной модернизации. Требуются системные меры по созданию всей совокупности условий, обеспечивающих организации развитой системы институтов социального страхования в Российской Федерации. При этом следует подразумевать, что довольно многое будет зависеть от политики властей, от того, какие меры предпримет правительство для форсирования страховых отношений, поскольку проведенные в предыдущие годы реформы пенсионной и налоговой системы, здравоохранения и межбюджетных отношений все еще не дали возможность выработать эффективные институты пенсионного, медицинского и других видов социального страхования
1.2 Цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ
Фонд социального страхования - это организация, которая обязана регулировать правовые отношения государства и гражданина, который по каким-либо причинам является неработоспособным.
Обязательное страхование часто проводится на предприятиях, особенно там, где существует повышенная опасность получения травмы. Причин для выплаты пособий может быть несколько: болезнь, инвалидность, беременность и роды. Естественно, в каждом случае назначается свой размер выплат, а также срок их получения. Бюджет организации формируется государством на основе тех средств, которые находятся в его распоряжении.
Существует много нюансов, которые должен учитывать ФСС. Например, необходимо правильно рассчитать выплаты, определить источник поступления финансов в фонд, рассмотреть все отдельные случаи, которые не позволяют выплачивать помощь застрахованному лицу.
Вся деятельность ФСС регламентируется Конституцией государства, соответствующей законодательной базой, а также указами президента и правительственными постановлениями. Фонд - это кредитно-финансовое учреждение, все имущество, а также денежные средства которого являются собственностью РФ.
Ее структура и порядок деятельности устанавливаются: КРФ. БК и НК РФ; ФЗ «Об основах ОСС». ФЗ «О бюджете ФСС». ПП «О ФСС». Положением «О ФСС» и другими локальными нормативными актами. Регламентируют деятельность этой внебюджетной организации также ФЗ № 10, 81, 95, 97, 125, 212, 217, 255, указы главы государства и правительственные распоряжения.
ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.
Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:
исполнительные;
руководящие;
контролирующие.
Исполнительными органами ФСС являются: региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации; центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях; филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС (ст.3 Положения «О ФСС» -- ПП №101). Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством. В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда - это правление (далее - ПФСС), а для его отраслевых подразделений - координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости. В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.
Рисунок 1 - Структура фонда социального страхования РФ
Рисунок 2 - Развернутая организационная структура фонда
Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения - в разных хозяйственных отраслях (ст. 22-24 Положения «О ФСС» -- ПП №101) . Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие.
Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда. Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью. В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год. Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с: налоговой инспекцией; профсоюзами. Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей.
Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.
В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.
Для рабочих и служащих главными функциями фонда ФСС представляется оплата временной нетрудоспособности, выплата пособий. Наемные работники воспринимают Фонд как источник средств в определенных жизненных ситуациях.
Но для того, чтобы средства расходовать, их вначале нужно получить. Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия - часть средств от его капитализации. Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.
Основные функции фонда социального страхования РФ - аккумуляция средств и контроль за их расходованием. Собранные средства расходуются на выплату пособий застрахованным лицам, по той или иной причине временно нетрудоспособным, а также получившим инвалидность, или семьям умерших. При необходимости Фонд перераспределяет находящиеся в его распоряжении средства между отраслями и регионами. Резервные, временно свободные деньги вкладываются в государственные ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью, то есть те, которые можно в любой момент быстро обменять на деньги. Небольшие проценты, которые начисляются по ценным бумагам, также поступают в распоряжение ФСС.
Фонд распоряжается сетью санаториев и профилакториев, следит за состоянием зданий и их ремонтом, назначает руководство этих учреждений. Важны контрольные функции ФСС. Контролю подлежит уплата взносов работодателями, а также правильность выплаты пособий застрахованным лицам. В случае невыплаты пособия, или выплаты в недостаточном объеме, если ошибка произошла по вине Фонда, застрахованное лицо получает возмещение недополученных средств. Если по ошибке сотрудников Фонда произошла переплата, то с застрахованных лиц обычно не удерживаются перерасходованные деньги. В том случае, если переплата произошла из-за умышленного обмана, если обнаружено предоставление неправильных сведений, утаивание информации, то переплаченные суммы могут быть взысканы.
