Прирезка земли под ключ. Присоединение земельного участка из муниципальной собственности, личный опыт
Перераспределение земельных участков - это новый упрощенный порядок, который позволяет прирезать к имеющимся в собственности участкам смежные, что очень удобно для садоводов и огородников, земля которых располагается на границе с муниципальными участками.
Новый закон
По новому федеральному закону от июня 2014 года граждане и организации имеют право на перераспределение земельных участков. Попросту - это возможность прирезать к своей земле еще участок. Его можно использовать не только как приусадебный, но и для постройки дачного дома.
В Земельный кодекс были внесены дополнительные поправки и новая глава, в которой идет речь о перераспределении земель. Главным условием должна быть подходящая категория нужного земельного участка. Если это территории специального назначения или особо охраняемые зоны, то рассчитывать на положительное решение нельзя. Проверить категорию можно на публичной кадастровой карте.
Для этого необходимо пройти упрощенную регистрацию на сайте Росреестра. Если вы с этим справились, то без труда найдете бесплатный сервис, который позволит узнать краткую информацию:
- собственника земли;
- кадастровую стоимость;
- категорию земель.
Запрос на кадастровой карте можно сделать при помощи введения координат участка либо его кадастрового номера. В последнем случае не понадобится даже адрес, поскольку кадастровый номер имеет уникальное значение.
Что такое «прирезки»
С начала 2017 года в Земельный кодекс были внесены еще несколько поправок, которые касаются перераспределения земель. Большинство из тех, кто обращается с подобным заявлением, желают «прирезать» к своему участку часть муниципальной земли. Эти переходящие в частную собственность территории и называют «прирезками».
Эта узаконенная процедура позволяет увеличить площадь своего участка. Фактически были узаконены самовольные захваты смежных участков некоторыми дачниками. Но есть и другие причины, по которым может возникнуть такая необходимость.
Если участок имеет неровную форму, то у собственника может возникнуть желание изменить ее при помощи процедуры перераспределения. Перед тем, как решиться на этот шаг, проверим:
- Проведено ли межевание, стоит ли на кадастровом учете ваш участок. Если нет, то эту процедуру придется выполнить.
- Потенциально образуемый участок не должен выходить за границу поселения.
- Будущий участок не должен оказаться за «красной линией».
Кроме этого, нужно проверить имеющиеся ограничения по площади прирезаемых территорий. Перераспределение земельных участков связано с утратой бывших и появлением новых участков на одной и той же территории. Участки должны иметь общую границу.
Для того, чтобы выполнить эту процедуру, нужно, чтобы были соблюдены следующие условия:
- земельные участки должны быть смежными, то есть соприкасающиеся хотя бы одной стороной;
- эти участки не должны находиться под санкциями или арестом;
- о перераспределении должна быть предварительная устная договоренность между владельцами;
- необходимо подготовить документы;
- заявление на процедуру перераспределения нужно подать в местное отделение Росреестра;
- необходимо пригласить кадастрового инженера для проведения необходимых работ.
Заключение договора
Для того, чтобы заключить письменный договор о перераспределении земли, необходимо обратиться в орган, в собственности которого находится земельный участок. Срок рассмотрения заявления - не больше месяца.
В это время местная администрация выполнит ряд мероприятий:
- представители администрации при положительном решении утверждают план расположения участка;
- решение об утверждении плана направляется заявителю.
В случае отказа, его причины указываются в письменном виде. При согласии заявитель обязан поставить полученный участок на кадастровый учет и выполнить на нем все необходимые межевые работы за свой счет.
Стоимость прирезаемого участка зависит от его кадастровой стоимости. Он составит:
- 15% в том случае, когда площадь не превышает нормативы;
- полную кадастровую стоимость, когда площадь превысит норматив более, чем на 10%.
Получив кадастровый паспорт, владелец и администрация должны подписать соглашение, предметом которого станет перераспределение участков.
На видео о перераспределении земельных участков
Благодаря Земельной реформе оформление дополнительных участков при помощи процедуры перераспределения стало вполне реальным. Большим плюсом является низкая цена таких «прирезков».
Как оформить прирезку к земельному участку -
об этом пойдет речь в нашей статье.
С 1 марта 2015
г. Земельный кодекс РФ дополнен еще одной главой V.4, которая
называется "ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" . В частности, для оформления прирезки представляют интерес статьи
39.27...39.29. Т.е. прирезку можно оформить в рамках переспределения
земель.
