Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Фз об унитарных предприятиях
1. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
3. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
4. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
5. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, а также земельных участков (в том числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в границах территорий морских портов;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи;
3) отдавать арендные права в залог;
4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
6. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
7. В случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, государственное или муниципальное предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента, предусмотренные концессионным соглашением.
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;
17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе:
Изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
Доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
Утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
4. Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.
5. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта Российской Федерации, не могут быть переданы субъектом Российской Федерации Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
С изменениями и дополнениями от:
8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г.
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Устанавливаются следующие виды унитарных предприятий:
— унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие);
— унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Законом определяются правоспособность унитарного предприятия (ст.3), требования к фирменному наименованию предприятия (ст.4), его филиалам и представительствам, (ст.5), порядок участия в других юридических лицах. Отдельная статья посвящена ответственности унитарного предприятия.
Определяется общий порядок учреждения унитарного предприятия (ст.8), требования к сведениям, которые должны содержаться в его учредительных документах (уставе).
Глава III определяет источники формирования имущества унитарного предприятия и требования к размеру и составу уставного фонда унитарного предприятия.
Статьей 12 установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия — не менее чем 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Определяется порядок формирования уставного, резервного и иных фондов, а также условия и порядок увеличения или уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.
Так как правоспособность государственного (муниципального) унитарного предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной, Законом устанавливается порядок распоряжения имуществом предприятия. Движимым имуществом (в том числе произведенной продукцией) такое предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом, недвижимым — только с согласия собственника. Такое предприятие может распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным (муниципальным) предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, как правило, самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги).
Глава IV Закона устанавливает порядок управления унитарным предприятием. Предусмотрены определенные требования, предъявляемые к руководителю предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит возглавляемое им унитарное предприятие.
Отдельная статья (ст.22) регламентирует порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собственника имущества предприятия.
Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия имеет право получать часть прибыли от использования предприятием имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяется уставом предприятия.
Глава V Закона регулирует вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные до вступления в силу Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
«Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. n 161-ФЗ» (под ред. В.А. Вайпана) («Юстицинформ», 2003)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР
ЮРИДИЧЕСКОГО ДОМА «ЮСТИЦИНФОРМ»
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»
ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. N 161-ФЗ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 мая 2003 года
Под редакцией
кандидата юридических наук
В.А. ВАЙПАНА
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Вайпан Виктор Алексеевич (предисловие, ст. 1, ст. 2), заведующий отделом научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Главный редактор журнала «Право и экономика». Член Центрального совета Союза юристов России. Адвокат. Кандидат юридических наук. Специалист по трудовому и гражданскому праву. Автор многочисленных публикаций.
Гладких Сергей Рудольфович (ст. 6 — 10, 29 — 35), юрист Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Специалист по гражданскому, налоговому праву, по гражданскому и арбитражному процессу, а также по системному анализу законодательства. Автор ряда книг и публикаций в юридических журналах.
Любимов Алексей Павлович (ст. 3, 20, 22 — 24, 26 — 28), юрист Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалист по гражданскому праву, а также по системному анализу законодательства. Автор ряда книг и публикаций в юридических журналах.
Орловский Юрий Петрович (ст. 21, 25), заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор. Специалист по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций (около 250).
Щербинин Сергей Сергеевич (ст. 4 — 5, 11 — 19, 36 — 38), руководитель Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Специалист по гражданскому, конституционному праву, а также по системному анализу законодательства. Кандидат юридических наук. Автор ряда комментариев к законодательству, а также статей в научных сборниках, юридических и экономических журналах.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий Комментарий знакомит читателя с новым Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который является одним из важнейших правовых актов в сфере гражданского законодательства.
Современная экономика России все еще в значительной степени основана на государственной и муниципальной формах собственности. Это предопределяет существование большого количества государственных и муниципальных предприятий. Однако длительное отсутствие специального закона о правовом статусе унитарных предприятий существенно ослабляло правовое регулирование этими субъектами хозяйственной деятельности. Новый Закон, который вступил в силу с момента опубликования в «Российской газете» (3 декабря 2002 г.), наконец создал единую правовую базу для деятельности унитарных предприятий. В нем содержатся ответы на многие вопросы, возникавшие в правоприменительной практике.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации новый Закон существенно детализировал правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия (его права, обязанности и ответственность при создании, деятельности, реорганизации и ликвидации). Закон установил основы управления унитарным предприятием, порядок формирования и использования его имущества, а также специально урегулировал права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий.