Собранные средства расходуются для выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение, реабилитацию после травм, а также на погребение умерших. Значительную часть средств ФСС направляет на пособия, связанные с материнством. Из фонда ФСС оплачиваются декретные отпуска женщинам, пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Для поощрения женщин, ответственно относящихся к материнству, выплачиваются пособия беременным, ставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Система выплат, связанных с материнством, направлена на стимулирование рождаемости. Из средств Фонда выплачиваются пособия работникам, получившим инвалидность на производстве, оплачивается лечение и реабилитация, а также финансируются программы по улучшению условий труда и сокращению травматизма. Фонду принадлежит сеть санаториев и профилакториев, в которые направляют на лечение и оздоровление льготные категории граждан. В основные задачи фонда входит не только поддержка работников, получивших травму или заболевание на производстве, но и стимулирование улучшений условий труда, сокращение профессиональных заболеваний.
Отделения Фонда регистрируют страховщиков, следят за правильностью уплаты взносов, при необходимости перераспределяют средства, вкладывают временно свободные деньги в ликвидные государственные ценные бумаги. Получателями денег, при наступлении страховых случаев (нетрудоспособность, беременность и роды, уход за ребенком) являются застрахованные лица. Все работники, заключившие трудовой договор с работодателем, являются застрахованными. В их число могут входить иностранные граждане, при условии оформления документов, дающих законное право для работы в России, и заключившие трудовой договор с работодателем. Застрахованные женщины не только получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком, но и дополнительные медицинские услуги, которые оказывают им медицинские учреждения, предъявляющие Фонду счета в соответствии с Родовым сертификатом.
Кроме прямой выплаты пособий, связанных с материнством, Фонд оплачивает патронажное медицинское обслуживание детей первого года жизни. Важно знать, что при неофициальной работе, без заключения трудового договора, работник не является застрахованным, и не может претендовать на выплату пособий ФСС в случае временной нетрудоспособности. Самозанятые граждане, ведущие свой бизнес или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны позаботиться о своей страховке в ФСС самостоятельно. Это касается и женщин, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Чтобы получить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и все прочие выплаты от ФСС, связанные с материнством, предпринимателям нужно предварительно зарегистрироваться в ФСС и вносить добровольные взносы. Не являются застрахованными и те, кто состоит на учете в центре занятости, получает пособие по безработице.
На пособия, получаемые в центре занятости, не начисляются взносы в ФСС, поэтому не выплачиваются пособия Фонда в случае болезни, а также в связи с материнством. Документы, на основании которых выплачиваются средства, являются бланками строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты. Одно из следствий этого - повышенные требования к правильности заполнения документов. Например, в листе нетрудоспособности нельзя делать записи шариковой ручкой синего цвета; можно только перьевой, гелиевой или капиллярной, чернилами черного цвета. Фонд социального страхования контролирует расходование средств, следит за их целевым использованием. Какой производится учет отчислений в фонд социального страхования, вы можете прочитать в статье: отчисления в фонд социального страхования. Что входит в правовые основы обязательного социального страхования, читайте тут.
Глава 2. Средства Фонда социального страхования РФ за 2013-2015 года
2.1 Структура доходов и расходов ФСС
Бюджет ФСС не является частью государственного бюджета. Проект закона «О бюджете ФСС» утверждается отдельно каждый год. Основная финансовая смета ФСС состоит из расходов и доходов на годовой период. Средства организации формируются за счет: страховых выплат работодателей; страховых перечислений предпринимателей; за счет доходной части от инвестиционной деятельности; за счет бюджетных отчислений; других способов денежных перечислений, незапрещённых действующим законодательством.
К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:
Материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;
Материальная помощь для беременных и на случай родов;
Материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);
Материальная помощь в случае рождения ребенка;
Материальная помощь по уходу за ребенком возрастом до полутора года;
Обязательное пособие на погребение;
Расходы на санаторно-курортное лечение работников.
К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:
Материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;
Выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.
Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета.
К входящим выплатам этой группы относятся:
Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.
Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам ВОВ.
Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств.
Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.
Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.
Бюджетным законодательством устанавливаются следующие статьи расходов:
На решение общегосударственных вопросов;
На установление международных контактов и развитием межгосударственного сотрудничества; расходы на образование (выплаты связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров);
Связанные с социально-политической сферой (выплаты населению социальной помощи, пособий в случае временной нетрудоспособности, беременности, родов, а также связанных с медицинской и социальной реабилитацией больных работников).
Фактически средства фонда расходуются на:
Выплату пособий;
Оплату санаторных путевок в полном или частичном размере;
Оплату проезда в общественном транспорте в полном или частичном объеме;
Финансирование деятельности ФСС и его структурных подразделений в регионах;
Частичную компенсацию расходов санаторно-курортных и прочих оздоровительных учреждений, спортивных школ;
Иные цели в соответствии с годовыми заданиями, которые стоят перед фондом.