Что имеется в виду? Допустим, есть участок, принадлежащий Вам на праве собственности. Рядом есть (небольшой) кусок пустующей государственной или муниципальной земли, которой никто не пользуется. И Вы возымели желание - оформить право собственности на этот кусок, т.е., проще говоря, сделать так, чтобы он стал Вашим. Как быть?
Раньше можно было или писать заявление в местную администрацию с просьбой - предоставить этот (дополнительный) земельный участок в собственность. Или же выкупить этот участок (естественно, это тоже - с разрешения администрации). В некоторых случаях, если дополнительный участок незначительный по площади, можно было подать заявление в Кадастровую палату (Росреестр) об уточнении границ (в сторону увеличения площади) земельного участка - с учетом прирезки. Существуют определенные нормативы. Поэтому если Вы захотите уточнить границы на 20...30% (а то и более) площади своего участка, то, конечно, ничего не получится.
Но вот с 1 марта 2015 г. стал действовать Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который и дополнил Земельный кодекс указанной главой V.4. Которая позволяет оформить прирезку, как результат . Т.е. у землевладельцев, появилась, вроде бы, дополнительная возможность.
Посмотрим, что имеем теоретически, т.е. исходя из норма Федерального закона №171-ФЗ. П.1 ст. 39.28 дает закрытый перечень оснований для перераспределения:
- 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Для того, чтобы оформить прирезку, необходимо составить соглашение между собственником земли и администрацией. Естественно, бесплатно такие вещи уже НЕ ДЕЛАЮТСЯ (п.5 ст. 39.28), придется платить, т.е. фактически - выкупать дополнительный участок. Стоимость (проценты от кадастровой стоимости: от нескольких процентов до 100%) выкупа должна фигурировать в соответствующем региональном законодательном акте.
В п.9 ст. 39.29 закона №171-ФЗ приведен перечень оснований для отказа в заключении соглашения между заявителем (например, гражданином, решившим узаконить прирезку к своему участку). Перечень, как видно из содержания данной нормы, является закрытым. Т.е. надо полагать, что если ни одно из оснований не имеет места в действительности, то администрация не вправе отказать (гражданину или юридическому лицу) в перераспределении, т.е. в узаконении прирезки.
Весь список основания для отказа мы перечислять не будем, их можно прочесть, например, открыв систему Консультант . Но хочется обратить внимание на те, что бросаются в глаза. Итак, подпункты:
3. на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием
Проще говоря, если муниципалитет (администрация) укажет, что на спорном земельном участке она намеревается построить здание (например, склад для хранения неизвестно чего, сделать ненужную в данном месте детскую площадку или, еще проще - капитальный забор), то это будет законным основанием для отказа. Причем, если раньше для такой постройки требовался проект (что мешало администрациям строить то, что не нужно, а также мешало им отказывать людям в узаконении земель), то теперь вовсе необязателен (в силу п. 3 ст. 39.28 закона №171-ФЗ). Ибо теперь достаточно утвержденной (т.е. подписанной полномочным должностным лицом) схемы.
Хорошо это или плохо? С одной стороны, конечно, гражданам не следует "замахиваться" на чужое, т.е. на муниципальные или государственные земли. С другой же стороны - бывают всякие ситуации...
4. Проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Опять же, если администрация имеет хотя бы утвержденную схему (проект, как уже говорилось, необязателен), то при попадании спорного участка в состав земель, которые будут перераспределяться, он, конечно же, не будет предоставлен.
5. Образование земельного
участка или земельных участков предусматривается путем
перераспределения земельного участка, находящегося в частной
собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в
государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для
государственных или муниципальных нужд.
Тоже
весьма хороший повод для отказа. Правда, здесь ключевым моментом идет
резервирование, в отличие от предыдущего пункта. Т.е. еще раз:
резервирование - это одно. А перераспределение (новация
законодательства) - это другое.
8. В результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Дело в том, что в каждом регионе (или муниципалитете) могут быть свои нормы, устанавливающие максимальный размер земельных участков. Понятно, что если в результате присоединения прирезки площадь будет превышать норму, то она будет невозможна. Конечно, отказ администрации в таком случае будет полностью правомерен и объясним.
9. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Иными словами, если спорный участок, на который претендует гражданин (или юридическое лицо) в качестве прирезки, может являться самостоятельным земельным участком с соблюдением норм 11.9 Земельного кодекса, то администрация выдаст отказ в ее узаконении. Кстати, эти нормы устанавливают требования к образуемым и измененным земельным участкам. Если в целом, в них идет речь о:
- предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков, которые должны соблюдаться
- том, что границы не должны пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований
- недопустимости образования земельных участков, если это приводит к невозможности объектов недвижимости, расположенных на них
- недопустимости вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице
Таким образом, если спорный (на предмет прирезки) земельный участок может использоваться самостоятельно, без нарушений установленных требований, то закон №171-ФЗ не дает оснований для его узаконения гражданами или юридическими лицами. Правда, это не касается пп. 1, 4 п. 1 ст. 39.28; но там идет речь о перераспределении в пользу администрации. Т.е. нормы ст. 11.9 Земельного кодекса ее не касаются.
Вместе с тем, на практике бывают случаи, когда нормы ст. 11.9 не выполняются. Например, если речь идет о тупиковом участке, которым (на данный момент...) не имеет возможности пользоваться неограниченный круг лиц.
Как показано на рисунке. Здесь, конечно же, речь идет о сравнительно небольшом участке, который может быть оформлен в качестве прирезки одному из собственников или всем - в долях по договоренности. Если же участок будет достаточно большой, администрация может, несмотря на то, что к нему, вроде бы, нет доступа для посторонних лиц, установить... сервитут, т.е. ограничение на одного или нескольких собственников участков, обязав их обеспечить бепрепятственный проход (или даже проезд) к пустоте. Проход будет осуществляться по ИХ участкам, естественно (в самом деле, не по воздуху же). Судебная практика полна случаями, когда на земельный участок добросовестного собственника (землевладельца) накладывался сервитут и он обязан был открыть соответствующий проход. Например, если взять приведенный рисунок, это могут быть собственники №1 и №3. Или №1 и №2 (именно им может не повезти). Причем суды в большинстве случаев заявляют, что, мол, такое дело (сервитут) не нарушает законных прав собственников на пользование своими участками. К тому же, продать, завещать, обменять или подарить свой участок собственник также может совершенно свободно, сервитут этому не помеха, т.е. и здесь его права "не ущемляются". Несмотря на, разумеется, все протесты со стороны собственников. Несмотря на обжалования, доходящие аж до Верховного Суда РФ в лице его председателя.
Поэтому юридически грамотные собственники земли заблаговременно пытаются защищаться. Как? Очень просто: используя законом разрешенные средства. Например, поставить близко к границе (но так, чтобы сосед не возмущался; здесь, нередко, люди договариваются, ибо вышеупомянутая участь грозит им обоим) жилой дом, большой сарай, оранжерею или еще что. Впрочем, нам известны и иные способы - в судебной практике они тоже фигурируют.
К примеру, случай не очень хороший в плане этики, но все же стоит рассказать о нем. Было небольшое озеро и к нему выходили зады огородов землевладельцев, участки которых расположились вокруг этого озера. Тогдашнее водное законодательство (90-х годов прошлого столетия) позволяло так располагать частные участки. Разумеется, до озера у каждого из них была оставлена нейтральная полоса, т.е. границы не выходили напрямую к воде, отстоя от нее метров на 10. Жилые дома, а также прочая недвижимость собственников были расположены, естественно, на противоположных концах их участков. Со временем они там много чего настроили - и так, что проходы были минимальные. Потом администрация спохватилась. В самом деле - ведь муниципальное озеро, а доступа к нему для всех желающих (остальных жителей поселка) НЕТ. Сервитут наложить не получилось, ибо для этого пришлось бы сносить постройки одного или нескольких собственников. Ну, а строить мост администрация, видимо, посчитала слишком накладным. Правда, неясно, чем закончилась эта ситуация с учетом вступления в силу закона №171-ФЗ: ведь теперь администрация может изготовить схему, утвердить ее (даже не тратя время на создание проекта и не особенно обосновывая, для чего она так поступает) и "попросить" одного из собственников продать ей свой земельный участок - в порядке перераспределения земель.
Итак, как видите, прирезку можно оформить далеко не во всех случаях. Как правило, это возможно лишь тогда, когда спорный (прирезаемый) участок не представляет интереса для администрации, если он находится в тупике (например, как на рисунке выше) или же если прирезка делается в целях спрямления границы Вашего участка.
