Образец административного иска. Административный иск – правила оформления и подачи
Когда может понадобиться административное исковое заявление, что оно собой представляет? Какие требования к нему должны выполняться? Каковы особенности отдельных исков?
Область применения
Привычным считается подать иск из-за спора об имуществе, моральном вреде. Уже длительное время значительная часть дел, рассматриваемых судами, - это споры с государственными органами.
На сегодня процедура подачи подобного иска, его рассмотрения регулируется нормами КАС. В ст. 1 закона перечисляются споры, которые рассматриваются судами в порядке КАС. На этот счет существует специальное письмо Верховного суда. Оно конкретизирует нормы 1 статьи. Благодаря письму, часть дел, связанных с действиями государственных и муниципальных органов, осталась в границах гражданского процесса, например, споры о законности отказа в приватизации жилья.
Надо отметить, что некоторые дела административного производства рассматриваются с определенными особенностями, которые отражаются и на том, как правильно составить административное исковое заявление.
Если неправильно оформить иск, его не примут в суде к производству и гражданин или организация не смогут защитить свои интересы.
Законодательное регулирование
В первую очередь обращаются к самому кодексу. В ст. 124, 125 КАС располагаются нормы о форме и содержании, а также примерный перечень возможных требований истца к ответчику. В других разделах описываются особенности административных исковых заявлений, в частности, об оспаривании кадастровой стоимости объектов, назначении административного надзора и т.д.
Верховный суд уже выпустил разъяснения о применении норм КАС. В судах принимаются регламенты, конкретизирующие нормы процессуальных кодексов в части требований к искам и их оформлению. Поэтому заявителям есть где почерпнуть при необходимости дополнительные сведения.
В судах складывается практика применения норм о содержании и форме иска.
Форма иска
Административное исковое заявление составляется на бумаге, сейчас разрешено подавать иск в электронном виде при условии его заверения электронно-цифровой подписью. Прилагаемые документы заверяются той же подписью.
Закон не запрещает подавать заявление, написанное от руки, если его легко прочитать.
Пункты административного искового заявления по КАС:
- Ф.И.О. полностью, дата рождения, место проживания или пребывания, рождения - истца и ответчика;
- полное название организации, сведения о её регистрации в качестве юридического лица;
- номера телефонов, электронные почтовые ящики;
- сведения о том, какие права нарушаются или поставлены под угрозу действиями или актами органов власти;
- обстоятельства иска, основание требований;
- сведения о попытках решить спор в досудебном порядке;
- сведения о результатах рассмотрения спора через вышестоящие инстанции, если, конечно, жалобы подавались;
- истец указывает на имеющиеся доказательства, на которые суд может обратить внимание;
- требования и ходатайства.
Под словом «требования» понимается конечная цель истца, просьба к суду, например, признать незаконным акт и отменить его. В ходатайствах ставятся вопросы об истребовании доказательств, применении обеспечительных мер и т.д.
Под требованиями излагается перечень копий приобщенных документов, ставится подпись истца или его представителя, дата подачи заявления и роспись подателя.
Составление административного искового заявления по КАС РФ может казаться затруднительным, однако нужна внимательность к деталям, и все получится.
Как сформулировать просьбы к суду
Ст. 124 кодекса перечисляет требования, которые может предъявить истец, их перечень не является исчерпывающим, о чем непосредственно указывается в статье. Здесь, скорее, видна попытка сориентировать истцов. О чем же они могут просить?
- о признании недействующим нормативного акта частично или полностью;
- о признании незаконным действия, бездействия или решения полностью или частично;
- о наложении обязательства принять решение или рассмотреть вопрос или совершить иные действия с целью устранить нарушение прав ответчика;
- о наложении обязательства не совершить определенные действия;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение определенных вопросов.
Как конкретизировать просьбы к суду?