На деятельность унитарных предприятий распространяются общие правила гражданского законодательства, касающиеся юридических лиц, с особенностями, установленными ГК РФ и комментируемым Законом. Следует отметить, что новый Закон принципиально не изменил предусмотренное ГК РФ правовое положение унитарных предприятий, но появилось несколько новых норм, существенно меняющих режим их деятельности.
Коллектив авторов данного Комментария, состоящий из специалистов ведущих юридических организаций, ставил своей целью прежде всего разъяснить ключевые положения нового Закона и показать возможности его применения на практике. В Комментарии также дан детальный анализ действующих в настоящее время нормативных актов, регулирующих деятельность унитарных предприятий, обращено внимание на существующие противоречия норм и пробелы в законодательстве.
Комментарий написан доступным языком и предназначен для руководителей и специалистов государственных и муниципальных предприятий, юристов-профессионалов, адвокатов, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также широкого круга читателей.
Ответственный редактор,
кандидат юридических наук
В.А.ВАЙПАН
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
1. Правовые нормативные акты
Закон — Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации
Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия — Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, утвержденный распоряжением Мингосимущества России от 16 февраля 2000 г. N 188-р
Закон о госрегистрации юридических лиц — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»
Закон о банковской деятельности — Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»
Закон о банкротстве — Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Закон об атомной энергетике — Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
Закон РСФСР N 948-1 — Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 (в ред. от 9 октября 2002 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
Закон о производственных кооперативах — Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»
Закон об исполнительном производстве — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»
Закон о регистрации прав на имущество — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
2. Официальные издания
СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации
РГ — Российская газета
БНА — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
3. Прочие сокращения
ФАС — федеральный арбитражный суд
ОФК — орган федерального казначейства
ФГУП — федеральное государственное унитарное предприятие
ГУП — государственное унитарное предприятие
14 ноября 2002 года N 161-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья устанавливает непосредственную связь Закона с ГК РФ — основным кодифицированным нормативным правовым актом гражданского законодательства. ГК РФ содержит наиболее важные положения гражданского законодательства и обеспечивает единообразное регулирование гражданско-правовых отношений на всей территории Российской Федерации. С помощью ГК РФ достигается согласованность норм различных законодательных актов в сфере гражданского права, в том числе комментируемого Закона.
Отношения, регулируемые Законом, относятся к предмету гражданского права и входят в сферу действия ГК РФ и других актов гражданского законодательства.
2. В статьях 113 — 115 и в гл. 19 ГК РФ содержатся принципиальные положения, на которых должно базироваться законодательство о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В соответствии с данными положениями Закон установил детализированную систему норм, определяющих правовое положение унитарного предприятия (его права, обязанности и ответственность при создании, деятельности, реорганизации и ликвидации; общие принципы формирования и использования его имущества; основы управления предприятием), а также регулирующих права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий.
3. Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется только ГК РФ и комментируемым Законом. В то же время иные отношения, связанные с созданием и деятельностью унитарных предприятий, могут регулироваться другими нормативно-правовыми актами.
В настоящее время юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК РФ и Закона, также на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов.
Статья 2. Унитарное предприятие
Комментарий к статье 2
1. Статья 2 Закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия (наряду с учреждениями), в отличие от других коммерческих и некоммерческих организаций, не являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Имущество закрепляется за унитарными предприятиями на ином вещном праве.
Унитарные предприятия вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, не являясь его собственником, с ограничениями, предусмотренными ГК РФ и Законом.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим предприятиям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).
Унитарное предприятие является такой организационно-правовой формой юридического лица, в которой могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
2. Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что они создаются и действуют только на основе государственной или муниципальной собственности. Соответственно их учредителями могут быть лишь Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Статья 125 ГК РФ устанавливает общий порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии с указанной нормой п. 1 ст. 2 Закона предусматривает, что в рамках своей компетенции права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют:
— от имени Российской Федерации — органы государственной власти Российской Федерации. Сюда следует отнести Правительство РФ, Минимущество России, отраслевые федеральные органы исполнительной власти;
— от имени субъекта Российской Федерации — органы государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним относятся соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В городе Москве это, например, Правительство Москвы, Департамент имущества г. Москвы, отраслевые департаменты Правительства Москвы;
— от имени муниципального образования — органы местного самоуправления. К ним относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Подробнее права собственника имущества унитарного предприятия рассматриваются в комментарии к ст. 20 Закона.
3. В отличие от учредителей других юридических лиц собственник имущества унитарного предприятия не утрачивает права собственности на имущество унитарного предприятия после его создания. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям. Правовой режим хозяйственного ведения и оперативного управления регулируется Законом и нормами гл. 19 ГК РФ.
