Практика по арбитражным делам. Арбитражная практика по налоговым спорам: инструкция по применению Рассмотрение жалобы налоговым органом в присутствии заявителя
Арбитражные споры - это разногласия, возникающие при осуществлении экономической деятельности между различными юридическими лицами - предприятиями, организациями, учреждениями. В качестве стороны в арбитражном процессе могут выступать и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в статусе индивидуального предпринимателя. Гражданские дела, вытекающие из трудовых, жилищных, семейных, наследственных и иных правоотношений, рассматриваются судами, входящими в систему судов общей юрисдикции, и мировыми судьями. В свою очередь, экономические дела и иные споры между субъектами предпринимательской деятельности, так или иначе связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, являются прерогативой арбитражных судов. В качестве наиболее типичных примеров арбитражных споров можно привести споры по применению тех или иных норм налогового законодательства, споры по защите авторских прав, по корпоративным вопросам, по условиям договоров подряда, возмещении ущерба или убытков, взыскании задолженности и т.д. Разрешение арбитражного спора ставит своей целью решение экономических разногласий между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в тех случаях, когда стороны процесса не могут (или не хотят) прийти к консенсусу в рамках досудебного урегулирования. Недостаток опыта и инициативы при отработке своей позиции в рамках арбитражного спора может стать камнем преткновения на пути к успешному решению вопросов, входящих в юрисдикцию арбитражного суда. Подготовка и участие в судебном процессе - деятельность довольно-таки специфическая, требующая фундаментальных теоретических познаний в области права и экономики. Арбитражный адвокат должен владеть основами ораторского искусства, быть хорошим психологом, а также, естественно, обладать внушительным практическим опытом участия в арбитражных судах. Ведение арбитражного дела - сложная и кропотливая правовая работа, успех в которой немыслим без четкого понимания сути финансовых, экономических, хозяйственных правоотношений между сторонами процесса, знаний сложившейся арбитражной практики. ЮБ Фирма обеспечивает полное ведение арбитражного дела: от первичного анализа всех имеющихся сведений и ознакомления с материалами дела и до момента вынесения решения суда и его исполнения. Юридическое бюро Фирма является специализированной организацией по оказанию юридических услуг в сфере арбитражного судопроизводства.
В зависимости от поставленных задач бюро предлагает следующие услуги:
- консультирование по вопросам защиты прав в арбитражном суде;
- оценка обстоятельств спора и подготовка структуры доказательной базы;
- проведение сравнительного анализа правовой и административной позиции истца и ответчика;
- разработка тактики и стратегии ведения арбитражного процесса, в т.ч. нескольких параллельных или последовательных дел;
- получение консультаций у специалистов, имеющих практический опыт непосредственного вынесения решений по данным категориям дел;
- разработка и утверждение процессуальных документов (заявления, жалобы, ходатайства, отзывы, обращения);
- оценка правовых и экономических последствий вынесенных и вступивших в силу судебных постановлений.
Применение юристами Фирмы современных правовых технологий и комплексных оценочных методов, в том числе в рамках арбитражного процесса, позволяет предопределять результат разбирательства на стадии досудебной подготовки. Специальные приемы моделирования, используемые в бюро с 2004 года, включают в себя выработку правовых позиций как в интересах доверителя, так и в интересах (с точки зрения) его оппонентов. С учетом имеющихся материалов, доказательств, документов и иной ущественной информации по делу проводятся предварительные слушания по правилам арбитражного процессуального законодательства. В качестве арбитров приглашаются эксперты, имеющие многолетний опыт работы в системе арбитражных судов Российской Федерации, третейских судов и коммерческих арбитражей. Подобная методика впервые разработана и внедрена в практику юридическим бюро Фирма и не имеет аналогов в России.
- взыскание задолженностей по денежным и иным обязательствам;
- взыскание убытков, ущерба, неустойки, упущенной выгоды;
- признание сделок недействительными и применение последствий недействительности;
- взыскание денежных средств и процентам при неосновательном обогащении;
- разрешение споров, вытекающих из инвестиционной и строительной деятельности;
- разрешение споров в области недвижимости;
- разрешение споров в сфере государственной регистрации прав;
- истребование имущества из чужого незаконного владения;
- обжалование незаконных действий (бездействия) государственных органов, признание недействительными актов и решений указанных органов, в том числе налоговых;
- возмещение из бюджета сумм излишне перечисленных или взысканных налогов и сборов;
- защита прав собственников, акционеров, участников хозяйственных обществ;
- взыскание с Российской Федерации денежных средств в предусмотренных законом случаях;
- разрешение споров, вытекающих из административных отношений;
- исполнение судебных актов.
"Российский налоговый курьер", 2011, N 17
Знание судебной практики может помочь в спорах с налоговиками. Тем более что сама ФНС России уже давно признала важность учета позиции арбитражных судов. Но на какие решения по делам, не касающимся самого налогоплательщика, нужно ориентироваться, а какие лучше не принимать во внимание?
Арбитражная система Российской Федерации состоит из четырех звеньев: арбитражных судов первой инстанции, апелляционных и кассационных судов и ВАС РФ. Это указано в ст. 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитражных судах).