Например, административное исковое заявление о признании незаконным действия обязывает указывать, что именно истец считает незаконным. Если речь идет об акте, изданном органом власти, указываются его реквизиты: кто, когда и где издал. Недостаточность сведений может ограничить суд в принятии решения. Интересно, что имея право выйти за рамки просьб иска, судьи редко им пользуются.
Представитель истца
Среди граждан стало нормой воспользоваться услугами представителя в судебном процессе. Новизна КАС в привлечении в качестве представителей лишь граждан, обладающих дипломом юриста.
Представитель, подающий иск, прилагает копию своего диплома, адвокатам достаточно приложить копию удостоверения и ордер, выданный объединением адвокатов.
На первом заседании предъявляются оригиналы документов. В то же время истец, имеющий желание вести дело лично, не имеющий профильного образования, не обязан привлекать представителя.
Те же правила касаются ответчиков. Организации или органы представляют должностные лица, имеющие такое право по должности (руководитель, председатель и т.д.). В иных случаях действуют те же правила, что и с истцами.
Нарушение правил представительства приведет к возвращению иска или отказу принимать доводы и ходатайства представителя, что влечет серьезные последствия.
Сроки подачи заявления
В какой срок административное исковое заявление подается? Вопрос не праздный, так как, не учтя его, истец имеет все шансы проиграть дело по формальным основаниям без его рассмотрения по существу.
В законе дается несколько ответов на этот вопрос. Общий срок по закону - 3 месяца с того дня, как гражданину стало известно о нарушении его прав.
Законом установлены исковые сроки давности лишь по части споров, все их предусмотреть невозможно, поэтому, если отсутствуют какие-либо указания, работает общее правило о 3 месяцах.
Важно не путать дни, когда совершено нарушение и когда о нем стало известно. От этого зависит отсчет срока исковой давности. Что служит доказательством? Конверты со штемпелями, копии заявлений о выдаче документов с входящими номерами и т.д.
Доказав, что о нарушении стало известно позже, истец избавляется от доказывания соблюдения срока давности. В некоторых случаях это почти невозможно.
Восстановление срока предусматривается, если гражданин или организация не имели возможности подать иск, хотя им доподлинно было известно о нарушениях. На практике это удается лишь гражданам по причине болезни, командировки и пр.
Не ограничивается сроками подача иска об оспаривании нормативного акта или разъяснения.
Сроки и досудебный порядок
Досудебный порядок - подача жалобы в вышестоящую инстанцию. Граждане и организации имеют, как правило, выбор куда обращаться. Но в случае, например, со спорами с налоговой службой досудебный порядок обязателен. Его неисполнение препятствует принятию иска судом. Что происходит, если досудебный порядок предусмотрен и при этом необязателен?
Срок обращения в суд все равно продолжает свое течение.
Административные органы, прокуратура часто затягивают с рассмотрением жалоб, причем осознанно. Если пропуск срока произошел из-за волокиты, истец вправе просить его восстановить, однако полноценных гарантий никто не дает. Из-за этого перед окончанием срока, не дожидаясь решения вышестоящего органа, желательно отправить документы в суд. Тем более что первое заседание открывается примерно через месяц после передачи иска в суд.
Как направить иск в суд
Подача административного искового заявления обеспечивается или лично, или через представителя, или по почте. Заявитель или представитель лично приносит документы в канцелярию суда. Там на копии ставят отметку о принятии. Сотрудники суда обычно сами предлагают так сделать.
Через почту документы желательно отправлять с уведомлением. Делать отдельно почтовую опись необязательно, если перечень приобщенных документов присутствует в тексте заявления.
По закону день сдачи документов на почту считается днем их передачи в суд. Длительность пересылки с юридической точки зрения не имеет значения.
Копии документов для других сторон и прокурора направляются или по почте самостоятельно истцом, или передаются в суд. Судья же потом рассылает копии вместе с повестками. Если истец направил документы по почте, он предъявляет в суд документы, выданные почтой.
Обжалование незаконных решений
К решениям органов власти относятся акты (распоряжения, приказы и действия), затрагивающие конкретных лиц. Например, чиновники игнорируют заявление и не принимают по нему решение, или решение принято, но оно незаконно.