Законом установлено, что для оформления прирезки необходима, в частности, схема. Однако, кто ее должен составлять? Если это сделает сам гражданин, не будучи специалистом в землеустройстве и не имея необходимого оборудования и приспособлений, то, скорее всего, схема будет выполнена неточно (за исключением уж совсем очевидных случаев). Поэтому, скорее всего, придется обратиться к кадастровым инженерам, которые и сделают соответствующий межевой план. Для администрации такой план будет более весомым аргументом по сравнению со схемой, выполненной неспециалистом, к тому же, имеющим заинтересованность. Тогда как кадастровый инженер - лицо нейтральное, поэтому доверия к его плану будет больше. Кстати, он же может, при составлении межевого плана, учесть большинство деталей, СНиПов и иных требований и нормативов к расположению новой границы земельного участка. Возможно, он сможет дать некоторые полезные советы (но не все, ка показывает практика).
Вместе с тем, обращение к кадастровому инженеру далеко не всегда является застрахует от неприятностей. Например, под землей может проходить газопровод или водопровод. В судебной практике были случаи, когда человек покупал участок. Администрация была, разумеется, в курсе. Но когда он (через несколько лет) начинал там строительство, то вдруг получал претензию на предмет того, чтобы немедленно и за свой счет снести свои постройки. Так как, "оказывается", под землей в том месте проходит газопровод высокого давления. Соответственно, зона около него является охранной и не подлежит застройке (т.е. нельзя ставить никакую недвижимость... даже туалет; даже забор!). И кто виноват в такой ситуации?
Землевладелец, естественно, ничего не знал об этом и действовал как добропорядочный приобретатель. Однако, суды указывали, что вне зависимости от порядочности приобретателя, он не имел права возводить постройки непосредственно над трубой газопровода. Тот факт, что при покупке участка он не знал о его наличии, не дает ему прав нарушать его охранную зону. Ну, а с администрацией, как всегда, все еще проще. Она может заявить, что, мол, не знала о том, что участок приобретается для капитального строительства (а может тот, кто его купил, будет там цветы сажать или сделает зону отдыха). И что она не несет ответственности за сделки между владельцами участков. Или что-нибудь подобное. Что же касается продавца участка - он, понятное дело, не обязан вникать в такие тонкости. Это вот при продаже автомобиля, жилого здания - продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках, неисправностях. Тогда как наличие газопровода, согласно законодательству, недостатком не является (ну, не предусмотрено такого недостатка ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах). Нет в законе таких норм, из которых следовало бы, что наличие сетей коммуникаций, газопроводов, электрических сетей и т.п. является недостатком земельного участка (за исключением, разве что, электрических сетей высокого напряжения выше 35 кВ - но там ни один нормальный человек сам не будет покупать участок). Поэтому продавец, в общем-то, необязан сообщать покупателю о скрытых сетях коммуникации, проходящих по его участку или под землей. Вместе с тем, покупатель может, конечно, оргументировать свои претензии к продавцу (и только к нему), что, мол, наличие сервитута, обусловленного прохождением газопровода или чего аналогичного, является существенным фактором, снижающим стоимость земельного участка. Поэтому в подобных случаях можно вести речь о выплате компенсации покупателю со стороны продавца. Однако, суды подходят к подобным делам по-разному, да и мало таких дел на практике.
В любом случае, согласна ли администрация дать "добро" на перераспределение и включение спорного земельного участка в состав Вашего - уже имеющегося, или нет - в срок до 30 дней должна направить Вам ответ. Он будет положительным или отрицательным - в зависимости от мнения администрации. Если ответ положительный, то нужно получить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка в составе кадастрового плана территории Вашего муниципального образования. Это постановление, вместе со схемой расположения земельного участка следует предоставить в кадастровую палату с целью постановки (вновь сформированного, т.е. вместе с прирезкой) участка на кадастровый учет и оформления права собственности на него. По времени, процесс оформления прирезки может занять не менее, чем 4...5 месяцев. Это, разумеется, если без обращения в суд.
С уважением к Вам.
Марина, добрый день.
А почему кадастровый инженер не стал согласовывать границы, почему Вы сами? Ему было бы проще это сделать.
Федеральный
закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственном
кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.05.2016)
7. Согласование местоположения границ по выбору
кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания
заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с
заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством
проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ
земельных участков на местности осуществляется на территории населенного
пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные
участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту
расположения соответствующих земельных участков, если иное место не
определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными
лицами.