В первой инстанции дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются арбитражем субъекта РФ (ст. 36 Закона об арбитражных судах). Его решения, не вступившие в силу , можно обжаловать в арбитражный суд апелляционной инстанции того же субъекта РФ (ч. 1 ст. 181 и ч. 1 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса). Всего в РФ 20 арбитражных апелляционных судов, каждый из них имеет свой порядковый номер.
Вступившие в силу решения судов первой инстанции, которые рассматривались в апелляционном суде, можно обжаловать в арбитражный суд кассационной инстанции, то есть в федеральный арбитражный суд своего округа (ч. 2 ст. 181 и ст. 273 АПК РФ). В этот же суд может быть обжаловано и постановление апелляционного суда (ч. 6 ст. 271 и ст. 273 АПК РФ).
Кроме того, судебные акты арбитражных судов всех трех инстанций - первой, апелляционной и кассационной - могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ (ч. 1 ст. 292 АПК РФ). Виды судебных актов, принимаемых арбитражными судами разных инстанций, и порядок их вступления в законную силу приведены в таблице на с. 72 - 73.
Таблица. Целесообразность использования налогоплательщиками различных судебных актов и документов
Наименование суда, принявшего судебный акт или документ | Вид судебного акта или документа | Порядок вступления судебного акта в законную силу | Использовать ли в работе налогоплательщика |
Арбитражный суд первой инстанции | Решение (ч. 2 ст. 15 АПК РФ) | Вступает в силу по истечении одного месяца со дня его принятия при условии, что не была подана апелляционная жалоба. При подаче апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в силу со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ) | Использовать решения суда только по своему субъекту РФ |
Арбитражный суд первой инстанции | Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта | Вступает в силу немедленно после его принятия (ч. 2 ст. 180 и ч. 4 ст. 195 АПК РФ) | Использовать решения суда только по своему субъекту РФ |
Арбитражный суд апелляционной инстанции | Постановление (ч. 2 ст. 15 АПК РФ) | Вступает в силу со дня его принятия (ч. 5 ст. 271 АПК РФ) | Использовать постановления суда только по своему субъекту РФ |
Федеральный арбитражный суд округа (суд кассационной инстанции) | Постановление (ч. 2 ст. 15 АПК РФ) | Вступает в силу со дня его принятия (ч. 5 ст. 289 АПК РФ) | Использовать постановления суда только по своему федеральному округу. Если нет таких решений либо решениям по своему округу более трех лет, воспользоваться решениями ФАС других округов |
ВАС РФ (как суд первой инстанции) | Решение (ч. 2 ст. 15 АПК РФ) | Вступает в силу немедленно после его принятия (ч. 2 ст. 180 АПК РФ) | Использовать |
ВАС РФ | Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта | Вступает в силу немедленно после его принятия (ч. 2 ст. 180 и ч. 4 ст. 195 АПК РФ) | Использовать |
ВАС РФ (как надзорная инстанция) | Постановление Президиума ВАС РФ (ч. 2 ст. 15 АПК РФ) | Вступает в силу со дня его принятия (ч. 1 ст. 307 АПК РФ). Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в "Вестнике ВАС РФ" и должно быть размещено в Интернете на официальном сайте ВАС РФ (ч. 3 ст. 307 АПК РФ) | Использовать |
ВАС РФ | Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора | Выносится, если есть основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора, предусмотренные ст. 304 АПК РФ | Использовать только до момента принятия постановления Президиума ВАС РФ по данному делу |
ВАС РФ | Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора | Выносится, если нет оснований для пересмотра, предусмотренных ст. 304 АПК РФ | Не использовать |
ВАС РФ | Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ и направлении его на рассмотрение в суд кассационной инстанции | Выносится, если нет оснований для пересмотра, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, но если есть иные основания для проверки правильности применения норм законодательства (ч. 6 ст. 299 АПК РФ) | Не использовать |
ВАС РФ | Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ с возможностью пересмотра по новым обстоятельствам | Выносится, если нет оснований для пересмотра, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, но появилась или изменилась правовая позиция Пленума ВАС РФ или Президиума ВАС РФ по конкретному вопросу (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ) | Не использовать |
ВАС РФ | Информационное письмо Президиума ВАС РФ | Содержит обзор судебной практики по применению конкретных норм законодательства. Оформляется в виде рекомендаций для арбитражных судов | Использовать |
ВАС РФ | Постановление Пленума ВАС РФ | Содержит разъяснения о том, как судам следует применять конкретные нормы законодательства | Использовать |
КС РФ | Постановление | Вступает в силу со дня его принятия. Постановление, принятое без проведения слушания, вступает в силу со дня его опубликования (ст. 79 Закона о КС РФ) | Использовать |
КС РФ | Определение | Вступает в силу со дня его принятия (ст. 79 Закона о КС РФ) | Использовать |
Безопаснее ориентироваться на ВАС РФ или постановления своего региона
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).
Поэтому именно на судебные акты ВАС РФ обычно ориентируются участники споров, в том числе по вопросам налогообложения (см. врезку на с. 74). Но как быть налогоплательщику, если по его вопросу ВАС РФ пока не определился?