Заявление касается как действий органов власти (управления, отделов, администраций), так и организаций, выполняющих функции органов власти. Хороший пример - учреждения кадастровой палаты или региональные БТИ, на которые возлагаются функции чиновников (регистрация прав на недвижимость, кадастровый учет и т.д.).
Примеры споров - незаконное увольнение с муниципальной или государственной службы, наложение взысканий и т.д. Сюда включаются тяжбы с судебными приставами. Кстати, образец административного искового заявления по поводу незаконности их действий найти проще всего.
Обжалование нормативных актов и разъяснений
Нормативными актами являются документы общего характера - постановления, распоряжения, которыми устанавливаются правила общего характера. Например, постановление о порядке заключения договора граждан с органами о социальном найме. В некоторых субъектах местные власти, принимая их, выходят за рамки полномочий.
Региональные законы полностью или частично оспариваются в судах субъектов (верховные, краевые, областные, городские городов федерального значения). Закон разрешает передать подобные споры в юрисдикцию Конституционного суда. Некоторые регионы создают у себя уставные суды.
К разъяснениям относят в основном письма. В них органы власти разъясняют порядок применения действующего законодательства. Граждане и организации, считая толкование неправильным, вправе обратиться в суд.
Порядок рассмотрения предусматривает приобщение копии документа, указаний его реквизитов. Имело место обращение по поводу этого документа или нет, не так важно. Истец обязан доказать, что акт не только противоречит Конституции и иным законам, но непосредственно затрагивает его интересы.
Например, акты налоговой службы оспаривают налогоплательщики, чьи интересы оными затрагиваются. Это ключевой момент в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного акта или разъяснения.
Иные административные споры
Административное производство включает в себя различные виды дел: о выдворении иностранных граждан из России, об оспаривании кадастровой стоимости, о помещении в туберкулезный диспансер, оспаривание решений избирательных комиссий и т.д.
Все они обладают серьезными различиями, поэтому образец административного искового заявления надо подбирать, исходя из конкретного дела.
Бланка или образца, который бы подходил для всех категорий дел, не существует.
Как подготовить исковое заявление
Готовить документы и искать образец административного искового заявления в суд надо самостоятельно или с помощью юриста. Ни суд, ни органы власти тем более в этом помогать не будут. Чаще в своих отписках чиновники даже не указывают на порядок обжалования, в частности, на право граждан обратиться в суд.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Образец административного искового заявления (КАС РФ)
15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), при этом подраздел 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.
На основании изложенного, при подаче заявлений об оспаривании действий должностных лиц, Вам необходимо обратить внимание на введенные КАС РФ особенности и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявлений, подаваемых в суд.
С текстом КАС РФ Вы можете ознакомиться на сайте суда, в разделе "ПРАВОВАЯ ОСНОВА".
Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что КАС РФ введены новые требования к оформлению полномочий представителя заявителя.
Так, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование .
При этом при подаче административного искового заявления в суд наряду с документами, удостоверяющими статус и полномочия представителя, представители должны представить документы о своем образовании .
ОБРАЗЕЦ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
В Королёвский городской суд
Московской области
Административный истец:
_____
Наименование или Ф.И.О. (полностью). Дата и место рождения. Адрес места жительства или нахождения (полностью). Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты.
Представитель административного истца:
_________________________________________
Ф.И.О. (полностью). Дата и место рождения. Почтовый адрес (полностью). Сведения о высшем юридическом образовании. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты.
Административный ответчик:
___________________________________
Орган. Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.
Административный ответчик:
___________________________________
Должностное лицо. Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Наименование оспариваемого решения (действия (бездействия), орган (должностное лицо), принявший это решение (совершивший это действие (бездействие), номер, дата принятия решения (дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).
При оспаривании бездействия указываются сведения о том, в чем оно заключается (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган (лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями).
Иные данные в отношении оспариваемых решений, действий (бездействия).