Если сосед отказывается подписывать Акт, то при его надлежащем уведомлении границы считаются согласованными.
Статья 40. Акт согласования местоположения границ
3.Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его
представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством
заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо
не представили свои возражения о местоположении границ в письменной
форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных
участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования
местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану
прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного
настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
4.Если местоположение соответствующих границ земельных участков не
согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо
или его представитель представили в письменной форме возражения
относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт
согласования местоположения границ вносятся записи о содержании
указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения
прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
5.Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения
границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в
установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Но Вы безусловно можете решить этот вопрос в судебном порядке.
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.05.2016)
ЗК РФ, Статья 59. Признание права на земельный участок
1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
2. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или
сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Самовольное занятие чужого земельного участка может быть умышленным или неумышленным, может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Но при выявлении фактов самозахвата территории нужно принять меры по приведению ситуации в легальное правовое поле. Если вас каким-либо образом коснулась проблема захвата земли (захватили ваш участок или вы обнаружили, что нарушили чужие границы), рекомендуем ознакомиться со следующим материалом.
1. Заняли участок целиком или частично: ваши действия и правовые последствия
Для большинства земельных участков в России до сих пор не определены точные границы. Переоформление прав собственности на землю часто проходит без межевания. Таким образом, ни собственники, ни соседи не имеют возможности узнать точную площадь и конфигурацию участков. Возникают ошибочные представления о месте прохождения границ, на основании чего могут возникнуть споры и причины для судебных разбирательств.
Пока ситуация со сложившимся землепользованием устраивает все стороны и кто-нибудь из соседей не стал расширять свои владения за счет чужой земли (часто если участок давно не используется) - существует мир. Но если возникает конфликтная ситуация, стороне, которая считает себя пострадавшей, в случае отсутствия четко установленных границ между участками, становится сложно доказать свою правоту.
Таким образом, если вы хотите препятствовать захвату вашего земельного участка другим лицом, критически важное значение имеет установление точных границ участков в результате межевания.
Рассмотрим две возможных ситуации конфликта относительно границ земельных участков:
Случай 1. Границы земельного участка установлены в процессе межевания.
Если для вашего земельного участка проводилось межевание и вы считаете, что сосед занял часть вашей территории, проверьте, чтобы в кадастровом паспорте были указаны в точности соответствующие результатам межевания данные. В этом случае спор сводится к противоречиям между официальными документами на землю (материалы межевания и кадастровый паспорт) и представлениями соседей о реальном прохождении границы. В этом случае существует очень большая вероятность решения спора в вашу пользу.
Порядок действий следующий (рис.1):
Рисунок 1. Порядок действий, если сосед занял ваш участок
Случай 2. Точные границы земельного участка не определены.
Если границы вашего земельного участка указаны неточно, доказать, что сосед занял часть вашего участка, будет намного сложнее. Посмотрите в кадастровый паспорт вашего участка. Если на первом листе в строке № 16 «Особые отметки» написано что-то вроде: «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства» или «Площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании» - дела плохи. Для предъявления претензий соседу необходимо начинать с процедуры межевания участка. Более детально об этом вы можете прочитать в .
При этом в случае межевания земельного участка обязательным приложением к межевому плану является с соседями. Как вы понимаете, если конфликт уже возник, и вы захотите уточнить границы участка в свою пользу, соседи ни за что не подпишут акт согласования. В этом случае кадастровые инженеры в акт согласования вносят отметку, что границы не согласованы, и излагают суть предоставленных в письменной форме возражений заинтересованных лиц, то есть ваших соседей. Бывает, что надлежащим образом уведомленные заинтересованные лица письменно не предоставляют возражений и не подписывают акт согласования, в этом случае акт считается согласованным.
В любом случае, если конфликт окончательно не решен на стадии согласования результатов межевания, единственным выходом из сложившейся ситуации будет судебное разбирательство. При этом такие судебные споры очень сложные и зачастую требуют сбора максимально возможной доказательной базы. При этом судом будут рассматриваться не только результаты межевания, но и фактическое землепользование, экспертные заключения, результаты геодезических съемок, другие документы на землю, где указаны площади участков и их границы.
Оптимальный вариант - если ваши соседи со всех сторон также согласятся провести межевание и уточнение границ. В результате межевания может оказаться, что урезка вашего земельного участка произошла вовсе не в том месте, в котором вы предполагали.