Обратите внимание! Налоговики принимают во внимание сложившуюся устойчивую судебную практику
Это предписано инспекторам в Приказе ФНС России от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах". В частности, им рекомендовано перед подачей апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора проанализировать:
- постановления Президиума ВАС РФ;
- постановления Пленума ВАС РФ;
- информационные письма ВАС РФ;
- судебные акты иных судов по схожим спорам с аналогичной аргументацией.
В зависимости от результатов такого анализа налоговикам следует оценить целесообразность дальнейшего продолжения судебных разбирательств.
Все судебные дела, сумма требований по которым превышает 5 млн руб. (ранее - свыше 1 млн руб.), теперь находятся под пристальным контролем руководителей региональных управлений ФНС России.
В Москве, Московской области и Санкт-Петербурге особо контролируются налоговые споры, размер требований по которым составляет более 30 млн руб. (ранее - более 10 млн руб.).
Если оспариваемые суммы превышают 30 млн руб. (для Московской области и Санкт-Петербурга - 50 млн руб., для Москвы - 100 млн руб.), УФНС России по субъекту РФ обязано выделить специалиста для подготовки материалов по делу и представления интересов налоговых органов в судах.
Такое же правовое сопровождение обязательно по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики. Размер заявленных требований при этом значения не имеет. Информация и документы по таким делам должны быть представлены в Правовое управление ФНС России.
В подобной ситуации необходимо проанализировать арбитражную практику по своему региону и федеральному округу . Учитывая, что ФАС каждого округа ежемесячно выносят по несколько сотен судебных постановлений, при желании практически всегда можно найти спор по аналогичной или схожей ситуации.
Наличие судебных разбирательств по конкретному вопросу, с одной стороны, свидетельствует о том, что существует риск претензий со стороны налоговиков. Количество таких прецедентов покажет, насколько этот риск велик.
С другой стороны, если выводы инспекторов противоречат устойчиво сложившимся решениям арбитражного суда региона или ФАС округа, налогоплательщик смело может ссылаться на эту судебную практику в возражениях на акт проверки, апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган и исковом заявлении в суд. Он имеет высокие шансы выиграть дело в суде.
Примечание. Если арбитражные суды стабильно принимают решения по аналогичным ситуациям в пользу налогоплательщиков, риск проиграть в суде спор по налогам минимален.
Допустим, решения по интересующему вопросу в конкретном субъекте РФ или федеральном округе принимаются как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговиков. Такая противоречивая практика должна послужить сигналом еще раз проанализировать возможные налоговые риски и оценить целесообразность судебных расходов. Тем более что спрогнозировать исход судебного разбирательства в подобной ситуации практически невозможно.
Примечание. Противоречивая судебная практика в одном субъекте РФ или федеральном арбитражном округе - это повод для налогоплательщика лишний раз оценить возможные налоговые риски и целесообразность судебных расходов.
Предположим, в своем регионе и федеральном округе налогоплательщик не нашел судебных решений по конкретному вопросу. В этом случае можно воспользоваться решениями судов других федеральных округов . Например , организация, находящаяся в Москве, начинает с анализа судебных актов, принятых ФАС Московского округа, Девятым арбитражным апелляционным судом (этот суд осуществляет проверку судебных актов, вынесенных Арбитражным судом г. Москвы) и Арбитражным судом г. Москвы. И только если указанные суды не рассматривали споров по аналогичному вопросу, изучают решения ФАС других округов.
Таким же образом поступают, если нет свежих (за последние два-три года) судебных решений по своему федеральному округу. Ведь не секрет, что позиции судов с течением времени могут меняться. Особенно рискованно опираться на старые судебные акты, если после их вынесения менялись нормы налогового законодательства. В подобной ситуации лучше просмотреть свежую практику других регионов.
Примечание. Если нет недавних решений судов своего федерального округа, лучше опираться на более свежие судебные акты ФАС других округов.
Наряду с постановлениями ФАС различных округов налогоплательщик может ориентироваться и на обзоры практики рассмотрения дел , которые периодически издают ФАС отдельных округов. Включение в них конкретной ситуации свидетельствует о том, что предлагаемый вариант разрешения спора является официально признанной позицией в данном округе. Вместе с тем в другом федеральном округе вполне может сложиться иной подход к рассмотрению подобных дел.
Далеко не каждый документ, исходящий от ВАС РФ, стоит принимать во внимание
Итак, главным ориентиром в налоговых спорах является мнение ВАС РФ. Однако этот суд принимает документы разных наименований: решения, определения, постановления, информационные письма. Они влекут разные правовые последствия.
Решения ВАС РФ. Высший Арбитражный Суд РФ может выступать в качестве суда первой инстанции и выносить решения по делам (ч. 2 ст. 34 АПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 10 Закона об арбитражных судах):
- об оспаривании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (в том числе писем Минфина России и ФНС России), нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о признании недействительными полностью или частично ненормативных актов федеральных органов государственной власти, которые не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан.