Сведения о правах, свободах законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием).
Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым следует проверить оспариваемые решения, действия (бездействия).
Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.
Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов, указанных в ч.1 ст. 126 КАС РФ, а именно:
Уведомлений о вручении или иных документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
Документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
Документов, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
Доверенности или иных документов, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документов, подтверждающих наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
Документов, содержащих сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.
ПРОШУ:
Требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа (должностного лица).
Приложение:
1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины либо право на получение льготы по ее оплате либо являющиеся основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера.
3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
4. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
5. Документы, содержащие сведения о жалобе по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении,
поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, а также копия ответа при условии, что она была рассмотрена.
В отечественном законодательстве установлены правила, по которым оформляются . Рассмотрим далее основные требования, предусмотренные нормами. В статье будут также представлены образцы административных исковых заявлений .
Общие сведения
После введения в действие КАС РФ, система судопроизводства подверглась существенным изменениям. В первую очередь откорректированы правила оформления и предъявления документов в инстанции. В настоящее время все рассматриваются в порядке, закрепленном КАС. Неисполнение предусмотренных в нем требований влечет различные последствия, в том числе, отказ от рассмотрения претензий и возврат документов.
Административное КАС РФ
Основные правила оформления претензий закрепляет В ней указывается, что составляется в письменном виде. Обязательным реквизитом документа является подпись. Ее может поставить сам заявитель или его представитель. Последний должен иметь на это полномочия, подтвержденные доверенностью. , должен также содержать:
Образец административного , согласно КАС , включает в себя текст, в котором лицо описывает свои требования. Субъект, предъявляющий претензии, должен привести информацию о том, какие именно права были нарушены ответчиком, либо о причинах, которые могут привести к ущемлению его интересов. Специалисты рекомендуют использовать деловой, официальный тон, избегать эмоционально окрашенных предложений и слов. Исковое заявление (административное или любое другое) должно быть понятно людям, которые будут его рассматривать. В этой связи целесообразно воспользоваться техническими средствами для его составления. Можно, конечно, написать и от руки, но в таком случае почерк должен быть разборчивым. Любойсодержит конкретные требования к ответчику. При их изложении заинтересованному лицу следует ссылаться на нормы законодательства. Просьбы должны быть выражены четко и понятно.
Дополнительно
Для некоторых споров законодательство устанавливает обязательный порядок претензионного (досудебного) урегулирования. В этом случае в претензии следует указать на его соблюдение и приложить к ней подтверждающие документы. Если до подачи административного искового заявления обжаловались действия/бездействия или акты в порядке подчиненности, необходимо сообщить об этом. В конце документа перечисляются приложения, ставятся число и подпись.
Административное исковое заявление об оспаривании решений структур власти
Граждане и представители юрлиц достаточно часто обращаются в разного рода территориальные, региональные или федеральные органы с теми или иными претензиями. В случае получения отказа в удовлетворении какого-либо требования или при неполучении ответа от властной структуры заинтересованный субъект может направить . При его оформлении следует учесть одну важную особенность. Составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, лицо может просить о применении мер защиты. Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.
Обжалование действий должностных лиц
Административное исковое заявление используется как средство восстановления нарушенных интересов и прав при оформлении тех или иных документов. К примеру, гражданин предъявил в срок все необходимые бумаги в регистрирующий орган, а его служащий необоснованно отказывается их принять. Административный иск об обжаловании действий должностного лица подается в порядке, установленном нормами 22 главы Кодекса.
Сложности на практике
В рамках административного судопроизводства можно оспорить действия и решения разных должностных лиц, в том числе и сотрудников ФССП. Между тем, в ряде случаев такое обжалование направлено на затягивание исполнительного пристав теряет время на посещение заседаний, представление тех или иных документов по требованию суда. Должник, в свою очередь, в это время не исполняет возложенные на него обязательства.