Правовой режим имущества унитарного предприятия не может быть изменен собственником этого имущества.
Согласно п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены ст. 294, 295 ГК РФ. В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. При этом Закон прямо запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований (п. 4). Соответственно у имущества унитарного предприятия может быть только один собственник.
В связи с этим п. 5 ст. 20 Закона устанавливает, что правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут передаваться от одного собственника к другому. Так, например, Российская Федерация не может передать свои правомочия собственника в отношении федерального государственного предприятия субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, а те, в свою очередь, не могут передать свои правомочия в отношении созданных ими унитарных предприятий Российской Федерации.
В то же время федеральные государственные унитарные предприятия могут передаваться в целом как имущественные комплексы из федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Порядок такой передачи установлен Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации».
4. Следуя принципу неделимости имущества унитарного предприятия, Закон ввел новую норму, согласно которой унитарные предприятия теперь не вправе создавать в качестве юридического лица другие унитарные предприятия путем передачи ему части своего имущества, т.е. дочерние предприятия.
Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии (действующая редакция)
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
- Для блога
- Текст
Комментарий к ст. 113 ГК РФ
1. Унитарное предприятие обладает следующими характерными признаками:
1) это всегда коммерческая организация, т.е. основной целью создания унитарного предприятия является извлечение прибыли;
2) оно не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности. Исходя из этого, в форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия;
3) его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Данный признак вытекает из самого понятия «унитарный», что означает составляющий одно целое, единый. Имущество может находиться в оперативном управлении или хозяйственном ведении, что определяет объем прав предприятия в отношении имущества и степень ответственности предприятия;
4) его учредительным документом является устав;
5) его фирменное наименование должно содержать указание на:
— организационно-правовую форму: «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие», «муниципальное предприятие» или «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие», «муниципальное казенное предприятие»;
— собственника имущества (Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование);
— слово «казенное» (для казенного предприятия);
6) оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;
7) оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;
8) собственник его имущества, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;
9) может быть реорганизовано в соответствии с ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и законами о приватизации.
2. Особенности создания унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия):
1) создается на базе государственного или муниципального имущества;
2) создается только в случаях, предусмотренных ст. 8 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»:
— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;
— необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;
— необходимость осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
— необходимость разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;
— необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
— необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
— необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий;
3) может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;
4) учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Исключения: уставы федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утверждаются Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со ст. 6 ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», — государственными академиями наук.
Отличительная особенность устава казенного предприятия — устав должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;
5) фирменное наименование должно содержать слово «казенное»;
6) уставной фонд не формируется.
3. В уставе унитарного предприятия обязательно указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда (за исключением устава казенного предприятия). Уставный фонд казенного предприятия не формируется, однако в уставе должны содержаться сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
4. Органом унитарного предприятия является руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый уполномоченным собственником органом, если иное прямо не предусмотрено в законе, и подотчетный ему.
Руководитель унитарного предприятия вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, в т.ч. представлять его интересы, совершать в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждать структуру и штаты унитарного предприятия, осуществлять прием на работу работников такого предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры, издавать приказы, выдавать доверенности в порядке, установленном законодательством.
5. Применимое законодательство:
— ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
— ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
— ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
— Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872;
— Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739;
— Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234;
— Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.06.2011 N 1060-р);
— Приказ Минэкономразвития РФ от 02.03.2005 N 49;
— Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205;
— распоряжение Минимущества РФ от 11.12.2003 N 6945-р;
— Приказ Росатома от 21.05.2008 N 116;
— Приказ Роскосмоса от 23.01.2013 N 21к;
— письмо Росимущества от 20.06.2005 N ВН-12/13361.
— Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2014 N Ф09-14933/13 по делу N А34-2726/2012;
— Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 N Ф06-2425/13 по делу N А55-7956/2013;
— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 N 12АП9497/12.
www.zakonrf.info
ФЗ об унитарных предприятиях
Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 определяет статус соответствующих учреждений, правовую основу их деятельности, порядок создания, реорганизации и упразднения. Текст закона активно дорабатывается и приводится в актуальное соответствие с общими нормами законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.
А вы знаете, какому вопросу посвящен 210 ФЗ с изменениями на 2018 год?