Правовые последствия в случае самозахвата земельного участка или части земельного участка лицом, которое не имеет на него предусмотренных законодательством прав, определены в ст. 7.1 КоАП РФ. Далее приведена сетка (рис. 2) административных штрафов для различных категорий правонарушителей. Размеры штрафов также разнятся в зависимости от того, определена или не определена для участка кадастровая стоимость.
Рисунок 2. Размер штрафов за самовольное занятие земельного участка
Уплата штрафа не освобождает правонарушителя от устранения правонарушения. Т.е. если по решению суда или ответственных органов правонарушителю был назначен штраф за самовольное занятие земельного участка и он его оплатил, дополнительно он должен освободить незаконно занимаемый участок или его часть. В случае отказа по решению суда правообладатель может самостоятельно выполнить снос построек и расчистку участка, а расходы истребовать у правонарушителя.
2. Что делать, если вы неумышленно заняли чужой участок (или его часть)
Ситуации, когда люди умышленно или неумышленно занимают часть территории, которая им не принадлежит, случаются довольно часто. Например, в сельских населенных пунктах, где много земли, в оборот могут быть задействованы свободные земли в конце огородов, в тупиковых улицах, «ничейные» островки земли между соседними участками и пр. В садовых и дачных товариществах, где планы территории были утверждены несколько десятилетий назад, прирезки к земельным участкам за счет общей или государственной земли носят массовый характер. Встречаются и прирезки за счет соседских территорий.
Но сложившаяся ситуация до определенного момента считается скорее положительной, чем негативной. Ведь за счет того, что свободные островки земли (часто между соседними участками) или захламленные тупики используются (например, обрабатываются для сельскохозяйственных целей или для обустройства зоны отдыха), выигрывают все. Территория поселения или дачного (садового) товарищества становится ухоженной, отсутствуют сорняки и дикие заросли на ничейной земле.
Однако такая ситуация устраивает до тех пор, пока кто-либо не захватил часть чужого земельного участка либо на один бесхозный участок претендует несколько человек. Бывает так, что приватизированный земельный участок долгое время не использовался, но когда собственник решает возобновить его обработку, оказывается, что часть территории уже занята соседом, и он не хочет ее отдавать. В этом случае, если вы неумышленно заняли часть чужой территории, ее лучше вернуть или договориться с соседом о предоставлении ему части своего участка.
В целом сценарий оформления прирезки к земельному участку может развиваться по двум сценариям:
1) Перераспределение земельных участков , находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков в частной собственности. В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ, граждане, в чьей собственности находятся земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ИЖС), могут оформить прирезку к своему участку за счет перераспределения земель и/или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
При этом площадь образованных земельных участков не должна превышать установленных предельных размеров земельных участков определенной категории и вида разрешенного использования. Данные предельные размеры устанавливаются нормативными актами органов местной власти, муниципалитетов. Они содержатся также в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) для каждой градостроительной зоны. Кроме того, разумеется, прирезку нельзя оформить (рис. 3):
За счет соседской земли;
За счет земли территории общего пользования;
За счет территорий другой градостроительной зоны (например, если ваш участок предназначен для ИЖС, его нельзя расширить за счет земли для размещения торговых и промышленных объектов и пр.);
Если образованный участок будет выходить за пределы красных линий.
Рисунок 3. Возможные варианты расширения участка
Допустимый вариант оформления прирезки к участку за счет земли в муниципальной собственности изображен на рисунке 4. Синим цветом обозначена возможная прирезка к участку.
Рисунок 4. Прирезка к участку за счет земли в муниципальной собственности
В этом случае для оформления прирезки к участку нужно подготовить схему расположения земельного участка . Ее можно сделать как самостоятельно, так и с помощью кадастровых инженеров. Более профессионально будет выглядеть проект межевания территории, но на первом этапе подачи заявления его подготавливать не обязательно.
2) Оформление прирезки к учстку с целью исключения изломанности границ, вкрапливания, вклинивания, чересполосицы земельных участков. Перераспределение участков может осущетвляться как между несколькими участками в частной собственности, так и за счет земли в государственной или муниципальной собственности. При этом такому перераспределению могут подвергаться участки не только граждан, но и юридических лиц вне зависимости от целевого назначения.