Не секрет, что различные ведомственные документы часто расширительно трактуют нормы законодательства. При этом они являются обязательными для применения госорганами, в том числе налоговиками. Признание таких документов полностью или частично недействительными повышает шансы по оспариванию доначислений, основанных на приведенной в них позиции, в любом суде.
Таким образом, если налогоплательщику подходит правовая позиция и аргументы, изложенные в мотивировочной части решения ВАС РФ по делу об оспаривании нормативного правового акта, он может смело на нее опираться. Решения ВАС РФ по таким делам вступают в силу немедленно после их принятия (ч. 2 ст. 180 АПК РФ).
Наиболее примечательный и свежий пример - Решение ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11 <1>. Этим Решением п. 4 Письма Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29 был признан недействующим, так как он не соответствует НК РФ. В названном пункте ведомство требовало восстанавливать принятый к вычету НДС в случае списания просроченных товаров, которые возвратил покупатель в связи с истечением их срока годности <2>. Восстановление НДС в такой ситуации нормами НК РФ не предусмотрено. Значит, Минфин России своим Письмом возлагал на налогоплательщиков дополнительную обязанность. Поэтому ВАС РФ признал оспариваемый пункт Письма недействующим и не подлежащим применению.
<1> Подробнее об указанном Решении ВАС РФ читайте в материале "Таково решение суда, или Обзор судебной практики" // РНК, 2011, N 13-14, с. 22.
<2> О списании просроченных товаров читайте в статье "Как учесть товар с истекшим сроком годности для целей НДС и налога на прибыль" на с. 54 этого номера.
Определения ВАС РФ. Это самые широко распространенные судебные акты, которые принимает Высший Арбитражный Суд РФ. Из определений ВАС РФ, которые могут иметь значение и для других налогоплательщиков, выделим четыре вида (ст. 299 АПК РФ):
- определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов, принятых по данному делу;
- об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора;
- об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ и направлении его на рассмотрение в суд кассационной инстанции (в ФАС соответствующего округа);
- об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ с возможностью пересмотра по новым обстоятельствам.
Напомним, что заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом из трех или иного нечетного количества судей ВАС РФ (ч. 4 ст. 17 АПК РФ). По итогам его рассмотрения выносится одно из названных выше определений.
Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, по сути, является временным документом. Как правило, в нем излагается правовая позиция судей, послужившая основанием для передачи данного дела в надзорную инстанцию. В большинстве случаев именно она является основой будущего постановления Президиума ВАС РФ. Однако есть много примеров, когда Президиум ВАС РФ принимал диаметрально противоположное решение.
Таким образом, на указанные определения ВАС РФ можно ориентироваться только до принятия Президиумом ВАС РФ постановления по делу, и то лишь с определенной степенью осмотрительности. После выхода постановления следует руководствоваться именно этим документом. Практическая ценность определения ВАС РФ о передаче дела для пересмотра в порядке надзора к этому моменту уже сведена к нулю.
Предположим, у налогоплательщика назначено судебное разбирательство. По аналогичной ситуации есть лишь определение ВАС РФ о передаче дела для пересмотра в порядке надзора. Суд может учесть ссылку налогоплательщика на это определение при вынесении решения. Либо отложить слушания по делу до выяснения позиции Президиума ВАС РФ по данному вопросу.
Иначе обстоят дела с использованием в работе так называемых отказных определений ВАС РФ . Эти определения лучше вообще не принимать во внимание. Ведь обычно в них не содержится правовой позиции судей ВАС РФ. А лишь указывается, что оснований для передачи дела в надзорную инстанцию для пересмотра не установлено.
Примечание. Определения ВАС РФ об отказе в передаче дела для пересмотра в порядке надзора лучше вообще не принимать во внимание.
Исчерпывающий перечень возможных оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора приведен в ч. 1 ст. 304 АПК РФ. Наиболее распространенным из них является нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Получается, ошибочность выводов нижестоящих судов, которая не нарушила единообразие, не может быть основанием для пересмотра дела Президиумом ВАС РФ. Кроме того, следует помнить, что определения ВАС РФ выносятся всего тремя судьями, что также серьезно принижает их ценность. Да и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ формируется именно в постановлениях его Президиума или Пленума, а не в определениях (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52).
Тем не менее значительное количество отказных определений по делам с аналогичными обстоятельствами, особенно если они были приняты разными составами судей, может сориентировать налогоплательщика на вероятный исход его спора. Это обстоятельство часто учитывается и арбитражными судами нижестоящих инстанций.
Вместе с тем наличие нескольких определений ВАС РФ об отказе в передаче аналогичных дел для пересмотра в порядке надзора не является гарантией того, что впоследствии другое дело по этому же вопросу не будет передано в Президиум ВАС РФ. И надзорная инстанция может прийти к совершенно противоположным выводам, чем были сделаны в отказных определениях ВАС РФ.
Постановления Президиума ВАС РФ. Эта судебная инстанция выполняет надзорные функции в сфере арбитражного судопроизводства (ст. 16 Закона об арбитражных судах). Ее цель заключается в том числе в обеспечении единства судебной практики путем единообразного применения арбитражными судами законодательства при рассмотрении конкретных дел.