Приложения
Как выше говорилось, образец административного искового заявления содержит перечень документов, подтверждающих обстоятельства, о которых говорится в тексте. В число приложений входят:
- Уведомление о вручении либо иной документ, доказывающий получение другими лицами, привлеченными к спору, копий материалов дела. Если другим сторонам не были направлены экземпляры претензий и документов, прилагаемых к ним, они предоставляются в суд истцом. Их количество должно соответствовать числу участников. При необходимости экземпляры направляются и прокурору.
- Квитанция об уплате пошлины, ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки в ее оплате, уменьшении размера или документ, подтверждающий право на льготу. Сумма отчисления устанавливается законодательством. К ходатайству должны прилагаться документы, подтверждающие наличие оснований для уменьшения размера пошлины, предоставления отсрочки/рассрочки.
- Доверенность или другие бумаги, в соответствии с которыми к делу привлекается представитель. Кроме этого, предъявляется документ, удостоверяющий наличие у него высшего юр. образования.
- Бумаги, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка или содержащие информацию о жалобе, направленной в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения.
- Другие документы, приложение которых в соответствии с КАС, является обязательным.
Законодательство допускает возможность предоставления бумаг в электронном виде.
Особенности представительства
Законодательство закрепляет перечень субъектов, которые не могут выступать в качестве доверенных лиц. В него включены прокуроры, следователи, судьи и прочие граждане, участие в процессе которых не предусмотрено. Представители предъявляют документы, подтверждающие наличие надлежащего образования, полномочий.
Результаты рассмотрения
После изучения претензий и документов, должно быть принято решение по административному исковому заявлению. Основания для него регламентируются в 127-130 статьях Кодекса. Суд может принять иск к своему производству или отказать в этом, оставить его без движения. Принять к рассмотрению документы необходимо в трехдневный срок. После этого на протяжении 2-х мес. суд изучает иск и приложения к нему. По результатам рассмотрения выносится соответствующее определение. В случае принятия иска стороны оповещаются о времени, дате и месте проведения заседания. Инстанция вправе привлечь к разбирательству и других лиц, если спор затрагивает их интересы. Неявка кого-либо в заседание в случае надлежащего извещения не будет препятствием для отложения слушания.
Сокращенные сроки направления претензий
Выше говорилось о том, что, при оспаривании решений административный иск можно предъявить в течение 2-х мес. с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение. Однако для некоторых категорий дел законодательство предусматривает сокращенные сроки. Например:
- Исковое заявление об обжаловании решения представительного муниципального органа о самороспуске, отправке в отставку главы МО направляется в десятидневный срок. Исчисление осуществляется с даты принятия соответствующего постановления.
- Заявление об оспаривании решений, бездействий/действий исполнительной структуры региональной, территориальной власти по вопросам, касающимся согласования времени и места проведения собрания, демонстрации, пикетирования, шествия и пр., предъявляется также в течение 10 дней. Такой же срок предусмотрен и для обжалования предупреждений, вынесенных указанными институтами власти в отношении цели мероприятия. Исчисление осуществляется с даты, когда лицу (организации или гражданину) стало известно об ущемлении его интересов и прав.
Порядок разбирательства
Слушание начинается с выступления судьи. Он проверяет, все ли лица, участвующие в деле, присутствуют. После этого сторонам разъясняются обязанности и права. Любой участник до начала рассмотрения административного иска по существу может заявить отвод. Если о нем никто не ходатайствует, начинается непосредственное рассмотрение претензий. В ходе слушания выступать, задавать вопросы, давать объяснения стороны вправе исключительно с разрешения судьи. После его доклада слово предоставляется истцу, затем ответчику. Последними выступают третьи лица. После этого суд изучает представленные доказательства. При необходимости стороны дают пояснения.
Прения
В ходе них ссылаться на доказательства, не изученные судом. Вместе с тем законодательство допускает отступление от данного правила. При необходимости судья может вынести определение о возобновлении рассмотрения материалов дела. В прениях последнее слово всегда остается за ответчиком. После их завершения суд удаляется в специальную комнату, где выносит постановление по существу рассмотренного дела.