В этом случае перераспределение границ оформляется на основании проекта межевания территории. Это уже более сложный документ, чем схема расположения участка. Его имеют право разрабатывать только квалифицированные кадастровые инженеры. Проект межевания терриитории охватывает не только один участок, но и несколько смежных участков, между которыми происходит перераспределение. Проект межевания проходит процедуру публичных слушаний и обязательно должен быть согласован всеми заинтересованными лицами.
В случае перераспределения участков с целью исключения изломанности границ окончательные размеры участков также не должны превышать максимальных размеров участков определенной категории и вида разрешенного использования.
Пример оформления прирезок за счет перераспределения участков с целью устранения изломанности границ изображен на рисунке 5.
Рисунок 5. Схематичный проект межевания территории с целью устранения изломанности границ
Как узаконить прирезку к участку?
В общих чертах порядок оформления прирезки к участку выглядит следующим образом (рис. 6):
Рисунок 6 - Порядок оформления прирезки земельного участка
Примечание: Если по результатам кадастрового учета (в кадастровом паспорте) площадь земельного участка, на который претендует лицо, более чем на 10% превышает площадь, согласованную в схеме расположения участка или в проекте межевания, уполномоченный орган может отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Соответственно, превышение до 10% допускается.
Детально порядок заключения соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, описан в ст. 39.29 ЗК РФ. Отметим, что хотя в случае отсутствия проекта межевания территории предусмотрена подача схемы расположения участка, она может быть использована только на первом этапе оформления прирезки в собственность.
Для заключения соглашения необходимо провести межевание и обеспечить проведение кадастровых работ. Поэтому для грамотного оформления прирезки рекомендуется сразу же обратиться к кадастровому инженеру. Он проконсультирует относительно возможности узаконивания прирезки, правильно составит схему расположения участка и проведет межевые работы.
Кадастровый инженер проследит, чтобы выполнялись все условия для беспроблемного предоставления в собственность дополнительной прирезки к участку. Это и максимальная площадь, и возможные права на участок других лиц, и отношение земли к определенной градостроительной зоне, и наличие ограничений в использовании, и прохождение красных линий. Если заниматься оформлением земли самостоятельно, вы, возможно, не сможете учесть всех нюансов.
Сроки и стоимость оформления в собственность прирезок к земельному участку
Подготовка схемы расположения участка, проведение межевания, ожидание ответа госорганов, постановка на кадастровый учет занимают много времени. Поэтому даже с участием кадастровых инженеров процедура оформления прирезок к участку занимает порядка 5-6 месяцев.
Относительно стоимости оформления прирезки стоит отметить, что все издержки по межеванию и проведению кадастрового учета несет лицо, которое хочет оформить прирезку. Также расширение территории происходит не бесплатно. За дополнительные квадратные метры или сотки земли придется заплатить. Порядок расчета выкупной цены участков определяется субъектами РФ. Чаще всего выкупная стоимость равняется кадастровой стоимости участков.
Если вы хотите на законных основаниях использовать расширенную территорию вашего участка, лучше один раз провести процедуру оформления прирезки в собственность, чем ожидать штрафов за самовольное занятие земли или претензий на используемый вами участок со стороны государства или соседей.
3. Мирное урегулирование вопроса незаконного занятия участка
В любом случае, на какой бы стороне вы не оказались (захватили ваш земельный участок или вы нарушили соседские границы), всегда лучше попытаться мирно урегулировать конфликт, без обращения в суд. Попытка мирного урегулирования вопроса незаконного занятия участка должна всегда предшествовать подаче искового заявления в суд.
На каких условиях вы договоритесь с соседом, будет зависеть от многих факторов, в том числе и от таких неуловимых, как характер соседа и ваше умение вести переговоры. Но начинать разговор следует не с претензий, а с выяснения как можно большей информации. Пока конфликт не зашел в стадию обострения, сосед может согласиться показать вам свои документы на землю, рассказать, когда и на каких основаниях он занял участок.
Если вы уверены, что сосед неправильно понимает реальное прохождение границ, предложите за свой счет вызвать кадастрового инженера, который разметит границу на местности. Если у вас есть кадастровый паспорт на участок с точным указанием границ, объясните соседу, что ему лучше вернуть незаконно занимаемую часть вашего участка. В противном случае, когда вы выиграете суд, он будет вынужден оплатить все судебные издержки, заплатить штраф и расчистить участок.
Если в собственности соседа на незаконно занимаемой части вашего участка находится здание или эта часть участка имеет для него важное значение (например, по незаконно занимаемой части участка обеспечивается заезд в гараж), вы можете предложить соседу предоставить вам взамен часть его участка. Такое решение также может принять и суд.