По результатам рассмотрения дела в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе, в частности (ч. 1 ст. 305 АПК РФ):
- оставить ранее принятый судебный акт без изменения;
- отменить ранее принятый акт полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить ранее принятый акт полностью или частично и вынести новый, не передавая дело на новое рассмотрение;
- отменить судебный акт полностью или частично и прекратить производство по делу.
В случае отмены судебного акта дело передается на новое рассмотрение в тот арбитражный суд, акт которого отменен или изменен. Причем надзорная инстанция может потребовать рассмотрения дела в ином составе суда.
Указания Президиума ВАС РФ, содержащиеся в постановлении об отмене судебного акта , обязательны для арбитражных судов всех инстанций, которые будут вновь рассматривать это дело (ч. 3 ст. 305 АПК РФ).
В постановлениях, оставляющих в силе судебные акты , также содержатся правовые основания, послужившие мотивом для принятия именно такого решения (ст. 306 АПК РФ).
С недавнего времени во многие постановления Президиум ВАС РФ включает прямое указание на то, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел со схожими обстоятельствами. Но даже если такой фразы в постановлении нет, налогоплательщик вправе ссылаться на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в нем.
Постановления Пленума ВАС РФ. Высший Арбитражный Суд РФ обязан давать разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, с тем чтобы обеспечить единообразное применение норм законодательства. Такие разъяснения оформляются постановлениями Пленума ВАС РФ. Они являются обязательными для всей системы арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах).
Арбитражные суды вправе в мотивировочной части принимаемых решений ссылаться на постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
Для иных субъектов, в том числе участвующих в деле лиц, разъяснения Пленума ВАС РФ носят рекомендательный характер. Тем не менее они могут учитываться налогоплательщиками для обоснования своей позиции в суде.
Информационные письма Президиума ВАС РФ. Эти письма обычно называются обзорами практики рассмотрения дел, связанных с применением конкретного закона или его отдельных норм. По результатам рассмотрения отдельных вопросов судебной практики Президиум ВАС РФ разрабатывает рекомендации арбитражным судам, которые оформляет в виде информационных писем (ст. 16 Закона об арбитражных судах).
Для арбитражных судов и других лиц информационные письма Президиума ВАС РФ носят рекомендательный характер . Тем не менее на практике суды пользуются ими как руководством по разрешению дел со схожими обстоятельствами. Судебные акты, вынесенные без учета разъяснений и рекомендаций Президиума ВАС РФ, практически обречены на отмену вышестоящей судебной инстанцией.
Примечание. Постановления Пленума ВАС РФ обязательны для арбитражных судов всех инстанций, а информационные письма Президиума ВАС РФ имеют лишь рекомендательный характер. Однако на практике суды руководствуются и теми и другими документами.
Таким образом, при принятии решений по спорным вопросам налогоплательщики могут ориентироваться как на постановления Пленума ВАС РФ, так и на информационные письма Президиума ВАС РФ. Даже если налоговики не согласятся с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в указанных документах, спор в арбитражном суде они точно проиграют. Ведь в отличие от инспекторов судьи примут во внимание разъяснения и рекомендации ВАС РФ.
Превыше любых документов ВАС РФ решения Конституционного Суда РФ
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех: и для налогоплательщиков, и для инспекций, и для судов. Это указано в ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон о КС РФ). Иными словами, решения КС РФ стоят выше всего в иерархии судебных актов. Они важнее любого документа, принятого ВАС РФ или Верховным Судом РФ.
Примечание. В иерархии судебных актов выше всего стоят решения Конституционного Суда РФ. Ими обязаны руководствоваться и налогоплательщики, и налоговики, и суды всех уровней.
Решения КС РФ могут быть двух видов - постановления и определения (ст. 71 Закона о КС РФ). По своей правовой значимости, то есть по общеобязательности их применения, постановления и определения равны между собой.
Постановления принимаются в случаях, когда необходимо выработать новую правовую позицию. То есть тогда, когда вопрос, поставленный перед КС РФ, ранее им не рассматривался.
Определения выносятся в ситуациях, когда по рассматриваемому вопросу уже сформирована правовая позиция КС РФ и именно она используется для разрешения запроса или жалобы конкретного налогоплательщика. Однако в силу специфики запроса или жалобы эта правовая позиция может быть уточнена КС РФ в определении.
Постановление или определение КС РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом РФ (ст. 83 Закона о КС РФ). Для этого выносится отдельное определение.
Чтобы пояснить, насколько решения КС РФ важны для налоговых правоотношений, напомним Определение КС РФ от 08.04.2004 N 169-О, наделавшее столько шума несколько лет назад. При формальном его прочтении получалось, что Конституционный Суд РФ запретил налогоплательщикам принимать к вычету НДС по покупкам, которые они оплатили заемными средствами, до возврата суммы займа. Однако впоследствии КС РФ пояснил, что указанное Определение следовало понимать несколько иначе. Для этого ему потребовалось выпустить новое Определение от 04.11.2004 N 324-О. В нем КС РФ подтвердил, что сама по себе оплата товара за счет заемных средств не является основанием для отказа в вычете НДС.