Описание закона
ФЗ 161 был принят 11 октября 2002 года. Краткое содержание Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” можно рассмотреть по структурному разделению документа по главам:
- общие положения - определяют основные понятия закона, регулируют общие аспекты, участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях, их ответственность;
- процедура учреждения гос или муниципального унитарного предприятия;
- предписания по имуществу и уставному фонду ;
- управление учреждением ;
- порядок реорганизации и ликвидации данных организаций .
Каждая глава регламентирует отдельные вопросы по приведенным положениям. Все они активно дорабатываются в соответствии с изменениями в текущем законодательстве. Последние поправки в документ были внесены в мае 2016 года.
Под таким же номером существует 161 ФЗ о национальной платежной системе (последняя редакция).
Основное в ФЗ о гос и муниципальных унитарных предприятиях
Унитарным предприятием по ФЗ 161 согласно статье 2 считается коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Такой формой обладают только государственные или муниципальные учреждения. Собственником их имущества является Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.
Статья 2 регулирует основные принципы , касающиеся деятельности данных организаций:
- используемое имущество является неделимым;
- не допускается создание дочерних учреждений с передачей части имущества;
- организация должна обладать собственным балансом;
- унитарные предприятия могут быть следующих видов - государственное с правом хозяйственного ведения и казенное с правом оперативного управления;
- печать учреждения должна быть круглой, с информацией на русском языке по названию и местонахождению, допускается дополнительно указывать аналогичную информацию на иных языках;
- не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества РФ.
Скачать Закон о государственных унитарных предприятиях ФЗ 161 можно по данной ссылке. Документ представлен в последней редакции, с актуальными на 2017 год изменениями.
ФЗ 161 о ГУП и МУП регламентирует основные вопросы деятельности данных организаций. Текст закона будет актуален для его учредителей, собственников, правозащитников. Востребован он и для юристов, изучающих соответствующие разделы законодательства РФ.
Последние изменения в Законе о ФГУП
Последние изменения в ФЗ 161 о гос и муниципальных унитарных предприятиях были внесены 23 мая 2016 года. Они коснулись следующих положений:
- во втором абзаце п 1 ст 2 ФЗ 161 были исключены слова «, а также государственная академия наук в порядке, установленном Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике «;
- второй абзац п 2 ст 8 признан утратившим юридическую силу;
- в п 2 ст 9 также были исключены слова «, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», - государственными академиями наук «;
- в первом абзаце п 7 статьи 9 были исключены слова “государственной академии наук, “;
- в статье 20.1 из наименования исключили слова «и подведомственных государственным академиям наук федеральных государственных унитарных предприятий «, а также упразднили второй пункт.
Некоторые статьи об управлении унитарными предприятиями актуальны как для руководителей, так и для юристов. Их редакцию следует рассмотреть в отдельном порядке.
Статья 21 ФЗ 161 содержит положения о руководителе унитарного предприятия. Предписывается, что он вправе действовать от лица учреждения без доверенности. При этом руководитель не может выступать учредителем другого юридического лица или занимать иные оплачиваемые должности в государственных организациях. Изменения в данную статью не вносились с даты опубликования закона.
Статья 22 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 регулирует заинтересованность в заключении сделок. Предписываются условия, по которым руководитель признается заинтересованным, а также необходимость в данной ситуации согласовывать сделку с собственником имущества. Поправки в данные положения закона не вносились, статья 22 действует в своей первоначальной редакции.
Ст 23 ФЗ 161 определяет понятие крупной сделки. Последние поправки в закон были внесены в 2013 году, по ним первый пункт был дополнен словами «, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами «.
- Закон "О недрах" Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I"О недрах" С изменениями и дополнениями от: 21 февраля, 26 июня, 25 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г., 3 марта 1995 г., 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, […]
- Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29"Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые […]
- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября 2001 […]
- Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
- Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ"О введении в действие […]
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ"Устав железнодорожного транспорта Российской […]
Государственной Думой
Советом Федерации
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007N 212-ФЗ,
от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 02.07.2010N 152-ФЗ,
от 18.07.2011 N 220-ФЗ, от 19.07.2011N 246-ФЗ)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
(в ред. Федерального законаот 01.12.2007 N 318-ФЗ)
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10настоящего Федерального закона.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядкеоткрывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
3. Отдельные виды деятельности, переченькоторых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия.
(в ред. Федерального законаот 18.12.2006 N 231-ФЗ)
Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным закономот 18.12.2006 N 231-ФЗ)
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
КонсультантПлюс: примечание.
ПостановлениемПравительства РФ от 03.12.2004 N 739 установлено, что решения по согласованию сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями, принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Действующий
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", а также государственная академия наук в порядке, установленном от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными настоящего Федерального закона.
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.