Отложение разбирательства
Предусмотренный в законодательстве порядок рассмотрения административных исков считается весьма эффективным и оперативным способом восстановления нарушенных интересов и прав. Между тем, в некоторых случаях разбирательство может быть отложено. Основаниями для такого решения может быть:
- Необходимость в производстве дополнительных Это может быть экспертиза, вызов специалиста и пр.
- Представление стороной ходатайства об истребовании дополнительных доказательств по делу.
- Неявка лица, присутствие которого включено в число обязательных условий проведения заседания, при условии, что оно было надлежащим образом уведомлено о слушании.
В случае отложения разбирательства суд выносит определение. В нем он указывает новое время и дату слушания.
Заключение
После вынесения окончательного решения по рассмотренному делу дается месяц на подачу апелляции. После чего постановление обязательно для исполнения. КАС РФ считается относительно новым Кодексом, поэтому на практике возникают сложности при подаче административных исков. Во избежание возврата документов следует внимательно изучить нормы законодательства, правила оформления бумаг. Специалисты рекомендуют обращаться за помощью к квалифицированным юристам, имеющим определенный опыт в ведении административных дел. Кроме того, не следует забывать, что в некоторых спорах могут участвовать только лица, имеющие соответствующее образование.
Административный иск и административное исковое заявление Содержание административного искового заявления в 2018 году Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями Особенности содержания административного иска об оспаривании нормативного акта Административный иск и административное исковое заявление Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:
- его право нарушено;
- его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
- на него незаконно возложена обязанность;
- ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.
С 15 сентября 2015 года в Российской Федерации вступает в силу новый кодекс –Кодекс административного судопроизводства в Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ). Он будет регулировать вопросы, связанные с процедурой подачи в суд по делам, возникшим из публичных правоотношений, в том числе и делам, относящимся к главе 25 ГПК РФ. При этом особо стоит отметить, что введение КАС РФ не отменяет нормы ГПК, при этом нормы КАС РФ во многом дублируют положения ГПК, потому, по нашему мнению, приемлемо будет даже после 15 сентября ссылаться на нормы ГПК.
Ниже мы приведем наиболее существенные изменения, которые вступят в силу с 15 сентября 2015 года. В соответствии со ст. 38 КАС РФ сторонами по делу является административный истец (ранее именуемый заявитель) и административный ответчик (ранее именуемый заинтересованным лицом).
Административный иск по кас рф — образец
Ст. 154 КАС РФХодатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение. 1. Ходатайства об истребовании новых доказательств, о привлечении к участию в административном деле других лиц, об отложении административного дела и по другим вопросам судебного разбирательства должны быть разрешены с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и с вынесением определения непосредственно после их заявления <340.
<340 По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм.
Ходатайства по кас рф
Внимание
Обязательным реквизитом документа является подпись. Ее может поставить сам заявитель или его представитель. Последний должен иметь на это полномочия, подтвержденные доверенностью. Образец административного искового заявления, согласно КАС, должен также содержать:
- Наименование инстанции, в которую адресуется документ.
- Сведения о заявителе.
Указываются его ФИО, место проживания (если им является гражданин) или наименование и адрес местонахождения (если им выступает организация), номер телефона. Юрлица должны также привести данные о госрегистрации. Граждане дополнительно указывают сведения о наличии высшего юридического образования, если планируют участвовать в делах, к которым привлечение представителя является обязательным.
Здесь также следует указать Ф.И.О.
An error occurred.
КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ. В нем должны указываться:
- данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
- регистрационные данные оспариваемого акта;
- данные о применении оспариваемого акта к истцу;
- данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
- сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
- ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
- требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.