Очень желательно, чтобы устные договоренности были закреплены документально. Иначе в случае смены собственников какого-либо из участков все договоренности забудутся, и конфликт возникнет вновь. Для документального оформления перераспределения участков или уточнения их площади (например, если вы согласились отдать часть своей земли соседу, но не хотите за эту часть платить налоги) необходимо заказать повторное межевание участков для уточнения их площади и конфигурации. Согласованный проект межевания будет основанием для внесения изменений в ГКН.
надежда
я купила квартиру и земельный участок в деревне на расстоянии 1.95 метрах сделали переулок раньше на месте переулка был огород как присоединить эту землю к своему земельному участку у нас в подполе обвалилась завалинка из за того что близко дорога нету двух метров от фундамента до дороги
Всего ответов: 1
Можно и лучше Устраивает Нравится
Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.
Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.
Ответ юриста (Дежурный юрист)
Можно и лучше Устраивает Нравится
Здравствуйте, приобрести данный земельный участок Вы можете путем подачи в администрацию района заявления о перераспределении земельного участка в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Фатима
Здравствуйте! Рядом с нашим участком есть кусочек земли, которым пользовались бабушки просто так без оформления, наверное как самозахват. И все время передавали, как бы по наследству своим соседям или продавали за какую то цену.А сейчас умерла последняя хозяйка и земля пустует, зарастает сорняками 3-4 сотки. Этот участок продать официально наверное невозможно, потому что там нет места, чтобы поставить какую то постройку.Вот хотели бы официально присоединить к своему участку. Как это можно сделать?
Всего ответов: 2
Ответ юриста (Саенко Иван Алексеевич)
Можно и лучше Устраивает Нравится
Здравствуйте! Если участок не был оформлен, он находится в собственности муниципалитета. Обратитесь в Администрацию с письменным заявлением, подробно описав ситуацию, укажите Ваше желание приобрести участок. Если Администрация одобрит - Вы сумеете оформить участок на себя, также Вам могут предложить арендовать этот участок. Обращение должно быть письменным, и в течение 30 дней Вам обязаны предоставить ответ.
Ответ юриста (Малхасян Воскан Фрунзикович)
Можно и лучше Устраивает Нравится
Здравствуйте! В соответствии со статьёй 23 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Для того, чтобы оформить в собственность дом с земельным участком по приобретательной давности, нужно будет подтвердить то, что Вы им действительно владели. Оплачивали коммунальные услуги, поддерживали уход за домом и земельным участком.
Для того,чтобы узнать есть ли собственник у этого имущества, закажите выписку из ЕГРП.
Ольга
Добрый вечер!Хотим присоединить участок 4 сотки к своему огороду.Земля не имеет кадастрового номера,мы проверяли в сельсовете(т.е нет владельца)Нам посоветовали обратится в кадастровую палату и получить разрешение на выезд геодезистов.Кадастровая палата за разрешение и сбор пакета документов берёт 10 000+геодезисты 10 000.Так же за оценку земли нужно заплатить 10 % от её кадастровой стоимости сельсовету и конечное оформление бумаг ещё 10 000.Это порядка 40 000.Есть ли такой закон где можно взять землю.как бесплатный надел?По крайней мере не платить 10 % сельсовету.Мы являемся жителями деревни и малоимущей семьёй и фактически покупаем эту землю,а не получаем её .Почему такие адские цены в кадастровой палате?
Всего ответов: 1
Ответ юриста (Эркюль Пуаро)
2
Можно и лучше Устраивает Нравится
Здравствуйте, Ольга! Чтоб попробовать оформить землю бесплатно, обратитесь с заявление на главу Администрации вашего города, приложите документы, которые подтверждают, что Вы являетесь малоимущей семьей, может быть Вам одобрят бесплатно присоединить эту землю.
Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет "добавить" к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). "Для расчета итоговой цены "прирезаемого" земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за "прирезку", который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости"
Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел "Сервисы" (подраздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.
Нравится
Здравствуйте, Евгений! Вам следует сначала обратиться в администрацию Вашего города и узнать, что эта за земля, свободна она или нет. После этого уже обращаться в отдел градостроительства и архитектуры либо землепользования с просьбой предоставить Вам его по договору аренды, либо по выкупы земли, если такое возможно.