Средства ФСС расходуются в форме выплаты следующих пособий:
По временной нетрудоспособности.
По беременности и родам, а также женщинам, ставшим на учет в больнице на ранних сроках беременности.
При рождении ребенка.
При усыновлении ребенка.
По уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет.
На погребение и гарантированные расходы из перечня ритуальных услуг.
Организационная структура фонда социального страхования представлена органами управления, исполнения и контроля. Председатель ФСС назначается на должность Правительством. Одной из его основных функций является утверждение проекта годового финансового плана ФСС. Эта смета не является частью государственного бюджета. Как и любой другой годовой финансовый план организации, она состоит из расходов и доходов.
Одной из основных задач в работе Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ является обеспечение социальной защиты застрахованных граждан, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Виды обеспечения по страхованию:
1.в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2.в виде страховых выплат:
единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
3.в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:
лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
специальный медицинский и бытовой уход за застрахованным;
проезд застрахованного на санаторно-курортное лечение, получения и примерки протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации;
санаторно-курортное лечение;
оплату дополнительного отпуска, застрахованного на весь период санаторно-курортного лечения;
изготовление и ремонт протезов;
обеспечение техническими средствами реабилитации;
обеспечение транспортными средствами;
профессиональное обучение (переобучение).
Основным источником формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое Фонд социального страхования Российской Федерации как страховщик осуществляет с 2000 года, являются страховые взносы на этот вид страхования, включая штрафы и пени.
Работодатель уплачивает страховой взнос исходя из страхового тарифа с учетом скидок и надбавок. Размер самого страхового тарифа зависит от уровня производственного травматизма, сложившегося по видам экономической деятельности, и определяется в процентном соотношении к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных. Страховые тарифы устанавливаются в соответствии с классом профессионального риска, количество классов 32.
Страховой тариф устанавливается ежегодно с 01 января на текущий год. Затем, в зависимости от уровня травматизма на конкретном предприятии, устанавливаются скидки и надбавки к страховым тарифам на этот же текущий год. Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. Страхователям -бюджетным учреждениям надбавка устанавливается в пределах средств, предусмотренных в бюджете для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Надбавка страхователю устанавливается Фондом социального страхования не позднее 30 апреля текущего календарного года. Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 15 мая текущего календарного года представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации заявление и сведения, необходимые для установления скидки, в установленном порядке. Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки являются:
осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течении не менее чем 3 года с момента его государственной регистрации;
своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
отсутствие задолженности о страховым взносам;
Исполнительный орган Фонда социального страхования в течении 10 дней со дня принятия решения об установлении скидки или надбавки направляет страхователю Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В уведомлении указывается месяц, с которого изменяется размер страховых взносов:
при установлении надбавки -- месяц, следующий за месяцем установления указанной надбавки
при установлении скидки -- с начала текущего года.
2.2 Анализ изменения структуры доходов и расходов ФСС
ФСС - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
За счет средств ФСС осуществляются следующие выплаты:
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
Все указанные выше пособия могут быть классифицированы по различным критериям. Одним из основных таких критериев является их целевое назначение.
По целевому назначению выделяются две группы пособий. К первой группе относятся пособия, полностью или частично компенсирующие утраченный заработок:
пособие по временной нетрудоспособности;
пособие по беременности и родам;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Страховое обеспечение ФСС осуществляется посредством страховых выплат (или иных видов обеспечения) при наступлении страхового случая. Страховыми случаями, при наступлении которых работающим гражданам предоставляются пособия, признаются: заболевание, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до полутора лет. Во всех указанных выше случаях (кроме рождения ребенка) возникает необходимость компенсировать утраченный заработок. С целью его полного или частичного замещения, застрахованным назначаются соответствующие пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Размер названных пособий соизмеряется с размером того заработка, для замещения которого они назначаются. Пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка носят фиксированный характер и не зависят от заработка застрахованного лица. В тоже время на обеспечение данными пособиями в том же размере имеют право граждане не состоящие в трудовых отношениях, а значит не подлежащие ФСС через органы социальной защиты населения РФ. В данном случае пособия финансируются из федерального бюджета РФ. Данные пособия входят в программу демографического развития Российской Федерации. Из вышесказанного видно, что сложившиеся направления использования средств ФСС являются функционально неоднородными: часть реализует функции страхования, часть социального обеспечения.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет имеет ясно выраженную страховую природу в рамках заместительной функции социального страхования. Доля соответствующих выплат в расходах Фонда социального страхования составляла в 2014 году 393,5 млрд рублей или 72,03 % от общих расходов.