Таким образом, если правовая позиция КС РФ по конкретному вопросу не в пользу налогоплательщика, а документов ВАС РФ по этой теме нет, лучше не рисковать. Ведь решения КС РФ обязательны для всех . Если в подобной ситуации дело дойдет до арбитражного суда, у налогоплательщика практически нет шансов выиграть спор.
С.М.Рюмин
Управляющий партнер
ООО "Консультационно-аудиторская фирма
"ИНВЕСТАУДИТТРАСТ"
Допросить всех-всех-всех
Если вы думаете, что допросы касаются только лиц, которые имеют непосредственное отношение к спорной сделке, вы глубоко ошибаетесь. Возьмем, к примеру, так называемую «транспортную обналичку». Наверняка, вы будете рассуждать следующим образом: «Допросят водителей, логистов, директора, главбуха. Ну, и механика. На всякий случай». Нет, на этом список не ограничивается: допросят еще и медицинских работников, которые проводят медосмотры водителей. Так и поступили проверяющие в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 24.04.2018 года по . Плюс, конечно же, инспекторы сделали запросы в ГИБДД.
А еще в арсенале налоговиков такие приемы, как: найти противоречия в документах, оценить логическую целесообразность, не верить в пожары и... капризничать. О них читайте в Владимира Турова.
Бизнесмен проиграл арбитраж,
Судьи указали на то, что бизнесмен не провел проверку добросовестности и платежеспособности потенциальных контрагентов . У тех, с кем он связался, не было ресурсов, опыта работ и надлежащей деловой репутации. Он не доказал наличия деловой цели для привлечения данных фирм в качестве подрядчиков. Несмотря на то, что по бумагам были выполнены большие строительно-монтажные работы, включая возведение стен, отделку помещений и т.д., ресурсы для выполнения данных работ у его подрядчиков отсутствовали.
Что добило этого бизнесмена окончательно? Бухгалтерскую и налоговую отчетность всех его замечательных подрядчиков, с которыми он связался, и благодаря которым он снизил НДС и налог на прибыль, вел и сдавал сотрудник, работающий в его в компании. IP-адреса совпадают, налоговики это сразу же обнаружили.
О других показательных судебных разбирательствах, читайте в .
В налоговых спорах каждое второе судебное решение - это дела с подозрительными лицами, не имеющими права и возможности вести бизнес.
И часто получается так, что эти «на лицо ужасные» фирмочки, на самом деле «добрые внутри». Т.е. реальные. Например дело, по которому было вынесено .
Оно ничем не примечательно: необоснованное применение вычетов по НДС из-за якобы недобросовестных контрагентов. Обычный город. Обычный бизнесмен. Обычная ситуация с классической «серой» схемой. Конечно же, среди контрагентов обычного бизнесмена налоговая нашла «нехорошие» конторы.
Кульминация, как и большинстве подобных эпизодов, заключалась именно в поставщиках. Итак, барабанная дробь:
- Ну, не могли контрагенты поставить товар, потому что нет технического персонала, основных средств, движимого и недвижимого имущества;
- Ну, нет на расчетных счетах контрагентов «движений», характерных для «живой» деятельности;
- Ну, не расположены они на местах госрегистрации;
- Ну, не представил налогоплательщик товарно-транспортные накладные и путевые листы;
- Ну, отрицает руководитель участие в деятельности одного из спорных поставщиков;
- Ну, не проявил налогоплательщик должную осмотрительность.
Могут ли чувства обосновать налоги? Угасшие чувства между мужем и женой... Когда семья на грани распада, а супруги, проявив здравомыслие и порядочность, решили поделить бизнес. Без криков, обвинений и судебных разбирательств. Просто: «Забери, дорогая, свои 30% доли и живи себе припеваючи. За незначительную мзду».
Но до расторжения брака дело так и не дошло... Пара поняла, что жить друг без друга не могут и помирились. Ячейка общества сохранена, и инспекция рада, что развод не состоялся. Раз не развелись — значит получили необоснованную налоговую выгоду.
Получение необоснованной налоговой выгоды, в данном случае, нашло отражение в
Суд согласился с инспекцией, что именно по причине получения вычетов по НДС и быстрого перехода на «классику» за два дня до окончания спорного налогового периода, общество и провернуло сделку с куплей-продажей доли. Обосновав, это, якобы, угасанием чувств…Почему судьи сделали такой вывод, читайте в статье: « ».— Владимир Туров
За 5 минут можно приготовить завтрак. За 5 минут можно пробежать 1,5 км. Можно много всего успеть за 5 минут. А как вы думаете, реально раскрыть налоговую схему за 5 минут? Прикинуть, бегло оценить доказательства и констатировать факт «схемы»… И всего лишь за 300 секунд!
Статья: - про работников «серого фронта». А точнее, про последствия нелегкого труда по получению налоговой выгоды. Итак, что выдает «обнальные» схемы, кроме стандартных критериев недобросовестного контрагента? Реальные истории на основе судебных событий.
История первая: «Про инженера».