Статья 154 кас рф. разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле
Когда заявленное ходатайство не направлено на решение задач административного судопроизводства, суд обязан вынести мотивированное определение (постановление) об отказе в его удовлетворении и отразить в нем доводы, в связи с наличием которых он считает заявленное ходатайство необоснованным <342. <342 По аналогии с уголовно-процессуальным институтом. См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 января 1996 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 11. 4. Судьям следует с одинаковым вниманием относиться к заявлениям всех участников судебного разбирательства, проявлять должный такт при обращении к прокурору, представителю, административному истцу и другим участникам процесса <343.
<343 По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм.
Статья 154. разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле
В отечественном законодательстве установлены правила, по которым оформляются административные исковые заявления в суд. Рассмотрим далее основные требования, предусмотренные нормами. В статье будут также представлены образцы административных исковых заявлений.
Общие сведения После введения в действие КАС РФ, система судопроизводства подверглась существенным изменениям. В первую очередь откорректированы правила оформления и предъявления документов в инстанции. В настоящее время все административные споры рассматриваются в порядке, закрепленном КАС.
Важно
Неисполнение предусмотренных в нем требований влечет различные последствия, в том числе, отказ от рассмотрения претензий и возврат документов. Административное исковое заявление: КАС РФ Основные правила оформления претензий закрепляет 125 статья Кодекса. В ней указывается, что исковое заявление (административное) составляется в письменном виде.
КАС РФ. Например, по отношению к призывной комиссии вышестоящей является призывная комиссия субъекта Федерации (Санкт-Петербурга). КАС РФ вносит незначительные изменения в положения об обеспечительных мерах – прежде всего, изменив их название на меры предварительной защиты по административному иску. Они могут применяться в случае:
- до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
- защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Законодатель также изменил перечень оснований, по которым административному истцу может быть отказано в принятии заявления.
Так, п. 3 ч. 1 ст.
КАС РФ;
- указание, какие права административного истца подверглись нарушению, обоснование незаконности действия, решения, нормативного акта.
Иные особенности рассмотрим ниже, т. к. они относятся к административным делам определенной категории. Несоблюдение требований к содержанию рассматриваемого документа влечет оставление его без движения в порядке ст. 130 КАС РФ до исправления недочетов. Если же истец проигнорирует требования суда, иск будет возвращен без рассмотрения. Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями В некоторых случаях предмет иска обусловливает особенности его содержания. В таких ситуациях можно использовать отдельный образец административного искового заявления об оспаривании решения тех или иных госорганов или должностных лиц. Ст.
Образец ходатайства кас рф
Это может быть экспертиза, вызов специалиста и пр.
- Представление стороной ходатайства об истребовании дополнительных доказательств по делу.
- Неявка лица, присутствие которого включено в число обязательных условий проведения заседания, при условии, что оно было надлежащим образом уведомлено о слушании. В случае отложения разбирательства суд выносит определение. В нем он указывает новое время и дату слушания. Заключение После вынесения окончательного решения по рассмотренному делу дается месяц на подачу апелляции. После чего постановление обязательно для исполнения.
КАС РФ считается относительно новым Кодексом, поэтому на практике возникают сложности при подаче административных исков. Во избежание возврата документов следует внимательно изучить нормы законодательства, правила оформления бумаг.
Ходатайства по кас рф образец
В случае получения отказа в удовлетворении какого-либо требования или при неполучении ответа от властной структуры заинтересованный субъект может направить административное исковое заявление. При его оформлении следует учесть одну важную особенность. Составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, лицо может просить о применении мер защиты. Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.
Особенностью нового кодекса является то, что ст. 137 КАС РФ предусматривает возможность примирения сторон, в свою очередь мы полагаем, что исходя из сути правоотношений к главе 22 КАС РФ примирение сторон не применимо. Оценивая возможность заключения мирового соглашения при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ, Верховный суд указал: «по делам данной категории суд не вправе утвердить мировое соглашение между заявителем и заинтересованным лицом, поскольку в этом случае судом проверяется законность оспариваемых решений, совершенных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и на решение этого вопроса не могут повлиять те или иные договоренности между заявителем и заинтересованным лицом». Новый кодекс (ст.