Ко второй группе относятся пособия, предоставляемые с целью дополнительной материальной помощи. Размеры таких пособий не соизмеряются с заработком, устанавливаются государством в фиксированном размере и могут быть адресованы как застрахованным, так и любому гражданину как члену общества.
В их число входят следующие виды пособий:
единовременное пособие при рождении ребенка;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
социальное пособие на погребение.
Указанные пособия, составляют в расходах Фонда не более 3,8% и являются либо формами социального обеспечения и социальной помощи населению, либо их комбинацией.
Размеры данных пособий фиксированные и ежегодно индексируются, они не зависят от среднего заработка работника и его страхового стажа.
Социальное страхование охватывает всех работающих граждан, численность которых составляет порядка 39,3% численности всего населения.
В таблице 1 приведена динамика численности лиц в трудоспособном возрасте и численность занятых в экономике граждан относительно численности населения РФ.
Таблица 1 - Динамика численности населения в трудоспособном возрасте и численности занятых в экономике
Из приведенных в таблице 1 данных видно, что численность лиц в трудоспособном возрасте в стране снижалась на фоне роста численности населения. Это позволяет предполагать, что в будущем контингент застрахованных лиц, по отношению к которым ФСС выступает страховщиком, существенно снизиться, если это не будет компенсировано более полной трудовой занятостью лиц трудоспособного возраста.
Степень сохранения жизненного контингента застрахованных страховыми выплатами следует рассматривать в двух аспектах: во всех ли страховых случаях выплачиваются пособия и насколько полно замещается при этом заработная плата по регулярным страховым выплатам и расходы, возникающие в результате наступления страхового случая по разовым выплатам.
Для того чтобы представить степень сохранения жизненного уровня наемных работников, выплачиваемыми пособиями по социальному страхованию в рамках ФСС необходимо рассмотреть весомость этих пособий в составе выплат из данного страхового фонда.
Структура расходов Фонда социального страхования представлены в таблице 2 и на рисунке 3.
Таблица 2 - Структура расходов Фонда социального страхования
Выплата пособий |
||||||
Расходы на выплату пособий, млн руб |
||||||
По временной нетрудоспособности |
||||||
Отношение к общим расходам, % |
||||||
По беременности иродам |
||||||
Отношение к общим расходам, % |
||||||
По уходу за ребенком до 1,5 лет |
||||||
Отношении к общим расходам, % |
||||||
Единовременное пособие при рождении ребенка |
||||||
Отношении к общим расходам, % |
||||||
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности |
||||||
Отношение к общим расходам, % |
Рисунок 3 - Расходы ФСС РФ по видам страхового обеспечения в 2010 2014 гг., млн. руб.
Из анализа данных, приведенных в таблице 2 и рисунке 3, можно сделать следующие выводы:
динамика расходов на выплату пособий по ФСС показывает, что наибольшая доля расходов приходится на три вида пособия - пособия по временной нетрудоспособности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и пособия по беременности и родам которые в 2014 году составляют 57% от расходов на выплату пособий по ОСС на случай ВНиМ, при этом доля расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности наибольшая и составляет 42,6% от расходов на пособия по данному виду страхования;
выплаты пособий по уходу за ребенком и по беременности и родам плавно возрастают как в абсолютном, так и в относительном значении, что можно объяснить ростом рождаемости и увеличением среднего заработка;
изменение величины выплат по временной нетрудоспособности является нестабильным, и его снижение после 2010г. в основном повлияло: внесение изменений в законодательство в части назначения и исчисления пособий по ОСС на случай ВНиМ, в соответствии с которым пособия исчисляются, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.
Специалистами ФСС РФ ежегодно проверяется не более 3,5 % расходов на цели обязательного социального страхования заявленных страхователями в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, из общего числа составленных актов по результатам проверок 37,2% имеют нарушения. Кроме того, сравнительный анализ данных указанных приложений показывает тенденцию стабильного снижения основных показателей, учитываемых ФСС РФ при выплатах страхового обеспечения, прежде всего общее число оплаченных дней временной нетрудоспособности и число случаев временной нетрудоспособности.