Компания искала подрядчика для выполнения проектных работ. Нашла. Проверила по сервисам ФНС, убедилась в наличии членства СРО, получила справку из территориального органа федеральной службы государственной статистики. Приступили к сотрудничеству. Все работы подрядчик исполнил.
Пришла инспекция и выяснила, что контрагент не тот, за кого себя выдает. Никакой он не проектировщик: обычная маскировка «серой» фирмы под реальный бизнес:
- В документах СРО за период членства контрагента числились лица, которые являлись сотрудниками других организаций;
- В штате подрядчика нет работников, которые бы владели «искусством» проектировки. А из выписок по расчетному счету следует, что контрагент не привлекал третьих лиц для исполнения работ;
- У «а-ля проектировщика» одинаковый IP-адрес с фирмой-однодневкой, через которую обналичивались деньги;
- Руководитель подрядчика рассказал, что является «бумажным»: за деньги оформил на себя фирму и подписал документы.
Истории: «Про рыболова» и «Про инспекцию» — читайте в .
В статье рассматривается арбитражная практика по претензиям налоговиков к компаниям, которые пытались оптимизировать НДС.
Ситуация: Нам нужен НДС.
Ваша компания работает на «классике». Безусловно, при выборе контрагентов вы отдаете предпочтение тем, кто работает с НДС. Естественно, учитывая другие привлекательные факторы: цену, репутацию, условия сотрудничества и т.д.
А теперь представьте, что вы все-таки связали себя узами с упрощенцем. Была в нем изюминка: суперскидки, сверхбыстрая доставка и еще пара-тройка заманчивых опций. Того, чего нет в альтернативных предложениях от компаний на ОСН. Работали-работали... И вам в голову пришла гениальная идея: «А что, если предложить своему контрагенту перейти на „классику“? Поставить ультиматум... Никуда не денется. Ведь я ему даю 80% заказов»...
По вышеописанному сценарию развивались события в Постановлении АС Волго-Вятского округа от 12.02.2018 года по делу №А29-3173/2017. Только контрагенты не согласились обременять себя основной системой налогообложения, поэтому появился посредник... Чем обернулась такая скорректированная дружба, несложно догадаться:
- Да, посредник обладал признаками номинальной структуры;
- Да, налогоплательщик был одним-единственным заказчиком услуг;
- Да, не проявил должную осмотрительность, т.к. давным-давно знал посредника. И это не оправдание.
Директор ООО..."в ходе допроса пояснил, что в ноябре-декабре 2013 года он рекомендовал своим контрагентам перейти на общую систему налогообложения, в связи с тем, что они применяли специальные режимы налогообложения и не являлись плательщиками НДС, для общества создавалась налоговая нагрузка по НДС, поэтому их было невыгодно привлекать к оказанию услуг".Слово — не воробей, вылетело — и его поймали сотрудники фискальной службы. Поэтому после выгодных для налоговой слов про выгоду и прочих доказательств, другие деловые цели, о которых твердил налогоплательщик, отошли на второй план. Компания пыталась обосновать услуги посредника
Судебная практика по арбитражным делам может показаться однообразной, так как касается в большинстве случаев процедуры банкротства и налоговых споров. В данной публикации мы отошли от канонов и разобрали случаи менее распространенные, но резонансные - связанные с интеллектуальной собственностью, конкуренцией, административными правонарушениями, а также земельными и жилищными вопросами. Наша подборка относится к 3 кварталу 2017 года.
Споры по интеллектуальной собственности
Цитирование произведений, как они понимаются в ст. 1259 ГК РФ, возможно, если учитываются определенные правила (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ):
- Цель использования — научное, информационное, учебное и т. п. сообщение.
- Обязательна ссылка на имя автора и источник публикации.
- Объем заимствования должен соответствовать цели цитирования.
Так, общество размещало на своем сайте обзоры по архитектуре и градостроительству с использованием фотографий из различных блогов. Один из владельцев личной страницы (предприниматель) посчитав, что подобные действия общества нарушили его авторское право, обратился в арбитражный суд.
В первой инстанции ему отказали. Последующие суды отменили решение и удовлетворили требования предпринимателя, мотивировав это тем, что подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ относится только к литературной форме произведений. Однако судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ определением № 305-ЭС16-18302 признала правоту первого суда.
Дело в том, что по смыслу подп. 1 п. 1 ст. 1274 правило о возможности свободного цитирования произведений распространяется на все их виды, перечисленные в ст. 1259 ГК РФ, в том числе и на фотографии. Однако при этом должны быть соблюдены перечисленные выше условия. Общество при размещении фотографий предпринимателя указывало авторство и адрес блога, объем соответствовал задачам информационных статей: 22 фотографии использовались в 14 обзорах.
Земельные вопросы
Если кадастровая стоимость земли установлена решением суда, то она учитывается на дату, которая прописана в данном акте, а не с момента внесения данных в кадастр.
Так, между департаментом и обществом возникли арендные отношения по поводу земельного участка. Оплата рассчитывалась на основе кадастровой стоимости. Далее арендодатель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества задолженности по аренде и неустойки за просрочку платежа.
Суды первых 3 инстанций оказались единодушны в том, чтобы указанные требования удовлетворить. Однако судебная коллегия ВС РФ (определение № 305-ЭС16-16859) отменила данные акты в части выплаты неустойки и отправила дело на новое рассмотрение.
Ранее арендатор значительно снизил кадастровую стоимость участка. В конечном документе судом присуждено использовать сумму, установленную с 1 января 2014 года. Однако на момент инициирования процесса департаментом в государственный кадастр недвижимости новая информация еще не была внесена.
По смыслу ст. 24.18 закона «Об оценочной…» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и п. 28 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 30 июня 2015 года № 28 выходит, что если кадастровая стоимость изменена решением суда, то она применяется с 1 января того года, в каком было обращение в суд. При этом не имеет значения, что новые данные отсутствуют в кадастре.
Нарушение законодательства о конкуренции
Если государственный орган, минуя публичные торги, предоставляет лицу земельный участок под объектом недвижимости без учета реальной потребности, то такое решение нарушает закон о конкуренции.
Не знаете свои права?
Так, департамент (арендодатель) предоставил обществу в аренду земельный участок для строительства административно-торгового центра. По окончании возведения здания арендатор выкупил землю, находящуюся под объектом недвижимости. Затем общество разделило участок на два отдельных и стало проектировать новое строительство.
Антимонопольный орган признал данные действия нарушением ч. 1 ст. 15 и ст. 16 закона «О защите конкуренции» от 6 июля 2006 года № 135-ФЗ. Ведь по сути спорная манипуляция оказалась предоставлением нового участка без проведения публичных процедур.
Департамент и общество совместно обратились в арбитражный суд за оспариванием решения контролирующего органа. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций удовлетворили требования заявителей. Судебная же коллегия ВС РФ определением № 305-КГ16-16409 отменила вышеназванные постановления.
Из смысла п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ следует, что при предоставлении земельного участка под объектом недвижимости необходимо обосновать целесообразность выделяемой площади. В описываемом случае ни департамент, ни общество не смогли доказать объективную необходимость такого большого участка для эксплуатации возведенного здания.
Применение норм об административных правонарушениях
Если управляющая многоквартирными домами компания нарушает жилищное законодательство, к ней применяются меры административной ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не ст. 7.22 КоАП РФ.
Так, местный орган провел внеплановую проверку соблюдения жилищного законодательства управляющей организацией в многоквартирном доме, где имеются муниципальные квартиры. По факту выявленных нарушений сотрудники составили протокол, который был передан в Государственную жилищную инспекцию для рассмотрения дела. На основании поступившего материала государственный орган привлек управляющую компанию к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с таким решением, организация обратилась в арбитражный суд за его отменой. В первой инстанции требования удовлетворили, но апелляционный и кассационный суды встали на сторону местной администрации и жилищной инспекции. Только определение № 307-АД16-13243 судебной коллегии ВС РФ восстановило в данном деле справедливость.
Апелляционный и кассационный суды допустили ряд ошибок в применении норм материального права, а именно:
- Положения ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ не предусматривают права муниципальных органов привлекать нарушителей по ст. 7.22 КоАП РФ.
- Так как управляющая компания в рамках своей деятельности является лицензируемым лицом, то к ней применяется ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (за нарушение лицензионных требований).
- Лицензионный контроль не входит в юрисдикцию местных властей, дела по указанной статье рассматривает суд, а не жилищная инспекция.
Спорные дела из области вещных правоотношений
Если лицо приобретает в многоквартирном доме все помещения, то оно становится единственным собственником земельного участка под этим домом с момента государственной регистрации права на последнее помещение. Уничтожение в дальнейшем здания не прекращает права собственности на землю.
Так, общество выкупило в 8-квартирном жилом доме все помещения и снесло здание. Далее оно обратилось в Росреестр для регистрации права собственности на земельный участок под объектом. Регистрирующий орган отказал на том основании, что нужно было сначала произвести регистрацию права на многоквартирный дом как на единый объект. Так как это условие не было соблюдено, то в силу п. 1 ст. 235 ГК РФ при гибели имущества прекратилось и право на него.
Общество обратилось в арбитражный суд с оспариванием ответа Росреестра, но все судебные инстанции отказали в заявленных требованиях. Судебная же коллегия ВС РФ отменила эти постановления и определением № 305-КГ16-10570 направила дело на новое рассмотрение в первый суд, сделав соответствующие замечания.
В частности, в силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 и 5 ст. 16 закона «О введении в действие…» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ у покупателя квартиры автоматически возникает доля в праве долевой собственности на общее имущество (в том числе земельный участок) с момента регистрации права собственности на помещение. Положения п. 8 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 23 июля 2009 года № 64 разъясняют, что если все помещения принадлежат одному собственнику, то и все доли общего имущества являются его имуществом, т. е. требования Росреестра незаконны.
Как видите, судебная практика по арбитражным делам охватывает споры не только в области финансов, налогов и предпринимательства, но и во многих других сферах. Это относится как к вещным, жилищным и земельным вопросам, так и (в связи с развитием интернет-технологий) к сфере использования интеллектуальной собственности.