Перепоручать администрации предприятий частичное выполнение функций страховщика, с одной стороны, экономически выгодно ФСС РФ. Данный факт объясняет и существующую практику назначения, расчета и выплаты пособий самим работодателем. Все хорошо, если контроль страховщика за страхователем регулярен и злоупотребления немногочисленны. Однако проведенный анализ свидетельствует об обратной тенденции.
Таблица 3 - Динамика временной нетрудоспособности (форма федерального статистического наблюдения № 16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»)
С достаточно противоречивым развитием в России рыночных условий хозяйствования, когда наряду с государственной получили широкое развитие другие формы собственности, положение с выплатами страхового возмещения по наступившим страховым случаям изменилось. Из-за неспособности организовать конкурентоспособное производство товаров, выполнение работ и оказание услуг многие коммерческие организации оказываются в тяжелом финансовом положении и даже на грани банкротства. Это не может не сказаться на финансовой устойчивости системы социального страхования, своевременной и в полном объеме выплате социальных пособий застрахованным лицам. В результате возникает почва для острых трудовых конфликтов, разрешение которых обязано брать на себя государство, как гарант конституционных и социальных прав граждан.
В калининградской области с 01 января 2016 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования составляет 718000 рублей.
Минимальный размер оплаты труда с 01 января 2016 года установлен в размере 6204 руб. Это следует учесть страхователям при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности -- 581,73 руб.;
Единовременное пособие при рождении ребенка -- 15512,65 руб. (в случае рождения ребенка 1 февраля 2016 года и позднее);
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком -- 2908,62 руб.,
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми -- 5817,24 руб.;
При исчислении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком максимальный размер среднего дневного заработка по страховым случаям, наступившим в 2016 году, составляет 1772,60 руб.
Предельный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, выплачиваемого в размере 40 процентов от среднего заработка застрахованного лица, составит 21554,82 руб. Размер пособия на погребение остался на уровне 2015 года и составляет в 2016 году - 5277,28 руб.
2.3 Система налогового учета ФСС РФ
Нормами, установленными Главой 25 Налогового кодекса РФ, предусмотрена обязанность ведения всеми организациями (налогоплательщиками) налогового учета.
Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации обо всех хозяйственных операциях налогоплательщика, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы отчетного периода.
Целью налогового учета является формирование налоговой базы, необходимой для исчисления налоговых платежей, т.к. система бухгалтерского учета не обеспечивает налогоплательщика и налоговые органы соответствующей информацией.
Подобные документы
Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации. Особенности функционирования Фонда социального страхования РФ и его место в бюджетной системе. Анализ изменения структуры доходов и расходов. Проблемы социального обеспечения граждан.
курсовая работа , добавлен 29.03.2015
Развитие системы социального страхования в РФ. Цели и задачи Фонда социального страхования Российской Федерации. Особенности доходов и расходов фонда социального страхования. Перспективы ИТ-системы ФСС: интеграция с УЭК и прямые выплаты пособий по стране.
дипломная работа , добавлен 01.12.2014
История и причины образования фонда социального страхования в России, его цели и задачи, структура расходов и доходов. Единый социальный налог. Актуальные проблемы социального страхования. Пути повышения эффективности системы социального страхования.
курсовая работа , добавлен 12.02.2014
Сущность, задачи работы фонда социального обеспечения Российской Федерации. Контроль за средствами государственного социального страхования и финансово-хозяйственной деятельностью. Анализ доходов и расходов. Реформирование системы социального страхования.
курсовая работа , добавлен 30.12.2013
Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования России. Перспективы развития фонда. Аудит эффективности бюджетных расходов и технология бюджетирования по результату.
курсовая работа , добавлен 21.05.2009
Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования. Сущность и формирование доходов и расходов ФСС. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году.
курсовая работа , добавлен 19.12.2010
Социально-экономические и организационно-правовые аспекты функционирования Фонда социального страхования РФ. Проблемы формирования системы социального обеспечения. Состав, структура и динамика доходов Фонда социального страхования Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 25.01.2015
Цели, задачи и система организации Фонда социального страхования в Российской Федерации. Причина создания ФСС РФ, основные этапы его развития. Анализ динамики структуры доходов и расходов. Внебюджетные фонды как составные части финансовой системы.
курсовая работа , добавлен 12.04.2014
История и причины образования Фонда. Цели и задачи, структура управления Фондом социального страхования РФ. Место и роль Фонда социального в реализации социальных функций государства и финансовой системе. Анализ доходных и расходных статей бюджетов.
курсовая работа , добавлен 12.01.2014
Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Направления и предложения по развитию Фонда социального страхования.